Профессиональное общение руководителя и подчиненных ,его роль в формировании морально-психологического климата
Заказать уникальную дипломную работу- 79 79 страниц
- 46 + 46 источников
- Добавлена 14.11.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Анализ понятия «психологический климат» в научной литературе 7
1.2 Характеристика оптимального психологического климата в образовательной организации 15
1.3 Особенности формирования оптимального психологического климата в образовательной организации и роль руководителя в данном процессе 22
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ (НА ПРИМЕРЕ МАДОУ СКАЗКА Г. КОГАЛЫМ) 36
2.1 Методы и организация исследования 36
2.2 Анализ результатов исследования 36
2.2 Анализ роли руководителя в управлении взаимоотношениями в коллективе 49
3. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО МОРАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 56
3.1 Цель и задачи программы 56
3.2 Основные мероприятия 60
Заключение 66
Список использованных источников 69
Приложения 75
Именно психологический климат в значительной мере способствует продуктивной работе всего коллектива и развитию каждого его члена.Как оценивают члены коллектива МАДОУ «Сказка» отношение к ним их руководителя можно увидеть на рисунке 6.Рисунок 6 – Отношение руководителя к подчиненным87,5% сотрудников считают, что заведующая регулярно советуется с подчиненными, в своей работе настроена на принятие совместных с коллективом решений; 7,5% сотрудников считают, что руководитель прислушивается к советам, но принимает собственное решение и 5 % людей дали ответ «не советуется с подчиненными». Успешные взаимоотношения руководителя с подчиненными, основываются на сотрудничестве людей, следовательно, регулярно советуясь с коллективом и принимая совместные решения, руководитель может избежать множества ошибок, касающихся процесса эффективного функционирования дошкольного учреждения.Анализ анкетных данных (табл. 10) позволил узнать мнение сотрудников о том, как руководитель поддерживает дисциплину на предприятии.Таблица 10Поддерживает ли руководитель дисциплину в коллективе МАДОУ «Сказка»Варианты ответовКоличество человекВ %Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок16096Относится безразлично к дисциплине32Не может влиять на дисциплину32Итого166100Итак, 96% сотрудников МАДОУ считают, что руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок. Руководитель, создающий атмосферу, способствующую самодисциплине сотрудников, в большей степени способен увеличить эффективность и повысить удовлетворение от работы. Так же 52,5% сотрудников считают, что руководитель высоко дисциплинирован, и он является примером соблюдения дисциплины, 47,5% считают руководителя дисциплинированным, что он может быть примером соблюдения дисциплины.Дисциплинированность руководителя является важным фактором в управлении организацией, влияет на успешность ее работы. Руководительдолжен показывать личный пример дисциплинированности сотрудникам.Анализ анкетного опроса позволил узнать, как подчиненные ведут себя в присутствии руководителя (табл. 11).Таблица 11Как подчиненные ведут себя в присутствии руководителяВарианты ответовКоличество человекВ %В присутствии руководителя сотрудники ведут себя естественно, не чувствуя напряжения8350%В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении8350%Итого166100Половина сотрудников, принявших участие в исследовании, считают, что в присутствии руководителя подчиненные ведут себя естественно, не чувствуя напряжения и столько же сотрудников отмечают напряжение в работе в присутствии руководителя. Поведение сотрудников присутствие руководителя обуславливается, личными качествами, эмоциональным настроем.Для определения стиля руководства была использована методика «определение стиля руководства трудовым коллективом» авторов В.П. Захаровой и А.Л. Журавлевой. Текст методики представлен в Приложении 1.Результаты данной методики представлены в таблице 12.Таблица 12 – Результаты диагностики по методике «Определение стиля руководства трудовым коллективом»Стиль руководстваКол-во респондентовВ %Попустительский компонент53Директивный компонент4024Коллегиальный компонент12173Итого166100Итак, исследование показало, что большинство сотрудников – 121 чел. (73 %) определяют стиль руководства как коллегиальный. Для данного стиля характерны сочетание требовательности к сотрудникам с инициативным итворческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдениемдисциплины. У таких руководителей отмечается демократичность в принятии решений. Итак, в целом по результатам практического исследования можно резюмировать:- большая часть сотрудников-респондентов удовлетворена условиями труда и трудовым коллективом МАДОУ «Сказка»;- значимая часть опрошенных сотрудников общаются со всеми членами коллективас удовольствием, оказывают помощь коллегам,которые сталкиваются с трудностями; - мнение коллег является важным и значимым для большей части сотрудников МАДОУ «Сказка», традиции, устои, правила поведения в коллективе и обычаи также важны для большинства педагогов, что положительно сказывается на развитии коллектива, обуславливает малое число конфликтов, подтверждено результатами проведенного исследования;- 50% опрошенных сотрудников полагают, что руководитель МАДОУ к подчинённым относится с уважением, 25% сотрудников отмечают доброжелательный характер взаимоотношений руководителя к подчиненным;- большинство сотрудников считают, что руководитель, решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.