Политика США в Ливии с 2016 по 2022

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Зарубежная
  • 54 54 страницы
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 15.10.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Глава 1. Гражданская война в Ливии и военная интервенция 2011 г. 3
1.2. Причины вмешательства США и их участие в военной интервенции 2011 г. 16
Глава 2. Последствия интервенции 2011 г. и попытки урегулирования 21
2.1. Последствия интервенции для Ливии и включение в конфликт других акторов: региональных, внерегиональных и негосударственных 21
2.2. Основные этапы политики США в Ливии 2011-2022 гг. и причины формирования «сдержанного» подхода. 27
2.3. Этапы переговорного процесса 34
Заключение 41
Список используемой литературы 43
Фрагмент для ознакомления

С 18 по 19 октября войска Национального переходного совета предприняли решительное наступление на районы Сирта, остававшиеся под контролем войск Каддафи, в результате чего был захвачен район Аль-Доллар.20 октября штурмом были взяты последние кварталы города, контролируемые войсками Каддафи. Продолжалась зачистка местности, в результате которой были убиты сам Муаммар Каддафи и его сын Муттазим.Войска Национального переходного совета предприняли крупное наступление на город, в ходе которого захватили конференц-центр Уагадугу, территорию Университета Сирта и больницу Ибн Сина. Также были захвачены районы Сабамия и Эль-Гиза.Военное противостояние в Ливии стало крупнейшим по жертвам во время так называемой «арабской весны» после войны в Сирии. Число погибших на конец августа 2011 года превысило 50 тысяч человек.Однако после окончания войны на территории страны продолжаются вооруженные конфликты.В данном случае урегулирование конфликта должно было быть осуществлено на начальном этапе, в момент возникновения недовольства, переросшего затем в вооруженное противостояние. Как отмечалось ранее, антиправительственные выступления не были вызваны социально-экономическими причинами. В первую очередь необходимо было обратить внимание на политическую составляющую, как, например, на особенности авторитарного режима Каддафи с точки зрения политических свобод. Запрет политических партий, отсутствие свободной прессы, политические преследования и преследования за инакомыслие создали серьезную напряженность в обществе. Причем одной из серьезных причин, приведших к гражданской войне, был конфликт между племенами страны (триполитании и киренаики).Племена восточной части страны были практически исключены из политического участия, в то время как племена Триполитании (из которой был выходцем сам М. Каддафи) принимали в нем активное участие, сосредоточив в своих руках абсолютную власть. Основным механизмом разрешения конфликта на этом этапе должен был стать пересмотр отношения к политической системе и полное вовлечение в этот процесс других представителей элит (племен).В то же время делать это следовало крайне правильно и постепенно, особенно в связи с ростом революционных настроений в «арабском» регионе после «арабской весны». В начале вооруженных столкновений не было абсолютной необходимости применять против демонстрантов тяжелую артиллерию. Применение широкомасштабных жестоких репрессий лишь стимулировало революционные настроения протестующих, что привело к стихийным столкновениям по всей стране.Так, 24 апреля состоялся телефонный разговор между главой МИД России Сергеем Лавровым и председателем правительства Ливии аль-Багдади Али аль-Махмуди, в ходе которого представитель ливийской партии задал России за помощь в урегулировании конфликта в Ливии.Ливийское руководство было готово выполнить требования резолюций 1970 и 1973 СБ ООН, чтобы перевести ситуацию в стране в политическое русло. Россия же была готова поддержать усилия Африканского союза и ООН по нормализации ситуации в Ливии только на условиях немедленного прекращения огня.Также следует отметить определенную заинтересованность в смене власти в Ливии со стороны США и стран Европы, входящих в блок НАТО. Несмотря на протест ряда стран в связи с принятием соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН «по Ливии», вооруженное вмешательство, инициированное заинтересованными европейскими политическими элитами, стало неизбежным итогом.На данном этапе локализация конфликта и прекращение гражданской войны были возможны в случае отказа М.Каддафи от стратегии силового подавления восстания, прекращения огня и попыток открытого диалога между племенами, а также перестройки внутриполитического курса страны с возможностью привлечения международных посредников для организации соответствующих переговоров.3 этап – борьба за властьВ 2011 году международная коалиция во главе с США и НАТО провела операцию в Ливии, результатом которой стало убийство лидера Джамахирии Муаммара Каддафи и свержение существовавшего более 40 лет режима.