Эмпирическое исследование стрессовых состояний в юношеском возрасте
Заказать уникальную дипломную работу- 61 61 страница
- 46 + 46 источников
- Добавлена 25.11.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Аннотация 3
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения стрессовых состояний в юношеском возрасте 7
1.1. Характеристика стрессовых состояний 7
1.2. Психологическая характеристика юношеского возраста и стрессовые состояния в юности 14
1.3. Методы психологической коррекции стрессовых состояний 20
Глава 2. Эмпирическое исследование стрессовых состояний лиц юношеского возраста 29
2.1. Организация исследования 29
2.2. Результаты исследования 33
2.3. Тренинговая программа по преодолению стрессовых состояний в юношеском возрасте 39
Заключение 53
Библиографический список 56
Приложения 61
Результаты соотношения показали, что у большинства молодых людей,принявших участие в тренинге (42,3%)средняя адекватная самооценка, они считают, что в какой-то мере достигают в реальности характеристик, соответствующих их идеалу.До тренинга таких испытуемых было меньше (30,8%).У 26,9% испытуемых адекватно низкая самооценка, они считают, что большинство идеальных черт для них недостижимы, однако реально оценивают, как свои положительные, так и отрицательные черты. До тренинга испытуемых с адекватно низкой самооценкой было меньше (23,1%).У 23,1% молодых людей неадекватно заниженная самооценка, они считают, что их идеал для них недостижим, им характерно негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение собственной неполноценности.До тренинга испытуемых с очень заниженной самооценкой было большинство (38,5%).У двух человек (7,7%) на обоих этапах исследования отмечается адекватно высокая самооценка, они считают, что обладают большинством идеальных черт, но реально оценивают, как свои положительные, так и отрицательные черты.Таким образом, после проведения тренинговой работы снизилось число испытуемых с сильно заниженной самооценкой и увеличилось количество молодых людей с адекватной самооценкой.Результаты повторной диагностики по тесту уверенности в себе С. Рейзаса в группе испытуемых представлены в таблице 11 в Приложении 1.Результаты исследования показали, что в группе студентов,принявших участие в тренинге, отмечается нормальная уверенность, как и при первичной диагностике, однако уверенность в себе на контрольном этапе (М=-9,2), выше, чем на констатирующем этапе (М=-24,5). Соотношение испытуемых с разным уровнемуверенности в себе до и после проведения тренинговой программы отражено на рисунке 10.Рис. 10. Соотношение испытуемых с разным уровнем уверенности в себе до и после проведения тренинговой программы.Результаты соотношения показали, что у большинства молодых людей,принявших участие в тренинге (69,2%) достаточнаяуверенность в себе, они решительны, упорны, работоспособны, готовы в большинстве ситуаций к принятию решений и контроле собственных действий. До тренинга уверенных испытуемых было меньше(42,3%).У 26,9% испытуемых низкий уровень уверенности в себе, онибеспомощные, боязливые, зависимые от других, нерешительные, склонны излишне волноваться в трудных ситуациях.До тренинга таких было большинство (50%).Очень высокая уверенность в себе встречается у одного человека (3,8%), до тренинга таких испытуемых было двое (7,7%): они всегда способны к принятию решений даже в очень в сложных ситуациях, часто самонадеянны, агрессивны.Таким образом, после проведения тренинговой работы снизилось число неуверенных и слишком уверенных в себе испытуемых с и увеличилось количество молодых людей с адекватной уверенностью в себе.Результаты сравнительного анализа показателей стрессового состояния, тревожности, самооценки и уверенности в себе у студентов до и после проведения тренинговой работы представлены в таблице 12.Таблица 12Результаты сравнительного анализа до и после проведения тренинговой работы (Т-критерий Вилкоксона)М, доМ, послеТ-критерийрСтепень подверженности стрессу53,946,45,000,00Ситуативная тревожность44,839,57,000,00Личностная тревожность40,235,610,50,00Уровень самооценки-0,100,0130,00,00Уверенность в себе-24,5-9,222,00,00Результаты сравнительного анализа показали значимую динамику в стрессовом состоянии у студентов на разных этапах исследования. У испытуемых после проведения тренинговой работы значительно снизилась степень подверженности стрессу (р≤0,01), снизился уровень ситуативной (р≤0,01) и личностной тревожности (р≤0,01) и значительно повысилась самооценка (р≤0,01) и уверенность в себе (р≤0,01).Таким образом, подтвердилась вторая гипотеза исследования: психологическая помощь по преодолению стрессовых состояний в юношеском возрасте в форме тренинга является эффективной.Выводы по главе 21. Результаты исследования показали, что у большинства молодых людей выражен умеренный стресс, который может быть компенсирован. 30% юношей и девушек испытывают выраженное напряжение эмоциональных и физиологических систем организма, 14% студентов испытывают состояние сильного стресса, их организм близок к пределу возможностей сопротивляться стрессу. 2. 32% испытуемых имеют высокий уровень ситуативной тревожности, имв определенных ситуацияххарактерны реакции высокого напряжения, некоторое беспокойство, нервозность.