Меры пресечения, не связанные с лишением свободы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Уголовный процесс
  • 31 31 страница
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 21.07.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………3
1 Глава. Общая характеристика мер пресечения, не связанных с лишением свободы…………………………………………………………………………..6
1 Разновидность понятий меры пресечения. Цели и основания их
Избрания................................................................................................................6
2 Процессуальный порядок избрания меры пресечения, не связанной с лишением свободы……………………………………………………………...10
Глава 2. Отдельные виды мер пресечения, не связанные с лишением свободы обвиняемого (подозреваемого)………………………………………………...16
2.1. Подписка о невыезде и ненадлежащем поведении……………………..17
2.2. Личное поручительство…………………………………………………..19
2.3. Наблюдение командованием воинской частью…………………………21
2.4. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым........23
2.5. Залог……………………………………………………………………….25
2.6. Запрет определенных действий…………………………………………28
Список использованных источников………………………………………….31
Фрагмент для ознакомления

Данный перечень носит исчерпывающий характер и не подлежит дополнению. Запрет на выход из дома носит ограничен сроком и изначально устанавливается судом на 2 месяца (но не более срока предварительного расследования, имеющегося на момент избрания меры пресечения).
Данный срок может быть продлен в порядке, установленном для продления срока содержания под стражей, но при этом в общей сложности не может превышать:
- по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести - год;
- по делам о тяжких преступлениях – два года;
- по делам об особо тяжких преступлениях – три года.
В том случае, когда к обвиняемому избирается мера пресечения в виде заключения под стражу, то срок запрета выхода из дома должен быть включен в срок содержания под стражей в соотношении 1\2, где два дня запрета приравниваются к одному дню содержания под стражей. Остальные же запреты не имеют регламента по срокам, начинаются и заканчиваются в соответствии с решениями уполномоченных на то лиц.
Контроль за соблюдением запретов, не считая тех, что избраны в отношении управления транспортным средством, осуществляется органом уголовно-исполнительной инспекции, которая является элементом структуры Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).
Для осуществления успешного контроля и достижения его целей могут быть использованы технические средства, например, аудио и видеозапись.
Существуют также основания, при появления которых запреты могут быть заменены на более строгие меры:
например, нарушение запретов самим обвиняемым;
в случае отказа обвиняемого от применения различных технических средств для контроля;
при умышленном повреждении, нарушении либо уничтожении самим обвиняемым технических средств для контроля.
Применение данной запрещающей меры дает возможность отойти от привычной модели достижения и обеспечения правомерного поведения подозреваемого и его явки по вызовам уполномоченных лиц, что в свою очередь решает основную задачу уголовного процесса.
 





Заключение
В завершении исследования вопроса применения мер пресечения, которые не связаны с лишением свободы подозреваемого либо обвиняемого мной был сделан ряд следующих выводов.
Во-первых, вопрос применения данного вида мер является актуальным и значимым в уголовном процессе, так как, опираясь на иерархичность среди данных запрещений, в интересах подозреваемого либо обвиняемого будет избрание более мягкой из мер.
Во-вторых, немаловажен вопрос соблюдения процессуального порядка применения той или иной меры. Так как, исследую судебную практику, уполномоченные органы допускают существенные ошибки, такие как – отсутствие основания для принятия меры. А это прямое нарушение прав и свобод обвиняемого либо подозреваемого лица.
В-третьих, список возможным пресекающих мер хоть и ограничен статьей 98 УПК РФ, но в тоже время является довольно широким. Для большей части строгих мер существует альтернативная – более мягкая. С появлением такой меры, как «запрет определенных действий», появилась законодательно установленная альтернатива «домашнему аресту».
В-четвертых, две меры пресечения такие, как присмотр за несовершеннолетним и наблюдение командованием воинской части относятся только к специальным субъектам.
В завершении, хотелось бы вернуться к началу настоящей курсовой работы, где представлена статистика по принятиям решений об избрании меры пресечения уполномоченными лицами в отношении подозреваемых или обвиняемых. Данные указывают на тот, факт что органы следствия и дознания отказываются использовать в работе более мягкие методы, отдавая предпочтение избранию более строгих мер пресечения, не учитывая тяжесть совершенного преступления и совокупность достаточных оснований полагать, что подозреваемый либо обвиняемый далее продолжат свою преступную деятельность.
Список использованных источников