После смерти Каддафи началась борьба за власть между различными кланами и вооруженными группировками как на государственном, так и на региональном уровне.В июле 2012 года в Ливии прошли парламентские выборы во Всеобщий национальный конгресс, на которых большинство мест заняли две конкурирующие партии — Альянс национальных сил и Исламистская партия справедливости и строительства. Столкновение между исламистами и умеренными силами при поддержке части военных вылилось в очередной вооруженный конфликт, в результате которого в августе 2014 года в стране установилось двоевластие. В городе Тобрук, на востоке страны официально создана международно признанная Палата депутатов (ПР), а в Триполи — происламский Всеобщий национальный конгресс (ВНК), поддерживаемый вооруженными группами.Аморфность двух формирований, отсутствие ресурсов и поддержки на местах не позволили ни одному из них получить решающее преимущество в завязавшемся военном противостоянии.Неустанные попытки ООН и международных посредников усадить представителей ВНС и НП за стол переговоров остались тщетными. В конце 2015 года был достигнут прогресс. 17 декабря в городе Схират (Марокко) под эгидой ООН было подписано соглашение об урегулировании внутреннего конфликта в Ливии.Основной смысл текста документа, который враждующие стороны согласовали в течение 14 месяцев, заключался в соглашении о формировании правительства национального согласия, которое будет функционировать в течение переходного периода - двух лет. Она должна закончиться парламентскими выборами.23 декабря 2015 года Совет Безопасности ООН резолюцией 2259 одобрил соглашение о формировании правительства национального единства в Ливии, достигнутое воюющими сторонами 17 декабря. Резолюция была принята 15 членами Совета Безопасности ООН единогласно.31 марта 2016 года начало работу Правительство национального единства Ливии. Его возглавил Файез Саррадж.Исламисты из несуществующей ВНС в Триполи присоединились к Верховному государственному совету, параллельному парламенту, которому ООН планирует играть консультативную роль.Парламент, заседающий в восточном городе Тобрук, не поддержал правительство национального согласия и проголосовал против вотума доверия.Сейчас в стране двоевластие. На востоке, в городе Тобрук, заседает всенародно избранный парламент. Его поддерживает Ливийская национальная армия (ЛНА) во главе с Халифом Хафтаром. Западнее, в Триполи, находится Правительство национального согласия, сформированное при поддержке ООН и Евросоюза, во главе с Файезом Сарраджем.Раздвоение и развал системы безопасности привели к росту активности вооруженных повстанческих групп и террористических организаций. Из-за отсутствия централизованной власти и единой армии Ливия стала центром контрабанды, а также перевалочным пунктом для нелегальных мигрантов из Африки в Европу.Россия и основные акторы на международной арене неоднократно подтверждали необходимость политического диалога в ливийском соглашении.Попытки урегулировать ситуацию в Ливии предпринимались самыми разными силами, в том числе европейцами и США, но не увенчались успехом из-за противоречивости позиций и точек зрения противоборствующих сторон.4 этап – принятие декларации по урегулированию кризиса25 июля 2017 года в пригороде Парижа (Сен-Клу) под патронажем президента Франции Эммануэля Макрона состоялась встреча главы Правительства национального согласия Сарраджа с командующим Ливийской национальной армией Хафтаром (специальным представителем ООН по Ливии Гассаном Саламе присутствовал в качестве наблюдателя).По итогам переговоров была принята декларация из десяти пунктов. Было отмечено широко распространенное понимание того, что ливийский кризис может быть разрешен только политическими средствами путем национального примирения всех ливийцев. Кроме того, стороны обязались соблюдать режим прекращения огня и воздерживаться от любого применения военной силы, за исключением случаев борьбы с терроризмом.Еще одним важным событием стала встреча высокого уровня по Ливии, состоявшаяся на полях 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 20 сентября 2017 г., в ходе которой Специальный представитель Генерального секретаря ООН по Ливии Гассан Саламе выдвинул план действий по ливийскому урегулированию. Он предполагает внесение взаимоприемлемых поправок всеми ливийскими сторонами в Схиратское соглашение и проведение общеливийской национальной конференции под эгидой ООН по созданию единых органов исполнительной власти, после чего должны состояться референдум по Конституции, президентские и парламентские выборы. проводиться.«Дорожная карта» ливийского урегулирования, представленная Саламе в Нью-Йорке, получила международную поддержку.