У 20% испытуемых выявлен высокий уровень личностной тревожности, имхарактерна устойчивая склонность воспринимать большинство ситуаций в виде угрозы и реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.3. У большинства испытуемых средняя адекватная самооценка. У 20% молодых людей неадекватно заниженная самооценка, они считают, что их идеал для них недостижим.У 12% испытуемых адекватно низкая самооценка. 4. Большинство испытуемых имеют среднюю уверенность в себе, у 28% испытуемых низкий уровень уверенности в себе, онибеспомощные, боязливые, зависимые от других, нерешительные, склонны излишне волноваться в трудных ситуациях.5. Результаты корреляционного анализа показали, что чембольше испытуемые подвержены стрессу, тем выше их тревожность как в различных ситуациях, так и как личностная черта, тем ниже их самооценка и уверенность в себе.6. На основе результатов исследования была организована программапсихологической помощипоснижению стресса и формированию навыков эмоциональной саморегуляции у лиц юношеского возраста. В программе приняли участие 26 человек с высоким уровнем стресса, высокой тревожностью, низкой самооценкой и неуверенностью в себе.7. Результаты повторной диагностики показали, что после проведения тренинговой работы снизилось число испытуемых с высоким и повышенным уровнем стресса и увеличилось количество молодых людей с умеренным стрессом, который может быть ими самостоятельно компенсирован. Результаты сравнительного анализа показали значимую динамику в стрессовом состоянии у студентов на разных этапах исследования. У испытуемых после проведения тренинговой работы значительно снизилась степень подверженности стрессу, ситуативная и личностная тревожность и значительно повысилась самооценка и уверенность в себе.ЗаключениеСтресс понимаетсякак общая реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его постоянство, а так же соответствующее состояние нервной системы организма или организма в целом. Стресс включаеткак и физиологические, так и психологические компоненты. Организм мобилизуетсяна приспособление к новым условиям, приводя в действие неспецифические защитные механизмы, которые могут сопротивлению или адаптации. Понятие стресса предполагает существование стрессора, воздействие которого вызывает стрессовое состояние. Раздражительстановитсястрессомлибовсилуприписываемогоемучеловекомзначения(когнитивнаяинтерпретация),либочерезнизшиемозговыесенсорныемеханизмы.Симптомы стресса весьма разнообразны, и изменение психического состояния может проявляться во всех сферах психики.Стрессоустойчивость - это динамическая черта, которая определяет способность человека противостоять стрессовым воздействиям или справляться со стрессовыми ситуациями, трансформировать или адаптировать их, не влияя тем самым на свое здоровье и качество выполняемой деятельности. Основная масса лиц юношеского возраста – студенты. Психоэмоциональное состояние студентов существенно зависит от периода обучения, хотя эмоциональное напряжение сопутствует всемупроцессу обучения. Зачеты, экзамены, значительный объем информации при дефиците времени на ее переработку представляют существенную долю факторов, порождающих стресс и негативные эмоции.Экзаменационная сессия значительно снижает психическое здоровье обучающихся, потому что все проходит в стрессовой условиях при доминировании отрицательных эмоций: боязнь, агрессивность, фрустрация, тревога, напряжение. Основные результаты исследования:1. Дана характеристика стрессовых состояний. В частности подчеркнуто, что стрессовые состояния нарушают постоянство организма, появляются в момент наиболее интенсивной реакции, выходящей из-под контроля. Стресс - одна из самых распространенных причин неблагополучия человека. 2. Раскрыты психологические характеристики юношеского возраста и стрессовых состояния в юности.Выявлено, что основная масса лиц юношеского возраста – студенты и их основная цель – приобретение профессиональных знаний.Учебно – профессиональная деятельность выступает компонентом важнейшего для личностного развития образования – профессионализации. Во время учебы, особенно сессии у студентов развиваются состояния, которые классифицируются как состояния нервно-психического напряжения, стресса, сопровождаются фрустрацией, тревожностью, ригидностью, агрессивностью и т.п.3. Рассмотрены методы психологической коррекции стрессовых состояний, к которым относят личностно-ориентированные, суггестивные, поведенческие, когнитивные, музыкальные методы.Выбирая методы борьбы со стрессом, учитываются индивидуально-психологические, возрастные, гендерные и другие особенности людей. Ведь меры, которые будут позитивно влиять на одних индивидов, могут быть бесполезны или вредны в отношении других.4. Организовано и проведено эмпирическое исследование стрессовых состояний лиц юношеского возраста, в результате которого выявились многие учащиеся испытывающие сильный стресс, тревогу, имеющие низкую самооценку и неуверенность в себе. Выявлено, что чембольше испытуемые подвержены стрессу, тем выше их тревожность как в различных ситуациях, так и как личностная черта, тем ниже их самооценка и уверенность в себе.5. Разработана тренинговая программа по преодолению стрессовых состояний в юношеском возрасте и оценена ее эффективность.