ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 45 45 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 18.07.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты необходимости и значения физической нагрузки в среднем школьном возрасте. 5
1.1. Обоснование необходимости физической нагрузки у детей среднего школьного возраста.. 5
1.2. Проблемы в области применения физической нагрузки в школьных условиях 10
1.3. Физиологические изменения, происходящие в организме детей среднего школьного возраста 13
1.4. Кратковременное и долгосрочное влияние физических нагрузок на организм детей среднего школьного возраста. 17
Глава 2 Методы и организация исследования 25
2.1 Методы исследования 25
2.1.1 Анализ научной и методической литературы 25
2.1.2 Педагогическое тестирование 25
2.2. Результаты анкетирования 26
2.3. Система мероприятий по повышению двигательной активности детей среднего школьного возраста. 37
Заключение 40
Список используемой литературы 42

Фрагмент для ознакомления

Несколько факторов способствуют увеличению ударного объема в результате тренировок на выносливость. Тренировка на выносливость увеличивает объем плазмы примерно на тот же процент, что и ударный объем. Увеличенный объем плазмы увеличивает объем крови, доступной для возврата в правое сердце и, впоследствии, в левый желудочек. Также наблюдается увеличение конечного диастолического объема (объема крови в сердце в конце периода диастолического наполнения) из-за увеличения количества крови и увеличения возврата крови в желудочек во время физической нагрузки. Это резкое увеличение конечного диастолического объема левого желудочка растягивает его стенки, что приводит к более эластичной отдаче. Тренировка на выносливость также приводит к долгосрочным изменениям в структуре сердца, которые увеличивают ударный объем. Основными изменениями в дыхательной системе в результате тренировок на выносливость являются увеличение максимальной скорости легочной вентиляции, что является результатом увеличения как дыхательного объема, так и частоты дыхания, а также увеличение легочной диффузии при максимальных скоростях работы, в первую очередь из-за увеличения легочного кровотока, особенно в верхние отделы легкого. [15] ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ2.1 Методы исследованияМетоды, которые были определены для решения поставленных задач.2.1.1 Анализ научной и методической литературыИзучение методической литературы позволило изучить особенности детей в данном возрасте этого возраста, узнать способы и методы повышения уровня физической активности. Этот метод послужил "основой" для разработки анкетирования и дальнейшего составления плана мероприятий.. 2.1.2 Педагогическое тестированиеДля определения уровня физической активности было проведено анкетированиев МБОУ СОШ № 16 г. Иркутска в 6 «а» классе. В классе обучаются 12 девочек и 10 мальчиков; все дети возрастом от 11 до 12 лет. В классе нет детей, страдающих тяжелыми заболеваниями, или занимающихся каким-либо спортом профессионально в течение длительного времени. Также не имеется освобожденных от уроков физической культуры.2.2. Результаты анкетирования1. Физическая активность в свободное время: Занимались ли вы в течение прошедшей недели каким-либо видом спорта? Если да, то сколько раз? (Отметьте только один ответ)Нет 1-2 3-4 5-6 или болееМожно отметить, что 72,7 % учащихся не занимаются регулярно никаким видом спорта.2. За последние 7 дней, во время занятий физкультурой (физкультурой), как часто вы были очень активны (усердно играли, бегали, прыгали, бросали)? (Отметьте только один пункт.)Я не был активен Почти никогда ИногдаДовольно часто Всегда Активность 54,5% учеников на уроках физической культуры можно расценить, как никую.3. Чем вы занимались большую часть времени на переменах за последние 7 дней? (Отметьте только один пункт.)Сел (разговаривал, читал, делал школьную работу) Стоял или неинтенсивно ходил Бегал или немного играл Бегал вокруг и играл совсем немного Большую часть времени бегал и упорно играл В целом, распределение довольно равномерное, при этом 40% учеников во время перемены двигались недостаточно активно.4. Что вы обычно делали за последние 7 дней в послеобеденное время? (Отметьте только один пункт.)Сел (говорить, читать, заниматься учебой)Недолго стоял или ходилБегал или немного играл Активно занимался физической деятельностью как минимум 1/3 времениБольшую часть времени бегал и упорно играл45,5% учащихся в послеобеденное время не были физически активны, что явялется довольно высоким показателем.5. В течение последних 7 дней, сколько дней сразу после школы, вы занимались спортом, танцевали или играли в игры, в которых вы были очень активны? (Отметьте только один пункт.)