С конца сентября 2017 года в Тунисе в рамках подготовки Парижских соглашений ведутся переговоры через Палату депутатов (парламент в Тобруке на востоке страны) и Высший государственный совет (базируется в Триполи) по внесение изменений в Схиратское соглашение о перераспределении полномочий между исполнительной и законодательной властью правительства, в том числе в части управления объединенными вооруженными силами. Однако никаких революционных решений принято не было.В мае 2018 года в Париже прошла международная конференция под эгидой ООН по урегулированию ситуации в Ливии.В переговорах приняли участие глава правительства национального единства Сарадж, командующий ЛНА маршал Хафтар, глава парламента на востоке страны Агила Салех и глава Верховного Государственного совета в Триполи. , Халид Мушри.По итогам встречи стороны, вовлеченные в политический кризис, договорились о проведении парламентских и президентских выборов 10 декабря. Кроме того, было решено провести работу по объединению силовых структур страны. Однако Парижские соглашения не были реализованы.В ноябре 2018 г. по инициативе итальянской стороны и при поддержке ООН в г. Палермо (Италия) состоялась международная «Конференция по Ливии», в которой приняли участие делегации более 20 стран, международных и региональных организаций. Ливию представляли премьер-министр правительства национального единства Файез Сарадж, председатель Высшего государственного совета Халед Мишри, спикер палаты представителей Салех и командующий Ливийской национальной армией Халифа Хафтар.Конференция одобрила итоговый документ, подтвердивший приверженность мирового сообщества сохранению суверенитета, территориальной целостности и национального единства Ливии. Мы приветствовали идею проведения инклюзивной национальной конференции в первые недели 2019 года. Подчеркнута важность завершения формирования законодательной базы для проведения выборов к весне 2019 года и готовности ливийских партий уважать результаты народного волеизъявления.27 февраля 2019 г. в Абу-Даби, благодаря посредничеству Специального представителя Генерального секретаря ООН по Ливии Гасана Саламе, состоялась очередная встреча Премьер-министра ПНС Ливии Файеза Сараджа и командующего Ливийской национальной армии Халифа Хафтар.Стороны договорились работать над завершением переходного периода в стране путем проведения всеобщих выборов и создания единых органов государственной власти. Однако соглашение, подписанное в Абу-Даби, так и не было реализовано.В апреле 2019 года Хафтар объявил о наступлении на Триполи, однако серьезных успехов ЛНА добиться не удалось — каждая сторона продолжает удерживать свои позиции, обмениваясь артиллерийскими обстрелами и ударами с воздуха.8 января 2020 года президенты России и Турции Владимир Путин и Тайип Эрдоган согласовали общую позицию по Ливии и призвали все стороны с полуночи воскресенья, 12 января, прекратить огонь и немедленно сесть за стол переговоров.Однако командующий Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифа Хафтар заявил, что приветствует эту инициативу, но продолжит наступление на Триполи.В свою очередь, глава правительства национального единства (ПНС) в Ливии Файез Саррадж заявил, что приветствует инициативу о прекращении огня, но при условии вывода подразделений ЛНА.13 января 2020 года в Москве состоялись многосторонние консультации по ливийскому урегулированию. Они начались со встречи министров иностранных дел и обороны России и Турции в формате 2+2. Позже переговоры продолжились в виде отдельных встреч делегаций друг с другом. Переговоры длились более шести часов и проходили за закрытыми дверями от прессы.Спикер Палаты представителей (парламента) Ливии, заседающий на востоке страны, Агила Салех и маршал Халифа Хафтар встретились только с российской стороной. При этом глава правительства национального единства Ливии Фаиз Сарадж и глава Высшего Государственного совета Ливии Халед Мишри провели встречи с российской и турецкой сторонами. Противоборствующие стороны не встречались на переговорах.После переговоров министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что в переговорах достигнут определенный прогресс. По его словам, итоговый документ подписали Сарадж и Мишри.Глава Ливийской национальной армии маршал Халифа Хафтар не поставил свою подпись.В частности, проект итогового соглашения предусматривает, что стороны конфликта в Ливии обязуются без предварительных условий соблюдать режим прекращения огня, вступивший в силу в 00.00 12 января, воздерживаться от любых наступательных действий, а также вести работу по стабилизации ситуации. Ситуация в Триполи и других городах страны. Кроме того, согласно проекту планируется создание рабочих групп по урегулированию ситуации в стране, первое заседание которых может состояться уже в январе.