В программе приняли участие 26 человек с высоким уровнем стресса, высокой тревожностью, низкой самооценкой и неуверенностью в себе.После проведения тренинговой работы снизилось число испытуемых с высоким и повышенным уровнем стресса и увеличилось количество молодых людей с умеренным стрессом, который может быть ими самостоятельно компенсирован. Результаты сравнительного анализа показали, что у испытуемых после проведения тренинговой работы значительно снизилась степень подверженности стрессу.6. Гипотезы исследования подтвердились: существует статистически достоверная положительная корреляция переживаний стрессовых состояний в юношеском возрасте связаны с такими особенностями эмоционально – личностной сферы, как ситуативная и личностная тревожность, неадекватная самооценка, неуверенность в себе. Разработанная нами тренинговая программа по преодолению стрессовых состояний в юношеском возрасте является эффективной.Библиографический списокАболин Л. М. Соотношение психологических и физиологических коррелятов эмоциональной устойчивости спортсменов / Л. М. Аболин // Вопросы психологии. – 1974. – № 1. – С. 104 – 115. Абрамян В. А. Стресс. Психология стресса / В. А. Абрамян, И. В. Гусева // Новое слово в науке : перспективы развития, 2015. – №3. – С. 133 – 135. Акмеология:Учеб.пособие/А.Деркач,В.Зазыкин.– Санкт-Петербург : Питер,2004.–256с.– ISBN 5-314-00082-2 : 4000.Александрова О. В. Дифференциально-психологические факторы переживания и копинг поведения взрослых в трудной жизненной ситуации: дисс… канд. псих наук / О. В. Александрова. – Санкт-Петербург, 2017. – 245 с.Арефьева А. В. Адаптация студентов к учебному стрессу / А. В. Арефьева, Н. М. Фатеева, Т. А. Глухих // Пульс. – 2012. – №3. – С. 89 – 91. Банщикова Т. Н. Осознанная саморегуляция – психологический ресурс управления агрессией / Т. Н. Банщикова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9 (часть 10). – С. 2322 – 2326. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. – Москва : ПЕР СЭ, 2006. – 528 с. – ISBN 5-9292-0146-3.Бокова О. А. Теоретические основы изучения личностной ригидности как показателя открытости психологической системы / О. А. Бокова // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – №4 (47). – С. 40 – 43.Волынская Л. Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла: учеб. пособие / Л. Б. Волынская. – Москва : Флинта : НОУ ВПО "МПСИ", 2012. – 168 c. – ISBN 978-5-9765-1245-0.Высоков И. Е. Математические методывпсихологии:учебникипрактикумдлявузов / И. Е. Высоков. – Москава :Юрайт,2020. – 431с. – ISBN-13(EAN): 9785534118063.Гилл Д. Все о стрессе / Д. Гилл. – Москва : АСТ, 2017. – 192 c. – ISBN: 5-17-011941-0, 5-8195-0524-7.Глухова Е. С. Проявление потенциала общей одаренности старшеклассников, обучающихся в профильных классах / Е. С. Глухова // Сибирский психологический журнал. – 2013. – № 48. – C. 48 – 56. Деркач А. А. Методологические и прикладные проблемы обучения студентов-психологов / А. А. Деркач // Акмеология. – 2014. – № 2(50). – C. 7 – 13. Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И. Б. Дерманова. – Санкт-Петербург : Речь, 2002. – 171 с. – ISBN 5-9268-0103-6.Егорова А. И. Эмпирическое исследование личностной зрелости в студенческом возрасте на разных уровнях высшего образования / А. И. Егорова // Актуальные проблемы психологического знания. – 2014. – № 1. – C. 95 – 100. Зырко А. А. Содержательно-структурные характеристики духовно-нравственных ценностей юношей и девушек / А. А. Зырко // Акмеология. – 2014. – №2(50). – С. 140 – 149. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 508 с. – ISBN 978-5-459-00574-5.Ильин Е. П. Эмоции и чувства. / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 784 с. – ISBN 5-318-00236-6.Китаев-Смык А. А. Психология стресса / А. А. Китаев-Смык. – Москва : Академический проект, 2003. – 328 с. – ISBN 978-5-8291-1023-9.Коган Б. М. Влияние детско-родительских отношений на уровень когнитивной ригидности подростков / Б. М. Коган, А. А. Яшев // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2017. – № 1. – С. 45 – 53. Крупник Е. П. Психологическая устойчивость личности как условие преодоления противоречий в критических ситуациях / Е. П. Крупник // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 2003. – № 4. – С. 128 – 138. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики / Л. В. Куликов. – Санкт-Петербург : Питер, 2004. – 464 с. – ISBN 5-94723-363-0.Куприянов Р. В. Психодиагностика стресса: практикум / Р. В. Куприянов, Ю. М. Кузьмина. – Казань : КНИТУ, 2012. – 212 с. – УДК 316.6; 159.9.072.Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. – Санкт-Петербург : Речь, 2013. – 256 с. – ISBN5-92G8-0163-X.Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 583 с. – ISBN 978-5-459-01579-9.Мельникова М. Л. Психология стресса: теория и практика: учебно-методическое пособие / М. Л. Мельникова. – Екатеринбург, 2018. – 112 с. – ISBN 978-5-7186-1091-8.Орлов Ю. М. Эмоциональный стресс / Ю М. Орлов. – Москва : Импринт-Гольфстри, 2007. – 380 с. – ISBN 5-85661-011-3.Пономаренко И. В. К вопросу улучшения психологического состояния студентов-первокурсников перед сессией / И. В. Пономаренко // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. – 2015. – № 2. – С. 293 – 297.Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности: субъективный подход // Психологический журнал / С. Т. Посохова. – 2014. – № 5. – С. 111 – 119. Психология / Л. В. Марищук [и др.]. – Минск : Тисей, 2009. – 760 с. – ISBN 985-463-342-X.Рудестам К. Групповаяпсихотерапия. Психокоррекционные группы: теорияипрактика / К. Рудестам. – Москва : Прогрес,1990. – 368 с. – ББК 88.5 Р 83.Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье // Журнал неврологии им. Б.М. Маньковського. – 2016. – № 1. – С. 78 – 89. Слободчиков В. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: учебное пособие / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев – М: Издательство православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , 2013. – 29с. – ISBN 5-88527-081-3.СтепановФ.Г.Индивидуально-типологическиеособенностиличностиисоциометрическийстатусстудентавгруппе/Ф.Г.Степанов//Евразийскоенаучноеобъединение.–2015.–№7.–С.164–167.Стресс: причины и последствия, лечение и профилактика. Клинические рекомендации / Е. С. Акарачкова, А. И. Байдаулетова, А. А. Беляев, Д. В. Блинов и др. – Санкт-Петербург : Скифия-принт, 2020. – 138 с. – ISBN 978-5-98620-480-2. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. – Москва : АСТ, 2019. – 386 с. – ISBN 978-5-8323-0425-0. ШагивалееваГ.Р.Психологияпереживанийвюношескомвозрасте/Г.Р.Шигивалеева//ВестникЧГПУ.–2016.–№2.–С.147–148.ШагивалееваГ.Р.Саморегуляциякакэффективноесредствоповышениястрессоустойчивостиубудущихучителейвусловияхпандемии / Г. Р. Шагивалеева //Вопросыустойчивогоразвитияобщества. – 2021. – №6. – С.313 – 319.Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – Москва: Гардарики, 2005. – 349 с. – ISBN 5-8297-0176-6.Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. / Ю. В. Щербатых. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 256 с. – ISBN 5-469-01517-3.Щербатых Ю. В. Управление стрессом для делового человека. Технологии управления стрессом, проверенные в корпоративных войнах, судебных баталиях и жестких переговорах / Ю В. Щербатых. – Москва : Добрая книга, 2018. – 512 с. – ISBN 978–5–98124–711–8.ЭльконинД.Б.Психологияразвития:Учеб.пособиедлястуд.высш.учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2001. – 144 с. – ISBN 978-5-7695-5199-4.Яковлев Е. В. Психология стресса: Учебное пособие / Е. В. Яковлев, О. В. Леонтьев, Е. Н. Гневышев. – Санкт-Петербург : Изд-во Университета при МПА ЕврАзЭС, 2020. – 94 с. – ISBN 978-5-903978-16-8.Arnold M. Stress and emotion / M. Arnold // Psychological stress. – 2007. – № 4. Appleton – Century – Crotts. – P. 123 – 140.Cattel R. B. Personality and motivation (strukture and measurement) / R. B. Cattel. – N.Y. : HarcourtBrance Jovanovich, 1997. – 160 р.Lazarus R. S. Stress-related transactions between person and environment/ R. S. Lazarus, R. S Launier // Perspectives in interactional psychology / Eds. L.A. Pervin, M. Lawis. – N.Y.: Plenum, 1978. – P. 287 – 327.ПриложенияПриложение 1Таблица 2Результаты по методикевыявления степени подверженности стрессам Е.А. Тарасова№ПолВозрастБалл№ПолВозрастБалл1ж192426м18452м186527м20483ж203128м18264ж183529ж19465м204930м18386м193231ж21337ж213832м20398ж206833м21619ж202434м194910ж197635м205211м203636м196512ж186037м194413м205338м215514м196439ж184415м205240ж183516м212841ж192717ж214942м213818ж194143м205819м213644ж192820ж195945ж205821ж185046ж212422ж182647ж182723ж213148ж182524ж204549м192425ж216050ж2061Среднее значение, М43,6Стандартное отклонение, σ14,1Таблица 3Результаты диагностики по методике самооценки уровня тревожности№ПолВозрастСТЛТ№ПолВозрастСТЛТ1ж19222826м1832302м18514627м2023223ж20474028м1833344ж18383429ж1945375м20373830м1841376м19363131ж2135327ж21333232м2044388ж20524833м2148479ж20272534м19403710ж19504035м20403711м20303036м19494612ж18504637м19362813м20514638м21383614м19473839ж18524915м20363340ж18383216м21453941ж19292417ж21383242м21383218ж19494143м20483819м21362944ж19343220ж19534845ж20514221ж18342846ж21262422ж18202647ж18373623ж21322848ж18303024ж20333349м19322825ж21504850ж205048Среднее значение, М39,335,7Стандартное отклонение, σ8,97,4Таблица 4Результаты по методикеисследования самооценки личности С.А.Будасси№ПолВозрастБалл№ПолВозрастБалл1ж190,6326м180,322м18-0,6627м200,313ж200,3428м180,34ж180,729ж190,425м200,330м180,36м190,2131ж210,327ж210,8832м20-0,248ж20-0,433м21-0,529ж200,3234м19-0,1310ж19-0,6335м20-0,311м200,5236м19-0,612ж18-0,1537м190,3713м200,7938м21-0,314м190,339ж180,6815м20-0,3540ж180,316м210,5241ж190,9317ж21-0,3442м210,3818ж190,2143м20-0,6619м210,2144ж190,4820ж19-0,1245ж200,2221ж180,346ж210,1422ж180,4247ж180,323ж210,9448ж180,2324ж200,349м190,225ж21-0,4250ж20-0,5Среднее значение, М0,16Стандартное отклонение, σ0,43Таблица 5Результаты по тесту уверенности в себе С. Рейзаса№ПолВозрастБалл№ПолВозрастБалл1ж194826м1812м18-5927м20-183ж201428м1834ж182229ж19115м20630м18216м192931ж21227ж215432м20-338ж20-3733м21-609ж202434м19-5510ж19-5435м20-611м201336м19-5312ж18-2837м192813м203938м21-914м19439ж184715м20-6740ж18-4116м214041ж196217ж21-3642м216718ж19-1743м20-7619м211944ж191120ж19-3245ж202221ж181246ж215422ж182947ж18-3823ж217248ж185024ж20449м191725ж21-2450ж20-75Среднее значение, М0,5Стандартное отклонение, σ39,8Таблица 8Результаты повторной диагностики степени подверженности стрессам по методикеЕ.