История развития театрального искусства в росиии со 2 половины 18 века

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 27 27 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 01.08.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ИСТОКИ РУССКОГО ТЕАТРА……………………………………….…5
2. РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII…………………………………………………………....9
3. РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В РОССИИ В XIX ВЕКЕ……………………………………………………………………………13
4. РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В РОССИИ В XX ВЕКЕ…………………………………………………………………………….21
5. ВЗГЛЯД НА РУССКИЙ ТЕАТР В ПОСТСОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ – НАЧАЛО XXI ВЕКА………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗ
Фрагмент для ознакомления

Вторая работа Мейерхольда на александрипской сцене — пьеса Э. Хардта «Шут Тантрис» (1910) — была встречена критикой и публикой более тепло. Спектакль, являющийся новой вариацией легенды о Тристане и Изольде, поставлен с благородным вкусом. Сильное художественное впечатление произвели массовые сцены, особенно та, в которой толпа прокаженных окружает Изольду Прекрасноволосую, данную королем Марком на поругание. Успех вместе с режиссером разделили актеры - М. Ведринская, Н. Ходотов и особенно. Юрьев в роли короля Марка.Но первый большой успех в Александринском театре — шумный и единодушный — пришел к Мейерхольду с постановкой «Дон Жуана» Мольера (1910). Художник-постановщик А.Я. Головин, оформивший почти все постановки Мейерхольда в Александринском театре и на оперной сцене. В «Дон Жуане» режиссер и художник получили простор для творческой фантазии[2][3][17].Далее идет имя А.Я. Таирова, который в 1914 году создал Московский камерный театр. Он открылся пьесой индийского поэта и драматурга Калидаса (4-5 вв. н.э.) «Сакунтала» в переводе К. Бальмонта. Отвергая, с одной стороны, жизненную правдоподобность, с другой - символистский театр, в котором нет места живому человеку, Таиров придумывает свою программу. В центре ее - потребность в праздничной театральности, высоком, утонченном мастерстве актера-творца, эмоционально насыщенных формах исполнения, стремление к романтически-трагическому репертуару, преимущественно к легендарным и поэтическим сюжетам, к изображению сильных и красивых чувств. и страсти. Однако поначалу творчество А. Таирова оставалось закрытым в рамках «чистой театральности», что сближало его с рядом модернистских течений в искусстве дореволюционных лет. В ранних спектаклях Камерного театра — «Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1915), «Фата Пьеретты» А. Шницлера (1916), «Фамира Кифаред» И. Аннепского (1916), « Саломея" О. Уайльда (1917) - часто преобладало любование изысканными декорациями и костюмами, ослепительными красочными пятнами, игрой света, виртуозной пластикой актеров, звучанием человеческого голоса, чарующей музыкой[4][14][15][17].История русского театра в предреволюционное десятилетие представляет собой широкую панораму сложной борьбы разнообразных идейных и художественных направлений. С главенствующим реалистическим направлением вступали в спор символизм, ложно понятый традиционализм — как стилизованное воскрешение минувших театральных эпох, «массовое» развлекательное искусство на потребу обывателю, первые ростки театрального экспрессионизма. Споры о сценическом искусстве вели практики и теоретики театра.В этом периоде также нужно отметить имена Станиславского и его партнера Немирович-Данченко, которые создали Московский Художественный театр. В первом сезоне театра была поставлена постановка произведения Чехова, «Чайка», «Дядя Ваня» последовал в следующем сезоне. В 1901 году вышли «Три сестры». В 1902 году Горький выступил с двумя пьесами, из которых «На дне» олицетворяет новый русский натурализм. В 1904 году Московский Художественный театр представил «Вишневый сад», последнее произведение Чехова, ибо в том же году он умер в возрасте 44 лет.