Особые пошлины и их роль в обеспечении защиты внутреннего рынка стран ЕАЭС

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Таможенное дело
  • 33 33 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 06.08.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН 6
1.1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН 12
2. РОЛЬ ОСОБЫХ ПОШЛИН В ЗАЩИТЕ РЫНКОВ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА 18
2.1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ОСОБЫХ ПОШЛИН 18
2.2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ОСОБЫХ ПОШЛИН И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31


Фрагмент для ознакомления

Таким образом, порядок применения антидемпинговой пошлины основывается на антидемпинговом законодательстве ЕАЭС, России и иностранных государств во многом является схожим и имеет много общего, по причине того, что законодательство стран основано во многом на соглашении ВТО. Для введения антидемпинговой пошлины необходимо специальное расследование, а не только установка факта продажи товара по цене ниже нормальной стоимости товара. Еще необходимым условием является определение факта значимого влияния на отрасли российской экономики из-за демпинга.Сегодня в евразийском законодательстве имеется ряд пробелов, которыми пользуются недобросовестные поставщики из третьих стран для обхода действующих в отношении них защитных мер, закрыть которые из-за позиции отдельных участников ЕАЭС по-прежнему не представляется возможным.Практика международной торговли позволяет выделить, по меньшей мере, пять методов обхода антидемпинговых мер защиты внутреннего рынка Евразийского экономического союза от недобросовестной конкуренции со стороны компаний экспортирующего иностранного государства (союза иностранных государств.Компенсационная пошлина − пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от ввозной таможенной пошлины. Компенсационные и антидемпинговые меры похожи, но прежде чем их установить, следует доказать наличие субсидии в иностранном государстве на производство или вплоть до их вывоза на внешний рынок для реализации. Доказать этот факт весьма сложно, является трудоемкой работой, так как необходимая информация о субсидировании часто отсутствует в открытом доступе. Если необходимые доказательства удается собрать, вводится пошлина, равная по размеру указанной субсидии на единицу товара, поставляемого определенной компанией.Специальная защитная мера применяется в отношении товара, ввезенного на таможенную территорию страны из страны экспортера, независимо от страны его происхождения. Поэтому, чтобы избежать применения специальных защитных мер, необходимо иметь специальную квоту, в которой фиксируется определенный объем импорта товара для поставки на таможенную территорию без уплаты специальной пошлины.АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ОСОБЫХ ПОШЛИН И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫАнализ применения особых пошлин в ЕАЭС по данным Всемирной Торговой организации (далее по тексту ВТО) показывает следующее Таблица 2.1Анализ применения особых пошлин в ЕАЭС на основе данных ВТО (по Республике Белоруссия данные в ВТО не представлены, так как она не является участницей ВТО) по данным на 30.06.2022 г.[Меры защиты внутреннего рынка…]Страна/пошлинаАнтидемпинговыеКомпенсационные СпециальныеРеспублика Армения---Республика Беларусь---Республика Казахстан----Республика Кыргызстан---Российская Федерация30--По данным ВТО в странах ЕАЭС по состоянию на 30.06.2022 г. из особых пошлин применяются только антидемпинговые пошлины. При этом стоит отметить, что антидемпинговые пошлины установлены только в РФ.В отношении к Китаю и Украине в 2020 г. в ЕАЭС проводились защитные меры, состоящие на 100% из антидемпинговых пошлин. А их объектом защиты со стороны других государств чаще была продукция от отечественного производителя и ЕАЭС.В ЕАЭС действие антидемпинговых мер наблюдается по отношению к черным металлам, а также изделиям, изготовленным из них, и, конечно же, оборудованию, механическим устройствам и их частям.Приведем пример некоторых действующих антидемпингвых пошлин в ЕАЭС (таблица 2.2).Таблица 2.2Перечень мер защиты внутреннего рынка(все антидемпинговые), действующих в ЕАЭС на некоторые товары [Меры защиты внутреннего рынка…]Товар Страна в отношении которой действует мераРазмер пошлины (%)Дата начала действияДата окончания действияМеталлопрокат с полимерным покрытиемКНР 6,98 – 20,20 %01.07.2012 22.01.2023Подшипники качения (за исключением игольчатых)КНР31,3 – 41,5 %23.09.2018 20.08.2023Графитированные электродыИндия16,04 – 32,83 %26.01.201324.09.2023ГербицидыЕвропейский Союз 27,47-52,23%20.07.201919.07.2024Первичный политиэлен высокой прочностиУзбекистан20,3%25.02.202224.02.2027Все действующие в настоящее время в ЕАЭС защитные меры являются антидемпинговыми. По данным ЕАЭС на 5 июля 2022 г. действует 19 антидемпинговых пошлин. На некоторые товары устанавливается пошлина в отношении двух стран.