Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка как способ развития памяти младших школьников
Заказать уникальную курсовую работу- 23 23 страницы
- 24 + 24 источника
- Добавлена 27.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования 5
1.1. Психолого-педагогические основы развития памяти учащихся в начальной школе 5
1.2. История применения мнемотехники в процессе обучения 8
1.3. Понятие «мнемотехника» и методы 12
Глава 2. Методические основы применения мнемотехники при обучении русскому языку в начальной школе 16
2.1. Развитие памяти с использованием приемов мнемотехники на уроках русского языка в 3 классе 16
Заключение 21
Список литературы 23
Учащиеся запомнят орфограмму «Правописание ЧА и ЩА» на примере следующих слов: чайка, чайник, чай, отвечай. Рис 2. – Упражнение 14, стр. 21[7]В данном примере мы наблюдаем методы ассоциации и рифмы. Учащиеся запомнят орфограмму «Правописание ЧА и ЩА» на примере следующих слов: изучает, скучает.Рис 3. – Упражнение 36, стр. 34 [7]В данном примере мы наблюдаем метод отличительного признака. Учащиеся могут выполнить данное упражнение с помощью таблицы, в которую они запишут слова согласно отличительному признаку, таким образом происходит фиксации информации в памяти.Рис 4. – Словарная работа, стр. 35 [7]В данном примере отражен метод активного повторения, так как учащиеся начальной школы регулярно работают со словарным диктантом. Авторы учебника используют такую форма выделения информации, чтобы напомнить ученикам конкретный список словарных слов.Рис 5. – Упражнение 37, стр. 40 [7]В данном примере отражен метод ассоциации. Авторы используют изображение к стихотворению, чтобы помочь учащимся запомнить понятие «корень» и «однокоренное слово». Рис 6. – Чередование согласных звуков, стр. 43-44[7]В данном примере отражен метод ассоциации. Авторы используют изображение к стихотворению, чтобы помочь учащимся запомнить правило «Чередование согласных звуков в корне слова». Рис 7. – Упражнение 89, стр. 79[7]В данном примере мы наблюдаем метод рифмы. Учащиеся могут запомнить правописание согласной буквы в следующих словах: ужасно, опасно, напрасно, чудесно, прекрасно, интересно. Рис 8. – Упражнение 3, стр. 87[7]В данном примере можно отметить метод ассоциации. Авторы используют изображение, которое поможет учащимся вспомнить правило «Непроизносимые согласные в корне слова». Также, ученикам можно предложить придумать ассоциативный рисунок к словам, к которым нужно подобрать однокоренные слова: чувство, праздник.Рис 9. – Упражнение 131, стр. 109[7]В данном примере можно отметить метод ассоциации. Авторы используют изображение, которое поможет учащимся вспомнить правило «Правописание сложных слов». Рис 10. – Упражнение 194, стр. 154-155[7]В данном примере можно отметить методы ассоциации и рифмы. Авторы используют изображения, чтобы визуализировать полученную информацию. Рифма помогает запомнить использование следующего правила «Уменьшительно-ласкательные суффиксы в имени существительном». Рис 11. – Упражнение 196, стр. 156[7]В данном примере можно отметить метод ассоциации. Авторы используют изображения, чтобы визуализировать полученную информацию. Можно попросить учеников придумать свое собственное изображение к примеру, который он или она подберет самостоятельно. Рис 12. – Части слова, стр. 157[7]В данном примере можно отметить метод ассоциации. Авторы используют изображения, чтобы визуализировать полученную информацию и закрепить у учеников порядок частей слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Рис 12. – Личные местоимения, стр. 64[8]В данном примере можно отметить метод ассоциации. Авторы используют изображения людей, чтобы визуализировать полученную информацию и закрепить у учеников личные местоимения. Рис 13. – Упражнение 373, стр. 123[8]В данном примере мы наблюдаем метод рифмы. Учащиеся могут запомнить глаголы на –ять в неопределенной форме. ЗаключениеПри поступлении ребенка в школу резко увеличивается объем сведений, которые необходимо усваивать ежедневно. Запоминание информации механическим способом (многократным проговариванием усваиваемого материала) с каждым годом обучения становится все менее эффективным. Уже у младших школьников необходимо формировать рациональные приемы запоминания информации, которые позволили бы добиваться стойкого мнемического эффекта и в старших классах школы.