Театр оказался в сложных условиях. Чехова не было в живых. Творческие связи с Горьким были временно прерваны. «Дети солнца», сыгранные в революционные дни 1905 года, за время обновления были сыграны всего семь раз. В театре почти не было спектаклей о современности. «художественники» стремились сохранять реалистическую позицию, но и на их творчество эпоха наложила отпечаток - она ​​была отмечена в этот период острыми внутренними противоречиями. Театр отдавал дань новым течениям в искусстве, «новому» репертуару, в котором преобладали отход от реалистического изображения действительности, мотивы религиозности и мистицизма. В то же время в постановках пьес русской и европейской классической драматургии «художественники» продолжали традиции реализма, психологической правды в раскрытии характеров и отношений. Новые веяния в искусстве вывели на сцену Художественного театра такие спектакли, как «Драма жизни» и «У ворот королевства» Кнута Гамсуна, «Жизнь человека» и «Анатем» Леонида Андреева, произведения бельгийского символиста Мориса Метерлинка[1][17][23].Во второй половине XXвека выделяются имена Олега Ефремова и Олега Табакова, они вместе с Евгением Евстигнеевым были основателями театра «Современник. Выпускники Художественного театра, с помощью государства создать собственную труппу.В начале 1970-х на сцене доминировали еще две фигуры — Анатолия Эфроса и Юрия Любимова. У первого была бурная карьера. Совершенно единолично он взялся за истэблишмент, представляя свежепридуманные интерпретации таких старых резервов, как «Три сестры» и «Ромео и Джульетта», которые приводили в ярость критиков истэблишмента и восхищали московских театралов. Юрий Любимов –театральный режиссёр.Актер Вахтанговского театра, где он также был преподавателем Вахтанговской школы актерского мастерства, последние полдюжины лет возглавлял новейший московский театр — Таганку. Его рота, по сути, состоит из выпускников Вахтанговского училища, которые работали там со своим руководителем[8][23].5. ВЗГЛЯД НА РУССКИЙ ТЕАТР В ПОСТСОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ – НАЧАЛО XXI ВЕКАВ последние советские десятилетия искусство театра, как многим казалось, идеально предполагало восприятие и понимание спектаклей достаточно широкой аудиторией – оно было готово служить «всем» По существу, в советские годы, несмотря на попытки унификации, уже сформировались театральные субкультуры, подразумевавшие свой устойчивый круг зрителей, поклонников, знатоков, театральных критиков, поддерживающих ту или иную другой театр, жанр или вид театрального искусства, конкретные актеры и режиссеры. В первую очередь это касалось видов музыкального театра, актеров Художественного театра, позднее - театров-студий, во многом - ярких, общественно значимых режиссеров, таких как Юрий Любимов и Анатолий Эфрос[6][24].Одним из важных нововведений для этого периодп российского театра, несомненно, является его знакомство с театрами зарубежных стран. Во-первых, западный театр, а затем тенденция как к традиционным (с японским театром, китайским театром), так и к постмодернистским восточным и западным театрам дали возможность русскому театру начать новую эру. С приходом в Россию модернистских течений Запада в театре он стал в известном смысле определяющим фактором новой театральной моды, а в первые годы 2000-х российский зритель познакомился с самыми известными современными драматургами мирового театра и их произведениями.Ситуация стала улучшаться в начале XXI века. Русский театр стал более разнообразным по репертуару и постановкам, рассчитанным на все возрастные группы и рассчитанным на все вкусы публики. Театры с многовековой историей переживали возрождение: новые труппы формировались из мастеров и молодежи. Новые драматурги и режиссеры вдохнули в театр новую жизнь[12][18][21].Cо временем современный русский театр снова оформился с несколькими новыми акцентами:Классические спектакли, проходившие в таких известных театрах, как БДТ в Санкт-Петербурге;Современные спектакли, успешно экспериментирующие с необычными формами театрального искусства, на примере театра «Глобус» в Новосибирске;Документальные постановки, например, поставленные в московском Театре;Театр комедии, в том числе передовой московский театр «Квартет