Наименьший уровень ставки антидемпинговой пошлины составляет 4,20 %, а наибольший 52,23 %. На сегодняшний день на территории ЕАЭС преобладают антидемпинговые меры в отношении товаров из третьих стран, большее количество защитных мер направлено на товары, происходящие из Китая и Украины.Применение по различным странам показывает следующее (таблица 2.3.)Таблица 2.3Анализ применения антидемпинговых пошлин в ЕАЭС по странам [Меры защиты внутреннего рынка…]СтранаКоличествоКНР14Индия1Малайзия1Узбекистан1Азербайджан1Европейский союз 1Украина3Таким образом, как видно из таблицы 2.3. наибольшее количество антидемпинговых пошлин в ЕАЭС установлено в отношении КНР – 14 антидемпинговых мер, на втором месте Украина – 3. Как отмечено выше некоторые пошлины установлены на один товар в отношении двух стран сразу (таблица 2.4)Таблица 2.4Анализ применения антидемпинговых пошлин в ЕАЭС устанвленнных на один товар в отношении нескольких стран одновременно [Меры защиты внутреннего рынка…]СтранаХолоднодеформированные бесшовные трубы из нержавеющей сталиКНР, МалайзияОцинкованный прокатКНР, УкраинаАлюминевая лентаКНР, АзербайджанТаким образом, на три товара, предусматриваются антидемпинговые меры в отношении двух стран одновременно.ЗАКЛЮЧЕНИЕДля многих компаний экспорт товаров на внешние рынки является ключевым условием развития и основным источником дохода. При этом доступ на рынок – это не одномоментный акт. Сама возможность реализации товаров на экспортных рынках нередко является результатом колоссальных усилий по выходу на такой рынок, включая получение разрешительной документации, налаживание каналов сбыта, поиск покупателей, заключение с ними контрактов и т.д. Для отдельных товаров этот процесс может растягиваться на долгие годы. Соответственно, обеспечение стабильных, благоприятных условий доступа товаров на внешние рынки, в том числе всеми доступными правовыми средствами, становится вопросом первостепенной важности.В современных условиях глобальной конкурентной борьбы защита национальных производителей становится одной из ключевых задач государственной торговой политики. Задача осложняется тем, в рамках либерализации торговли подразумевается сокращение торговых барьеров, и странам нужно искать новые методы обеспечения экономической и национальной безопасности.Применение особых пошлин направлено на защиту экономических интересов государств, которые их вводят. При регулировании импорта, который может нанести серьёзный ущерб определенной отрасли экономики, такие меры помогают развивать национальное производство, так как отечественные товары, в таком случае, продаются на внутреннем рынке без недобросовестно конкурирующей иностранной аналогичной продукции, что обеспечивает экономическую безопасность стран ЕАЭС.Определены следующие направления оценки эффективности и соответствующие им основные показатели: обеспечение защиты внутреннего рынка и стимулирования развития национальной экономики государств – членов ЕАЭС (соотношение видов ставок ЕТТ ЕАЭС, уровень дифференциации ставок ЕТТ ЕАЭС, соблюдение принципа тарифной эскалации и принципа эффективного тарифа в ЕТТ ЕАЭС, средний уровень тарифной защиты); обеспечение пополнения доходов государственного бюджета стран-участниц ЕАЭС. В перспективе антидемпинговые пошлины будут также применяться для защиты внутреннего рынка. Главной задачей государства является поддержка конкурентоспособности отечественного производителя на мировом рынке. Очень часто зарубежные фирмы прибегают к нечестным методам конкуренции, искусственно занижая цены на свои товары или, другими словами, используя демпинг. Используя данный метод эти фирмы так вытесняют с рынка национальных производителей. Для того, чтобы этого не было государство использует антидемпинговые меры защиты своего внутреннего рынка. Однако стоит учитывать, что Россия состоит в ЕАЭС и важной проблемой для стран-членов ЕАЭС является правовая потеря делать самостоятельный выбор по инструментам внешней торговой политики в целях обеспечения защиты интересов.Практика применения особых пошлин неоднозначна и требует дальнейшего законодательного регулирования в сфере уточнения процедурных вопросов определения страны происхождения товаров, методики оценки содержания основных документов, подтверждающих наименование места происхождения товаров: декларации и сертификата о происхождении. Анализ правоприменительной практики свидетельствует об эффективности административных мер защиты прав субъектов ВЭД.