ИКТ-компетентность методиста.
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 06.08.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Определение термина «ИКТ-компетентность» 5
2. Компоненты ИКТ-компетентности работников образования 9
3. ИКТ-компетентность работников методической службы 12
4. Тенденции развития образовательных ИКТ в работе методиста 17
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Это означает, что технологии оказываются первичными и независимыми от дидактического содержания. Например, появление мультимедийных технологий никак не было связано с желанием преподавателей повысить наглядность своих лекций. Сначала разрабатывается новая технология, а затем решается вопрос о возможности и целесообразности ее использования в образовании. С другой стороны, использование информационно-коммуникационных технологий для решения педагогической задачи не является самоцелью, а (как и практически любое нововведение) определяется достигаемым с их помощью дидактическим эффектом, и с этой точки зрения требования образования и недоступных технологий являются первичными.С точки зрения значимого и доказанного положительного результата использования в образовательном процессе можно выделить ряд современных и перспективных ИК-технологий. Облачные технологии позволяют преподавателям и учащимся создавать информационные ресурсы и хранить их в сетевых хранилищах информации. Несомненными преимуществами таких технологий являются:• мобильность – пользователь не привязан постоянно к работе; Документы хранятся в облаке и поэтому доступны для изучения или редактирования с любого устройства, подключенного к Интернету;• Экономичность – пользователю не нужно покупать дорогие компьютеры и программное обеспечение; многие облачные сервисы и приложения, как правило, бесплатны; • Надежность хранения информации [2].Примеры комплексных облачных бесплатных образовательных решений включают GoogleAppsforEducation и MicrosoftLive@edu, которые обеспечивают поддержку обмена мгновенными сообщениями, а также адресную книгу и планировщик задач. Также предусмотрены приложения для создания документов для работы с текстом, электронными таблицами, презентациями и создания веб-сайтов. Эти документы можно редактировать вместе с другими пользователями. Студентам предоставляется достаточно места для хранения документов всех видов, которые будут доступны им после окончания учебы. Одной из таких отечественных систем является Mail.ru [9].Сеть второго поколения (Web 2.0) — это тип сайтов, на которых онлайн-контент (внутренний контент сайта) может создаваться самими пользователями. В плане образования Веб 2.0 предлагает качественно новые возможности построения образовательного процесса, так как позволяет вовлечь всех обучающихся не только как потребителей образовательного контента, но и как его активных создателей [4].Технологии Веб 2.0. способствуют постановке в центр образовательного процесса обучающегося, который становится более активным в создании учебной информации и взаимодействии с другими участниками учебного процесса. К сервисам Веб 2.0 относятся социальные сети, социальные закладки, онлайн-игры, блоги, форумы, сообщества, группы, комментарии, чаты, онлайн-энциклопедии (вики) и др. Отличительной чертой сетевого общения 2.0 является единое пространство для объектов и возможностей для обсуждения Обсуждение самого обсуждения.Общение участников может относиться к дизайну учебного материала. Главное в Web 2.0 — идеология онлайн-сообществ, в которых каждый участник имеет возможность взаимодействовать с другими участниками, участвуя в общих дискуссиях, совместном создании документов или других ресурсов. С образовательной точки зрения это дает возможность перейти от индивидуального характера обучения, принятого в традиционных образовательных системах, к обучению во взаимодействии с другими членами образовательной команды [7].Следует различать облачные технологии и Web 2.0. Web 2.0 — это особый тип программного обеспечения; Сервисы, служащие для создания продуктов (блогов, вики и т. д.), которые затем могут располагаться как на серверах локальной сети, так и в Интернете. В то время как облачные вычисления — это метод хранения данных и предоставления программного обеспечения конечному пользователю [3].Создание и использование виртуальных образовательных сред при решении ряда дидактических задач LMS (LearningManagementSystem — система управления обучением (например, порталом высшего образования)), работающая на базе клиент-серверных решений, может быть неудобной как для учителя, а также ученика, потому что:• Вы ограничены набором инструментов и служб LMS, которые обычно не расширяемы, а LMS не включает программные инструменты для выполнения учебных задач;• только преподаватель имеет право публиковать общедоступные документы;• Студенты не имеют возможности вместе работать над документом, выполнять проект или проводить совместное обсуждение;• Доступ к ресурсам и обсуждениям, как правило, ограничен учащимися, которые в настоящее время изучают предмет; После прохождения курса человек теряет возможность доступа к сайту дисциплины, а после окончания вуза вообще ко всем своим материалам, опубликованным в LMS.