работа над текстом на уроках русского языка

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 30 30 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 13.07.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 0
Глава 1. Теоретические основы обучения младших школьников работе с текстом на уроках русского языка 0
1.1 Текст как основная лингводидактическая единица 0
1.2Формы и методы работы с текстом 0
Глава 2. Организация работы над текстом на уроках русского языка 0
2.1 Работа с текстом на уроках русского языка 0
2.2 Анализ предлагаемых упражнений учебно-методического комплекса современной начальной школы 0
2.3 Современные методики работы с текстом и их применение в начальной школе 0
Заключение 0
Список использованной литературы 0
Приложение 0

Фрагмент для ознакомления

и глаголы, которые включают повторение ранее изученного материала и изучение нового материала.Тексты первой части учебника, размещенные в разделах «Язык и речь» и «Существительное», существенно отличаются от текстов, предлагаемых в третьем классе. Во-первых, значительно возросла их сложность: тексты стали крупнее по размеру, имеют членение на абзацы (прозаическое), включают в себя все больше сложных предложений и лексики. Во-вторых, изменилась тематическая направленность. Если третьеклассникам предлагались тексты о природе и окружающем мире, то четвероклассники уже начинают читать тексты о патриотизме, Родине, семейных отношениях и профессии. Эти тексты подготавливают учащихся к более сложным темам в средней и старшей школе, значительно расширяют их кругозор, а также закладывают основы патриотического воспитания, подготавливают к взрослению, подталкивают к первому профессиональному выбору.Среди заданий, предложенных в первой части учебника для четвертого класса, мы видим следующие:1. Прочитайте, покажите, что это текст. Определите тему, идею, главную мысль. Этот вид деятельности остается основным при работе с текстами. Однако выполнить его гораздо сложнее именно из-за повышенного уровня сложности самих текстов.2. Проанализируйте структуру текста. Учащиеся более серьезно работают с артикуляцией абзацев и связанными с ними микротемами. Им предлагается объяснить логику членения текста, выделить микротемы, абзацы заголовка и рассказать содержание. Более серьезная работа начинается с устной речи, первых попыток изложения текста. Это подготавливает детей к последующему устному изложению текста.3. Словарная работа. Этот вид работы присутствовал уже в третьем классе, но сейчас становится более активным. Студентам предлагается написать слова, объяснить их значение самостоятельно или со словарем. Иногда также предлагается выяснить происхождение слова, собрать родственные, проанализировать их связь.4. Орфография и пунктуация. Не во всех текстах есть эти задания, однако, работая с содержанием, учащиеся также продолжают анализировать орфографию, уточнять правописание слов, запоминать слова. Кроме того, учащиеся комментируют знаки препинания, руководствуясь ранее изученными правилами.5. Морфологическая работа. При изучении частей речи в задания включаются также упражнения, связанные с морфологическим анализом слов, содержащихся в тексте.6. Подготовьтесь к презентации в соответствии с планом. Эти задания активно появляются во второй части пособия, но не имеют начального комментария, что, вероятно, подразумевает работу с учителем на начальном этапе.Тексты второй части учебника также имеют более высокий уровень сложности, однако типы предлагаемых заданий остаются схожими с заданиями первой части учебника.В целом предлагаемые задания составляют достойную основу для подготовки учащихся к обучению в средней школе, позволяют формировать и развивать широкий круг навыков и умений, дают необходимые знания.2.3 Современные методики работы с текстом и их применение в начальной школеНесмотря на то, что на данный момент учителю предлагается несколько разных учебников по русскому языку для начальной школы, а также большой выбор дополнительной литературы, очень важно уметь самостоятельно подбирать или даже составлять упражнения для работы с детьми. , учитывая возможности каждого ученика.На уроках русского языка в начальной школе значительное место отводится текстам упражнений. Эти тексты должны носить учебно-познавательный характер, должны быть представлены в незаконченном виде, чтобы учащиеся могли сами сформулировать задание. Также работу над текстами следует завершать выполнением дополнительных заданий, выходящих за рамки конкретной темы конкретного урока. Опираясь на собственный опыт работы в начальной школе во время педагогической практики, мы предлагаем следующие упражнения для работы на уроках русского языка, построенные по тенденции постепенного усложнения.Предлагаемые нами задания ориентированы на более раннюю подготовку к написанию рефератов и презентаций. На наш взгляд, в анализируемых учебниках недостаточно упражнений именно для подготовки к докладам и рефератам, а также не так много заданий, предполагающих творческий и проблемный подход к изучаемым темам. В связи с этим предлагаем примеры упражнений, которые можно использовать с учащимися 3-4 классов для постепенной подготовки к презентациям и более сложным рефератам. В этих упражнениях по мере необходимости можно менять тексты, а также формулировки заданий – в зависимости от изучаемой темы и желаемого результата.