Налог на доходы физических лиц

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Налоги, налогообложение и налоговое планирование
  • 27 27 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 29.07.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические основы налога на доходы физических лиц 5
1.1. Понятие и сущность налога на доходы физических лиц 5
1.2. Роль налога на доходы физических лиц в налоговой системе Российской Федерации 11
2. Анализ состояния взимания налога на доходы физических лиц 15
2.1. Проблемы взимания налога на доходы физических лиц 15
2.2. Реформирование системы налогообложения физических лиц 18
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Фрагмент для ознакомления

Рассмотрим такие случаи, наиболее часто возникающие на практике. Налогообложение ценных бумаг должно учитывать общий финансовый результат от приобретения, владения и реализации ценных бумаг, все связанные доходы и расходы налогоплательщика. Не возникает проблем с определением подоходного налога, если цена реализации ценной бумаги больше цены ее приобретения. Однако физическое лицо должно платить налог с купонного дохода по облигациям или с дивидендов по акциям, даже если оно получило убыток от реализации этих ценных бумаг. При налогообложении доходов от использования имущества (сдача в найм, аренду и т. п.) необходимо оценить чистый доход налогоплательщика как разницу между полученным доходом и расходами налогоплательщика, которые необходимо осуществить для получения этого дохода, в том числе суммами уплаченного налога за это имущество, коммунальными платежами, оплату услуг посредников и др. Введение подобных расходов, возможно, позволит вывести «из тени» часть таких доходов.При налогообложении доходов от продажи имущества необходимо учитывать инфляционную составляющую, поскольку между покупкой и продажей может пройти значительное время, существенно влияющее на оценку экономической выгоды физического лица. Например, если физическое лицо приобрело недвижимость за 10 млн., а реализовало ее через два года за 11 млн. рублей, то с точки зрения Налогового кодекса получило доход, облагаемый НДФЛ, в размере 1 млн. Однако если уровень инфляции составлял 5 % ежегодно, то сумма 11 млн., полученная при продаже, имеет меньшую покупательскую способность, чем 10 млн. в момент приобретения имущества и, следовательно, экономическая выгода для налогоплательщика отсутствует. Аналогичные рассуждения справедливы в отношении процентных доходов по вкладам в банках. С 2021 г. такие доходы не облагаются только в пределах 1 млн. рублей, умноженных на ставку рефинансирования. Планируемая «заморозка» налогообложения таких доходов на 2021— 2022 гг. не решает проблему того, что, хотя инфляция «съела» часть реальной стоимости денежных средств, находящихся на счете, государство может требовать уплатить дополнительно НДФЛ с убыточной для человека операции. Налоговый кодекс учитывает инфляцию в ряде случаев, например в коэффициентах-дефляторах, ежегодной индексации ставок акцизов, эти случаи связаны с увеличением суммы налога, но не с объективностью расчета налоговой базы. В настоящее время в условиях резкого разгона цен необходимость учета инфляционного фактора увеличивается.Исходя из выше сказанного, считаем, что система налогообложения доходов физических лиц нуждается в реформировании, которое должно быть направлено на: - повышение справедливости в обложении доходов, в частности, на применение мер по увеличению вычетов для населения с минимальными доходами; - упрощение системы исчисления подоходного налога; - устранение методов налогового регулирования, мешающих росту благосостояния населения страны; - содействие перераспределению доходов населения в пользу сбережений и инвестиций. Сейчас от государства требуется: -максимально возможное устранение резкой дифференциации доходов различных слоев населения;- поддержка социально незащищенных слоев населения; -обеспечение людей надлежащими услугами в сферах образования и здравоохранения, используя налоговые вычеты; -предупреждение назревающей социальной напряженности в обществе и т.д. Решить эти проблемы можно, используя в качестве инструмента НДФЛ, а именно необходимым считаем выполнение следующих условий: 1. Введение прогрессивной шкалы налогообложения, так как усиливается дифференциация доходов различных слоев населения. 2. Введение необлагаемого минимума, которая необходима для поддержания минимального жизненного уровня плательщика и его семьи. 3. Ежегодная индексация налоговых вычетов с учетом установленных прогнозных темпов инфляции. 4. Совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения, повышение эффективности деятельности органов налогового контроля. 5. Введение вычета на медицинские и образовательные услуги, так как снижение реальных доходов населения может повлиять на доступность услуг здравоохранения и образования.Совершенствование налога на доходы физических лиц – это сложный, многоэтапный процесс, включающий корректировку механизма нормативно-правового регулирования, экономико-математического аппарата исчисления налога на доходы физических лиц, методики формирования учетно-отчетной документации в коммерческой организации. Становление в Российской Федерации основ социально-ориентированной рыночной экономики будет затруднено без формирования налоговой системы, отвечающей на запросы основной части населения по реализации принципа социальной справедливости. Налоговые вычеты имеют достаточно выраженный потенциал развития в отношении их размеров, условий применения, сферы распространения. В соответствии с действующей практикой подоходного налогообложения применение основных налоговых вычетов по НДФЛ ограничено их предельной величиной, установленной законодательно.