"Государь" Макиавелли

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Философия
  • 34 34 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 30.07.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Идеи Н. Макиавелли в контексте исторической эпохи 8
1.1. Основные положения концепции Макиавелли и характеристика эпохи 8
1.2. Общие положения политической теории Н. Макиавелли 17
Глава 2. Анализ трактата «Государь: Макиавелли о роли государства, государя, о международных отношениях 25
Заключение 32
Список литературы 34

Фрагмент для ознакомления

Поэтому, принимая решения о начале военных действий, руководителю государства не стоит связывать себя ограничениями. Главная задача любого государства на внешнеполитической арене Н. Макиавелли виделась в том, чтобы достичь выгоды, защитить свои интересы, а ради этого возможным является игнорирование моральных и правовых норм. Макиавелли считал, что конфликты нельзя урегулировать мирным путем, поскольку сила есть реальный фактор политики.В целом, трактат «Государь» производит впечатление специфического руководства по управлению государством. Весьма важно то, что Макиавелли не ограничивается пространными рассуждениями, а дает конкретные и дельные советы, своего рода алгоритмы получения необходимых результатов. Макиавелли рассматривает примеры наиболее часто встречающихся ошибок в области государственного управления и анализирует их последствия, а также пути достижения тех или иных политических целей. Макиавелли проявляет себя как реалист. Он прекрасно понимает, что не всегда идеальные представления и стремления совпадают с действительностью.Макиавелли полагает, что монархия является самой лучшей формой государственного устройства. Под монархией мыслитель понимает наличие власти одного сильного человека. Он отвергает деспотизм, но при этом провозглашает ценность тирании, необходимой и справедливой, поскольку она способствует конструированию и сохранению государства. Однако можно ли утверждать, что душой Макиавелли стремится к абсолютной монархии? Скорее нет, чем да. Основываясь на доводах разума, Макиавелли приходит к выводу, что достойной альтернативы власти одного сильного государства не существует. Тем не менее, республиканские идеалы привлекают Макиавелли, он ищет варианты и возможности реализации данной формы правления как в государствах древности, так и в современной мыслителю Флоренции. Согласно концепции Макиавелли, народ должен хотя бы испытывать уважение и почтение к своему государю, а в идеале, любить его и быть ему преданным. Как полагал мыслитель, нет более страшной угрозы для любого правителя, чем недовольный и презирающий своего государя народ. Цель «Государя» заключалась в том, что на основе опыта истории раскрыть принцип завоевания власти, механизмы ее удержания, а также и причины ее падения. В истории Италии 15 века можно было найти достаточно много примеров, поскольку редкий правитель мог сказать в ту эпоху, что его власть является законной. В ту пору главенствовали другие правила достижения успеха по сравнению с более спокойными эпохами. Тогда жестокость и предательство воспринимались как обычные явления.Главный герой трактата «Государь» - Чезаре Борджиа. Ему предстояло выполнить сложную задачу – сначала он убивает своего брата, затем в одиночку справляется с последствиями династического честолюбия своего отца, а затем насильственным путем от имени папы завоевывает территорию, которая после смерти Александра VI должна стать собственность самого Борджиа. Поставленные цели достаточно искусно достигаются Чезаре. Поведение Чезаре Макиавелли рассматривает как достаточно поучительный пример. И Чезаре, по мнению Макиавелли, терпит неудачу только по причине «необычайной и крайней враждебности судьбы». Вместе с тем, справедливо будет заметить, что Макиавелли в первую очередь восхищается не целями, которые были поставлены Чезаре, а тем искусством, с которым этот деятель достигал этих целей.Макиавелли отмечал, что «государю нет необходимости обладать всеми добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими» (Н. Макиавелли) Данное утверждение Н. Макиавелли посвящено тому, что настоящий и мудрый государь должен обязательно заботиться о своем образе, о том, каким его воспринимают все окружающие: простой народ, советники, внешние враги. Имидж государя должен сохранять безупречность при любой ситуации. Кроме того, если анализировать концепцию Макиавелли в общем, то нельзя не отметить, что философ считал поведение государя делом государственной важности. Макиавелли полагал, что суть государство есть «общее благо», которое выражает общенациональные интересы. Государю, политику вообще следует проявлять такое качества, как гибкость, поскольку времена переменчивы. Государь иногда вынужден быть жестоким, однако жестокость не может выступать в качестве самоцели, необходимо ее соответствие государственному интересу. И даже если по своей природе государь мягок и слабоволен, то он обязан выглядеть сильным лидером, в противном случае с ним не будут считаться, а это может, в свою очередь, поставить под удар безопасность всего государства. Автор «Государя» указывает, например, в этой связи (гл. VIII), что «жестокость жестокости рознь», что в ее