Основные приоритеты, направления, сценарии реализации стратегии пространственного развития РФ

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Прогнозирование и планирование
  • 29 29 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 07.07.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основные приоритеты реализации стратегии пространственного развития России 6
2. Направления пространственного развития страны в контексте городского развития 13
3. Проблемы реализации Стратегии пространственного развития на примере г. Барнаула 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список литературы 29



Фрагмент для ознакомления

д.).Так, следующим шагом после согласования территориального плана должно стать создание специальной комиссии в составе из представителей законодательной и исполнительной органов власти, в задачи которой будет входить:– анализ и оценка хода реализации стратегических мероприятий;– сбор информации по изменившимся условиям внутренней и внешней среды, ранжирование факторов по степени влияния на стратегические целевые ориентиры;– внесение необходимых корректив по итогам оценки промежуточных результатов выполнения территориального плана и степени влияния на них имеющихся факторов;– согласование действий различных неподвластных друг другу сторон;– привлечение дополнительных ресурсов (инвестиций, трудовых ресурсов), направляемых на достижение целей территориального плана (создание банка инвестиционных предложений и проектов).В качестве одного из ключевых направлений блока организационного обеспечения следует выделить создание форм и процедур участия местных сообществ, в том числе бизнес-структур, администрации территории в ходе обсуждения и реализации мер, предусмотренных стратегическим планом. Комплекс мероприятий может включать в себя:– встречи представителей общественности с сотрудниками администрации на системной основе;– опросы общественного мнения;– использование ресурсов местных СМИ;– пропаганда основных положений территориального плана среди широких слоев местного населения;– поддержка общественных инициатив.При всем многообразии возможных вновь создаваемых организационных форм лидирующие позиции в процессе реализации и контроля территориального плана должны принадлежать администрации муниципального образования и представительному органу власти.Поставленные в стратегическом плане цели и задачи для своей реализации потребуют некоторых изменений в организационной структуре управления районом. В частности необходимо усиление экономической службы и передача на муниципальный уровень финансовой службы. В связи с тем, что основным источником пополнения доходов местного бюджета становится земля, возникает необходимость в создании системы по управлению недвижимостью. Кроме того, так как многие задачи территориального плана являются многоцелевыми, то для их реализации возможно дополнение линейно-функциональной структуры администрации городской территории программно-целевыми (проектными) структурами на постоянной или временной основе в виде комиссий, штабов или рабочих групп. Перечень таких рабочих групп будет изменяться по мере достижения той или иной цели территориального плана.Эффективность реализации территориального плана диктует новые условия к построению самой системы муниципального управления. Алгоритм разработки и реализации системы планово-прогнозных документов должен , с одной стороны, органично встраиваться в сложившуюся систему взаимоотношений власти разных уровней, а также власти, общества и бизнеса, с другой – формировать новые формы управления (изменение организационной структуры, ориентация существующей нормативной базы на результат развития, переход от жесткой иерархии к партнерству). Также немаловажным здесь является кадровая работа: формирование зон ответственности и системы мотивации, системное обращение к целевым установкам, отлаженные каналы обратной связи, создание системы профессиональной подготовки и повышения квалификации, определяемой используемыми методами реализации территориального плана.Финансирование проектов, заложенных в стратегическом плане, возможно как за счет средств местного, так и с использованием средств финансирования по целевым региональным и национальным программам, а также с привлечением внебюджетных источников в т.ч. доходов от платных услуг, например в здравоохранении от проведения диагностических мероприятий и оказания высокотехнологичной медицинской помощи, от проведения дополнительных образовательных услуг, культурно-массовых, спортивных мероприятий. Работа по включению инвестиционных проектов, важных для муниципального образования, в федеральные и региональные инвестиционные программы особенно актуальна для таких сфер жизнеобеспечения как переселение семей из ветхого жилья, восстановление окружающей природной среды, образование, физическая культура и спорт, здравоохранение и т.д.Однако, осуществление проектов, предусмотренных стратегическим планом, невозможно без привлечения средств внешних инвесторов, особенно в рамках реализации программ в реальном секторе экономики.Дополнительными источниками финансирования могут стать высвобожденные средства в результате внедрения ресурсосберегающих технологий в городском хозяйстве.Для оценки финансово-экономического обеспечения этапов реализации территориального плана необходимо оценить объемы затрат как текущих, так и затрат на развитие, а также объемы планируемого финансирования.Вопросы оценки и выбора инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации экономическими субъектами.3. Проблемы реализации Стратегии пространственного развития на примере г. БарнаулаИсследование существующего положения дел в сфере пространственного развития на примере городского округагорода Барнаула в выявить ряд проблем.Так, градостроительная сфера г. Барнаула характеризуется следующими проблемами.1.Требуется переселение граждан из жилищного фонда, который признан аварийным.По информации органов статистики, значительное количество жилья г. Барнаула находится в аварийном состоянии, в связи со значительным сроком эксплуатации (диаграмма 1). 2. Транспортная и инженерная инфраструктуры отстают в развитии. Помимо текущей потребности в коммуникациях, в связи с разрастанием инфраструктуры города существуют потребности в дополнительных мощностях, так как ежегодно увеличивается ввод нового жилья, а для объектов жилищного строительства характерно создание максимальной нагрузки на коммунальную инфраструктуру:3. Требуются дополнительные подготовленные земельные участки под новое жилищное строительство, в том числе для индивидуального жилищного строительства.Поэтому существует необходимость совершенствовать систему градостроительной деятельности в городе Барнауле.