Проблема манипулятивных технологий при проведении кампаний в сфере связей с общественностью

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Журналистика
  • 35 35 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 29.09.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретический аспект связей с общественностью и манипулятивных технологий 3
1.1 Манипулятивные технологии в современной рекламе 3
1.2 Особенности психологии медиакоммуникаций цифровой эпохи 11
Глава 2. Особенности применения манипулятивных технологий в связях с общественностью 21
2.1 Манипулятивные технологии в интернет-сми как способ формирования общественного мнения 21
2.2 Проблемы и перспективы развития 28
Заключение 33
Список используемой литературы 34

Фрагмент для ознакомления

Это позволяет вбирать в себя и передавать опыт сквозь поколения, и использовать метафоры, аналогии и т.д. для улучшенного восприятия мира. Под стратегией манипуляции следует понимать совокупность всех методов воздействия на объект для достижения требуемых целей манипулятора. В свою очередь тактика предполагает направление решения стратегических задач, реализуя общую разработанную стратегию. При этой совокупности факторов цель манипулятора будет выполнена. Уязвимость личности и когнитивно-психические образования в сознании, на которых и используются приемы воздействия называются «мишенями». При взаимодействии с массовой аудиторией для проведения эффективной манипуляции выделяют и используют множество видов «мишеней». Мишенями для манипуляции выступают чувства, внимание, мышление, эмоции, память и воображение. В своей работе «Манипуляция сознанием» Кара-Мурза упоминает, что логическое мышление человека пусть и хорошо изучено, но не застраховано от вторжения, что в свою очередь лишает возможности делать правильные умозаключения. Манипулятор разрушает логическую цепочку повествования, создавая хаос, и делает разум беззащитным [3]. По психологическому воздействию Доценко Е.Л. смог классифицировать мишени: 1. То, что побуждает активность: склонности, инстинкты, чувства, интересы, потребности, делания; 2. То, что регулирует активность: мировоззрение, вера, самооценка человека, различные установки, нормы; 3. Знания о людях, окружающем мире и т.д.; 4. Поведение, мышление, привычки, навыки человека; 5. Психологическое состояние и внутренний мир. Логично предположить, что для обширной и разнообразной аудитории будут использоваться атакующие мишени, в то время как на меньшую аудиторию будет требоваться легкое воздействие. И.М. Дзярошилинский, классифицируя манипулятивные технологии в масс-медиа, выделил следующие группы способов манипуляции в СМИ: актуализация, социальный контроль, формирование или трансформация конструктов, эмоциональные представления, политические убеждения и логические уловки. Например, наклеивание ярлыков. Эта технология помогает использовать стереотипы и предрассудки, касающиеся какой-либо темы. Так, анализ речи одного из спикеров палаты США показал, что для описания оппонентов ему требовалось использовать слова с негативной окраской: кризис, жалость, обман, неудача, некомпетентность и т.д. В наше время к любому источнику информации можно получить доступ в течении пары секунд, с любой точки мира, благодаря чему информация будет увековечена на просторах интернета. Информационный поток не ограничен, из-за чего манипуляции могут осуществляться в любое время в зависимости от желания. Так же стоит отметить что любой текст можно отформатировать даже после публикации, благодаря чему можно сделать вброс недостоверной информации, а после удаления, отрицать свою причастность. Манипуляторы часто используют гипертекст для связи различного рода сообщений, контролируя передвижение по сети, создавая ложное понимание задачи, цели или предмета, чтобы получить нужный результат, и в дальнейшем ввести в заблуждение. Примером данной манипуляции может служить статья, написанная для новостного сайта 19Fortyfive. В русском варианте название статьи звучит как «В США назвали ядерное оружие России головоломкой для НАТО» (09.02.2022). В тексте присутствует большое количество гиперссылок на различные статьи, документы, газеты, и копии официальных приказов. Эта статья интересна тем, что одна из ссылок на иностранном информационном портале ведет прямо на сайт, который предоставляет возможность купить оружие. Впоследствии, эта ссылка была удалена спустя пару часов после выхода новости и ответа на нее российских СМИ. Гипертекст позволяет добавлять в материал различные источники, которые в некоторых случаях никак не связаны с изначальной темой статьи, и это является манипулированием интересов аудитории. Однако из-за обширной возможности проверки информации, манипулятору сложнее отследить передвижение по сети. В связи с этим, грубая ложь, которую можно доказать, и как следствие обвинить в нарушении прав человека, юридических норм и т.д., практически не встречается. Таким образом, интернет-СМИ включило в себя все возможности присущие основным трём видам официального СМИ, используя их методы и манипулятивный потенциал. В ходе работы были выявлены методы манипулирования, используемые в Интернет-СМИ и их влияние на общественное сознание. То, какие факторы влияют на распространение манипуляций, и почему тот или иной прием выполняется на различных видах аудитории, и как это влияет на психическое состояние человека. Перспективы дальнейших исследований видятся в детальном изучении политического манипулирования в различных видах СМИ на примере государственной структуры выбранной страны. 