Демография как предмет освещения в средствах массовой коммуникации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Журналистика
  • 29 29 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 12.07.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретическое обоснование исследования проблемы освещения демографии в современных СМК 5
1.1. Понятие демографии в ракурсе медиаисследований 5
1.2. Трансформация демографии как предмета освещения в современном информационном пространстве 14
2. Освещение демографии в СМК на примере современных медиа 18
2.1. Освещение демографии на примере «Российской газеты» 18
2.2. Освещение демографии на примере интернет-издания «Такие дела» 21
Заключение 27
Список использованных источников 29
Фрагмент для ознакомления

Святейший патриарх Кирилл и другие известные церковные деятели регулярно обсуждают тему семьи и брака в России, говорят о проблемах, стоящих перед семьями, и способах их решения через призму христианского вероучения, обращают внимание на важность духовно-нравственного оздоровления в обществе для успешного решения демографического кризиса, призывают более активно поддерживать семью и брак в СМИ. В виду вышесказанного можно заключить, что, наблюдая неблагоприятную демографическую ситуацию в России и кризис традиционных семейных ценностей, государство, ведущие религиозные организации и значительная часть журналистского сообщества осознают необходимость более активно поддерживать семью и брак, в частности — с помощью СМИ и их интернет-сегмента. В этой связи представляется актуальным проанализировать, как в российских интернет-СМИ в настоящее время рассматриваются проблемы супружества, и сравнить освещение проблем брака и способов преодоления их в светских (не конфессиональных) и православных периодических интернет-изданиях4. Данные вопросы, несомненно, требуют фундаментального исследования, которое, конечно, невозможно провести в рамках статьи. Впрочем, настоящая работа явилась одной из первых попыток выявить ключевые тенденции в освещении тематики брака и, в частности, проблем супружества в современных российских светских и православных интернет-СМИ на примере ряда изданий. Для этого был произведен первичный анализ актуального контента (контента последних 3-4 лет) ведущих светских и конфессиональных в их православном сегменте интернет-изданий на предмет интенсивности и направленности освещения тематики семьи и супружества. В результате его можно отметить, что в целом данная тематика в светских СМИ освещается менее интенсивно и более поверхностно, нежели чем в православных интернет-СМИ. Однако и в большинстве православных интернет-изданий, за исключением «Такие дела», проблемы супружества рассматриваются недостаточно активно и разносторонне. Затем для сравнения были выбраны и последовательно проанализированы два издания, которые достаточно хорошо отражают свои генеральные совокупности (светских и православных интернет-СМИ): интернет-издания «Такие дела», которые соответствуют всех необходимым критериям, в частности уних имеются отдельные рубрики о семье и отношениях между супругами, а также удобный поисковик с опцией расширенного поиска. После краткого типологического анализа изданий были проанализированы материалы журнала в соответствующих рубриках за период 06.06.18 - 06.06.20 — период, который представляется достаточным, чтобы проследить кратковременные тенденции в освещении определенной проблематики. Во время исследования анализировались заголовки, основной контент, структура и жанровые, стилистические особенности конкретных публикаций. В процессе исследования были получены неоднозначные результаты, которые вовсе не коррелировали с данными предварительного анализа ведущих светских и православных интернет-СМИ в целом.Например, как была выяснено в ходе исследования контента, количество статей журнала «Такие дела», непосредственно посвященных проблемам супружества, более чем в два раза меньше, чем количество аналогичных статей светского журнала «Такие дела», что говорит о том, что, несмотря на более активную разработку данной проблематики в православных изданиях (что во многом объясняется православным взглядом на семью и ее важность в иерархии ценностей), в некоторых светских интернет-изданиях разработка проблематики супружества ведется не менее, а даже более активно. Перечислим основные стратегии манипулирования сознанием реципиентов, которые были выявлены в ходе анализа материалов интернет-журнала «Такие дела»: - гиперболизированное обобщение: свойства отдельных лиц и событий принимаются за свойства всех членов данной группы; - использование примеров: вынос социального резюме на основании индивидуальных примеров в истории каких-либо людей (чаще всего пример берется как эталон); - расширение: негативная черта какой-либо отдельной сферы или признака распространяется на все другие признаки (пример с патриархальной семьей, когда