Понятие налога, функция налогов, виды налогов. Налоговая политика, её особенности и проблемы в России

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Экономика
  • 23 23 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 01.04.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1.Экономическая сущность налогов и их назначение
1.1 Понятие налогов и сборов их сущность
1.2 Функции налогов
1.3 Принципы налогообложения
1.4 Объект, предмет, цели и задачи налогообложения
2. Виды налогов и их классификация
3. Основные элементы налога и их характеристика
3.1 Субъект налогообложения
3.2 Объект налогообложения
3.3 Налоговая база
3.4 Налоговый и отчетный периоды
3.5 Ставка налога. Виды налоговых ставок
3.6 Порядок и способы исчисления налогов
3.7 Порядок уплаты налога. Способы и сроки уплаты налога
3.8 Налоговые льготы
4. Налоговая система РФ и ее особенности
Заключение
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

4) Смешанная – ориентированна как на прямые так и на косвенные налоги (Испания, Аргентина, Япония 25-35%).
В налоговой литературе в настоящее время выделяют:
а) модулярная налоговая система - ориентированна на увеличение ставки (прогрессивной) на НДФЛ;
б) глобальная налоговая система – на создание социальной справедливости в стране. Создание условия для снижения доли малообеспеченных слоёв населения.
Налоговое законодательство: Налоговая система РФ – 1991-92гг. начала формироваться. Введена в действие с 01.01.1992 года [2].
НК РФ – кодифицированный документ (законодательный акт), объединяющий в строгом определенном порядке нормы права, регулирующие налоговые отношения в РФ на всех стадиях налогового производства.
С 01.01.1999 года – 1часть НК РФ. Состоит из 7 разделов – общие положения, регулирующие н правоотношения.
2 часть НК РФ – включает законодательные акты по отдельным конкретным налогам с 01.01.2001 года (31.01.2001 года – НДС, акциз, НДФЛ, ЕСН). Налог на прибыль – 01.01.2001 года. Специальные налоговые режимы (УНС – упрощённая нс, ЕСХ -единый с/х налог, ЕНВД – единый налог на вмененный доход) с 2005 года. С 01.01.2004 года – налог на имущество организаций. С 01.01.2005 г – земельный налог, 01.01.2003 год – транспортный налог и на игорный бизнес [10].
В России 3 уровня налогов: федеральные, региональные и местные.
Налоговые органы – единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также за правильным внесением в соответствующий бюджет исчисленных налогов и сборов и иных платежей (таможенные пошлины). В настоящее время (с 2003 года) налоговые органы и налоговый контроль – входят в состав Министерства Финансов РФ. В 2004 году создана Федеральная налоговая служба РФ (ФНС) на правах государственного комитета. ФНС – существует на региональном уровне налоговыми службами республик, краёв, областей (Москва, Санкт-Петербург - города, отделы).
На местном уровне – налоговые инспекции городов и районов. В состав налоговой инспекции входят отдел косвенных налогов (по учету налогоплательщика), отдел налогообложения по налогам с физ.лиц, отдел камеральных проверок, выездных проверок, отдел налогов и сборов от ВЭД.
Налоговые органы осуществляют постановку на учёт налогоплательщиков [5].
Налоговая полиция – функция налоговой полиции передалась от органов внутренних дел.
Управление по борьбе с налоговыми преступлениями – которое относится к управлению внутренних дел.
Формы и методы налогового контроля - налоговые органы обязаны осуществить документально и выездные проверки по месту нахождения, с предоставлением от предприятия всех документов, 1-2 раза в год. Выездные проверки на предприятие 1 раз в 3 года примерно. Налоговая документация – при исчислении налогов налогоплательщиками (отчётно-расчетные документы и сопутствующая документация) или представители налоговых органов (извещения, учётно-налоговые регистры) составляют документы [3].
Налоговая документация – документация, которая фиксирует процесс исчисления налога, суммы налога, размер обязательства (налоговый оклад). (могут быть налоговые льготы).
Основной вид документов – налоговая декларация. В качестве сопутствующей налоговой документации прилагаемой, к налоговой декларации являются налоговые расчёты: например расчёт среднегодовой стоимости имущества организации, при исчислении налога на имущество [7].
Учётно-налоговые регистры - сводные формы налогового учета, например на предприятии (на НДФЛ, на каждого работника – карточки физ.лица). Книга учёта доходов и расходов организации, извещения – составляются налоговыми органами, вручаемые ими, по истечению транспортного налога, земельного, на имущество физ.лиц в которых указывается размер платежа, исходя из налоговой ставки, налоговой базы и срока уплаты налога.
Основные направления совершенствования налоговой системы РФ [10]:
1) сокращение числа налогов и сборов:
1992г =200 налогов,
1996 год=46 налогов.
2001 год=25 налогов,
2006 год = 21 налог и сбор.
2008 год =19 налогов.
2) сокращение налоговых ставок:
НДС: 1992 г=28%, 1999г = 20%, 2005 г =18%.
НДФЛ (подоходный налог).1992г = 40%, 1996 г = 30%, 1999 г = 13%.
налог на прибыль: 1992г = 45%, 1996г=35%, 2002 г=24%.
ЕСН: 1999г = 35,6%, 2005 г = 26%.
3) сокращение числа налогов и льгот, что позволило снизить налоговые ставки. Определённые показатели, характеризующие налоговую систему РФ:
1) политико-правовые(определение компетенции, соотношения полномочия центральных и местных органов власти.),
2) экономические:
а) налоговый гнёт (бремя);
б) соотношение доходов от внутренней и внешней торговли,
в) соотношение прямого и косвенного налогообложения, и др.
Заключение

