Проблемы бюджетного дефицита и государственный долг
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 22.11.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 5
1. Теоретические аспекты бюджетного дефицита и государственного долга 7
1.1 Бюджетный дефицит: понятие, виды и концепции его регулирования 7
1.2 Государственный долг: понятие, виды и последствия 14
1.3 Причины возникновения бюджетного дефицита и государственного долга, а также способы их финансирования 18
2. Современное состояние федерального бюджета в России 21
2.1 Анализ динамики федерального бюджета в 2022 году 21
2.2 Влияние государственного долга на дефицит бюджета России 27
2.3 Основные направления политики сбалансирования бюджета со второй половины 2022 года 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Его доля в общем объеме государственного долга Российской Федерации уменьшилась с 78,8 до 77,6 %. Государственный внешний долг Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2022 года составил 57 143,2 млн долларов США (80,8 % верхнего предела государственного внешнего долга Российской Федерации в размере 70,7 млрд долларов США) и уменьшился на 2 558,8 млн долларов США, или на 4,3 %, по сравнению с объемом на 1 января 2022 года (59 702,0 млн долларов США). При этом в рублевом эквиваленте государственный внешний долг увеличился с начала года на 369 470,1 млн рублей, или на 8,3 %, и на 1 апреля 2022 года составил 4 804 890,0 млн рублей.Рисунок 11- Динамика объема государственного долга Российской Федерации в 2020–2022 годахГосударственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, на 1 апреля 2022 года составил 16 606 185,3 млн рублей, за январь – март 2022 года его объем увеличился на 113 728,0 млн рублей, или на 0,7 %, доля в объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации осталась неизменной и составила 95,6 %. Совокупное увеличение государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах Российской Федерации, обусловлено в основном увеличением объема государственного долга по ОФЗ-ПД на сумму 111,9 млрд рублей, или на 1,1 %, и объема государственного долга по ОФЗ-ИН на сумму 38,7 млрд рублей, или на 5,1 %, а также уменьшением государственного долга по ОФЗ-АД на сумму 29,5 млрд рублей, или на 14,1 %. По состоянию на 1 апреля 2022 года в структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств преобладают ОФЗ-ПД со сроками погашения в 2022–2044 годах (62,5 %), ОФЗ-ПК со сроками погашения в 2022–2034 годах (29,7%) и ОФЗ-ИН со сроками погашения в 2023–2032 годах (5,1%). Государственный долг по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 1 апреля 2022 года составил 732 606,8 млн рублей, за январь – март 2022 года его объем увеличился на 6 014,1 млн рублей, или на 0,8 %, что обусловлено [7]: • уменьшением фактических обязательств принципалов на сумму 4 564,9 млн рублей по 13 государственным гарантиям; • увеличением фактических обязательств принципалов на сумму 10 579,0 млн рублей по 3 государственным гарантиям. Согласно выпискам из Государственной долговой книги Российской Федерации в январе – марте 2022 года государственные гарантии в валюте Российской Федерации не предоставлялись.По состоянию на 1 апреля 2022 года в общем объеме государственного внешнего долга Российской Федерации долг по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, составил 37 262,9 млн долларов США, или 65,2 %, государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте – 18 067,5 млн долларов США, или 31,6 %, займам международных финансовых организаций – 1 511,6 млн долларов США, или 2,6 %, кредитам правительств иностранных государств – 279,6 млн долларов США, или 0,5 %, прочая задолженность – 21,6 млн долларов США, или 0,04 %. По состоянию на 1 апреля 2022 года государственный долг по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте с начала года уменьшился на 772,2 млн долларов США и согласно выпискам из Государственной долговой книги Российской Федерации составил 18 067,5 млн долларов США. При этом в рублевом эквиваленте государственный долг по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте увеличился на 119 556,1 млн рублей и по состоянию на 1 апреля 2022 года составил 1 519 210,0 млн рублей. Согласно выпискам из Государственной долговой книги Российской Федерации в январе – марте 2022 года государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте не предоставлялись.2.3 Основные направления политики сбалансирования бюджета со второй половины 2022 годаФинансовая система страны является важным элементом обеспечения сбалансированности доходов и расходов. Основной задачей в настоящее время для страны можно назвать нацеленность РФ на балансное (равновесное) состояния бюджетных расходов и доходов за счет баланса государственного бюджета.