Учение о ноосфере
Заказать уникальный реферат- 10 10 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 01.10.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение………………………………………………………………..………….3
Определение понятия «ноосфера»……………………………………………….5
Концепции ноосферы…………………………………………………..…………6
Заключение……………………………………………………………...…………9
Список литературы………………………………………………………….…..10
На этом этапе происходит поворот в исследованиях ноосферного учения. Теперь его основные теоретико-концептуальные положения оказываются связанными со стратегией перехода к устойчивому развитию. Исследователями предлагаются и анализируются различные варианты ноогенеза. Начинает формироваться ноосферная философия как особая философская дисциплина. Этому способствует разработка категориального аппарата (например, введение понятий «ноосферный Универсум», «ноосфернаясверхсистема», «ноосферное сознание», «ноосферный императив», «ноосферноемиропостроение», «ноосферная культура» и др.).ЗАКЛЮЧЕНИЕСегодня возникают новые подходы к проблеме человека. Происходят существенные изменения и в исследованиях закономерностей жизни. Современный этап в развитии наук о живом — этап быстрого накопления новых данных, многие из которых не вписываются в принятые в науке представления, нередко противоречат друг другу и не объединяются в единую картину. Они создают различное понимание общих закономерностей живого, а значит человека, общества и перспектив их будущего развития. При этом вопрос о том, какая из этих перспектив будет в дальнейшем реализована, нуждается во всестороннем изучении и широком обсуждении.Современная цивилизация находится в условиях, когда человечество вплотную приблизилось к границам своего физического бытия. Глобальные проблемы современности заставляют человечество осознать важность того факта, что стихийное развитие цивилизации закончилось. Исследовательская значимость учения о ноосфере состоит в том, что оно раскрывает необходимость ноосферного развития человечества, биосферы и Земли в их сопряженном единстве. Тем самым это учение следует рассматривать в качестве методологии познания комплекса проблем, связанных как с существованием человеческой цивилизации в настоящем, так и с возможностью её развития в будущем.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБрунов, В. В. Ноосфера: история, биокосмогеография, реальность / В. В. Брунов // Ноосферное образование в евразийском пространстве : Коллективная научная монография / Под научной редакцией А.И. Субетто. – Санкт-Петербург : Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2018. – С. 116-125.Зудилина, Н. В. О природе ноосферы в экологических и естественно-информационных концепциях ноосферы / Н. В. Зудилина // Ломоносовские чтения - 2020: Материалы ежегодной научной конференции МГУ, Севастополь, 22–24 апреля 2020 года / Под редакцией О.А. Шпырко. – Севастополь: Филиал Московского государственного университета им. М.В. Ломоносовавг. Севастополе, 2020. – С. 196-197.Казначеев В.П., Трофимов А.В. Очерки о природе живого вещества и интеллекте на планете Земля. Проблемы космопланетарнойантропоэкологии. – Новосибирск: Наука, 2004. – 312 с.Швецова, Л. Н. Периодизация этапов развития учения о ноосфере в России / Л. Н. Швецова // Личность. Культура. Общество. – 2018. – Т. 20. – № 3-4(99-100). – С. 141-144.Laszlo E. Science and the Akashic Field: An Integral Theory of Everything. – Rochester, Vermont: Inner Traditions, 2004. – 205 p.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Брунов, В. В. Ноосфера: история, биокосмогеография, реальность / В. В. Брунов // Ноосферное образование в евразийском пространстве : Коллективная научная монография / Под научной редакцией А.И. Субетто. – Санкт-Петербург : Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2018. – С. 116-125.
2. Зудилина, Н. В. О природе ноосферы в экологических и естественно-информационных концепциях ноосферы / Н. В. Зудилина // Ломоносовские чтения - 2020: Материалы ежегодной научной конференции МГУ, Севастополь, 22–24 апреля 2020 года / Под редакцией О.А. Шпырко. – Севастополь: Филиал Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе, 2020. – С. 196-197.
3. Казначеев В.П., Трофимов А.В. Очерки о природе живого вещества и интеллекте на планете Земля. Проблемы космопланетарной антропоэкологии. – Новосибирск: Наука, 2004. – 312 с.
4. Швецова, Л. Н. Периодизация этапов развития учения о ноосфере в России / Л. Н. Швецова // Личность. Культура. Общество. – 2018. – Т. 20. – № 3-4(99-100). – С. 141-144.
5. Laszlo E. Science and the Akashic Field: An Integral Theory of Everything. – Rochester, Vermont: Inner Traditions, 2004. – 205 p.
Вопрос-ответ:
Что такое ноосфера?
Ноосфера - это концепт, предложенный российским ученым Владимиром Вернадским, который описывает сферу мыслительной и духовной активности человека, включая всю Живую материю на планете Земля.
Какие концепции связаны с ноосферой?
Концепции, связанные с ноосферой, включают устойчивое развитие, гармония с природой, сознательное управление ресурсами и экологическая этика.
Какие исследования проводятся в области ноосферного учения?
Исследования в области ноосферного учения включают анализ различных вариантов ноогенеза, исследование роли человека в ноосфере, и поиск путей достижения устойчивого развития.
Как связано ноосферное учение с переходом к устойчивому развитию?
Ноосферное учение связано с переходом к устойчивому развитию путем предложения и анализа различных стратегий и концепций, которые помогают достичь гармонии между человеком и природой.
Кто предложил концепцию ноосферы?
Концепцию ноосферы предложил российский ученый Владимир Вернадский.
Что такое ноосфера?
Ноосфера - это концепция, которая представляет собой сферу влияния разума и духовности на процессы природы и общества. Она предполагает существование и взаимодействие трех основных компонентов: биосферы (среды обитания живых организмов), техносферы (среды обитания технических систем) и ноосферы (сферы обитания разумных существ).
Какие концепции связаны с ноосферой?
С ноосферой связаны различные концепции, такие как концепция устойчивого развития, концепция гармонии природы и общества, концепция ноогенеза. В рамках этих концепций предлагаются различные подходы к решению проблем окружающей среды и обеспечению устойчивого развития человечества.
Чем отличается ноосферное учение на последнем этапе?
На последнем этапе ноосферного учения происходит поворот к стратегии перехода к устойчивому развитию. Исследователи предлагают и анализируют различные варианты реализации ноогенеза - процесса формирования и развития ноосферы. Таким образом, основные теоретико-концептуальные положения ноосферного учения связываются с стратегией перехода к устойчивому развитию человечества.
Какие компоненты включает ноосфера?
Ноосфера включает три основных компонента: биосферу, техносферу и ноосферу. Биосфера - это среда, где происходят процессы жизни и существуют организмы. Техносфера - это среда, созданная человеком, включающая технические системы и инфраструктуру. Ноосфера - это сфера обитания разумных существ, где влияние разума и духовности оказывает важное влияние на процессы природы и общества.
Какие аспекты ноосферы анализируются и исследуются учеными?
Учеными анализируются и исследуются различные аспекты ноосферы, такие как ее возникновение, развитие и функционирование, взаимодействие с другими сферами (биосферой и техносферой), роль и значение разума и духовности в процессах природы и общества. Также изучаются возможности формирования и развития устойчивой ноосферы, способы решения проблем окружающей среды и обеспечения устойчивого развития человечества.