Мартин Лютер: религиозные взгляды и их воздействие на реформацию в Германии
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 5 + 5 источников
- Добавлена 16.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение.......................................................................................................3
1. Мартин Лютер: жизнь и формирование мировоззрения......................5
1.1. Детство и годы учебы...........................................................................5
1.2. Приобщение к Церкви …....................................................................9
2. Предпосылки церковной Реформации..................................................13
2.1. Разрыв Лютера с католической Церковью Германии.......................13
2.2. Роль идей Мартина Лютера в движении Реформации в Германии.18
3. Церковная реформа.................................................................................22
3.1. Католицизм и религиозные преобразования.....................................22
3.2. Мартин Лютер в последние годы своей жизни.................................27
Заключение..................................................................................................30
Список использованных источников и литературы.................................31
Так было, например, во Франции, в Нидерландах в 90-х годах XV в. крестьяне смогли добиться улучшения положения. В начале XVI века вспыхивали отдельные восстания в Швабии, в Австрии.
К крестьянам примкнули городские рабочие. Мюнцер как народный предводитель ходил с товарищами по южной Германии и рассказывал о том, что скоро закончится всякая власть и наступит царство евангельской свободы и братства. Это привело к решительным восстаниям по многим землям Германии. в разных местах, одно за другим. Вскоре они охватили Швабию, Эльзас, Требования дополнились отменой крепостного права, уменьшения феодальных повинностей, свободного пользования природными угодьями и пастбищами, а на первом плане — требования права выбирать самим своих пасторов. Вскоре решившись вооруженно отстаивать свои так долго нарушаемые права, крестьяне надеялись на поддержку Лютера, но он испугался масштабов и организации восстания и призвал к жестокому подавлению крестьянского восстания. Скоро восстание было жестоко подавлено, а положение бедняков стало еще хуже.
Все это сильно повредило делу Лютера. В результате во многих землях не только южной, но и северной Германии князья, которые до сих пор выжидали, теперь начали подавлять новое учение. А реформатор, разочаровавшись в народе за его отход от целей именно духовной свободы, стал его презирать.
Таким образом, с 1525 года Реформация вступила в новый период своего развития. Лютер не противится активизации участия князей в деле становления новых религиозных общин. Мало того, он признает этих представителей власти светскими епископами, что автоматически ставит церковное дело под контроль государства.
Но с этих пор Лютер уже не стоит во главе прогрессивного движения. Национально-религиозная реформа превращается в чисто церковную перемену, но даже в этом вопросе он становится гораздо консервативнее под влиянием разочарований и отступает от многих основ своего первоначального религиозного протеста. Он понял, что его проповеди о христианской свободе и ненужности добрых дел для спасения - опасное орудие в руках невежественных людей. Результатом таких размышлений стали два катехизиса — один, большой для учителей и пасторов, второй, малый для народа, которые в последствие стали основными вероисповедными книгами лютеранской церкви.
Христианская свобода по отношению к народу отвергнута. Лютер пишет: «Молодой и глупый народ следует учить всегда в одних и тех же выражениях; в противном случае неизбежны заблуждения... Кто не хочет учиться, того не допускать к Святому причастию; детей его оставлять некрещеными...». В подтверждение этому Лютер начинает регламентировать каждый шаг христианской жизни; вводит исповедь перед причастием, отдает право толкования Божьего слова священнику и проповеднику. Все это вновь ставит религиозное сознание под церковный контроль.
Такие консервативные меры второго периода Реформаторской деятельности Лютера свидетельствуют об утверждении в нем нетерпимости к чужим мнениям в делах веры.
Более последовательным является Лютер в заботах о качестве народного образования и возрождении после нескольких лет беспорядков университетов. Одним из выдающихся трудов Лютера по этому вопросу является его «Воззвание к представителям городов», в котором он говорит о необходимости народной школы для всех классов общества, об обязательном обучении, которое должно быть бесплатным для детей бедняков, создании народных библиотек.
Эту нетерпимость, ставшую причиной раскола в протестантском лагере, он оставил в наследство свои последователям. После того как в 1530 году протестантские князья представили свое исповедание веры, написанное Меланхтоном, император Карл V назначил комиссию из князей, юристов и богословов обеих партий для выработки соглашения. Результатом стало принятие летом 1532 года в Нюрнберге соглашения, по которому князья и города, уже живущие по новом исповеданию веры, могли им руководствоваться, пока не будет созван новый собор для разрешения религиозных споров, взамен император получал от них помощь во время войны.
