Информационное вещание на современном российском телевидении
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 14.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ КАК СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ 6
1.1. Сущность и специфика телевидения 6
1.2. Специфика информационных сюжетов на телевидении 14
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ИНФОРМАЦИОННОГО ВЕЩАНИЯ ТЕЛЕКАНАЛА «РОССИЯ 1» 19
2.1. Концептуальная особенность сетки вещания канала «Россия 1» 19
2.2. Механизмы манипуляции аудиторией на телевидении 22
2.3. Новостная передача «60 минут» канала «Россия 1» и ее механизмы воздействия на аудиторию 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
В частности, телевидение, которое одновременно транслирует и музыку, и текст, и визуальные образы, способно сосредотачивать внимание телезрителя в наибольшей степени. Так ему не нужно прилагать больших усилий для восприятия сообщений – информация для него уже «разжевана» и подана в наиболее аппетитном виде.Действуя через СМИ, манипуляторы создают поток разномастных, почти не связанных сообщений для того, чтобы аудитория запоминала обрывки их сообщений непроизвольно. Так у человека не будет возможности обдумать поступающую в его информационное поле сообщение. Таким образом, эффективным будет такая манипуляция, при которой информация задействует различные виды восприятия и памяти человека, а также эмоции и внимание.Как я писал ранее – телевидение является мощным средством воздействия на аудиторию. Среди методов манипулятивного воздействия телевидения на общественное сознание выделяют[Дзялошинский, 2005, №1]:Одновременное воздействие на важнейшие каналы восприятия человека: зрение и слух.Массовый охват слоев населения разного возраста, дохода и достатка.Личностный характер передачи информации – «Телезритель знает, что одновременно с ним передачу смотрят миллионы, и, тем не менее, он воспринимает выступление с телеэкрана как обращение непосредственно к нему [Там же, С. 125.]».Мгновенность передачи и эффект присутствия аудитории на месте события. Сопричастность зрителя фактически делает телепередачу таким же достоверным источником информации, как подтвержденный документ.Простота восприятия, доступная человеку любого уровня образованности и способа мышления.По мнению С. Кара-Мурзы сейчас телевидение – это мощнейшее оружие манипулирования общественным мнением, обладающее «убаюкивающим» эффектом и низким порогом входа благодаря пассивному восприятию подаваемой в нем информации. Потому многие воспринимают все, что подается им через экран достоверной реальностью.Рассмотрим перечисленные нами феномены и механизмы манипуляции аудиторией СМИ на примере двухчасового спецвыпуска передачи «60 минут» от 27 мая 2022 года на канале «Россия 1».Новостная передача «60 минут» канала «Россия 1» и ее механизмы воздействия на аудиторию«60 минут» – это общественно-политическое ток-шоу, выпускаемое на канале «Россия 1» с сентября 2016 года и насчитывающее 6 сезонов. Для съемки выпусков в студию приглашают от пяти до восьми человек. Обычно это известные политики, депутаты, журналисты и эксперты, в том числе и иностранные. Обычно в студию приглашают часть спикеров, согласных с официальной позицией власти по внутренне- и внешнеполитическим вопросам [60 минут. Ток-шоу. Россия. Википедия. Электронный ресурс]. Такой же точки зрения придерживаются и ведущие – супружеская пара Ольга Скабеева и Евгений Попов.Далее я представлю собственный анализ выпуска передачи «60 минут. Либо за рубли, либо без газа» [60 минут. Либо за рубли, либо без газа. Эфир от 27.04.2022 (11:30) Электронный ресурс], эфир от 27.04.2022, с учетом приведенных нами в теоретической части феноменов и механизмов манипуляции аудитории СМИ. Отмечу, что моей целью не является выказать свою политическую позицию, одобрение или неодобрение данной программы. Мои изыскания имеют сугубо научный интерес.Выпуск начался со срочных новостей об официальном сообщении Газпрома, который официально сообщил, что полностью прекратил поставки газа в Польшу и Болгарию. Ведущая с первой минуты захватила все внимание уверенным тоном, достаточно быстрым, но понятным темпом речи, безапелляционными фразами, не терпящими возражения. Первая часть программы строилась на новостной повестке. Зрителям показывали фрагменты из новостей других стран, или Ольга сама проговаривала сенсационные сообщения. После она давала интерпретацию увиденного простыми словами.