Исследование применения режима обучения в обучении музыке в младших классах средней школы
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 18.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение……………………………………………………………………………………3
1. Сущность понятий «деятельность», «активизация деятельности» и «учебная деятельность»………………………………………………………………………5
2. Специфика деятельности младшего школьника на уроке физкультуры……….9
3. Методические основы музыкальной стимуляции уроков физической культуры...11
4. Выбор музыкальных произведений………………………………………….…….10
5. Результативность вводной части урока……………………………….…………….12
6. Активизация уставших учащихся………………………………………………..…17
7. Заключительная часть урока……………………………..…………………………19
8. Формы урока и методические особенности на уроках…………………………...21
Заключение………………………………………………………………………………...24
Список используемой литературы …..……………………………………………………..25
Музыкальные темпы подбираются в зависимости от темпа ритмического рисунка движений, выполняемых занимающимся. Содержание и дозировка ведущей музыки зависят от решаемых в это время педагогических задач, специфики используемого программного материала и особенностей основной двигательной активности учащихся.Оптимальная продолжительность ведущей музыки в основной части 45-минутного занятия физической культурой составляет 10-12 минут для циклических видов спорта и 6-8 минут для ациклических или смешанных видов спорта (8. с. 85).Ведь во время такой ответственной деятельности любое, даже незначительное отвлечение внимания нежелательно и опасно, ибо чревато ошибкой, потерей, столкновением, падением или травмой. Поэтому в таких случаях музыка стимулирует не целостную основную деятельность, а лишь рутинную, не требующую большого внимания и поддающуюся необходимой ритмизации, многократному тренировочному повторению отдельных ее элементов. Отдельные элементы выполняются при отсутствии непредсказуемого сопротивления со стороны противника или на тренажерах (10. с. 48).В связи с указанными особенностями такой деятельности используемая в этих случаях музыка не должна быть агрессивной по отношению к вниманию занимающихся. Для активизации произведений этого типа необходимо подбирать понравившиеся, но уже хорошо известные слушателям инструментальные произведения, не заставляя их специально их слушать или задумываться над смысловым содержанием.7.Заключительная часть урокаКаждое грамотно проведенное занятие физической культурой закономерно вызывает у учащихся значительные изменения в функциональном состоянии нервной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма (1. с. 38).Студентам бывает очень сложно самостоятельно погасить чрезмерное возбуждение и переключиться на дальнейшую учебную деятельность. Для организованного снятия физического и психоэмоционального напряжения и планомерного перехода организма в относительно спокойное состояние структурой урока физической культуры предусмотрена заключительная часть продолжительностью около 5 минут.Однако педагогическая практика показывает, что очень часто этого времени бывает недостаточно, и после небольшого перерыва учащиеся приступают к следующему расписанию уроков, все еще находясь в слишком возбужденном или взволнованном состоянии. Это не позволяет им сразу же свободно заниматься учебной работой по следующему предмету.Согласно требованиям теории и методики физического воспитания, в заключительной части урока физической культуры учитель должен обеспечить плавное, целенаправленное снижение физической и эмоциональной активности учащихся. Также необходимо создать благоприятные условия для успешного протекания восстановительных процессов в их организме и последовательного перехода к последующей учебной или иной деятельности.С этой целью обычно применяют различные варианты медленного бега, ходьбы, ритмические и танцевальные упражнения, упражнения размеренного расслабления, дыхательные упражнения и т. д. Выполнение всех этих упражнений легко поддается необходимой музыкальной корректировке на подсознательном уровне регуляции.Хорошо работает успокаивающая музыка, используемая в заключительной части урока, и душевные, красивые мелодии, такие как медленный вальс. Это связано с тем, что медленные, свободные, округлые движения, обычно исполняемые в заключительной части занятия, очень успешно контролируются плавной, спокойной музыкой с тактовым размером 3/4.Например, при различных модификациях традиционно используемой в это время неспешной ходьбы, в сочетании с упражнениями на расслабление скелетной мускулатуры мелодичная, лирическая музыка вальсоподобных мелодий подсознательно вызывает спокойные, медленные движения рук и туловища, шаг, который плавный без излишней резкости рывков или задержек (18. с. 321).Шаги, исполняемые под такую музыку, заметно смягчаются без приложенных к этому обычных волевых усилий, возбужденные и энергичные движения рук сменяются непроизвольными, успокаивающими покачиваниями вперед-назад. Дыхание становится более глубоким и менее частым, рефлекторно снижается чрезмерное напряжение опорно-двигательного аппарата. Лирико-поэтическая выразительность, плавность и пластичность, свойственные музыкальным произведениям этого жанра, невольно формируют внешнюю красоту, грациозную легкость и раскованность мышечных движений, исполняемых учащимися.Для этого учащимся следует предложить удобно сесть или даже лечь в подходящем месте на спину, закрыть глаза, расслабиться, отвлечься от учебных или других посторонних мыслей, тревожащих ум. Далее свободно отдайтесь наслаждению звуковой гармонией и порождаемому ею сладкому ощущению, мысленно представляя себя отдыхающим в желанном уголке мироздания на лоне прекрасной природы (8. с. 120).