2.2 Проблемы и перспективы развитияВ целом можно предположить, что развитие цифровизации способствует адаптации и приспособлению истеблишмента к современным условиям ведения политических кампаний. Сеть в современном мире обладает целым рядом преимуществ, которые закладываются в основу новых форматов ведения избирательных кампаний. Она является достаточно оперативным средством для привлечения сторонников и распространения агитационной деятельности в неограниченных количествах [1]. Имеется возможность создавать интерактивные направления для передачи информации и в целом визуализировать в сознании людей образ самого политика. Политические акторы используют мультимедийные возможности для трансляции информации на собственный электорат. Это позволяет увеличить свое влияние и скорость распространения политической рекламы в сети. Политическая реклама – это реклама, направленная на изменение политического поведения общества или его части в условиях политического выбора [2] . Основной проблемой при выстраивании данного вида рекламы, является наличие у многих политиков идентичных технологий, соответственно возникает конкуренция и борьба за электоральное преимущество [3]. Для избирателей появляются в массовом сознании вопросы, какому из политических деятелей отдать предпочтение. Такая сложность чаще всего возникает при проведении избирательных кампаний, так как в современном мире существует насыщенность передачи информации в целом, учитывая то, что практически каждый кандидат использует социальные сети, блоги, видеоролики, рекламные постеры и т.д. Исходя из этого, для продвижения информации используются определенные технологии. Для работы с контентом в сети есть общие техники. Основные технологии [4]: 1) «анонимный авторитет»; 2) «отвлечение внимания»; 3) «апелляция к эмоциям»; 4) технологии цвета [5]. Под анонимным авторитетом понимается создание нечетко сформулированных и расплывчатых фраз, для определенного воздействия на внимание аудитории. Для этих же целей и используется отвлечение внимания, только основная задача этого метода заключается в уменьшении объема информации и отвлечении человека от изначальной цели. Для оптимального и эффективного воздействия применяется апелляция к эмоциям, основное средство данного метода в том, чтобы задеть человека за живое и вызвать запланированную эмоцию, чаще всего благоприятную для поддержки определенного кандидата во время избирательной кампании. Технологии цвета, как визуальная составляющая, заставляет человека также воспринимать информацию через эмоциональную составляющую, хорошо подобранная цветовая гамма может вызвать у индивида определенные ассоциации. Существование политической рекламы и технологии для применения в российской практике недостаточны для практической составляющей. Для этого необходимы средства коммуникации, которые могут применяться для реализации данных техник и которые в последующем сыграют ключевую роль в избирательной кампании кандидатов. Основные площадки, используемые в политической практике: 1) интернет-сайты; 2) видеохостинг; 3) социальные сети; 4) политические блоги. Наиболее распространенным способом взаимодействия являются интернет сайты партии или политика. Они представляют «лицо кандидата», которые формируют представление о нем и повышают его шансы в политической борьбе. На сегодняшний день российские представители истеблишмента ответственно относятся к данному ресурсу политической борьбы. К примеру, на выборах губернатора в Санкт-Петербурге в 2019 году был создан характерный сайт zabeglova.ru [6]. В нем представлена информации о запланированных агитационных мероприятиях, при этом оформление сайта отличается яркой цветовой гаммой и заголовком «за Александра Беглова». К этому списку можно прибавить изображение в виде человека опускающего в урну голос за данного представителя. Политический оппонент Александра Беглова, Надежда Тихонова от Справедливой России применяла интернет - технологии, опубликовала в своем блоге на сайте партии, про богатую историю, и как приятно жить в Питере [7]. Ранее самовыдвиженец Александр Беглов использовал темы культурного наследия Санкт-Петербурга, а Тихонова решила перехватить часть информационной повестки, что сделало ее контент похожим. Стоит отметить, что представитель от СР уделяла внимание такой актуальной теме как мусорная реформа, которая в дальнейшем позволила привлечь внимание электората при помощи технологии апелляции к эмоциям. Другим элементом развития современных информационных технологий стал видеохостинг YouTube. Именно на нем люди выкладывают ролики разного направления: от информационных до развлекательных. Без внимания ресурс не оставили представители политического мира, которые выкладывают агитацию и призывы к действию для избирателей. В полной мере воспользовался такой возможностью кандидат от ЛДПР Сергей Фургал в 2018 году на выборах губернатора Хабаровского края. Фургал разместил на YouTube агитацию, в которой отметил «какие в регионе есть проблемы» и «хватит это терпеть [8]». Ролики оппонента ЛДПР Вячеслава Шпорта представителя от ЕР также попадали на YouTube в виде обращений к избирателям по темам достижений и преданности родному краю [9]. Необходимо учитывать, что не все кандидаты могут эффективно развить свой YouTube канал. К примеру, кандидат от партии ЛДПР Станислав Денисенко участвовал в губернаторских выборах 2017 года Саратовской области, а затем избрался депутатом местную областную думу и создал свой канал под названием «Депутатские будни Denisenko» [10]. На этом ресурсе на данный момент 27 подписчиков, а его видео в среднем собирают 30-40 просмотров. Новый виток развития информационно-коммуникационных