После отъезда короля в Испанию по делам войны, при содействии протестантских князей Реформация была введена в конце 30-х годов в Вюртемберге, Бранденбурге, Брауншвейге, герцогстве Саксонском и других частях Северной Германии. За рубежами Германии Реформаторское учение вообще стало господствующей религией в Швеции и Дании. На протяжении более десяти лет до созыва собора, для выработки условий мирного сосуществования двух церквей проводятся съезды, заседают комиссии. Лютер желал лишь одного - чтобы протестантам была обеспечена свобода вероисповедания, чтобы единственным авторитетом стало Священное Писание. Созванный Тридентский собор отменил некоторые серьезные нарушения прав протестантов, но в целом только содействовал усилению папской власти и началу нового этапа усиления католического влияния.
3.2. Мартин Лютер в последние годы своей жизни.
В последние годы жизни Лютера прошли в заботах и огорчениях. Несмотря на распространение его учения уже за рубежи родной Германии, Мартин Лютер, осмысливая все прожитое и сделанное осознавал, что сам он и его учение все больше и становятся орудием для осуществления политических замыслов князей. Его мнением интересовались, но только в богословских вопросах. Он оставался авторитетом в споре о правильности того или иного толкования догматов, но как только затрагивались личные властные интересы правителе, то ему приходилось убеждаться в своей беспомощности и бессилии.
Продолжало растаскиваться католическое церковное имущество по замкам князей и их приближенных, и протесты Лютера по этому поводу никого не волновали. Церковное устройство все больше обрастало бюрократией, преобладающее влияние в ней получили юристы, а последние, к великому негодованию Лютера, снова начали вводить осужденное им каноническое право. Прибавляло ему множество страданий регулярные осмотры церквей и их общин. Все чаще Лютер отмечал усиливающееся разложение нравственности и безверие. Не раз реформатор признает удручающим положение вещей по сравнению с прежними временами. «В папстве, - пишет он, - мы жили некоторым образом в наружном иудействе, которое все же лучше язычества, ибо первое имеет от Бога и происхождение, и заповеди внешнего благоустройства. Теперь же, освободившись от папы, мы погрязли в язычестве: никто не делает добра, никто не молится». Наибольший размах падение нравственности и морали приобрел в городах, среди студентов и местных жителей.
И главным виновником всего этого безобразия было неверно понятое людьми его учение об оправдании одной лишь верой. И Лютер это понял. «Это учение, - пишет он, - должно было бы служить к исправлению людей, но выходит наоборот, и свет благодаря ему становится все хуже. Конечно, все это штуки дьявола, но люди теперь скупее, безжалостнее, развратнее - словом, гораздо хуже, чем раньше при папстве».
И в своем ближнем круге единомышленников, близких друзей-приверженцев Реформации Лютер уже не видел былого единодушия. Иными словами, последние годы его жизненного пути превратились в одну трагедию разрушенных и попранных чаяний и надежд. И, действительно, становится невыносимым бременем осознание того, что все усилия и жизнь были потрачены на утверждение и распространение значительного, по своей сути, дела, которое в конце концов распространилось среди людей и было ими воспринято и встроено в их жизнь, но не так, как задумывалось. Люди не стали тянуться к духовным вершинам учения, а приспособили его под свои жизненные устои и представления. Отсюда у реформатора в конце жизни появились мысли о бессмысленности его труда и неготовности народа бля этого учения.
Пытаясь избавиться от мучивших его размышлений, до самой кончины Лютер не переставал работал над исправлением капитального труда своей жизни - Библии, которая в 1545 году выходила уже четвертым изданием. И его ненависть к папе расписывается в последнем сочинении «Папство, учрежденное дьяволом в 1545 году» по поводу папского извращения идеи собора.
Постепенно здоровье его слабело, несколько раз был при смерти. В конце января 1546 года Лютер, не обращая внимания на холодную погоду и плохое самочувствие, по приглашению графов Мансфельд о посредничестве в одном семейном споре, отправился в дорогу. Делу он помог, но домой уже не вернулся. Мартин Лютер умер 18 февраля в Эйслебене, в городе своего рождения. Затем тело перевезли в Виттенберг и уже там торжественно похоронили в той самой дворцовой церкви, к воротам которой он когда-то прибивал свои знаменитые тезисы.