делается вывод о том, что подобный уклад порождает насильнические взаимоотношения); - атрибуция: читателю навязывается «нужное» причинно-следственное отношение. Интернет-издание «Такие дела» использует дополнительные методы: - метод исторических аналогий: исторический анализ считается формой глубокой проработки информации, что вызывает большее доверие получаемой информации; - метод плюрализма: приводятся все существующие точки зрения, мнение различных социально-профессиональных групп. Метод плюрализма используется как сокрытие нежелательного мнения в опровергающем контексте: «хотя, однако, в то время» или преподносится с довольно невысокой доминирующей линии частотностью; - фактический метод: как правило, аудитория склонна оказывать большее доверие цифрам, документальным или другим авторитетным источникам, результатам исследований. При этом необходимо отметить, что освещение в журнале «Такие дела» образа супружеских отношений отличается непоследовательностью. Интернет-журнал «Такие дела», редакция которого не скрывает симпатий к партнерскому типу брака, публикует, тем не менее, материалы как в поддержку данного типа, так и в поддержку более либеральных, и более консервативных в разных случаях установок в браке, что приводит к определенному информационному хаосу в указанном интернет-издании. Также неоднозначно транслируются в интернет-издании «Такие дела» взгляды на наиболее правильную, по мнению редакции, модель супружества. В публикациях издания патриархальная модель представляется либо в интеграции с партнерской моделью, либо как единственный образец, который способен установить правильные отношения между супругами и предотвратить развод. Также необходимо отметить, что многие публикации интернет-издания «Такие дела» являются небольшими по размеру и значительную часть их занимают иллюстрации,в то время как в «Такие дела» наблюдаются значительно большие по объему и жанровому разнообразию и глубине, интенсивности аналитики тексты. Свою роль играет и реклама: в «Домашнем очаге» она, как правило, занимает достаточно большое место и относится к сфере услуг и потребления, а в издании «Такие дела» реклама, главным образом, носит социальный характер.В то же время, несмотря на определенные успехи в освещении проблематики супружества, достигнутые в двух указанных журналах, и в некоторых других, можно сказать, что в целом интенсивность и глубина разработки не только данной проблематики, но и тематики семьи и брака в целом, является еще, даже по признанию многих журналистов, крайне недостаточной. При том именно на СМИ лежит большая ответственность за формирование отношения у людей к семье и браку. Поэтому использование положительного опыта, разработка государством, научным сообществом, журналистами, Церковью и другими заинтересованными сторонами совместного плана по увеличению объема и качества контента в СМИ, который бы освещал в положительном ключе семью и супружество, видится одной из ключевых задач в деле решения не только демографического, но духовно-нравственного кризиса в России.ЗаключениеВопросы демографического развития выдвигают на первый план выдвигают множество вызовов, негативно влияющих на устойчивое и прогрессивное развитие страны, сохранение стабильности межнациональных отношений, обеспечение территориальной целостности и суверенитета, становление единой общероссийской гражданской идентичности. Региональные проекции реализации социальной политики государства в контексте развития демографического ландшафта РФ существенно отличаются в регионах России. Анализ о ситуации на рынке труда в контексте демографических процессов показал, что “наиболее реальной и практически реализуемой должна быть гибкая социальная политика, ориентированная на региональные демографические показатели”. “Демографическая сфера и демографическая политика имеют принципиальную важность для перспектив положительного социально-экономического развития страны. Результаты государственной политики, проявляющиеся в системе демографических индикаторов, очень часто зависят от тех ее направлений, которые формируют доходы населения, степень его занятости, борьбу с коррупцией и т.д. Как выяснилось, большое значение имеет система формируемых в стране ценностей. Кроме этого, важны ожидания, отрицательный характер который у многих экспертов указывает на принципиальную необходимость продолжения ее совершенствования и реализации как в ближайшем, так и отдаленном будущем”. Во взаимодействии государственной власти и средств массовой информации в современном политическом процессе России можно выделить две составляющие: сотрудничество и конфронтацию. С одной стороны, в условиях формирующегося демократического строя и провозглашения свободы слова в России наметилась тенденция к налаживанию конструктивного диалога между властями самых разных уровней и средствами массовой информации. С другой стороны, в условиях политизации