Для решения проблем связанных с особыми пошлинами в ЕАЭС видится в совершенствовании как институционального механизма, так и правового регулирования. Во-первых, на институциональном уровне требуется внедрение согласованности, что возможно добиться путем взаимодействия между участниками ЕАЭС, обозначения выгод единой политики в рамках интеграционного союза.Таможенное регулирование в рамках ЕАЭС должно быть ориентировано на механизмах равноправия всех участников внешнеэкономического процесса в момент перемещения продукции через таможенную территорию. С учетом данной ориентации чрезвычайно важно пересмотреть уже устаревшую систему таможенного администрирования в области повышенных требований и эффективности осуществления таможенного регулирования экспортно-импортных операций. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКНормативно-правовые актыДоговор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 // СПС Консультант плюс 2021Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // СПС Консультант плюс 2022Федеральный закон № ФЗ-165 от 08.12.2003 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров» // СЗ РФ 2003. № 50. ст. 485. Научная литератураБобровская К.В., Констанинова Л.Ф. Основы международной торговли. Роль России в международной торговле // Globalandregionalresearch 2021. Т. 3. № 2. С. 260-265. Воробьева Н.В., Агузов Д.А. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 3-1 (85). С. 54-56.Востриков Г.Г Предпринимательское право. – М., 2020. Гатиятулин Ш.Н., Котляревский А.А. Особенности таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности ЕАЭС // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2021. № 2 (22). С. 209-212.Дахаева Ф.Д. Международные экономические отношения и их формы // Аспирант. 2021. № 6 (63). С. 64-67.Дёмина Т.А., Собко М.С. Установление и применение особых видов пошлин // В сборнике: Приднестровье в современной геополитической реальности: 30 лет успешного государственного строительства и системного международного сотрудничества. Материалы Международной научно-практической конференции. Отв. редактор И.В. Толмачева. 2020. Кузьмичева И.Г. Таможенные пошлины: сущность, основные виды и функции // В сборнике научных статей 3-й Межрегиональной научно-практической конференции: Цифровая экономика: проблемы и перспективы развития. ‒ Курск, 2021. С. 224-226. Миклашевская М.А., Холопов А.В. Международная экономика – М.: Дело и сервис, 2020. Мокров Г.Г. Евразийский экономический союз. Меры торговой защиты: антидемпинговые, компенсационные, специальные // Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. Москва, 2019. Наговицына Э.В., Тусин Д.С. Развитие внешнеэкономической деятельности региона на примере Кировской области – Киров: Аверс, 2020. Нечаева Е.О. Особые таможенные пошлины // Вестник современных исследований. 2018. № 8.2 (23). С. 63-64. Плюснина О.М. Роль таможенных органов во внешнеэкономической деятельности регионов // В сборнике: Стратегии развития таможенной службы: слагаемые успеха и пути повышения эффективности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию со дня образования ФТС России. Уральское отделение Вольного экономического общества России; Уральская торгово-промышленная палата; Уральский государственный экономический университет. Екатеринбург, 2021. С. 180-185.Романович М.А. Влияние демпингового импорта на экономическую безопасность ЕАЭС // В сборнике: Стратегии и инструменты управления экономикой: отраслевой и региональный аспект. Материалы IX Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В.Л. Василёнка. Санкт-Петербург, 2021. С. 221-225.Уланова О.И. Внешнеэкономическая деятельность как инструмент развития региона // Сурский вестник. 2021. № 2 (14). С. 97-100.Хван А. Таможенно-тарифное регулирование экспортно-импортных операций в ЕАЭС // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 12-3 (82). С. 151-155.Якубовская В.И. Значение таможенных платежей в системе таможенно-тарифного регулирования Российской Федерации // Матрица научного познания. 2022. № 2-1. С. 103-105.Электронные ресурсыМеры защиты внутреннего рынка, действующие в ЕАЭС // [Электронный ресурс]: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/podm/mery/Pages/measures_list_applied.aspxОфициальный сайт ФТС России // [Электронный ресурс]: http://www.customs.ruЗащитные меры в странах-участниках ВТО [Электронный ресурс]: https://i-tip.wto.org/goods/Forms/MemberView.aspx?data=default