Просмотрев передачу полностью я понял, что Ольга Скабеева – талантливая ведущая, которая быстро ориентируется в подаваемой ей информации и озвучивает четкие и логичные на первый взгляд выводы, с которыми сложно спорить. Она обладает яркой харизмой телеведущей, при которой почти любая речь телепрограммы, которую произносит не Ольга Скабеева, не воспринимается мозгом, так как не подается таким же уверенным тоном и понятными словами. Это вызвало мою тревогу как зрителя, так как в программе выступали и другие люди, показывали отрывки из интервью политиков разных стран, но их прямую речь было сложно слушать. В мозг «впечатывалась» лишь речь Скабеевой, которая была единственной ведущей и вела этот выпуск без мужа.Почему мое сознание реагировало только на слова ведущей, мои предположения:В своей речи женщина использовала множество простонародных фраз по типу «вы не поверите, но…», «бахнет по России», «они зарвались», что приближало ее к телезрителю, делало своей. Упоминала и такие яркие и ставшие уже афоризмами фразы как: «А где они были все те 8 лет, что Россия пыталась решить проблему дипломатически».Она не брезговала эмоционально окрашенными ярлыками, называя всех военных с украинской стороны «нациками», «нацистами» (не менее 20 раз за всю программу), «террористами», «эпицентр русофобии» в адрес Великобритании.Успешно ведущая применяла и специальные приемы для публичных выступлений:четко проговаривая выделяла главную информацию на фоне второстепенной. Например, в новости о встрече президента В. Путина и Генерального секретаря ООН Антонио Гутериша, Ольга Скабеева особенно выделила информацию о том, что секретарю «Понятны не только претензии России по ситуации на Украине, но и по вопросам безопасности». Перед этой фразой она использовала такие слова как «Внимание, очень важная информация»;тон голоса варьировала темп речи и тон голоса Ольга Скабеева, то ускоряя ее, то замедляя и успокаивая, то делая свою речь более взволнованной, то хладнокровной. Это позволяло нам как слушателям, не уставать от потока информации;паузы до и после важнейших мыслей использовались ведущей повсеместно, особенно при упоминании ярлыков и просторечья: «жахнуть по России», «Лондон зарвался»;необходимые образы Ольга Скабеева и участники программы доносили до слушателя в простых и понятных обывателю образах. Вот, например, одна из них, описывающая положение простых европейцев, которых «пугают Россией», перетягивая внимание от «Не блестящей ситуации, в которой нужно что-то мощное, чтобы отвлечь избирателей от тех мыслей, с которыми они сталкиваются, просматривая счета за электроэнергию, газ и свет».Как работала команда программы:Когда Ольга говорила о деятельности российской стороны, телезрителям показывали колонну танков с буквой Z и улыбающимися солдатами, установку ракет, их запуск – все, что демонстрировало силу Российской армии. При упоминании украинских солдат, показывали раненных и убитых людей, наполненные телами мертвых окопы, что формировало образ слабой, проигрывающей стороны.В телепрограмме использовали только популярное среди лояльных государственной власти и поддерживающих спецоперацию граждан мнение. Все приглашенные гости выступали с этой позиции, формируя у зрителя мнение, что противоположной точки зрения либо не существует, либо она не достойна внимания.Три раза повторили одну и ту же запись встречи президента В. Путина и Генерального секретаря ООН Антонио Гутериша, чтобы зритель точно запомнил ее в деталях.Гости студии называли факты без их документального подтверждения. Например, говорили о том, что никто не использует предложенные Россией гуманитарные коридоры рядом со словами: «Об этом все знают». Или говорят, что «Британия стелит соломку в своем информационном поле», не демонстрируя конкретных примеров.Все перечисленное – признаки не только манипулирующей общественным мнением программы, но и шоу, притягивающего взгляд. Эмоционально окрашенные фразы, яркая телеведущая, скандальные заявления – все это простые приемы реалити-шоу, которые перешли в информационное поле.На основе изученного нами материала я пришел к выводу, что «Россия 1» активно использует новостные и аналитические программы, говорит о политике и редко дает в эфир исключительно развлекательные передачи. В целом, контент телеканала однообразен и использует линейный подход в составлении сетки вещания, повторяя уже показанные передачи и уже закупленные для канала кинофильмы, и программы.