Германская политика по отношению к странам СССР 1991-2001 гг.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Зарубежная
  • 27 27 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 28.09.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1 Отношения Германии и Российской Федерацией 6
1.1 Характеристика отношений между Германией и СССР (Российской Федерацией) 6
1.2 Факторы, осложняющие отношения Российской Федерации и Германии 14
Глава 2 Отношения Германии к странам СССР 16
2.1 Германия и Украина 16
2.2 Германия и Белоруссия 18
2.3 Германия и страны Прибалтики 21
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Фрагмент для ознакомления

Заявление Верховного Совета Республики Беларусь «О принципах внешнеполитической деятельности» содержало важные положения о приверженности государства принципам Организации Объединенных Наций, международных обязательств, принятых в рамках соответствующих договоров [5]. В заявлении была выражена готовность присоединиться к Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., подписать Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, с 1995 г. – ОБСЕ) и тем самым принять на себя обязательства, принятые в рамках Совещания. В документе содержалось обращение к странам – членам СБСЕ принять Республику Беларусь в качестве полноправного члена Совещания, начать переговоры об уничтожении ядерного оружия и объявлении европейского континента безъядерной зоной. В принятом постановлении Верховного Совета, которое касалось реализации заявления, были предусмотрены необходимые меры по включению республики в качестве полноправного члена в общеевропейский процесс: информирование международного сообщества о принятых решениях; вступление в переговоры с другими государствами для разработки и заключения соглашений по проблемам, представляющим взаимный интерес; начало переговоров с другими государствами об установлении дипломатических отношений; продолжение сотрудничества с международным сообществом по организации поддержки программ минимизации последствий Чернобыльской катастрофы. В выступлении министра иностранных дел П. Кравченко на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1991 г. были определены такие важные внешнеполитические задачи, как превращение Беларуси в безъядерную зону, создание условий для формирования рыночных структур и экономического подъема, обеспечение экологической безопасности 58 Республики Беларусь, свободного взаимодействия культур и др. Значимое место среди заявленных внешнеполитических целей занимали вопросы, которые касались двух- и многосторонних отношений с Германией: сотрудничество в целях минимизации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, привлечение иностранных инвестиций, получение компенсаций от ФРГ заключенными концлагерей и др. Изложенные принципы и приоритеты внешнеполитической линии Республики Беларусь были положены в основу формирования отношений с зарубежными государствами. Верховный Совет Республики Беларусь принял ряд правовых актов, которые законодательно обеспечивали важнейшие направления внешней политики на данном этапе: законы о порядке заключения, выполнения и денонсации международных договоров Республики Беларусь, об иностранных инвестициях [5].2.3 Германия и страны ПрибалтикиРазвитие отношений с Литвой, Латвией и Эстонией явилось одним из наиболее проблемных аспектов политики Германии на постсоветском пространстве в 1990-е гг. Заявив о приоритетном характере сотрудничества с Москвой, правительство Г. Коля было вынуждено постоянно учитывать интересы России в Балтийском регионе. Такой подход далеко не всегда встречал взаимопонимание руководства трех стран, которое справедливо опасалось, что ФРГ, стремясь сохранить стратегический характер партнерства с Российской Федерацией, будет игнорировать их стремление «вернуться в Европу».Двойственный и противоречивый характер германской политики в отношении Литвы, Латвии и Эстонии обусловил существование различных точек зрений среди исследователей по поводу внешнеполитической стратегии правительства Г. Коля в этом регионе [6].После завершения борьбы за восстановление государственности в августе—сентябре 1991 г. Литва, Латвия и Эстония сразу же достаточно четко сформулировали две внешнеполитические цели, которые стали приоритетами их внешней политики в рассматриваемый период. Все три страны заявили о желании вступить в ЕС и НАТО, рассматривая членство в обеих структурах как естественное последствие своего «возвращения в Европу» после 50 лет пребывания в составе СССР.