I», который также выпустил несколько фильмов;Мюзиклы — жанр, получивший популярность в России в начале 2000-х;Опера, которая сейчас ставится в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, Большом театре в Москве и Московском академическом музыкальном театре;Путешественников, посещающих Москву, привлекают спектакли театра «Современник», МХТ имени Чехова, театра «Ленком», Российского академического молодежного театра (РАМТ), театра-студии Олега Табакова и театра «Сатирикон»;В Санкт-Петербурге, культурной столице России, популярны вышеупомянутые Большой драматический театр, Александринский театр, Театр Ленсовета и Малый драматический театр Европы[12][15].ЗАКЛЮЧЕНИЕИстория русского театра уходит корнями в глубокую древность. Славянские обряды и празднества сопровождались песнями, плясками и заклинаниями, а их участники наряжались мифологическими существами, богами и т. д. Каждый праздник на Руси сопровождался театрализованными представлениями, которые сначала были обычными и собирали целые деревни, а затем развились. в народные драмы с течением времени. Скоморохи - странствующие певцы, музыканты, укротители и акробаты появились на Руси и в глубокой древности.Неподдельный интерес к театру возник в середине 17 века, в царствование Алексея Михайловича. Царь пригласил немецкого пастора Григория и труппу, в которую вошли актеры из разных стран; пастор также должен был обучать актерскому мастерству российскую молодежь.Великий реформатор Петр I не пренебрегал театром. Петр I хотел сделать театр понятным и доступным для людей, и в 1702 году он попытался устроить общественный театр.Дочь Петра I – Елизавета – поощряла развитие всех видов искусств, в том числе музыкального театра и драматического театра. По примеру императрицы знать любила устраивать маскарады, спектакли, театрализованные представления. В середине XVIII века театр был доступен только в придворных кругах. Была также мода на частные театры, актерами которых были придворные слуги.Публичный театр в Ярославле, основанный купцом Ф. Г. Волковым (1729–1763), стал первым профессиональным театром в России. В 1752 году по приказу императрицы театр ставил свои спектакли в Царском Селе. В 1756 году театр в Ярославле был официально назван Русским театром трагедии и комедии. В репертуар театра входили русские драматические произведения (преимущественно пьесы Сумарокова).Театральное искусство в России расцвело при Екатерине II: императрица пригласила иностранные труппы и учредила Дирекцию всех придворных театров, которая в разных формах просуществовала до конца царствования Романовых. Для образованного класса в Петербурге были построены два оперных театра и большое театральное здание — будущий Большой Каменный театр (Большой Каменный театр). Императорские театры руководствовались вкусами правящих монархов и интересами государственной политики.Театр в России постепенно завоёвывал не только обе столицы, но и провинциальные города. В начале XIX века существовали театральные кружки, самодеятельные и так называемые солдатские, т. е. гарнизонные театры, сводные труппы.Каждое десятилетие XIX века сопровождалось появлением новых театров в Москве, Петербурге и уездных городах, а также театральных школ в Москве. В театрах ставились спектакли по произведениям А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, европейских драматургов.На рубеже XIX и XX веков в России появились великие теоретики и практики театра. Со своими новаторскими идеями в театральный мир вошли К. С. Станиславский (1863–1938) и В. И. Немирович-Данченко (1858–1943). Они основали Московский Художественный театр, который планировался как общественный.Театральная жизнь в России стала бурно развиваться. Система Станиславского применялась на практике и привлекала последователей по всему миру.Станиславский открыл целую плеяду выдающихся режиссёров, таких как Всеволод Мейерхольд (1874–1940) и Евгений Вахтангов (1883–1922), обладавших крайне индивидуалистическим подходом. Камерный театр, тесно связанный с творчеством А.Я. Таирова (1885–1950), открыт в 1914 г.