Особенности уроков истории (обществознания) по ФГОС.
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 06.10.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Специфика современного урока истории (обществознания) в условиях введения ФГОС...................................................................................5
Глава 2. Особенности построения урока истории (обществознания) на современном этапе.................................................................................................14
2.1. Сравнение традиционного урока (ГОС 2004 г.) истории (обществознания) и современного урока (ФГОС) истории (обществознания)...................................................................................................14
2.2. Модель современного урока истории в условиях ФГОС ООО..................17
Заключение.............................................................................................................23
Список использованной литературы...................................................................25
2. Развитие коммуникативных УУД будет проходить эффективнее, если внедрять в работу приемы индивидуально-групповой и групповой форм обучения.3. Урок должен строиться таким образом, чтобы вызывать у учащихся интерес к получению новых знаний. 4. В качестве формы для методических разработок уроков нового формата удобнее всего использовать формат технологических карт.На основании анализа требований, предъявляемых ФГОС к современному уроку, был составлен алгоритм построения уроков истории (обществознания) с учетом основных особенностей:1. В начале работы необходимо:- четко определить и сформулировать тему урока;- определить место темы в учебном курсе;- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен. При этом следует отметить, что учащимся следует обозначить не цели урока, которые представлены в конспекте, а еткие и ориентированные на конкретный результат учебные задачи. Иными словами выражение целей должно осуществляться через действия учащихся, такие как изучить, выяснить, доказать. Такаже важно, чтобы дети самостоятельно формулировали цели урока, таким образом они становяться для них личностно значимыми. 3. В рамках следующего этапа необходимо провести ряд работ: 1. Спланировать учебный материал2. Подобрать учебные задания, целью которых является:- узнавание нового материала; - воспроизведение;- применение знаний в новой ситуации;- применение знаний в незнакомой ситуации;- творческий подход к знаниям.4. Далее от педагога требуется выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. В этом случае у учителя должно быть четкое представление о том, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока.Например:ЭтапУУД1.Оргмомент. Коммуникативные.2.Актуализация знаний.Регулятивные: способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент.Личностные: умение осознавать значение и смысл тех или иных знаний.3.Постановка проблемы.Регулятивные: определять цель, проблему.Познавательные: логические действия – анализ объектов с целью выделения признаков, действия исследования.Коммуникативные:планировать учебные действия с учителем.Личностные: осознание себя с судьбой страны.4.Открытие новых знаний.Личностные: умение следовать моральным нормам (взаимопомощь, правдивость, ответственность).Коммуникативные: совершенствовать навыки работы в группе, умение слушать, умение выражать свои мысли.Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.Регулятивные: выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу, самооценка.5.Первичное закрепление знаний.Регулятивные: развивать способность исправлять промежуточные результаты своих действий, самооценка.Познавательные: включают способность решения задач, тестов.6.Информация о домашнемзадании.Коммуникативные: умение принимать решение.Личностные: умение ответить на вопрос, какое значение имеют для него те или иные знания.7.Рефлексия.Личностные: знание моральных норм и умение следовать им (взаимопомощь, правдивость, ответственность).5. Разработать структуру урока. Например, структура урока «открытие нового знания» имеет следующие этапы: оргмомент, актуализация знаний, постановка проблемы, открытие новых знаний, первичное закрепление знаний, информация о домашнем задании, рефлексия.6. Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:- что контролировать;- как контролировать;- как использовать результаты контроляЗадание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»7. Разработать домашнее задание, которое будет направлено на формирование учащимися образовательных продуктов, при помощи которых будет осуществляться объективация их личностного приращения как результат урока. В этом случае домашнее задание должно соответствовать таким же требованиям, как и для оценочных заданий, используемых в течение урока. То есть оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.8. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.Модель современного урока предполагает нетрадиционное наполнение этапов урока, особенно это касается этапа усвоения нового материала. Нелинейный (соответствующий ФГОС ООО) урок - это- Урок выходит за свои временные и пространственные рамки (в условиях ФГОС – возможность использования средств внеурочной деятельности, например, при реализации проектов).- Выход содержания урока за рамки учебного предмета(интегрированный, полипредметный, метапредметный)- Урок – поле использования новых приемов, методов, технологий- Урок – диалог.Таким образом, при конструировании учебных занятий по истории(обществознанию) в соответствии с требованиями ФГОС общего образования приоритет отдается целям самореализации обучающихся, затем- формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную учебную деятельность, потом - содержаниюучебного материала. Организационные формы и методы обучения имеют приоритет перед содержанием учебного материала, активно влияют на него, могут его видоизменять и трансформировать. При таком подходе акцент переносится с вопроса «чему учить» на вопрос «как учить»: в центре внимания педагога оказывается не учебный материал, а сам обучающийся, его учебная деятельность.