В сентябре 2019 года Германия начала международные консультации по Ливии на высоком официальном уровне. В нем приняли участие представители России, США, Франции, Великобритании, Италии, Египта, Объединенных Арабских Эмиратов, Турции, Лиги арабских государств и Европейского Союза, а также специальный представитель Секретаря ООН - Генерал Ливии Гассан Саламе.Впоследствии в Берлине состоялось еще несколько заседаний на высоком уровне.5 этап - прекращение огня и переговоры в августе/ сентябре 2020 года.Прекращение огня и переговоры возобновились в августе/сентябре 2020, примерно в тот же период, что и ливийские протесты 2020 года как в городах, контролируемых ПНС, так и ЛНА.Важный шаг на этапе переговоров после Саламе начался 21 августа 2020 года, когда аль-Сарадж от ПНС и Агила Салех от ЛНА совместно объявили о прекращении огня и призвали к снятию нефтяной блокады, к временному созданию нового президентского совета в Сирте, к парламентским и президентским выборам состоится в марте 2021 года, а также для совместного развертывания сил безопасности в Сирте для охраны нового президентского совета[12]7-9 сентября продолжались переговоры между неназванными "ключевыми ливийскими заинтересованными сторонами" при поддержке МООНПЛ и Центра гуманитарного диалога. Участники договорились о 18-месячном сроке для проведения парламентских и президентских выборов, об осуществлении амнистии, которая должна быть одобрена парламентом, о поддержке возвращения внутренне перемещенных лиц и диаспоры, а также о передаче ряда правительственных функций Сирту. 11 сентября в Бузнике продолжились обсуждения в рамках Ливийского диалога между пятью членами ПНС и пятью членами ХоР, включая Идриса Омрана из ХоР. Омран заявил, что группа согласовала "критерии, прозрачные механизмы и цели" для ключевых национальных ролей. Согласно ливийским СМИ, обсуждаемые роли включали глав центрального банка, Национальной нефтяной корпорации и вооруженных сил.6 этап – мирный процесс и перспективы урегулирования21 августа 2020 г. ПНС объявило о прекращении огня, в тот же день о надежде на скорейшее окончании конфликта заявил спикер Палаты Представителей Агила Салех. 23 октября 2020 г. в Женеве было подписано официальное соглашение между сторонами о перемирии и начале политического диалога. В ноябре того же года под патронажем миссии ООН по поддержке Ливии в Тунисе прошел форум межливийского диалога, на котором была выработана программа по выходу из политического кризиса. Основными пунктами были:● Объединение систем органов государственной власти, сформированных конфликтующими сторонами в ходе конфликта;● Формирование нового президентского совета, исполняющего обязанности главы государства, в составе 3 человек (председатель и 2 заместителя), каждый из которых будет представлять отдельную историческую область (Триполитания, Киренаика и Феццан), и нового правительства (глава правительства и 2 его заместителя избираются по принципу аналогичному формированию президентского совета);● Определение сроков переходного периода - 18 месяцев с момента утверждения состава правительства Палатой Представителей, после которого в Ливии должны пройти президентские и парламентские выборы.5 февраля 2021 года в Женеве участники Форума ливийского политического диалога, проходящего под эгидой ООН, избрали высших должностных лиц переходного руководства Ливии.Новым главой Президентского совета по итогам проведенного голосования по спискам был избран Мухаммед Юнис аль-Манфи (бывший посол Правительства национального согласия (ПНС) Ливии в Греции, представитель Киренаики). Его заместителями в Президентском совете стали Муса аль-Куни (генеральный консул Ливии в Мали (2005-2011 гг.), вице-премьер ПНС (2016-2017 гг., представитель Феццана) и Абдалла Хуссейн аль-Лафи (избранный член Палаты представителей, бойкотировавший ее работу, противник проекта Х. Хафтара по восстановлению порядка в Ливии военным путей, представитель Триполитании). Главой переходного правительства избран ливийский бизнесмен и политик Абдель Хамид Дубейба, имеющий тесные бизнес-контакты с Турцией.По состоянию на 2022 год в Ливии все еще наблюдается атмосфера надежды на скорый выход из кризиса благодаря относительной успешности политического урегулирования. Однако перед новым правительством по-прежнему стоят прежние трудные задачи: объединение страны, выход из финансового кризиса, восстановление суверенитета страны, возвращение на мировую арену.На данный момент новое правительство североафриканской страны не выглядит надежным на фоне срыва нефтяных поставок, которые обеспечивают значительную часть национального дохода. Более того, кажется вероятным, что иностранные игроки вновь предпримут попытки дестабилизации страны путем поддержки отдельных политических групп для решения собственных задач.