В советское время государство придавало театру большое значение: многие театры стали академическими, создавались новые театры. По мере того, как театр, а затем и балет формировались под покровительством царских семей, русская театральная культура начала оставлять свой след на международной арене. Даже при советской власти местные драматурги и хореографы нашли свое выражение на сцене, и сегодня это богатое наследие продолжает развиваться в театрах страны.СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ[1] Benedetti, J., Stanislavsky and the Moskow Art Theatre //Ed. Leach, R. & Borovsky, V., A History of Russian Theatre. Cambridge University Press. 1999. – p. 254-278.[2] Borovsky V., Russian theatre in Russian culture //Ed. Leach, R. & Borovsky, V., A History of Russian Theatre. Cambridge University Press. 1999. – p. 6-18.[3] Golub S., The Silver Age, 1905-1917 //Ed. Leach, R. & Borovsky, V., A History of Russian Theatre. Cambridge University Press. 1999. – p. 278-302.[4] Houghton N., Russian Theatre in the 20th Century, The Drama Review: TDR, Vol. 17, No. 1, Russian Issue (Mar., 1973), pp. 5-13.[5] Kelly C., Popular, provincial and amateur theatres, 1820-1900 //Ed. Leach, R. & Borovsky, V., A History of Russian Theatre. Cambridge University Press. 1999. – p. 124-146.[6] Kelly C., The origins of the Russian theatre //Ed. Leach, R. & Borovsky, V., A History of Russian Theatre. Cambridge University Press. 1999. – p. 18-41.[7] Leach R., Russian theatre and Western theatres //Ed. Leach, R. & Borovsky, V., A History of Russian Theatre. Cambridge University Press. 1999. – p. 407-420.[8] Leach R., Russian theatre in world theatre //Ed. Leach, R. & Borovsky, V., A History of Russian Theatre. Cambridge University Press. 1999. – p. 1-6.[9] MalnickВ., The Origin and Early History of the Theatre in Russia. The Slavonic and East European Review, Vol. 19, No. 53/54, The Slavonic Year-Book (1939- 1940), pp. 203-227.[10] MalnickВ., The Theory and Practice of Russian Drama in the Early 19th CenturyThe Slavonic and East European Review, Vol. 34, No. 82 (Dec., 1955), pp. 10-33.[11] Ostrovsky A. Imperial and private theatres, 1882-1905 //Ed. Leach, R. & Borovsky, V., A History of Russian Theatre. Cambridge University Press. 1999. – p. 218-254.[12] Russian Theater// Режимдоступа: https://www.advantour.com/russia/culture/theater.htm[13] Sealey Rahman K., Aleksandr Ostrovsky-dramatist and director //Ed. Leach, R. & Borovsky, V., A History of Russian Theatre. Cambridge University Press. 1999. – p. 166-182[14] Smeliansky A., Russian theatre in the post-communist era //Ed. Leach, R. & Borovsky, V., A History of Russian Theatre. Cambridge University Press. 1999. – p. 382-407.[15] Year of Theatre in Russia// Режимдоступа: https://www.prlib.ru/en/collections/1276547[16] Архитектура, музыка, театр во второй половине XIX в. // Режим доступа:https://foxford.ru/wiki/istoriya/arhitektura-muzyka-teatr-vo-vtoroy-polovine-xix-v[17] Асеев Б. Н. & Образцова А. Г. Русский драматический театр. Из-во Просвещение. 1976. – 384 с.[18] Дмитриевский, В. Н., & Крутоус, В. П., Постсоветский театр на рубеже 1990– 2000-х годов: эпоха дифференцированности. Художественная культура, (4), 2000. – cc. 716-731.[19] ЕвреиновН.Н., История русского драматического театра. Издательство: Абрис/ОЛМА, 2020. – 248 с.[20] Развитие театрального искусства в России во второй половине XVIII-XIX вв. // Режим доступа: https://kultyres.ru/uchebnie_materiali/%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B/razvitie-teatralnogo-iskysstva-v-rossii-vo-vtoroi-polovine-xviii-xix-vv.html[21] Русский театр второй половины 20 века// Режим доступа: https://www.letopis.info/themes/theatre/russkij_teatr_vtoroj_poloviny_20_veka.html[22] Театр в России XVIII в. // Режим доступа: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/kultura_rossii_xviii_v/teatr_v_rossii_xviii_v/[23] Театр во второй половине XIX века// Режим доступа:http://biblioteka.teatr-obraz.ru/page/teatr-vo-vtoroy-polovine-xix-veka[24] Вислова А. В., Русский Театр на Сломе Эпох, Из-во Университетская нига. 2009. – 272 с.[25] Честнодумов И. Е., Народный театр в культуре России : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Честнодумов Игорь Евгеньевич; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2009.- 196 с.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Benedetti, J., Stanislavsky and the Moskow Art Theatre //Ed. Leach, R. & Borovsky, V., A History of Russian Theatre. Cambridge University Press. 1999. – p. 254-278.
