Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 32 32 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 01.08.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии 5
1.1 Сущность понятия «мелкая моторика» 5
1.2 Особенности развития мелкой моторики в онтогенезе 8
1.3 Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 12
Выводы по главе 1 16
Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии 17
2.1 Изучение уровня сформированности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста 17
2.2 Содержание работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии 22
2.3 Анализ результаты исследования 27
Выводы по главе 2 29
Заключение 30
Список литературы 32

Фрагмент для ознакомления

Открытка ко дню Космонавтики (техника «пластилинография»). Формировать у учащихся умение видеть и передавать характерные особенности форму и цвет предмета Поделка «Пасхальное яйцо». Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей, соблюдать определенную последовательность Декорирование пластилином. Совершенствовать навыки в декоративном рисовании, подбирать цвета. Пластилиновое панно. Учить детей видеть и передавать в рисунке характерные особенности формы предмета Пластилиновый зоопарк. Учить передавать в рисунке наиболее простые моменты из прочитанного произведения
Всю работу по обучению детей можно представить в виде трех основных этапов:
1. Подготовительный этап.
На данном этапе дети осваивают правильную постановку пальцев, прием отщипывания маленького кусочка пластилина от целого куска, учатся скатывать шарики между двумя пальцами, надавливать, вдавливать, размазывать пластилин подушечками пальцев, работать на ограниченном пространстве.
2. Основной этап.
Дети учатся работать, не выходя за контуры рисунка, размазывать пластилин, закрашивая контур внутри, осваивают прием вливания одного цвета в другой, путем слияния двух или нескольких цветов получать новый цвет или оттенок.
3. Заключительный этап.
Дети учатся самостоятельно решать задачи, выбирать рисунок для работы и формировать отношение к результатам своей деятельности.
Существует множество различных приемов рисования пластилином, но обучение необходимо начинать с наиболее простых приемов, таких как:
– раскатывание – кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму, рисование пластилиновыми веревочками или «колбасками»;
– заглаживание – используется при изображении плоских и гладких поверхностей, выполняется кончиками пальцев;
– скатывание – кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик, в последствии фрагменты заполняются пластилиновыми шариками.
Виды пластилинографии:
Прямая – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
Обратная (витражная) – изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура). Данный вид пластилинографии используется на стекле (оргстекле, прозрачном пластике), изображение получается с другой стороны, поэтому называется «обратная пластилинография».
Контурная – изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков». Данная техника больше походит для старшего возраста, так как требует усидчивости и кропотливой работы.
Многослойная – объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
Модульная – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков. Данная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки.
Мозаичная – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
Фактурная – изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры. Применяются – барельеф (низкий рельеф), горельеф (высокий рельеф), контррельеф (против и «рельеф», вид углубленного рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа).
Таким образом, занятия по пластилинографии положительно влияют на развитие мелкой моторики у детей. В процессе работы развивается координация, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными. У детей улучшается внимание, память, вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность.
2.3 Анализ результаты исследования

Для оценки эффективности проведенной работы была осуществлена повторная диагностика мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Уровни развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста
Количество детей Уровни высокий средний низкий Человек 6 3 3 % 50 25 25

Рисунок 2. Уровни развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

У 50% детей старшего дошкольного возраста выявлен высокий уровень мелкой моторики.
У 25% детей старшего дошкольного возраста выявлен средний уровень мелкой моторики.
У 25% детей старшего дошкольного возраста выявлен средний уровень мелкой моторики.
По сравнению с констатирующим этапом количество детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем развития мелкой моторики увеличилось на 17% (рисунок 3).

Рисунок 3. Динамика уровней развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Таким образом, в результате проведенного исследования выявлена положительная динамика в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Это доказывает эффективность пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по главе 2