Таким образом в МАДОУ «Сказка» благоприятный морально-психологический климат, во многом это заслуга демократичного, чуткого руководителя.Тем не менее, во время исследования были отмечены и негативные моменты, например, возникновение конфликтов, а также неоднозначная оценка всеми сотрудниками действий руководителя. Кроме того, удовлетворительный морально-психологический климат – это атмосфера, требующая постоянной работы и поддержания, поэтому, несмотря на высокий уровень удовлетворенности сотрудников сейчас, программа формирования оптимального морально-психологического климата в коллективе образовательной организации станет инструментом, который поможет решить потенциальные проблемы во внутриколлективных отношениях.Подытожим. В ходе практического исследования нами было проведено исследование основных аспектов деятельности МАДОУ «Сказка»: исследована организационная структура, выявлен функционал сотрудников, определена численность педагогического состава.Затем, для определения господствующего морально- психологического климата было приведено анкетирование сотрудников. Результаты анкетирования позволили нам сделать вывод о благоприятной морально-психологической обстановке в коллективе. Используя методику определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова и А. Л. Журавлева, мы определили, что заведующая МАДОУ «Сказка» является эффективным руководителем, большинство сотрудников определяют стиль ее руководства как коллегиальный – т.е. она нацелена на совместную с подчиненными работу, совместное принятие решений и работу над благоприятным психологическим климатом.Однако, морально-психологический климат – это не постоянная величина, а переменная, которая требует усилий для поддержания высокого уровня. Поэтому было принято решение о необходимости разработки рекомендаций по поддержанию благоприятного морально-психологического климата в МАДОУ «Сказка».3. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО МОРАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ3.1 Цель и задачи программыВ современных условиях на дошкольные образовательные организации возложено выполнение очень важных задач. Методическая работа, проводимая в дошкольных образовательных учреждениях выстраивается на ряде принципов, одним из основополагающих принцип психологической комфортности педагогов, его сущность заключается в нивелировании факторов, провоцирующих возникновение стресса, построение теплой, дружественной атмосферы, что способствует реализациипостулатов гуманитарной педагогики.Педагогический коллектив – это сложный механизм, выполняющий очень важную работу, эффективность этой работы по большей мере зависит от: -навыков заведующего ДОУграмотно организовать собственный труд: - от сформированности мотивации педагогического коллектива; - от того, насколько справедливо оценивает руководитель труд подчиненных. Для того, чтобы психологический климат в коллективе образовательной организации был благоприятным, необходимо проведение методической работы, курируемой руководством ДОУ, в нее следует включить такие направления: - целенаправленно и постоянно проводить мониторинг психолого-педагогического статусасотрудников (педагогов);- работать с негативными проявлениями психоэмоционального состояния сотрудников: снижать уровень стресса, бороться с негативными эмоциями;- проявлять индивидуальный подход к проблемам сотрудников, выстраивать систему эффективных социально-психологических условий;- помогать сотрудникам осознавать возможности своего профессионального и личностного роста.С целью повышения социально-психологического уровня деловых отношений в педагогическом коллективе применяются разнообразные инструменты: методы и средства. В перечне данных инструментов можно выделить разработку и применение этических норм и правил, обобщенных в кодексов, памяток по психологическому саморегулированию и поддержанию психологической устойчивости педагогов.С целью построения в педагогическом коллективе дошкольного образовательного учреждения следует: - избегать провокаций и возникновения конфликтов;- соблюдать трудовой распорядок, не нарушать должностные инструкции, выполнять обязанности; - разумно относиться к целеполаганию, ставить только реальные цели и задачи; - избегать критики коллег;- развивать в себе эмпатию, умение просить прощение и прощать; - учиться ничего не ожидать от людей;- стремиться избегать лишних соревновательных моментов;- осваивать техники расслабления; - быть приветливым, доброжелательным;- выстраиватьв коллективе гармоничную атмосферу;- развивать в себе умение слушать и слышать; - проявлять уважение к окружающим людям.Разумеется, есть требования, которые касаются и руководителя в процессе построения системы благоприятного климата в коллективе, к ним отнесем: - с своей работе ориентироваться на уважение к труду сотрудников, интересоваться сотрудниками, их потребностями, возможностями, стремиться к их развитию; - стараться ставить трудовые задачи таким образом, чтобы педагог имел определенный запас времени на ее реализацию, не требовать сиюсекундного решения поставленной задачи; - поощрять стремление сотрудников к саморазвитию, способствовать развитию творческих способностей;- мотивировать педагогов к поискам новых решений образовательных задач, поощрять интересные предложения; - при положительной оценке работы сотрудников, делать это при коллегах и родителях, при обсуждении отрицательных моментов – наедине в кабинете; - стремиться к построению в коллективе командного духа; - задействовать сотрудников в процессе целеполагания, выработке