Таким образом, необходимо констатировать, что в данный момент Ливия находится лишь в начале трудного пути выхода из политического кризиса, в которой страна погрузилась после неудачных попыток государственного строительства, последующих после свержения М. Каддафи.ЗаключениеВ ходе написания курсовой работы, была выявлена специфика политики США в Ливии, а также факторы, повлиявшие на формирование позиции США в отношении конфликта в стране. В соответствии с целью также выполнен ряд задач:Выявлены геополитические предпосылки участия США в урегулировании конфликта в Ливии;Проанализировано влияние США на внутри- и внешнеполитические события в Ливии в период с 2011 по 2022 гг.;Изучена эволюция подходов администраций США к урегулированию ливийской конфронтации;Определены факторы, влияющие на изменение подхода Соединенных Штатов к решению конфликта в Ливии. Гражданская война, разгоревшаяся в Ливии в 2011 г., привела к слому ливийской государственности и фактическому распаду страны на несколько территориальных образований,боевые действия в которой ведутся и по настоящий момент. Значительные жертвы и разрушения, а также серьезные социально-экономические трудности и нестабильная внутриполитическая ситуация привели в итоге к тому, что Ливия перестала существовать, как единая страна и превратилась в разрушенное, неуправляемое государство.Дестабилизация ситуации в Ливии сказалась и на деятельности американских энергетических корпораций. Постоянная борьба за контроль нефтяными полями страны привела к разрушению инфраструктуры, резкому повышению уровня риска для персонала и, как следствие, к свертыванию своей деятельности многими американскими компаниями. Таким образом, после начала гражданской войны, и по сей день, работа многих американских корпораций носит довольно ограниченный характер, а американо-ливийские отношения де-факто сузились до кооперации с одним из политических лагерей страны.Так, исторический фон американо-ливийских отношений, рассмотренный ранее, никоим образом нельзя считать благоприятным. Изначально избранный, антизападный курс М. Каддафи, неоднократно воплощавшийся не только в подготовке боевиков, но и многочисленных терактах, вызывал сильное недовольство в Вашингтоне.Рассмотренные причины, этапы и события Гражданской войны в Ливии позволяют сделать вывод о том, что роль США в Ливийском кризисе 2011 года остается бесспорной.Таким образом, сдержанный подход Вашингтона к Ливии после 2011 года представляет собой упущенную возможность, поскольку, несмотря на двусмысленность и изменения, описанные выше, Соединенные Штаты по-прежнему рассматриваются многими ливийцами как заслуживающий доверия посредник. По сравнению с региональными игроками, такими как ЕС и Турция, США были меньше заинтересованы в Ливии, что позволяло им быть более нейтральным игроком. В США мог бы использовать этот источник доверия и использовать многочисленные инструменты внешней политики, имеющиеся в его распоряжении, не только для того, чтобы подтолкнуть ливийских и внешних участников к политическому урегулированию, таких как справедливое распределение нефтяных ресурсов и поддержка правосудия переходного периода, осуществляемого на местном уровне и миростроительство.Список используемой литературыБабкин С. Э., Егорин А. 3., Миронова Г. В., Подцероб А. Б. Ливия после Каддафи / Российская академия наук, Институт востоковедения. - Москва : ИВ РАН, 2021. - 409 с.; 21 см.; ISBN 978-5-907384-49-1 Бартенев В.И. «Ливийская проблема» в международных отношениях (1969— 2008). М.: ЛЕНАНД, 2009. 448 с.Васецова Е. Ливия: пять лет без Каддафи // Россия и мусульманский мир. 2017. №8 (302). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/liviya-pyat-let-bez-kaddafi (дата обращения: 26.08.2022).Видясова Мария Федоровна Европа и гражданская война в Ливии: куда идет страна 140 племен и "120 воюющих сторон"? // АПЕ. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evropa-i-grazhdanskaya-voyna-v-livii-kuda-idet-strana-140-plemen-i-120-voyuyuschih-storon (дата обращения: 26.08.2022).Высочина Е.С. Ливия – Африканское поле битвы мировых держав: к изданию книги М.Ф. Видясовой «Ливия. Куда идет страна 140 племен?» // Новый исторический вестник. 2021. №1 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/liviya-afrikanskoe-pole-bitvy-mirovyh-derzhav-k-izdaniyu-knigi-m-f-vidyasovoy-liviya-kuda-idet-strana-140-plemen (дата обращения: 26.08.2022).Ганиев Т.А., Карякин В.В. Гражданская война в Ливии: ход боевых действий и интересы сторон // Архонт. 2020. №3 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskaya-voyna-v-livii-hod-boevyh-deystviy-i-interesy-storon (дата обращения: 26.08.2022).