• Инструментарий и интерфейс LMS не ориентированы на современные мобильные программно-аппаратные решения, которые имеют сенсорный интерфейс и используют облачную идеологию взаимодействия клиента с информацией, когда контент и средства его обработки находятся на удаленных серверах.Вышеуказанные (и другие подобные) обстоятельства, с одной стороны, и необходимость развития самостоятельности и активности учащихся, с другой, повышают информированность о процессе обучения и привели к появлению альтернативного (в плане СДО ) подход, активно обсуждаемый в педагогических науках в последние годы) - Создание персональной среды обучения для студента (PersonalLearningEnvironment - PLE).ЗаключениеОсновной целью перехода на государственные стандарты второго поколения является достижение нового качества образования. Для образования, воспитания и развития поколения, растущего в информационно насыщенной среде, необходимы изменения в системе образования и ее компьютеризация. Информационные технологии предъявляют новые требования к профессионально-педагогическим качествам педагога. Задача формирования и развития ИКТ-компетентности учителей лежит на всех уровнях государственной системы педагогического образования. Термин «компетентность» обозначает круг предметов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом. Под ИКТ-компетентностью педагога мы понимаем личностное качество педагога, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности. Рассмотрев различные подходы к образовательным уровням ИКТ-компетенций учителей и проанализировав несколько классификаций, можно выделить три образовательных уровня ИКТ-компетентностей учителей: базовый, продвинутый, профессиональный. Формирование ИКТ-компетентности современного учителя происходит в большей степени в стенах родной школы. Поэтому руководству общеобразовательного учреждения целесообразно организовать мероприятия, направленные на поэтапное развитие данной компетенции у каждого педагога. Одним из вариантов повышения ИКТ-грамотности могут стать технологии дистанционного обучения.Список использованной литературыБазовая ИКТ компетенция как основа Интернет-образования учителя: Тезисы доклада А.А. Елизарова на конференции RELARN-2004 июнь 2004 г. - Ассоциация RELARN. - Режим доступа: http://www.relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_11.htmlБасурматорова Л.А., Хуснутдинова Л. С. Роль ИКТ - компететности учителей - предметников в образовательном процессе [Электронный ресурс] : Информационные технологии в образовании / Л. А. Басурматорова., Л. С. Хуснутдинова - Электрон. дан. - М.: Изд-во ИТО - Томск, 2009. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2009/Tomsk/IV/IV-0-116.html Бурмакина В., Фёдорова Ю. Как много ждут от методиста//Учительская газета Москва.- №32-№33.-2009.- 18 августа.-Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/33819 Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. ИКТ-компетентность учащихся. - Режим доступа: http://www.sitos.mesi.ru/Default.aspx?id=6Горбунова Л.М., Семибратов А.М. Построение системы повышения квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий на основе принципа распределенности. Конференция ИТО-2004. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2004/Moscow/Late/Late-0-4937.htmlГорюнова, М.А. Распределенная модель повышения квалификации педагогов в сфере информационных и коммуникационных технологий: Автореф. дисс. :канд.пед.наук. - СПб, 2016. - 22сКлючевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад А.В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2019 г. - Центр "Эйдос". - Режим доступа: www.eidos.ru/news/compet.htlmЛебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. - 2018.- N 3. - с.95-100Панина Т.С., Дочкин С.А., Клецов Ю.В. Уровни информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belpc.ru/krirpo/index.phpСтруктура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. - Редакция 2.0 Русский перевод (сигнальный вариант), Опубликован в 2011 году организации Объединенных Наций по вопросам Образования, Научная и Культурная Организация 7, placedeFontenoy, 75352 PARIS 07 SP ЮНЕСКО 2011 г — с.10Хеннер Е. К., Шестаков А. П. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения // Информатика и образование. 2014. №12. С. 5 – 9.