ЗаключениеВ современном обществе традиционные методы обучения сменяются нестандартными, развивающими и способствующими активному вовлечению школьников в учебных процесс. Так результатом образования становится не просто получение знаний по предметам, а развитие личности школьников. В связи с чем проводится работа по принятию и внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов. Современный урок истории (обществознания) в соответствие с образовательными стандартами строится таким образом, чтобы учащиеся не просто запоминали предложенные факты, а могли самостоятельно ориентироваться в исторических сведениях и умели найти причинно-следственные связи между явлениями, происходящими в истории. То есть урок должен способствовать развитию историзма - способность к пониманию и оценке событий в прошом, нахождения взаимосвязи между ними, также умения осозвать, что мир и общество находится в постоянном изменении, а общественные явления возникают, развиваются и изчезают. В рамках ФГОС к урокам истории (обществознания) предъявляется ряд требований, которые могут быть разделены на дидактические, воспитательные и развивающие. Сравнение традиционного и современного урока истории (обществознания) позволило выделить ряд особенностей. Так, основные различия заключаются в деятельности учителя и учащихся на всех этапах урока. Традиционная модель предполагает пассивную роль учащихся, которые просто исполняют указания от педагога. В рамках современного урока ученики из простых исполнителей превращаются в деятелей. Школьники осуществляют самостоятельное планированиедеятельности в то время как педагог проводит скрытое управление учебным процессом. Ввиду того, что в современном мире происходят постоянные изменения, образовательная система также должна совершенствоваться и модернизироваться в соответствие с потребностями общества. В 2021 году были обновлены образовательные стандарты и принят ФГОС третьего поколения. Можно выделить следующие существенные изменения: изменяются требования к структуре рабочих программ; предусмотрены способы вариативности реализации программ; такая формулировка результатов обучения; внесение изменений в фонд оценочных средств; особый акцент на подборку практико-ориентированных заданий.Список использованной литературыФедеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53 (часть I). - ст. 7598Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2011. - №9Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования» // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования». //https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/Антропов А. П. Адаптированные основные общеобразовательные программы в современных условиях обучения // Специальное образование. - 2016. - №4. - С. 5-15Басюк В. С., Виноградова Н.Ф., Лазебникова А. Ю. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного образования: характер изменений и проблемы внедрения // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2021. - Т. 1. - № 4(77). - С. 7-29Евплова Е. В. ФГОС основного общего образования: проблемы и их решение // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - № 3. - С. 62-64. Лазебникова А. Ю. Основные направления и проблемы доработки Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования // Профессиональное образование. Столица. - 2019. - № 8. - С. 5-9.Перминова Л.М., Шарай Н.А. , Николаева Л.А. ФГОС общего образования: декларации и реализация // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - №2 (29). - С. 128-140.Станулевич О.Е. Реализация ФГОС: содержание, условия, результаты // Научные исследования в образовании. - 2012. - №1. - С. 33-44Страхова Н. В., Харитонова Л. А. ФГОС ООО: современный урок истории и обществознания. - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. - 166 с.Тимошенко Л. Н. Проблемы историко-обществоведческого образования в современных общеобразовательных школах России // Проблемы педагогики. - 2020. - №2 (47). - С. 9-11
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53 (часть I). - ст. 7598
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2011. - №9
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования» // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования». //https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/
5. Антропов А. П. Адаптированные основные общеобразовательные программы в современных условиях обучения // Специальное образование. - 2016. - №4. - С. 5-15
6. Басюк В. С., Виноградова Н.Ф., Лазебникова А. Ю. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного образования: характер изменений и проблемы внедрения // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2021. - Т. 1. - № 4(77). - С. 7-29
7. Евплова Е. В. ФГОС основного общего образования: проблемы и их решение // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - № 3. - С. 62-64.
8. Лазебникова А. Ю. Основные направления и проблемы доработки Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования // Профессиональное образование. Столица. - 2019. - № 8. - С. 5-9.
9. Перминова Л.М., Шарай Н.А. , Николаева Л.А. ФГОС общего образования: декларации и реализация // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - №2 (29). - С. 128-140.
10. Станулевич О.Е. Реализация ФГОС: содержание, условия, результаты // Научные исследования в образовании. - 2012. - №1. - С. 33-44
11. Страхова Н. В., Харитонова Л. А. ФГОС ООО: современный урок истории и обществознания. - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. - 166 с.