А. Тарасова№ПолВозрастДоПосле№ПолВозрастДоПосле2м18654925ж2160553ж20313227м2048445м20494532м2039408ж21685133м21615710ж19766234м19494812ж18603835м20524713м20535136м19654414м19645138м22554015м22524439ж18444017ж21494240ж18353418ж22413943м23585320ж19595345ж20584521ж23505050ж236153Среднее значение, М53,946,4Стандартное отклонение, σ10,57,2Таблица 9Результаты повторной диагностики по методике самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера Ю.Л. Ханина№ПолВозрастДоПослеСТЛТСТЛТ2м18514646393ж20474041335м20373839318ж215248494610ж195040403712ж185046504313м205146413914м194738353215м223633363017ж213832382818ж224941353520ж195348483821ж233428352925ж215048424227м202322222332м204438423733м214847334134м194037373835м204037393636м194946393238м223836363539ж185249443940ж183832313043м234838403645ж205142423850ж2350484739Среднее значение, М44,840,239,535,6Стандартное отклонение, σ7,47,06,15,2Таблица 10Результаты повторной диагностики по методикеисследования самооценки личности С.А.Будасси№ПолВозрастДоПосле№ПолВозрастДоПосле2м18-0,66-0,4825ж21-0,42-0,163ж200,340,2727м200,310,255м200,30,4432м20-0,24-0,128ж21-0,4-0,1833м21-0,52-0,3710ж19-0,63-0,3634м19-0,13-0,2312ж18-0,15-0,0535м20-0,30,1813м200,790,7636м19-0,6-0,4814м190,30,3838м22-0,3-0,1415м22-0,35-0,339ж180,680,6217ж21-0,34-0,2640ж180,30,2318ж220,210,343м23-0,66-0,5220ж19-0,120,1545ж200,220,3821ж230,30,350ж23-0,5-0,34Среднее значение, М-0,100,01Стандартное отклонение, σ0,420,36Таблица 11Результаты повторной диагностики по тесту уверенности в себе С. Рейзаса№ПолВозрастДоПосле№ПолВозрастДоПосле2м18-59-2625ж21-24-133ж20141527м20-18105м2061832м20-33-118ж21-37333м21-60-4510ж19-54-4434м19-55-3412ж18-28-435м20-6013м20392136м19-53-3514м1941538м22-91515м22-67-4639ж18474117ж21-36-2840ж18-41-1118ж22-17-743м23-76-3820ж19-32-2245ж20222321ж2312950ж23-75-45Среднее значение, М-24,5-9,2Стандартное отклонение, σ34,225,3Приложение 2Содержание тренинговой программыЗанятие 1I. Вводная частьВведение правил тренинга:1. Говорите от первого лица - участники могут говорить самостоятельно, без обобщений.2. Принцип действия - каждый навык создается в многократных повторениях, и те участники, которые получают максимальную отдачу от обучения, являются наиболее эффективными. Тренировки - как шведский стол - каждый примет столько, сколько сможет.3. Принцип положительной обратной связи (все участники могут рассказать друг другу, как они вели себя в ролевой игре, что они сделали хорошо и что можно сделать по-другому. Полезный навык - положительно комментировать положительные комментарии).4. Правило сотового телефона (пожалуйста, выключите сотовые телефоны).II. Основная частьУпражнение «Ваше настроение» для установления контакта, снятия напряжения.Участникам необходимо выбрать карточку того цвета, какой больше нравится в этот момент (цветные карточки М. Люшера). Ведущий трактует значение цвета.III. Заключительный этапРефлексия занятия. Что понравилось? Какие впечатления? Какие планы? Какие ожидания?Прощание.Занятие 2I. Вводная частьУпражнение «Волшебный клубочек». Ведущий передает клубок ниток участнику слева, он наматывает нитку на палец и говорит свое имя и что любит делать.II. Основная частьВспоминаем, что такое стресс. Как важно справляться со стрессом и контролировать эмоции. Упражнение «Визитная карточка»Каждый участник делает себе визитную карточку – рисует к каждой букве имени небольшую картинку, каким-то образом имеющую отношение к личности участника (например, отражают черты его характера).Затем каждый представляет себя другим.Рефлексия. Узнали ли вы что-то новое друг о друге?Осваиваем техники снятия напряжения: дыхание животом, замедленное дыхание, «Эскимо», «Морское побережье», «Семь свечей», «Все получится». Упражнение «Я и мое настроение» на осознание и принятие своих чувств и переживаний. Участникам необходимо продолжить фразу: Я радуюсь, когда… Я горжусь тем, что… Мне бывает грустно, когда… Мне бывает страшно, когда… Я злюсь, когда… Я был удивлён, когда… Когда меня обижают,… Я сержусь, если… Однажды я испугался… III. Заключительный этапРефлексия занятия. Занятие 3Продолжаем осваивать техники снятия напряжения, усталости, беспокойства: «Выжатый лимон», «Масштаб», «Качели», «Разгладим море», «Караван верблюдов».III. Заключительный этапРефлексия занятия. Упражнение «Рисунок по кругу»для сплочения группы, развития креативности, повышения самооценки. Занятие 4I. Вводная частьIII. Заключительный этапРефлексия занятия.Занятие 5I. Вводная частьУпражнение «Слова-антонимы». Тренер говорит участнику слово, тот в свою очередь должен ответить противоположным по смыслу. Можно брать существительные, прилагательные, глаголы. Тренер должен подготовить разные варианты слов.II. Основная частьУпражнение «Похожесть».Испытуемым предлагается вспомнить конфликт, ссору с родным человеком (мать, отец) или ситуацию, когда вас с ними сравнивали. Признайте факты: 1. Я не хочу быть похожа на отца, потому что не принимаю его (обижен, в конфликте, злюсь или т.п.). 2. Я совсем другой человек, и эта "похожесть" совсем невелика (и не делает нас ни в чем одинаковыми). Как с молекулами, даже состоящими из одинаковых атомов, но при этом совершенно разными по своим свойства. Похожесть - это вообще наш способ организации мира в своем представлении для удобства. Похожесть - это разность, а не одинаковость.