технологий пришелся на социальные сети. В последнее время все больше политиков используют следующие ресурсы: VKontakte, Facebook, Twitter, Instagram. Ресурс VKontakte применялся на выборах губернатора Санкт-Петербурга Александром Бегловым и Надеждой Тихоновой от СР. Беглов публиковал в социальной сети итоги недели с прошедших встреч с избирателями [1]. Примерно такие же методы использовала Тихонова контент с митингом против застройки Муринского парка [2]. Следующей коммуникативной составляющей, является ведение политических блогов. Данный вид можно отнести к элементам пиар-хода, при этом политики доносят информацию с помощью запланированной дискуссии, которая в дальнейшем консолидирует электорат. В качестве примера можно привести выборы 2018 года губернатора Хабаровского края. После подведения итогов, продолжалось обсуждение на политических форумах о кандидатах и их партийной принадлежности и в принципе о самих результатах выборов [13]. Таким образом, можно сделать вывод, что политическая интернет-реклама актуальна на практике применения многими российскими политиками, а средства коммуникации имеют большое значение для политических акторов в современном мире. Несмотря на схожие технологии и перехватывания повестки друг у друга, кандидаты сумели консолидировать вокруг себя электорат, а также повысили упоминания о себе. Исходя из этого, сформировался запрос в политической сфере на использование коммуникативных технологий в интернете. Стоит отметить, что наиболее эффективными площадками для политических кандидатов, являются интернет-сайты, политические блоги, социальные сети. В этот список не вошел видеохостинг YouTube, так как не всегда и не у всех политиков получается успешно развивать свой канал и значительно влиять на аудиторию. ЗаключениеУправление мотивацией – это такое воздействие на мотивационную сферу человека, когда последний далеко не всегда может оценить степень и характер этого воздействия. Субъект управления как бы вторгается в сознание и подсознание человека, влияет на внутренние ментальные процессы, подчиняя их своим интересам. Вот почему часто управление мотивацией называют манипулированием или манипуляцией.Однако полное отождествление этих понятий вряд ли оправданно. Скорее их следует рассматривать как общее и частное. Управление мотивацией – это общий процесс, включающий все способы духовного, психологического (в отличие от физического насилия или угрозы насилия) воздействия субъекта управления на мотивационную сферу человека. Манипуляция составляет часть этого общего процесса. Иными словами, есть особые, специфические способы, приемы воздействия на других людей, которые и следует называть манипуляцией.Отличительными признаками манипуляционного воздействия являются следующие. Манипулятор склонен скрывать свои истинные цели. Он открыто не объявляет, для кого он добивается положительного мнения; не объясняет, что, раскрывая преимущества того или иного продукта, он лоббирует интересы определенной фирмы. Он хочет, чтобы молодежь пришла на встречу, но предпочитает вместо агитации говорить о том, что там-то и тогда-то состоится концерт популярных среди молодежи музыкантов. Фактически манипулятор дезориентирует тех, на кого направлено воздействие. Он склонен рассуждать о неких высших, всеобщих интересах, хотя его цели вполне конкретны и, как правило, относятся к получению дополнительной прибыли.Список используемой литературы1. Алексеев, К.А. Спортивная журналистика: Учебник для магистров / К.А. Алексеев, С.Н. Ильченко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 427 c.2. Алексеев, К.А. Спортивная журналистика: Учебник для магистров / К.А. Алексеев, С.Н. Ильченко. - М.: Юрайт, 2013. - 427 c.3. Амзин, А. Новостная интернет-журналистика: Учебное пособие для студентов вузов / А. Амзин. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 143 c.4. Баранова, Е.А. Конвергентная журналистика. теория и практика.: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Баранова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 269 c.5. Березин, В.М. Фотожурналистика: Учебник / В.М. Березин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 226 c.6. Варецкий, Б.И. Журналистика социальной сферы: Учебное пособие / Б.И. Варецкий, А.С. Шилов, Н.Н. Александрова. - М.: РГСУ, 2008. - 194 c.7. Вартанов, А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества (журналистика) / А.С. Вартанов. - М.: КДУ , 2003. - 320 c.8. Васильева, Г.В. Учебные материалы по специальному аспекту "Журналистика". Вып. 2. Компетентностный подход / Г.В. Васильева, Н.З. Киселева, И.В. Голубцова. - М.: МГИМО, 2007. - 98 c.9. Ворошилов, В.В. Журналистика 9для бакалавров) / В.В. Ворошилов. - М.: КноРус, 2018. - 144 c.10. Гордиенко, Т.В. Журналистика и редактирование: Учебное пособие / Т.В. Гордиенко. - М.: ИД Форум, НИЦ Инфра-М, 2013. - 176 c.11. Гордиенко, Т.В. Журналистика и редактирование: Учебное пособие / Т.В. Гордиенко. - М.: Форум, 2015. - 224 c.12. Горенко, Г.М. Испанский язык: международная журналистика. Уровни А2-В1 / Г.М. Горенко. - М.: МГИМО-Университет, 2010. - 134 c.13. Денисович, Т.Е. Педагогическая журналистика: Учебное пособие / Т.Е. Денисович. - М.: Форум, 2009. - 144 c.14. Денисович, Т.Е. Педагогическая журналистика: Учебное пособие / Т.Е. Денисович. - М.: Форум, 2017. - 608 c.15. Жирков, Г.В. Журналистика сталинской эпохи: 1928-1950 г / Г.В. Жирков. - М.: Флинта, 2016. - 504 c.16. Жирков, Г.В. Журналистика сталинской эпохи: 1928-1950-е годы / Г.В. Жирков. - М.: Флинта, 2016. - 504 c.17. ЗагидуллинаКузинаЖурналистика / Загидуллина . - Челябинск: Изд.Игоря Розина, 2013. - 128 c.

