Воспитание собаки без наказания и физического воздействия: миф или реальность

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Животноводство
  • 25 25 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 27.07.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Место и виды наказания 5
1.1. Воспитание собаки: основные принципы и правила 5
1.2. Виды воздействия на собак 13
2. Возможности воспитания собак без наказания 17
2.1. Негативные последствия от наказания и физического воздействия 17
2.2. Практические примеры коррекции поведения собак 20
Заключение 24
Список литературы 25
Фрагмент для ознакомления

Наказание и физическое воздействие делает человека распущенным, грубым, раздражительным и даже жестоким, создавая негативные ассоциации у животного.Собака не воспринимает отдельный стимул окружающей среды. А сама выстраивает негативные ассоциации, которые могут возникнуть с местом, звуком или тем, что увидела собака при наказании. Невозможно предсказать, на каком из этих этапов собака сконцентрировала свое внимание в тот момент, когда ее наказали. Поэтому невозможно предсказать, что отложится в её памяти, как запретное и от этого пугающее.Наказав собаку,человек получает подкрепление в моменте и то если оно своевременное, создавая понимание: наказание – резкое изменение поведения. Хозяин предполагает, что собака перестанет проявлять нежелательное поведение. Но на самом деле это иллюзия с постоянным вынужденным повторным наказанием, которое требует усиления со временем. По стандартам старой кинологии для того, чтобы наказание сработало, оно должно быть достаточно сильным. При этом сила воздействия на собаку должна постоянно возрастать. При этом совсем не учитывается, что если наказывать собаку довольно сильно, то она это запомнит на какое-то время и изменит поведение. При этом память о наказании постепенно стирается, и собака вновь возвращается к нежелательному поведению, а психологическое и физиологическое состояние становится намного хуже. Наказание совсем не учитывает эмоциональное состояние собаки. Наказывая животное только за плохое поведение, не учитывая его эмоциональное состояние, ведет только к усугублению ситуации. Наказание скорее не инструмент обучения, а вымещение своей злобы, когда хозяин становится непредсказуемым агрессором, вызывая только страх, стресс и боль. Таким образом, можно сделать лаконичный вывод, что наказывать собак нечестно, неэффективно и потенциально опасно.Практические примеры коррекции поведения собакВ современной гуманной кинологии с собакой выстраивают дружеские доверительные отношения, с пониманием, выстраиванием контактов и работой с положительным подкреплением. Никогда не допускают доминирования, психологического и физического насилия. Вместо этого используют:обучение альтернативным действиям (например, собаку приучают приносить игрушку вместо того, чтобы прыгать на постороннего человека);лишение успеха от нежелательного действия (например, у собаки отбирают украденную со стола еду);игнорирование нежелательного действия (например, при навязчивой попытки привлечь внимание – обратить внимание и если не желательное действие - показать это мимикой, голосом, движениями или игнорировать);прекращение нежелательного действия различными способами (например, сигналом примирения «разделение», «отворачивание», отзыв в сторону и т.д.);нейтральное участие собаки в обучении и совершенствовании своих навыков (например, если собака неправильно выполняет команду или не хочет выполнять требования, ее просто оставляют без поощрения, выдают менее ценную награду, откладывают время обучения, анализируя и размышляя хозяином о правильности действий и подходящем моменте);использование регуляции поведения собаки через понимание (например, нежелательный предмет должен стать для собаки нейтральным, неинтересным, но ни в коей мере не пугающим. Для подкрепления этого эффекта хозяин не должен сам демонстрировать интерес к предмету, тогда животное постепенно поймет, что этот предмет не для нее и он не важен.Также если у собаки и хозяина хороший контакт, то собака способна акцептировать мнение хозяина самостоятельно, без какого-то специального обучения);собаку стараются не ставить в ситуацию, с которой она не может справиться, не показывая нежелательное действие (например, не бросать ей мяч, если стресс от игры в мяч вызывает проблему поведения);если нежелательное действие вызвано стрессом, собаку успокаивают ранее изученными приемами или удобными для собаки успокаивающими действиями (например, поглаживание, объятие, любимые игрушки, голосовые успокаивающие приемы и т.д.);В результате этих реакций со стороны хозяина у собаки формируется комфортное поведение, состояние, создается нужная ассоциация вместо нежелательной.Анна Катарина и Вейра де Кастро из Университета Порту провели исследования  с целью изучения методов воспитания, влияющих на самочувствие собак. Объектами исследований стали 7 дневных центров дрессировки, в 3 из которых использовали позитивное подкрепление, в 2 — позитивное подкрепление с элементами наказания, а еще в 2 — преимущественно наказание. Собак, обучавшихся в центрах (каждый питомец посещал занятия минимум месяц), разделили на три группы — в зависимости от того, какой метод в их обучении использовался: в первую группу попали 42 собаки, во вторую — 22 собаки, а в третью — 28 собак. Каждого питомца записывали на видео во время обучения (каждую — в три разных дня), а после — собирали образцы слюны (также образцы слюны собак попросили собрать их хозяев — в дни, когда питомцы не ходили на обучение и находились дома). После сбора данных исследователи проанализировали видео с собаками и отметили проявление разного поведения и условного эмоционального состояния. Для этого ученые наблюдали за ушами, хвостом, положением тела собак, их движениями, вокализацией, облизываниями и тем, как они дышат: например, если хвост собаки поджат, тело напряжено, а уши прижаты назад, то собака считалась напряженной, а если она прыгала и виляла хвостом — радостной и возбужденной. Ученые выяснили, что собаки, которых в центрах дрессировки наказывают (либо постоянно, либо немного), во время обучения чаще (p < 0,05) отворачиваются от дрессировщика, припадают к земле, трясутся, облизываются, зевают и скулят — то есть проявляют признаки напряжения и стресса. По общим подсчетам, среди собак, при обучении которых использовали преимущественно наказания, проявлений напряжения было больше всего — хотя и среди собак, которых наказывали хотя бы иногда, напряжение тоже был высоким. Также у собак из центров, где используется преимущественно наказание, уровень кортизола после обучения был значительно выше, чем у питомцев, обучавшихся в других центрах — даже тех, где наказания использовали иногда, но не часто.