Субъективное благополучие человека в трудных жизненных ситуациях: подходы к оценке и помощи
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 19.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования уровня субъективного благополучия людей, находящихся в трудной жизненной ситуации 5
1.1. Понятие, структура (модели) и функции субъективного благополучия 5
1.2. Сущность кризисной ситуации 8
1.3. Личностные особенности и поведение людей, попавших в трудную ситуацию 9
Глава 2. Подходы к оценке субъективного благополучия и возможности помощи человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации 18
2.1. Изучение субъективного благополучия людей, оказавшихся в сложной ситуации, в отечественной и зарубежной психологии 18
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 19
2.3. Психологическая помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, направленная на повышение субъективного благополучия 28
Заключение 34
Список использованных источников 36
Итак, на основе результатов проведённого исследования можно отметить, что влияние трудной жизненной ситуации на развитие различных компонентов субъективного благополучия проявляется. Было установлено, что такой фактор субъективного благополучия, как уровень стресса, был выше у тех людей, которые не удовлетворены жизненной ситуацией. Помимо этого, исследование показало, что респонденты, которые удовлетворены жзнью, проявляют меньший уровень стрессочуствительности по сравнению с респондентами, испытывающими проблемы в восприятии жизненной ситуации. Следовательно, в результате негативного влияния жизненной ситуации людитяжелее переживают негативные моменты жизни, длительное время испытывают влияние различных жизненных проблем. Также отмечено, что уровень самооценки у людей, испытывающих неудовлетворённость жизненной ситуацией, ниже, чем у людей, довольных своей жизнью.В целом, проведенное исследование подтвердило то, что трудная жизненная ситуация способствует снижению уровня субъективного благополучия.Психологическая помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, направленная на повышение субъективного благополучияЦель: повышение уровня субъективного благополучия лица, находящегося в трудной жизненной ситуации.В связи данной целью и с учётом рассмотренных особенностейлюдей, находящихся в трудной жизненной ситуации, нами выделены основные задачи:1. Снижение степени внутреннего напряжения, возбудимости, доминирования; снижение уровня обиды, раздражения, физической агрессии, подозрительности; тревоги. 2. Снижение аддиктивного поведения, ухода от правил поведения, самоповреждающего и саморазрушающего поведения, делинквентного поведения, агрессивности и насилия.3. Дать возможность изменить неадекватно завышенную самооценку, осознать собственные чувства и переживания, сформировать навыки по самоуправлению чувствами и эмоциями.В качестве средств арт-терапии, реализующих задачи применялись методики:свободные и тематические рисунки; беседы, обсуждения случаев из жизни, анализ ситуаций их худодественной литературы; танец, ритмическо-телесная зарядка, релаксация;литературное творчество.Арт-терапия была направлена на исправление отрицательных индивидуальных черт молодого человека: агрессивностью, тревожностью, конфликтностью, чувством неполноценности, заниженной самооценкой, на формирование у него адаптивного для социума конструктивного подхода к поведению, адекватных способов эмоциональных реакций на отрицательные переживания, на внедрение приёмов разрешения противоречий во фрустрирующих ситуациях.Этапы программы.Первый этап (первое занятие)Вводные параметры программы Целью занятия является:узнать поведенческие установки, усвоить средства по самопознанию; укреплять чувства достоинства; учиться релаксационным приёмам.Второй этап (со второго по девятое занятие)Цель – снижение агрессивного поведения. Актуализация и переживание различных ситуаций. Гармонизация эмоционального состояния.Задачи:1. Создать комфортный климат для свободного выражения чувств.2. Доверие к другим и вера в себя.3. Отвечай за себя. 4. Развитие ЗУН в поведении.5. Изменение степени внутреннего напряжения, возбудимости, доминирования; снижение уровня обиды, раздражения, физической агрессии, подозрительности; тревоги, изменение фона эмоций.6. Снижение готовости к аддикции, нарушению социальных правил, самоповреждениям и саморазрушениям, делинквентности, агрессивности. 3. Этап (10 занятие)Закрепление полученных результатов по программе. Цель – подведение итогов по программе. Задача: развить навык адекватного социального взаимодействия, нужные для положительного разрешения конфликта. Выход из психотренинга. Таблица 1Тематический план психокоррекции студента№ этапаНазвание занятияЦельВремя1Консультация 1 Установка.