Культурная политика СССР 50-60х годов 20 века

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 22 22 страницы
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 14.07.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Эпоха Хрущева (1953–1964) 4
2.Культурная эпоха «шестидесятников» 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Фрагмент для ознакомления

Они могут варьироваться от мифов о богемном художнике — как у Зверева, до мифов о таких пронзительно уязвимых художниках, как Яковлев, или мифа об аскете-отшельнике или мистике — как в случае с Дмитрием Краснопевцевым.Были и другие мифологические персонажи, например, Василий Ситников (известный также как Вася Фонарщик или Вася Русский Сувенир), приложивший свои великие таланты к созданию легенды о своем боговдохновенном юродстве за Христа. Ходили слухи о том, что Ситников говорит на непонятном языке или спит в бинтах от клопов и тараканов, но затем собирает их и выпускает на волю в официальных учреждениях — в частности, в американском посольстве. Затем снова появились рассказы о том, как он обучал — почти исключительно женщин — учеников либо с помощью шоковой терапии, либо с помощью дзен-буддийских ритуалов. Ни одна из его работ не подтверждает эти анекдоты — прежде всего, они демонстрируют мастерскую технику и раскрывают явную ориентацию на иностранцев, которые были его основными покупателями.Но 60-е были не только андеграундным искусством — были художники, которые предпочитали оставаться на виду, продолжая искать новые языки и формы. Позднее их творчество было классифицировано как «суровый стиль». Это был коллективный стиль, хотя художники и не образовывали группу. Гелий Коржев, Виктор Попков, Таир Салахов, Павел и Михаил Никоновы, Николай Андронов – вместе эти художники протестовали против коварства и помпезности соцреализма как сталинской эпохи, так и его более позднего слащавого воплощения. Они выступали против дидактики, мещанства и всеобщего преклонения перед семейными ценностями. Да, они искали новый язык, но в основном искали новую тему и новых героев.Эти новые живописные герои предстали перед нами в статичных и плакатных позах. Они не изображены в действии — мы видим их просто выстроившимися вместе, как группу. Эти герои – крепкие и суровые мужчины – бурлаки, ремонтники, горняки или строители Братска. Женщинам в этих картинах также приписывается мужская смелость и суровость, как, например, в «Женщинах Абшерона» Таира Салахова. Работы этих художников говорят на одном языке, и отличить одного автора от другого невозможно. С одной стороны, этот стиль тяготеет к плакатному искусству, с такими чертами, как обобщение и рубленые плоскости, а с другой, напоминает ранние работы Дейнеки и Общества станковистов.Поскольку суровый стиль вращался вокруг фигуративной живописи, а не абстракции, ожидания художников в отношении публичности, казалось бы, оправдались. Но это оказалось не совсем обоснованным: на выставке в Манеже Хрущев был возмущен их творчеством так же, как и авангардом, — его вкус был к самому примитивному соцреалисту, а соцреализм все еще был в фаворе. Так что эти новые персонажи просуществовали примерно всего три года — с 1959 по 1962 год, после чего их авторы стали работать каждый по-своему, и большинство их последующих карьер в советском искусстве были успешными.Коллективные платформы в андеграундном искусстве стали появляться чуть позже, в 1970-х, самой интересной и долгоживущей из них был московский концептуализм. Но на рубеже десятилетий, еще до того, как начнут формироваться какие-либо группы, возникнет конфронтация между теми, кто впоследствии составит концептуалистский кружок, и теми, кто вообще не будет принадлежать ни к каким кружкам, но будет настаивать на уникальность своего пути и языка.Последних условно называем «метафизическими» художниками, хотя единственное, что их объединяло, — это сосредоточенность на искусстве как на духовном поиске. Для них их работа представляла собой почти священный акт «восстановления истины». В эту категорию входят многие, например, Владимир Вейсберг, который вскоре изобрел понятия «невидимого искусства» и «белого на белом», и Михаил Шварцман, считавший себя не художником, а медиумом или пророком, кто слышит голос Божий. Казалось бы, такая позиция означала бы полный отказ от индивидуализма в художественной практике. Однако в его практике индивидуализм был раздут до предела. Например, у него была весьма специфическая манера выставлять свои работы: попасть на них можно было только по личным рекомендациям, которые очень внимательно рассматривались, а сами показы обычно напоминали шаманские ритуалы.Концептуалисты, с другой стороны, не искали истины, и любое притязание на обладание истиной рассматривалось как властное нарушение, заслуживающее только игривой деконструкции. Таким образом, концептуалисты высмеивали метафизиков. Много позже, в 1983 году, Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов, концептуалисты первого поколения, сделали инсталляцию «КУХОННОЕ ИСКУССТВО, ИЛИ КУХНЯ РУССКОГО ИСКУССТВА», пародируя помпезность метафизического искусства. Вот как это выглядело: кухня, на которой было написано «духовка» (буквально «газовая плита», хотя это слово можно было понимать и в переносном смысле как «вместилище духа», от русского дух — «дух»); полка, занавешенная занавесками, с надписью «сакраловка» («вместилище святого»); а на полке с приправами – нетленка («вместилище вечного»).