ЗаключениеТаким образом, налог на доходы физических лиц играет существенную роль в формировании налоговых доходов бюджета страны. Подоходный налог стабильно обеспечивает около 10% доходов консолидированного бюджета России. Налог на доходы физических лиц выполняет не только фискальную функцию, но также имеет высокий регулирующий потенциал. НДФЛ используется для реализации целей социальной политики государства. Одним из важнейших инструментов, обеспечивающих выполнение регулирующей функции НДФЛ, являются налоговые вычеты.Мы можем прийти к выводу, что налоговая система, в частности налогообложение физических лиц, далеко не совершенна и требует постоянной разработки нововведений с целью преодоления неравенства, обеспечения социальной справедливости, развития экономики государства, появления стимула населения к развитию и повышения уровня работоспособности в целом.Анализ поступлений НДФЛ в бюджет государства позволяет сделать вывод об уровне собираемости налогов, о проводимой бюджетной политике, результативности налоговой политики государства, а также о состоянии и перспективах развития экономики страны в целом. Для увеличения бюджетных поступлений НДФЛ следует совершенствовать налоговое и бюджетное законодательство, повышать уровень налоговой грамотности и дисциплины налогоплательщиков. Кроме этого, существуют факторы, влияющие на потенциал НДФЛ. В частности, речь идет об усугублении социального неравенства, вызванного применением пропорциональной ставки, не отвечающей принципу справедливости налогообложения. Пересмотр данного аспекта налогообложения доходов физических лиц позволит снизить уровень налоговой нагрузки на налогоплательщиков с низкими доходами, тем самым сократить социальную напряженность в обществе и повысить доходную базу бюджетной системы страны. Для развития же социально-ориентированной экономики необходимо дальнейшее совершенствование налогообложения доходов физических лиц, постепенный переход к введению прогрессивной шкалы налогообложения доходов и изменение подходов государства к определению величины необлагаемого налогом минимума. Наше государство должно выстроить такую систему распределительных отношений, при которой стабильный экономический рост сопровождается повышением благосостояния всего населения страны.Список использованной литературыНалоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.05.2022)// http://www.consultant.ru/Акимова Н.Р. НДФЛ. Порядок предоставления социальных и имущественных налоговых вычетов // Налоговая политика и практика. – 2018. – № 7. – С. 69-72. –Бисчекова Ф.Р., Афаунова А.А. Проблемы и пути совершенствования налогообложения физических лиц // Вектор экономики. – 2021. - №8 (62). – с. 9Галухин А.В. К вопросу о налоговом поведении и повышении налоговой культуры налогоплательщиков // Социальное пространство. – 2019. – № 1(18). – с. 5Гусева Е.С. Сравнительный анализ налоговой системы России и зарубежных стран // Modernscience- 2021. - №10-2. – с. 45-49Дмитриенко Е.А., Избасарова Б.Т. Налог на доходы физических лиц // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. - №9. – с. 88-91Додонова К.В., Кириллов А.А. Современное состояние налоговой системы Российской Федерации // Форум молодых ученых. – 2021. – №11 (63). – с. 127-130Зиятдинов А.Ф., Ваславская И.Ю., Кошкина И.А., Зиятдинов Т.А. Совершенствование методов определения налоговой базы по НДФЛ // Бизнес. Образование. Право. – 2022. - №2 (59). – с. 46-50Зотиков Н.З. Государственная налоговая политика в условиях угроз национальной безопасности // Вестник Сургутского государственного университета. – 2021. - №1 (31). – с. 26-35Калинская М.В., Дрова М.А., Заремук А.А. Налоговая система Российской Федерации в сравнении с налоговыми системами зарубежных стран // Вестник академии знаний. – 2021. - №6(47). – с. 414-417Кожан Н. В., Махова А. В. Анализ действующего налога на доходы физических лиц // Инновационная наука. 2016. № 4-1. С. 183—188Мамчуева З.И. Налоговая система как элемент фискальной политики // экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. - №12-2 (82). – с. 96-98Насонова Н.А., Самоилова Т.Д. Эффективная налоговая система: настоящее и будущее // Вестник Тульского филиала финуниверситета. – 2021. - №1. – с. 73-74Папалашев А.А. Налог на доходы физических лиц // Инновационная наука. – 2021. - №3. – с. 75-77Смирнова Е.Е. Доходы физических лиц в Российской Федерации: налогообложение и налоговый контроль / монография /Е.Е.Смирнова. – М.: ИздвоМоск. гуманит. ун-та, 2019. – 199 с.Смолина В.А., Скалькина А.Р. Выявление проблем налоговой культуры Российской Федерации и пути их решения // Известия института систем управления СГЭУ. – 2019. - №2 (20). – с. 108-110Туголукова В. А. Является ли механизм сбора налога на доход физических лиц справедливым? // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2. С. 318—321Утенкова А.К., Харитонова Ю.Н. Сущность и экономическое содержание налога на доходы физических лиц // Инновации. Наука. Образование. – 2021. - №25. – с. 1116-1120Фалиштяну А.В., Дементеева Н.А., Артеменко Г.А. Совершенствование налогообложения физических лиц // Бизнес. Образование.право. – 2021. - №4 (57). – с. 227-231Статическая налоговая отчетность ФНС России. URL: https://www.nalog.gov.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/svod/1_ nm/1nm010122reg.zip

