Два эссе
Заказать уникальное эссе- 28 28 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 10.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Контрольная работа по тексту Фрейда «Введение в нарцизм» 2
1. Первая часть задания 2
1. Понятия «нарцизм» и его происхождение 2
2. Нарциссизм сквозь призму психозов. Парафрения: бред величия и перенесение либидо нагрузок с объектов внешнего мира на собственное Я. 2
3. Различие фаз аутоэротизма и нарциссизма. Ключевая роль последнего в отношении формирования инстанции Я. 3
4. Попытка понимания нарциссизма через ипохондрию и любовь. 3
6. Эдипов комплекс, вытеснение и образование Я-идеала. Сублимация и идеализация 4
2 часть задания 5
Контрольная работа по тексту З.Фрейда "Массовая психология и анализ человеческого "Я"" 9
Первая часть задания 9
1.Масса и ее особенности. Суть критики Фрейдом Лебона 9
2.Разновидности масс. Две искусственные массы: церковь и войско. 13
3.Либидные связи как сущность массы. Феномен паники. 14
4.Идентификация как механизм массообразования 16
5.Влюбленность, гипноз, массообразование: функция Я-Идеала. 18
6.Масса и первобытная орда. 19
7.Прояснение механизма гипноза через сведение массы к первобытной орде 21
8.Одна ступень в конституировании человеческого Я 22
Вторая часть задания 24
Прокомментируйте следующие высказывания Фрейда: 24
Список литературы 28
Значит Я вождя не было связано либидинозно, как у других членов массы, его Я никому не отдавало своих частей, своих излишков.Таким образом, вождь как бы уподобляется сверх человеку, которые не был бессмертным, но через возможность его обожествления он мог обрести бессмертие. Когда он умирал, его место занимал сын. И в процессе этой преемственности возникала индивидуальная психология превращения обычного члена массы в такого сверх человека, в вождя.Вождь, праотец не имел препятствий к удовлетворению сексуальных влечений, и в этом смысле был свободен, оставался несвязанным, но своих сыновей и других индивидов он мог ограничивать, принуждая к воздержанию, тем самым способствуя установлению и укреплению (в связи с воздержанием от сексуального удовлетворения) эмоциональных связей с ним самим (вождем), а также членов массы друг с другом. Фрейд говорит о том, что сексуальная зависть и нетерпимость вождя стали в конце концов причиной массовой психологии.Он объясняет связи, на которых основана масса, природой заторможенных в отношении цели сексуальных позывов. Прямые же сексуальные стремления, не подвергающиеся торможению, по мнению Фрейда, неблагоприятны для массообразования.Фрейд подводит нас к мысли о том, что (на примере искусственных масс войска и церкви) в орде также поддерживалась иллюзия того, что вождь любит каждого равным и справедливым образом. Это идеалистическая переработка представлений сыновей вождя о том, что отец всех равным образом преследует, из-за чего все они его боялись. И на этом преобразовании данного представления построены в дальнейшем все социальные обязанности. И такая естественно образующаяся масса, как обычная семья является ярким примером этой переработки – речь идет об идеалистическом представлении о том, что отец (глава семьи) всех любит и о всех членах семьи одинаково заботится.Итак, сущность массы без учета роли вождя недоступна пониманию. Для понимания процессов массообразования нам необходима фигура вождя, фигура, вынесенная из массы. Чтобы множество сформировалось, необходим некий элемент, исключенный. Первобытный отец, исключенный из этого множества, позволяет появляться структуре, структурировать хаос. Из этого рождается закон, порядок.7.Прояснение механизма гипноза через сведение массы к первобытной ордеСущность гипноза мы можем глубже понять через аналогию с отношением к вождю в первобытной орде, фигура которого воспринималась как нечто абсолютно непререкаемое, чуть ли не обожествленное, наделенное некоей загадочной силой, против которой нельзя было ничего противопоставлять.Гипнозу присуще нечто ужасное, в этом всегда есть нечто пугающее. Для человека, подвергающегося гипнозу, гипнотизер представляется абсолютным авторитетом, уничтожающим его собственную волю. Фрейд сравнивает эту таинственную силу гипнотизера с тем, что у примитивных народов считалось источником табу, с той силой, которая исходит от вождя, некий сакральный элемент в жизни массы. И человек, подвергающийся гипнозу, невольно этой силой наделяет гипнотизера.Особенность гипнотического процесса в том, что человек как бы вырывается из внешнего мира благодаря усилиям гипнотизера, он отключается от него и полностью сосредотачивает свое внимание на гипнотизере. Т.е. для него в этот момент ничего больше не существует, а сам он – возможно, лишь как часть этого гипнотизера, причем полностью послушная его воле.