В настоящее время на территории города реализуется несколько программ, направленных на решение выявленных проблем (Таблица 1). Но, как показывает практика, их недостаточно. Таблица 1. Действующие программы в сфере строительства и благоустройства г. Барнаула№ вРеестреДата и номер утверждающего документаНаименование программыОтветственный исполнитель (соисполнитель)1.               37-МП14.05.2014№965 МП «Капитальный и текущий ремонт зданий органов местного самоуправления, казенных учреждений города Барнаула на 2015-2025 годы»Комитет по управлению муниципальной собственностью6.               43-МП21.07.2014  №1555МП «Градостроительная политика города Барнаула на 2015-2021 годы»Комитет по строительству, архитектуре и развитию города15.           52-МП04.09.2014 №1911МП «Благоустройство, экологическая безопасность и природопользование города Барнаула на 2015-2040 годы»Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связиГрадостроительная сфера города характеризуется рядом проблем. Наблюдается диспропорция в развитии комплексов жилых и офисных кварталов, что приводит к транспортным пробкам, недозагрузке социальных объектов в одной части города и их дефициту в только что построенных микрорайонах. Стратегия предусматривает развитие предпринимательской и офисной инфраструктуры в новых районах жилищного строительства, комплексный подход, учитывающий застройку кварталов. Требуется осуществлять постепенный переход к «полицентричной» организации города с усилением и выделением его отдельных подцентров с минимальной загруженностью дорог и удобными транспортными развязками.С целью расселить ветхий жилищный фонд, требуется решить другие важные задачи инфраструктуры города. Расположение частной застройки находится между крупнейшими селитебными территориями и административным центром города. В результате в этих зонах в дорожной сети получили формирование «узкие» места, что приводит к образованию ежедневных заторов. Стратегия предусматривает, что расселение зоны индивидуальной застройки поможет в ликвидации этих мест за счет развития дорожной инфраструктуры.Расселение в центральной части города ветхого жилого фонда поможет улучшить экологическую обстановку путем снижения количества домов с печным отоплением, что поможет повысить качество жизни горожан.С целью стимулировать обеспеченность земельных участков необходимой инфраструктурой, требуются механизмы, которые позволят муниципальным органам власти выкупать такие объекты по сметной стоимости. Источник средств оплаты - это средства, которые были выручены от продажи земельных участков или от продажи прав на заключение договоров аренды земельных участков на аукционах для жилищного строительства, доходы от амортизационных составляющих (включенных в арендную плату) в тарифах на коммунальные услуги, средства, которые были получены через механизмы земельной ипотеки, дополнительные источники финансов при изменении порядка тарифообразования, который предусматривает справедливую норму возврата на вложенный капитал при обеспечении инженерной инфраструктурой земельных участков.Требует формирования рынок инженерной подготовки земельных участков для строительства жилья, участники которых, применяя конкурентный механизм, имели бы право приобретать через аукционы земельные участки, не имеющие инженерный инфраструктуры, с последующей их продажей и обеспечением застройщикам.ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализируя направления эволюции местного самоуправления в России, были рассмотрены возможности территориального планирования на городском уровне и определены основные проблемы, с которыми обычно сталкиваются местные власти и сообщества. Подводя итоги, можно отметить, что традиционная практика перспективного планирования развития городов в условиях практически повсеместной дефицитности местных бюджетов, межтерриториальной конкуренции за инвестиционные ресурсы становится неэффективной. Анализ зарубежных и отечественных тенденций развития городов показывает, что лидерство захватывают те из них, которые развиваются на основе творчества, инициативы, предприимчивости, ориентации на эффективное использование своего социально-экономического потенциала; используют технологии планирования, позволяющие при определении перспектив своего развития учитывать не только местные условия и сложившиеся закономерности, но и возможные изменения внешнего окружения. Реализация методов территориального планирования на муниципальном уровне предполагает его демократизацию, участие в формировании целей, приоритетов, механизмов их достижения различных субъектов управления и хозяйствования, взаимодействующих в границах муниципального образования, и, конечно, населения, составляющего местное сообщество. По существу, речь идет о формировании стратегических документов, принятие которых осуществляется в обстановке общественного согласия, консенсуса интересов всех заинтересованных участников процесса территориального планирования развития муниципального образования. Специфика территориального планирования как процесса предопределена тем, что одной из его главных задач является снижение неопределенности будущего. А это достигается, в частности, путем обсуждения, прояснения, согласования действий заинтересованных участников развития определённой территории. Поэтому стратегический план может быть разработан только при многостороннем и конструктивном диалоге бизнеса, власти и общества (гражданских институтов). Постановка стратегических задач обнаруживает многие проблемы, которые следует обсуждать с заинтересованными лицами. Только добившись заинтересованного участия и общей договоренности между ними, можно надеяться на успешную реализацию стратегии. Список литературыНормативные актыФедеральный Закон РФ №131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 15.02.2016).Федеральный РФ закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»ЛитератураВиханский, О.С. Стратегическое управление / О.С.Виханский. – М.: Гардарика, 2012. – 117 с.Балашов В.Г., Ириков В.А. Механизмы, обеспечивающие удвоение темпов экономического роста регионов. - М.: Библиотека Института технологий управления и развития, ООО «Витос», 2014. – 32 с.Баранов П.В., Формы развития управленческой деятельности (издание третье). - М.: МНИИПУ, 2011. Белкина Т.Д. Стратегические планы городского развития и инструменты их реализации // Проблемы прогнозирования. 2012. № 3. – 57 с. Боссель Х. Показатели устойчивого развития: Теория, метод, практическое использование. / Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2013.- 126 с.Бочко В.С. Теоретико-методологические основы интегративного территориального развития территорий. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Екатеринбург, 2010. - 26 с.Вендина О. Стратегии развития крупнейших городов России: поиск концептуальных решений // Городской альманах. 2010. - с.8.Ветлугин С.Ю. Международные рейтинги, влияющие на оценку инвестиционной привлекательности экономики // Проблемы современной экономики.