Нет 1 раз на прошлой неделе 2 или 3 раза на прошлой неделе 4 раза на прошлой неделе 5 раз на прошлой неделе 50% учащихся сразу после школы не имеют физической активности.6. За последние 7 дней, сколько вечеров вы занимались спортом, танцевали или играли в игры, в которых вы были очень активны? (Отметьте только один пункт.)Нет 1 раз на прошлой неделе 2 или 3 раза на прошлой неделе 4 или 5 за последнюю неделю 6 или 7 раз на прошлой неделе При этом, 36,3% не имеют значимой физической активности и в вечернее время.7. Сколько раз в прошлые выходные вы занимались спортом, танцевали или играли в игры, в которых вы были очень активны? (Отметьте только один пункт.)Нет 1 раз 2 — 3 раза 4 — 5 раз 6 или более раз В выходные дни, в целом, отмечается положительная тенденция в отношении физической активности – 63,6% довольно активно проводят свои выходные дни.8. Что из приведенного ниже лучше всего описывает вас за последние 7 дней? Прочитайте все пять утверждений, прежде чем выбрать один ответ, который описывает вас.Все или большую часть своего свободного времени было потрачено на действия, которые мало связаны с физическими усилиями Я иногда (1-2 раза на прошлой неделе) занимался физическими упражнениями в свободное время (например, занимался спортом, бегал, плавал, катался на велосипеде, занимался аэробикой)  Я часто (3-4 раза на прошлой неделе) занимался физическими упражнениями в свободное время Я довольно часто (5-6 раз на прошлой неделе) занимался физическими упражнениями в свободное время  я очень часто (7 или больше раз на прошлой неделе) был физически активен в свое свободное время В течение недели 50% учеников утверждает о низкой частоте или отсутствии занятий физическими упражнениями в течение всей недели.9. Как часто вы ходите в школу и обратно пешком?не хожу в школу пешком1-2 раза в неделю3-4 раза в неделю5-6 раз в неделю    Ходьба до школы и обратно также является компонентом физической нагрузки и данная статистика говорит о том, что большая часть учеников этот компонент выполняет – 86,3% учащихся.10. Как долго обычно длится Ваша интенсивная физическая нагрузка?до 10 мин10-20 мин20-40 мин40-60 мин1 ч и болееУ 50% процентов учеников интенсивная физическая нагрузка длится от 20 до 40 минут, что, в целом, считается приемлемым показателем.11. Сколько дней в неделю Вы ходите пешком, помимо ходьбы до школы и обратно?Не хожу пешком1-2 дня в неделю3-4 дня в неделю5-6 дней в неделюЕжедневно81,8% процента обучающихся регулярно совершают пешие прогулки, что вносит свой вклад в общую физическую активность в течение недели.12. Какова обычная продолжительность Ваших пеших прогулок в течение дня, помимо ходьбы до школы и обратно?до 15 мин 15-30 мин 30-45 мин 60 мин и болееПри этом, только 54,5% обучающихся превышают рекомендуемую ВОЗ дневную норму ходьбы в 30 минут.13. Сколько обычно часов Вы проводите в сидячем положении, не считая школы?8 ч и более 6-8 часов4-6 часов2-4 часаменее 2 часов68,2% учеников находятся в сидячем положении вне школы более 4 часов, что считается плохим показателем, ведущим к гиподинамии, нарушениям осанки, нарушению кровообращения в нижних конечностях и органах таза.14. Мешает ли вам что-то более активно заниматься физическими нагрузками?Данный вопрос был открытым, поэтому приведу примеры самых распространенных ответов:Отсутствие желаемых секций/условий для занятий физической культуры (59%)Нехватка времени в связи с подготовкой к школе/усталость после школы (50%)Отсутствие интереса к физической активности (27%)Эпидемиологические ограничения, связанные с COVID-19 (13,6%)Также ученикам было предложено пройти тест РуфьеДля оценки деятельности сердечно-сосудистой системыможно пользоваться пробой Руфье. После 5-минутного спокойного состояния в положении сидя подсчитать пульс за 15с (Р1), затем выполнить 30 приседаний. Сразу после приседаний (стоя) подсчитать пульс за первые 15с (Р2) и за последние 15с первой минуты восстановления (Р3) после нагрузки. Результаты оцениваются по индексу, который определяется по формуле (1):Формула 1:ИСД =4 × (Р1 + Р2 + Р3) – 20010Вычисляемый индекс сердечной деятельности (ИСД) является критерием оптимальности вегетативного обеспечения сердечно-сосудистой системы при выполнении физической нагрузки малой мощности.Трактовка пробы: при ИСД менее 5 – оценка «отлично»; при ИСД менее 10 – «хорошо»; менее 15 – «удовлетворительно»; при СТД более 15 – «плохо».Результаты данной пробы среди учащихся показывают, что несмотря на отсутствие целенаправленной физической подготовки, 72,7% демонстрируют хорошие показатели, что говорит о достаточном развитии кардиореспираторной системы.