Таким образом, можно сказать, что Реформация в Германии, не привела к более эффективной модернизации социально-политического устройства общества того времени. Не было большого единства политических взглядов, ни лучшим государственным и общественных формам и методов управления. Реформация сделалась только новым рычагом для политических замыслов князей по ослаблению императорской власти и достигли желаемого. Для полного успеха реализации своих устремлений им нехватало только уничтожения независимости церковной иерархии от светской власти и приобретения церковных имуществ. Все это с лихвой дала князьям Реформация. А Вестфальский мир, в ущерб императорской власти, признал за ними практически полную самостоятельность как во внутренних, так и во внешних делах их государств. Так, Реформация способствовала в большей мере только утрате Германией единства в вопросах религии и политики. В вопросах веры лишь произошла замена одного авторитета другим.
Заключение
По итогам исследования, представляется необходимым сказать следующее.
При всех недостатках реформирования догматических религиозных взглядов, в отдельных моментах даже близко не похожих на заветы предков, Реформация все-таки имела определенное прогрессивное значение для общественного сознания.
Главная задача того периода истории заключалась в освобождении людей от нравственного и умственного гнета католической церкви, тормозившего развитие жизни в Германии во всех ее сферах. Сложившаяся феодальное устройство Церкви уже не отвечало требованиям развивающегося общества.
Само время подталкивало к освобождению от гнета, который порабощал и заставлял жить и работать в основном на увеличение благосостояния католической церковной верхушки. Значимому делу по освобождению совести и мысли послужила Реформация и во многом осуществила его. Правда, демократические и коммунистические теории, возникшие на почве свободного толкования Библии, заставили Лютера, а за ним и других реформаторов отступить от провозглашенного им принципа свободы, Но все же во многих аспектах принцип свободы мысли является все-таки продуктом протестантизма. Этому также способствовали идеи Лютера о модернизации системы образования, устройства народных библиотек, многие из которых реализовывались уже после смерти реформатора. Не все, что планировалось Лютером осуществилось, во многом это было связано с ограниченностью сознания, сформировавшегося в условиях церковного гнета, как общественности, так и самого Лютера и его сторонников.
Список использованных источников и литературы
Источники:
95 тезисов Мартина Лютера. [Электронное издание] URL:https://mse.msu.ru/history/22/book/text-22-02.pdf (дата обращения 27.05.2022).
Литература:
Бецольд Ф. Фон. История Реформации в Германии в 2 т. Т. 2. КНИГИ ; ИСТОРИЯ Название:История Реформации в Германии в 2 т. Т. 2. Автор:Бецольд, Ф. фон. Издательство:Издание Л. Ф. Пантелеева Год:1900. [Электронный ресурс] URL:https://booksee.org/book/769278 (дата обращения 27.05.2022).
История Германии. Т. 1. С древнейших времен до создания Германской империи. [Электронное издание] URL:https://mse.msu.ru/history/22/book/text-22-01.pdf (дата обращения 27.05.2022).
Лютер / Иван Горби. - М.: Молодая гвардия: Палимпсест. 2000. - 513 с., [16] л. ил., порт., факс.; 21 см — (Жизнь замечательных людей: Сер. Биогр.: Осн. В 1933 г. М. Горьким. Вып. 786).
Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность // Биографический очерк Б.Д. Порозовской. [Электронное издание] URL:http://лютера.рф/wp-content/uploads/2017/05/mlutheref.pdf (дата обращения 27.05.2022).
Реформация и Контрреформация. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола / М. М. Филиппов, Б. Д. Порозовская, М. В. Барро, А. А. Быков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 336 с. — (Серия : Открытая наука).
Реформация и протестантизм в мировой истории // Сборник тезисов и докладов, Санкт-Петербург. - 2017 [Электронное издание] URL:http://nb-akhud.ru/web/files/images/Confrerence_Reform-500_SPb.2017__Abstracts.pdf (дата обращения 27.05.2022).
Фокин И.Л. Реформация в философии истории («Истории Спасения») Якоба Бёме // Христианское чтение. - 2017. - № 5. - С. 150-157.
Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность // Биографический очерк Б.Д. Порозовской. [Электронное издание] URL:http://лютера.рф/wp-content/uploads/2017/05/mlutheref.pdf (дата обращения 27.05.2022).
Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность // Биографический очерк Б.Д. Порозовской. [Электронное издание] URL:http://лютера.рф/wp-content/uploads/2017/05/mlutheref.pdf (дата обращения 27.05.2022).
Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность // Биографический очерк Б.Д. Порозовской. [Электронное издание] URL:http://лютера.рф/wp-content/uploads/2017/05/mlutheref.pdf (дата обращения 27.05.2022).
Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность // Биографический очерк Б.Д. Порозовской. [Электронное издание] URL:http://лютера.рф/wp-content/uploads/2017/05/mlutheref.pdf (дата обращения 27.05.2022).
Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность // Биографический очерк Б.Д. Порозовской. [Электронное издание] URL:http://лютера.рф/wp-content/uploads/2017/05/mlutheref.pdf (дата обращения 27.05.2022).
Фокин И.Л. Реформация в философии истории («Истории Спасения») Якоба Бёме // Христианское чтение. - 2017. - № 5. - С. 150-157.
95 тезисов Мартина Лютера. [Электронное издание] URL:https://mse.msu.ru/history/22/book/text-22-02.pdf (дата обращения 27.05.2022).
Там же.
Реформация и Контрреформация. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола / М. М. Филиппов, Б. Д. Порозовская, М. В. Барро, А. А. Быков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 336 с. — (Серия : Открытая наука).
Лютер / Иван Горби. - М.: Молодая гвардия: Палимпсест. 2000. - 513 с., [16] л. ил., порт., факс.; 21 см — (Жизнь замечательных людей: Сер. Биогр.: Осн. В 1933 г. М. Горьким. Вып. 786).
История Германии. Т. 1. С древнейших времен до создания Германской империи. [Электронное издание] URL:https://mse.msu.ru/history/22/book/text-22-01.pdf (дата обращения 27.05.2022).
Реформация и протестантизм в мировой истории // Сборник тезисов и докладов, Санкт-Петербург. - 2017 [Электронное издание] URL:http://nb-akhud.ru/web/files/images/Confrerence_Reform-500_SPb.2017__Abstracts.pdf (дата обращения 27.05.2022).
Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность // Биографический очерк Б.Д. Порозовской. [Электронное издание] URL:http://лютера.рф/wp-content/uploads/2017/05/mlutheref.pdf (дата обращения 27.05.2022).
Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность // Биографический очерк Б.Д. Порозовской. [Электронное издание] URL:http://лютера.рф/wp-content/uploads/2017/05/mlutheref.pdf (дата обращения 27.05.2022).
Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность // Биографический очерк Б.Д. Порозовской. [Электронное издание] URL:http://лютера.рф/wp-content/uploads/2017/05/mlutheref.pdf (дата обращения 27.05.2022).
Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность // Биографический очерк Б.Д. Порозовской. [Электронное издание] URL:http://лютера.рф/wp-content/uploads/2017/05/mlutheref.pdf (дата обращения 27.05.2022).
33
33
Источники:
95 тезисов Мартина Лютера. [Электронное издание] URL:https://mse.msu.ru/history/22/book/text-22-02.pdf (дата обращения 27.05.2022).
Литература:
Бецольд Ф. Фон. История Реформации в Германии в 2 т. Т. 2. КНИГИ ; ИСТОРИЯ Название:История Реформации в Германии в 2 т. Т. 2. Автор:Бецольд, Ф. фон. Издательство:Издание Л. Ф. Пантелеева Год:1900. [Электронный ресурс] URL:https://booksee.org/book/769278 (дата обращения 27.05.2022).
История Германии. Т. 1. С древнейших времен до создания Германской империи. [Электронное издание] URL:https://mse.msu.ru/history/22/book/text-22-01.pdf (дата обращения 27.05.2022).
Лютер / Иван Горби. - М.: Молодая гвардия: Палимпсест. 2000. - 513 с., [16] л. ил., порт., факс.; 21 см — (Жизнь замечательных людей: Сер. Биогр.: Осн. В 1933 г. М. Горьким. Вып. 786).
Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность // Биографический очерк Б.Д. Порозовской. [Электронное издание] URL:http://лютера.рф/wp-content/uploads/2017/05/mlutheref.pdf (дата обращения 27.05.2022).
Реформация и Контрреформация. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола / М. М. Филиппов, Б. Д. Порозовская, М. В. Барро, А. А. Быков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 336 с. — (Серия : Открытая наука).
Реформация и протестантизм в мировой истории // Сборник тезисов и докладов, Санкт-Петербург. - 2017 [Электронное издание] URL:http://nb-akhud.ru/web/files/images/Confrerence_Reform-500_SPb.2017__Abstracts.pdf (дата обращения 27.05.2022).