Цель: обоснование необходимости конструктивных перемен, устранение неконтролируемых чувств гнева и злости; показ способов контролировать свою агрессию, выражать недовольство цивилизованным способом; учить контролировать моторику. 1 час2Консультация 2 мой «Танец эмоций» (по методике Е. Ю. Черемновой)Цель: нивелировать отрицательные вспышки эмоций, моторики, через желание говорить об этом спокойно. 1 час3Консультация 3 «Письмо» (по методике Е. В. Тарариной)Цель: устранить у студента неконтролируемые чувства (гнев); показать способы самоконтроля агрессии, выражение недовольства адекватно; помощь студенту в оценке самосостояния, анализ поведения; формирование самоконтроля движений1,5 часа4Консультация 4 «Владей собой» (по методике А. И. Копытина)Цели: нивелировать напряжение, установить положительный настрой; учить адекватно выражать эмоции недовольства; устранить неконтролируемые раздражения; снизить нервно-психическое; помощь в переключении к деятельности чувствовать скопившуюся агрессию и покончить с ней в игре.1,5 часа5Консультация 5 «Техника Мандалы» (по методике Е. В. Тарариной)Цель: учить самосдерживанию; учить студента с агрессией не копить обиды, показать приёмы саморефлексии, оказаться в роли обиженного, научить их адекватному общению. 2 часа6Консультация 6 «Оценка поступков» (по методике А. И. Копытина) [4]Цель: осознавать эффективные формы поведенческих навыков, соединить агрессию и мышечную релаксацию; учить адекватно выразить чувство гнева; снизить нервно-психическое напряжение.2 часа7Консультация 7 «Дорисовывание фигур»Цели: освоить поведенческие навыки и использовать их в социуме; учить адекватно выражать чувства; формирование у студента возможности применять агрессию в адекватных социальных целях; развить саморефлексию асоциальных поступков; снизить нервно-психическое и эмоциональное напряжение.2 часа8Консультация 8 «Пианино» (по методике Е. В. Тарариной) Цели: помогать видеть своё положительное поведение, чувствовать приём и оценку своих действий; снимать агрессивные жесты, взгляды, дать шанс приемлемым способом выразить чувство гнева, снизить нервно-психическое и эмоциональное напряжение; силы бросить на достижение социально приемлемой цели, агрессивные слова нивелировать. 2 часа9Консультация 9 «Сказки» (по методике Е. В. Таририной) Цель: учить адекватно выразить гнев; помощь в переключении к активной деятельности после долгого сидячего положения, снять страхи и обеспокоенность, силы бросить на достижение социально приемлемой цели, агрессивные слова нивелировать. 2 часа10Консультация 10. Анализ результатовЦели: освоить эффективные способы поведения и использовать в социуме; учить адекватно выразить чувство гнева; развивать чувство эмпатийности.1 час Таким образом, разработанный комплекс с применением методов арт-терапии полностью соответствует запросу и направлен на снижение негативного психологического воздействия трудной жизненной ситуации.ЗаключениеДля того чтобы успешно справляться с действием многочисленных стрессовых факторов, которые характерны для окружающей действительности, необходимо сохранять высокий уровень субъективного благополучия независимо от того, насколько ситуация в данный момент времени благоприятна для личности. Особенно важным является соблюдение данного положения для молодых людей, которые только готовятся начать свою профессиональную деятельность, а также готовятся создать семью. Одной из важнейших характеристик при этом является уровень их субъективного благополучия.К настоящему времени известно уже значительное количество работ отечественных и зарубежных психологов. Посвящённых субъективному благополучию. В этих работах исследуемая характеристика личности рассматривается с точки зрения различных подходов. Обобщение этих подходов приводит к тому, что благополучие определяется как психологический феномен, характеризующий успешность различных жизненных аспектов личности в определённой среде его обитания, связанная с позитивным психологическим настроем, гармонией в отношениях с внешней средой. Субъективное благополучие, рассматриваемое с точек зрения различных аспектов, включает в себя три основных компонента: физический, психический и социальный.В работах по исследованию субъективного благополучия личности большое внимание уделяется соответствию основных потребностей человека его субъективным возможностям, связанных с их удовлетворением. Отмечается, что при высоких потребностях, но при низком уровне необходимых возможностей уровень субъективного благополучия будет невысоким.