1. Алексеев, К.А. Спортивная журналистика: Учебник для магистров / К.А. Алексеев, С.Н. Ильченко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 427 c.
2. Алексеев, К.А. Спортивная журналистика: Учебник для магистров / К.А. Алексеев, С.Н. Ильченко. - М.: Юрайт, 2013. - 427 c.
3. Амзин, А. Новостная интернет-журналистика: Учебное пособие для студентов вузов / А. Амзин. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 143 c.
4. Баранова, Е.А. Конвергентная журналистика. теория и практика.: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Баранова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 269 c.
5. Березин, В.М. Фотожурналистика: Учебник / В.М. Березин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 226 c.
6. Варецкий, Б.И. Журналистика социальной сферы: Учебное пособие / Б.И. Варецкий, А.С. Шилов, Н.Н. Александрова. - М.: РГСУ, 2008. - 194 c.
7. Вартанов, А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества (журналистика) / А.С. Вартанов. - М.: КДУ , 2003. - 320 c.
8. Васильева, Г.В. Учебные материалы по специальному аспекту "Журналистика". Вып. 2. Компетентностный подход / Г.В. Васильева, Н.З. Киселева, И.В. Голубцова. - М.: МГИМО, 2007. - 98 c.
9. Ворошилов, В.В. Журналистика 9для бакалавров) / В.В. Ворошилов. - М.: КноРус, 2018. - 144 c.
10. Гордиенко, Т.В. Журналистика и редактирование: Учебное пособие / Т.В. Гордиенко. - М.: ИД Форум, НИЦ Инфра-М, 2013. - 176 c.
11. Гордиенко, Т.В. Журналистика и редактирование: Учебное пособие / Т.В. Гордиенко. - М.: Форум, 2015. - 224 c.
12. Горенко, Г.М. Испанский язык: международная журналистика. Уровни А2-В1 / Г.М. Горенко. - М.: МГИМО-Университет, 2010. - 134 c.
13. Денисович, Т.Е. Педагогическая журналистика: Учебное пособие / Т.Е. Денисович. - М.: Форум, 2009. - 144 c.
14. Денисович, Т.Е. Педагогическая журналистика: Учебное пособие / Т.Е. Денисович. - М.: Форум, 2017. - 608 c.
15. Жирков, Г.В. Журналистика сталинской эпохи: 1928-1950 г / Г.В. Жирков. - М.: Флинта, 2016. - 504 c.
16. Жирков, Г.В. Журналистика сталинской эпохи: 1928-1950-е годы / Г.В. Жирков. - М.: Флинта, 2016. - 504 c.
17. ЗагидуллинаКузинаЖурналистика / Загидуллина . - Челябинск: Изд.Игоря Розина, 2013. - 128 c.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы связаны с использованием манипулятивных технологий в рекламе?