Руководство ФРГ в целом разделяло такую позицию, однако сознавало, что присоединение стран Прибалтики к единой Европе неизбежно приведет к дополнительным финансовым издержкам. Германии как одному из главных доноров европейской интеграции придется оплачивать необходимые структурные реформы в этих государствах. Вступление Литвы, Латвии и Эстонии в НАТО могло привести к еще более негативным последствиям для немецкой экономики, ведущие представители которой уже оценивали возможности работы на обширном российском рынке. Новый конфликт Запада и России из-за членства в блоке прибалтийских государств мог перечеркнуть эти планы. Исходя из этого правительство Г. Коля, как и в 1990—1991 гг., предпочло занять достаточно неопределенную позицию в отношении стран Прибалтики. Как и в случае с другими постсоветскими странами, включая Россию, федеральное правительство стремилось представить себя решительным сторонником демократических и рыночных изменений в этих государствах, что, впрочем, не подразумевало никаких конкретных обязательств перед ними.Учитывая это, прибалтийские страны пытались оказать влияние на немецкое руководство, убедить его в необходимости отказаться от поддержания стратегического партнерства с Россией любой ценой, в том числе и за счет игнорирования их желания стать членами ЕС и НАТО. Для этого необходимо было наладить постоянные контакты с представителями федерального правительства, хорошо ориентироваться в противоречиях между представителями различных партий, эффективно взаимодействовать со средствами массовой информации. В этой связи существенной проблемой для прибалтийских стран в начале 1990-х гг. стала нехватка собственных дипломатических кадров, поэтому послами в западных странах часто становились представители диаспор. К примеру, посольство Латвии в ФРГ возглавил Э. Левитс, который с 1972 г. жил в Западной Германии. Осенью 1991 г. представители наиболее многочисленной латышской общины приняли активное участие в организации информационного центра прибалтийских стран, стремясь привлечь внимание немецкой общественности и СМИ к проблемам этих государств [6].Достаточно сдержанно руководство ФРГ отнеслось и к идее создания институционального механизма субрегиональной кооперации в регионе Балтийского моря. Инициируя наряду с Данией создание Совета государств Балтийского моря (СГБМ), федеральное правительство стремилось решить, в первую очередь, собственные внутриполитические проблемы. Как справедливо отмечают немецкие исследователи Ш. Гэнцле и Х. Хюбель, для правительства Германии было важно подчинить сотрудничество северогерманских земель с соседями по региону единой внешнеполитической линии федерального руководства. Это и обусловило появление совместной инициативы глав МИД ФРГ Х.-Д. Геншера и Дании У. Эллемана-Енсена по созданию форума межгосударственного сотрудничества в регионе Балтийского моря, которая была обнародована 22 октября 1991 г. на встрече в Ростоке. Правительство ФРГ не возражало против расширения контактов Шлезвиг-Гольштейна, Мекленбурга-Предпомерании и Гамбурга с соседними странами, но, вместе с тем, предпочло полностью контролировать этот процесс.Тем не менее несмотря на то, что развитие отношений между ФРГ и прибалтийскими странами не приняло такого же активного характера, как, к примеру, с Польшей, в 1990-е гг. была сформирована договорно-правовая база для дальнейшего развития двустороннего сотрудничества, налажен постоянный обмен визитами на всех уровнях.Так, к концу пребывания в должности канцлера Г. Коля между Германией и Литвой были подписаны 13 соглашений, 1 договоренность и 1 протокол. Базовым документом для выстраивания всего комплекса двустороннего сотрудничества вплоть до вступления Литвы в ЕС 1 мая 2004 г. оставалась Декларация об основе отношений между этими странами от 21 июля 1993 г. [49]. Председатель Верховного Совета В. Ландсбергис дважды (в феврале и марте 1992 г.), а президентА. Бразаускас трижды (в сентябре 1994 г., январе и июле 1996 г.) посещали Германию. Вступивший в должность президента в конце февраля 1998 г. В. Адамкус также в октябре и ноябре того же года выезжал в ФРГ, став свидетелем смены правительства в этой стране.Основой для развития германо-латвийских отношений стала подписанная 20 апреля 1993 г. Совместная декларация об отношениях между двумя государствами. Помимо этого, до смены канцлера в Германии в октябре 1998 г. было заключено 19 соглашений в различных сферах, организовано тесное межпарламентское сотрудничество, налажен обмен визитами, в том числе и на высшем уровне, хотя и не такой интенсивный, как с Литвой. Латвийский президент Г. Ульманис, как уже отмечалось, посетил ФРГ с первым официальным визитом в декабре 1995 г [6].