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : с изм., одобр. в ходе общерос. голосования 1 июля 2020 г.);
Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон : принят Гос. Думой 24 мая 1996 г. : одобр. Советом Федерации 5 июня 1996 г. : по сост. на 15октября 2020 г. // Рос. газ. – 1996. – 18–20 июня, 25 июня; 2020. – 20 окт;
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации с постатейными комментариями: федер. закон : принят Гос. Думой 22 нояб. 2001 г. : одобр. Советом Федерации 5 дек. 2001 г. : по сост. на 15октября 2020 г. // Рос. газ. – 2001. – 22 дек.; 2020. – 20окт;
Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1;
 ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности в военной службе" ФЗ № 8 от 6 февраля 2019 года;
Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 05.03.2004 № 1 (ред. от 09.02.2012) «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»;
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41 (ред. от 11.06.2020) "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий";
Определение Конституционного Суда РФ от 22 января 2014 г. № 27-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лебедева Александра Евгеньевича на нарушение его конституционных прав статьей 102 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”;
Постановление Конституционного Суда РФ от 20.04.2009 N 7-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с жалобой гражданина И.Н. Куашева";
Постановление Правительства РФ от 13 июля 2011 г. N 569 "Об утверждении Положения об оценке, содержании предмета залога по уголовному делу, управлении им и обеспечении его сохранности", п. 10;

Монографии, учебные пособия, учебники

Барабаш А.С. Цели и основания избрания меры пресечения в
уголовном процессе // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 12;
Еникеев, 3. Д. Проблемы эффективности мер уголовно
процессуального пресечения / 3. Д. Еникеев. Казань, 2016;
Корнуков, В. М. Меры процессуального принуждения в уголовном
судопроизводстве / В. М. Корнуков. Саратов, 2016;
Кругликов А.П. Уголовный процесс. М.: Норма: НИЦ ИНФРАМ, 2017;
Смирнов А.В. Уголовный процесс: учебник / А.В. Смирнов, К.Б.
Калиновский; под общ. ред. проф. А.В. Смирнова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2015.

Интернет ресурсы

Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ;
https://www.interfax.ru



https://www.interfax.ru/russia/842524
Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 05.03.2004 № 1 (ред. от 09.02.2012) «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», п. 1.
Глухов Е.А. Как наблюдает командование // Военноюридический журнал. 2017. № 912. стр. 1.
Корнуков, В. М. Меры процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве / В. М. Корнуков. Саратов, 2016.
Кругликов А.П. Уголовный процесс. М.: Норма: НИЦ ИНФРАМ, 2017. стр. 249;
Смирнов А.В. Уголовный процесс: учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский; под общ. ред. А.В. Смирнова. – 7-е изд., перераб. – Москва : Норма: ИНФРА-М, 2019. стр. 13.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41 (ред. от 11.06.2020) "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий"


Определение Конституционного Суда РФ от 22 января 2014 г. № 27-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лебедева Александра Евгеньевича на нарушение его конституционных прав статьей 102 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”;
Смирнов А.В. Уголовный процесс: учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский; под общ. ред. проф. А.В. Смирнова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. С. 328.
Еникеев, 3. Д. Проблемы эффективности мер уголовно-процессуального пресечения / 3. Д. Еникеев. Казань, 2016.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон : принят Гос. Думой 22 нояб. 2001 г. : одобр. Советом Федерации 5 дек. 2001 г. : по сост. на 15октября 2020 г. // Рос. газ. – 2001. – 22 дек.; 2020. – 20окт. Ст. 102;
Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ: Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу РФ. Комментарий к ст. 103 УПК РФ.
Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ: Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу РФ. Комментарий к ст. 104 УПК РФ.
ФЗ «О военской обязанности и военной службе» ч. 11, ст. 38
Смирнов А.В. Уголовный процесс: учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский; под общ. ред. проф. А.В. Смирнова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. — 701с.
Постановление Конституционного Суда РФ от 20.04.2009 N 7-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с жалобой гражданина И.Н. Куашева".

Постановление Правительства РФ от 13 июля 2011 г. N 569 "Об утверждении Положения об оценке, содержании предмета залога по уголовному делу, управлении им и обеспечении его сохранности", п. 10;
Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ: Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу РФ. Комментарий к ст. 106 УПК РФ.













