Использование информационных технологий в преподавании дисциплины «Теория и история физической культуры и спорта»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 29 29 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 01.10.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 5
1.1 Сущность информационных технологий в образовании 5
1.2 Классификация информационных технологий 9
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»» 15
2.1Основные направления использования современных информационных технологий в преподавании дисциплины «Теория и история физической культуры и спорта» 15
2.2Опыт педагогов в использовании информационных технологий в преподавании дисциплин физической культуры и спорта 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Фрагмент для ознакомления

На основе этой технологии созданы и внедрены в учебный процесс вуза учебные комплексы «Футбол» и «Лыжи», состоящие из учебника для первого ознакомления с учебным материалом и электронного учебника для понимания, закрепления и контроля знаний.Каждый электронный учебник содержит теоретико-методический материал и ряд контрольных вопросов для освоения и закрепления теории. Теоретико-методический материал электронных учебников разбит на блоки информации, включающие в себя текст, графику, анимацию, аудио- и видеофрагменты. Данные учебные комплексы предназначены для самостоятельного освоения студентами теоретической и методически-практической частей учебной программы по физической культуре[21].На кафедре разработаны авторские комплекты информационных материалов, включающие слайд-презентации, видеокейсы, графики по темам: теоретическая подготовка, легкая атлетика, волейбол, баскетбол, футбол, пауэрлифтинг, тайский бокс, гимнастика, настольный теннис, лыжные гонки, борьба. Внедрены тренировочные системы по стрельбе, гимнастике, лыжам, физиологии, биомеханике, единоборствам, позволяющие моделировать неотложные и длительные адаптационные процессы в организме студентов[6].Особо следует отметить значительную роль компьютерных технологий (как части информационных технологий) в развитии учебного процесса. Здесь компьютерные технологии выступают средством и посредником между педагогом и учеником, а контроль познавательной деятельности происходит только в рамках модели обучения в учебных группах, выбранных педагогом в соответствии с концепцией интерактивного обучения[19].Показана целесообразность использования компьютерных технологий, когда с помощью технических средств задачи, выполняемые учителем и учеником, могут быть адекватно формализованы и адекватно воспроизведены при условии соблюдения требований к качеству получаемого результата.На основании анализа опыта педагогов в образовательном процессе Нижегородского государственного инженерно-экономического университета на кафедре «Физическая культура» можно выделить несколько этапов освоения обучающимися спортивно-компьютерных умений и навыков в ходе тренировочного процесса[21]:I этап – визуальный – дает учащимся представление о технике двигательных действий профессиональных спортсменов, создавая из элементов целостную картину двигательного действия. Эти упражнения способствуют развитию абстрактного, образного мышления. Учащимся предоставляется возможность составить целостные двигательные действия из отдельных элементов и успешно перенести теоретические знания о выполнении упражнений на практику.II этап - технический - предполагает использование видеооборудования (камеры, фотоаппараты, мобильные телефоны) для съемки двигательного действия, его изучения и обработки в программе покадрового движения. У учащихся развиваются навыки пользования видеоаппаратурой и персональным компьютером, аналитическое мышление, студентам предоставляется возможность подробно изучить технику двигательных действий.На III этапе – аналитическом – студенты учатся принимать решения на основе анализа данных, воссоздавать двигательное действие в зависимости от условий (тренировка, соревнование); формируется адекватная самооценка.Следует отметить, что использование компьютерных технологий возможно на всех уровнях обучения - при изучении нового материала, на этапе закрепления и повторения знаний, на этапе проведения контрольных мероприятий.Для изучения теории физической культуры в рамках программы по дисциплине «Теория и история физической культуры и спорта» в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов разработан и внедрен электронный курс «Теория и история физической культуры и спорта» для студентов с 1 по 3 курсы всех направлений подготовки. По результатам курса проводится проверка и оценка знаний в электронной информационно-образовательной среде[5]. Применение компьютерных программ индивидуального пользования, в организации физической самоподготовки студентов позволяет не только повысить уровень их общей физической подготовленности и эффективно развивать отстающие физические качества, но и повысить заинтересованность, осознанность, систематичность самостоятельных занятий[7]. Студент осваивает данный курс в свободное время, в рамках самостоятельной работы.Цель курса – самостоятельное освоение основ теории и истории физической культуры и спорта[5].Цели курса[7]:1) приобретать теоретические знания по физической культуре путем самостоятельных занятий;2) закрепить полученные знания при сдаче экзамена по предмету;3) получить оценку за освоенный материал.Сам курс «Теория и история физической культуры и спорта» есть на сайте в «системе поддержки самостоятельной работы» СПбГУП.