масс-медиа и медиатизации политики актуализируются противоречия, возникающие между властью и прессой. СМИ могут выражать политические амбиции кругов, стремящихся к власти и обладающих достаточным капиталом для реализации своих намерений. При этом конфликт будет выглядеть не как соперничество власти и оппозиции, а как противостояние властных структур и СМИ, якобы стремящихся к отражению “истинного” положения вещей. Являясь одними из центральных участников политического процесса, государство и масс-медиа способствуют его стабильности, а также информационной устойчивости политической системы. Государственная власть как гарант конституции и главный идеолог политических преобразований создаёт необходимые условия для полноценного функционирования massmedia, ограничивая их деятельность лишь рамками закона. Средства массовой информации как составляющая массовой коммуникации общества, несут в себе различные социально-политические роли. Это могут быть роли организатора, объединителя, консолидатора общества, его просветителя. Но они могут играть и дезинтегрирующую, разъединительную роль.Список использованных источниковВолоденков, С. В. Технологии манипулирования общественным сознанием в интернет-пространстве как инструмент политического управления / С. В. Володенков // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. – 2017. – № 3. – С. 57–69. Грачев, М. Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития : монография / М. Н. Грачев. – М. : Прометей, 2004. – 328 с. Гудошникова, О. Е. «Новые медиа» и СМИ как актуальные политические технологии в инфокоммуникационном пространстве / О. Е. Гудошникова // YouthWorldPolitic. – 2015. – № 4. – С. 43–53. Исупова, О. Г. Демографическая и семейная политика в разных странах: концептуальные подходы и практики / О. Г. Исупова // Демографическое обозрение. – 2020. – Т. 7, № 3. – С. 51–83.Лассвелл, Г. Язык власти / Г. Лассвелл // Политическая лингвистика. – 2006. – Вып. 20. – С. 264–279. Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 № 1532 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Реализация государственной национальной политики”». – Электрон.текстовые дан. – Режим доступа: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71480894/ (дата обращения: 01.08.2021). – Загл. с экрана. Прокопенко, Т. В. Информационно-коммуникативная среда и политический процесс / Т. В. Прокопенко // ОБОЗРЕВАТЕЛЬ–OBSERVER. – 2020. – № 7. – С. 78–86. Ростовская, Т. К. Формирование социальной безопасности молодежи в контексте развития человеческого капитала / Т. К. Ростовская, Е. А. Князькова // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. – 2017. – Т. 21. – С. 104–109. Ростовская, Т. К. Оценка социального благополучия семей в российских регионах: социологический анализ / Т. К. Ростовская, О. В. Кучмаева, О. А. Золотарева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2021. – Т. 21, № 4. – С. 805–824. Семененко, И. С. Горизонты ответственного развития: от научного дискурса к политическому управлению / И. С. Семененко // Полис. Политические исследования. – 2019. – № 3. – С. 7–26. – DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2019.03.02.Семенова, Т. И. Управление знанием в новостном дискурсе: социокогнитивный взгляд / Т. И. Семенова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. – 2020. – Т. 19, № 5. – С. 122–132. – DOI: https://doi.org/10.15688/ jvolsu2.2020.5.11. Сессия онлайн-форума «Давосская повестка дня 2021» // Официальный сайт Президента РФ. – Электрон.текстовые дан. – Режим доступа: http:// kremlin.ru/events/president/news/64938 (дата обращения: 01.08.2021). – Загл. с экрана. Соловьев, А. И. Государственные решения: концептуальный простор и тупики теоретизации / А. И. Соловьев // Полис. Политические исследования. – 2015. – № 3. – C. 127–146. Сюй, Ф. Векторы современной демографической политики / Ф. Сюй // Мир русскоговорящих стран. – 2019. – № 2 (2). – С. 23–32. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». – Электрон.текстовые дан. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 07.10.2021). – Загл. с экрана. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». – Электрон.текстовые дан. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/45726 (дата обращения: 01.08.2021). – Загл. с экрана. Фирсова, Ю. А. Историография проблем «государства всеобщего благосостояния» и «европейской социальной модели» / Ю. А. Фирсова // Вестник Томского государственного университета. История. – 2014. – № 3 (29). – С. 94–100. Фомин, И. В. Зачем семиотика политологам? / И. В. Фомин, М. В. Ильин // Политическая наука. – 2016. – № 3. – С. 12–29. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность / Ю. Хабермас. – М. :Academia, 1995. – 252 с. Эспинг-Андерсен, Г. Два общества, одна социология и никакой теории / Г. Эспинг-Андерсен // Журнал исследований социальной политики. – 2010. – Т. 6, № 2. – С. 241–266.