25

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : с изм., одобр. в ходе общерос. голосования 1 июля 2020 г.);
2. Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон : принят Гос. Думой 24 мая 1996 г. : одобр. Советом Федерации 5 июня 1996 г. : по сост. на 15октября 2020 г. // Рос. газ. – 1996. – 18–20 июня, 25 июня; 2020. – 20 окт;
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации с постатейными комментариями: федер. закон : принят Гос. Думой 22 нояб. 2001 г. : одобр. Советом Федерации 5 дек. 2001 г. : по сост. на 15октября 2020 г. // Рос. газ. – 2001. – 22 дек.; 2020. – 20окт;
4. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1;
5. ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности в военной службе" ФЗ № 8 от 6 февраля 2019 года;
6. Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 05.03.2004 № 1 (ред. от 09.02.2012) «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»;
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41 (ред. от 11.06.2020) "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий";
8. Определение Конституционного Суда РФ от 22 января 2014 г. № 27-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лебедева Александра Евгеньевича на нарушение его конституционных прав статьей 102 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”;
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.04.2009 N 7-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с жалобой гражданина И.Н. Куашева";
10. Постановление Правительства РФ от 13 июля 2011 г. N 569 "Об утверждении Положения об оценке, содержании предмета залога по уголовному делу, управлении им и обеспечении его сохранности", п. 10;

Монографии, учебные пособия, учебники

1. Барабаш А.С. Цели и основания избрания меры пресечения в
уголовном процессе // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 12;
2. Еникеев, 3. Д. Проблемы эффективности мер уголовно
процессуального пресечения / 3. Д. Еникеев. Казань, 2016;
3. Корнуков, В. М. Меры процессуального принуждения в уголовном
судопроизводстве / В. М. Корнуков. Саратов, 2016;
4. Кругликов А.П. Уголовный процесс. М.: Норма: НИЦ ИНФРАМ, 2017;
5. Смирнов А.В. Уголовный процесс: учебник / А.В. Смирнов, К.Б.
Калиновский; под общ. ред. проф. А.В. Смирнова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2015.

Интернет ресурсы

1. Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ;
2. https://www.interfax.ru

Вопрос-ответ:

Какие меры пресечения могут быть применены, если свобода не может быть лишена?

Меры пресечения, не связанные с лишением свободы, могут включать обязательство постоянного места жительства или предоставление залога, запрет на покидание места жительства или появление на определенных территориях, а также домашний арест. Эти меры призваны обеспечить выполнение требований уголовного преследования без лишения физической свободы.

Какие цели преследуются при избрании меры пресечения не связанной с лишением свободы?

Основными целями пресечения не связанного с лишением свободы являются обеспечение сохранности доказательств, предотвращение скрытия обвиняемого, защита жертвы и общественной безопасности, а также обеспечение дальнейшего расследования дела и подготовки судебного процесса.

Каким образом избирается мера пресечения не связанная с лишением свободы?

Избрание меры пресечения не связанной с лишением свободы осуществляется судом на основании представления следователя. Суд рассматривает доказательства, представленные следователем, а также аргументы защитника обвиняемого. В процессе избрания меры пресечения суд учитывает все обстоятельства дела и интересы сторон.

Какие меры пресечения могут быть назначены в отношении подозреваемого?

В отношении подозреваемого может быть назначено обязательство о явке, обязательство постоянного места жительства, запрет на покидание места жительства или появление на определенных территориях, а также запрет на общение с определенными лицами. Такие меры направлены на обеспечение выполнения требований уголовного преследования без лишения свободы.

Каковы основания для избрания меры пресечения не связанной с лишением свободы?

Основаниями для избрания меры пресечения не связанной с лишением свободы являются предположение о совершении преступления, характер преступления, данные о личности подозреваемого или обвиняемого, а также обстоятельства дела, указывающие на возможность скрытия обвиняемого, воздействия на свидетелей или порчу доказательств.

Какие меры пресечения не связаны с лишением свободы?

Меры пресечения не связанные с лишением свободы включают: подписку о невыезде, взыскание обеспечения, заключение под стражу в домашних условиях, предоставление поручителей, обязательство явиться по первому вызову, запрет посещения определенных мест и т.д.

Зачем избирают меры пресечения не связанные с лишением свободы?

Меры пресечения не связанные с лишением свободы назначаются с целью обеспечения процесса следственного действия, предотвращения совершения новых преступлений, недопущения скрытия от правосудия лица, а также для обеспечения присутствия подозреваемого или обвиняемого на суде.

Как избирают меры пресечения не связанные с лишением свободы?

Процесс избрания меры пресечения не связанной с лишением свободы регламентируется уголовно-процессуальным законодательством. Решение о назначении такой меры принимает следователь, прокурор или суд. При этом учитываются обстоятельства дела, степень общественной опасности преступления, личность подозреваемого или обвиняемого.