Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях
Заказать уникальную дипломную работу- 25 25 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 23.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Сущность психолого-педагогического сопровождения 5
1.1. Роль психолого-педагогического сопровождения 5
1.2. Особенности психолого-педагогического сопровождения образовательных организаций 8
Глава 2.Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных организациях 13
2.1. Структура и особенности состояния коммуникативной компетентности 13
2.2. Непрерывность сопровождающего процесса как основа становления коммуникативной компетентности 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25
д.В школу приходят специалисты центра 2 раза в неделю для проведения занятий с детьми ОВЗ (кружок «Игровая экология» в 5 и 7 классах умственно отсталых детей, кружок «Рукоделие» в 7 специальном (коррекционном классе), молодежный центр «Сто друзей» – площадка для выступлений, концертов, акций; Православная гимназия во имя Серафима Саровского – организация встреч, участие в событиях духовно-нравственной направленности; Православные приходы г. Бердска (Преображенский, Сретенский, Богоявленский) – информационнаяподдержка, организация встреч, участие в семинарах, мастер-классах, участие в собраниях по выбору модуля ОРКСЭ; благотворительный фонд поддержки социальных инициатив Весна» (г. Бердск) – поддержка проектов по духовно-нравственному воспитанию и, конечно же, СМИ (газета «Бердские новости») – информационная поддержка, Совет ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн – беседы, встречи, участие в жюри конкурсов, посещение на дому, волонтёрская помощь, поздравления, концерты для ветеранов, Историкокраеведческий музей г. Бердска – организация тематических экскурсий, игр (квестов, викторин), Детско-юношеский шахматный центр «Маэстро» – занятия проводятся опытными педагогами с учащимися начальной школы, в том числе детей с ОВЗ, 2 раза в неделю. Нижеследующие схемы иллюстрируют структуру системы социального партнёрства внутри школы и за ее пределами.Схема 1. Интеграция начального, общего, среднего и дополнительного образования, социальное партнерство с учреждениями дополнительного образованияСхема 2. Социальные партнёры школыСхема 3. Дополнительное образование как неотъемлемая часть образовательного и воспитательного процессов Из схем видно, насколько система социального партнёрства в школе развита. Современное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с различными общественными организациями и структурами на уровне социального партнерства. Это перспективный ресурс, который увеличивает возможности школы по созданию инклюзивного пространства и в решении задач инклюзивного образования. В МБОУ СОШ № 3 «Пеликан» создано особое социокультурное пространство, адаптивная среда. Дети включены во внеклассные и досуговые мероприятия, родители имеют возможность получить необходимую консультацию специалистов, наблюдать поведение и развитие своего ребёнка в обществе, участвовать в мероприятиях самим. Адаптивная среда школы позволяет ребятам избавиться от ряда комплексов, сформированных в результате социальных проблем семьи, на равных общаться друг с другом. Опыт показал, что общение со сверстниками, не имеющими ограниченныхвозможностей здоровья способствует формированию коммуникативных навыков у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, интеграции их в общество, а у детей, не имеющих ограниченных возможностей здоровья, формирует внимательное отношение к данной категории людей. Родители (законные их представители) положительно отзываются о работе школы, отмечают профессионализм педагогического состава, считают, что обучение детей в нашей школе способствует развитию навыков общения, коррекции психических процессов, позволяет самим родителям (законным представителям) получать необходимые знания и навыки по развитию и коррекции. Мы представили опыт работы в области инклюзивного образования обычной общеобразовательной школы. Каждый ресурс: и служба психолого-педагогического сопровождения, и система социального партнёрства, и художественно-эстетическое образование способен работать самостоятельно, но объединённые в единое целое, в одну систему деятельности, эти ресурсы существенно повышают эффективность инклюзивного образования. Это подтверждается данными мониторинга внутришкольной системы оценки качества, данными внешней оценки. Опыт школы в реализации инклюзивного образования неоднократно представлен на разных уровнях (от городского до всероссийского), востребован педагогическим сообществом, так как в его основе лежит компетентностный и системно-деятельностный подход, что полностью соответствует государственной образовательной политике. Тиражируемы не только конкретные практические материалы, но и подходы, методические рекомендации, организация деятельности как в целом, так и отдельные её элементы. МБОУ СОШ № 3 «Пеликан» признанастажировочной площадкой для совершенствования профессиональных компетенций педагогов по теме: «Инклюзия. Художественно-эстетическое образование как развивающий ресурс в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья». Коллектив школы считает, что инклюзию в образовании ждёт успех, если в основе её понимания будут слова Л.Н. Толстого: «Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним» [7].ЗАКЛЮЧЕНИЕВ настоящее время утверждённая и действующая «Концепция развития психологической службы в системе образования Российской Федерации на период до 2025 года» в своих нормах указывает положение о необходимости активного внедрения и развития психологической службы в РФ, способствующей сопровождению образовательного процесса обучающихся, и обозначения значимости работы педагога-психолога в школьно-образовательном пространстве. В представленной «Концепции» одно из приоритетных направлений Психологической службы и профессиональной деятельности педагога-психолога, заключается в деятельности по научно-методическому обеспечению, выраженное в создании и разработки комплекса адаптированных и стандартизированных, психодиагностических, коррекционно-развивающих методов.