Далее исследователи приступили ко второй фазе эксперимента: в ней приняли участие 79 собак из числа участников первой фазы. Во время эксперимента дрессировщик с собакой заходил в комнату, в противоположном конце которой справа и слева на большом расстоянии друг от друга стояли миски: в одну из них (какую — неизвестно ни для собаки, ни для дрессировщика) заранее положили угощение. Когда дрессировщик отпускал собаку, она могла подойти к мискам и найти ту, в которой было угощение, после чего ситуация повторялась: так питомец мог выучить, в какой именно стороне ждать угощения.После обучения собак выводили, а миски ставили на разном расстоянии от начальной позиции: либо ближе к той, в которой лежало угощение, либо в нее саму, либо по середине, либо в рядом с той, в которой не было угощения, либо так же — в ней самой. После этого собак выпускали к миске и считали время, за которое она к ней подойдет.Как и предполагалось, все собаки дольше шли к миске с едой, если она находилась в том месте, где при обучении не было никакого угощения, и быстрее добирались до миски рядом с тем местом, где до этого получали угощение. При этом во всех случаях собаки, при обучении которых использовали преимущественно наказание, дольше остальных добирались до мисок в любом случае (p = 0,032). Это, по словам исследователей, указывает на то, что собаки, которых часто наказывали, были менее настроены на получение угощения и меньше других ждали его, когда информация о том, где именно лежит лакомство, была неочевидной.Исследователи заключили, что использование наказания при обучении собак, причем даже в небольшом количестве, может негативно сказаться на самочувствии собак: их стресс будет выражаться как в поведении (они будут больше напряжены и менее радостны), так и на физиологическом уровне — уровень кортизола в их слюне будет выше. Так как стресс негативно сказывается на самочувствии, авторы отмечают, что чрезмерное использование наказания при обучении может ухудшить здоровье собаки — причем даже вне обучающей среды, дома.Наказания — не единственное, что может влиять на уровень стресса собак: во многом на нем сказываются и сами хозяева. Результаты исследований подтвердили правильность внедрения гуманной современной кинологии, закрепив суждения о том, что позитивное подкрепление в обучении собак намного эффективнее, а наказание негативно сказывается на питомцах. Заключение Воспитание собаки – это выработка навыков, привычек, полезных и нужных для хозяина.  Воспитание собаки –целенаправленная и методическая деятельность человека по формированию ее темперамента и социальных норм поведения, соответствующих целям и задачам использования собаки. Воспитание собаки начинается с самого младшего возраста и длится всю её жизнь. Цель воспитания щенка – вырастить дисциплинированную, смелую, физически крепкую собаку со здоровой нервной системой и сильным типом высшей нервной деятельности. В процессе воспитания,с младшего возраста начиная 1-2 месяц - щенку прививают полезные навыки, знакомят его с окружающей средой, развивают врожденные рефлексы.Собакина всей протяжении жизни нуждаются в похвале и поощрении, именно при таком подходе они становятся более дисциплинированными, при этом оставаясь добрыми и ласковыми. Применение наказания и физического воздействия при воспитании неэффективное, потенциально опасное действие для психического и физического здоровья собаки, оказывающее влияние и на человека. Результатом наказания и физического воздействия чаще всего становится не хорошее поведение, а избегание неприятного воздействия. Использование этого типа коммуникации приводит к ряду рисков и непоправимым проблемам.Правильное поведение хозяина– залог успешных и результативных отношений. . Список литературыАдамчик В.В. Воспитание и дрессировка собаки. - М.: Харвест, 2020. - 333 c.Асанбаев Т.Ш., Бексеитов Т.К., УахитовЖ.Ж.Основы кинологии: для специальности: Технология производствапродуктов животноводства высшихучебныхзаведений/Т.Ш.Асанбаев, Т.К. Бексеитов, Ж.Ж. Уахитов.- Алматы: Эверо, 2015.-281 сБлохин Г.И. Блохина Т.В. Кинология: Учебник. - СПб.: Издательство «Лань»,2013.- 384 с. Блохин Г. И. , Гладких М. Ю. Кинология: Учебное пособие для вузов – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2001. - 432 с.Ивтушок Е. Обучение через наказание вызвало у собак стресс.https://nplus1.ru/news/2020/12/17/dog-aversion, 2020.Журавель Н.А. Методика и техника дрессировки. Разделы «Общее понятие о дрессировке и воспитании собак», «Теоретические основы дрессировки собак»: Методические указания к практическим занятиям для обучающихся по направлению подготовки 06.03.01 Биология, профиль «Кинология», уровень высшего образования бакалавриат / Н.А. Журавель. – Троицк: ФГБОУ ВО Южно-Уральский ГАУ, 2016. – 126 с.Калинин В. А. Происхождение собаки, породообразование и классификация пород. // Вопросы кинологии, 1991, № 1, с. 33–40; 1993, № 1–2, с. 25–30.Кузменко О.О. Основные причины, почему нельзя бить собаку даже в целях воспитания. https://dogworry.ru/dressirovka/mozhno-li-bit-sobaku-v-celyah-vospitaniya.html, 2018.Люлина И. Положительные и отрицательные подкрепления собаки.http://guard-dog.ru/obshhaya-dressirovka/polozhitelnye-i-otricatelnye-podkrepleniya-sobaki.html, 2014.Никольская А. Н. Диагностика и коррекция отклоняющегося поведения у собак / А. Н. Никольская. – М.: Аквариум, 2008. – 144 с.Минина Е. Положительное наказание в дрессировке собак. https://dogtricks.ru/stati-o-dressirovke/polozhitelnoe-nakazanie, 2021.Фаритов Т.А. Хазиахметов Ф.С. Платнов Е.А. Практическое собаководство: Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Лань», 2012.- 448 с.Шкляев А.Н. Дрессировка и воспитание собаки. - М.: Эксмо, 2020. - 256 c. Miller P. The 5 Most Common Dog Training Mistakes. https://justdogs.ru/5_oshibok_pri_dressirovke,2018.