Изучение уровня сформированности тонкой ручной моторики состояло из двух серий заданий.
Первая серия заданий на исследование произвольной моторики пальцев рук проводилась в процессе выполнения детьми специальных заданий на выполнение движений по подражанию под счет и по словесной инструкции. Вторая серия заданий на исследование способности к действию с предметами проводилась в процессе выполнения детьми специальных заданий на выполнение движений по образцу или демонстрации действия.
В результате проведенного исследования выявлен недостаточный уровень сформированности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Это обусловило необходимость проведения работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Работа с детьми состояла из трех этапов. На подготовительном этапе дети технику пластилинографии. На основном этапе дети учатся работать, не выходя за контуры рисунка, размазывать пластилин, закрашивая контур внутри, осваивают прием вливания одного цвета в другой, путем слияния двух или нескольких цветов получать новый цвет или оттенок. На заключительном этапе дети учатся самостоятельно решать задачи, выбирать рисунок для работы и формировать отношение к результатам своей деятельности.
В результате проведенной повторной диагностики выявлена положительная динамика в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Это доказывает эффективность пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что мелкая моторика – это вид двигательной деятельности, которая осуществляется посредством действий рук при содействии оптического анализатора. Мелкая моторика играет важную роль в развитии личности, в первую очередь, в формировании высших психических функций, в том числе речи. Мелкая моторика характеризуется такими свойствами, как точность, быстрота, ловкость движений, гибкость.
В дошкольном возрасте мелкая моторика развивается в различных видах деятельности – в игре, в изобразительной деятельности, в конструировании. В процессе последовательного обследования предметов дети определяют его свойства, проводят анализ и синтез выделенных признаков, что формирует целостный образ объекта.
Средством развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста является пластилинография – это создание лепных картин с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности. Темы картин весьма разнообразны и могут быть связаны как с явлениями и предметами окружающей действительности, так и с чтением художественной литературы и просмотром мультфильмов. Целостный подход дает возможность повысить интерес ребенка к занятиям, позволяет разнообразить задачи и приемы их решения.
Изучение уровня сформированности тонкой ручной моторики состояло из двух серий заданий.
Первая серия заданий на исследование произвольной моторики пальцев рук проводилась в процессе выполнения детьми специальных заданий на выполнение движений по подражанию под счет и по словесной инструкции. Вторая серия заданий на исследование способности к действию с предметами проводилась в процессе выполнения детьми специальных заданий на выполнение движений по образцу или демонстрации действия.
В результате проведенного исследования выявлен недостаточный уровень сформированности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Это обусловило необходимость проведения работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Работа с детьми состояла из трех этапов. На подготовительном этапе дети технику пластилинографии. На основном этапе дети учатся работать, не выходя за контуры рисунка, размазывать пластилин, закрашивая контур внутри, осваивают прием вливания одного цвета в другой, путем слияния двух или нескольких цветов получать новый цвет или оттенок. На заключительном этапе дети учатся самостоятельно решать задачи, выбирать рисунок для работы и формировать отношение к результатам своей деятельности.
В результате проведенной повторной диагностики выявлена положительная динамика в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Это доказывает эффективность пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Список литературы

Бернштейн Н. А. О построении движений [Электронный ресурс] / Н. А. Бернштейн. – Режим доступа: https://classicbodybuilding.ru/item/127
Бехтерев В. М. Психология и педагогика / В. М. Бехтерев. – М.: Юрайт, 2016. – 384 с.
Бувалец, Л.Н. Выбор материала при планировании занятий по обучению детей лепке / Л.Н. Бувалец // Молодой ученый. – 2016. – №3. – С. 798-802.
Выготский, Л.С. Психология: сб. / Л.С. Выготский. – М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2018. – 1006 с.
Готовность ребенка к школе / Н.Е. Веракса. – М.: Московский центр качества образования, 2018. – 58 с.
Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учеб. пособие / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 2013. – 272 с.
Дубровская, Н.В. Совместная деятельность с дошкольниками по изобразительному искусству: подготовительная к школе группа: наглядно-методическое пособие для практических работников ДОО и родителей / Н.В. Дубровская. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2019. – 190 с.
Дудьев, В. П. Психомоторика детей с нарушением речи: состояние, диагностика, коррекция, развитие: учебное пособие / В. П. Дудьев. – Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2017. – 187 с.
Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2016. – 320 с.
Кахнович, С.В. Изобразительная деятельность в группах раннего и младшего возраста: методическое пособие / С.В. Кахнович. – Москва: Русское слово, 2020. – 94 с.
Колдина, Д.Н. Лепка в детском саду. 5-6 лет: календарно-тематическое планирование, комплексное планирование, конспекты занятий: старшая группа / Д.Н. Колдина. – Москва: Мозаика-синтез, 2021. – 62 с.
Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: календарное планирование, конспекты занятий, методические рекомендации: 5-6 лет / Т.С. Комарова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2020. – 149 с.
Комплексные занятия по изобразительной деятельности по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой: старшая группа / автор-составитель О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2021. – 195 с.
Куликова Т. С. Пальчиковая гимнастика – технология развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Т. С. Куликова // Вестник педагогического опыта. – 2018. – № 40. – С. 23-29.
Лурия, А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования: учебное пособие / А. Р. Лурия. – М.: Академия, 2016. – 345 с.
Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Шестой год жизни: методическое пособие для реализации образовательных программ «Теремок» и «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова. – Москва : Цветной мир, 2021. – 135 с.
Нечаева Т. В. Развитие мелкой моторики рук у детей / Т. В. Нечаева, А. Ж. Зарлык // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – № 2 (7). – С. 193-195.
Никандров В. В. Психомоторика: учеб. пособие / В.В. Никандров. – СПб.: Речь, 2016. –104 с.
Обухова, Л.Г. Познание окружающего мира на занятиях по изобразительной деятельности / Л.Г. Обухова // Беловский сборник. – Вып. 4. – Вологда: ВОУНБ: ВоГУ, 2018. – С. 288-291.
Организация изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста в ДОО: методические рекомендации / сост. В.П. Новоселова. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2018. – 55 с.
Пантелеева, Н.Г. Преподавание изобразительной деятельности дошкольникам: учебно-методическое пособие / Н.Г. Пантелеева. – Москва: МГОУ, 2019. – 31 с.
Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста: учебник / С.В. Погодина. – Москва: Академия, 2017. – 269 с.
Психология / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 20017. – 656 с.
Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга [Электронный ресурс] / Н. М. Сеченов. – Режим доступа: https://www.booksite.ru/fulltext/sechen/text.pdf
Туминская, О.А. Становление личности ребенка в процессе изобразительной деятельности: монография / О.А. Туминская. – Санкт-Петербург: Астерион, 2021. – 185 с.
Ульева, Е.А. Раскрашивание, лепка, аппликация: тетрадь для занятий с детьми 5-6 лет / Е.А. Ульева. – Москва: ВАКОША, 2021. – 40 с.
Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / науч. рук. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н.В. Федина. – М.: Просвещение, 2019. – 70 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/77706811/
Шакирова, Е.В. Цветные чудеса: дополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности: старшая группа / Е. В. Шакирова. – Москва: ТЦ Сфера, 2020. – 112 с.