Несмотря на кажущуюся оппозицию, у разных групп концептуалистов было много общего. Именно основополагающая статья Бориса Гройса «Московский романтический концептуализм», опубликованная в 1979 году, указывала на невозможность создания абстрактной картины в России без ссылки на новозаветный Фаворский свет. И эти метафизические элементы, такие как намеки на пустоту, чистоту и Дао, были бы очень важны для многих концептуалистов. Выводы по главе 2Относительная свобода вызвала к жизни творческие дискуссии. Рождаются неординарные издания – альманах «День поэзии», журнал «Юность» и многие другие. Весьма популярными становятся выступления, встречи, концерты.Происходит становление национальных художественных школ. Вошло в традицию проводить массовые праздники песни и танца, встречи мастеров искусств союзных республик. В Москве регулярно проходят декады литературы и искусства разных национальностей.С каждым годом расширялись зарубежные связи мастеров советского искусства. С блеском высту­пали за рубежом скрипачи Д. Ойстрах и Л. Коган, пианист С. Рихтер, дирижеры Е. Мравинский и К. Иванов, балет Большого театра, грузинский ансамбль народного танца, танцевальный коллектив «Березка» и многие другие.Партийные органы остались главными опекунами художественного творчества. И в годы «оттепели» периодически пользовались старыми методами руководства, в ходу были запреты, публичные разносы. В 1955 г. ЦК КПСС и Совет Министров приняли постановление об устранении излишеств в архитектуре и строительстве. Зодчество было вычеркнуто из списка муз и не оправилось от этого удара и по сию пору.ЗАКЛЮЧЕНИЕСо смертью Сталина в 1953 году и последовавшей за ней «оттепелью» в 1950-х и начале 60-х годов появились новые писатели и направления. Яркие молодые поэты, такие как Иосиф Бродский, Евгений Евтушенко и Андрей Вознесенский.Александр Солженицын вышел из системы советских лагерей (ГУЛАГ) и потряс страну и мир подробностями своего жестокого опыта, описанного в «Один день из жизни Ивана Денисовича» (1962). Возникла и «молодежная» проза по образцу художественной литературы американского писателя Дж. Д. Сэлинджера, в частности, в творчествеВасилий Аксенов иВладимира Войновича. Однако к концу 1960-х большинство этих писателей снова заставили замолчать.В период «оттепели» в противоборство вступают две основные тенденции. Первая соответствует требованиям метода социалистического реализма. В рамках второй – появляются произведения, правдиво отражавшие историю советской власти, затрагивающие философские, эстетические, социально-психологические, морально-нравственные проблемы, исследующие личность в конкретной ситуации. Вновь оживает авангард.Искусство сталинской эпохи производило впечатление гигантского застывшего монолита. Внезапно этот монолит подвергся новому нагреву и начал плавиться и распадаться. Художники теперь, прежде всего, были свободны в изучении различных художественных течений и установлении соответствующих точек отсчета. Их исследование простиралось на два измерения: временное, с помощью которого художники пересматривали основные моменты истории русского искусства, особенно авангарда, и пространственное, включающее изучение движений современного искусства на Западе. В обоих отношениях их поиск был, мягко говоря, ограниченным.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБулавка Л.А. Феномен советской культуры. М., 2008. -288 с.Козлов Д. С. Две революции, две составные части политического инакомыслия эпохи «Оттепели» // Социология власти. 2017. №2. – С. 153-177.-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dve-revolyutsii-dve-sostavnye-chasti-politicheskogo-inakomysliya-epohi-ottepeli (дата обращения: 31.05.2022).Кузнецова Е. И. Государственная культурная политика (1950-е начало 1960-х гг. ) // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2012. №1-1. – С.131 – 138. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-kulturnaya-politika-1950-e-nachalo-1660-h-gg (дата обращения: 31.05.2022).Тросби Д. Культурное измерение развития: история, концепции, конкретные примеры // Культурология: отпрошлого к будущему. − М.: Российский институт культурологии, 2002. – 567 с.Интернет- источникиОфициальный сайт «Исторические материалы» - Режим доступа: http://istmat.info/ (дата обращения: 31.05.2022).Официальный сайт «История России» - Режим доступа: http://histrf.ru/ru/lectorium (дата обращения: 31.05.2022).Официальный сайт «История России» - Режим доступа: http://rhistory.ucoz.ru/(дата обращения: 31.05.2022).Официальный сайт «История России» - Режим доступа: http://www.history-ru.ru/index.html(дата обращения: 31.05.2022).Официальный сайт «История России с зарождения государства до наших дней» - Режим доступа: http://all-russiahistory.ru/(дата обращения: 31.05.2022).Официальный сайт «Отечество» - Режим доступа: http://www.ote4estvo.ru/ (дата обращения: 31.05.2022).Официальный сайт «Хронос» - Режим доступа: http://www.hrono.ru/(дата обращения: 31.05.2022)