[2] Borovsky V., Russian theatre in Russian culture //Ed. Leach, R. & Borovsky, V., A History of Russian Theatre. Cambridge University Press. 1999. – p. 6-18.
[3] Golub S., The Silver Age, 1905-1917 //Ed. Leach, R. & Borovsky, V., A History of Russian Theatre. Cambridge University Press. 1999. – p. 278-302.
[4] Houghton N., Russian Theatre in the 20th Century, The Drama Review: TDR, Vol. 17, No. 1, Russian Issue (Mar., 1973), pp. 5-13.
[5] Kelly C., Popular, provincial and amateur theatres, 1820-1900 //Ed. Leach, R. & Borovsky, V., A History of Russian Theatre. Cambridge University Press. 1999. – p. 124-146.
[6] Kelly C., The origins of the Russian theatre //Ed. Leach, R. & Borovsky, V., A History of Russian Theatre. Cambridge University Press. 1999. – p. 18-41.
[7] Leach R., Russian theatre and Western theatres //Ed. Leach, R. & Borovsky, V., A History of Russian Theatre. Cambridge University Press. 1999. – p. 407-420.
[8] Leach R., Russian theatre in world theatre //Ed. Leach, R. & Borovsky, V., A History of Russian Theatre. Cambridge University Press. 1999. – p. 1-6.
[9] Malnick В., The Origin and Early History of the Theatre in Russia. The Slavonic and East European Review, Vol. 19, No. 53/54, The Slavonic Year-Book (1939- 1940), pp. 203-227.
[10] Malnick В., The Theory and Practice of Russian Drama in the Early 19th Century The Slavonic and East European Review, Vol. 34, No. 82 (Dec., 1955), pp. 10-33.
[11] Ostrovsky A. Imperial and private theatres, 1882-1905 //Ed. Leach, R. & Borovsky, V., A History of Russian Theatre. Cambridge University Press. 1999. – p. 218-254.
[12] Russian Theater // Режим доступа: https://www.advantour.com/russia/culture/theater.htm
[13] Sealey Rahman K., Aleksandr Ostrovsky-dramatist and director //Ed. Leach, R. & Borovsky, V., A History of Russian Theatre. Cambridge University Press. 1999. – p. 166-182
[14] Smeliansky A., Russian theatre in the post-communist era //Ed. Leach, R. & Borovsky, V., A History of Russian Theatre. Cambridge University Press. 1999. – p. 382-407.
[15] Year of Theatre in Russia // Режим доступа: https://www.prlib.ru/en/collections/1276547
[16] Архитектура, музыка, театр во второй половине XIX в. // Режим доступа: https://foxford.ru/wiki/istoriya/arhitektura-muzyka-teatr-vo-vtoroy-polovine-xix-v
[17] Асеев Б. Н. & Образцова А. Г. Русский драматический театр. Из-во Просвещение. 1976. – 384 с.
[18] Дмитриевский, В. Н., & Крутоус, В. П., Постсоветский театр на рубеже 1990– 2000-х годов: эпоха дифференцированности. Художественная культура, (4), 2000. – cc. 716-731.
[19] Евреинов Н.Н., История русского драматического театра. Издательство: Абрис/ОЛМА, 2020. – 248 с.
[20] Развитие театрального искусства в России во второй половине XVIII-XIX вв. // Режим доступа: https://kultyres.ru/uchebnie_materiali/%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B/razvitie-teatralnogo-iskysstva-v-rossii-vo-vtoroi-polovine-xviii-xix-vv.html
[21] Русский театр второй половины 20 века // Режим доступа: https://www.letopis.info/themes/theatre/russkij_teatr_vtoroj_poloviny_20_veka.html
[22] Театр в России XVIII в. // Режим доступа: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/kultura_rossii_xviii_v/teatr_v_rossii_xviii_v/
[23] Театр во второй половине XIX века // Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/page/teatr-vo-vtoroy-polovine-xix-veka
[24] Вислова А. В., Русский Театр на Сломе Эпох, Из-во Университетская нига. 2009. – 272 с.
[25] Честнодумов И. Е., Народный театр в культуре России : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Честнодумов Игорь Евгеньевич; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2009.- 196 с.


