Дистанционное обучение: преимущества и недостатки, психолого-педагогические сложности организации

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 27 27 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 20.07.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПЕРЕХОД К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ДОКУМЕНТЫ 5
1.1 Нормативно-правовая база дистанционного образования 5
1.2 Понятие ДОТ 6
Выводы по первой главе 10
ГЛАВА 2.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И УСЛОВИЯ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ 11
2.1 Обобщение опыта 11
2.2 Рефлексия: основные преимущества и недостатки дистанционной формы обучения, ее будущее 14
Выводы по второй главе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27


Фрагмент для ознакомления

При этом образование оказалось не готовым к использованию технологий дистанционного обучения. Первая причина – это отсутствие смешанного обучения в школе. Смешанное обучение – это сочетание в обучении принципов традиционного и электронного обучения. И у традиционного, и у электронного обучения есть свои достоинства и недостатки. Реализуя достоинства одного обучения на месте недостатков другого, можно существенно улучшить результат и традиционного, и электронного обучения, тем самым пройти этап адаптации к электронному обучению в комфортной обстановке. А так как основой дистанционного обучения является электронное, то, соответственно, уровень знаний, получаемых при дистанционном обучении, вырастет. Вторая причина – отсутствие централизованной поддержки дистанционного обучения. Стандарты образования следует пересмотреть в сторону обязательного использования технологий дистанционного обучения в образовательном процессе. Сложности это не представляет. Оптимальным для качественной подготовки к незапланированному переходу на дистанционное обучение может быть использование технологии «Перевёрнутый класс». Таким образом, исключаем привязку к пояснению учителя, обучая получать информацию самостоятельно из разных источников. Это может быть видеоурок, определённый сайт, ресурс, – главное, чтобы это было в системе. Учитель должен тщательно отбирать материал, видеоуроки должен вести один и тот же человек. Не дети должны искать информацию, а учитель должен предоставлять материал. Поиск информации происходит при выполнении других заданий, таких как подготовка сообщения, конспектирование или написание реферата. При использовании технологии «Перевёрнутый класс» переход на дистанционную форму обучения будет менее болезненным. Для самостоятельного изучения можно рекомендовать просмотр лекций и фильмов. Постоянное размещение или рассылка материала также будет стимулировать выработку культуры дистанционного обучения. Третья причина – отсутствие соответствующих технических ресурсов. Одна из самых важных. Учитывая, что обязательным для современного учителя есть владение компьютером, эта проблема не решена даже сейчас. Четвёртая причина – ненормированный рабочий день учителя. Оплата труда учителя производится на основании недельной нагрузки, которая рассчитывается исходя из количества уроков продолжительностью 45 минут. Поэтому вполне уместно использование принципа регламентности, так как иначе учитель вынужден проводить в сети до 24 часов в сутки. Важно пересмотреть нормы продолжительности дистанционных уроков, соответственно, учесть их при оплате труда учителя и предусмотреть надбавку за постоянную работу за компьютером. Пятая причина – отсутствие пропедевтической деятельности. В связи с зависимостью от технических ресурсов вполне уместным будет ознакомление обучающихся и их родителей с темами, которые будут изучаться на протяжении определённого периода. Это может быть план на неделю, может быть план изучения темы. Причём данный приём нужно использовать и при традиционном обучении.С началом XXI века человечество вступило в непростую эпоху, которую уже сегодня называют четвертой промышленной революцией. Проявлением этой революции являются: замена части рабочих мест автоматизированными устройствами, внедрение новых технологий производства и системы контроля над ними, повышение эффективности анализа производственных процессов с помощью облачных вычислений и виртуальных инструментов, и другое. Все это стало возможным и доступным благодаря процессу глобальной цифровизации в общем и цифровизации производства, в частности. Дистанционное обучение в настоящее время является главным механизмом развития и модернизации современной науки и образования. Ни один день человека сегодняшнего дня не обходится без глобальной сети интернет. Современное образование напрямую связано с технологиями, ПК, мобильными устройствами и всемирной сетью. Большинство современных школьников и студентов получили доступ к книгам и платформам образования, к которым еще совсем недавно не было доступа совсем. Любому специалисту всех профессий нужно обучаться каждый день, а иногда, каждую секунду новым знаниям, чтобы быть компетентными кадрами и работать на высоком уровне. До революции в информационных технологиях, все могли выучиться только раз в жизни и использовать свои знания на протяжении всей карьеры. Не было развития и усовершенствования знаний. Сейчас каждый ученый думает о том, что нужно узнать что-то новое и передать это в массы, другими словами, оставить после себя новую парадигму мышления по определенному вопросу.