С 1 января по 30 апреля федеральный бюджет оказался профицитным, следует из данных портала «Электронный бюджет». Сумма доходов составила 9,7 трлн рублей, а расходов 8,9 трлн. Казна получила 7,7 трлн в виде прибыли от налогов и сборов, более 2 трлн от неналоговых доходов, а безвозмездные поступления принесли бюджету 25,4 млрд рублей [15].Последниекварталы профицит бюджета сменяется его дефицитом. С одной стороны, развитие кризиса приводит к постепенному сужению ненефтегазовых доходов бюджета. С другой, антикризисные меры властей ведут к повышению расходной части бюджета на 4 трлн рублей. В нынешнем втором полугодии требуются дополнительные антикризисные меры, что приведет к очередному повышению расходов казны и, как следствие, к возможному росту его дефицита до 2–3 трлн рублей [16].По данным Счетной палаты, в I полугодии 2022 года доля расходов по закрытым статьям федерального бюджета составила 18,6%. В 2021 году по ним проходило 15,2% всех расходов. В Минфине рост связали с политикой по борьбе с санкциями [14].Задачи, которые должен решить Минфин, масштабны. Предстоит работать в условиях беспрецедентных внешних ограничений и кардинальных изменений на мировых рынках. А также выполнить все намеченные социальные обязательства.Западные санкции, по сути, преследовали две цели: быстро дестабилизировать финансовую систему России и ослабить потенциал России из-за разрыва хозяйственных связей и производственных цепочек.Однако, расшатать российскую экономику не удалось. Меры, оперативно реализованные Правительством и Банком России по поручениям главы государства, позволили сохранить в стране финансовую стабильность, содействовали переформатированию многих проектов, позволили поддержать наиболее уязвимые категории как бизнеса, так и граждан [17].Динамика валового внутреннего продукта и инвестиций – лучше ожиданий. Уровень безработицы держится на минимумах. Плавно снижается инфляция. Но самое главное – наблюдается оживление внутреннего, прежде всего потребительского, спроса.В среднесрочной перспективе все эти позитивные тенденции необходимо укрепить. Они легли в основу прогноза социально-экономического развития страны. На его базе должен готовиться проект федерального бюджета на следующие три года.Риски, конечно, никуда не делись. До сих пор коллективному Западу не удалось выудить нашу страну из глобальной экономики. Попытки привели к сверхвысоким ценам на мировом рынке и опасениям относительно того, как пройдёт ближайшая зима. Однако очевидно, что выдавливание нас с привычных направлений сбыта продолжится [15].Это нужно учитывать при составлении планов на будущее, не забывая о собственных стратегических задачах. В первую очередь – сформулированных Президентом в рамках национальных целей развития.Таким образом, необходимо продолжать адаптацию и структурную перестройку российской экономики. Поддерживать переориентацию экспорта на расширение связей РФ с дружественными государствами. Выстраивать производственные цепочки внутри страны и добиваться повышения уровня технологического и экономического суверенитета России [14].Так, в средне- и долгосрочной перспективе такой путь развития более выгоден, чем сохранение прежней конфигурации. Он открывает широкие возможности для роста внутреннего производства, привлечения капиталов в российскую юрисдикцию, а также укрепления собственной научно-технологической базы.В качестве приоритетов нового бюджета необходимо выделить нацеленность на развитие, реализацию национальных проектов в интересах населения. Формирование условий для дальнейшей структурной перестройки, роста экономической активности, развития инфраструктуры в регионах и создания новых рабочих мест. И в целом – сохранение макроэкономической стабильности и устойчивости.