Подводя итоги, определим основные цели современной налоговой политики государства с рыночной экономикой. Оно должно быть ориентировано на следующие основные требования:
- налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Но так очень легко свести налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, поддержки свободной конкуренции;
- налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели;
- налоги должны служить более справедливому распределению доходов, не допускать двойное обложение налогоплательщиков;
- порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;
- обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласный характер.
Этими основными принципами необходимо руководствоваться при реализации задач новой налоговой системы. При этом, разумеется, речь идет не о механическом копировании, а о творческом осмыслении, опирающемся на глубокое изучение истории развития и современного состояния российской экономики.
Уже сформированы важнейшие требования, которым должны отвечать налоговые системы вне зависимости от развитости в стране рыночных отношений, уровня зрелости ее производительных сил и производственных отношений. Эти требования всесторонне подтверждены практикой и, безусловно, должны учитываться и нами. Они, кстати, не исключают, а напротив, предполагают отличия между разными странами по структуре, набору налогов, способам их взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговым льготам и другим важным элементам.
Но при этом любая налоговая система, где бы она ни применялась и какими конкретными чертами ни характеризовалась, должна отвечать определенным кардинальным требованиям.
Первое и важнейшее из них - это соблюдение принципа равенства и справедливости. Это прежде всего означает: тяжесть налогового бремени должна распределяться между всеми в равной (не одинаковой) мере, и каждый налогоплательщик обязан вносить свою справедливо определенную долю в казну государства.
Вторым непременным требованием, которому должна отвечать налоговая система, является эффективность налогообложения. Реализация этого требования предполагает:
во-первых, что налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, либо оно должно быть минимальным;
-во-вторых, что налоговая система обязана содействовать проведению политики стабильности и успешного развития экономики страны.
Понятно, что по отношению к нашей стране, экономика которой до недавнего времени находилась в глубоком кризисе, это обстоятельство имеет исключительно важное значение.
Обязательным условием эффективности налоговой системы является и то, чтобы она не допускала произвольного толкования, была понятна налогоплательщикам и принята большей частью общества. К сожалению ни одно из выше перечисленного не имеет место быть в нашей стране.
И последнее условие реализации требования эффективности налогообложения: административные расходы, которые нужны для управления налогами и соблюдения налогового законодательства, надлежит минимизировать.

Список использованных источников

Алиев Б.Х., Абдулгалимов А. М. Теоретические основы налогообложения: Учеб. пособ. для вузов / под ред. проф. А.З. Дадашева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
Архипов А.И., Экономика. Учебник для ВУЗов. 3-е изд. М.: Проспект, 2005.
Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник для вызов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
Куликов Л.М. Экономическая теория: Учебник. – М.: Т.К. Велби, Изд-во Проспект, 2004.
Налоговое планирование на предприятии. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2002.
Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: учебник для вузов. – М.: МЦФЭР, 2003.
Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. – М.: Юрайт – М, 2002.
Тедеев А.А. Налоги и налогообложение: учебник для вузов. – М.: Приориздат, 2004.
Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. – М.: ФОРУМ; ИНФРА – М, 2004.
Экономическая теория. Учебник для вузов/под ред. А.И. Добрынина, Л.С.Тарасевича – СПб: Питер, 2003.











2

1.Алиев Б.Х., Абдулгалимов А. М. Теоретические основы налогообложения: Учеб. пособ. для вузов / под ред. проф. А.З. Дадашева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
2.Архипов А.И., Экономика. Учебник для ВУЗов. 3-е изд. М.: Проспект, 2005.
3.Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник для вызов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
4.Куликов Л.М. Экономическая теория: Учебник. – М.: Т.К. Велби, Изд-во Проспект, 2004.
5.Налоговое планирование на предприятии. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2002.
6.Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: учебник для вузов. – М.: МЦФЭР, 2003.
7.Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. – М.: Юрайт – М, 2002.
8.Тедеев А.А. Налоги и налогообложение: учебник для вузов. – М.: Приориздат, 2004.
9.Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. – М.: ФОРУМ; ИНФРА – М, 2004.
10.Экономическая теория. Учебник для вузов/под ред. А.И. Добрынина, Л.С.Тарасевича – СПб: Питер, 2003.