Вопрос-ответ:

Какие истоки русского театра можно выделить?

Истоки русского театра можно выделить в древних религиозных обрядах и народных играх, которые имели сценический характер.

Как развивалось театральное искусство в России во второй половине XVIII века?

Во второй половине XVIII века театральное искусство в России развивалось благодаря приезду итальянских трупп, организации первых постоянных театров и созданию императорского театра.

Как развивалось театральное искусство в России в XIX веке?

В XIX веке театральное искусство в России испытало значительное развитие. Были созданы новые театры, разработана система обучения актеров, появились новые театральные течения, такие как реализм и символизм.

Как развивалось театральное искусство в России в XX веке?

В XX веке театральное искусство в России прошло через различные фазы развития, от экспериментального конструктивизма до классического репертуарного театра. Особенно заметным стало развитие советского театра, который стал выражать идеологию и критиковать социальные явления.

Каков взгляд на русский театр в постсоветское время начала XXI века?

В постсоветское время начала XXI века взгляд на русский театр стал более разнообразным. Появились новые театральные направления, режиссерские подходы и драматургические эксперименты. Театр стал отражать современные социальные проблемы и вызывать дискуссии.

Какие истоки у русского театра?

Истоки русского театра находятся в древних религиозных обрядах и народных театрализованных представлениях.

Как развивалось театральное искусство в России во второй половине XVIII века?

Во второй половине XVIII века в России произошло активное развитие театрального искусства, с открытием первых постоянных театров и появлением профессиональных актеров.

Как развивалось театральное искусство в России в XIX веке?

В XIX веке русское театральное искусство стало свидетелем появления новых жанров и театральных течений, таких как реализм и символизм.

Как развивалось театральное искусство в России в XX веке?

В XX веке русский театр стал отражать различные философские, социальные и политические тенденции, а также экспериментировать с новыми формами и техниками.

Как изменился взгляд на русский театр в постсоветское время начала XXI века?

В постсоветское время начала XXI века взгляд на русский театр стал более разнообразным и свободным, художники и режиссеры активно экспериментируют, а театр становится важной площадкой для обсуждения социальных и политических проблем.

Какие истоки имеет русский театр?

Истоки русского театра можно проследить до древних русских народных обрядов и представлений. Однако официальное начало русского театра связывают с открытием в 1756 году императрицей Екатериной II Малого театра при дворце.

Как развивалось театральное искусство в России во второй половине XVIII века?

Во второй половине XVIII века русский театр переживал стремительное развитие. В 1756 году открылся Малый театр, который стал первым постоянным театром России. Были созданы первые русские театральные труппы, приглашены зарубежные актеры, началась систематическая подготовка русских актеров. В 1783 году было основано Императорское театральное училище.