1. Володенков, С. В. Технологии манипулирования общественным сознанием в интернет-пространстве как инструмент политического управления / С. В. Володенков // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. – 2017. – № 3. – С. 57–69.
2. Грачев, М. Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития : монография / М. Н. Грачев. – М. : Прометей, 2004. – 328 с.
3. Гудошникова, О. Е. «Новые медиа» и СМИ как актуальные политические технологии в инфокоммуникационном пространстве / О. Е. Гудошникова // YouthWorldPolitic. – 2015. – № 4. – С. 43–53.
4. Исупова, О. Г. Демографическая и семейная политика в разных странах: концептуальные подходы и практики / О. Г. Исупова // Демографическое обозрение. – 2020. – Т. 7, № 3. – С. 51–83.
5. Лассвелл, Г. Язык власти / Г. Лассвелл // Политическая лингвистика. – 2006. – Вып. 20. – С. 264–279.
6. Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 № 1532 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Реализация государственной национальной политики”». – Электрон.текстовые дан. – Режим доступа: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71480894/ (дата обращения: 01.08.2021). – Загл. с экрана.
7. Прокопенко, Т. В. Информационно-коммуникативная среда и политический процесс / Т. В. Прокопенко // ОБОЗРЕВАТЕЛЬ–OBSERVER. – 2020. – № 7. – С. 78–86.
8. Ростовская, Т. К. Формирование социальной безопасности молодежи в контексте развития человеческого капитала / Т. К. Ростовская, Е. А. Князькова // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. – 2017. – Т. 21. – С. 104–109.
9. Ростовская, Т. К. Оценка социального благополучия семей в российских регионах: социологический анализ / Т. К. Ростовская, О. В. Кучмаева, О. А. Золотарева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2021. – Т. 21, № 4. – С. 805–824.
10. Семененко, И. С. Горизонты ответственного развития: от научного дискурса к политическому управлению / И. С. Семененко // Полис. Политические исследования. – 2019. – № 3. – С. 7–26. – DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2019.03.02.
11. Семенова, Т. И. Управление знанием в новостном дискурсе: социокогнитивный взгляд / Т. И. Семенова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. – 2020. – Т. 19, № 5. – С. 122–132. – DOI: https://doi.org/10.15688/ jvolsu2.2020.5.11.
12. Сессия онлайн-форума «Давосская повестка дня 2021» // Официальный сайт Президента РФ. – Электрон.текстовые дан. – Режим доступа: http:// kremlin.ru/events/president/news/64938 (дата обращения: 01.08.2021). – Загл. с экрана.
13. Соловьев, А. И. Государственные решения: концептуальный простор и тупики теоретизации / А. И. Соловьев // Полис. Политические исследования. – 2015. – № 3. – C. 127–146.
14. Сюй, Ф. Векторы современной демографической политики / Ф. Сюй // Мир русскоговорящих стран. – 2019. – № 2 (2). – С. 23–32.
15. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». – Электрон.текстовые дан. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 07.10.2021). – Загл. с экрана.
16. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». – Электрон.текстовые дан. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/45726 (дата обращения: 01.08.2021). – Загл. с экрана.
17. Фирсова, Ю. А. Историография проблем «государства всеобщего благосостояния» и «европейской социальной модели» / Ю. А. Фирсова // Вестник Томского государственного университета. История. – 2014. – № 3 (29). – С. 94–100.
18. Фомин, И. В. Зачем семиотика политологам? / И. В. Фомин, М. В. Ильин // Политическая наука. – 2016. – № 3. – С. 12–29.
19. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность / Ю. Хабермас. – М. :Academia, 1995. – 252 с.
20. Эспинг-Андерсен, Г. Два общества, одна социология и никакой теории / Г. Эспинг-Андерсен // Журнал исследований социальной политики. – 2010. – Т. 6, № 2. – С. 241–266.