Мы условно разделили все упражнения на несколько типов.Тип 1. Восстановить часть текста.К сожалению, заданий по восстановлению текста и восполнению пробелов в учебнике нет. Считаем это важным упущением, так как возможность построения текста, пусть даже частично построенного и с помощью справочного материала, значительно упрощает последующее обучение написанию сложных сочинений, а также облегчает проведение анализа текста.Конструирование можно выполнить следующим образом:1. Восстановить пропущенные слова при помощи справочного материалаВ дополнение к этому упражнению обязательно добавляются задания на тему и контент-анализ текста. Предлагаемое занятие направлено на изучение темы «Глагол», но таким же образом вы можете строить тексты, изучая другие части речи, а также пополняя словарный запас. Вы также можете добавить задания на орфографию — например, написание основ глаголов или слов из словаря.2. Восстановить пропущенные слова по орфографии/морфемам, используя справочные материалы. Это задание является более сложной вариацией первого задания и больше подходит для учащихся 4-х классов. Его можно использовать при повторении или изучении нового материала в разделах «Орфография», «Морфемика». В зависимости от задания учащимся может быть предложено воссоздать слова в тексте по их написанию или по образцу их морфемного состава.В качестве побочного занятия учащимся можно предложить проанализировать тему, содержание текста, дать ему название, а также проанализировать синтаксическую структуру каждого предложения.3. Восстановить пропущенные фразеологизмы по справочному материалу. Умение пользоваться фразеологизмами – очень важный навык, который затем проверяется на ОГЭ и ЕГЭ. К сожалению, многие современные школьники не только не умеют употреблять фразеологизмы, но и не в состоянии объяснить их значение. Восстановление фразеологизмов в тексте позволит учащимся знакомиться с новыми словосочетаниями, повторять значение уже известных, а также тренировать умение грамотно и правильно употреблять фразеологизмы в текстах.Тип 2. Восстановление последовательности текста.Еще одним важным навыком, формирование которого у учащихся играет важную роль в овладении русским языком, является умение устанавливать в тексте причинно-следственные связи и восстанавливать их так, чтобы они не нарушались. В учебниках по русскому языку, которые мы анализировали в первой части второй главы, тексты готовы и не дают учащимся возможности самостоятельно установить смысловую связь между частями. Поэтому мы предлагаем при освоении тем в третьем и четвертом классе использовать упражнения, основной задачей которых является воссоздание содержания текста в соответствии с определенными параметрами.Параметры могут быть разными, все зависит от изучаемой темы и цели, которую ставит перед собой преподаватель. Используются параметры:- схема с указанием определенного количества частей речи в каждом предложении;- таблица с указанием определенного количества слов с необходимой морфемой/орфографией в каждом предложении;- восстановление предложений по справочным материалам на основании причинно-следственной связи;- восстановление порядка между предложениями-тезисами и предложениями-проверками;- восстановление последовательности предложений по распространению первичной и вторичной информации (предложения приведены в таблице).К каждому виду упражнений в качестве дополнительных заданий можно добавить разбор текста, орфографию, разбор и пунктуацию, работу с морфемами и частями речи. Однако главная задача этих упражнений — научить детей устанавливать причинно-следственные связи, восстанавливать порядок предложений в тексте, сохранять их смысл.Тип 3. Изложение и сочинение.Будучи учениками начальной школы, дети еще не стеснены рамками и не боятся демонстрировать свои навыки письма. Они любят создавать свои собственные тексты даже больше, чем пересказывать прочитанное, поэтому совмещение написания и презентации в одном задании — хороший способ научить детей двум навыкам одновременно. Однако для подготовки — например, в третьем классе — достаточно дать всего одно задание на сочинение. Как правило, детям в этом случае дается простой текст, не имеющий окончания. Однако в справочном материале есть необходимые слова, по которым дети дорабатывают полный текст. В четвертом классе задание усложняется необходимостью сокращения имеющейся части текста. В качестве дополнительного задания можно предложить озаглавить текст, а также выполнить определенные орфографические, пунктуационные или синтаксические задания.Для усложнения задания можно предложить детям самостоятельно сформулировать и поставить задачу, при необходимости направляя их и корректируя формулировку. Основная задача детей – сократить предложенный текст и дополнить его своими словами.Предложенные задания не следует считать основным материалом для работы. Они дополняют и расширяют предлагаемые в пособии упражнения, позволяют значительно повысить уровень сложности выполняемых упражнений, способствуют обучению и закреплению навыков работы с текстом.ЗаключениеИз вышеизложенного можно сделать вывод, что: младший школьный возраст является сенситивным для формирования навыков работы с дидактическими и научными текстами, т.