Фокин И.Л. Реформация в философии истории («Истории Спасения») Якоба Бёме // Христианское чтение. - 2017. - № 5. - С. 150-157.
Вопрос-ответ:
Какие религиозные взгляды имел Мартин Лютер?
Мартин Лютер был протестантским реформатором и основателем лютеранской церкви. Он отвергал ряд учений католической церкви, включая идею о посредничестве священством, определенные таинства и идею о покаянии через покупку попустительств. Лютер верил в спасение через веру в Бога и Его милосердие, а также в верность Библии как единственного источника божественной истины.
Какие события в жизни Мартина Лютера привели к формированию его религиозного мировоззрения?
Важными событиями в жизни Мартина Лютера, которые повлияли на формирование его религиозных взглядов, были его образование в монастыре, где он изучал Библию и силлогизмы аристотелевской логики, а также его поездка в Ватикан, где он столкнулся с коррупцией и моральным разложением католической церкви. Эти опыты способствовали его осознанию необходимости церковной реформации и привели к формированию его убеждений о значении веры и Священного Писания.
Какие религиозные идеи пропагандировал Мартин Лютер?
Мартин Лютер пропагандировал идею о спасении через веру в Бога и Его милосердие, а не через усилия человека или покупку благодати у церкви. Он отвергал идею о посредничестве священства и придерживался убеждения, что каждый человек имеет прямой доступ к Богу. Также Лютер настаивал на важности Библии как источника божественной истины и выступал против практик церкви, которые не имели основания в Писании, например, покупку попустительств и реликвий.
Какие изменения внес Мартин Лютер в церковные традиции Германии?
Мартин Лютер внес ряд изменений в церковные традиции Германии. Он перевел Библию на немецкий язык, что позволило обычным людям читать и понимать Священное Писание. Он также упразднил практику католической церкви по продаже индульгенций и вместо этого учил о спасении через веру. Лютер также отменил некоторые церковные обряды и ритуалы, чтобы верующие могли более прямо и свободно общаться с Богом.
Какие были основные религиозные взгляды Мартина Лютера?
Мартин Лютер был противником распространенной практики продажи индульгенций и критиковал римских папу и их власть в Церкви. Он утверждал, что спасение не зависит от покаяния и дел, а является даром Божьим. Он также придерживался идеи свободы веры и отрицал необходимость посредников между Богом и верующими.
Как Мартин Лютер сформировал свое мировоззрение?
Мартин Лютер получил сильное религиозное воспитание от родителей, которое оказало значительное влияние на его мировоззрение. В ходе своей учебы в виднейших университетах того времени, Лютер изучал богословие и религию, что укрепило его религиозную основу. Его пребывание в монастыре, где он посвятил себя религиозной практике и молитве, также сформировало его мировоззрение.
Как Мартин Лютер приобщился к Церкви?
В юности Лютер решил посвятить свою жизнь религии и вступил в монастырь. Он провел там несколько лет, посвятив себя молитве, медитации и изучению Священного Писания. В конечном итоге, он стал профессором богословия и решил заняться академической исследовательской работой, в результате чего стал видным деятелем Церкви.
Какие предпосылки привели к реформации Церкви?
Одной из предпосылок реформации Церкви стала распространенная практика продажи индульгенций, за которые верующие могли получить прощение грехов. Мартин Лютер критиковал эту практику и считал ее несовместимой с учением Христа. Еще одной предпосылкой была коррупция римских пап и их власть в Церкви, на что Лютер также обратил внимание и критиковал.
Кто такой Мартин Лютер и какие были его религиозные взгляды?
Мартин Лютер был немецким монахом, богословом и реформатором XVI века. Его религиозные взгляды были основаны на его критическом отношении к коррупции Церкви и учению о спасении через дела. Лютер придерживался принципов веры, благодаря которым каждый человек может быть спасен только по милости Бога, а не за заслуги или деяния.
Какие факторы сформировали религиозные взгляды Мартина Лютера?
Сформировавшиеся религиозные взгляды Мартин Лютера были результатом нескольких факторов. Во-первых, его детство, когда он был свидетелем коррупции и злоупотреблений Церкви. Это вызвало у него негативное отношение к институционализированной религии. Во-вторых, его обучение в университете, которое помогло ему развить критическое мышление и обладать глубоким знанием Библии. И, наконец, его личные религиозные поиски и созерцание, которые привели его к убеждению, что вера и милость Бога являются ключами к спасению.