1. Базовая ИКТ компетенция как основа Интернет-образования учителя: Тезисы доклада А.А. Елизарова на конференции RELARN-2004 июнь 2004 г. - Ассоциация RELARN. - Режим доступа: http://www.relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_11.html
2. Басурматорова Л.А., Хуснутдинова Л. С. Роль ИКТ - компететности учителей - предметников в образовательном процессе [Электронный ресурс] : Информационные технологии в образовании / Л. А. Басурматорова., Л. С. Хуснутдинова - Электрон. дан. - М.: Изд-во ИТО - Томск, 2009. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2009/Tomsk/IV/IV-0-116.html
3. Бурмакина В., Фёдорова Ю. Как много ждут от методиста//Учительская газета Москва.- №32-№33.-2009.- 18 августа.-Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/33819
4. Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. ИКТ-компетентность учащихся. - Режим доступа: http://www.sitos.mesi.ru/Default.aspx?id=6
5. Горбунова Л.М., Семибратов А.М. Построение системы повышения квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий на основе принципа распределенности. Конференция ИТО-2004. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2004/Moscow/Late/Late-0-4937.html
6. Горюнова, М.А. Распределенная модель повышения квалификации педагогов в сфере информационных и коммуникационных технологий: Автореф. дисс. :канд.пед.наук. - СПб, 2016. - 22с
7. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад А.В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2019 г. - Центр "Эйдос". - Режим доступа: www.eidos.ru/news/compet.htlm
8. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. - 2018.- N 3. - с.95-100
9. Панина Т.С., Дочкин С.А., Клецов Ю.В. Уровни информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belpc.ru/krirpo/index.php
10. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. - Редакция 2.0 Русский перевод (сигнальный вариант), Опубликован в 2011 году организации Объединенных Наций по вопросам Образования, Научная и Культурная Организация 7, place de Fontenoy, 75352 PARIS 07 SP ЮНЕСКО 2011 г — с.10
11. Хеннер Е. К., Шестаков А. П. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения // Информатика и образование. 2014. №12. С. 5 – 9.
Вопрос-ответ:
Что такое ИКТ компетентность?
ИКТ компетентность - это способность человека эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в своей работе или учебной деятельности.
Какие компоненты включает в себя ИКТ компетентность работников образования?
ИКТ компетентность работников образования включает в себя знание и понимание основных ИКТ-инструментов, умение эффективно и безопасно использовать эти инструменты, а также умение интегрировать ИКТ в образовательный процесс.
Какую роль играет ИКТ компетентность работников методической службы?
ИКТ компетентность работников методической службы играет важную роль в разработке и внедрении современных информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Они могут использовать ИКТ для создания электронных учебных материалов, проведения онлайн-курсов и обучающих мероприятий, а также для анализа и оценки результатов обучения.
Какие тенденции развития образовательных ИКТ можно выделить в работе методиста?
Среди тенденций развития образовательных ИКТ в работе методиста можно выделить использование интерактивных досок, электронных учебников и платформ для дистанционного обучения, развитие онлайн-коммуникации и совместной работы, а также использование аналитических инструментов для мониторинга и оценки образовательных результатов.
Почему технологии оказываются первичными и независимыми от дидактического содержания?
Технологии могут существовать независимо от дидактического содержания, потому что они представляют собой инструменты, которые могут быть применены в разных областях знаний. Например, мультимедийные технологии могут быть использованы для визуализации и наглядного представления информации независимо от того, какая конкретно тема или предмет обсуждается.
Что такое ИКТ компетентность?
ИКТ компетентность - это способность работника в сфере образования эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности.
Какие компоненты включает ИКТ компетентность работников образования?
ИКТ компетентность работников образования включает знание и умение работать с компьютерным оборудованием и программным обеспечением, умение создавать и использовать электронные ресурсы, умение организовывать электронное взаимодействие с учениками и коллегами, а также умение применять информационные технологии в образовательном процессе.
Что важно знать методисту о ИКТ компетентности работников?
Методист должен знать, что ИКТ компетентность работников образования является важным фактором успеха в применении информационных технологий в образовательном процессе. Методисту следует помогать работникам повышать свою ИКТ компетентность, проводить обучающие мероприятия и создавать условия для эффективного использования ИКТ.
Какие тенденции развития образовательных ИКТ в работе методиста?
Тенденции развития образовательных ИКТ в работе методиста включают увеличение использования электронных образовательных ресурсов, развитие онлайн-обучения, применение облачных технологий, внедрение интерактивных досок и других современных технологий. Методисту необходимо следить за новыми тенденциями и обеспечивать их внедрение в образовательную практику.