1. Адамчик В.В. Воспитание и дрессировка собаки. - М.: Харвест, 2020. - 333 c.
2. Асанбаев Т.Ш., Бексеитов Т.К., Уахитов Ж.Ж.Основы кинологии: для специальности: Технология производства продуктов животноводства высших учебных заведений / Т.Ш. Асанбаев, Т.К. Бексеитов, Ж.Ж. Уахитов.- Алматы: Эверо, 2015.-281 с
3. Блохин Г.И. Блохина Т.В. Кинология: Учебник. - СПб.: Издательство «Лань»,2013.- 384 с.
4. Блохин Г. И. , Гладких М. Ю. Кинология: Учебное пособие для вузов – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2001. - 432 с.
5. Ивтушок Е. Обучение через наказание вызвало у собак стресс. https://nplus1.ru/news/2020/12/17/dog-aversion, 2020.
6. Журавель Н.А. Методика и техника дрессировки. Разделы «Общее понятие о дрессировке и воспитании собак», «Теоретические основы дрессировки собак»: Методические указания к практическим занятиям для обучающихся по направлению подготовки 06.03.01 Биология, профиль «Кинология», уровень высшего образования бакалавриат / Н.А. Журавель. – Троицк: ФГБОУ ВО Южно-Уральский ГАУ, 2016. – 126 с.
7. Калинин В. А. Происхождение собаки, породообразование и классификация пород. // Вопросы кинологии, 1991, № 1, с. 33–40; 1993, № 1–2, с. 25–30.
8. Кузменко О.О. Основные причины, почему нельзя бить собаку даже в целях воспитания. https://dogworry.ru/dressirovka/mozhno-li-bit-sobaku-v-celyah-vospitaniya.html, 2018.
9. Люлина И. Положительные и отрицательные подкрепления собаки. http://guard-dog.ru/obshhaya-dressirovka/polozhitelnye-i-otricatelnye-podkrepleniya-sobaki.html, 2014.