Информационно образовательная политика государства в области инноваций, в частности глобальной цифровизации, сложна из-за полного или частичного отсутствия квалифицированных кадров и необходимой инфраструктуры. На данный момент не каждый житель Российской Федерации может позволить себе устройство с выходом в сеть Интернет. Далеко не все территории оснащены качественной мобильной связью и интернетом. Эту проблему по проекту Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ предполагается решить к концу 2024 года. Преимуществом дистанционного образования является ее технологичность и эффективность. Выводы по второй главеПри осуществлении дистанционного обучения применяются методики синхронного и асинхронного обучения. Методика синхронного дистанционного обучения предполагает взаимодействие педагога и обучающегося в реальном времени, так называемое online общение. Методика асинхронного дистанционного обучения или offline общение используется в том случае, когда взаимодействие между учителем и обучающимся исключено в конкретном моменте времени. Указанные методики дистанционного обучения предусматривают для каждой отдельной стороны образовательного процесса различную нагрузку. Online режим дистанционного обучения предоставляет возможность для действенного общения педагога и обучающегося, тем самым приводя к увеличению нагрузки и на учащегося, и на преподавателя. Offline режим дистанционного обучения накладывает наибольшие обязательства и ответственность за освоение учебного материала на обучающегося. При данном режиме дистанционного обучения особо важным является способность учащегося к самообразованию, к выбору особого самостоятельного маршрута и темпа обучения, к их настройке и корректировке. Помимо вышесказанного, дистанционное обучение дает объективную возможность получить достойное образование людям с ограниченными возможностями для того, чтобы быть социально активными членами общества. Таким образом, дистанционное обучение – это обучение будущего. На данном этапе мы приближаемся к полному владению информационно-коммуникационными технологиями населением, что в ближайшее время приведёт человечество к повсеместному использованию электронного обучения и дистанционных технологий.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Таким образом, пандемия поставила перед образовательными учреждениями многие сложные актуальные задачи и проблемы. Несмотря на то, что на данный момент активно происходит информатизация образования, многие эксперты сходятся во мнении, что компьютер никогда не сможет заменить преподавателя, что объясняется отсутствием воспитательной и коммуникативной функции информационных технологий. Но все же, дистанционное обучение становится все более востребованным, имеет множество достоинств и, следовательно, будет развиваться. Для его развития современная система образования имеет все возможности, как в техническом, так и в интеллектуальном плане. Но при этом, на что надо еще обратить внимание – это информационная безопасность, как и преподавателей, так и учащихся в сети Интернет. Интернет – еще не до конца изученная информационная технология, но при этом быстро развивающаяся и в будущем от нее можно ждать, вероятно, как много положительного, так и возможно отрицательного. Таким образом, дистанционное обучение – это обучение будущего. На данном этапе мы приближаемся к полному владению информационно-коммуникационными технологиями населением, что в ближайшее время приведёт человечество к повсеместному использованию электронного обучения и дистанционных технологий. То есть, можно назвать дистанционную форму обучения не временной мерой, а новым этапом в развитии образования. Это подтверждается в том числе и тем фактом, что понятие ДОТ закреплено в законодательстве, дистанционные образовательные технологии продолжают свое развитие не только в школьном обучении, но и высших учебных заведениях, в СПО. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫНормативно-правовые актыУказ президента РФ «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней». [сайт]. – URL: www.kremlin.ru/events/president/news/63065 Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению санитарно — эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19») [сайт]. – URL: https://bazanpa.ru/prezident-rf-ukaz-n239-ot02042020-h4712208/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций».Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/Федеральные государственные образовательные стандарты. [сайт]. – URL: https://fgos.ru/ЛитератураБороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник./ Г.В. Бороздина. - Москва: Юрайт, 2019. - 478 с. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. / П.С. Гуревич. – Москва : Юрайт, 2019. - 430 с. Колокольцева О.В. Организация образовательного процесса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. [сайт]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-obrazovatelnogo-protsessa-v-usloviyah-rasprostraneniya-novoy-koronovirusnoy-infektsii-covid-19Кузьмина Л.В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения. [сайт]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-nedostatki-distantsionnogo-obucheniyaРуденко А. М. Основы педагогики и психологии. Учебник. / А.М. Руденко. - Москва : Феникс, 2020. - 384 с. Стаселович Г. А. Дистанционное образование в начальной школе: проблемы и возможности// Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 55-64. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2020/23dec2020/kvo407/Экспертная оценка последствий дистанционного обучения и образования [сайт]. – URL: https://www.expertsud.ru/content/view/293/36/