На основании данного факта обосновывается реалия в необходимости активного обновления и современного «оживления» актуальными, новаторскими, методическими, диагностическими, коррекционно-развивающими, профилактическими материалами психологов, педагогов-психологов, социальных-педагогов в школьно-образовательном пространстве. «Явления, изучаемые психологией настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи непосредственно зависели от степени совершенства применяемых методов исследования».Необходимо совершенствовать, создавать, разрабатывать и продуктивно внедрять современные, новаторские, интересные, методические материалы для психолого-педагогического сопровождения обучающихся на всех уровнях образования: общего, дополнительного, специально-коррекционного. Методическое обновление должно быть модернизировано, и направлено: - на актуальные интересы, взгляды; востребованные, «сегодняшние», школьные, проблемные зоны; сложные, насущные, коммуникативные ситуации; различные, внутриличностные потребности обучающихся; - на сохранения, укрепления физического, психического, психологического, эмоционально-нравственного здоровья; - на благоприятные условия образовательного процесса, продуктивного освоения образовательных, учебных программ; - на интеграции умственного и эмоционального интеллекта обучающихся, их комфортному, внутриличностному состоянию в средовом, школьно- образовательном пространстве; - на стимулирование культурного, этического, духовно-нравственного обучения, развития, воспитания, с диагностическими, коррекционно-развивающими и профилактическими направлениями.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКЗимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 51.Каткова И. А. Результаты экспериментального изучения педагогических условий обучения младших школьников в классах для детей со сложной структурой дефекта коррекционных образовательных организаций VIII вида // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2015. – № 2 (64). – С. 7–12. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: Система личностных взаимоотношений. – Мн.: Изд-во «Нар. Асвета», 1984. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / под общей ред. Н. Н. Малофеева. – М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2019 – 120 с. Основы олигофренопедагогики: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. – М.: Академия, 2010. – 219 с. ТкачеваВ. В., Каткова И. А. Особенности психологического базиса чтения умственно отсталых школьников со сложными нарушениями развития. – М., 2021. – 215 с. Шохова О. В. Психодиагностические и коррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – М.: Спутник+, 2012. – 350 с. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. – М.; Воронеж, 1995. – 414 с. Carr E. G. Behavioral approaches to language and communication // Communication problems in autism. – New York: Plenum Press, 1985. – P. 37–57. DuffyB. Supporting creativity and imagination in the early years. – Buckingham: Open University Press, 1998. – 231 p. Eremina A., Shokhova O., Firsova E. The competence of parents raising a child with special health needs// Innovative technologies in science and education. – Moscou; Rostov-onDon, 2020. – URL: https://itno.donstu.ru/en/ main-directions-of-the-itse-2020-conference/. Kuhl P. K. A new view of language acquisition // Proceeding of the National Acad, of Science. – 2000. – V. 97. – № 22. – P. 850–857. Garfin D. G., Lord K. Communication as a Social Problem in Autism // Social behavior in autism. – New York: Plenum Press, 1986. – P. 107-201.Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в современном образовательном пространстве: Учебно-методическое пособие / А. И. Григорьева, Е. С. Арбузова, Т. В. Дьячкова и др. — Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2019. — 216 с. Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся. Федеральный институт оценки качества образования. — М. — 45 с. Я — эффективный учитель: как мотивировать к учебе и повысить успешность «слабых» учащихся: учебно-методическое пособие / Н. В. Бысик, В. С. Евтюхова, М. А. Пинская. — М.: Университетская книга. — 2017. — 164 с.
2. Каткова И. А. Результаты экспериментального изучения педагогических условий обучения младших школьников в классах для детей со сложной структурой дефекта коррекционных образовательных организаций VIII вида // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2015. – № 2 (64). – С. 7–12.
3. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: Система личностных взаимоотношений. – Мн.: Изд-во «Нар. Асвета», 1984.
4. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / под общей ред. Н. Н. Малофеева. – М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2019 – 120 с.
5. Основы олигофренопедагогики: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. – М.: Академия, 2010. – 219 с.
6. ТкачеваВ. В., Каткова И. А. Особенности психологического базиса чтения умственно отсталых школьников со сложными нарушениями развития. – М., 2021. – 215 с.
7. Шохова О. В. Психодиагностические и коррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – М.: Спутник+, 2012. – 350 с.
8. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. – М.; Воронеж, 1995. – 414 с.
9. Carr E. G. Behavioral approaches to language and communication // Communication problems in autism. – New York: Plenum Press, 1985. – P. 37–57.