Вопрос-ответ:

Что такое демография?

Демография - наука, изучающая статистические аспекты населения, такие как его состав, движение и развитие.

Как демография стала предметом освещения в средствах массовой коммуникации?

Демография стала предметом освещения в средствах массовой коммуникации из-за активного интереса общества к вопросам населения, таким как демографический рост, старение населения и миграция.

Какие изменения произошли в демографии как предмете освещения в информационном пространстве?

С развитием информационных технологий и интернета демография стала более доступной для общественности. Благодаря этому, проблемы населения стали активнее освещаться в средствах массовой коммуникации.

Как демография освещается в СМК?

Демография освещается в СМК через публикации, исследования, документальные фильмы и интерактивные материалы. Это позволяет расширить информированность общества по вопросам населения.

Какие СМК освещают демографию?

Примеры таких СМК включают различные типы СМИ, такие как газеты, журналы, телевидение и интернет-издания. Они все активно освещают демографические вопросы.

Как теоретически обосновать исследование проблемы освещения демографии в средствах массовой коммуникации?

Исследование проблемы освещения демографии в средствах массовой коммуникации может быть обосновано на основе нескольких теоретических подходов. Во-первых, демография является важной областью знаний, которая предоставляет информацию о населении, его изменениях, тенденциях и проблемах. Она влияет на различные аспекты общества и экономики, и поэтому должна быть широко освещена в СМК. Во-вторых, демография является актуальной и интересной темой для многих людей, поскольку она касается их собственной жизни и будущего. Таким образом, исследование проблемы освещения демографии в СМК имеет теоретическую обоснованность и значимость.

Что означает понятие демографии в ракурсе медиаисследований?

В ракурсе медиаисследований, демография означает изучение и анализ информации о населении, его составе, структуре, динамике и проблемах с использованием средств массовой коммуникации. Понятие демографии в медиаисследованиях связано с ролью и влиянием СМК на формирование образа и представлений о демографических явлениях. Основные задачи медиаисследований в демографической сфере включают оценку публикаций о демографических вопросах, анализ информационного представления демографической тематики и ее влияния на общественное мнение.

Как происходит трансформация демографии как предмета освещения в современном информационном пространстве?

В современном информационном пространстве происходит трансформация демографии как предмета освещения. Одной из основных причин этой трансформации является важность и актуальность демографической информации для различных сфер общества. СМК все чаще освещают демографические темы, такие как население, рождаемость, смертность, миграция и их влияние на экономику, политику и социальную сферу. Также происходят изменения в способах представления демографической информации, с использованием новых технологий и медиаформатов.