решений;- не пытаться делать все одному, а делится своими полномочиями;- справедливо оценивать вклад каждого сотрудника в результаты деятельности организации, находить средства поощрения сотрудников – материально и нематериально;- создавать возможности роста для своих сотрудников – отправлять на курсы, конференции, специальные мероприятия, дополнительное обучение, которое позволит повысить уровень компетенции и принести в работу ДОУ новые веяния;- предоставлять возможности для профессионального роста педагогов и раскрытия их потенциала через прохождение процедуры аттестации на повышенные категории, участие в профессиональных конкурсах;- влиять на построение в коллективе благоприятного морально-психологического климата, а атмосферы взаимного доверия, уважения и поддержки;- защищать своих сотрудников перед вышестоящими инстанциями;- признавать необходимость сбалансированного образа жизни, охватывающего сферы деловых, семейных, личных и групповых интересов.Среди множества условий, влияющих на процесс формирования благоприятного морально-психологического климата, одним из ключевых мы признаем превалирующие настроения в коллективе, традиции конкретного ДОУ, которые существуют в организации многие годы и передаются от сотрудников к сотрудника. В эту же группу условий мы относим общие ценности, идеи. Итак, основываясь на результатах проведенного исследования, мы решили разработать программу, направленную на решение задач по развитию межличностных отношений педагогов дошкольной образовательной организации и поддержанию уровня морально-психологического климата.Цель программы: поддержание высокого уровня морально-психологического климата и развитие межличностных отношений среди педагогов МАДОУ «Сказка».Задачи программы:1. Актуализация индивидуального подхода к деятельности педагогов, их профессионального развития и самовыражения.2. Развитие эмпатии, стремления помочь коллеге, порадоваться за успехи других сотрудников. 3. Развитие культуры общения и межличностного взаимодействия, ораторских навыков, навыков выступления на научно-практических конференциях, съездах и т.п. 4. Создание условий для саморазвития, совершенствования творческих способностей, развития воображения, любознательности у педагогического состава.5. Развитие благоприятной мотивационной среды для профессионального роста и развития педагогов.6. Сплочение педагогического коллектива.Структура программы выражена совокупностью различных мероприятий, частота проведения которых 1 раз в месяц, а также мероприятий, связанных с конкурсным движением и досугом педагогов, проводимых в течении всего года. Для проведения каждого мероприятия время отводится разное, в зависимости от объёма и содержания мероприятия.3.2 Основные мероприятияВ таблице мы представили тематический план разработанной программы оптимизации межличностных отношений педагогов.Таблица 13 – Содержание программы, направленной на оптимизацию межличностных отношений педагогов МАДОУ «Сказка» Построение и поддержание благоприятногоморально-психологического – это ключевой инструмент в работе по сплочению коллектива любой организации.Личностные особенности руководителя дошкольным учреждением, стиль его руководства, профессиональные особенности, система целей и установок – предопределяют процесс формированияположительного, гармоничногоморально-психологического климата в коллективе образовательной организации. Благоприятный морально-психологический климат в трудовом коллективе – это фактор, определяющий психологический настрой педагогов, обуславливающий их способность эффективно выполнять трудовые задачи и на высоком уровне осуществлять коммуникацию с коллегами, воспитанниками и их родителями. Психологический тренинг является активной формой психологическойработы, цель которой заключается в формировании определенных навыков, которые впоследствии смогут облегчить процесс межличностной коммуникации в самых разных ситуациях.Возможности тренингов весьма обширны, он может стать универсальным «спасательным кругом» который поможет предотвратить и разрешитьмногие актуальные проблемы в области рутины ДОУ и управления сотрудниками. В ходе тренинга «Мы вместе» педагоги ДОУ будут выполнятькомплексы разных упражнений, основная цель которых – создание хорошего эмоционального настроя, гармоничной, товарищеской атмосферыв педагогическом коллективе. Тренинг также способствует развитию у членов коллектива желания и умения доносить свою позицию, идти на компромисс,вырабатывать общие решения.Заключительный этап тренинга – это время подведения итогов, когда каждый сотрудник ДОУ сможет высказать свое мнение о пройденных занятиях, поделиться впечатлениями, оценить эффективность тренинга, высказать свои предложения и пожелания.С целью повышения уровня взаимопонимания и улучшения взаимоотношений, ликвидации психологических барьеров, повышения доверия в ноябре месяце, предлагаем использовать потенциал различных психологических ролевых игр.Участники делятся на пары в произвольном порядке (жеребьевка), а затем проигрывают различные конфликтные ситуации, которые предлагает им ведущий. Первый участник конфликтной ситуации исполняет роль руководителя, а второй - - своего руководителя, затем участники меняются местами. Таким образом, каждый из партнёров данной конфликтной ролевой игрысначала играет самого себя (сотрудник), а затем примеряет на себя роль своего оппонента и получает возможность озвучить свое мнение, все чувства, которые ранее приходилось замалчивать. Такая игра дает возможность выработать лучшую стратегию решения конфликта. Темы спорных сцен будут предложены и другими участниками, которые являются «зрителями». Задача зрителей: активно обсуждая действия участников или даже разыгрывая сцену, помочь разрешить конфликт или проблемную ситуацию.