Вопрос-ответ:

Что такое налоги и сборы и какова их сущность?

Налоги и сборы - это обязательные платежи, которые граждане и организации должны уплачивать в бюджет государства. Их сущность заключается в том, что они являются основным источником формирования доходов государственного бюджета и используются для финансирования различных государственных программ и мероприятий.

Какие функции выполняют налоги?

Налоги выполняют несколько функций. Во-первых, они являются источником доходов для государства. Во-вторых, налоги используются для регулирования экономических процессов и социальной сферы. Они способствуют распределению доходов и формированию социально справедливых условий жизни. Налоги также могут использоваться для стимулирования определенных видов деятельности или для регулирования потребления определенных товаров и услуг.

Что такое налоги? Зачем они нужны?

Налоги - это обязательные платежи, которые физические и юридические лица обязаны уплачивать в бюджет государства. Налоги необходимы для финансирования государственных программ и обеспечения функционирования государственного аппарата. Они составляют основу доходов бюджета и позволяют финансировать различные социальные, экономические и инфраструктурные программы.

Какие функции выполняют налоги?

Налоги выполняют несколько функций. Во-первых, они являются источником доходов для государства. Во-вторых, налоги могут использоваться в качестве инструмента экономической политики для регулирования социально-экономических процессов. Например, повышение налоговой ставки на товары лакшери может стимулировать развитие отечественного производства. В-третьих, налоги выполняют функцию справедливого распределения бремени содержания государства между населением и бизнесом.

Какие принципы лежат в основе налогообложения?

Основные принципы налогообложения включают принцип равенства, справедливости, эффективности, экономической целесообразности и прогрессивности. Принцип равенства подразумевает, что одинаковые объекты облагаются одинаковыми налогами. Принцип справедливости предполагает, что налоговая нагрузка должна быть распределена справедливо в соответствии с возможностями налогоплательщиков. Принцип эффективности гласит, что налоговая система должна обеспечивать наибольший эффект с минимальными затратами. Принцип экономической целесообразности означает, что налогообложение должно учитывать экономические особенности и цели государства. Принцип прогрессивности предполагает, что налоговая нагрузка должна возрастать с увеличением доходов налогоплательщика.

Какова экономическая сущность налогов и для каких целей они введены?

Экономическая сущность налогов заключается в том, что они являются обязательными платежами граждан и организаций в пользу государства. Налоги вводятся с целью финансирования государственных расходов, обеспечения функционирования государственных органов и социальных программ, поддержки экономического развития страны и регулирования экономических процессов.

Какие функции выполняют налоги?

Налоги выполняют несколько функций. Основная функция налогов - финансовая. Они являются источником доходов государства и обеспечивают финансирование его деятельности. Кроме того, налоги выполняют фискальную функцию, т.е. используются для регулирования экономики, стимулирования или ограничения потребления определенных товаров и услуг. Также налоги выполняют социальную функцию, помогая в решении социальных проблем и обеспечении социальной защиты населения.

Каковы основные принципы налогообложения?

Основные принципы налогообложения включают принцип равенства перед законом, справедливости, экономической эффективности и пропорциональности. Принцип равенства перед законом предполагает, что все налогоплательщики должны быть равны перед законом и не должны пользоваться преимуществами или иметь освобождения от уплаты налогов без достаточных оснований. Принцип справедливости предполагает, что налоги должны быть распределены справедливо, и каждый должен платить согласно своей способности. Экономическая эффективность подразумевает, что налоговая система должна быть эффективной и не создавать излишнюю нагрузку на экономику. Принцип пропорциональности предполагает, что налоговая ставка должна быть пропорциональной доходу или стоимости объекта налогообложения.

Какова экономическая сущность налогов и какая их основная цель?

Экономическая сущность налогов заключается в принудительном изъятии средств у налогоплательщиков для финансирования государственных расходов. Основная цель налогов состоит в обеспечении финансовой устойчивости государства, обеспечении социальной справедливости и стимулировании экономического развития.

Какие функции выполняют налоги в экономике?

Налоги выполняют следующие функции: финансова (обеспечение бюджетных доходов государства), регулирующая (влияние на экономические и социальные процессы), распределительная (обеспечение социальной справедливости и перераспределение доходов), стимулирующая (формирование экономических инструментов регулирования).