применении является правым только тот государь, который в целях безопасности государства прибегает к ней один раз, а после уже к ней более не возвращается. Печальным явлением Макиавелли считал, если правление становится все более и более жестоким. Макиавелли также отмечает, что насилие призвано для исправления, а не разрушения. То есть, даже если государь от природы тяготеет к жестокости, он не имеет права ей потакать, он должен придавать себе черты сдержанности, рациональности, каждое совершаемое действие должно иметь основу и выглядеть обоснованным. Безумные правители, потакающие собственным эмоциям и пагубным наклонностям, как считает Макиавелли, недолговечны. Исторический опыт показывает правдивость наблюдения великого философа. Почему же правителю надлежит создавать себе благоприятный имидж? Дело в том, что государь должен обрести любовь и уважение своего народа, без поддержки большинства он не сможет править долго. Благо народа – это основной интерес государя, поскольку если народ презирает своего правителя и ненавидит его, то это несет в себе страшную угрозу для самого правителя. Причем, эта угроза куда более опасная, чем любой другой враг. Сила ненависти народа способна уничтожить не только правителя, но и государственный строй в целом. Таким образом, первой заповедью государя является внушение собственным подданным почтения, уважения к себе, а также и страха перед своей персоной. Как правило, люди, наделенные многочисленными добродетелями, вызывают уважение. Природа людей неоднозначна и противоречива. Если государь хочет править на протяжении долгого времени, то в своем правлении ему следует опираться как на хорошее, так и плохое начало. То есть, государь должен использовать разные методы правления, управлять государством и посредством кнута, и пряника. Стоит только государю ослабить контроль, стать менее жестким, сразу же начинаются нарушения в государственном и общественном порядке. Макиавелли говорит о том, что мудрый правитель государства обязан «по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла», по сути дела признает, что невозможно реально управлять государством без насильственных методов, без совершения изощренных поступков. В характеристике правителя новой эпохи Макиавелли особо отмечает, что ему должны быть присущи качества льва и лисицы. С одной стороны, государь должен быть сильным и непобедимым, а с другой – большим хитрецом. Хитрость нужна государю, чтобы даже насильственные методы представить перед народом и советниками как необходимые, как благо для государства. А сделать это невозможно, если правитель не смог изначально создать образ добродетельного государя. Таким образом, благоприятный имидж помогает правителю достигать баланса в используемых политических методов, в выстраивании отношений с гражданами государства, с советниками и чиновниками, с правителями других государств. В концепции государства и права Макиавелли проявил себя в качестве сторонника жесткого реализма, поскольку полагал, что благодушные мечтания о прекрасном и светлом будущем только являются помехой в жизни обычного человека. Идеализм в государственной науке является неприемлемым явлением.Как мы видим, в государственной науке большое значение имеет сама личность государя. Макиавелли считает, что государь должен быть способным к деятельности, быть волевым, чтобы реализовать большие цели, причем, основой воли является как раз эгоистический интерес. Управление государством требует жесткого контроля. Стоит только государю ослабить контроль, стать менее жестким, сразу же начинаются нарушения в государственном и общественном порядке. Макиавелли признает, что управлять государством без насильственных методов, без совершения изощренных поступков. Макиавелли стремится убедить, что сильным является только то государство, в котором правитель заботится о своем народе и его благе. Скрытое недовольство особенно опасно для государства и правителя, поскольку оно является причиной появления разных тайных обществ и заговоров, подрывающих стабильность государства.То есть, идеальный правитель стремится получить сознательную поддержку народа на то, чтобы выстроить в государстве единственно возможный в то время вид демократии - абсолютную монархию, которая будет направлена на разрушение феодальной и сеньориальной анархии. Рассматривает Макиавелли и вопрос безопасности государства, его защиты от внешних и внутренних врагов. Чтобы быть успешным во внешней политике, государь должен быть умным, хитрым, находчивым, предусмотрительным, расчетливым, смелым. Макиавелли проводится связь между наличием в государстве правильного государственного устройства и хорошего войска, сильной армии. Сильная армия может существовать только в сильном государстве. Что касается решения внутренних задач, то здесь правителю следует помнить, что невозможно удовлетворить интересы всех, однако политика должна быть выстроена таким образом, чтобы ее поддерживало большинство граждан. Также сильное правление не может обойтись без мудрых советников, поскольку приближенные государя формируют его имидж, а также оказывают влияние на принимаемые им решения. Задача государя в значительной степени облегчается, если власть его унаследована, если