К настоящему времени определены основные детерминанты субъективного благополучия у молодых людей, связанные с их актуальными потребностями. Если потенциальные возможности личности смогут удовлетворить данные потребности, уровень субъективного благополучия будет высоким.В рамках данного исследования нами разработан комплекс арт-терапии, который призван снизить негативное воздействие трудной жизненной ситуации на субъективное благополучие личности. Список использованных источниковБонивелл И. Ключи к благополучию: что может позитивная психология. - М.: Время, 2009. - 192 с.Бочарова Е.Е. О некоторых вопросах методологии изучения субъективного благополучия личности // Международная научно-практическая конференция «Комплексные исследования личности: методология, теория, практика» 27-28 сентября, Москва, РУДН, 2012. - С.61-66.Бочарова, Е.Е. Современные подходы в методологии исследования субъективного благополучия личности // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика, 2013. - №2-1. - С.73-78Былкина Т.Г., Пустобаева Е.И. Стрессоустойчивость как фактор психологического благополучия личности старшеклассника // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(12).pdfВербина, Г.Г., Вербина, О.Ю. Эмоциональное благополучие – психическая составляющая психического здоровья // Альманах современной науки и образования, 2011. - № 4. - С. 120-121.Водяха С. А. Современные концепции психологического благополучия личности // Дискуссия, 2012. - № 2. - C. 132 - 138.Давудова А.Р. Самоактуализация и эмоциональное благополучие как фактор психического здоровья личности /А.Р. Давудова // В сборнике: Актуальные вопросы психологии здоровья и психосоматики Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 118-121.Донцов А. И., Перелыгина Е. Б., Рикель А. М. Объективное и субъективное благополучие: два подхода к исследуемой проблеме // Вопросы психологии. – 2016. – № 5. – С. 3–14.Егорова М.С., Паршикова О.В. Психометрические характеристики Короткого портретного опросника Большой пятерки (Б510) // Психологические исследования. 2016. Т. 9, No 45. С. 9.Егорычева, И.Д. Субъективное благополучие: критерий или детерминанта самореализации? // Актуальные проблемы психологического знания. – Москва, 2011. - С. 3-6.Елисеева О.А. Особенности и проблемы изучения субъективного благополучия в современных психологических исследованиях /О.А. Елисеева // Российский психологический журнал.2011.Том 8. №3. С.54-59. Житная И.В. Эмоциональное благополучие как условие сохранения психосоматического здоровья ребенка /И.В. Житная, И.И. Лосева // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2015. № 10. С. 47-53.Изард К.Э Эмоции человека /К.Э. Изард. – М.: Омега-Л, 2001. С. 147Идобаева О.А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты // Вестн. Том.гос. ун-та, 2011. - №351. - С. 128 - 134.Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин - СПб: Питер, 2019. Карапетян Л. В. Теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия /Л.В. Карапетян // Известия Уральского федерального ун-та. – 2014. – № 1. – С. 171–182.Корнилова Т.В., Чумакова М.А. Апробация краткого опросника Большой пятерки (TIPI, КОБТ) // Психологические исследования. 2016. Т. 9, No 46. С. 5Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности //Психология здоровья /под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - С. 405-442.Леонтьев Д. А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 2016.Морфологический тест жизненных ценностей МТЖЦ В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной. Диагностика жизненных ценностей личности [Электронный ресурс] Режим доступа: https://psycabi.net/ (дата обращения 10.02.2019).Суртаева Н. Н., Марголина Ж. Б. Социальное благополучие в современных условиях как научная и учебная проблема // Вестник НВГУ. – 2017. – № 3. – С. 57–62.Сырцова, А. Возрастная динамика временной перспективы личности. Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук, 2008.Устинова Н.А. Проблема эмоционального благополучия личности /Н.А. Устинова // В сборнике: Личность в современном мире сборник научных статей. Уральский государственный педагогический университет, Институт психологии. Екатеринбург, 2016. С. 223-231.Фесенко П.П. Имеет ли понятие психологического благополучия социально-культурную специфику? // Журнал высшей школы экономики. Психология, 2006. - № 4. Т.2. - C. 132-138.Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика, 2005. - №3. - C. 95-129.Янченко, И. В. Положительная профессиональная Я-концепция как фактор успеха в будущей карьере выпускника вуза // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 129-132.