После проведенного анкетирования можно сделать следующие выводы:учащиеся данного класса систематически спортом или физической культурой не занимаются, но, около 50% имеют достаточную физическую нагрузку во внеучебное время;большая часть активности детей приходится на выходные дни, что связано (как видно из последнего вопроса) с большой загруженностью в школьные дни;потенциально, учащиеся данного класса могли бы регулярно и систематически заниматься физической культурой и спортом при наличии должных условий, а именно: меньшей или более равномерно распределённой учебной нагрузке, наличии мотивации для занятий, создании условий для занятий;исходя из проведенной функциональной пробы Руфье можно сделать вывод о том. что большинство обучающихся имеют хороший кардиореспираторный потенциал для занятий спортом. Если в ближайшие годы не поддерживать и не развивать эти способности, то в скором времени переносимость физической нагрузки начнет снижаться.2.3. Система мероприятий по повышению двигательной активности детей среднего школьного возраста.С целью профилактики гиподинамии и связанных с ней состояний, мною была разработана система мероприятий, позволяющая увеличить вовлеченность детей в занятия физической культурой и спортом. МероприятиеЦельОтветственный ДатаРазработка системы поощрительных мер в виде за успешные выступления на соревнованиях различного уровня (например, введение спортивной стипендии)Повышение мотивации и заинтересованности школьников Администрация школыПеред началом учебного годаРассмотреть возможность освобождения от уроков физической культуры учеников, имеющих золотой значок ГТО Повышение мотивации и заинтересованности школьниковАдминистрация школыПеред началом учебного годаОбеспечить на базе школы замену устаревшего инвентаря и оборудования, повысить материально-техническую оснащенность Создание оптимальных материально-технических условий для занятий спортомАдминистрация школыПеред началом учебного годаРассмотреть возможность создания на базе школы секций по самым распространенным видам спорта – мини-футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетитка; а также устроить среди учеников опрос по поводу того, какие бы они хоте видеть спортивные секции и кружки в школе.Создание оптимальных материально-технических условий для повышения внешкольной физической активностиАдминистрация школыПеред началом учебного года. Опрос также желательно провести в летний период.Оснащение околошкольной велосипедной парковкиСоздание оптимальных материально-технических условий для повышения внешкольной физической активностиАдминистрация школыСоздание ее к началу учебного года и поддержание в рабочем состоянии в осенне-весенний периодПроведение классных часов на тематику пользы физической активности для здоровья с приведением наглядных примеров и физиологическим обоснованиемПовышение заинтересованности школьников в занятиях физической культурой.Классный руководительРегулярно в течение учебного года (1 раз/месяц)По возможности – равномернее распределить учебную нагрузку в течение неделиСоздание оптимальных условий для занятий физической активностью во внешкольное времяЗаведующий учебной частьюНа протяжении всего учебного годаВ конце каждого урока – организовать легкую суставную разминку (2-3 минуты)Непосредственное повышение двигательной активностиКлассный руководительЕежедневноЗаключениеДети и молодежь проводят в школах больше времени, чем в любом другом месте, за исключением своих домов. Хотя на школы оказывается все большее давление с целью повышения оценок учащихся по стандартизированным тестам, недавний резкий рост распространенности ожирения и увеличения доли сердечно-сосудистых заболеваний среди детей и подростков свидетельствует о том, что в школах страны существует настоятельная необходимость систематически и эффективно поощрять поведение, которое предотвратит развитие избыточного веса. Физическая активность является ключевым фактором, определяющим весовой статус. Соответственно, если молодые люди собираются заниматься достаточной физической активностью, важно, чтобы школы систематически и эффективно обеспечивали и поощряли участие в физической активности. В большинстве школ уже есть программы, которые обеспечивают учащимся определенную физическую активность, но демографические тенденции в отношении ожирения свидетельствуют о том, что дети и молодежь нуждаются в большей физической активности, чем их нынешний уровень. Хотя родители, общественные организации и медицинские работники разделяют ответственность за обеспечение физической активности молодежи, школы имеют уникальные возможности для решения этой важнейшей проблемы общественного здравоохранения.