10. DuffyB. Supporting creativity and imagination in the early years. – Buckingham: Open University Press, 1998. – 231 p.
11. Eremina A., Shokhova O., Firsova E. The competence of parents raising a child with special health needs// Innovative technologies in science and education. – Moscou; Rostov-onDon, 2020. – URL: https://itno.donstu.ru/en/ main-directions-of-the-itse-2020-conference/.
12. Kuhl P. K. A new view of language acquisition // Proceeding of the National Acad, of Science. – 2000. – V. 97. – № 22. – P. 850–857.
13. Garfin D. G., Lord K. Communication as a Social Problem in Autism // Social behavior in autism. – New York: Plenum Press, 1986. – P. 107-201.
14. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в современном образовательном пространстве: Учебно-методическое пособие / А. И. Григорьева, Е. С. Арбузова, Т. В. Дьячкова и др. — Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2019. — 216 с.
15. Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся. Федеральный институт оценки качества образования. — М. — 45 с.
16. Я — эффективный учитель: как мотивировать к учебе и повысить успешность «слабых» учащихся: учебно-методическое пособие / Н. В. Бысик, В. С. Евтюхова, М. А. Пинская. — М.: Университетская книга. — 2017. — 164 с.
Вопрос-ответ:
Что такое психолого-педагогическое сопровождение в образовательных организациях?
Психолого-педагогическое сопровождение - это комплексная система мероприятий, направленных на поддержку и развитие учащихся в образовательных организациях. Оно включает в себя психологическую, педагогическую и методическую поддержку, а также оказание помощи учащимся в различных аспектах их образовательной деятельности.
Какова роль психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе?
Роль психолого-педагогического сопровождения заключается в создании условий для сплоченной и гармоничной учебно-воспитательной деятельности обучающихся. Оно помогает предупредить и решить проблемы, связанные с развитием личности, учебными трудностями, адаптацией к образовательному процессу и социальной среде.
Какие особенности имеет психолого-педагогическое сопровождение в образовательных организациях?
Одной из особенностей психолого-педагогического сопровождения является индивидуальный подход к каждому учащемуся. Также, оно направлено на развитие не только интеллектуальных, но и эмоциональных и социальных компетенций. В основе психолого-педагогического сопровождения лежат принципы доверия, уважения, конфиденциальности и партнерства.
Как организовано и что включает психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательных организациях?
Психолого-педагогическое сопровождение детей включает в себя работу педагогов, психологов и других специалистов, которые проводят диагностику и анализ возможных проблем, разрабатывают индивидуальные программы и методики работы с учащимися, оказывают консультационную и методическую поддержку педагогам и родителям. Оно также предполагает организацию различных мероприятий, направленных на создание благоприятной психологической атмосферы в образовательной среде.
Какова роль психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе?
Психолого-педагогическое сопровождение играет важную роль в образовательном процессе. Оно помогает детям успешно адаптироваться в школьной среде, развивать свои способности и умения, формирует у них положительную мотивацию к учебе и саморазвитию.
В чем особенности психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях?
Особенности психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях заключаются в том, что оно охватывает все этапы образовательного процесса: от первоклассной адаптации и до окончания школы. Также сопровождение индивидуально адаптируется для каждого ребенка в зависимости от его потребностей и возможностей.
Как организовано психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательных организациях?
Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательных организациях осуществляется через систему специальных мероприятий, направленных на поддержку и развитие каждого ребенка. Это включает в себя индивидуальные и групповые занятия с психологами и педагогами, консультации и составление индивидуальных планов работы с каждым ребенком.
Что такое коммуникативная компетентность? Как она сопровождается в рамках психолого-педагогического сопровождения?
Коммуникативная компетентность - это способность человека взаимодействовать с другими людьми, эффективно использовать языковые и невербальные средства коммуникации. В рамках психолого-педагогического сопровождения коммуникативная компетентность сопровождается через различные тренинги, игры и упражнения, направленные на развитие навыков общения и установления социальных связей.
Что подразумевается под непрерывным психолого-педагогическим сопровождением?
Непрерывное психолого-педагогическое сопровождение означает, что поддержка и помощь детям осуществляется на протяжении всего образовательного процесса. Это включает в себя не только регулярные занятия, но и постоянное общение со специалистами, консультации с родителями и администрацией школы.
Чем характеризуется психолого-педагогическое сопровождение в образовательных организациях?
Психолого-педагогическое сопровождение в образовательных организациях характеризуется своей сущностью, которая заключается в создании оптимальных условий для развития и обучения детей. Это комплексная система мер, направленных на поддержку и развитие детей, основанная на психологических и педагогических методах и принципах. В рамках психолого-педагогического сопровождения осуществляется индивидуальная поддержка каждого ребенка в соответствии с его особенностями и потребностями.