Доклад Генерального секретаря о Миссии Организации Объединенных Наций по поддержке в Ливии (МООНПЛ). URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=S/2012/129& referer=http://en.wMpedia.org/wiki/Aftermath_of_the_Libyan_Civil_War&Lang=R (дата обращения: 14.05.2014).Доклады исследовательской службы конгресса США (on Libyan conflict) http://cast.ru/products/articles/doklad-issledovatelskoy-sluzhby-kongressa-ssha-o-postavkakh-vooruzheniy-razvivayushchimsya-stranam-v.htmlЕгорин А.З. История Ливии ХХ век; Арабский Восток в борьбе за обновление (Ливия, Египет, Сирия). Хроника событий, 2012–2013 гг. М.: Ив РАН, 2014. 350 с.Копосова Е. За кулисами свержения Каддафи: стоила ли игра свеч? // Россия и мусульманский мир. 2016. №1 (283). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/za-kulisami-sverzheniya-kaddafi-stoila-li-igra-svech-1 (дата обращения: 26.08.2022).Крупин С.В. Ливия после Каддафи // Вестник Московского университета. Серия 27. Глобалистика и геополитика. 2014. №3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/liviya-posle-kaddafi (дата обращения: 26.08.2022).Кузнецов А. Политические факторы, влияющие на топливно-энергетический комплекс Ливии // Геоэкономика энергетики. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskie-faktory-vliyayuschie-na-toplivno-energeticheskiy-kompleks-livii-1 (дата обращения: 26.08.2022).Лукьянов Г. Ливийский кризис: пять лет нестабильности, деградации и дезинтеграции // Россия и мусульманский мир. 2016. №11 (293). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/liviyskiy-krizis-pyat-let-nestabilnosti-degradatsii-i-dezintegratsii (дата обращения: 26.08.2022).Мамлук Фатума М. М. Ливия после ликвидации режима Муаммара Каддафи // Манускрипт. 2017. №5 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/liviya-posle-likvidatsii-rezhima-muammara-kaddafi (дата обращения: 26.08.2022).Мирзеханов В.С., Кузнецов В.А., Сидоров А.С., Трунов Ф.О., Шлыков П.В. «Ливийский вопрос»: перспективы урегулирования в контексте обеспечения европейской и международной безопасности // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9, Востоковедение и африканистика: Реферативный журнал. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/liviyskiy-vopros-perspektivy-uregulirovaniya-v-kontekste-obespecheniya-evropeyskoy-i-mezhdunarodnoy-bezopasnosti (дата обращения: 26.08.2022).Мирзиё Муродил Угли Рахимов Роль племен в политическое жизни ливии при Каддафи // Scientific progress. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-plemen-v-politicheskoy-zhizni-livii-pri-kaddafi (дата обращения: 26.08.2022).Новодран Е.М. Вмешательство стран запада в гражданское противостояние в Ливии в 2011 г. и позиция Российской дипломатии // Genesis: исторические исследования. 2022. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vmeshatelstvo-stran-zapada-v-grazhdanskoe-protivostoyanie-v-livii-v-2011-g-i-pozitsiya-rossiyskoy-diplomatii (дата обращения: 26.08.2022).Оганисян Л.Д. Становление новой ливийской государственности и политика Евроатлантического сообщества (2011-2017) // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-novoy-liviyskoy-gosudarstvennosti-i-politika-evroatlanticheskogo-soobschestva-2011-2017 (дата обращения: 26.08.2022).Подцероб А.Б. Ливийская трагедия: Причины и последствия // Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/30-09-11a.htm (дата обращения: 29.05.2014).Поняев И. М. Конфликт двоевластия в Ливии как процесс социально-политической трансформации // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konflikt-dvoevlastiya-v-livii-kak-protsess-sotsialno-politicheskoy-transformatsii (дата обращения: 26.08.2022).Самохин А.А. Военное вмешательство как фактор международных отношений // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. №4 (167). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voennoe-vmeshatelstvo-kak-faktor-mezhdunarodnyh-otnosheniy (дата обращения: 26.08.2022).Сафронова О.В. Исторический опыт исследовательской службы конгресса США: формирование специфической модели экспертно-аналитического обеспечения процесса принятия решений // Вестник ННГУ. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-opyt-issledovatelskoy-sluzhby-kongressa-ssha-formirovanie-spetsificheskoy-modeli-ekspertno-analiticheskogo (дата обращения: 26.08.2022).Смирнова Г. Возможные сценарии развития ситуации в Ливии после свержения М. Каддафи // Россия и мусульманский мир. 2016. №2 (284). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnye-stsenarii-razvitiya-situatsii-v-livii-posle-sverzheniya-m-kaddafi (дата обращения: 26.08.2022).Хлопов О.А. Политика США в отношении урегулирования конфликта в Ливии // The Scientific Heritage. 2021. №66-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politika-ssha-v-otnoshenii-uregulirovani-konflikta-v-livii (дата обращения: 26.08.2022).