1. Булавка Л.А. Феномен советской культуры. М., 2008. -288 с.
2. Козлов Д. С. Две революции, две составные части политического инакомыслия эпохи «Оттепели» // Социология власти. 2017. №2. – С. 153-177.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dve-revolyutsii-dve-sostavnye-chasti-politicheskogo-inakomysliya-epohi-ottepeli (дата обращения: 31.05.2022).
3. Кузнецова Е. И. Государственная культурная политика (1950-е начало 1960-х гг. ) // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2012. №1-1. – С.131 – 138. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-kulturnaya-politika-1950-e-nachalo-1660-h-gg (дата обращения: 31.05.2022).
4. Тросби Д. Культурное измерение развития: история, концепции, конкретные примеры // Культурология: от прошлого к будущему. − М.: Российский институт культурологии, 2002. – 567 с.
Интернет- источники
5. Официальный сайт «Исторические материалы» - Режим доступа: http://istmat.info/ (дата обращения: 31.05.2022).
6. Официальный сайт «История России» - Режим доступа: http://histrf.ru/ru/lectorium (дата обращения: 31.05.2022).
7. Официальный сайт «История России» - Режим доступа: http://rhistory.ucoz.ru/ (дата обращения: 31.05.2022).
8. Официальный сайт «История России» - Режим доступа: http://www.history-ru.ru/index.html (дата обращения: 31.05.2022).
9. Официальный сайт «История России с зарождения государства до наших дней» - Режим доступа: http://all-russiahistory.ru/ (дата обращения: 31.05.2022).
10. Официальный сайт «Отечество» - Режим доступа: http://www.ote4estvo.ru/ (дата обращения: 31.05.2022).
11. Официальный сайт «Хронос» - Режим доступа: http://www.hrono.ru/ (дата обращения: 31.05.2022)

Вопрос-ответ:

Кто был лидером в эпоху Хрущева?