Таким образом, помогая и облегчая учителю решение задач заключительной части, успокаивающая музыка естественным образом повышает эффективность не только урока физической культуры, но и последующих уроков по другим предметам. Им дается уже не заряд возбужденного, трудноуправляемого психофизического возбуждения, как это часто бывает в нормальных условиях, а состояние гармонично уравновешенной бодрости, приподнятого настроения и повышенной работоспособности (8. с. 125).8. Формы урока и методические особенности на урокахСогласно теории физического воспитания, уроки физической культуры в общеобразовательной школе подразделяются на следующие виды: а) ознакомительные уроки; б) уроки ознакомления с новым материалом, в) уроки совершенствования пройденного материала, г) смешанные уроки, д) уроки бухгалтерского учета.Рассмотрим целесообразность использования музыки на уроках каждого из этих видов.Вводные занятия – проводятся в начале учебного года, четверти, а также перед прохождением новых разделов учебной программы, например - лыжной подготовки. Уроки этого типа обычно насыщены задающими беседами и длительными устными пояснениями, требующими большой концентрации внимания учащихся при малой физической нагрузке, в связи с чем такие уроки становятся неудобными для музыкальной стимуляции выполняемой деятельности.Уроки ознакомления с новым материалом - их немного, всего по одному после каждого вводного занятия, так как на всех последующих уроках неизменно будет уже знакомый по предыдущим урокам материал. Новое здесь можно давать в любой части урока. И во время презентации этой новой музыки ее лучше не использовать.На уроках с использованием изученного материала основная задача состоит в совершенствовании изученных ранее двигательных действий, навыков и умений. Здесь созданы максимально удобные условия для музыкальной стимуляции рабочих мест учащихся и учителей музыки на уроках, ориентированных на пользу для бизнеса, максимально используемых.Смешанные уроки в педагогической практике используются чаще всего - они сочетают изучение нового (где музыка нежелательна) и совершенствование пройденного материала (где музыкальная стимуляция особенно эффективна). С учетом этих обстоятельств планируется время его использования на таких уроках.Учетные уроки – на них подводятся итоги проделанной работы, проверяются и оцениваются знания, умения, навыки учащихся, приобретенные за отчетный период. Как правило, учетные уроки проводятся в конце четверти, полугодия или учебного года, и для выявления объективной картины успеваемости их лучше проводить в нормальных условиях без каких-либо побочных стимуляторов.Таким образом, для различных форм урока существуют определенные методические особенности использования музыки. На одних уроках музыка нежелательна, на других особенно действенна (18. с. 150).ЗаключениеВоспитание развивает человека не само по себе, не непосредственно, а только тогда, когда оно имеет активные формы. Связующим звеном между обучением и развитием человека является деятельность по обучению.Успех обучения во многом зависит от того, насколько ученик стал субъектом учебной деятельности. Овладение знаниями и развитие происходит только в собственной активной деятельности, в целенаправленных усилиях по получению намеченного результата.Полноценное развитие детей младшего школьного возраста без активного физического воспитания практически невозможно. Действительно, двигательная активность в период развития и роста организма значительно облегчает решение общеобразовательных задач.Перед учителем физической культуры стоит задача максимально повысить учебную активность студентов на занятиях, вооружить их такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, раскрытия потенциальных возможностей.Поэтому можно сказать, что музыка является средством активизации учебной деятельности детей младшего школьного возраста.Грамотное и целенаправленное практическое применение музыки приводит к установлению нового, более высокого типа педагогической организации урока, отвечающего возросшим требованиям времени в духе происходящих в нашей стране социальных преобразований, направленных на благо человека.Список используемой литературыВидякин, М.В. Начинающему учителю физкультуры Волгоград.:"Учитель", 2004-153 с.Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебник для студентов ВУЗов - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000-304с, ноты.Качашкин, В.М. Методика физического воспитания: Учеб. пособие для учащихся педагогических училищ - Пятое изд., дополнительное. М.:Просвещение, 1980. - 304 с., ил.Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь, М.: Асадегша, 2000,- 176с.Лисицкая, Т.С. Аэробика на все вкусы - М.: Просвещение "Владос"- 1994 -194с.Никитин, Н.Н., Петухов, М.А., Железнякова, О.М. Основы профессионально-педагогической деятельности - М.: "Мастерство", 2002.Ожегов, С.П., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 т. слов и фразеологических выражений. Русская академия наук, институт русского языка им. В.В. Виноградова 4-е издание, допол. - М.: Азбуковник, 1999-944с.Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов ВУЗов и средних учебных заведений (С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов - 4-е издание, испр. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2001-512с.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов ВУЗов - М.: Изд. центр "Академия", 2000-480с.Чаленко, И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе – Ростов – на - Дону.: Феникс, 2003-256с, ил.