существует традиция. Это не означает, что правителю не нужно заботиться о государстве, но, тем не менее, задача управления немного облегчается. Что же касается новых или завоеванных государств, то здесь все выглядит намного сложнее. Как обязательное действие Макиавелли предписывает государю издавать новые хорошие законы, которые будут направлены на изменение уклада жизни, всех стереотипов, связанных с прежней властью. Макиавелли отмечает, что те граждане, которые были довольны прежней властью, в большинстве случаев начинают лояльно относиться и к новой власти. Важно заметить, что Макиавелли впервые затронул вопрос о важности экономики государства для благополучия власти. Он указал, что недопустимыми являются высокие налоги, то есть такие, которые очень обременительны для народа. Идеальному правителю не стоит проявлять свою скупость. Согласно мысли Макиавелли, государь может быть щедрым за счет военной добычи, но не за счет благосостояния граждан своего государства. Также Макиавелли говорил о том, что безопасность нового государства нуждается в уничтожении любых воспоминаний о старом. Особенно это имеет отношение к тем, кто по каким-то соображениям (допустим, в силу родства) мог претендовать на трон.ЗаключениеТаким образом, несмотря на то, что от эпохи Макиавелли нас отделяет несколько столетий, те мысли относительно государства и международных отношений, которые были высказаны Макиавелли в трудах «Государь» и «Рассуждения» до сих пор остаются актуальными. Во-первых, актуален сам взгляд Макиавелли на исторический и политический процесс. Политика для Макиавелли является результатом борьбы между социальными силами, группами, личностями. Большая роль здесь принадлежит человеческой заинтересованности. Важно также заметить, что база политического учения Макиавелли находится в сфере внутренней природы человека, ее главных свойств. Здесь, в частности, речь идет об эгоизме, стремлении к власти, к сохранению и приумножению собственности.Отсюда берет свое начало и содержание макиавеллизма – основой внешней и внутренней политики должна быть не мораль, а сила, в том числе и в области международных отношений. Благородная цель – это то, ради чего можно пожертвовать моралью, а цель оправдывает средства. Учение Макиавелли является утверждением неизменности человеческих стремлений.Что касается основных идей Макиавелли относительно государства и права, международных отношений, то здесь можно выделить следующие основные моменты. Политика представляет собой сферу действия реального, а не желаемого. Для управления людьми, государством и внешнеполитической деятельности следует знать о том, что же является причинами их поступков, желаниями и интересами. Важнейшей политической мудростью является следующее утверждение: наименьшее зло является благом. Во внешней политике должны быть учтены интересы человека – его выгода, она должна быть ограничена принуждением государства и законом. Принудительная сила государства в области внешней и внутренней политики представляет собой выражение интересов государства. Безусловно, данная тема рекомендована для дальнейшего изучения, в частности, речь идет о необходимости исследования концепции Макиавелли в контексте современной внешнеполитической ситуации. Список литературыИсточникиМакиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия.// http://www.lib.ru/POLITOLOG/MAKIAWELLI/livij.txt_with-big-pictures.htmlМакиавелли Н. Государь.// http://philosophy.ru/library/machiavelli/0.htmlЛитератураАлексеев А.С. Макиавелли как политический мыслитель // Никколо Макиавелли, pro et contra.- CПб., 2002.Баранов А.В. Военно-политические взгляды Никколо Макиавелли и современность: дисс. Канд. Полит. Наук. – М., 2003. [Электронный ресурс]Блинников Л.В. Философский словарь.// http://philosophy.ru/edu/ref/blin/m.htmlБлюменкранц М. Макиавелли: уроки истории./В кн.: Макиавелли Н. Государь: Сочинения. - М., 2001. [Электронный ресурс]Бурлацкий Ф.М. Николо Макиавелли. Советник государя. - М., 2002. Вальденберг В.Э. Основания макиавеллизма//Вопросы философии и психологии. М., 1897. С. 219-239.Виллари П. Никколо Макиавелли и его время. – М., 2014.Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980. Гринин Л. Е. Личность в истории: эволюция взглядов.//История и современность. № 2, 2010. С. 13-15Де Санкстис Ф. Макиавелли. Пер. Добровольской Ю. / Никколо Макиавелли. Государь. - М.: ЭКСМО-пресс, 2001.Дживелегов А. Никколо Макиавелли / Никколо Макиавелли: pro et contra. - СПб., 2002.Дурденевский В.Н. Макиавелли и государственная наука // Советское право. М.-Л., 1927. -№ 3/27. С. 68-95.Ковалевский М. От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму, - М., 1906.Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev_EstetVozr/_Index.php Малярчик Я. Политическое учение Никколо Макиавелли: Дис. ... канд. истор. наук.- Л., 1956. Новгородцев П. Политическая доктрина пессимизма. Опыт характеристики политического учения Макиавелли// Образование. СПб. - 1898. - № 1. - С. 97-106; -№ 2. -С. 117-124.Юсим М.А. Макиавелли в России: Мораль и политика на протяжении пяти столетий: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук / РАН. Ин-т всеобщ, истории. -М., 1994. Юсим М.А. Этика Макиавелли. - М., 1990