ЗаключениеОбстоятельства обусловливали стремление Германии укреплять сотрудничество с Украиной, взаимодействие с которой рассматривалось в качестве одного из ключевых элементов внешнеполитической стратегии Г. Коля в отношении стран Центральной и Восточной Европы, направленной на укрепление позиций ФРГ как регионального лидера. И хотя сотрудничество с Украиной представлялось федеральному руководству менее приоритетным, нежели взаимодействие с соседними странами: Чехией и Польшей, рассмотренное в данной статье направление германской внешней политики явилось одним из ключевых элементов стратегии ФРГ на постсоветском пространстве в начале1990-х гг. Таким образом, в системе внешнеполитических приоритетов ФРГ еще в начале 1990-х гг. три прибалтийских государства прочно заняли периферийное положение. Если в 1990—1991 гг., когда провозгласившие независимость Литва, Латвия и Эстония боролись за международное признание, развитию двусторонних отношений препятствовало нежелание федерального руководства конфликтовать с М. Горбачевым и тем самым ставить под угрозу процесс объединения Германии, то после распада СССР на первое место выдвинулись другие опасения. Непредсказуемая социально-политическая ситуация в России могла стать причиной затягивания вывода российских войск с территории ФРГ. В этой ситуации правительство Г. Коля избегало занимать определенную позицию по ключевым для стран Прибалтики вопросам, которые касались сроков и условий их присоединения к ЕС и НАТО. Кроме того, руководство Германии постоянно пыталось увязать интересы трех прибалтийских стран со стремлением сохранить и укрепить партнерские отношения с Российской Федерацией, прежде всего, в экономической сфере.В итоге к окончанию срока нахождения у власти коалиции ХДС-ХСС и СвДП прибалтийские страны испытывали определенное недоверие к политике Германии в их регионе. Слабое по сравнению с Польшей, Венгрией и Чехией присутствие немецкого капитала в экономике Литвы, Латвии и Эстонии позволяло им не опасаться негативной реакции ФРГ на их дальнейшее сближение с США, странами Скандинавии, Польшей и Украиной. К началу 2000-х гг. федеральное руководство фактически утратило рычаги влияния на позицию трех прибалтийских государств, политика которых определялась собственным представлением о их месте в Европе.Значимым направлением политики Беларуси в отношении ФРГ в1990–2000-х гг. являлось участие в реализации международных договоренностей об окончательном урегулировании в отношении Германии. Обагосударства подписали и реализовали соглашения о выплате Германиейкомпенсаций жертвам нацистских преследований в Беларуси по четырехсторонним договоренностям 1993 г. и по многостороннему соглашению2000 г., были выполнены положения международных договоров относительно финансирования германской стороной жилищной программы пообустройству выведенных на территорию Беларуси советских войск изВосточной Германии и создания системы переподготовки увольняемых взапас военнослужащих.Необходимо также подчеркнуть, что объективная оценка реального влияния Германии на политику прибалтийских стран в конце ХХ — начале ХХI вв. позволяет более взвешенно рассмотреть современное состояние и перспективы развития отношений Республики Беларусь с ФРГ, учитывая обозначенные еще в начале 1990-х гг. политические и экономические интересы этого государства на постсоветском пространстве.Список использованной литературыДядькина Д.В. Становление и развитие российско-германских отношений в конце XX и начале XXI века // Центр стратегических оценок и прогнозов.– 2013 синКокеев А. М. Политика ФРГ в отношении стран СНГ в конце 1991 – середине 2000-х годов. Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН, 2019, № 4, сс. 42-49. КраснКравченко П.К. Беларусь на переломе: дипломатический прорыв в мир. Выступления, статьи, интервью, беседы, дипломатические документы и переписка: учеб.-метод. пособие. - Минск: БИП-С Плюс, 2009. - 636 с. Желт 368Павлов Н.В., Новиков А.А. Внешняя политика ФРГ от Аденауэра до Шрёдера. - М.: Московские учебники, 2005. - 609 с. Красн 2Русакович А. В.Германия во внешней политике Беларуси (1990–2012 гг.) / А.В. Русакович. –Минск: РИПО, 2015. – 424 с. ЖелтФрольцов В. Политика ФРГ в отношении Литвы, Латвии и Эстонии (1991—1998 гг.) // Журнал международного права и международных отношений. - 2008. - №4 фиолетФрольцов В. Политика ФРГ в отношении Украины В 1990-199 4 гг.: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ // Журнал международного права и международных отношений. - 2005. - №3. - С. 22-27. Зел