Это очень похоже на отношения с родителем на очень ранних этапах развития ребенка, когда кроме глаз и лица мамы ребенок больше ничего и не мог воспринимать в мире. И она могла убаюкивать его, а могла говорить с ним более строго. Фрейд приводит сравнение Ференци двух видов гипноза с ролью каждого из родителей. Вкрадчивый и успокаивающий Ференци относит к материнскому виду гипноза, а угрожающий, директивный он приписывает отцовскому прототипу.И гипнотизер, используя определенные технические приемы, активирует в человеке эту древнюю, архаичную часть в нем, которая проявлялась и по отношению к родителям. В человеке во время гипнотического транса оживает представление, направленное на гипнотизера, о сверхмогущественном, обладающем огромной властью над ним сверх человеке. И именно таково было, по мнению Фрейда, отношение индивидов первобытной орды к вождю, к праотцу.И теперь мы можем понять характер массообразования, почему столь сильно масса влияет на каждого отдельного индивида, и это можно объяснить происхождением от первобытной орды. Это страх перед вождем, но и желание, чтобы он управлял массой. Праотец, таким образом, является Я-идеалом каждого индивида массы, и благодаря этому он может управлять и владеть Я отдельных индивидов, находящихся в массе.8.Одна ступень в конституировании человеческого ЯОсновная мысль Фрейда заключается в том, что без массы нет индивида, но также и массы нет без каждого отдельного индивида. Мы видим, что каждый человек является частью различных масс, и он связан идентификацией с совершенно разных сторон, он создал свой Я-идеал, используя с этой целью разные образцы.Фрейд постепенно подводит нас к пониманию аналогии структуры массы и собственного Я. Он описывает важную ступень в развитии Я – формирование инстанции «Я-Идеал», которая может очень многое нам объяснить и в психологии масс и в плане понимания индивидуальной психологии.Появляется важный аспект - Идеал Я благодаря замене прямых сексуальных устремлений в отношении цели заторможенными устремлениями. Вождь, или тот человек, в кого мы влюблены, гипнотизер – для всех этих объектов есть психическое место во внутреннем мире человека. И на это место, которое уже психически прописано, может попадать вождь, полководец, гипнотизер, значимая идея и т.п.Эта инстанция Я-идеал очень важна. Либидинозная структура массы видится Фрейдом через различия между Я и Я-идеалом и возникающим на этой почве двойном виде связи – идентификации и замещении Я-идеала объектом. В этом Фрейд видит возможность для первого шага к анализу Я, к индивидуальной психологии.Я-идеал содержит в себе все ограничения, которым Я должно подчиняться, это тот вождь первобытной орды, который находится внутри каждого индивида, который является регулятором его поведения. Когда Я и Я-идеал совпадают – человек ощущает прилив сил. Если же возникают напряжения между Я и Я-идеалом – человек испытывает чувство вины, собственной неполноценности, он страдает. Острый раскол между Я и Я-идеалом делает человека беспощадным по отношению к самому себе.И в этом смысле процесс массообразования предоставляет человеку возможность для того, чтобы снизить это внутреннее напряжение между Я и Я-идеалом, т.к. Я-идеал в этом процессе экстернализуется во внешний объект. В рамках этой логики Фрейд говорит о неврозах, о возможных неудачах при переходе от прямых сексуальных устремлений к заторможенным, благодаря которому Я отделяется от Я-идеала. В неврозе наиболее ярко можно наблюдать возможные конфликтные отношения между Я и его Я-идеалом, а также возможные отношения между Я и объектом, когда объект сохранен, покинут или восстановлен в Я, и каким образом из этих констелляций разных внутренних инстанций происходит все разнообразие невротических проявлений и симптомов.Вторая часть заданияПрокомментируйте следующие высказывания Фрейда:1."...индивидуальная психология с самого начала является одновременно и психологией социальной в этом расширенном, но вполне обоснованном понимании".Как в исследовательском, так и в терапевтическом плане психоанализ не может обойтись без учета аффективных отношений индивида с обществом. Прежде всего, человек не является изолированным существом: он связан с семьей, с друзьями, с другими людьми, будь то партнеры по работе, коллеги по совместной деятельности или случайные знакомые. При помощи психоанализа удалось выявить, что социальные связи так или иначе включают в себя элементы эротики, вытеснение которых сопровождается различного рода проблемами, вплоть до возникновения психических заболеваний. Неврозы, с которыми имеет дело психоаналитик, оказываются как бы асоциальными, поскольку свидетельствуют о некоем вытеснении индивида из общества. Конечно, психическое заболевание становится своего рода убежищем для человека, убегающего посредством болезни из-под власти общества. Тем не менее даже такое положение является наглядным свидетельством того, что между индивидом и обществом некогда существовала тесная связь и, следовательно, истоки заболевания следует искать в контексте взаимоотношений между ними. Как показывает психоанализ, социальные отношения и требования общества оказывают непосредственное воздействие на возникновение невроза.