10. Никольская А. Н. Диагностика и коррекция отклоняющегося поведения у собак / А. Н. Никольская. – М.: Аквариум, 2008. – 144 с.
11. Минина Е. Положительное наказание в дрессировке собак. https://dogtricks.ru/stati-o-dressirovke/polozhitelnoe-nakazanie, 2021.
12. Фаритов Т.А. Хазиахметов Ф.С. Платнов Е.А. Практическое собаководство: Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Лань», 2012.- 448 с.
13. Шкляев А.Н. Дрессировка и воспитание собаки. - М.: Эксмо, 2020. - 256 c.
14. Miller P. The 5 Most Common Dog Training Mistakes. https://justdogs.ru/5_oshibok_pri_dressirovke, 2018.

Вопрос-ответ:

Можно ли воспитывать собаку без использования наказания и физического воздействия?

Да, вполне возможно воспитывать собаку без применения наказания и физического воздействия. Существуют множество методов и подходов, основанных на положительном обучении, которые позволяют достичь желаемых результатов в воспитании и дрессировке собаки.

Какие основные принципы и правила воспитания собаки без наказания и физического воздействия существуют?

Основными принципами воспитания собаки без наказания и физического воздействия являются использование положительного подкрепления, установление ясных правил и ограничений, поощрение правильного поведения, обучение командам и управлению окружающей средой.

Какие виды воздействия на собаку можно использовать без наказания и физического воздействия?

Без наказания и физического воздействия можно использовать положительное подкрепление, игровые методы, кликер-тренировку, тренировку на основе маркировки желаемого поведения, использование вознаграждений и похвалы.

Какие негативные последствия могут быть от наказания и физического воздействия на собаку?

Наказание и физическое воздействие на собаку могут привести к развитию страха, агрессии, непослушания, а также нарушению доверия и связи между собакой и ее владельцем. Кроме того, физическое воздействие может привести к травмам и негативным последствиям для здоровья собаки.

Есть ли практические примеры коррекции поведения собак без использования наказания и физического воздействия?

Да, есть множество примеров успешной коррекции поведения собак без использования наказания и физического воздействия. Например, реактивность собаки может быть снижена с помощью контролируемого экспозиционного тренинга, а нежелательные привычки могут быть заменены на полезные навыки через положительное подкрепление.

Как воспитывать собаку без использования наказания и физического воздействия?

Существуют различные методы воспитания собак без применения наказания и физического воздействия. Основной принцип заключается в использовании положительного подхода и поощрении желаемого поведения. Воспитание должно быть основано на построении доверительных отношений с собакой, ежедневном обучении и стимулировании правильного поведения. Также важными элементами воспитания являются четкое представление правил и границ, соответствующая социализация и постепенное увеличение требований по мере роста собаки.

Какие виды воздействия на собаку без физического воздействия можно использовать для воспитания?

Для воспитания собаки без физического воздействия можно использовать такие методы, как положительное подкрепление, игровые тренировки, используя игрушки и лакомства в качестве поощрения. Также можно применять награждение за желаемое поведение, использование команд и жестов, признание успехов и поощрение усилий собаки. Важно помнить, что каждая собака уникальна, и может потребоваться индивидуальный подход в выборе методов воздействия.

Возможно ли воспитывать собаку без применения наказания?

Да, возможно воспитывать собаку без применения наказания. Множество собаководов и тренеров считают, что наказание негативно влияет на уровень доверия и отношений с собакой, а также может вызвать стресс и негативные эмоции. Воспитание собаки на основе положительного подхода, поощрения желаемого поведения и укрепления связи между собакой и хозяином является более эффективным и гуманным методом.

Какие негативные последствия могут быть от использования наказания и физического воздействия в воспитании собаки?

Использование наказания и физического воздействия в воспитании собаки может привести к негативным последствиям. Во-первых, собака может испытывать стресс и болезненные ощущения от наказания, что негативно влияет на ее эмоциональное состояние и здоровье. Во-вторых, наказание может вызвать повышенную агрессию и оборонительные реакции у собаки. Кроме того, применение некорректного физического воздействия может привести к травмам и повреждениям. Вся эта негативная эмоциональная и физическая нагрузка может разрушить доверие и отношение собаки к хозяину.

Какие существуют места и виды наказания для воспитания собаки?

Места и виды наказания могут включать применение физической силы (шлепки, удары), накрикивание, использование удавочек или штрафных ошейников, изоляцию, оскорбительные слова или жесты.