Упражнение «Я хочу, я могу, я знаю, что от меня ждут»Участники заполняют на листах три колонки: «Я хочу в жизни», «Я могу в жизни», «Чего от меня ждут?»Рефлексия. Сможете ли вы реализовать свои планы? Кто может помочь вам осуществить их? (обсуждение записей). Совпадают и ваши желания с реальными возможностями?Упражнение «Волшебный мешок» (упражнение направлено на осознание своего эмоционального состояния, освобождения от негативных эмоций). Тренер всем участникам группы предлагает сложить в мешок все отрицательные эмоции (злость, обиду, непонимание, страх, болезненные ощущения)… Этот мешок с плохим содержимым выбрасывается.Упражнение«Снеговик» для развития эмоциональной устойчивости, терпимости к окружающим.Ребята сидят в кругу, не двигаясь и изображая снеговиков, то есть никак не реагируют ни на что вокруг. Ведущий (сперва психолог, а потом желающие из группы) выходит в центр круга и пытается «растопить» кого-то из ребят. Он может пользоваться жестами, мимикой, речью. При этом его задача – вызвать у них ответное проявление мимики или движение тела. Ведущему можно делать практически все, что угодно, за исключением прикосновений к другим участникам и конечно же все должно быть в рамках этики. Если кто-то изменил свою мимику или сделал какое-то движение, он присоединяется к ведущему. Каждый последующий «растаявший» присоединятся к ним.III. Заключительный этапУпражнение «Доброе животное»Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий говорит: «Мы – одно большое доброе животное, давайте послушаем, как оно дышит». Все прислушиваются к своему дыханию и дыханию соседей. «Подышим вместе». Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад. Прощание.Занятие 6I. Вводная частьУпражнение «Цвета-настроения». Участники группы должны закрыть глаза на насколько секунд, открыть и сказать, какой цвет они видели. По увиденному цвету тренер интерпретирует настроение каждого участника.II. Основная частьУпражнение «Аутотренинг». Психолог просит всех закрыть глаза, называет разные звуки, которые нужно представить и понять, какие чувства они вызывают у участников: – резко тормозит машина; – звук оркестра, настраивающего инструменты перед концертом; – шум морских волн, набегающих на берег; – льется струя воды.Упражнение «Лего». Ведущий готовит 3 набора Лего с одинаковыми детальками. Первый набор использует ведущий для составления любой фигуры, по одному разобранному набору выдают двум командам. Их задача чтобы 2 участника каждой команды смотрели на фигуру ведущего и передавали оставшимся участникам инструкцию как ставить детали, кто смотрит не может трогать и помогать руками своей команде.Обсуждение.Упражнение «Гора с плеч» для снятия мышечного напряжения.Упражнение выполняется стоя или на ходу. Участникам необходимо максимально резко поднять плечи, широко расправив назад и опустить их. Затем ребятам предлагается соединить ладони перед собой и давите одной рукой на другую в течение 1-2 минут, а потом сцепить руки за головой и давите ладонями на затылок, не меняя положения головы.Упражнение «Установка». Все участники группы заканчивают каждое из предложений (упражнение способствует повышению уверенности в себе, своих силах): – Я хочу… – Я умею… – Я смогу… – Я добьюсь… При необходимости можно попросить дать объяснения или сделать обобщения. Упражнение «Кто я». Вопрос к участникам: с каким цветком (животным, деревом, сказочным персонажем и т. д.) вы себя ассоциируете и почему? Каждому участнику обеспечивается возможность обратной связи, возможность обсудить его ответ.III. Заключительный этапУпражнение «33». Задача группы – считать до 33-х. В числе где есть цифра 3 или если число делится на 3 – надо не сказать число, а хлопать в ладоши.Например 1, 2, хлопок, 4,5, хлопок, 7,8, хлопок, 10, 11, хлопок, хлопок, 14.Прощание.Занятие 7Упражнение «Перышко» для регуляции дыхания. Участникам тренинга предлагается представить, что перед их носом на расстоянии 5-10 см повисло в воздухеперышко. Ребятам необходимо дышатьтолько носом и так плавно, чтобыперышко не колыхалось. Наше дыхание можно разделить на вдох и выдох. Удлиняя дыхание на выдохе, мы можем успокоиться. Сознательно, изменяя ритм дыхания, мы можем изменить свое состояние к лучшему.Как вы себя ощущали? Удалось ли вам успокоиться?Осваиваем медитацию. Пример простой медитации. Для успокоения и достижения глубокой релаксации (расслабления), сядьте на стул или, если возможно, в позу лотоса, полу лотоса. Погружайтесь в состояние полного покоя. Дышите медленно и глубоко. Можно считать вдохи в течение нескольких минут, повторять мантру (например, ом мани падме хум, ом намо бхагавате).Упражнение «Я хочу, я могу, я знаю, что от меня ждут»Участники заполняют на листах три колонки: «Я хочу в жизни», «Я могу в жизни», «Чего от меня ждут?»Рефлексия. Сможете ли вы реализовать свои планы? Кто может помочь вам осуществить их? (обсуждение записей). Совпадают и ваши желания с реальными возможностями?III. Заключительный этап
1. Аболин Л. М. Соотношение психологических и физиологических коррелятов эмоциональной устойчивости спортсменов / Л. М. Аболин // Вопросы психологии. – 1974. – № 1. – С. 104 – 115.