1. Бабкин С. Э., Егорин А. 3., Миронова Г. В., Подцероб А. Б. Ливия после Каддафи / Российская академия наук, Институт востоковедения. - Москва : ИВ РАН, 2021. - 409 с.; 21 см.; ISBN 978-5-907384-49-1
2. Бартенев В.И. «Ливийская проблема» в международных отношениях (1969— 2008). М.: ЛЕНАНД, 2009. 448 с.
3. Васецова Е. Ливия: пять лет без Каддафи // Россия и мусульманский мир. 2017. №8 (302). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/liviya-pyat-let-bez-kaddafi (дата обращения: 26.08.2022).
4. Видясова Мария Федоровна Европа и гражданская война в Ливии: куда идет страна 140 племен и "120 воюющих сторон"? // АПЕ. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evropa-i-grazhdanskaya-voyna-v-livii-kuda-idet-strana-140-plemen-i-120-voyuyuschih-storon (дата обращения: 26.08.2022).
5. Высочина Е.С. Ливия – Африканское поле битвы мировых держав: к изданию книги М.Ф. Видясовой «Ливия. Куда идет страна 140 племен?» // Новый исторический вестник. 2021. №1 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/liviya-afrikanskoe-pole-bitvy-mirovyh-derzhav-k-izdaniyu-knigi-m-f-vidyasovoy-liviya-kuda-idet-strana-140-plemen (дата обращения: 26.08.2022).
6. Ганиев Т.А., Карякин В.В. Гражданская война в Ливии: ход боевых действий и интересы сторон // Архонт. 2020. №3 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskaya-voyna-v-livii-hod-boevyh-deystviy-i-interesy-storon (дата обращения: 26.08.2022).
7. Доклад Генерального секретаря о Миссии Организации Объединенных Наций по поддержке в Ливии (МООНПЛ). URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=S/2012/129& referer=http://en.wMpedia.org/wiki/Aftermath_of_the_Libyan_Civil_War&Lang=R (дата обращения: 14.05.2014).
8. Доклады исследовательской службы конгресса США (on Libyan conflict) http://cast.ru/products/articles/doklad-issledovatelskoy-sluzhby-kongressa-ssha-o-postavkakh-vooruzheniy-razvivayushchimsya-stranam-v.html
9. Егорин А.З. История Ливии ХХ век; Арабский Восток в борьбе за обновление (Ливия, Египет, Сирия). Хроника событий, 2012–2013 гг. М.: Ив РАН, 2014. 350 с.
10. Копосова Е. За кулисами свержения Каддафи: стоила ли игра свеч? // Россия и мусульманский мир. 2016. №1 (283). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/za-kulisami-sverzheniya-kaddafi-stoila-li-igra-svech-1 (дата обращения: 26.08.2022).
11. Крупин С.В. Ливия после Каддафи // Вестник Московского университета. Серия 27. Глобалистика и геополитика. 2014. №3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/liviya-posle-kaddafi (дата обращения: 26.08.2022).
12. Кузнецов А. Политические факторы, влияющие на топливно-энергетический комплекс Ливии // Геоэкономика энергетики. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskie-faktory-vliyayuschie-na-toplivno-energeticheskiy-kompleks-livii-1 (дата обращения: 26.08.2022).
13. Лукьянов Г. Ливийский кризис: пять лет нестабильности, деградации и дезинтеграции // Россия и мусульманский мир. 2016. №11 (293). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/liviyskiy-krizis-pyat-let-nestabilnosti-degradatsii-i-dezintegratsii (дата обращения: 26.08.2022).
14. Мамлук Фатума М. М. Ливия после ликвидации режима Муаммара Каддафи // Манускрипт. 2017. №5 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/liviya-posle-likvidatsii-rezhima-muammara-kaddafi (дата обращения: 26.08.2022).
15. Мирзеханов В.С., Кузнецов В.А., Сидоров А.С., Трунов Ф.О., Шлыков П.В. «Ливийский вопрос»: перспективы урегулирования в контексте обеспечения европейской и международной безопасности // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9, Востоковедение и африканистика: Реферативный журнал. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/liviyskiy-vopros-perspektivy-uregulirovaniya-v-kontekste-obespecheniya-evropeyskoy-i-mezhdunarodnoy-bezopasnosti (дата обращения: 26.08.2022).
16. Мирзиё Муродил Угли Рахимов Роль племен в политическое жизни ливии при Каддафи // Scientific progress. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-plemen-v-politicheskoy-zhizni-livii-pri-kaddafi (дата обращения: 26.08.2022).
17. Новодран Е.М. Вмешательство стран запада в гражданское противостояние в Ливии в 2011 г. и позиция Российской дипломатии // Genesis: исторические исследования. 2022. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vmeshatelstvo-stran-zapada-v-grazhdanskoe-protivostoyanie-v-livii-v-2011-g-i-pozitsiya-rossiyskoy-diplomatii (дата обращения: 26.08.2022).
18. Оганисян Л.Д. Становление новой ливийской государственности и политика Евроатлантического сообщества (2011-2017) // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-novoy-liviyskoy-gosudarstvennosti-i-politika-evroatlanticheskogo-soobschestva-2011-2017 (дата обращения: 26.08.2022).
19. Подцероб А.Б. Ливийская трагедия: Причины и последствия // Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/30-09-11a.htm (дата обращения: 29.05.2014).
20. Поняев И. М. Конфликт двоевластия в Ливии как процесс социально-политической трансформации // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konflikt-dvoevlastiya-v-livii-kak-protsess-sotsialno-politicheskoy-transformatsii (дата обращения: 26.08.2022).
21. Самохин А.А. Военное вмешательство как фактор международных отношений // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. №4 (167). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voennoe-vmeshatelstvo-kak-faktor-mezhdunarodnyh-otnosheniy (дата обращения: 26.08.2022).
22. Сафронова О.В. Исторический опыт исследовательской службы конгресса США: формирование специфической модели экспертно-аналитического обеспечения процесса принятия решений // Вестник ННГУ. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-opyt-issledovatelskoy-sluzhby-kongressa-ssha-formirovanie-spetsificheskoy-modeli-ekspertno-analiticheskogo (дата обращения: 26.08.2022).
23. Смирнова Г. Возможные сценарии развития ситуации в Ливии после свержения М. Каддафи // Россия и мусульманский мир. 2016. №2 (284). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnye-stsenarii-razvitiya-situatsii-v-livii-posle-sverzheniya-m-kaddafi (дата обращения: 26.08.2022).
24. Хлопов О.А. Политика США в отношении урегулирования конфликта в Ливии // The Scientific Heritage. 2021. №66-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politika-ssha-v-otnoshenii-uregulirovani-konflikta-v-livii (дата обращения: 26.08.2022).