Развитие памяти в младшем школьном возрасте представляет собой переходный этап от додеятельностной памяти к формирующейся мнемической деятельности. В данном возрасте преобладает внешняя регуляция мнемических процессов. Включение наиболее совершенных приемов контроля в процессы запоминания и воспроизведения первоначально снижает общую продуктивность мнемической деятельности или активности. Развитие мнемических способностей в младшем школьном происходит неравномерно и гетерохронно. Критериями определения уровня развития мнемических способностей в младшем школьном возрасте можно считать с одной стороны, продуктивность запоминания и степень осознанности использования и освоенности приемов обработки запоминаемой информации, а с другой стороны степень сформированности регулирующих механизмов мнемических способностей, умения управлять мнемическими процессами.В современной интерпретации мнемоника обозначает совокупность приемов и методов запоминания информации, используемых в той или иной системе, а термин мнемоника трактуется как практическое применение технологий, определенных в этой конкретной мнемонике.Используя приемы мнемотехники в процессе обучения, ученикам начальной школы будет проще изучать новый материал, так как они с легкостью запоминают информацию. Дети раскрывают свои творческие способности: у них появляется желание пересказать прочитанный текст, придумать свою интересную историю для друзей и почувствовать себя артистом. Увеличение словарного запаса помогает ученикам в написании сочинений. Благодаря приемам мнемотехники выучить стих для них становится несложной задачей. А долговременная память поможет качественно усвоить новые знания. Всё больше современных учителей креативно подходят к ведению уроков используя приемы мнемотехники с целью развития творческого потенциала детей.Ученые отмечают, что при использовании методов и техник активного запоминания, природная память учащихся становится лучше, они с легкостью запоминают то, что не могли раньше, причем уже без применения специальных мнемотехнических методов. Подводя итог, можно отметить следующий положительный эффект от занятий мнемотехникой: - мощное развитие визуального мышления; - выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации); - формирование способности к эффективному самостоятельному обучению.Список литературыАлексеев Г. А. История возникновения и развития мнемоники / Г. А. Алексеев. – Worldscience: problemsandinnovations. сборник статей XXIV Международной научно-практической конференции, 2018. – С. 164-166.Андрусёва И. В., Джанбазова М. Т.Использование мнемотехники на уроках русского языка / И. В. Андрусёва, М. Т. Джанбазова. – Аллея науки, 2018. – Т. 2. – № 5 (21). – С. 1034-1038.Байкова А. С.Особенности развития памяти младших школьников / А. С. Байкова. – Мой профессиональный стартап. Сборник статей по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2021. – С. 117-120.Березина Д. П. Развитие памяти младших школьников / Д. П, Березина. –Студенческая наука и XXI век, 2018. – № 16-2. – С. 39-41.Блум Ф., Лейзерсон Α., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение: Пер. с англ. – М.: Мир,1988. – 248 с.Бруно Дж. Избранное / Пер. с ит., вступ. и прим. А. А. Золотарёва. – Самара: Агни, 2000. – 296 с.Бунеев Р. Н. Русский язык. 3 кл.: учеб. для организций, осуществляющих образовательную деятельность. В 2 ч. Ч. 1 / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – Изд. 5-е, перераб. – М.: Баласс, 2015. – 176 с.Бунеев Р. Н. Русский язык. 3 кл.: учеб. для организций, осуществляющих образовательную деятельность. В 2 ч. Ч. 2 / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – Изд. 5-е, перераб. – М.: Баласс, 2015. – 208 с.Бьюзен Т. Усовершенствуй свою память / Т. Бьюзен. – Минск: Попурри, 2016. – 256 с.Гусева Т. А. Мнемотехника как фактор повышения эффективности обучения / Т. А. Гусева. – Организационно-методические аспекты повышения качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования. Сборник статей III Всероссийской (национальной) научно-методической конференции, посвященной 70-летию Пензенского государственного аграрного университета. Пенза, 2021. – С. 55-57.Данилова H. H. Физиология высшей нервной деятельности / H. H. Данилова, А. Л. Крылова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 478Зверева Т. С., Савенкова Е. О., Манаков А. С.