1. Видякин, М.В. Начинающему учителю физкультуры Волгоград.:"Учитель", 2004-153 с.
2. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебник для студентов ВУЗов - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000-304с, ноты.
3. Качашкин, В.М. Методика физического воспитания: Учеб. пособие для учащихся педагогических училищ - Пятое изд., дополнительное. М.:Просвещение, 1980. - 304 с., ил.
4. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь, М.: Асадегша, 2000,- 176с.
5. Лисицкая, Т.С. Аэробика на все вкусы - М.: Просвещение "Владос"- 1994 -194с.
6. Никитин, Н.Н., Петухов, М.А., Железнякова, О.М. Основы профессионально-педагогической деятельности - М.: "Мастерство", 2002.
7. Ожегов, С.П., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 т. слов и фразеологических выражений. Русская академия наук, институт русского языка им. В.В. Виноградова 4-е издание, допол. - М.: Азбуковник, 1999-944с.
8. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов ВУЗов и средних учебных заведений (С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов - 4-е издание, испр. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2001-512с.
9. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов ВУЗов - М.: Изд. центр "Академия", 2000-480с.
10. Чаленко, И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе – Ростов – на - Дону.: Феникс, 2003-256с, ил.
Вопрос-ответ:
Какой режим обучения применяется при обучении музыке в младших классах средней школы?
При обучении музыке в младших классах средней школы применяется режим активизации деятельности. Он предполагает участие учеников в различных музыкальных заданиях, играх и творческих процессах, которые способствуют развитию музыкальных навыков и умений.
Что такое деятельность и активизация деятельности?
Деятельность - это совокупность действий, направленных на достижение определенной цели. Активизация деятельности - это процесс, в результате которого ученик становится активным участником учебного процесса, проявляет интерес и инициативу, самостоятельно выполняет задания и участвует в обсуждениях.
Чем отличается учебная деятельность от других видов деятельности?
Учебная деятельность отличается тем, что она направлена на получение знаний, умений и навыков, необходимых для обучения. В процессе учебной деятельности ученик осваивает новый материал, анализирует информацию, решает задачи и проверяет свои знания.
Какова специфика деятельности младшего школьника на уроке физкультуры?
Специфика деятельности младшего школьника на уроке физкультуры заключается в том, что она направлена на развитие физических качеств ребенка, формирование навыков двигательной активности и приобретение основных спортивных навыков. На уроке физкультуры младшие школьники выполняют различные физические упражнения, играют в спортивные игры и занимаются спортивной гимнастикой.
Какие музыкальные произведения следует выбирать для уроков физической культуры?
При выборе музыкальных произведений для уроков физической культуры следует учитывать их ритмичность, энергичность и подход к конкретной физической активности. Например, для разминки можно использовать быструю и ритмичную музыку, а для занятий силовыми упражнениями - музыка с мощным и динамичным звучанием.
Что такое режим обучения в обучении музыке в младших классах средней школы?
Режим обучения в обучении музыке в младших классах средней школы относится к особенностям организации учебного процесса, который включает в себя определенную последовательность и регламент деятельности на уроках музыки в данном возрасте. Он включает в себя такие компоненты, как расписание занятий, структуру уроков, последовательность представления материала, систему контроля и оценки знаний и навыков.
Что означают понятия "деятельность", "активизация деятельности" и "учебная деятельность"?
Деятельность - это основная форма человеческой деятельности, выраженная в поступательности, системности, сознательности и целенаправленности. Активизация деятельности - это процесс, при котором происходит стимулирование активности учащихся, мобилизация их сил и возможностей для выполнения задач и достижения поставленных целей. Учебная деятельность - это вид деятельности, связанный с обучением, усвоением и применением знаний, умений и навыков, необходимых для успешного освоения учебной программы.
Какая специфика деятельности младшего школьника на уроке физкультуры?
Специфика деятельности младшего школьника на уроке физкультуры заключается в том, что акцент делается на развитие и совершенствование физических навыков и способностей учащихся. Деятельность включает выполнение физических упражнений, игр, спортивных комплексов, а также различные формы движения, координации, ритма и силы. Важно также формировать правильные установки и отношение к физической культуре, здоровому образу жизни и спорту.
Какие методические основы музыкальной стимуляции уроков физической культуры?
Методические основы музыкальной стимуляции уроков физической культуры включают использование музыкального сопровождения, ритмических композиций и музыкальных игр. Музыка помогает создать эмоциональную атмосферу, мотивировать учащихся к активной физической активности, развивать координацию движений и ритмическое чувство. Также музыкальная стимуляция способствует повышению интереса и эффективности учебного процесса на уроках физической культуры.