7




Лист1
Диаграмма1

высокий
средний
низкий
33.00
25.00
42.00
высокий
средний
низкий
33.00
25.00
42.00
Лист1
Диаграмма1

высокий
средний
низкий
50.00
25.00
25.00
высокий
средний
низкий
50.00
25.00
25.00
Лист1
Диаграмма1

высокий
средний
низкий
Констатирующий этап
Контрольный этап
33.00
25.00
42.00
50.00
25.00
25.00
высокий
средний
низкий
Констатирующий этап
Констатирующий этап
Констатирующий этап
Контрольный этап
Контрольный этап
Контрольный этап
33.00
25.00
42.00
50.00
25.00
25.00

Список литературы

1. Бернштейн Н. А. О построении движений [Электронный ресурс] / Н. А. Бернштейн. – Режим доступа: https://classicbodybuilding.ru/item/127
2. Бехтерев В. М. Психология и педагогика / В. М. Бехтерев. – М.: Юрайт, 2016. – 384 с.
3. Бувалец, Л.Н. Выбор материала при планировании занятий по обучению детей лепке / Л.Н. Бувалец // Молодой ученый. – 2016. – №3. – С. 798-802.
4. Выготский, Л.С. Психология: сб. / Л.С. Выготский. – М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2018. – 1006 с.
5. Готовность ребенка к школе / Н.Е. Веракса. – М.: Московский центр качества образования, 2018. – 58 с.
6. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учеб. пособие / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 2013. – 272 с.
7. Дубровская, Н.В. Совместная деятельность с дошкольниками по изобразительному искусству: подготовительная к школе группа: наглядно-методическое пособие для практических работников ДОО и родителей / Н.В. Дубровская. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2019. – 190 с.
8. Дудьев, В. П. Психомоторика детей с нарушением речи: состояние, диагностика, коррекция, развитие: учебное пособие / В. П. Дудьев. – Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2017. – 187 с.
9. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2016. – 320 с.
10. Кахнович, С.В. Изобразительная деятельность в группах раннего и младшего возраста: методическое пособие / С.В. Кахнович. – Москва: Русское слово, 2020. – 94 с.
11. Колдина, Д.Н. Лепка в детском саду. 5-6 лет: календарно-тематическое планирование, комплексное планирование, конспекты занятий: старшая группа / Д.Н. Колдина. – Москва: Мозаика-синтез, 2021. – 62 с.
12. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: календарное планирование, конспекты занятий, методические рекомендации: 5-6 лет / Т.С. Комарова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2020. – 149 с.
13. Комплексные занятия по изобразительной деятельности по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой: старшая группа / автор-составитель О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2021. – 195 с.
14. Куликова Т. С. Пальчиковая гимнастика – технология развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Т. С. Куликова // Вестник педагогического опыта. – 2018. – № 40. – С. 23-29.
15. Лурия, А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования: учебное пособие / А. Р. Лурия. – М.: Академия, 2016. – 345 с.
16. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Шестой год жизни: методическое пособие для реализации образовательных программ «Теремок» и «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова. – Москва : Цветной мир, 2021. – 135 с.
17. Нечаева Т. В. Развитие мелкой моторики рук у детей / Т. В. Нечаева, А. Ж. Зарлык // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – № 2 (7). – С. 193-195.
18. Никандров В. В. Психомоторика: учеб. пособие / В.В. Никандров. – СПб.: Речь, 2016. –104 с.
19. Обухова, Л.Г. Познание окружающего мира на занятиях по изобразительной деятельности / Л.Г. Обухова // Беловский сборник. – Вып. 4. – Вологда: ВОУНБ: ВоГУ, 2018. – С. 288-291.
20. Организация изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста в ДОО: методические рекомендации / сост. В.П. Новоселова. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2018. – 55 с.
21. Пантелеева, Н.Г. Преподавание изобразительной деятельности дошкольникам: учебно-методическое пособие / Н.Г. Пантелеева. – Москва: МГОУ, 2019. – 31 с.
22. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста: учебник / С.В. Погодина. – Москва: Академия, 2017. – 269 с.