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты
1. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 // СПС Консультант плюс 2021
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // СПС Консультант плюс 2022
3. Федеральный закон № ФЗ-165 от 08.12.2003 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров» // СЗ РФ 2003. № 50. ст. 485.

Научная литература

4. Бобровская К.В., Констанинова Л.Ф. Основы международной торговли. Роль России в международной торговле // Globalandregionalresearch 2021. Т. 3. № 2. С. 260-265.
5. Воробьева Н.В., Агузов Д.А. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 3-1 (85). С. 54-56.
6. Востриков Г.Г Предпринимательское право. – М., 2020.
7. Гатиятулин Ш.Н., Котляревский А.А. Особенности таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности ЕАЭС // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2021. № 2 (22). С. 209-212.
8. Дахаева Ф.Д. Международные экономические отношения и их формы // Аспирант. 2021. № 6 (63). С. 64-67.
9. Дёмина Т.А., Собко М.С. Установление и применение особых видов пошлин // В сборнике: Приднестровье в современной геополитической реальности: 30 лет успешного государственного строительства и системного международного сотрудничества. Материалы Международной научно-практической конференции. Отв. редактор И.В. Толмачева. 2020.
10. Кузьмичева И.Г. Таможенные пошлины: сущность, основные виды и функции // В сборнике научных статей 3-й Межрегиональной научно-практической конференции: Цифровая экономика: проблемы и перспективы развития. ‒ Курск, 2021. С. 224-226.
11. Миклашевская М.А., Холопов А.В. Международная экономика – М.: Дело и сервис, 2020.
12. Мокров Г.Г. Евразийский экономический союз. Меры торговой защиты: антидемпинговые, компенсационные, специальные // Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. Москва, 2019.
13. Наговицына Э.В., Тусин Д.С. Развитие внешнеэкономической деятельности региона на примере Кировской области – Киров: Аверс, 2020.
14. Нечаева Е.О. Особые таможенные пошлины // Вестник современных исследований. 2018. № 8.2 (23). С. 63-64.
15. Плюснина О.М. Роль таможенных органов во внешнеэкономической деятельности регионов // В сборнике: Стратегии развития таможенной службы: слагаемые успеха и пути повышения эффективности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию со дня образования ФТС России. Уральское отделение Вольного экономического общества России; Уральская торгово-промышленная палата; Уральский государственный экономический университет. Екатеринбург, 2021. С. 180-185.
16. Романович М.А. Влияние демпингового импорта на экономическую безопасность ЕАЭС // В сборнике: Стратегии и инструменты управления экономикой: отраслевой и региональный аспект. Материалы IX Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В.Л. Василёнка. Санкт-Петербург, 2021. С. 221-225.
17. Уланова О.И. Внешнеэкономическая деятельность как инструмент развития региона // Сурский вестник. 2021. № 2 (14). С. 97-100.
18. Хван А. Таможенно-тарифное регулирование экспортно-импортных операций в ЕАЭС // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 12-3 (82). С. 151-155.
19. Якубовская В.И. Значение таможенных платежей в системе таможенно-тарифного регулирования Российской Федерации // Матрица научного познания. 2022. № 2-1. С. 103-105.