Исследование памяти у младших школьников / Т. С. Зверева, Е. О. Савенкова, А. С. Манаков. – Теория и практика современной науки, 2019. – № 8 (50). – С. 85-87.Кананыхина Е. ВИстория возникновения мнемотехники / Е. В. Кананыхина. – Педагогические науки: актуальные вопросы теории и практики. сборник статей III Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. – С. 20-22.Кириченко В. В., Огородников В. А.Мнемотехника как метод повышения качества и эффективности обучения / В. В. Кириченко, В. А. Огородников. – Региональное образование: современные тенденции, 2019. – № 1 (37). – С. 112-118.Любимова З.В., Маринова К. В. Биология 8 класс человек и его здоровье – М.: Владос, 2005. – 255 с.Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. Большой энциклопедический словарь / Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко.– 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 672 с.О’Брайен Д. Как развить суперпамять / Д. О’Брайен. – Харьков: Книжный клуб «Клуб любителей семейного досуга», 2014. – 240 с.Парфилова Г. Г., Шарипова Э. М.Исследование памяти у младших школьников / Г. Г. Парфилова, Э. М. Шарипова. – Актуальные проблемы педагогики и психологии. Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета. Казань, 2015. – С. 252-255.Рассел Б. История Западной Философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней / Б. Рассел. – Москва: АСТ, Neoclassic, 2010. – 832 с.Рыкова Е. С. Развитие памяти у младших школьников в процессе учебной деятельности / Е. С. Рыкова. – Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет", 2021. – Т. 2. – № 13-2. – С. 201-204.Старастенко А. В.Из опыта развития памяти младших школьников на уроках русского языка / А. В. Старастенко. – Мир детства в современном образовательном пространстве. Сборник статей студентов, магистрантов и молодых ученых. под ред. И.А. Шараповой. Витебск, 2011. – С. 256-258.Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве / М. Т. Цицерон. – Москва: Наука, 1972. – 265 с.Фоер Д. Эйнштейн гуляет по луне / Д. Фоер. – Москва: Альпина Паблишер, 2013. – 270 с.Patten B. M. The history of memory arts / B. M. Patten. – Neurology, 1990. – Vol 40. – Pp. 346-352.
1. Алексеев Г. А. История возникновения и развития мнемоники / Г. А. Алексеев. – World science: problems and innovations. сборник статей XXIV Международной научно-практической конференции, 2018. – С. 164-166.
2. Андрусёва И. В., Джанбазова М. Т. Использование мнемотехники на уроках русского языка / И. В. Андрусёва, М. Т. Джанбазова. – Аллея науки, 2018. – Т. 2. – № 5 (21). – С. 1034-1038.
3. Байкова А. С. Особенности развития памяти младших школьников / А. С. Байкова. – Мой профессиональный стартап. Сборник статей по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2021. – С. 117-120.
4. Березина Д. П. Развитие памяти младших школьников / Д. П, Березина. – Студенческая наука и XXI век, 2018. – № 16-2. – С. 39-41.
5. Блум Ф., Лейзерсон Α., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение: Пер. с англ. – М.: Мир,1988. – 248 с.
6. Бруно Дж. Избранное / Пер. с ит., вступ. и прим. А. А. Золотарёва. – Самара: Агни, 2000. – 296 с.
7. Бунеев Р. Н. Русский язык. 3 кл.: учеб. для организций, осуществляющих образовательную деятельность. В 2 ч. Ч. 1 / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – Изд. 5-е, перераб. – М.: Баласс, 2015. – 176 с.
8. Бунеев Р. Н. Русский язык. 3 кл.: учеб. для организций, осуществляющих образовательную деятельность. В 2 ч. Ч. 2 / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – Изд. 5-е, перераб. – М.: Баласс, 2015. – 208 с.
9. Бьюзен Т. Усовершенствуй свою память / Т. Бьюзен. – Минск: Попурри, 2016. – 256 с.
10. Гусева Т. А. Мнемотехника как фактор повышения эффективности обучения / Т. А. Гусева. – Организационно-методические аспекты повышения качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования. Сборник статей III Всероссийской (национальной) научно-методической конференции, посвященной 70-летию Пензенского государственного аграрного университета. Пенза, 2021. – С. 55-57.
11. Данилова H. H. Физиология высшей нервной деятельности / H. H. Данилова, А. Л. Крылова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 478
12. Зверева Т. С., Савенкова Е. О., Манаков А. С. Исследование памяти у младших школьников / Т. С. Зверева, Е. О. Савенкова, А. С. Манаков. – Теория и практика современной науки, 2019. – № 8 (50). – С. 85-87.