Список литературы

Нормативные акты

1. Федеральный Закон РФ №131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принци-пах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 15.02.2016).
2. Федеральный РФ закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

Литература

3. Виханский, О.С. Стратегическое управление / О.С.Виханский. – М.: Гардарика, 2012. – 117 с.
4. Балашов В.Г., Ириков В.А. Механизмы, обеспечивающие удвоение темпов экономического роста регионов. - М.: Библиотека Института технологий управления и развития, ООО «Витос», 2014. – 32 с.
5. Баранов П.В., Формы развития управленческой деятельности (издание третье). - М.: МНИИПУ, 2011.
6. Белкина Т.Д. Стратегические планы городского развития и инструмен-ты их реализации // Проблемы прогнозирования. 2012. № 3. – 57 с.
7. Боссель Х. Показатели устойчивого развития: Теория, метод, практиче-ское использование. / Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2013.- 126 с.
8. Бочко В.С. Теоретико-методологические основы интегративного терри-ториального развития территорий. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Екатеринбург, 2010. - 26 с.
9. Вендина О. Стратегии развития крупнейших городов России: поиск концептуальных решений // Городской альманах. 2010. - с.8.
10. Ветлугин С.Ю. Международные рейтинги, влияющие на оценку инве-стиционной привлекательности экономики // Проблемы современн

Вопрос-ответ:

Какие есть основные приоритеты реализации стратегии пространственного развития РФ?