Каждый студент подписывается на курс «Теория и история физической культуры и спорта» соответствующей образовательной программы со своим логином и паролем в системе содействия самостоятельной работе.Каждый курс рассчитан на весь учебный год (общая продолжительность 112 часов). Каждое занятие курса состоит из теоретического материала (например, занятие 1) и теста (например, вопросы по занятию 1). По каждой теме занятия разработано и составлено не менее 8-10 вопросов, с 4-5 ответами, из которых только один правильный (единственный выбор). Для каждого курса составлено более 500 вопросов[14].Теоретические блоки для 1 и 2 курсов созданы на основе учебника «Физическая культура студента» под редакцией В. И. Ильинича. Теоретические блоки для 3 курса — на основе учебника «Теория и методика физической культуры» под редакцией Ю. Ф. Курамшина. Студент не имеет ограничения по времени на изучение теоретического блока.Изучив и усвоив теоретический материал, студент переходит к тестовому блоку.В блоке «Вопросы к занятию» у студента есть 3 попытки, чтобы ответить на один вопрос, методом случайной выборки, из 6—8 вопросов к этой теме занятия. У него есть 3 минуты на каждую попытку. По результатам прохождения всех тестовых заданий формируется среднеарифметическая оценка[5].Если учащийся отвечает правильно с первой попытки, учащийся получает оценку «отлично», которая соответствует текущим и итоговым оценкам учащегося за контроль знаний. Каждое дальнейшее использование попытки оценивается с пониженным коэффициентом.По результатам тестовых заданий в конце каждого месяца выводятся данные о результатах их прохождения в виде таблицы Exell и график оценок по каждому занятию. На графике можно проанализировать те учебные темы, которые вызвали наибольшие затруднения как у каждого ученика, так и у группы в целом (итоговая оценка ниже 3 баллов)[7].Использование информационных технологий при изучении дисциплины «Теория и история физической культуры и спорта» позволяет более корректно проводить текущий и итоговый контроль знаний студента и по результатам тестирования выявлять недостатки подготовки[14].Таким образом, новейшие информационные технологии, их широчайшие возможности и направления внедрения в образовательный процесс позволят решать узкоспециализированные задачи и осуществлять комплексный подход к решению задач общекультурного воспитания и физического воспитания студентов в высшей школе.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе работы мы рассмотрели использование информационных технологий в физической культуре и спорте. Безусловно, компьютеризация современного общества в последние годы с каждым днем ​​приобретает все новые и новые масштабы. Самое главное, что сегодня при использовании самых современных информационных технологий подготовка профессиональных спортсменов и квалифицированных специалистов не вызывает затруднений.Современные педагогические технологии, в частности использование информационных технологий и интернет-ресурсов, позволяют добиться максимальных результатов при решении многих задач: повышение эффективности и качества учебного процесса, повышение активной познавательной деятельности, увеличение объема и оптимизация поиска. на получение необходимой информации, развитие коммуникативных навыков, формирование информационной культуры, умение обрабатывать информацию, формирование навыков ведения экспериментально-исследовательской деятельности, подготовка информационно-грамотной личности, проведение профориентационной работы в сфере физической культуры.Необходимость использования ИКТ в физическом воспитании возникает в связи с необходимостью повышения его качества за счет использования компьютеров.Информационные технологии позволяют организовать учебный процесс на новом, более высоком уровне, обеспечивая более полное усвоение учебного материала.С помощью информационных технологий возможно решение задач поиска и хранения информации, планирования, контроля и управления занятиями по физической культуре, диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся.Компьютерное обеспечение позволяет вывести современное физическое воспитание на качественно новый уровень, повысить статус педагога, использовать различные виды деятельности на занятиях, эффективно организовать контроль и учет знаний учащихся.Таким образом, использование информационных технологий стимулирует восприятие студентами материала, вызывает интерес к изучению предмета и улучшает творческие способности учащихся. Компьютерные материалы являются необходимой частью единого набора учебных материалов, которые педагог может добавлять, модернизировать и варьировать в применении.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАдольф, В. А. Инновационная деятельность в образовании: проблемы становления / В. А. Адольф // Высшее образование в России. - 2019. - № 1. - С. 81-87.Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2019. -608 с.Арзымбетова, Ш. Ж. Педагогические условия формирования инновационной деятельности педагогов / Ш. Ж. Арзымбетова // Завуч. - 2020. - № 4. - С. 19-21.Викторова, Л. Г. Инновационные процессы в образовании / Л. Г. Викторова // Инновации в образовании. - 2018. - № 2. - С. 4-10.Гараев, И. Д. Современные технологии образования / И. Д. Гараев. - Казань: Спутник, 2019. - 157 с.Дружинин, В. И. Координация инновационной деятельности в областном образовательном пространстве / В. И. Дружинин // Методист. - 2019. - № 6. - С. 9-14.Елочкин, М. Е. Информационные технологии / М.Е. Елочкин, Ю.С. Брановский, И.Д. Николаенко. - М.: Оникс, 2020. - 256 c.Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2019. - 192 c.