2. Абрамян В. А. Стресс. Психология стресса / В. А. Абрамян, И. В. Гусева // Новое слово в науке : перспективы развития, 2015. – №3. – С. 133 – 135.
3. Акмеология: Учеб. пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. – Санкт-Петербург : Питер, 2004. – 256 с. – ISBN 5-314-00082-2 : 4000.
4. Александрова О. В. Дифференциально-психологические факторы переживания и копинг поведения взрослых в трудной жизненной ситуации: дисс… канд. псих наук / О. В. Александрова. – Санкт-Петербург, 2017. – 245 с.
5. Арефьева А. В. Адаптация студентов к учебному стрессу / А. В. Арефьева, Н. М. Фатеева, Т. А. Глухих // Пульс. – 2012. – №3. – С. 89 – 91.
6. Банщикова Т. Н. Осознанная саморегуляция – психологический ресурс управления агрессией / Т. Н. Банщикова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9 (часть 10). – С. 2322 – 2326.
7. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. – Москва : ПЕР СЭ, 2006. – 528 с. – ISBN 5-9292-0146-3.
8. Бокова О. А. Теоретические основы изучения личностной ригидности как показателя открытости психологической системы / О. А. Бокова // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – №4 (47). – С. 40 – 43.
9. Волынская Л. Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла: учеб. пособие / Л. Б. Волынская. – Москва : Флинта : НОУ ВПО "МПСИ", 2012. – 168 c. – ISBN 978-5-9765-1245-0.
10. Высоков И. Е. Математические методы в психологии : учебник и практикум для вузов / И. Е. Высоков. – Москава : Юрайт, 2020. – 431 с. – ISBN-13(EAN): 9785534118063.
11. Гилл Д. Все о стрессе / Д. Гилл. – Москва : АСТ, 2017. – 192 c. – ISBN: 5-17-011941-0, 5-8195-0524-7.
12. Глухова Е. С. Проявление потенциала общей одаренности старшеклассников, обучающихся в профильных классах / Е. С. Глухова // Сибирский психологический журнал. – 2013. – № 48. – C. 48 – 56.
13. Деркач А. А. Методологические и прикладные проблемы обучения студентов-психологов / А. А. Деркач // Акмеология. – 2014. – № 2(50). – C. 7 – 13.
14. Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И. Б. Дерманова. – Санкт-Петербург : Речь, 2002. – 171 с. – ISBN 5-9268-0103-6.
15. Егорова А. И. Эмпирическое исследование личностной зрелости в студенческом возрасте на разных уровнях высшего образования / А. И. Егорова // Актуальные проблемы психологического знания. – 2014. – № 1. – C. 95 – 100.
16. Зырко А. А. Содержательно-структурные характеристики духовно-нравственных ценностей юношей и девушек / А. А. Зырко // Акмеология. – 2014. – №2(50). – С. 140 – 149.
17. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 508 с. – ISBN 978-5-459-00574-5.
18. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 784 с. – ISBN 5-318-00236-6.
19. Китаев-Смык А. А. Психология стресса / А. А. Китаев-Смык. – Москва : Академический проект, 2003. – 328 с. – ISBN 978-5-8291-1023-9.
20. Коган Б. М. Влияние детско-родительских отношений на уровень когнитивной ригидности подростков / Б. М. Коган, А. А. Яшев // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2017. – № 1. – С. 45 – 53.
21. Крупник Е. П. Психологическая устойчивость личности как условие преодоления противоречий в критических ситуациях / Е. П. Крупник // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 2003. – № 4. – С. 128 – 138.
22. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики / Л. В. Куликов. – Санкт-Петербург : Питер, 2004. – 464 с. – ISBN 5-94723-363-0.
23. Куприянов Р. В. Психодиагностика стресса: практикум / Р. В. Куприянов, Ю. М. Кузьмина. – Казань : КНИТУ, 2012. – 212 с. – УДК 316.6; 159.9.072.
24. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. – Санкт-Петербург : Речь, 2013. – 256 с. – ISBN5-92G8-0163-X.
25. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 583 с. – ISBN 978-5-459-01579-9.
26. Мельникова М. Л. Психология стресса: теория и практика: учебно-методическое пособие / М. Л. Мельникова. – Екатеринбург, 2018. – 112 с. – ISBN 978-5-7186-1091-8.
27. Орлов Ю. М. Эмоциональный стресс / Ю М. Орлов. – Москва : Импринт-Гольфстри, 2007. – 380 с. – ISBN 5-85661-011-3.
28. Пономаренко И. В. К вопросу улучшения психологического состояния студентов-первокурсников перед сессией / И. В. Пономаренко // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. – 2015. – № 2. – С. 293 – 297.
29. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности: субъективный подход // Психологический журнал / С. Т. Посохова. – 2014. – № 5. – С. 111 – 119.
30. Психология / Л. В. Марищук [и др.]. – Минск : Тисей, 2009. – 760 с. – ISBN 985-463-342-X.
31. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудестам. – Москва : Прогрес, 1990. – 368 с. – ББК 88.5 Р 83.
32. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье // Журнал неврологии им. Б.М. Маньковського. – 2016. – № 1. – С. 78 – 89.
33. Слободчиков В. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: учебное пособие / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев – М: Издательство православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , 2013. – 29с. – ISBN 5-88527-081-3.
34. Степанов Ф .Г. Индивидуально-типологические особенности личности и социометрический статус студента в группе / Ф. Г. Степанов // Евразийское научное объединение. – 2015. – №7. – С. 164 – 167.
35. Стресс: причины и последствия, лечение и профилактика. Клинические рекомендации / Е. С. Акарачкова, А. И. Байдаулетова, А. А. Беляев, Д. В. Блинов и др. – Санкт-Петербург : Скифия-принт, 2020. – 138 с. – ISBN 978-5-98620-480-2.
36. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. – Москва : АСТ, 2019. – 386 с. – ISBN 978-5-8323-0425-0.
37. Шагивалеева Г. Р. Психология переживаний в юношеском возрасте /Г. Р. Шигивалеева // Вестник ЧГПУ. – 2016. – №2. – С.147 – 148.
38. Шагивалеева Г. Р. Саморегуляция как эффективное средство повышения стрессоустойчивости у будущих учителей в условиях пандемии / Г. Р. Шагивалеева // Вопросы устойчивого развития общества. – 2021. – № 6. – С. 313 – 319.
39. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – Москва: Гардарики, 2005. – 349 с. – ISBN 5-8297-0176-6.
40. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. / Ю. В. Щербатых. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 256 с. – ISBN 5-469-01517-3.
41. Щербатых Ю. В. Управление стрессом для делового человека. Технологии управления стрессом, проверенные в корпоративных войнах, судебных баталиях и жестких переговорах / Ю В. Щербатых. – Москва : Добрая книга, 2018. – 512 с. – ISBN 978–5–98124–711–8.
42. Эльконин Д. Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2001. – 144 с. – ISBN 978-5-7695-5199-4.
43. Яковлев Е. В. Психология стресса: Учебное пособие / Е. В. Яковлев, О. В. Леонтьев, Е. Н. Гневышев. – Санкт-Петербург : Изд-во Университета при МПА ЕврАзЭС, 2020. – 94 с. – ISBN 978-5-903978-16-8.
44. Arnold M. Stress and emotion / M. Arnold // Psychological stress. – 2007. – № 4. Appleton – Century – Crotts. – P. 123 – 140.
45. Cattel R. B. Personality and motivation (strukture and measurement) / R. B. Cattel. – N.Y. : HarcourtBrance Jovanovich, 1997. – 160 р.
46. Lazarus R. S. Stress-related transactions between person and environment/ R. S. Lazarus, R. S Launier // Perspectives in interactional psychology / Eds. L.A. Pervin, M. Lawis. – N.Y.: Plenum, 1978. – P. 287 – 327.
Вопрос-ответ:
Какие аспекты стрессовых состояний в юношеском возрасте рассматривает статья?
Статья рассматривает характеристику стрессовых состояний, психологическую характеристику юношеского возраста, методы психологической коррекции стрессовых состояний.
Какие методы психологической коррекции стрессовых состояний используются в юношеском возрасте?
В юношеском возрасте используются различные методы психологической коррекции стрессовых состояний, такие как психотерапия, релаксация, тренинги по управлению стрессом, когнитивно-поведенческая терапия и другие.
Какие результаты были получены в ходе эмпирического исследования стрессовых состояний лиц юношеского возраста?
Результаты исследования показали, что лица юношеского возраста испытывают различные стрессовые состояния, такие как школьный стресс, семейный стресс, социальный стресс, соматический стресс и другие. Были выявлены также особенности проявления стресса в разных возрастных группах и половых различиях в реакции на стресс.
Как организовано исследование стрессовых состояний в статье?
Исследование организовано с помощью использования опросников, интервью, наблюдений и других методов сбора данных. Была составлена выборка лиц юношеского возраста, которые были подвержены стрессовым ситуациям, и на основе полученных данных были проанализированы стрессовые состояния и их особенности.
Какие психологические характеристики юношеского возраста связаны со стрессовыми состояниями?
Психологические характеристики юношеского возраста, такие как поисково-экспериментальная активность, неуверенность в себе, переоценка значимости событий, эмоциональная нестабильность и другие, могут быть связаны со стрессовыми состояниями в этом возрасте.
Какие аспекты изучаются в эмпирическом исследовании стрессовых состояний в юношеском возрасте?
В эмпирическом исследовании стрессовых состояний в юношеском возрасте изучаются характеристики стрессовых состояний у подростков, психологические особенности юношеского возраста и стрессовые состояния в юности, а также методы психологической коррекции стрессовых состояний.
Какие методы психологической коррекции стрессовых состояний в юношеском возрасте рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются различные методы психологической коррекции стрессовых состояний в юношеском возрасте, но конкретные методы не указаны.
Какая организация провела эмпирическое исследование стрессовых состояний в юношеском возрасте и какие результаты были получены?
Организацией, проводившей исследование, не указана в статье. Также результаты исследования не представлены.