Школы должны обеспечить, чтобы все дети и молодежь участвовали в минимум 30-минутной физической активности от умеренной до интенсивной в течение учебного дня; это включает время, потраченное на занятия физкультурой. Дополнительная физическая активность должна обеспечиваться в рамках внеклассных и связанных со школой общественных программ.Школы должны расширять возможности физической активности, предоставляя клубы, уроки, очные спортивные и межшкольные спортивные программы, которые отвечают потребностям и интересам всех учащихся в физической активности. Тренеры и другие руководители таких программ должны быть хорошо квалифицированы и, при необходимости, сертифицированы. Школы должны поощрять прогулки пешком и на велосипеде в школу, а руководители школ должны сотрудничать с местными органами власти, чтобы гарантировать, что у учащихся есть безопасные маршруты для ходьбы и езды на велосипеде в школу.На основании проведенного мною исследования двигательной активности у обучающихся 6 «А» класса МБОУ СОШ № 16 г. Иркутска, в ходе которого были решены такие задачи, как анализ научно-методической литературы по теме исследования; составление и проведение анкетирования обучающихся 6 «А» класса МБОУ СОШ № 16 г. Иркутска, направленного на изучение особенностей их повседневной двигательной активности, мной был сделан вывод о недостаточной физической активности обучающихся. Связано это было, в том числе, и с внешними причинами (недостаточная материально техническая база, недостаток свободного времени). Для того, чтобы повысить физическую активность детей мною были разработаны и внедрены механизмы, позволяющие повысить ежедневную двигательную активность.В научной литературе доказана эффективность предлагаемого повышения уровня двигательной активности, что должно проявиться в виде повышения функционального состояния кардиореспираторной системы, общего уровня здоровья, снижения сердечно-сосудистыми и метаболическими заболеваниями на фоне общей популяции.Список используемой литературы Kahn EB, Ramsey LT, Brownson RC, Heath GW, Howze EH, Powell KE, Stone EJ, Rajab MW, Corso P. Theeffectivenessofinterventionstoincreasephysicalactivity: a systematicreview. Am J PrevMed. 2002; 22 (4 suppl): 73–107..Killen JD, Telch MJ, Robinson TN, Maccoby N, Taylor CB, Farquhar JW. Cardiovasculardiseaseriskreductionfortenthgraders: a multiple-factorschool-basedapproach. JAMA. 1988; 260: 1728–1733Kumar, B., Robinson, R., Till, S. Physicalactivityandhealthinadolescence. ClinicalMedicine. 2015;15 (3):267-272.Ruiz J, Castro-Pinero J, Arteo EG, etal. Predictivevalidityofhealth-relatedfitnessinyouth: a systematicreview. Br J SportsMed 2009;43:909–23.Santos R, Mota J, Okley A, etal. Theindependentassociationsofsedentarybehaviourandphysicalactivityoncardiorespiratoryfitness. Br J SportsMed 2014;48:1508-12. Sibley BA, Etnier JL. Therelationshipbetweenphysicalactivityandcognitioninchildren: A meta-analysis. PediatrExercSci 2003;15:243–56Strong WB, Malina RM, Blimkie CJ, Daniels SR, Dishman RK, Gutin B, Hergenroeder AC, Must A, Nixon PA, Pivarnik JM, Rowland T, Trost S, Trudeau F. Evidencebasedphysicalactivityforschool-ageyouth. J Pediatr. 2005; 146: 732–737.Trudeau F, Laurencelle L, Tremblay J, Rajic M, Shephard RJ. Dailyprimaryschoolphysicaleducation: effectsonphysicalactivityduringadultlife. MedSciSportsExerc. 1999; 31: 111–117.Viner RM, Cole TJ. Televisionviewinginearlychildhoodpredictsadultbodymassindex. J Pediatr 2005;147:429–5.Баева, Н. А. Анатомия и физиология детей школьного возраста : учебное пособие / Н.А. Баева, О.В. Погадаева. – Омск : СибГУФК, 2003. – 56 с.Васкан, И., Захожий, В., Захожа, Н., Мацкевич, Н. Научно-методические основы развития двигательной активности подростков во внеурочной деятельности. Физическое воспитание, спорт и культура здоровья в современном обществе: сборник научных трудов. 2016;1 (33):40-46.Власова, И.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебнометод. пособие [Электронный ресурс] / И. А. Власова, Г. Я. Мартынова. – Челябинск : ЧГАКИ, 2014. – 136 сЕрменова, Б.О. Влияние двигательной активности на здоровье школьников. 2016.Назарова, Е.Н., Жилов, Ю.Д. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. М.: «Академия». Издание: 2-е изд., стер.- 2014Солодков, А. С. Физиология человека : общая.Спортивная. Возрастная [Текст]: учебное пособие / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. – М. : Олимпия Пресс, 2005. – 528 сAPA. LarryKenney, W., Wilmore, J. H., & Costill, D. L. (2020). Physiologyofsportandexercise (7th ed.). HumanKinetics.