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.05.2022)// http://www.consultant.ru/
2. Акимова Н.Р. НДФЛ. Порядок предоставления социальных и имущественных налоговых вычетов // Налоговая политика и практика. – 2018. – № 7. – С. 69-72. –
3. Бисчекова Ф.Р., Афаунова А.А. Проблемы и пути совершенствования налогообложения физических лиц // Вектор экономики. – 2021. - №8 (62). – с. 9
4. Галухин А.В. К вопросу о налоговом поведении и повышении налоговой культуры налогоплательщиков // Социальное пространство. – 2019. – № 1(18). – с. 5
5. Гусева Е.С. Сравнительный анализ налоговой системы России и зарубежных стран // Modern science- 2021. - №10-2. – с. 45-49
6. Дмитриенко Е.А., Избасарова Б.Т. Налог на доходы физических лиц // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. - №9. – с. 88-91
7. Додонова К.В., Кириллов А.А. Современное состояние налоговой системы Российской Федерации // Форум молодых ученых. – 2021. – №11 (63). – с. 127-130
8. Зиятдинов А.Ф., Ваславская И.Ю., Кошкина И.А., Зиятдинов Т.А. Совершенствование методов определения налоговой базы по НДФЛ // Бизнес. Образование. Право. – 2022. - №2 (59). – с. 46-50
9. Зотиков Н.З. Государственная налоговая политика в условиях угроз национальной безопасности // Вестник Сургутского государственного университета. – 2021. - №1 (31). – с. 26-35
10. Калинская М.В., Дрова М.А., Заремук А.А. Налоговая система Российской Федерации в сравнении с налоговыми системами зарубежных стран // Вестник академии знаний. – 2021. - №6(47). – с. 414-417
11. Кожан Н. В., Махова А. В. Анализ действующего налога на доходы физических лиц // Инновационная наука. 2016. № 4-1. С. 183—188
12. Мамчуева З.И. Налоговая система как элемент фискальной политики // экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. - №12-2 (82). – с. 96-98
13. Насонова Н.А., Самоилова Т.Д. Эффективная налоговая система: настоящее и будущее // Вестник Тульского филиала финуниверситета. – 2021. - №1. – с. 73-74
14. Папалашев А.А. Налог на доходы физических лиц // Инновационная наука. – 2021. - №3. – с. 75-77
15. Смирнова Е.Е. Доходы физических лиц в Российской Федерации: налогообложение и налоговый контроль / монография /Е.Е.Смирнова. – М.: Издво Моск. гуманит. ун-та, 2019. – 199 с.
16. Смолина В.А., Скалькина А.Р. Выявление проблем налоговой культуры Российской Федерации и пути их решения // Известия института систем управления СГЭУ. – 2019. - №2 (20). – с. 108-110
17. Туголукова В. А. Является ли механизм сбора налога на доход физических лиц справедливым? // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2. С. 318—321
18. Утенкова А.К., Харитонова Ю.Н. Сущность и экономическое содержание налога на доходы физических лиц // Инновации. Наука. Образование. – 2021. - №25. – с. 1116-1120
19. Фалиштяну А.В., Дементеева Н.А., Артеменко Г.А. Совершенствование налогообложения физических лиц // Бизнес. Образование. право. – 2021. - №4 (57). – с. 227-231
20. Статическая налоговая отчетность ФНС России. URL: https://www.nalog.gov.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/svod/1_ nm/1nm010122reg.zip