12. Тимошенко Л. Н. Проблемы историко-обществоведческого образования в современных общеобразовательных школах России // Проблемы педагогики. - 2020. - №2 (47). - С. 9-11
Вопрос-ответ:
Какие изменения внесены в уроки истории обществознания в связи с введением ФГОС?
Введение ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) привело к определенным изменениям в уроках истории обществознания. Теперь преподаватели стали больше использовать интерактивные методы и формы работы, активно задействуют компьютерные технологии, развивают навыки критического мышления учащихся. Уроки стали более дифференцированными, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика.
Как выглядит современный урок истории обществознания?
Современный урок истории обществознания основан на активной взаимодействии учащихся и преподавателя. Он использует разнообразные методы и формы работы: дискуссии, ролевые игры, проектные работы, анализ исторических исследований, и другие. Уроки строится таким образом, чтобы развивать у учащихся навыки анализа, аргументации, критического мышления и самостоятельного поиска информации.
Какие особенности построения урока истории обществознания на современном этапе?
На современном этапе, уроки истории обществознания стали более интерактивными и притягательными для учащихся. Они включают обсуждение актуальных проблем и глобальных вызовов, а также используют новейшие информационные и коммуникационные технологии. Учащиеся активно участвуют в обсуждении и работе на уроке, имеют возможность развивать свои навыки и компетенции в области истории обществознания.
Какими методами учителя могут развивать навыки критического мышления учащихся на уроке истории обществознания?
Учителя могут развивать навыки критического мышления учащихся на уроке истории обществознания с помощью различных методов. Например, они могут предлагать учащимся анализировать разные источники информации, проводить дебаты и дискуссии, решать проблемные ситуации, составлять аргументированные ответы на вопросы. Важно также развивать у учащихся навыки самостоятельной работы, поиск информации и ее оценку, анализ и обобщение полученных знаний.
Какие особенности имеются в уроках истории обществознания согласно ФГОС?
Согласно ФГОС, основная особенность уроков истории обществознания заключается в интеграции знаний и применении различных методов и форм работы с учащимися. Также уроки должны способствовать развитию критического мышления и умений самостоятельно исследовать исторические и общественные процессы.
Какие изменения произошли на уроках истории обществознания с введением ФГОС?
Введение ФГОС привело к изменениям на уроках истории обществознания. Теперь больше внимания уделяется использованию интерактивных форм и методов обучения, а также развитию компетенций учащихся. Уроки должны быть построены таким образом, чтобы активизировать мыслительную и творческую активность учащихся и развивать их критическое мышление.
Каким образом уроки истории обществознания способствуют развитию критического мышления?
Уроки истории обществознания способствуют развитию критического мышления путем постановки проблемных вопросов, анализа источников, обсуждения различных точек зрения, применения аргументации и формулировки собственных выводов. Учащиеся учатся анализировать исторические события и процессы, критически оценивать информацию и принимать обоснованные решения.
Какие методы и формы работы применяются на уроках истории обществознания согласно ФГОС?
На уроках истории обществознания согласно ФГОС применяются разнообразные методы и формы работы. В частности, это методы исторического исследования, дискуссии, проблемного обучения, проектной работы, игровые формы, работа с источниками и архивными документами и другие. Подбор методов и форм зависит от целей урока и его содержания.
Какие компетенции развиваются на уроках истории обществознания?
На уроках истории обществознания развиваются различные компетенции учащихся. В частности, это компетенция использования исторического знания для анализа исторических и общественных процессов, компетенция критического мышления, компетенция самостоятельного поиска и обработки информации, компетенция коммуникации и др. Уроки должны способствовать развитию всех этих компетенций.
Какие особенности уроков истории обществознания с появлением ФГОС?
Появление ФГОС внесло ряд изменений в уроки истории обществознания. Теперь уроки стали более активными и интерактивными. Вместо простого передачи информации, ученики активно участвуют в уроке, анализируют и обсуждают исторические события и явления. Также уроки стали более практическими, с активным использованием различных источников и материалов, позволяющих учащимся более полно понять историю и общество.
Какие особенности построения урока истории обществознания на современном этапе?
На современном этапе уроки истории обществознания стали более интерактивными и задействуют различные методы и приемы обучения. Преподаватель активно использует современные технологии, компьютерные программы и интернет-ресурсы для демонстрации материала и организации учебной деятельности. Также особое внимание уделяется развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и интерпретировать исторические события и явления. Учебный материал становится более систематизированным и структурированным, чтобы учащиеся могли лучше усвоить его и легче понять связи и взаимосвязи между различными историческими событиями и периодами.