Список использованной литературы

1. Дядькина Д.В. Становление и развитие российско-германских отношений в конце XX и начале XXI века // Центр стратегических оценок и прогнозов. – 2013 син
2. Кокеев А. М. Политика ФРГ в отношении стран СНГ в конце 1991 – середине 2000-х годов. Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН, 2019, № 4, сс. 42-49. Красн
3. Кравченко П.К. Беларусь на переломе: дипломатический прорыв в мир. Выступления, статьи, интервью, беседы, дипломатические документы и переписка: учеб.-метод. пособие. - Минск: БИП-С Плюс, 2009. - 636 с. Желт 368
4. Павлов Н.В., Новиков А.А. Внешняя политика ФРГ от Аденауэра до Шрёдера. - М.: Московские учебники, 2005. - 609 с. Красн 2
5. Русакович А. В. Германия во внешней политике Беларуси (1990–2012 гг.) / А.В. Русакович. –Минск: РИПО, 2015. – 424 с. Желт
6. Фрольцов В. Политика ФРГ в отношении Литвы, Латвии и Эстонии (1991—1998 гг.) // Журнал международного права и международных отношений. - 2008. - №4 фиолет
7. Фрольцов В. Политика ФРГ в отношении Украины В 1990-199 4 гг.: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ // Журнал международного права и международных отношений. - 2005. - №3. - С. 22-27. Зел

Вопрос-ответ:

Каковы были отношения между Германией и СССР/Россией в период с 1991 по 2001 гг?

Отношения между Германией и СССР/Россией в период с 1991 по 2001 гг были сложными и неоднозначными. С одной стороны, происходило укрепление экономических и политических связей между странами, включая развитие торговли, инвестиций и научного сотрудничества. Однако с другой стороны, отношения осложнялись рядом факторов, таких как различия в политических и экономических системах, проблемы, связанные с наследием СССР, и вопросы национальной безопасности.

Как Германия относилась к Украине в указанный период?

Германия в указанный период проявляла интерес и активное внимание к Украине. Обе страны развивали торговые и экономические отношения, сотрудничали в сфере культуры и науки. Германия также оказывала помощь Украине в процессе освоения демократических стандартов и рыночной экономики. Однако отношения в этот период были в том числе осложнены рядом проблем, включая сложную экономическую ситуацию в Украине и разногласия в отношении политических реформ.

Каков характер отношений между Германией и Российской Федерацией?