1. Бонивелл И. Ключи к благополучию: что может позитивная психология. - М.: Время, 2009. - 192 с.
2. Бочарова Е.Е. О некоторых вопросах методологии изучения субъективного благополучия личности // Международная научно-практическая конференция «Комплексные исследования личности: методология, теория, практика» 27-28 сентября, Москва, РУДН, 2012. - С.61-66.
3. Бочарова, Е.Е. Современные подходы в методологии исследования субъективного благополучия личности // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика, 2013. - №2-1. - С.73-78
4. Былкина Т.Г., Пустобаева Е.И. Стрессоустойчивость как фактор психологического благополучия личности старшеклассника // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(12).pdf
5. Вербина, Г.Г., Вербина, О.Ю. Эмоциональное благополучие – психическая составляющая психического здоровья // Альманах современной науки и образования, 2011. - № 4. - С. 120-121.
6. Водяха С. А. Современные концепции психологического благополучия личности // Дискуссия, 2012. - № 2. - C. 132 - 138.
7. Давудова А.Р. Самоактуализация и эмоциональное благополучие как фактор психического здоровья личности /А.Р. Давудова // В сборнике: Актуальные вопросы психологии здоровья и психосоматики Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 118-121.
8. Донцов А. И., Перелыгина Е. Б., Рикель А. М. Объективное и субъективное благополучие: два подхода к исследуемой проблеме // Вопросы психологии. – 2016. – № 5. – С. 3–14.
9. Егорова М.С., Паршикова О.В. Психометрические характеристики Короткого портретного опросника Большой пятерки (Б5-10) // Психологические исследования. 2016. Т. 9, No 45. С. 9.
10. Егорычева, И.Д. Субъективное благополучие: критерий или детерминанта самореализации? // Актуальные проблемы психологического знания. – Москва, 2011. - С. 3-6.
11. Елисеева О.А. Особенности и проблемы изучения субъективного благополучия в современных психологических исследованиях /О.А. Елисеева // Российский психологический журнал.2011.Том 8. №3. С.54-59.
12. Житная И.В. Эмоциональное благополучие как условие сохранения психосоматического здоровья ребенка /И.В. Житная, И.И. Лосева // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2015. № 10. С. 47-53.
13. Изард К.Э Эмоции человека /К.Э. Изард. – М.: Омега-Л, 2001. С. 147
14. Идобаева О.А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты // Вестн. Том.гос. ун-та, 2011. - №351. - С. 128 - 134.
15. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин - СПб: Питер, 2019.
16. Карапетян Л. В. Теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия /Л.В. Карапетян // Известия Уральского федерального ун-та. – 2014. – № 1. – С. 171–182.
17. Корнилова Т.В., Чумакова М.А. Апробация краткого опросника Большой пятерки (TIPI, КОБТ) // Психологические исследования. 2016. Т. 9, No 46. С. 5
18. Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности //Психология здоровья /под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - С. 405-442.
19. Леонтьев Д. А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 2016.
20. Морфологический тест жизненных ценностей МТЖЦ В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной. Диагностика жизненных ценностей личности [Электронный ресурс] Режим доступа: https://psycabi.net/ (дата обращения 10.02.2019).
21. Суртаева Н. Н., Марголина Ж. Б. Социальное благополучие в современных условиях как научная и учебная проблема // Вестник НВГУ. – 2017. – № 3. – С. 57–62.
22. Сырцова, А. Возрастная динамика временной перспективы личности. Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук, 2008.
23. Устинова Н.А. Проблема эмоционального благополучия личности /Н.А. Устинова // В сборнике: Личность в современном мире сборник научных статей. Уральский государственный педагогический университет, Институт психологии. Екатеринбург, 2016. С. 223-231.
24. Фесенко П.П. Имеет ли понятие психологического благополучия социально-культурную специфику? // Журнал высшей школы экономики. Психология, 2006. - № 4. Т.2. - C. 132-138.
25. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика, 2005. - №3. - C. 95-129.