Использование манипулятивных технологий в рекламе может привести к искаженному представлению потребителей о товаре или услуге, а также создать ложные ожидания. Это может негативно сказаться на доверии к рекламодателю и на общей репутации бренда.

Какие особенности психологии медиакоммуникаций в цифровую эпоху?

В цифровую эпоху психология медиакоммуникаций изменилась из-за постоянного доступа к информации и увеличения потребности в мгновенной обратной связи. Это приводит к снижению концентрации внимания и повышению требований к качеству и интерактивности коммуникаций.

Как манипулятивные технологии используются в интернет-СМИ для формирования общественного мнения?

Манипулятивные технологии в интернет-СМИ могут включать использование фейковых новостей, анонимных комментариев, манипуляции рейтингами и т.д. Целью таких манипуляций может быть формирование определенного общественного мнения или манипуляция эмоциями и восприятием информации.

Какие проблемы возникают при использовании манипулятивных технологий в связях с общественностью?

Одной из проблем использования манипулятивных технологий в связях с общественностью является потеря доверия со стороны общественности. Кроме того, такие технологии могут привести к негативным реакциям и протестам, а также усилению конфликтов и публичных споров.

Какие перспективы развития манипулятивных технологий в связях с общественностью?

Развитие манипулятивных технологий в связях с общественностью может привести к более сложным и утонченным способам манипуляции общественным мнением. Одновременно с этим, развитие технологий и осознание обществом необходимости защиты от манипуляций может способствовать развитию контрманипуляционных технологий и повышению информационной грамотности.

Какие манипулятивные технологии используются в современной рекламе?

В современной рекламе широко применяются такие манипулятивные технологии, как создание и поддержка образов, использование эмоций, создание и распространение фейковых новостей и многое другое. Цель этих технологий - манипулировать массовым сознанием и влиять на потребительское поведение.

Какие особенности психологии медиакоммуникаций в цифровую эпоху?

В цифровую эпоху психология медиакоммуникаций обладает такими особенностями, как информационное перенасыщение, краткосрочность внимания, склонность к доверию и зависимость от социальных сетей. Это создает новые возможности для применения манипулятивных технологий, так как люди легче поддаются влиянию и оказываются в более уязвимом состоянии.

Какие манипулятивные технологии применяются в интернет-СМИ для формирования общественного мнения?

В интернет-СМИ часто используются такие манипулятивные технологии, как создание фейковых новостей, использование алгоритмов рекомендаций, целевой рекламы и манипуляции социальными медиа-платформами. Это позволяет формировать и контролировать общественное мнение через интернет-пространство.

Какие проблемы сопряжены с применением манипулятивных технологий в связях с общественностью?

Применение манипулятивных технологий в связях с общественностью вызывает ряд проблем, включая нарушение принципов этики и деонтологии, создание недоверия со стороны общественности, повышение уровня манипуляции и социальных неравенств. Кроме того, такие технологии могут привести к искажению общественных процессов и ограничению свободы выражения мнений.

Какие перспективы видятся в области манипулятивных технологий в связях с общественностью?

В области манипулятивных технологий в связях с общественностью видятся перспективы в развитии новых алгоритмов и программного обеспечения для мониторинга и прогнозирования общественных настроений, а также в применении искусственного интеллекта и биг-данных для более точной и эффективной манипуляции. Однако важно учитывать этические аспекты и защищать интересы общественности.

Какие манипулятивные технологии используются в современной рекламе?

В современной рекламе используются различные манипулятивные технологии, например, создание эмоциональной привлекательности продукта, использование манипулятивных приемов в тексте или визуальных элементах, применение уловок, которые незаметно влияют на сознание и поведение потребителей.

Какие особенности психологии медиакоммуникаций в цифровой эпохе?

В цифровой эпохе психология медиакоммуникаций имеет свои особенности. Например, люди часто сталкиваются с информационным перенасыщением и трудно фильтруют информацию. Также важную роль играет скорость передачи информации, что влияет на восприятие и понимание сообщений. Кроме того, в цифровой эпохе появились новые каналы коммуникации, которые требуют особого внимания и адаптации манипулятивных технологий.