На этом фоне осторожное расширение бюджетного стимулирования позволит быстрее обеспечить снижение кредитных ставок в экономике, а значит, и развитие частного сектора. Одновременно следует строго контролировать рост расходов. Это позволит сохранить сбалансированность бюджета, избежать повышения инфляции и потери макроэкономической стабильности.Таким образом, накопленный за многие годы опыт и сформированный фундамент позволят справиться с этими задачами. У страны достаточно ресурсов, чтобы после определённого периода адаптации возобновить поступательное развитие.ЗАКЛЮЧЕНИЕРезюмируя данную работу можно сказать, что бюджетная политика РФ является основным механизмом экономической политики страны. Бюджетная политика регулирует деятельность государства по определению целей и задач стратегического развития, количественных критериев формирования бюджетных расходов и доходов. Бюджетный дефицит является основным инструментом в развитии инфляционных процессов, имеющих прямое негативное влияние на экономику страны, разрушая ее. Бюджетный дефицит играет важную роль в системе показателей экономической безопасности страны.То на сколько эффективно спрогнозирован и сформирован бюджет влияет на эффективность и рациональность распределения средств в экономике, следование срокам по финансированию государственных учреждений и соответствующих экономических программ.Тема государственного долга и его влияния на стабильность в сфере экономики на страну в настоящее время действительно актуальна, так как тема долгосрочного государственного долга требует твердого решения. Внешний долг отрицательно сказывается на экономике РФ, заставляя наше государство оставаться продолжительное время в долговой ситуации.Необходимо проводить мероприятия по сокращению процентной части государственного долга за счет повышения эффективности политики управления государственным долгом. Также нужно помнить о том, что стратегия по сокращению государственных долгов не подразумевает сокращение долгов любой ценой, а за счет возможностей государства таких, как политика внешних заимствований, поддержку конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.Главная задача на сегодняшний день – стремление к равновесию бюджетных расходов и доходов путем сбалансированности государственного бюджета.Решения данной проблемы состоят в следующем:В адаптации и структурной перестройке российской экономики. В поддержке переориентации экспорта на расширение связей РФ с дружественными государствами. В выстраивании производственных цепочек внутри страны и добиваться повышения уровня технологического и экономического суверенитета России.нацеленность на развитие, реализацию национальных проектов в интересах населения. Формирование условий для дальнейшей структурной перестройки, роста экономической активности, развития инфраструктуры в регионах и создания новых рабочих мест. И в целом – сохранение макроэкономической стабильности и устойчивости.осторожное расширение бюджетного стимулирования для быстрого обеспечения снижения кредитных ставок в экономике, а значит, и развития частного сектора. Одновременно следует строго контролировать рост расходов. Это позволит сохранить сбалансированность бюджета, избежать повышения инфляции и потери макроэкономической стабильности.Данные программы являются успешным фактором, оказывающие позитивное влияние на экономическое развитие страны и создадут определенность в области сбалансированности доходов и расходов федерального бюджета.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАлехин, Б.И. Государственный долг. – М.: Юнити–Дана, 2016. - 336 с. Бескова, И.А. Управление государственным долгом // Банковские услуги. – 2016. – №5. – С.2–8. Борисов, Е. Ф. Основы экономики: учебник и практикум для СПО / Е. Ф. Борисов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014. – С. 247-248. Бюджетный профицит [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.banki.ru/wikibank/profitsit_byudjeta/ (дата обращения: 01.09.2022).Вавилов, Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов, 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Перспектива, 2015. – 256 с. Воронин, Ю.С. Управление государственным долгом // Экономист. – 2017. – №1. – С.58–67. Селезнев, А.З. Государственный долг и внешние активы / под ред. Катасонова В.