Список используемой литературы

1. Kahn EB, Ramsey LT, Brownson RC, Heath GW, Howze EH, Powell KE, Stone EJ, Rajab MW, Corso P. The effectiveness of interventions to increase physical activity: a systematic review. Am J Prev Med. 2002; 22 (4 suppl): 73–107..
2. Killen JD, Telch MJ, Robinson TN, Maccoby N, Taylor CB, Farquhar JW. Cardiovascular disease risk reduction for tenth graders: a multiple-factor school-based approach. JAMA. 1988; 260: 1728–1733
3. Kumar, B., Robinson, R., Till, S. Physical activity and health in adolescence. Clinical Medicine. 2015;15 (3):267-272.
4. Ruiz J, Castro-Pinero J, Arteo EG, et al. Predictive validity of health-related fitness in youth: a systematic review. Br J Sports Med 2009;43:909–23.
5. Santos R, Mota J, Okley A, et al. The independent associations of sedentary behaviour and physical activity on cardiorespiratory fitness. Br J Sports Med 2014;48:1508-12.
6. Sibley BA, Etnier JL. The relationship between physical activity and cognition in children: A meta-analysis. Pediatr Exerc Sci 2003;15:243–56
7. Strong WB, Malina RM, Blimkie CJ, Daniels SR, Dishman RK, Gutin B, Hergenroeder AC, Must A, Nixon PA, Pivarnik JM, Rowland T, Trost S, Trudeau F. Evidence based physical activity for school-age youth. J Pediatr. 2005; 146: 732–737.
8. Trudeau F, Laurencelle L, Tremblay J, Rajic M, Shephard RJ. Daily primary school physical education: effects on physical activity during adult life. Med Sci Sports Exerc. 1999; 31: 111–117.
9. Viner RM, Cole TJ. Television viewing in early childhood predicts adult body mass index. J Pediatr 2005;147:429–5.
10. Баева, Н. А. Анатомия и физиология детей школьного возраста : учебное пособие / Н.А. Баева, О.В. Погадаева. – Омск : СибГУФК, 2003. – 56 с.
11. Васкан, И., Захожий, В., Захожа, Н., Мацкевич, Н. Научно-методические основы развития двигательной активности подростков во внеурочной деятельности. Физическое воспитание, спорт и культура здоровья в современном обществе: сборник научных трудов. 2016;1 (33):40-46.
12. Власова, И.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебнометод. пособие [Электронный ресурс] / И. А. Власова, Г. Я. Мартынова. – Челябинск : ЧГАКИ, 2014. – 136 с
13. Ерменова, Б.О. Влияние двигательной активности на здоровье школьников. 2016.
14. Назарова, Е.Н., Жилов, Ю.Д. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. М.: «Академия». Издание: 2-е изд., стер.- 2014
15. Солодков, А. С. Физиология человека : общая.Спортивная. Возрастная [Текст]: учебное пособие / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. – М. : Олимпия Пресс, 2005. – 528 с
16. APA. Larry Kenney, W., Wilmore, J. H., & Costill, D. L. (2020). Physiology of sport and exercise (7th ed.). Human Kinetics.