26. Янченко, И. В. Положительная профессиональная Я-концепция как фактор успеха в будущей карьере выпускника вуза // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 129-132.
Вопрос-ответ:
Что такое субъективное благополучие и как оно связано с трудными жизненными ситуациями?
Субъективное благополучие - это субъективное ощущение человека своего общего удовлетворения жизнью и своего состояния. В трудных жизненных ситуациях, таких как потеря работы, развод или болезнь, субъективное благополучие может быть снижено из-за стресса и эмоциональных трудностей, связанных с такими событиями.
Какова структура и функции субъективного благополучия?
Субъективное благополучие имеет несколько компонентов, включая эмоциональное состояние, удовлетворенность жизнью, чувство смысла и целей, а также социальные взаимодействия. Оно может служить индикатором общего состояния человека и быть показателем его жизненного удовлетворения и психологического благополучия.
Какие личностные особенности и поведение могут наблюдаться у людей в трудной жизненной ситуации?
Люди, находящиеся в трудных жизненных ситуациях, могут проявлять различные личностные черты и поведение. Некоторые могут испытывать больше тревоги и стресса, у них может быть нарушена самооценка и снижено самомнение. Также могут проявляться симптомы депрессии и тревожных расстройств. Однако каждый человек индивидуален, и реакции на трудные ситуации могут быть различными.
Как оценивается субъективное благополучие и какую помощь можно предложить людям в трудных жизненных ситуациях?
Субъективное благополучие может оцениваться с помощью опросников и шкал, а также с помощью качественных интервью и наблюдений. Помощь людям в трудных жизненных ситуациях может быть различной в зависимости от конкретной ситуации. Она может включать консультирование, психотерапию, социальную поддержку, образовательные программы и другие формы поддержки.
Что такое субъективное благополучие?
Субъективное благополучие - это психологическое состояние, в котором человек ощущает удовлетворенность своей жизнью, имеет позитивное отношение к себе и миру вокруг. Оно включает в себя такие аспекты, как чувство счастья, удовлетворенность отношениями с другими людьми, уверенность в своих возможностях и целостность. Субъективное благополучие может быть различного уровня и может меняться в зависимости от внешних обстоятельств и внутреннего состояния человека.
Какими подходами можно оценить уровень субъективного благополучия человека в трудных ситуациях?
Существуют разные подходы к оценке уровня субъективного благополучия. Один из самых распространенных подходов - использование опросников, которые позволяют субъективно оценить свое состояние. Например, применение опросника счастья, который содержит вопросы о жизненной удовлетворенности, эмоциональном состоянии и общем чувстве счастья. Другой подход - наблюдение за поведением человека и его реакцией на трудные ситуации. Также можно использовать интервью и глубинные беседы, чтобы выяснить, как человек ощущает свое благополучие и какие факторы влияют на его состояние.
Какие особенности личности могут обнаружиться у людей, попавших в трудную ситуацию?
Люди, попавшие в трудную ситуацию, могут проявлять разные личностные особенности и поведение. Некоторые могут стать более уязвимыми и эмоционально нестабильными, испытывать чувство беспомощности и низкую самооценку. Другие же могут проявить стойкость и решительность в преодолении проблем. Некоторые люди могут пытаться избегать трудных ситуаций, а другие - демонстрировать агрессивность и раздражительность. Конкретные особенности личности могут зависеть от множества факторов, включая индивидуальные черты, предыдущий опыт и поддержку окружающих людей.
Что такое субъективное благополучие?
Субъективное благополучие – это состояние удовлетворенности и хорошего самочувствия человека, основанное на его собственных ощущениях и оценке своей жизни. Оно включает в себя такие компоненты, как удовлетворенность жизнью, чувство счастья, эмоциональное благополучие, уровень самооценки и самодовольства.
Какие подходы используются для оценки субъективного благополучия?
Для оценки субъективного благополучия используются различные подходы. Один из них – это субъективная оценка самим человеком своей жизни и уровня удовлетворенности. Второй подход – это объективная оценка внешних условий жизни, таких как доходы, социальный статус, условия проживания. Третий подход – это оценка качества отношений с другими людьми, таких как семья, друзья, коллеги. Каждый из этих подходов важен для полноценной оценки субъективного благополучия человека.