Ю. – М.: ИНФРА–М, 2017. – 284 с. Толстоброва, Н.А. Влияние государственного долга на динамику развития экономики Российской Федерации / Н.А. Толстоброва, В.П. Постников, М.А. Каменских // Финансы и кредит. – 2015. – №20. – С. 37–42. Сираева Р.Р. Проблема развития бюджетной политики в РФ [Электронный ресурс] / Р.Р. Сираева, Т. Ю. Воробьева. – Режим доступа: http://novainfo.ru/article/6058 – 08.09.2022. Внешний долг России – 2022. Сайт мировых финансов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://global-finances.ru/vneshniy-dolg-rossii-2016/- 08.09.2022. Государственный внешний долг Российской Федерации 2022 [Электронный ресурс] / Официальный сайт Минфин России. – Режим доступа: http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/ – 08.09.2022. Корнаи, Я. Дефицит. – М: Издательство «Наука», 1990 – 550 с. Минфин прогнозирует дефицит бюджетов регионов на следующие два года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2022/07/10/930699-minfin-defitsit-byudzhetov (дата обращения: 01.09.2022).Минусы и плюс: профицит российской казны достиг 800 млрд рублей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iz.ru/1331175/sergei-shvilkin/minusy-i-plius-profitcit-rossiiskoi-kazny-dostig-800-mlrd-rublei (дата обращения: 01.09.2022).Правительство определилось с основными параметрами будущего бюджета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/21/09/2021/6149060d9a7947c026be253b (дата обращения: 01.09.2022).Рыжкова Юлия Анатольевна, Алмакаева Виктория Александровна Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга в Российской Федерации // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2012. №3 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-byudzhetnogo-defitsita-i-gosudarstvennogo-dolga-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 08.09.2022). СМИ узнали официальный прогноз Минфина по дефициту бюджета РФ в 2022–2025 годах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10968180 (дата обращения: 01.09.2022).Совещание о проекте федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/news/46510/ (дата обращения: 01.09.2022).Статистика внешнего сектора. Официальный сайт Центрального банка РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs – 08.09.2022.Счетная палата раскрыла рост расходов по закрытым статьям бюджета[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/31/08/2022/630e126e9a7947f10622913f (дата обращения: 01.09.2022).
1. Алехин, Б.И. Государственный долг. – М.: Юнити–Дана, 2016. - 336 с.
2. Бескова, И.А. Управление государственным долгом // Банковские услуги. – 2016. – №5. – С.2–8.
3. Борисов, Е. Ф. Основы экономики: учебник и практикум для СПО / Е. Ф. Борисов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014. – С. 247-248.
4. Бюджетный профицит [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.banki.ru/wikibank/profitsit_byudjeta/ (дата обращения: 01.09.2022).
5. Вавилов, Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов, 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Перспектива, 2015. – 256 с.
6. Воронин, Ю.С. Управление государственным долгом // Экономист. – 2017. – №1. – С.58–67.
7. Селезнев, А.З. Государственный долг и внешние активы / под ред. Катасонова В.Ю. – М.: ИНФРА–М, 2017. – 284 с.
8. Толстоброва, Н.А. Влияние государственного долга на динамику развития экономики Российской Федерации / Н.А. Толстоброва, В.П. Постников, М.А. Каменских // Финансы и кредит. – 2015. – №20. – С. 37–42.
9. Сираева Р.Р. Проблема развития бюджетной политики в РФ [Электронный ресурс] / Р.Р. Сираева, Т. Ю. Воробьева. – Режим доступа: http://novainfo.ru/article/6058 – 08.09.2022.
10. Внешний долг России – 2022. Сайт мировых финансов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://global-finances.ru/vneshniy-dolg-rossii-2016/- 08.09.2022.
11. Государственный внешний долг Российской Федерации 2022 [Электронный ресурс] / Официальный сайт Минфин России. – Режим доступа: http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/ – 08.09.2022.
12. Корнаи, Я. Дефицит. – М: Издательство «Наука», 1990 – 550 с.
13. Минфин прогнозирует дефицит бюджетов регионов на следующие два года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2022/07/10/930699-minfin-defitsit-byudzhetov (дата обращения: 01.09.2022).