Изучив определение термина, манипуляция, и рассмотрев ее теоретические аспекты, такие как феномены и механизмы, я пришел к выводу о том, что манипуляция аудиторией на канале «Россия 1» осуществляется при помощи информационных шоу, которые благодаря растущим техническим возможностям, совершенствуют подачу агитационного видеоряда, делая его все более захватывающим.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсследовав посвященные телевидению источники, я понял, что оно является одним из тех средств массовой коммуникации, которые не потеряли лидирующих среди аудитории позиций даже с появлением интернета.Этому способствовали:Одновременное воздействие на важнейшие каналы восприятия человека: зрение и слух.Массовый охват слоев населения разного возраста, дохода и достатка.Личностный характер передачи информации.Мгновенность передачи и эффект присутствия аудитории на месте события.Простота восприятия, доступная человеку любого уровня образованности и способа мышления.Кроме того, телевидение сочетает в себе не только функцию информационную, но и культурно-просветительскую и развлекательную, что позволило ТВ объединить элитарные и массовые программы, тем самым уровняв аудиторию с разными доходами, образованием и потребностями.Исследовав эфирую сетку информационного канала «Россия 1», я пришел к выводу о том, что как государственный канал она дает исключительно политический информационный контент, в то время как кинофильмы и отвлеченные от темы развлекательные или образовательные программы остаются на выходные.Рассмотрев телепрограмму «60 минут» как информационную передачу, я увидел, что в ней ярко проявляются манипулятивные техники управления аудиторией СМИ. Кроме того, передача стремится стать не только общественно-политической, но и развлекательной за счет нарочитых приемов, которыми раньше использовались только развлекательные телешоу.Благодаря курсовой работе я понял, что современное информационное вещание на российском телевидении стремится привлечь наибольшее количество зрителей при помощи превращения новостных программ в интересные массам шоу.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫКниги под фамилией автораАмзин А. Новостная интернет-журналистика. – М.: Аспект Пресс, 2012. С. 8.Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. М, 2005. С. 66Борецкий Р. Телевидение на перепутье. М., 1998, С. 119.Васильева Л.А. Делаем новости!: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С.6.Воронцова О.И. Доверие граждан к телевидению как основному каналу массовой информации // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2008. № 3. С. 39-47.Дэннис Э., Мэррил Дж. Беседы о масс-медиа. – М.: Варгус, 1997. – C 171.Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999. С. 143.Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М., 1988. С. 31Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. / С. Г. Кара-Мурза - М.: «Ал-горитм», 2009. - 864 с.Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический проект, 2005. 448 с.Корконосенко С.Г. Теория и практика средств массовой коммуникации. СПб, 1999. С. 17Левченко А.Е. Формы и методы воздействия СМИ на общественное сознание М: Библиотека коммуникационной группы «Византия», 2005.Манро. Е. Строим новость. Учебное пособие для журналистов российских региональных газет. М. – Анри, 2011. С. 36.Федотова Л. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М., 2010. С. 181.СтатьиДзялошинский И.М. Манипулятивные технологии в масс-медиа // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2005. №1Зайцев В.Ю. Телевидение как образец антисоциального и просоциального поведения // Молодой ученый. 2009. № 12. С. 192.Иремадзе Н. Политическая реклама на телевидении // Научный журнал. Власть и общество (Исто-рия, Теория, Практика). 2008. № 2. С. 150.Официальные и директивные материалыЗакон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.07.2021) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)Ресурсы удаленного доступаТолковый словарь Ожегова С.И. [Электронный ресурс], URL http://slovarozhegova.ru/ (Дата обра-щения: 07.05.2022).Методы манипулятивного воздействия телевидения на общественное сознание. [Электрoнный ресурс]. Ре-жим дoступа: http://www.library.ru/help/guest.php?RubricID=10&PageNum=63&hv=7&lv=2 (дата oбращения 29.04.2022).60 минут. Ток-шоу. Россия. Википедия. [Электронный ресурс] // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/60_%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82_(%D1%82%D0%BE%D0%BA-%D1%88%D0%BE%D1%83,_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F) (дата обращения: 29.04.2022)60 минут. Либо за рубли, либо без газа. Эфир от 27.04.2022 (11:30) [Электронный ресурс] // URL: https://smotrim.ru/video/2405001 (дата обращения: 29.04.2022)Рейтинги Mediascope [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mediascope.net/data/ (дата обращения 15.05.2022).