13. Кананыхина Е. В История возникновения мнемотехники / Е. В. Кананыхина. – Педагогические науки: актуальные вопросы теории и практики. сборник статей III Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. – С. 20-22.
14. Кириченко В. В., Огородников В. А. Мнемотехника как метод повышения качества и эффективности обучения / В. В. Кириченко, В. А. Огородников. – Региональное образование: современные тенденции, 2019. – № 1 (37). – С. 112-118.
15. Любимова З. В., Маринова К. В. Биология 8 класс человек и его здоровье – М.: Владос, 2005. – 255 с.
16. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. Большой энциклопедический словарь / Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 672 с.
17. О’Брайен Д. Как развить суперпамять / Д. О’Брайен. – Харьков: Книжный клуб «Клуб любителей семейного досуга», 2014. – 240 с.
18. Парфилова Г. Г., Шарипова Э. М. Исследование памяти у младших школьников / Г. Г. Парфилова, Э. М. Шарипова. – Актуальные проблемы педагогики и психологии. Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета. Казань, 2015. – С. 252-255.
19. Рассел Б. История Западной Философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней / Б. Рассел. – Москва: АСТ, Neoclassic, 2010. – 832 с.
20. Рыкова Е. С. Развитие памяти у младших школьников в процессе учебной деятельности / Е. С. Рыкова. – Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет", 2021. – Т. 2. – № 13-2. – С. 201-204.
21. Старастенко А. В. Из опыта развития памяти младших школьников на уроках русского языка / А. В. Старастенко. – Мир детства в современном образовательном пространстве. Сборник статей студентов, магистрантов и молодых ученых. под ред. И.А. Шараповой. Витебск, 2011. – С. 256-258.
22. Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве / М. Т. Цицерон. – Москва: Наука, 1972. – 265 с.
23. Фоер Д. Эйнштейн гуляет по луне / Д. Фоер. – Москва: Альпина Паблишер, 2013. – 270 с.
24. Patten B. M. The history of memory arts / B. M. Patten. – Neurology, 1990. – Vol 40. – Pp. 346-352.
Вопрос-ответ:
Какие основы развития памяти учеников рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются психолого-педагогические основы развития памяти учащихся в начальной школе.
Какие методы памяти рассматриваются в статье?
Статья рассматривает методы мнемотехники и методы развития памяти младших школьников.
Какая история применения мнемотехники в процессе обучения рассматривается в статье?
В статье рассматривается история применения мнемотехники в процессе обучения в школе.
Какие методические основы применения мнемотехники при обучении русскому языку рассматриваются?
Статья рассматривает методические основы применения мнемотехники при обучении русскому языку в начальной школе.
Что изучается в главе 2 статьи?
Глава 2 статьи изучает методические основы применения мнемотехники при обучении русскому языку в начальной школе.
Какие основы развития памяти учащихся в начальной школе предлагаются в статье?
В статье предлагаются психолого-педагогические основы развития памяти учащихся в начальной школе, основанные на использовании мнемотехник.
Какие исторические факты приводятся в статье, связанные с применением мнемотехники в обучении?
В статье приводится история применения мнемотехники в процессе обучения, включающая исторические примеры и достижения в этих областях.
Что такое мнемотехника и какие методы ее использования предлагаются?
Мнемотехника - это способ развития памяти, и в статье предлагаются различные методы использования мнемотехники при обучении русскому языку в начальной школе.
Какие методические основы применения мнемотехники предлагаются в статье?
Статья предлагает развитие памяти с использованием приемов мнемотехники при обучении русскому языку в начальной школе, базирующиеся на определенных методических принципах.
Какие преимущества имеет использование мнемотехники в обучении русскому языку в начальной школе?
Использование мнемотехники при обучении русскому языку в начальной школе позволяет развивать память учащихся, повышать эффективность запоминания и улучшать организацию знаний.
Какие теоретические основы использования мнемотехники на уроках русского языка?
В основе использования мнемотехники на уроках русского языка лежат психолого-педагогические исследования, которые показывают, что развитие памяти учащихся в начальной школе является важным этапом их обучения. История применения мнемотехники в процессе обучения также указывает на эффективность данного метода. Понятие мнемотехники включает в себя различные методы и приемы, которые помогают запоминать и воспроизводить информацию.