Вопрос-ответ:

Какое влияние оказывает двигательная активность на физическое развитие обучающихся среднего школьного возраста?

Двигательная активность оказывает положительное влияние на физическое развитие обучающихся среднего школьного возраста. Она способствует развитию мышц, укреплению костной системы, улучшению координации движений и общей физической выносливости.

Почему физическая нагрузка важна для детей среднего школьного возраста?

Физическая нагрузка важна для детей среднего школьного возраста, так как она способствует развитию и укреплению органов и систем организма, формированию правильной осанки и поддержанию нормального веса. Кроме того, физическая активность способствует здоровому образу жизни и повышению иммунитета.

Какие проблемы возникают при применении физической нагрузки в школьных условиях?

При применении физической нагрузки в школьных условиях возникают следующие проблемы: нехватка времени на занятия физкультурой, несоответствие программы физической культуры уровню физической подготовки обучающихся, недостаточное количество спортивного оборудования и площадок.

Какие физиологические изменения происходят в организме детей среднего школьного возраста?

В организме детей среднего школьного возраста происходят следующие физиологические изменения: усиление процессов роста и развития, формирование половых признаков, улучшение работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы, развитие мышц и координации движений.

В чем заключается значимость физической нагрузки в среднем школьном возрасте?

Физическая нагрузка имеет большое значение в среднем школьном возрасте, так как активизирует обменные процессы в организме, способствует развитию физических качеств, формированию здорового образа жизни, улучшению психоэмоционального состояния и общей работоспособности детей.

Зачем детям среднего школьного возраста нужна физическая нагрузка?

Физическая нагрузка важна для развития и поддержания физической формы у детей. Она способствует развитию мышц, костей и суставов, улучшает общую физическую подготовку, влияет на работу сердца и легких. Кроме того, занятия спортом помогают укрепить здоровье, повысить уровень энергии и активности, а также развивают социальные навыки и коммуникативные способности.

Какие проблемы возникают в применении физической нагрузки в школьных условиях?

Одной из главных проблем является отсутствие достаточного количества времени и ресурсов для проведения занятий физической культурой. Кроме того, недостаточная квалификация педагогов и недостаток оборудования могут снизить эффективность занятий. Также существует проблема отсутствия мотивации у детей и неправильного подхода к организации занятий, что может привести к отсутствию интереса к физической активности.

Какие физиологические изменения происходят в организме детей среднего школьного возраста?

В этом возрасте происходят значительные физиологические изменения в организме детей. Например, увеличивается объем легких и улучшается работа сердца. Также происходит активное развитие мышц и костной системы. У детей формируется определенный уровень физической выносливости и координации движений. Такие изменения требуют регулярных физических нагрузок для оптимального развития организма.

Какую роль играет кратковременная физическая активность для обучающихся среднего школьного возраста?

Кратковременная физическая активность имеет несколько положительных эффектов на обучающихся среднего школьного возраста. Она способствует улучшению концентрации внимания, повышению общей активности и эмоционального состояния. Кроме того, занятия физической культурой могут помочь справиться со стрессом, улучшить самооценку и развить навыки сотрудничества и лидерства.