Телеканал «Россия -1». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vgtrk.ru/russiatv (дата обращения 19.05.2022).Рейтинг каналов системы Adindex [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://adindex.ru/news/media/2022/01/10/301928 (дата обращения 19.05.2022).Рейтинги Mediascope [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mediascope.net/data/ (дата об-ращения 15.05.2022).Почти 70% молодых россиян отказались от телевидения в пользу интернета // Ведомости // [Электронный ре-сурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/media/news/2021/03/03/860004-pochti-70-molodih-rossiyan-otkazalis-ot-televideniya (дата обращения 18.05.2022).Источники информации: ТВ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fom.ru/SMI-i-internet/14536 (дата обращения 18.05.2022).Методы манипулятивного воздействия телевидения на общественное сознание. [Электрoнный ресурс]. Режим дoступа: http://www.library.ru/help/guest.php?RubricID=10&PageNum=63&hv=7&lv=2 (дата oбращения 17.05.2022).Источник на иностранном языкеStephens, Mitchell. A History of News. – UK.: Harcourt Brace College Publishers, 1997. – P. 7.
1. Амзин А. Новостная интернет-журналистика. – М.: Аспект Пресс, 2012. С. 8.
2. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. М, 2005. С. 66
3. Борецкий Р. Телевидение на перепутье. М., 1998, С. 119.
4. Васильева Л.А. Делаем новости!: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С.6.
5. Воронцова О.И. Доверие граждан к телевидению как основному каналу массовой информации // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2008. № 3. С. 39-47.
6. Дэннис Э., Мэррил Дж. Беседы о масс-медиа. – М.: Варгус, 1997. – C 171.
7. Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999. С. 143.
8. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М., 1988. С. 31
9. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. / С. Г. Кара-Мурза - М.: «Ал-горитм», 2009. - 864 с.
10. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический проект, 2005. 448 с.
11. Корконосенко С.Г. Теория и практика средств массовой коммуникации. СПб, 1999. С. 17
12. Левченко А.Е. Формы и методы воздействия СМИ на общественное сознание М: Библиотека коммуникационной группы «Византия», 2005.
13. Манро. Е. Строим новость. Учебное пособие для журналистов российских региональных газет. М. – Анри, 2011. С. 36.
14. Федотова Л. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М., 2010. С. 181.
Статьи
15. Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии в масс-медиа // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2005. №1
16. Зайцев В.Ю. Телевидение как образец антисоциального и просоциального поведения // Молодой ученый. 2009. № 12. С. 192.
17. Иремадзе Н. Политическая реклама на телевидении // Научный журнал. Власть и общество (Исто-рия, Теория, Практика). 2008. № 2. С. 150.
Официальные и директивные материалы
18. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.07.2021) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)
Ресурсы удаленного доступа
19. Толковый словарь Ожегова С.И. [Электронный ресурс], URL http://slovarozhegova.ru/ (Дата обра-щения: 07.05.2022).
20. Методы манипулятивного воздействия телевидения на общественное сознание. [Электрoнный ресурс]. Ре-жим дoступа: http://www.library.ru/help/guest.php?RubricID=10&PageNum=63&hv=7&lv=2 (дата oбращения 29.04.2022).
21. 60 минут. Ток-шоу. Россия. Википедия. [Электронный ресурс] // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/60_%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82_(%D1%82%D0%BE%D0%BA-%D1%88%D0%BE%D1%83,_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F) (дата обращения: 29.04.2022)
22. 60 минут. Либо за рубли, либо без газа. Эфир от 27.04.2022 (11:30) [Электронный ресурс] // URL: https://smotrim.ru/video/2405001 (дата обращения: 29.04.2022)
23. Рейтинги Mediascope [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mediascope.net/data/ (дата обращения 15.05.2022).
24. Телеканал «Россия -1». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vgtrk.ru/russiatv (дата обращения 19.05.2022).
25. Рейтинг каналов системы Adindex [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://adindex.ru/news/media/2022/01/10/301928 (дата обращения 19.05.2022).