Вопрос-ответ:

Какие были основные причины вмешательства США в Гражданскую войну в Ливии в 2011 году?

Основной причиной вмешательства США в Гражданскую войну в Ливии в 2011 году было желание предотвратить гуманитарную катастрофу и защитить мирное население от насилия, которое было совершаемо режимом Муаммара Каддафи.

Какие последствия интервенции США в Ливии в 2011 году были для самой Ливии и для других акторов региона?

Последствия интервенции США в Ливии в 2011 году были крайне негативными и привели к долговременному политическому и экономическому хаосу в стране. Кроме того, интервенция спровоцировала включение в конфликт других акторов региона, таких как Египет, Турция и Катар, усугубив ситуацию и продлевая гражданскую войну.

Какой подход США был сформирован в отношении Ливии с 2011 по 2022 год?

США сформировали сдержанный подход в отношении Ливии с 2011 по 2022 год, который включал поддержку мирного урегулирования конфликта, обеспечение гуманитарной помощи и сотрудничество с международными партнерами для достижения политической стабильности в стране.

Какие были основные этапы политики США в Ливии с 2011 по 2022 год?

Основные этапы политики США в Ливии с 2011 по 2022 год включали интервенцию в 2011 году, попытки урегулирования конфликта, поддержку мирного процесса, борьбу с терроризмом, обеспечение гуманитарной помощи и участие в международных усилиях по достижению политической стабильности в стране.

Какие были основные причины возникновения Гражданской войны в Ливии и военной интервенции в 2011 году?

Основными причинами возникновения Гражданской войны в Ливии и военной интервенции в 2011 году были длительное авторитарное правление Муаммара Каддафи, нарушение прав человека, экономическое неравенство и недовольство населения, а также волна арабской весны, которая привела к массовым протестам в стране.

Какие были причины вмешательства США в Ливию в 2011 году?

Причинами вмешательства США в Ливию в 2011 году было стремление к свержению режима Муаммара Каддафи, защита мирных протестующих и поддержка демократических изменений в стране. Также США опасались гуманитарного кризиса и риска установления радикальных исламистских группировок в Ливии.

Какие последствия интервенции США в Ливию в 2011 году?

Последствиями интервенции США в Ливию в 2011 году стали политический и военный хаос в стране, усиление терроризма и радикализма, распространение оружия и упадок экономики. Также интервенция спровоцировала включение в конфликт различных акторов, в том числе региональных и внерегиональных сил, а также негосударственных группировок.

Какую политику США проводили в Ливии с 2011 по 2022 годы?

США проводили различные этапы политики в Ливии с 2011 по 2022 годы. Сначала была интервенция и свержение режима Каддафи, затем начался переходный период и образование новых политических институтов. В последующие годы США проводили ограниченную политику в Ливии, избегая прямого вмешательства и ставя перед собой цель урегулирования конфликта и поддержки стабильности в регионе.