14. Минусы и плюс: профицит российской казны достиг 800 млрд рублей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iz.ru/1331175/sergei-shvilkin/minusy-i-plius-profitcit-rossiiskoi-kazny-dostig-800-mlrd-rublei (дата обращения: 01.09.2022).
15. Правительство определилось с основными параметрами будущего бюджета [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.rbc.ru/economics/21/09/2021/6149060d9a7947c026be253b (дата обращения: 01.09.2022).
16. Рыжкова Юлия Анатольевна, Алмакаева Виктория Александровна Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга в Российской Федерации // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2012. №3 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-byudzhetnogo-defitsita-i-gosudarstvennogo-dolga-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 08.09.2022).
17. СМИ узнали официальный прогноз Минфина по дефициту бюджета РФ в 2022–2025 годах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10968180 (дата обращения: 01.09.2022).
18. Совещание о проекте федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/news/46510/ (дата обращения: 01.09.2022).
19. Статистика внешнего сектора. Официальный сайт Центрального банка РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs – 08.09.2022.
20. Счетная палата раскрыла рост расходов по закрытым статьям бюджета
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/31/08/2022/630e126e9a7947f10622913f (дата обращения: 01.09.2022).
Вопрос-ответ:
Что такое бюджетный дефицит и государственный долг?
Бюджетный дефицит - это разница между доходами и расходами государственного бюджета за определенный период времени, когда расходы превышают доходы. Государственный долг - это совокупная сумма денежных обязательств, которые правительство должно выплатить или погасить в будущем.
Какие виды бюджетного дефицита существуют и как их регулировать?
Существуют структурный и конъюнктурный бюджетный дефицит. Структурный дефицит связан с системными недостатками в доходной и расходной части бюджета, а конъюнктурный дефицит возникает из-за временных экономических кризисов. Для регулирования бюджетного дефицита можно использовать такие инструменты, как изменение налоговой политики, контроль за государственными расходами и привлечение займов.
Какие виды государственного долга существуют и какие последствия они могут иметь?
Существуют внутренний и внешний государственный долг. Внутренний долг - это задолженность правительства перед гражданами и компаниями своей страны, а внешний долг - перед иностранными государствами или международными организациями. Последствия государственного долга могут включать увеличение расходов на обслуживание долга, снижение кредитного рейтинга страны, инфляцию и негативное воздействие на экономический рост.
Какие причины могут привести к возникновению бюджетного дефицита и государственного долга, и как их можно финансировать?
Причинами возникновения бюджетного дефицита могут быть снижение доходов государства, рост расходов, экономический спад и недостаточная эффективность государственных программ. Для финансирования бюджетного дефицита можно использовать займы, выпуск государственных облигаций или увеличение налоговых поступлений. Государственный долг финансируется теми же способами, плюс возможностьм привлечения иностранных инвестиций.
Какие проблемы связаны с бюджетным дефицитом и государственным долгом?
Проблемы, связанные с бюджетным дефицитом и государственным долгом, включают в себя увеличение государственных расходов и сокращение государственных доходов, нестабильность финансовой системы, рост инфляции, увеличение налогового бремени, более высокую стоимость заемных средств и угрозу потери доверия к государственной валюте.
Каковы основные причины возникновения бюджетного дефицита и государственного долга?
Основными причинами возникновения бюджетного дефицита и государственного долга являются неправильное планирование государственного бюджета, сокращение доходов от налогов, увеличение расходов на социальную защиту населения, рост экономического кризиса, военные конфликты и непродуманная экономическая политика.
Как финансируется бюджетный дефицит и государственный долг?
Бюджетный дефицит и государственный долг финансируются различными способами. Бюджетный дефицит может быть покрыт путем заемных средств, выпуска государственных облигаций или печатания дополнительной денежной массы. Государственный долг может быть выплачен путем привлечения заемных средств от других стран или международных финансовых организаций, а также через повышение налогов и сокращение государственных расходов.