Лидером в эпоху Хрущева был Никита Сергеевич Хрущев, который стал генеральным секретарем ЦК КПСС после смерти Сталина в 1953 году и затем стал главой государства.

Какие изменения произошли в культурной сфере в эпоху Хрущева?

В эпоху Хрущева произошло несколько значительных изменений в культурной сфере. Была проведена кампания по ликвидации "тональных" ошибок в искусстве, в результате которой многие художники и писатели были осуждены и их работы были запрещены. Также были введены новые требования к искусству, такие как "поэзия о великой Родине" и "литература о личности и её развитии".

Кто были шестидесятники?

Шестидесятники - это группа талантливых и неподражаемых художников, писателей и музыкантов, которые выступали против официальной культурной политики и стали символом свободы и неподкупности. Они стремились к самовыражению и креативным исследованиям в искусстве.

Кто такой Василий Ситников?

Василий Ситников, известный также как Вася Фонарщик или Вася Русский Сувенир, был русским художником, представителем неоакадемизма. Он изображал жизнь и обычаи простого народа в своих работах, создавая символические образы.

Какие мифы характерны для того времени в культурной сфере?

В культурной сфере того времени были распространены различные мифы. Один из них был о богемном художнике, который был каким-то неординарным и оторванным от реальности. Еще один миф был о художниках-уязвимцах, которые были чувствительными и страдали от социальных условий. Также был миф об аскете-мистике, который стремился к духовному развитию.

Какие были основные черты культурной политики СССР в 50-60-х годах?

Основные черты культурной политики СССР в 50-60-х годах включали в себя: упор на идеологическую пропаганду и контроль над творчеством художников, ограничение свободы выражения и сдерживание экспериментов в искусстве, поддержку социалистического реализма и преследование идейных "отклонений".

Какие события и периоды можно выделить в рамках культурной политики СССР в 50-60-х годах?

В 50-60 годах произошло несколько важных событий и периодов в рамках культурной политики СССР. Один из них - это эпоха Хрущева (1953-1964), когда происходили ликвидация культа личности Сталина и реформы в различных сферах жизни страны. Также в это время была культурная эпоха шестидесятников (60-е годы), когда появились новые течения в литературе, музыке, кинематографе и других видах искусства.

Какие мифы возникли вокруг художников и художниц СССР в 50-60-х годах?

Вокруг художников и художниц СССР в 50-60-х годах возникли различные мифы. Некоторые из них связаны с представлением о богемном художнике, например, мифы об Александре Звереве. Другие мифы относятся к пронзительно уязвимым художникам, как, например, Яковлев. Также существуют мифы об аскете отшельнике или мистике, таких как Дмитрий Краснопевцев. Не все мифы полностью соответствуют реальности, но они помогали создавать образы и впечатление о художниках в тот период.

Кто такой Василий Ситников, известный как Вася Фонарщик или Вася Русский Сувенир?

Василий Ситников - это русский художник, который получил известность под псевдонимами Вася Фонарщик или Вася Русский Сувенир. Он прославился своими работами в стиле наивного искусства, изображающими сельскую жизнь и обычаи. Его яркие и живописные картины, выполненные на дереве, отличаются особой экспрессивностью и неповторимым стилем. Ситников стал одним из самых известных художников своего времени и его работы до сих пор находятся в различных музеях и частных коллекциях.

Какие особенности были в культурной политике СССР в 50-60х годах 20 века?

Культурная политика СССР в 50-60х годах 20 века была ориентирована на создание так называемой "новой личности" и формирование коммунистической идеологии. Она была направлена на идеологическое воздействие на население и формирование лояльности к властям. В это время проводилась дезанимационная работа в отношении неприемлемой художественной литературы и искусства.