Все это означает, что индивидуальнаяпсихология, психология личности, акцентирующая основное внимание на отдельном человеке, по сути дела, является одновременно и социальной психологией. Во всяком случае, без учета социальных связей и отношений, возникающих в процессе жизнедеятельности человека в обществе, невозможно адекватное понимание закономерностей функционирования человеческой психики. Даже если кажется, что индивид ушел в свой собственный внутренний мир и не интересуется окружающими его людьми, не стремится установить с ними какие-либо продолжительные отношения, тем не менее прежние связи ребенка со своими родителями, наставниками и воспитателями дают о себе знать в форме специфических черт характера, предопределяющих его мышление и поведение.Говоря о том, что индивидуальная психология с самого начала является одновременно и психологией социальной в этом расширенном, но вполне обоснованном понимании, Фрейд имел в виду что человек в структуре общества, являясь индивидом в социуме является ее элементом, которая в совокупности других индивидуальных психологий, определяют психологию объединённую, т.е. социальную. Как множество элементов нейронов, определяют саму нервную систему человека, при разрушении одного нейрона, может явиться цепочка разрушений близлежащих нейронов вплоть до разрушения всей нервной системы, так и изменения в индивидуальной психологии одной личности, может повести за собой изменение целой структуры социальной психологии. 2."...во-первых, идентификация является первоначальной формой эмоциональной связи с объектом, во-вторых, она становится регрессивным путем, так сказать, благодаря интроекции объекта в Я, заменой либидинозной связи с объектом, и, в-третьих, она может возникнуть при каждой вновь воспринятой общности с человеком, не являющимся объектом сексуальных влечений". Говоря о том, что идентификация является первоначальной формой эмоциональной связи с объектом Фрейд имел в виду, что сопоставление себя объекту, сравнение, нахождение общего, нахождение отличий, установления такого отношения, где успешно возможно перенять те или иные качества объекта, является первоначальной связью, подобно связи ребенка с родителем своего пола и идентификации себя с ним. Так же Фрейд, говоря о том, что этот путь является регрессивным, говорит о том, что индивид слепо копирует черты личности теряя свою индивидуальность и свои индивидуальные качества. Как в пословице «ты родился оригиналом, не умри копией» идентификация носит регрессивный путь. А также Фрейд полагал, что не только идентификация появляется с сексуальной влеченностью, но может возникать и в массе, в которую вступает человек, примером может служить как уподобление лидеру, так и участникам массовых организаций3."... социальное чувство покоится на изменении чувства, бывшего когда-то враждебным, в позитивно окрашенную связь, носящую характер идентификации".Когда человек внедряется в массу, его собственные чувства меняются, регрессируют, человек в данной структуре теряется, уподобляясь массе, свои личные цели замещаются массовыми целями, и с появлением массовых целей то самое социальное чувство находит своего подтверждения, бывшего когда-то враждебным, в ту позицию уподобления человеку массе, которая позитивно окрашена, т.е. человек своему массовому уподоблению рад, и все его отрицательные эмоции превратились в положительные. Но на мой взгляд это всего лишь иллюзия, и стоит личности уйти из массы, он вновь вернется к своим чувствам, которые возможно были отрицательные, и по всей видимости я ставлю под сомнение теорию Фрейда о развитии личности в массе. Но все же не перестаю уважать и изучать такие спорные и такие многогранные труды загадочного Фрейда.Список литературыАкимов, О.Е. Правда о Фрейде и психоанализе / О.Е. Акимов. - М.: Акимова, 2005. - 279 c.Виленский, О.Г. Зигмунд Фрейд и психоанализ / О.Г. Виленский. - М.: Вузовская книга, 2009. - 152 c.Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. - М.: ЭКСМО, 2014. - 352 c.Фрейд, З. Зигмунд Фрейд. Психопатология обыденной жизни. Толкование сновидений. Пять лекций о психоанализе / З. Фрейд. - М.: ЭКСМО, 2018. - 80 c.Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ / З. Фрейд. - М.: Академический проспект, 2009. - 597 c.Фрейд, З. О психоанализе Леонардо да Винчи / З. Фрейд.. - Харьков: Фолио, 2010. - 256 c.Фрейд, З. Психоанализ детских страхов / З. Фрейд. - СПб.: Азбука, 2018. - 333 c.Фрейд, З. Психоанализ творчества. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Достоевский / З. Фрейд. - М.: Алгоритм, 2016. - 256 c.Фрейд, А. Теория психоанализа и "эго-психология" / А. Фрейд, З. Фрейд. - М.: Родина, 2018. - 240 c.