Еще одним важным и оптимальным способом выявления насущных проблем в коллективе является дискуссия. Мы предлагаем в декабре провести дискуссию «Аквариум», в следующих целях: - повышения уровня коммуникативной культуры;- совершенствования навыков публичного выступления;- проведения анализа процесса взаимодействия педагогов на межличностном уровне.Участникам дискуссии будет предложена тема: «Причины возникновений конфликтов среди педагогов» и предоставлена возможность обменяться мнениями по данной теме. Затем, педагоги разделятся на две группы: участники и наблюдатели.Участниками будет образован внутренний круг, наблюдателями - внешний.Члены каждой группы выберут представителя, который в процесседискуссии должен будет высказывать мнение своей группы и отстаивать его позицию. Остальные участники «аквариума» не смогут вслух высказыватьсвоё мнение. Представители от каждой группы ведут между собой дискуссиюпо теме, через каждые 10 минут прекращая свое обсуждение. В перерыве, представители каждой группы консультируются с членами своей группы,чтобы прийти к единому мнению. В 5-ти минутной паузе наблюдателиоценивают эффективность помощи участников друг другу и высказывают собственные предложения.В процессе дискуссии должен быть выдвинут ряд причин, которые, помнению участников, могут являться поводом для конфликтных ситуаций иразногласий в данном педагогическом коллективе.Далее, в феврале, с целью поддержанияоптимального морально-психологического климата, повышения творческой активности исодействия творческого поиска педагогов, предлагаем организовать увеселительное мероприятие КВН «Я, ты, она- дружная педагогическая семья» (Приложение 2).Командам будут предложены конкурсы, включающие разнообразныепедагогические ситуации и творческие задания. В конце игры подводятся итоги и происходит награждение команд.Огромной популярностью в западной практике, а теперь уже и в России пользуется тимбилдинг или тренинги командообразования. Такие командообразующие мероприятия состоят в основном из командных игр, приключениях, имеющих четкий сценарий (а-ля Форт Боярд), обучающих мероприятий и т.д. Главная цель тимбилдинга – сплотить коллектив, создать из разрозщненных членов единое целое – команду единомышленников. Вначале весны для сотрудников ДОУ «Сказка» мы предлагаем провести тимбилдинг «И это всё о ней», который даст возможность каждому участникуузнать, что думают о нём коллеги.Каждый день, в течении почти двух недель, педагоги будут выбирать одногоиз коллег, который будет садиться на стул перед остальными участниками изадавать вопросы о себе. Вопросы самые разные, например,«как я веду себя в стрессовых ситуациях», «чем я увлекаюсь», «какой мойлюбимый цвет», «мои отрицательные (положительные) качества», «чтопомогает мне сосредоточиться на работе» и т. д. Отвечать может каждый член коллектива отдельно или давать групповой ответ.Такой блиц - опрос продолжается не более 15-20 минут. В итоге,каждый участник получает информацию о том, что про него знают и думаютколлеги. А руководитель ДОУ может оценить не только ответы, которые давалколлектив, но и умение педагога быстро и точно формулировать вопросы.С целью создания благоприятной мотивационной среды дляличностного роста и развития педагогов, распространения своегопрофессионального опыта, в течении всего учебного года педагогам МАДОУ «Сказка» предлагаем принимать активное участие в профессиональных конкурсахпедагогического мастерства различного уровня, таких как: «Воспитательгода», «Конкурс на лучшую методическую разработку», «Копилкаметодического материала», «Фестиваль творческих идей» и др.Далее, отдельного внимания в процессе командообразования заслуживает руководитель. Для повышения эффективности его работы, мы разработали «Памятки» (Приложение 3), цель которых - найти выход из сложной ситуации, грамотно оценить текущее психологическое состояние коллектива, атмосферу в нем царящую, способствовать урегулированию конфликтов и т.д. Показатели удовлетворённости взаимоотношениями педагогов вколлективе тесно связаны с частотой обсуждения вопросов, связанных сработой, а также с частотой общения членов коллектива в свободное отработы время. Неформальная обстановка всегда помогает лучше найтиобщий язык, отвлечься от рабочих проблем и способствует поиску общихинтересов и увлечений, а также областей соприкосновения поведения людей.Кроме того, для сотрудников «Сказки» мы предлагаем организовывать мероприятия на протяжении всего учебного года, например, такие: организация субботников, совместные экскурсии, походы на природу, соревнования между командами с привлечением членов семьи, совместное отмечание праздников, походы в кино, на концерты и т.п. Цель такого время препровождения проста – лучше узнать коллег, проникнуться их ценностями, понять, что ими движет, что интересует. Если участники коллектива знают друг друга на достаточно хорошем уровне, то у них пропадает нужда «защищаться» от коллег, ставить блоки, так коммуникация в коллективе может выйти на новый, более открытый уровень.Таким образом, для развития межличностных отношений, сплоченияпедагогов и поддержания благоприятного морально-психологического климата вколлективе, руководителю ДОУ необходимо иметь представление о приемахи способах, оказывающих влияние на коллектив. А именно таких, каквовлечение всех членов в коллективную деятельность, поощрениеактивности, инициативности, креативности; организация совместныхмероприятий; создание ситуаций коллективного сопереживания значимыхсобытий, стремление к эмоциональному включению в жизнь коллектива.