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы у налога на доходы физических лиц?

Теоретическими основами налога на доходы физических лиц являются принципы налогообложения, такие как прогрессивность, необходимость, достаточность и справедливость. Налог на доходы физических лиц предполагает обложение налогом всех видов доходов физических лиц, включая зарплаты, сбережения, арендные платы и т. д., исходя из их стоимости или размера.

Какова роль налога на доходы физических лиц в налоговой системе Российской Федерации?

Налог на доходы физических лиц играет важную роль в налоговой системе Российской Федерации. Он является одним из основных источников доходов государства. Этот налог позволяет финансировать государственные программы и социальные выплаты. Кроме того, он способствует распределению доходов и обеспечению социальной справедливости.

Какие проблемы возникают при взимании налога на доходы физических лиц?

При взимании налога на доходы физических лиц возникают различные проблемы. Одна из них - это неуплата налога или его недоуплата. Некоторые физические лица могут пытаться уклониться от уплаты налога путем скрытия доходов или использования различных лазеек в налоговом законодательстве. Кроме того, существует проблема неправильной классификации доходов и определения их налогооблагаемой базы, что может привести к неправильному начислению налога.

Каковы варианты реформирования системы налогообложения физических лиц?

Варианты реформирования системы налогообложения физических лиц включают изменение ставок налога на доходы физических лиц, введение дополнительных налоговых льгот для определенных категорий налогоплательщиков, упрощение процедуры уплаты налога и расширение налоговой базы. Также возможны изменения в классификации доходов и учете расходов, чтобы более точно определить налогооблагаемую базу.

Что такое налог на доходы физических лиц?

Налог на доходы физических лиц - это прямой налог, который взимается с доходов физических лиц, полученных как от источников в России, так и за пределами страны.

Какова роль налога на доходы физических лиц в налоговой системе РФ?

Роль налога на доходы физических лиц заключается в обеспечении доходов бюджета Российской Федерации. Этот налог является одним из основных источников бюджетного финансирования и важным элементом налоговой системы страны.

Какие проблемы возникают при взимании налога на доходы физических лиц?

При взимании налога на доходы физических лиц возникают различные проблемы, такие как недекларирование доходов, уклонение от уплаты налога, сложность расчетов и т.д. Также возникают проблемы в контроле за правильностью расчета и учета доходов физических лиц.

Есть ли планы по реформированию системы налогообложения физических лиц?

Да, в России существуют планы по реформированию системы налогообложения физических лиц. В рамках реформы планируется упрощение процедуры уплаты налога, снижение ставок налога для определенных категорий налогоплательщиков и усиление контроля за правильностью учета и расчета доходов.

Какие случаи нарушения налогового законодательства наиболее часто возникают на практике?

На практике часто возникают случаи недекларирования доходов, уклонения от уплаты налога, неправильного расчета налоговой базы и другие нарушения налогового законодательства. Также существуют случаи неправильного учета расходов и недостаточной документальной базы для учета доходов.

Что такое налог на доходы физических лиц?

Налог на доходы физических лиц - это налог, который облагает доходы граждан, полученные от различных источников, таких как заработная плата, аренда недвижимости, проценты по банковским вкладам и другие. Этот налог является основным источником доходов государства и используется для финансирования различных государственных программ и социальных нужд.

В каких случаях граждане обязаны платить налог на доходы физических лиц?

Граждане обязаны платить налог на доходы физических лиц в случае получения доходов, которые превышают минимальный порог, установленный законодательством. В основном, такие доходы включают зарплату, арендные платежи, проценты по вкладам, доходы от продажи недвижимости и другие. Также существуют специальные налоговые льготы и освобождения, которые могут снизить обязательства по уплате данного налога.