Зимин, С. И. Инновационные процессы в профессиональном образовании: необходимость и проблематичность / С. И. Зимин, И. Е. Панова, Л. Н. Харченко // Модернизация системы непрерывного образования. - Махачкала: ДГПУ, 2019. - С. 8-18.Киселев, Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании. Учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - Москва: Машиностроение, 2019. - 304 c.Ларина, В. П. Инновационная деятельность в системе образования / В. П. Ларина // Педагогика. - 2018. - № 2. - С. 55-61.Петров, П. К. Возможности и перспективы использования современных информационных технологий в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту / П.К. Петров. - М.: Синергия, 2021. - 101 c.Пригожин, А. И. Нововведения: стимулы и препятствия / А. И. Пригожин. - М. : Политиздат, 2019. - 271 с.Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. -М. : ИЧП «Издательство Магистр», 2018. - 224 с.Слободчиков, В. И. Инновации в образовании: основания и смысл / В. И. Слободчиков // Исследовательская работа. - 2019. - № 3. - С. 5-15.Сухомлин, В. А. Введение в анализ информационных технологий / В.А. Сухомлин. - М.: Горячая линия - Телеком, 2019. - 432 c.Сухомлин, В.А. Введение в анализ информационных технологий / В.А. Сухомлин. - М.: Горячая линия - Телеком, 2019. - 874 c.Титова, С. В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании. Теория и практика / С.В. Титова. - М.: Икар, 2021. - 240 c.Угринович, Н.К. Информационные технологии / Н.К. Угринович. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019. - 512 c.Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика / А. В. Хуторской. - М.: Академия, 2019. - 256 с.Шлыкова, О. В. Интернационализация вузовского образования в контексте социально-мнформационных технологий / О.В. Шлыкова. - Москва: ИЛ, 2021. - 662 c.Габбасова, Л. З. Инновационные технологии в образовательном процессе / Л. З. Габбасова. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11108/ (дата обращения: 29.08.2022).Даньшина, Е. В. Информационная компетентность как педагогическая категория / Е. В. Даньшина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 10 (10). — С. 348-349. — URL: https://moluch.ru/archive/10/737/ (дата обращения: 29.08.2022).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Адольф, В. А. Инновационная деятельность в образовании: проблемы становления / В. А. Адольф // Высшее образование в России. - 2019. - № 1. - С. 81-87.
2. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2019. -608 с.
3. Арзымбетова, Ш. Ж. Педагогические условия формирования инновационной деятельности педагогов / Ш. Ж. Арзымбетова // Завуч. - 2020. - № 4. - С. 19-21.
4. Викторова, Л. Г. Инновационные процессы в образовании / Л. Г. Викторова // Инновации в образовании. - 2018. - № 2. - С. 4-10.
5. Гараев, И. Д. Современные технологии образования / И. Д. Гараев. - Казань: Спутник, 2019. - 157 с.
6. Дружинин, В. И. Координация инновационной деятельности в областном образовательном пространстве / В. И. Дружинин // Методист. - 2019. - № 6. - С. 9-14.
7. Елочкин, М. Е. Информационные технологии / М.Е. Елочкин, Ю.С. Брановский, И.Д. Николаенко. - М.: Оникс, 2020. - 256 c.
8. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2019. - 192 c.
9. Зимин, С. И. Инновационные процессы в профессиональном образовании: необходимость и проблематичность / С. И. Зимин, И. Е. Панова, Л. Н. Харченко // Модернизация системы непрерывного образования. - Махачкала: ДГПУ, 2019. - С. 8-18.
10. Киселев, Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании. Учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - Москва: Машиностроение, 2019. - 304 c.
11. Ларина, В. П. Инновационная деятельность в системе образования / В. П. Ларина // Педагогика. - 2018. - № 2. - С. 55-61.
12. Петров, П. К. Возможности и перспективы использования современных информационных технологий в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту / П.К. Петров. - М.: Синергия, 2021. - 101 c.
13. Пригожин, А. И. Нововведения: стимулы и препятствия / А. И. Пригожин. - М. : Политиздат, 2019. - 271 с.
14. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. -М. : ИЧП «Издательство Магистр», 2018. - 224 с.
15. Слободчиков, В. И. Инновации в образовании: основания и смысл / В. И. Слободчиков // Исследовательская работа. - 2019. - № 3. - С. 5-15.
16. Сухомлин, В. А. Введение в анализ информационных технологий / В.А. Сухомлин. - М.: Горячая линия - Телеком, 2019. - 432 c.
17. Сухомлин, В.А. Введение в анализ информационных технологий / В.А. Сухомлин. - М.: Горячая линия - Телеком, 2019. - 874 c.
18. Титова, С. В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании. Теория и практика / С.В. Титова. - М.: Икар, 2021. - 240 c.
19. Угринович, Н.К. Информационные технологии / Н.К. Угринович. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019. - 512 c.
20. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика / А. В. Хуторской. - М.: Академия, 2019. - 256 с.
21. Шлыкова, О. В. Интернационализация вузовского образования в контексте социально-мнформационных технологий / О.В. Шлыкова. - Москва: ИЛ, 2021. - 662 c.
22. Габбасова, Л. З. Инновационные технологии в образовательном процессе / Л. З. Габбасова. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11108/ (дата обращения: 29.08.2022).
23. Даньшина, Е. В. Информационная компетентность как педагогическая категория / Е. В. Даньшина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 10 (10). — С. 348-349. — URL: https://moluch.ru/archive/10/737/ (дата обращения: 29.08.2022).