На основании использования различных форм работы по созданию впедагогическом коллективе благоприятного психологического климата, быласпланирована методическая работа и предложен план мероприятий,направленный на дальнейшее сплочение, улучшение и оптимизациюмежличностных отношений педагогов.ЗаключениеПедагогический коллектив – это сложная система, ключевой особенностью которого является необходимость эффективного взаимодействия с детьми. Предикторами здоровых межличностных отношений в педагогическом коллективеи благоприятности морально-психологического климат в нём являются общие ценности, культура делового и межличностного отношения, система симпатий и антипатий, эмпатичность участников коллектива. Преимущество тех или иных личностных качеств у педагогов коллектива отражается на их взаимоотношениях, которые складываются внутри коллектива, на характере психологического настроения, а также придает определенную особенность, которая может помогать или мешать сплочению коллектива.Огромную роль в становлении здоровых межличностных отношений и развитии оптимального морально-психологического климата играет руководитель ДОУ. В случае, когда управление дошкольной образовательной организацией осуществляется при помощи различных методов и приёмов психологического воздействия, направленных на повышение уровня совместимости педагогов, формирование ценностно-ориентированного единства, выстраивание эффективной системы взаимоотношений администрации и педагогического коллектива, то это позволяет создать благоприятный социально-психологический климат в коллективе и способствовать развитию творческого потенциала педагогов.На основе результатов исследования морально-психологического климата в МАДОУ «Сказка» и роли руководителя в его построении были сделаны следующие выводы:- наибольший процент опрошенных сотрудников удовлетворены условиями труда и коллективом предприятия;- по результатам проведенного исследования, большинство опрошенных сотрудников с удовольствием общаются со всеми членами коллектива, помогают коллегам, попавшим в затруднительное положение;- значительное число сотрудников, принявших участие в исследовании прислушиваются к мнению своих коллег, для них имеют значение традиции, привычки, обычаи в их коллективе, они открыты для общения, считают, что нужно устраивать дополнительные встречи праздники, вечера отдыха и т. д.), и поэтому в таком коллективе практически отсутствуют конфликты, что подтверждено результатами проведенного исследования;- большинство сотрудников с удовольствием общаются со всеми членами коллектива;- по мнению большинства сотрудников в коллективе преобладает деловой, творческий настрой;- половина сотрудников организации получают удовлетворение от того, что их окружают надежные коллеги. Это является положительной характеристикой взаимоотношений в коллективе дошкольного учреждения.-половина сотрудников считают, что руководитель предприятия относится к подчинённым с уважением, четверть сотрудников отмечают доброжелательный характер взаимоотношений руководителя к подчиненным;- большинство сотрудников считают, что руководитель, решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе;- большинство сотрудников дошкольного учреждения считают, что руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок;- половина сотрудников считают, что руководитель высоко дисциплинирован, и он является примером соблюдения дисциплины;- большинство сотрудников считают, что руководитель всегда контролирует результаты работы, замечает положительные стороны, хвалит подчиненных.Несмотря на положительную оценку морально-психологического климата в учреждении, было принято решение о разработке рекомендаций и программы по поддержанию благоприятного психологического климата в МАДОУ. Мы полагаем, что данные рекомендации и программы помогут руководителю продолжать выстраивать эффективные и доброжелательные отношения в коллективе дошкольного учреждения.Список использованных источниковАлехина, О.Е. Стимулирование развития работниковучреждении / О.Е. Алехина // Управление персоналом. - 2012. № 1. - С. 50-52.Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник / Г.М.Андреева. – М.: МГУ, 2015. – 234 с.Басина О.А. Психологические условия повышения удовлетворённости трудом в коллективе образовательной организации / О.А. Басина // Современные проблемы и направления развития системы подготовки кадров. Сборник научных трудов по материалам I международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука». – 2016. – С. 18-22.Басова Н.С. Диагностика социально-психологического климата в дошкольной образовательной организации / Н.С. Басова, М.В. Дейнека // Современная педагогика и психология: проблемы и перспективы. материалы Международной студенческой научно-практической конференции. – 2018. – С. 222-224.Батаршев А.И., Лукьянов А.О. Психология управления персоналом. –М.: Издательство Института психотерапии, 2005. — 624 с.Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ,планирование, формы и методы / К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.Белинская, Е.П. Социальная психология личности / Е.П.Белинская, О.А. Тихомандрицкая. — М.: Аспект Пресс, 2011. — 301 с.Беляцкий Н.П. Управление персоналом. – Мн.: Интерпрес-сервис,2003. – 294 с.Бобер Е.Н. Управление социально-психологическим климатом в коллективе образовательной организации / Е.