Список литературы
Источники
1. Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия.// http://www.lib.ru/POLITOLOG/MAKIAWELLI/livij.txt_with-big-pictures.html
2. Макиавелли Н. Государь.// http://philosophy.ru/library/machiavelli/0.html
Литература
3. Алексеев А.С. Макиавелли как политический мыслитель // Никколо Макиавелли, pro et contra.- CПб., 2002.
4. Баранов А.В. Военно-политические взгляды Никколо Макиавелли и современность: дисс. Канд. Полит. Наук. – М., 2003. [Электронный ресурс]
5. Блинников Л.В. Философский словарь.// http://philosophy.ru/edu/ref/blin/m.html
6. Блюменкранц М. Макиавелли: уроки истории./В кн.: Макиавелли Н. Государь: Сочинения. - М., 2001. [Электронный ресурс]
7. Бурлацкий Ф.М. Николо Макиавелли. Советник государя. - М., 2002.
8. Вальденберг В.Э. Основания макиавеллизма//Вопросы философии и психологии. М., 1897. С. 219-239.
9. Виллари П. Никколо Макиавелли и его время. – М., 2014.
10. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.
11. Гринин Л. Е. Личность в истории: эволюция взглядов.//История и современность. № 2, 2010. С. 13-15
12. Де Санкстис Ф. Макиавелли. Пер. Добровольской Ю. / Никколо Макиавелли. Государь. - М.: ЭКСМО-пресс, 2001.
13. Дживелегов А. Никколо Макиавелли / Никколо Макиавелли: pro et contra. - СПб., 2002.
14. Дурденевский В.Н. Макиавелли и государственная наука // Советское право. М.-Л., 1927. -№ 3/27. С. 68-95.
15. Ковалевский М. От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму, - М., 1906.
16. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev_EstetVozr/_Index.php
17. Малярчик Я. Политическое учение Никколо Макиавелли: Дис. ... канд. истор. наук.- Л., 1956.
18. Новгородцев П. Политическая доктрина пессимизма. Опыт характеристики политического учения Макиавелли// Образование. СПб. - 1898. - № 1. - С. 97-106; -№ 2. -С. 117-124.
19. Юсим М.А. Макиавелли в России: Мораль и политика на протяжении пяти столетий: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук / РАН. Ин-т всеобщ, истории. -М., 1994.
20. Юсим М.А. Этика Макиавелли. - М., 1990