к. все психические процессы формируются с момента поступления в школу, что, в свою очередь, позволяет им успешно заниматься учебной деятельностью.От организации учебного процесса зависит конечный результат: общее развитие учащихся, формирование их мышления, познавательных интересов, подготовка к продолжению образования и будущей работе.Комплексная текстовая работа на занятиях по русскому языку включает в себя элементы лингво-литературного анализа, а также речевого анализа, разъяснения орфографии, пунктуации, выполнения фонетического, морфемного, морфологического и синтаксического разбора текстового материала.Преподаватель сам определяет характер заданий к текстам и последовательность их выполнения, однако необходимо иметь в виду, что текст представляет собой сложный организм, в котором взаимодействуют языковые средства всех уровней языковой системы.Вышеизложенный опыт работы с текстом актуален и эффективен во внеурочной и внеурочной работе, может быть с успехом использован не только учителями русского языка и литературы, но и учителями начальных классов с учетом особенностей школьного возраста. Ребенок, у которого развивается чувство языка, интуитивное ощущение системы языка, приобретает способность совершенствовать свои коммуникативные навыки не только путем подражания образцам, но и в результате «самостоятельного обучения».Языковая интуиция развивается лучше, если то, что понимается бессознательно на основе интуиции, находит подкрепление, подтверждение визучении теории. Но теория текста становится базой для развития языкового чутья, когда отбор теоретической информации ориентируется на практическую деятельность учащихся.Список использованной литературыАйдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому язык/ Л.И. Айдарова. – М.: Академия, 2010. – 150с.Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителей / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. / под ред. А. Г. Асмолова. 2008. – 151с.Бардин К.В. Как научить детей учиться. Учебная деятельность, ее формирование и возможные нарушения/ К.В. Бардин, 2005. – 220с.Бородкина Г.В. Учиться будет легче, если... // Журнал «Начальная школа»: плюс–минус/ Г.В. Бородкина. – 2002. - № 4Васенков А.И. Развивающее обучение русскому языку/ А.И. Васенков, 2013. – 175с.Горленко Н.М. и др. «Структура УУД и условия их формирования» - журнал «Народное образование» 2012. -№ 4Данилов М.А. Процесс обучения в школе/ М.А. Данилов,2006. – 180с.Днепров Э.Д. Сборник нормативных документов русский язык / Э.Д. Днепров,2004. – 325с.Журова Л.Е. «Беседы с учителем», 4 класс/ Л.Е. Журова, 2001. 120с.Занков Л.В. Беседы с учителями (вопросы обучения в начальных классах)/ Л.В. Занков, 2013. – 158с.Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе/ Н.А. Ипполитова. 1992. – 210с.Каранова В.В., Крайкина, Ю.Н., Разгоняева, Л.Ю.; Диагностика и формирование универсальных учебных действий в начальной школе (методические рекомендации), 2012. — 115 с.Караулов Ю.Н. Русский язык. Энциклопедия/ Ю.Н. Караулов, 2007. – 380с.Клопова А.И. Развитие интереса к изучению русского языка./ А.И. Клопова. Начальная школа.2010. – 210с.Кузнецова М.И. «5000 примеров по русскому языку. Задания для повторения и закрепления»/ М.И. Кузнецова. 2016. – 300с.Ломакович С.В., Тимченко, Л.И. Обучение русскому языку в начальной школе. 4 класс: Пособие для учителя / С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко, 2003. – 110с.Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах./ Т.Г. Рамзаева., Н.Н. Светловская – М.: Академия, 2007. – 120с.Львов М.Р. Словарь Справочник по методике русского языка/ М.Р. Львов. – М.: Высшая школа, 2008. – 350с.Моисеева М.Г. Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе// журнал «Начальная школа», 2012, № 5Панина Н.Н. проектирование современного урока по формированию УУД / Н.Н. Панина // Журнал Начальная школа. – 2013 – №6.Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебное пособие для студентов педколледжей/ И.П.Подласый. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. – 225с.Полякова А.В. «Русский язык в начальных классах. Методические рекомендации 1-2. Пособие для учителя»./ А.В. Полякова, 2009 – 120с.Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания, развития речи. Учебно-методическое пособие / Т.П. Сальникова. М., 2000.– 255с.Стрезикозин В.П. Организация учебного процесса в школе. 2001. – 260с.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, 2009.Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку/Безграмотность и ее причины // Вопросы педагогики / Л.В. Щерба. 1955. – 270с.Электронные ресурсы:Виды универсальных учебных действий (по материалам ФГОС НОО) http://www.metod-kopilka.ru/; background: #ffffff; line-height: 150%"> Журнал «Начальная школа» От понимания текста к метапредметному результату 2017, №5 http://n-shkola.ru(16.03.17)Журнал «Начальная школа» Формирование понятия «текст». 2016, №12 http://n-shkola.ru/archive/viewarticle/2932 (26.02.17)Кабардова Л.Н. Энциклопедия  психолога. http://www.psihologu.info/content/view/88/3/ (24.04.17)


1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому язык/ Л.И. Айдарова. – М.: Академия, 2010. – 150с.