Н. Бобер, Ю.С. Бондарева // Педагогический форум. Пенза, 2022. – С. 158-161.Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.И. Социально-психологическийклимат коллектива и личность. – М.: Мысль, 2008. – 193 с.Булах К.В. Особенности межличностных отношений в образовательной организации / К.В. Булах, З.В. Улубаева // Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». – 2019. – № 1. – С. 81-84.Буторина Ю.Е. Формирование оптимального психологического климата в педагогическом коллективе / Ю.Е. Буторина // Современный образ детства и векторы развития дошкольного образования. Материалы научно-практической конференции школьников, студентов, молодых ученых, посвященной Году науки в РФ. – 2021. – С. 17-19.Быков А.В. Качества личности руководителя и успех деятельности. –М.: УРАО, 2001. – 112с.Васильченко, О. Социально-психологический климат:диагностика и формирование / О. Васильченко //Справочник кадровика. –2012. – №3. – С.45-61.Вихрова Н.С. Влияние стиля руководства на социально-психологический климат в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации / Н.С. Вихрова, О.В. Кляп // Актуальные проблемы психологии в образовании и социальной сфере. сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Мурманск, 2021. – С. 225-229. Галеева Л.М. Управление социально-психологическим климатом педагогического коллектива образовательной организации / Л.М. Галеева // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 47. – С. 96-102.Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник / И.Н. Герчикова; – Изд. 3-е, перераб, и доп. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 354с.Головина К.Н. Влияние стиля руководства на формирование благоприятного психологического климата в трудовом коллективе / К.Н. Головина // Научное сообщество студентов. Сборник статей по материалам LXII студенческой международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 90-94.Денякина, Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности вобразовательном учреждении / Л.М. Денякина. – М.: «Новая школа», 2011.– 268c.Деревнина А.О Социально-психологический климат в трудовом коллективе / А.О. Деревнина // Экономика и социум. – 2020. – № 9 (76). –С. 170-175.Доронина, М.С. Психология управления: учеб. пособие /М.С. Доронина, А.М. Григоренко. — Xарьков: Изд-во ХДЕУ, 2010. – Ч.2. –96сДятлов, А.Н. Современный менеджмент / А.Н. Дятлов. – М.:Издательство ВШЭ, 2014. – 321с.Еремеева А.В. Изучение климата и мотивации в педагогическом коллективе / А.В. Еремеева, В.С. Третьякова // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). – 2022. – № 1 (9). – С. 48-59.Еремина С.В. Подходы к формированию социально-психологического климата в образовательной организации / С.В. Еремина // Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в сельской школе. материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ярославль, 2021. – С. 152-161.Журавлев А.Л. Индивидуальный стиль руководства коллективом. —М.: ВЛАДОС, 1996. — 553 с.Журавлева Е.А. Актуальные приоритеты развития педагогического коллектива современной дошкольной образовательной организации / Е.А. Журавлева // Человеческий капитал. – 2016. – № 6 (90). – С. 48-53.Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческимиресурсами. - М.: Финстатинформ, 2002. – 178 с.Ипполитова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»:сущность, классификация / Н. Ипполитова // GeneralandProfessionalEducation. – 2012. – №1. – С. 8-14.Карпова Е.И. Взаимосвязь стиля руководства и социально-психологического климата в трудовом коллективе / Е.И. Карпова, Е.М. Корж // Актуальные направления социально-психологических исследований личности в онтогенезе. –2019. – С. 54-58.Касаткина, Н.С. Формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе / Н.С. Касаткина,И.С. Аксенова // Вестник ЧГПУ. – 2013. – №10.Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: Учебник / А.Я.Кибанов, – М.: ИНФРА-М, 2013. – 447с.Кольчугина Ю.Л. Морально-психологический климат трудового коллектива / Ю.Л. Кольчугина, Е.А. Кобец // Вектор экономики. – 2019. – № 3 (33). – С. 102.Коновалова К.Е. Социально-психологический климат в коллективе образовательной организации / К.Е. Коновалова // Наука и образование: проблемы, идеи, инновации. – 2019. – № 12 (24). – С. 70-72.Кощина Е.С. Особенности психологического климата в педагогическом коллективе дошкольного учреждения / Е.С. Кощина, Г.В. Пешкова // Образование и педагогика: теория и практика. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2020. – С. 218-222.Куракин В.С. Социально-психологический климат в трудовом коллективе / В.С. Куракин, Н.Ф. Сухорукова // Научный журнал Дискурс. – 2018. – № 12 (26). – С. 264-271.Курапова, И.А. Особенности психологического климата вженском трудовом коллективе / И.А. Курапова, И.В. Пояркова // Форуммолодых ученых. – 2016. – №4. – С, 530-534.Лачугина В. А. Роль руководителя образовательного учреждения в командообразовании / В.А. Лачугина //Инновационный потенциал развития науки в современном мире. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. 2019. – С. 37-42.Михайлова С.С. Психологический климат как фактор формирования имиджа образовательной организации / С.С. Михайлова, Е.П. Симаков // Актуальные проблемы современной когнитивной науки. сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2019. –С. 122-124. Назаров А.А. Формирование благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе / А.А. Назаров // Стратегия научно-технологического развития в условиях нестабильности мировых рынков. Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией В.А. Цветкова, К.Х. Зоидова. – 2019. – С. 119-123.Орлова Н.В. Психологический климат: диагностика ипредупреждение кризиса // Справочник по управлению персоналом. – 2003. –№10. – С. 34-43Пахомова Ю.Л. Особенности психологического климата педагогического коллектива детской дошкольной организации / Ю.Л. Пахомова // Вестник экспериментального образования. – 2019. – № 2 (19). – С. 69-76.Петрова Т.Ю. Особенности влияния социально-психологического климата в педагогическом коллективе на организацию образовательного процесса / Т.Ю. Петрова // Научный аспект. – 2012. – № 4-1. – С. 61-64.Писаревская М.А. Особенности социально-психологического климата в образовательной организации / М.А. Писаревская // Психическое и психологическое здоровье человека в 21 веке: правовые, политические, социально-экономические и гуманитарные аспекты. материалы международной научно-практической конференции. Московский гуманитарно-экономический институт, Новороссийский филиал. – 2016. – С. 120-124.Турченко И.В. Управление морально-психологическим климатом коллектива как фактор эффективной трудовой деятельности организации / И.В. Турченко, Н.Ю. Кауфман // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2019. –№ 8. – С. 147-149.Фалунина Е. В. Социально-психологические факторы, влияющие на конфликтность в образовательной организации / Е.В. Фалунина, С.Н. Герасимов // Евразийский союз ученых. – 2021. – № 2-1 (83). – С. 19-22.Шубникова Е.М. Управление психологическим климатом в коллективе образовательной организации в условиях реализации профессионального стандарта педагога / Е. М. Шубникова // Технологии сопровождения специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. материалы международной научно-практической конференции. Ярославль, 2020. – С. 185-187.Приложения
1. Алехина, О.Е. Стимулирование развития работников
учреждении / О.Е. Алехина // Управление персоналом. - 2012. № 1. - С. 50-
52.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник / Г.М.
Андреева. – М.: МГУ, 2015. – 234 с.
3. Басина О.А. Психологические условия повышения удовлетворённости трудом в коллективе образовательной организации / О.А. Басина // Современные проблемы и направления развития системы подготовки кадров. Сборник научных трудов по материалам I международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука». – 2016. – С. 18-22.
4. Басова Н.С. Диагностика социально-психологического климата в дошкольной образовательной организации / Н.С. Басова, М.В. Дейнека // Современная педагогика и психология: проблемы и перспективы. материалы Международной студенческой научно-практической конференции. – 2018. – С. 222-224.
5. Батаршев А.И., Лукьянов А.О. Психология управления персоналом. –
М.: Издательство Института психотерапии, 2005. — 624 с.
6. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ,
планирование, формы и методы / К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.
7. Белинская, Е.П. Социальная психология личности / Е.П.
Белинская, О.А. Тихомандрицкая. — М.: Аспект Пресс, 2011. — 301 с.
8. Беляцкий Н.П. Управление персоналом. – Мн.: Интерпрес-сервис,
2003. – 294 с.
9. Бобер Е.Н. Управление социально-психологическим климатом в коллективе образовательной организации / Е.Н. Бобер, Ю.С. Бондарева // Педагогический форум. Пенза, 2022. – С. 158-161.
10. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.И. Социально-психологический
климат коллектива и личность. – М.: Мысль, 2008. – 193 с.
11. Булах К.В. Особенности межличностных отношений в образовательной организации / К.В. Булах, З.В. Улубаева // Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». – 2019. – № 1. – С. 81-84.
12. Буторина Ю.Е. Формирование оптимального психологического климата в педагогическом коллективе / Ю.Е. Буторина // Современный образ детства и векторы развития дошкольного образования. Материалы научно-практической конференции школьников, студентов, молодых ученых, посвященной Году науки в РФ. – 2021. – С. 17-19.
13. Быков А.В. Качества личности руководителя и успех деятельности. –
М.: УРАО, 2001. – 112с.
14. Васильченко, О. Социально-психологический климат:
диагностика и формирование / О. Васильченко //Справочник кадровика. –
2012. – №3. – С.45-61.
15. Вихрова Н.С. Влияние стиля руководства на социально-психологический климат в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации / Н.С. Вихрова, О.В. Кляп // Актуальные проблемы психологии в образовании и социальной сфере. сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Мурманск, 2021. – С. 225-229.
16. Галеева Л.М. Управление социально-психологическим климатом педагогического коллектива образовательной организации / Л.М. Галеева // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 47. – С. 96-102.
17. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник / И.Н. Герчикова; – Изд. 3-
е, перераб, и доп. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 354с.
18. Головина К.Н. Влияние стиля руководства на формирование благоприятного психологического климата в трудовом коллективе / К.Н. Головина // Научное сообщество студентов. Сборник статей по материалам LXII студенческой международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 90-94.
19. Денякина, Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в
образовательном учреждении / Л.М. Денякина. – М.: «Новая школа», 2011.
– 268c.
20. Деревнина А.О Социально-психологический климат в трудовом коллективе / А.О. Деревнина // Экономика и социум. – 2020. – № 9 (76). –С. 170-175.