Вопрос-ответ:

Какие основные положения концепции Макиавелли и характеристика эпохи?

Основными положениями концепции Макиавелли являются безусловная власть государя, использование силы и хитрости для достижения политических целей, приоритет интересов государства перед моральными принципами. Эпоха, в которой жил Макиавелли, была характеризована сильным разделением и соперничеством государств, постоянными войнами и политическими интригами.

Какие общие положения политической теории Макиавелли?

Основными положениями политической теории Макиавелли являются повышение власти и стабильности государства, признание реальности политики и принципа "цель оправдывает средства", использование войны и хитрости для достижения политических целей, неограниченная власть государя и подчинение моральных принципов интересам государства.

О чем идет речь в третьей главе книги "Государь" Макиавелли?

В третьей главе книги "Государь" Макиавелли идет речь о важности принятия решений о начале военных действий. Макиавелли утверждает, что главная задача государства - защищать свои интересы и обеспечивать свою безопасность. Он призывает государя не связывать себя ограничениями при принятии решений о начале войны, а использовать все силы и средства, необходимые для достижения победы и сохранения власти.

Какую роль государство и государь играют в политической теории Макиавелли?

В политической теории Макиавелли государство и государь играют центральную роль. Макиавелли признает, что государь должен иметь абсолютную власть и быть готовым использовать силу и хитрость для достижения своих политических целей. Государство, в свою очередь, должно быть сильным и устойчивым, обеспечивать безопасность своим гражданам и защищать свои интересы как на внутренней, так и на международной арене.

Какие основные положения концепции Макиавелли и характеристика эпохи?

Макиавелли считал, что главная цель государя - сохранить власть, независимо от средств, использованных для этого. Он рекомендовал государю быть мудрым и жестоким, уметь использовать обман и насилие в своих интересах. В то время в Италии шла эпоха политических изменений, хаоса и войн, что отразилось на мыслях Макиавелли и его представлении о необходимости сильного государя, способного управлять страной.

Какие общие положения политической теории Н Макиавелли?

Макиавелли полагал, что главная задача государя - сохранить власть. Он считал, что государь должен быть способен использовать насилие и обман, если это необходимо для достижения своих целей. Он также подчеркивал важность политической и военной силы, а также умения вести манипуляции с общественным мнением. Макиавелли также обсуждал вопросы международных отношений и советовал государям быть осторожными в своих дипломатических связях.

Какую роль играет государство и государь в трактате Макиавелли?

В трактате "Государь" Макиавелли представляет государство и государя как основные инструменты управления. Он отдает государю ключевую роль в принятии решений и обеспечении стабильности. Макиавелли считал, что государь должен быть мудрым и решительным лидером, способным использовать любые средства для сохранения своей власти. Он также рассматривал государство как организацию, которая должна иметь военную и политическую силу для защиты своих интересов.

Как Макиавелли относится к международным отношениям?

Макиавелли рассматривал международные отношения как сферу конкуренции и борьбы между государствами. Он считал, что государь должен быть осторожным в своих дипломатических связях и всегда обращаться к реалиям политической ситуации. Он рекомендовал государям быть готовыми к войне и использовать внешнюю политику для достижения своих интересов. Макиавелли также подчеркивал важность разведки и шпионажа в международных отношениях.

Какие основные положения концепции Макиавелли и характеристика эпохи?

Основные положения концепции Макиавелли заключались в том, что государь должен быть готов использовать любые средства, включая коварство и обман, для обеспечения стабильности и мощи своего государства. Эпоха, в которой жил Макиавелли, характеризовалась политической нестабильностью и постоянными конфликтами, что повлияло на его взгляды на роль государя и необходимость использования силы и умения манипулировать.

Какую роль играет государство и государь в трактате Макиавелли?

В трактате "Государь" Макиавелли считает, что роль государства и государя заключается в обеспечении стабильности и защите нации. Для этого государь должен быть сильным и решительным лидером, готовым использовать военные силы и даже коварство, если это необходимо. Государь также должен быть умным и хитрым политиком, способным манипулировать и управлять людьми ради блага государства.