2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителей / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. / под ред. А. Г. Асмолова. 2008. – 151с.
3. Бардин К.В. Как научить детей учиться. Учебная деятельность, ее формирование и возможные нарушения/ К.В. Бардин, 2005. – 220с.
4. Бородкина Г.В. Учиться будет легче, если... // Журнал «Начальная школа»: плюс–минус/ Г.В. Бородкина. – 2002. - № 4
5. Васенков А.И. Развивающее обучение русскому языку/ А.И. Васенков, 2013. – 175с.
6. Горленко Н.М. и др. «Структура УУД и условия их формирования» - журнал «Народное образование» 2012. -№ 4
7. Данилов М.А. Процесс обучения в школе/ М.А. Данилов,2006. – 180с.
8. Днепров Э.Д. Сборник нормативных документов русский язык / Э.Д. Днепров,2004. – 325с.
9. Журова Л.Е. «Беседы с учителем», 4 класс/ Л.Е. Журова, 2001. 120с.
10. Занков Л.В. Беседы с учителями (вопросы обучения в начальных классах)/ Л.В. Занков, 2013. – 158с.
11. Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе/ Н.А. Ипполитова. 1992. – 210с.
12. Каранова В.В., Крайкина, Ю.Н., Разгоняева, Л.Ю.; Диагностика и формирование универсальных учебных действий в начальной школе (методические рекомендации), 2012. — 115 с.
13. Караулов Ю.Н. Русский язык. Энциклопедия/ Ю.Н. Караулов, 2007. – 380с.
14. Клопова А.И. Развитие интереса к изучению русского языка./ А.И. Клопова. Начальная школа.2010. – 210с.
15. Кузнецова М.И. «5000 примеров по русскому языку. Задания для повторения и закрепления»/ М.И. Кузнецова. 2016. – 300с.
16. Ломакович С.В., Тимченко, Л.И. Обучение русскому языку в начальной школе. 4 класс: Пособие для учителя / С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко, 2003. – 110с.
17. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах./ Т.Г. Рамзаева., Н.Н. Светловская – М.: Академия, 2007. – 120с.
18. Львов М.Р. Словарь Справочник по методике русского языка/ М.Р. Львов. – М.: Высшая школа, 2008. – 350с.
19. Моисеева М.Г. Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе// журнал «Начальная школа», 2012, № 5
20. Панина Н.Н. проектирование современного урока по формированию УУД / Н.Н. Панина // Журнал Начальная школа. – 2013 – №6.
21. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебное пособие для студентов педколледжей/ И.П.Подласый. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. – 225с.
22. Полякова А.В. «Русский язык в начальных классах. Методические рекомендации 1-2. Пособие для учителя»./ А.В. Полякова, 2009 – 120с.
23. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания, развития речи. Учебно-методическое пособие / Т.П. Сальникова. М., 2000.– 255с.
24. Стрезикозин В.П. Организация учебного процесса в школе. 2001. – 260с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, 2009.
26. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку/Безграмотность и ее причины // Вопросы педагогики / Л.В. Щерба. 1955. – 270с.
Электронные ресурсы:
27. Виды универсальных учебных действий (по материалам ФГОС НОО) http://www.metod-kopilka.ru/; background: #ffffff; line-height: 150%"> Журнал «Начальная школа» От понимания текста к метапредметному результату 2017, №5 http://n-shkola.ru(16.03.17)
28. Журнал «Начальная школа» Формирование понятия «текст». 2016, №12 http://n-shkola.ru/archive/viewarticle/2932 (26.02.17)
29. Кабардова Л.Н. Энциклопедия психолога. http://www.psihologu.info/content/view/88/3/ (24.04.17)