Отношения между Германией и Российской Федерацией характеризовались в период с 1991 по 2001 годы значительной динамикой и разнообразием. Начало этого периода было тяжелым, так как Германия и Россия столкнулись с различными проблемами, связанными с распадом СССР. Однако, в последующие годы, отношения улучшились и страны стали взаимодействовать в различных сферах, таких как экономика, политика и культура.

Какие факторы осложняли отношения Российской Федерации и Германии?

Отношения Российской Федерации и Германии осложнялись несколькими факторами. Во-первых, после распада СССР, Германия столкнулась с нестабильностью и экономическим кризисом, что отрицательно сказывалось на отношениях с Россией. Во-вторых, различные взгляды на ряд международных вопросов, включая Балканский кризис и вооруженные конфликты на территории СНГ, приводили к разногласиям между двумя странами.

Какова характеристика отношений между Германией и Украиной?

Отношения между Германией и Украиной в период с 1991 по 2001 годы можно охарактеризовать как сложные и динамичные. После распада СССР, Украина стала важным партнером для Германии, но отношения между двумя странами часто были подвержены напряжению. Некоторые причины этого напряжения включали украинскую стремление к евроатлантической интеграции и наличие нерешенных территориальных конфликтов, таких как Крым и Донбасс.

Какие были отношения между Германией и Белоруссией?

Отношения между Германией и Белоруссией в период с 1991 по 2001 годы можно охарактеризовать как предельно сложные. После распада СССР, Белоруссия столкнулась с политической и экономической нестабильностью, и это отразилось на отношениях с Германией. Кроме того, различия в политических системах и проблемы с демократией и правами человека также вызывали напряжение между двуми странами.

Какие были отношения между Германией и СССР в период с 1991 по 2001 год?

Отношения между Германией и СССР/Российской Федерацией в этот период характеризовались сложными и противоречивыми моментами. С одной стороны, сохранился ряд сотруднических и дружественных контактов, которые были установлены ещё во времена СССР. Вместе с тем, можно назвать и факторы, которые осложняли отношения двух стран в то время.

Какие факторы осложняли отношения между Российской Федерацией и Германией в 1991-2001 годах?

Отношения между Россией и Германией в указанный период сопровождались рядом факторов, которые осложняли их взаимодействие. В частности, проблемы на политическом, экономическом и идеологическом уровнях, а также различные международные конфликты и дискуссии влияли на уровень доверия и сотрудничества между этими странами.

Какая характеристика отношений между Германией и Российской Федерацией в указанный период?

Отношения между Германией и Российской Федерацией в период с 1991 по 2001 год могут быть охарактеризованы как сложные и взаимозависимые. Вместе с сохранением определенных сотруднических связей, существовали и противоречия, которые влияли на уровень взаимопонимания и сотрудничества между этими двумя странами.

Каковы основные характеристики отношений Германии с Украиной в указанный период?

Отношения между Германией и Украиной в период с 1991 по 2001 год характеризовались сотрудничеством в различных сферах, таких как политика, экономика и культура. Оба государства поддерживали украинскую независимость и стремились к развитию взаимовыгодных отношений. Однако, существовали и разногласия в отношении многих вопросов, что оказывало свое влияние на их партнерство.

Какие были отношения между Германией и СССР/Rоссией в период с 1991 по 2001 год?

В период с 1991 по 2001 год отношения между Германией и СССР/Rоссией были сложными и неоднозначными. Общественно-политические связи в этот период имели свои особенности, которые выражались в характере взаимодействия двух стран. На начальном этапе после распада СССР в 1991 году Германия, во многом продолжая советскую внешнюю политику, развивала строительные отношения с Российской Федерацией. Однако с течением времени возникали различные факторы, осложняющие отношения между Россией и Германией: изменение политического уклада в России, рост национализма и экономические трудности. Возникали и другие проблемы в отношениях, такие как разногласия в вопросах безопасности, отсутствие взаимопонимания в региональных конфликтах и т.д.