26. Рейтинги Mediascope [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mediascope.net/data/ (дата об-ращения 15.05.2022).
27. Почти 70% молодых россиян отказались от телевидения в пользу интернета // Ведомости // [Электронный ре-сурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/media/news/2021/03/03/860004-pochti-70-molodih-rossiyan-otkazalis-ot-televideniya (дата обращения 18.05.2022).
28. Источники информации: ТВ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fom.ru/SMI-i-internet/14536 (дата обращения 18.05.2022).
29. Методы манипулятивного воздействия телевидения на общественное сознание. [Электрoнный ресурс]. Режим дoступа: http://www.library.ru/help/guest.php?RubricID=10&PageNum=63&hv=7&lv=2 (дата oбращения 17.05.2022).
Источник на иностранном языке
30. Stephens, Mitchell. A History of News. – UK.: Harcourt Brace College Publishers, 1997. – P. 7.
Вопрос-ответ:
Чем отличается информационное вещание на современном российском телевидении от других видов коммуникации?
Информационное вещание на современном российском телевидении отличается своей спецификой и способностью воздействовать на широкую аудиторию через визуальный и звуковой контент. Телевидение является одним из основных средств массовой коммуникации и имеет большую популярность и влияние на общественное мнение.
Какие специфические особенности имеют информационные сюжеты на телевидении?
Информационные сюжеты на телевидении должны быть краткими, яркими и наполненными эмоциональным содержанием. Они должны привлекать внимание зрителей и донести до них основную информацию за ограниченное время. Также важно использование визуальных средств, таких как видеоролики, фотографии, графика и т.д., чтобы сделать сюжет более наглядным и понятным для аудитории.
В чем заключается концептуальная особенность сетки вещания телеканала Россия 1?
Концептуальная особенность сетки вещания телеканала Россия 1 заключается в том, что он ориентирован на широкую аудиторию и включает в себя разнообразные программы, в том числе информационные передачи, развлекательные шоу, сериалы и т.д. Телеканал стремится предложить зрителям различные форматы контента и поддерживать высокий уровень рейтинга среди других телеканалов.
Какие механизмы манипуляции аудиторией используются на телевидении?
На телевидении используются различные механизмы манипуляции аудиторией, такие как выбор определенного углов зрения для представления информации, использование эмоциональных приемов, привлечение известных личностей для комментирования событий, создание конфликтов и напряженности между участниками программ и т.д. Все это направлено на то, чтобы привлечь внимание зрителей и влиять на их мнение и восприятие.
Какие основные теоретические принципы лежат в основе телевидения?
Телевидение - это средство коммуникации, основанное на передаче звуковых и изображенческих сигналов посредством эфира или кабельной связи. Главными принципами телевидения являются передача информации, развлечение и воздействие на аудиторию.
В чем состоит специфика информационных сюжетов на телевидении?
Информационные сюжеты на телевидении отличаются от других форм передачи информации своей визуальностью, эмоциональностью и ограниченностью по времени. Они должны быть максимально краткими и содержательными, чтобы привлечь внимание зрителей.
Какие особенности есть у вещания телеканала "Россия 1"?
Телеканал "Россия 1" характеризуется особым подходом к организации сетки вещания, который базируется на концептуальных особенностях. Это включает в себя показ определенных типов программ, приверженность определенным ценностям и политическим взглядам, а также активное использование механизмов манипуляции аудиторией.
Какие механизмы манипуляции аудиторией используются на телевидении?
Механизмы манипуляции аудиторией на телевидении могут включать выбор определенных тем и углов освещения, подбор актеров и ведущих, использование специальных эмоциональных приемов, а также манипуляцию информацией и формирование определенных стереотипов и представлений.
Какими механизмами воздействия обладает новостная передача "60 минут" на канале "Россия 1"?
Новостная передача "60 минут" на канале "Россия 1" обладает механизмами воздействия, такими как подача информации с определенным уклоном и интерпретацией, использование визуальных эффектов и музыкального сопровождения для создания эмоциональной атмосферы, а также манипуляцию речью и языком.
Какая сущность и специфика телевидения обсуждается в первой главе?
В первой главе обсуждается сущность и специфика телевидения как средства коммуникации.