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1. Указ президента РФ «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней». [сайт]. – URL: www.kremlin.ru/events/president/news/63065
2. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению санитарно — эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19») [сайт]. – URL: https://bazanpa.ru/prezident-rf-ukaz-n239-ot02042020-h4712208/
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
5. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций».
6. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
7. Федеральные государственные образовательные стандарты. [сайт]. – URL: https://fgos.ru/
Литература
8. Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник./ Г.В. Бороздина. - Москва: Юрайт, 2019. - 478 с.
9. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. / П.С. Гуревич. – Москва : Юрайт, 2019. - 430 с.
10. Колокольцева О.В. Организация образовательного процесса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. [сайт]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-obrazovatelnogo-protsessa-v-usloviyah-rasprostraneniya-novoy-koronovirusnoy-infektsii-covid-19
11. Кузьмина Л.В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения. [сайт]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-nedostatki-distantsionnogo-obucheniya
12. Руденко А. М. Основы педагогики и психологии. Учебник. / А.М. Руденко. - Москва : Феникс, 2020. - 384 с.
13. Стаселович Г. А. Дистанционное образование в начальной школе: проблемы и возможности// Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 55-64. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2020/23dec2020/kvo407/
14. Экспертная оценка последствий дистанционного обучения и образования [сайт]. – URL: https://www.expertsud.ru/content/view/293/36/

Вопрос-ответ:

Какие преимущества есть у дистанционного обучения?

Дистанционное обучение предоставляет возможность гибкого графика обучения, персонализации образовательного процесса, использования разнообразных образовательных ресурсов, учета индивидуальных особенностей ученика и избавляет от необходимости физического присутствия в учебных заведениях.

Какие недостатки существуют у дистанционного обучения?

Некоторыми недостатками дистанционного обучения являются ограниченная активность участников образовательного процесса, сложности с мотивацией и самодисциплиной, необходимость наличия доступа к интернету и технического оборудования, возможность возникновения социальной изоляции и недостаточной социализации.

Какие психолого-педагогические сложности могут возникать при организации дистанционного обучения?

Организация дистанционного обучения может столкнуться с такими психолого-педагогическими сложностями, как необходимость адаптации педагогов и учащихся к новым форматам образования, обеспечение эффективной коммуникации, создание мотивации для самостоятельного обучения, контроль успеваемости и оценки результатов обучения.

Какова нормативно-правовая база дистанционного образования?

Нормативно-правовая база дистанционного образования включает законы, постановления и другие документы, которые определяют правила и требования к организации и проведению дистанционного обучения. Она включает в себя, например, Федеральный закон "Об образовании", Положение о дистанционном обучении и другие нормативные акты.

Что такое ДОТ?

ДОТ - это дистанционное образовательное пространство, в котором осуществляется обучение и взаимодействие участников образовательного процесса с использованием различных образовательных технологий и ресурсов.

Какие преимущества и недостатки имеет дистанционное обучение?

Дистанционное обучение имеет такие преимущества, как гибкость в расписании, возможность получения образования в любом месте и в любое время, расширение доступа к образованию для людей из отдаленных регионов. Однако у него есть и недостатки, такие как отсутствие прямого взаимодействия с преподавателем и одноклассниками, возможность потери мотивации из-за отсутствия непосредственной поддержки, технические проблемы.

Какие психолого-педагогические сложности возникают при организации дистанционного обучения?

При организации дистанционного обучения возникают такие психолого-педагогические сложности, как необходимость адаптации учащихся к новому формату обучения, нехватка личного взаимодействия и социальной поддержки, возможность ухудшения качества образования из-за отсутствия прямого общения с преподавателем и одноклассниками.

Какие нормативно-правовые документы регулируют дистанционное обучение?

Дистанционное обучение регулируется нормативно-правовыми документами, такими как Закон "Об образовании", Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации", Положение о дистанционном обучении, Правила организации дистанционного обучения и другими.

Что такое ДОТ в контексте дистанционного образования?

ДОТ (дистанционное образовательное пространство) - это совокупность информационных и коммуникационных технологий, используемых для проведения дистанционного обучения. Включает в себя платформы для обмена материалами и заданиями, системы видеоконференций, электронные учебники и другие средства обучения.

Какие требования предъявляются к организации дистанционного обучения в начальной школе?

Организация дистанционного обучения в начальной школе требует обеспечения доступности образовательного контента для учащихся, наличия поддержки и помощи преподавателей, использования разнообразных интерактивных методов обучения, здоровьесберегающей организации учебного процесса и других требований, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности детей.

Какие преимущества и недостатки имеет дистанционное обучение?

Преимущества дистанционного обучения включают гибкость в расписании и месте обучения, возможность индивидуального темпа обучения, доступ к разнообразным образовательным ресурсам и технологиям. Также дистанционное обучение может способствовать развитию самоорганизации и самодисциплины у обучающихся. Недостатки включают меньший уровень социализации, возможные проблемы с мотивацией и самомотивацией, а также потенциальные технические проблемы.

Какая нормативно-правовая база существует для дистанционного образования?

Нормативно-правовая база включает Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", который устанавливает общие требования к организации образовательного процесса включая дистанционное обучение. Также существуют различные приказы Министерства образования, регламентирующие условия и требования к дистанционному обучению в разных уровнях образования.