Вопрос-ответ:

Какие информационные технологии используются в преподавании дисциплины "Теория и история физической культуры и спорта"?

В преподавании данной дисциплины используются различные информационные технологии, такие как электронные учебники, интерактивные доски, компьютерные программы и онлайн ресурсы.

Что такое информационные технологии в образовании?

Информационные технологии в образовании включают в себя использование компьютеров, программного обеспечения и сетей для целей обучения, учебы, администрирования и коммуникации.

Какие основные направления используются в преподавании дисциплины "Теория и история физической культуры и спорта"?

В преподавании данной дисциплины основные направления использования информационных технологий включают разработку электронных материалов, проведение вебинаров и онлайн конференций, использование электронных учебников и тестирование студентов с помощью специальных программ.

Какую классификацию можно выделить для информационных технологий?

Классификация информационных технологий включает такие категории, как аппаратные и программные средства, сетевые технологии, электронные образовательные ресурсы и цифровые образовательные технологии.

Какие методические особенности применяются при использовании информационных технологий в преподавании дисциплины "Теория и история физической культуры и спорта"?

При использовании информационных технологий в преподавании данной дисциплины используются такие методические особенности, как создание интерактивных уроков, использование мультимедийных материалов, проведение практических занятий с применением компьютерных программ и электронных тестов.

Какие особенности использования информационных технологий в образовании?

В образовании информационные технологии позволяют совершить переход от традиционных методов обучения к современным электронным формам. Они предоставляют возможность использовать интерактивные презентации, электронные учебники, видеоматериалы, интернет-ресурсы и другие средства, которые способствуют более эффективному и интересному обучению.

Какие основные направления используются при применении информационных технологий в преподавании дисциплины "Теория и история физической культуры и спорта"?

При применении информационных технологий в преподавании данной дисциплины используются следующие направления: использование интерактивных электронных учебников с возможностью взаимодействия студентов, создание электронных презентаций с использованием мультимедийных материалов, проведение онлайн-тестирования для контроля знаний, использование различных компьютерных программ для моделирования и визуализации физических процессов, а также использование интернет-ресурсов для дополнительного изучения истории физической культуры и спорта.