1.Акимов, О.Е. Правда о Фрейде и психоанализе / О.Е. Акимов. - М.: Акимова, 2005. - 279 c.
2.Виленский, О.Г. Зигмунд Фрейд и психоанализ / О.Г. Виленский. - М.: Вузовская книга, 2009. - 152 c.
3.Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. - М.: ЭКСМО, 2014. - 352 c.
4.Фрейд, З. Зигмунд Фрейд. Психопатология обыденной жизни. Толкование сновидений. Пять лекций о психоанализе / З. Фрейд. - М.: ЭКСМО, 2018. - 80 c.
5.Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ / З. Фрейд. - М.: Академический проспект, 2009. - 597 c.
6.Фрейд, З. О психоанализе Леонардо да Винчи / З. Фрейд.. - Харьков: Фолио, 2010. - 256 c.
7.Фрейд, З. Психоанализ детских страхов / З. Фрейд. - СПб.: Азбука, 2018. - 333 c.
8.Фрейд, З. Психоанализ творчества. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Достоевский / З. Фрейд. - М.: Алгоритм, 2016. - 256 c.
9.Фрейд, А. Теория психоанализа и "эго-психология" / А. Фрейд, З. Фрейд. - М.: Родина, 2018. - 240 c.
Вопрос-ответ:
Что такое нарцизм?
Нарцизм - это психологическое состояние, при котором человек испытывает сильную любовь и интерес к себе, своим качествам и достижениям. Люди с нарциссистическими чертами обладают высокой самооценкой, они стремятся получить признание и похвалу от окружающих.
Какие варианты психозов связаны с нарциссизмом?
Самая распространенная психозная форма, связанная с нарциссизмом, - это парафрения. Это состояние, при котором человек верит в свою величие и имеет иллюзии о своих способностях и значимости. Также, нарциссизм может проявляться через перенесение либидо нагрузок с объектов внешнего мира на собственное Я.
В чем разница между аутоэротизмом и нарциссизмом?
Фазы аутоэротизма и нарциссизма - это две стадии развития личности, которые описаны в теории Фрейда. Аутоэротизм - это фаза развития, когда ребенок полностью удовлетворяет свои физические потребности, фокусируясь на своем теле. Нарциссизм - это фаза, когда ребенок начинает осознавать себя как отдельное Я и стремится получить признание и любовь от окружающих.
Как связаны ипохондрия и нарциссизм?
Ипохондрия и нарциссизм связаны через психологическую потребность внимания. Люди с нарцистическими чертами могут проявлять ипохондрические поведенческие реакции в поиске внимания и заботы со стороны окружающих. Ипохондрические симптомы могут быть способом привлечения внимания и утверждения своей значимости.
Как связан эдипов комплекс с формированием инстанции Я?
Эдипов комплекс - это фаза развития, когда ребенок испытывает сексуальные фантазии и чувства к родителям. В результате этой фазы, ребенок вытесняет свои сексуальные желания и формирует инстанцию Я - символическое представление собственного "Я", которое возникает в результате внутреннего конфликта. Формирование инстанции Я является важным этапом в развитии личности и определяет самосознание и самоидентичность человека.
Какие основные концепции рассматривает статья?
Статья рассматривает понятия нарцизма, его происхождение и связь с психозами, различие между фазами аутоэротизма и нарциссизма, роль нарциссизма в формировании инстанции Я, связь нарциссизма с ипохондрией и любовью, а также комплекс Эдипа и его влияние на образование Я идеала.
Каково происхождение понятия нарцизма?
Происхождение понятия нарцизма связано с легендой о Нарциссе, который был прекрасен, но влюблен в свое отражение в воде. Термин "нарцизм" был введен Зигмундом Фрейдом в 1910 году на основе этой легенды.
Как нарциссизм связан с психозами?
Статья рассматривает связь нарциссизма с психозами, такими как парафрения, бред величия и перенесение либидо нагрузок с объектов внешнего мира на собственное Я. Нарциссизм может играть ключевую роль в возникновении и поддержании этих психозов.
Какова роль нарциссизма в формировании инстанции Я?
Статья подчеркивает ключевую роль нарциссизма в формировании инстанции Я. Нарциссизм служит механизмом, через который индивидуум строит свое представление о себе, свое Я. Он влияет на самооценку, ощущение собственной ценности и важности.
Как связан нарциссизм с ипохондрией и любовью?
В статье исследуется связь нарциссизма с ипохондрией и любовью. Нарциссический человек может иметь повышенную чувствительность к своему здоровью и часто испытывать беспокойство по поводу возможных болезней (ипохондрия). Также, нарциссизм может повлиять на типы отношений с любимыми, проявляться в сильной потребности в постоянном признании и восхищении.