Основными приоритетами реализации стратегии пространственного развития РФ являются устойчивое социально-экономическое развитие регионов, создание комфортной жизненной среды для населения, развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, повышение эффективности использования природных ресурсов, развитие инновационной деятельности и цифровой экономики, а также укрепление обороноспособности и безопасности страны.

Какие направления развития страны связаны с городским развитием?

Направления пространственного развития страны, связанные с городским развитием, включают создание комфортной городской среды, развитие транспортной инфраструктуры, модернизацию жилищного фонда, развитие индустриальных зон и технопарков, улучшение качества жизни в городах и повышение их конкурентоспособности.

Какие проблемы могут возникнуть при реализации Стратегии пространственного развития в городе Барнауле?

При реализации Стратегии пространственного развития в городе Барнауле могут возникнуть следующие проблемы: нехватка финансирования для реализации проектов, сложности в привлечении инвестиций, несогласованность интересов различных структурных подразделений города, отсутствие четкого плана действий и неэффективное управление процессом реализации.

Какие меры предпринимаются для реализации стратегии пространственного развития РФ?

Для реализации стратегии пространственного развития РФ предпринимаются следующие меры: создание специальной комиссии, разработка территориального плана, привлечение инвестиций и финансирование проектов, проведение мониторинга и оценка результативности реализации, участие граждан и экспертов в процессе планирования и принятия решений.

Какие основные приоритеты реализации стратегии пространственного развития России?

Основные приоритеты реализации стратегии пространственного развития России включают создание центров экономического роста, поддержку развития малых городов и сельских территорий, улучшение инфраструктуры и доступности территорий, развитие цифровой экономики и устойчивого туризма, а также обеспечение экологической безопасности.

Какие направления развития страны включает стратегия пространственного развития?

Стратегия пространственного развития включает следующие направления развития страны: развитие мегаполисов и крупных городов, развитие периферийных регионов, развитие приграничных территорий, развитие транспортной инфраструктуры, создание технологических центров, развитие сельских территорий и устойчивый туризм.

Какие проблемы возникают при реализации стратегии пространственного развития на примере г. Барнаула?

Некоторые из проблем, возникающих при реализации стратегии пространственного развития в г. Барнауле, включают несоответствие планов развития города реальной ситуации, недостаточное финансирование проектов, неэффективное использование имеющихся ресурсов, низкая степень вовлеченности местного населения в процесс принятия решений, проблемы экологической безопасности и т.д.

Кто будет отвечать за реализацию стратегии пространственного развития после согласования территориального плана?

После согласования территориального плана должна быть создана специальная комиссия, в состав которой войдут представители различных ведомств и организаций. Эта комиссия будет отвечать за реализацию стратегии пространственного развития и координацию действий на различных уровнях.

Какие основные меры предпринимаются для реализации стратегии пространственного развития?

Для реализации стратегии пространственного развития предпринимаются следующие меры: разработка территориальных планов и стратегий развития, привлечение инвестиций, создание новых инфраструктурных объектов, поддержка малого и среднего предпринимательства, развитие технологических центров, обучение кадров, организация работы специализированных комиссий и т.д.

Какие основные приоритеты реализации стратегии пространственного развития РФ?

Основными приоритетами реализации стратегии пространственного развития РФ являются: обеспечение устойчивого развития экономики, улучшение качества жизни населения, повышение эффективности управления территориями, развитие инфраструктуры и привлечение инвестиций.

Какие направления развития страны включены в стратегию пространственного развития?

Стратегия пространственного развития включает в себя такие направления развития страны, как развитие городов и городских агломераций, развитие приграничных территорий, развитие регионов с особыми природными условиями, развитие транспортной инфраструктуры и развитие социальной сферы.

Какие проблемы возникают при реализации стратегии пространственного развития на примере г. Барнаула?

При реализации стратегии пространственного развития в г. Барнауле возникают такие проблемы, как нехватка инвестиций в развитие города, недостаточная развитость транспортной инфраструктуры, неэффективное использование земельных ресурсов, неравномерное развитие районов города и потеря культурного и исторического наследия.