Электронные ресурсы

20. Меры защиты внутреннего рынка, действующие в ЕАЭС // [Электронный ресурс]: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/podm/mery/Pages/measures_list_applied.aspx
21. Официальный сайт ФТС России // [Электронный ресурс]: http://www.customs.ru
22. Защитные меры в странах-участниках ВТО [Электронный ресурс]: https://i-tip.wto.org/goods/Forms/MemberView.aspx?data=default


Вопрос-ответ:

Какую роль выполняют особые пошлины?

Особые пошлины играют важную роль в обеспечении защиты внутреннего рынка стран ЕАЭС. Они позволяют ограничить импорт определенных товаров, что способствует развитию отечественного производства и защите интересов местных производителей. Таким образом, особые пошлины служат инструментом государственного регулирования внешней торговли и защиты национальной экономики.

Что представляет собой система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности?

Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности включает в себя комплекс мер и методов, которые применяются государством для регулирования внешней торговли, защиты национальной экономики и обеспечения интересов государства. К этой системе относятся такие инструменты, как таможенные пошлины, квоты, лицензирование и другие.

Какие виды таможенных пошлин существуют?

Существуют несколько видов таможенных пошлин, включая импортные пошлины, экспортные пошлины, транзитные пошлины и особые пошлины. Импортные пошлины взимаются при ввозе товаров на территорию страны, экспортные пошлины - при вывозе товаров за пределы страны, транзитные пошлины - при проходе товаров через территорию страны. Особые пошлины применяются для регулирования внешней торговли и защиты национальных интересов.

Какова сущность и роль особых пошлин в защите рынков стран Евразийского экономического союза?

Сущность особых пошлин заключается в том, что они позволяют ограничить импорт определенных товаров на внутренний рынок стран ЕАЭС. Это делается с целью защиты отечественных производителей от конкуренции со стороны иностранных товаров. Роль особых пошлин состоит в том, чтобы создать равные условия для отечественных производителей и обеспечить их конкурентоспособность.

Какая роль особых пошлин в обеспечении защиты внутреннего рынка стран ЕАЭС?

Особые пошлины играют важную роль в обеспечении защиты внутреннего рынка стран ЕАЭС. Они позволяют ограничивать импорт определенных товаров, что способствует развитию отечественного производства и защите местных производителей от недобросовестной конкуренции.

Каковы теоретические основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и роль таможенных пошлин в этом процессе?

Теоретические основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности связаны с необходимостью балансирования интересов внутренних и внешних рынков. Таможенные пошлины являются одним из инструментов этого регулирования. Они позволяют контролировать объемы импорта и экспорта, регулировать цены на товары и защищать местных производителей от недобросовестной конкуренции.

Что такое особые пошлины и какова их роль в защите рынков стран Евразийского экономического союза?

Особые пошлины - это вид пошлин, которые применяются для защиты рынков стран Евразийского экономического союза. Они позволяют ограничивать импорт определенных товаров, что способствует развитию отечественного производства и защите местных производителей от недобросовестной конкуренции.

Какие проблемы возникают при применении особых пошлин?

При применении особых пошлин возникают различные проблемы. Некоторые из них включают недобросовестную конкуренцию со стороны других стран, возможные реторсии, нарушение международных торговых правил и т. д. Также могут возникать проблемы с определением перечня товаров, на которые будут введены особые пошлины, и установлением их размеров.

Каковы виды таможенных пошлин и их роль в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности?

Виды таможенных пошлин включают ввозные, вывозные и транзитные. Ввозные и вывозные пошлины регулируют объемы импорта и экспорта, ограничивают ввоз определенных товаров для защиты местного производства. Транзитные пошлины позволяют контролировать транспортировку товаров через территорию страны.