23. Психология / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 20017. – 656 с.
24. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга [Электронный ресурс] / Н. М. Сеченов. – Режим доступа: https://www.booksite.ru/fulltext/sechen/text.pdf
25. Туминская, О.А. Становление личности ребенка в процессе изобразительной деятельности: монография / О.А. Туминская. – Санкт-Петербург: Астерион, 2021. – 185 с.
26. Ульева, Е.А. Раскрашивание, лепка, аппликация: тетрадь для занятий с детьми 5-6 лет / Е.А. Ульева. – Москва: ВАКОША, 2021. – 40 с.
27. Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / науч. рук. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н.В. Федина. – М.: Просвещение, 2019. – 70 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/.
29. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/77706811/
30. Шакирова, Е.В. Цветные чудеса: дополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности: старшая группа / Е. В. Шакирова. – Москва: ТЦ Сфера, 2020. – 112 с.

Вопрос-ответ:

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика - это способность координации движений малых мышц рук и пальцев для выполнения точных и сложных действий, таких как письмо, рисование, вырезание и создание мелких предметов.

Каковы особенности развития мелкой моторики у детей?

Развитие мелкой моторики происходит поэтапно: сначала дети осваивают простые движения пальцев, затем переходят к более сложным действиям, таким как сжатие и разжатие ручки карандаша. Дети в возрасте 3-6 лет активно развивают мелкую моторику и могут достичь высокого уровня мастерства в этой области.

Каким образом пластилинография способствует развитию мелкой моторики у детей?

Пластилинография представляет собой творческую деятельность, при которой дети создают различные фигуры и изображения с помощью пластилина. Это требует точности и координации движений рук и пальцев, что способствует развитию мелкой моторики.

Каковы выводы по главе, касающейся развития мелкой моторики через пластилинографию?

Выводы данной главы подтверждают, что пластилинография является эффективным средством развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Данная техника позволяет детям развивать точность движений, координацию рук и пальцев, а также воображение и творческие навыки.

Какие исследования были проведены по проблеме развития мелкой моторики через пластилинографию?

В главе представлено эмпирическое исследование, в котором был изучен вопрос о влиянии пластилинографии на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Были собраны данные о достижениях детей в создании фигур из пластилина и определены положительные результаты в развитии их мелкой моторики.

Какое значение имеет развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста?

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста имеет важное значение, так как она является основой для развития письма, чтения, двигательной координации и других навыков, необходимых для успешной адаптации в обществе.

В чем заключается сущность понятия мелкая моторика?

Мелкая моторика включает в себя навыки управления мелкими мышцами рук, пальцами и кистью. Она отвечает за точность движений, координацию и силу при выполнении мелких действий, таких как письмо, рисование, вырезание и т. д.

Какие особенности развития мелкой моторики можно наблюдать в онтогенезе?

В онтогенезе наблюдаются следующие особенности развития мелкой моторики: первоначальное непроизвольное движение, постепенное формирование навыков контроля за движениями и развитие моторной памяти. У детей старшего дошкольного возраста происходит закрепление и совершенствование полученных навыков.

Почему пластилинография является эффективным средством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста?

Пластилинография позволяет детям тренировать и развивать мелкую моторику через выполняемые ими движения руками и пальцами. Во время лепки из пластилина дети учатся контролировать форму и размеры создаваемых предметов, а также развивают творческое мышление и воображение.