21. Доронина, М.С. Психология управления: учеб. пособие /
М.С. Доронина, А.М. Григоренко. — Xарьков: Изд-во ХДЕУ, 2010. – Ч.2. –
96с
22. Дятлов, А.Н. Современный менеджмент / А.Н. Дятлов. – М.:
Издательство ВШЭ, 2014. – 321с.
23. Еремеева А.В. Изучение климата и мотивации в педагогическом коллективе / А.В. Еремеева, В.С. Третьякова // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). – 2022. – № 1 (9). – С. 48-59.
24. Еремина С.В. Подходы к формированию социально-психологического климата в образовательной организации / С.В. Еремина // Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в сельской школе. материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ярославль, 2021. – С. 152-161.
25. Журавлев А.Л. Индивидуальный стиль руководства коллективом. —
М.: ВЛАДОС, 1996. — 553 с.
26. Журавлева Е.А. Актуальные приоритеты развития педагогического коллектива современной дошкольной образовательной организации / Е.А. Журавлева // Человеческий капитал. – 2016. – № 6 (90). – С. 48-53.
27. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими
ресурсами. - М.: Финстатинформ, 2002. – 178 с.
28. Ипполитова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»:
сущность, классификация / Н. Ипполитова // General and Professional
Education. – 2012. – №1. – С. 8-14.
29. Карпова Е.И. Взаимосвязь стиля руководства и социально-психологического климата в трудовом коллективе / Е.И. Карпова, Е.М. Корж // Актуальные направления социально-психологических исследований личности в онтогенезе. –2019. – С. 54-58.
30. Касаткина, Н.С. Формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе / Н.С. Касаткина,
И.С. Аксенова // Вестник ЧГПУ. – 2013. – №10.
31. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: Учебник / А.Я.
Кибанов, – М.: ИНФРА-М, 2013. – 447с.
32. Кольчугина Ю.Л. Морально-психологический климат трудового коллектива / Ю.Л. Кольчугина, Е.А. Кобец // Вектор экономики. – 2019. – № 3 (33). – С. 102.
33. Коновалова К.Е. Социально-психологический климат в коллективе образовательной организации / К.Е. Коновалова // Наука и образование: проблемы, идеи, инновации. – 2019. – № 12 (24). – С. 70-72.
34. Кощина Е.С. Особенности психологического климата в педагогическом коллективе дошкольного учреждения / Е.С. Кощина, Г.В. Пешкова // Образование и педагогика: теория и практика. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2020. – С. 218-222.
35. Куракин В.С. Социально-психологический климат в трудовом коллективе / В.С. Куракин, Н.Ф. Сухорукова // Научный журнал Дискурс. – 2018. – № 12 (26). – С. 264-271.
36. Курапова, И.А. Особенности психологического климата в
женском трудовом коллективе / И.А. Курапова, И.В. Пояркова // Форум
молодых ученых. – 2016. – №4. – С, 530-534.
37. Лачугина В. А. Роль руководителя образовательного учреждения в командообразовании / В.А. Лачугина // Инновационный потенциал развития науки в современном мире. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. 2019. – С. 37-42.
38. Михайлова С.С. Психологический климат как фактор формирования имиджа образовательной организации / С.С. Михайлова, Е.П. Симаков // Актуальные проблемы современной когнитивной науки. сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2019. –С. 122-124.
39. Назаров А.А. Формирование благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе / А.А. Назаров // Стратегия научно-технологического развития в условиях нестабильности мировых рынков. Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией В.А. Цветкова, К.Х. Зоидова. – 2019. – С. 119-123.
40. Орлова Н.В. Психологический климат: диагностика и
предупреждение кризиса // Справочник по управлению персоналом. – 2003. –
№10. – С. 34-43
41. Пахомова Ю.Л. Особенности психологического климата педагогического коллектива детской дошкольной организации / Ю.Л. Пахомова // Вестник экспериментального образования. – 2019. – № 2 (19). – С. 69-76.
42. Петрова Т.Ю. Особенности влияния социально-психологического климата в педагогическом коллективе на организацию образовательного процесса / Т.Ю. Петрова // Научный аспект. – 2012. – № 4-1. – С. 61-64.
43. Писаревская М.А. Особенности социально-психологического климата в образовательной организации / М.А. Писаревская // Психическое и психологическое здоровье человека в 21 веке: правовые, политические, социально-экономические и гуманитарные аспекты. материалы международной научно-практической конференции. Московский гуманитарно-экономический институт, Новороссийский филиал. – 2016. – С. 120-124.
44. Турченко И.В. Управление морально-психологическим климатом коллектива как фактор эффективной трудовой деятельности организации / И.В. Турченко, Н.Ю. Кауфман // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2019. –№ 8. – С. 147-149.
45. Фалунина Е. В. Социально-психологические факторы, влияющие на конфликтность в образовательной организации / Е.В. Фалунина, С.Н. Герасимов // Евразийский союз ученых. – 2021. – № 2-1 (83). – С. 19-22.
46. Шубникова Е.М. Управление психологическим климатом в коллективе образовательной организации в условиях реализации профессионального стандарта педагога / Е. М. Шубникова // Технологии сопровождения специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. материалы международной научно-практической конференции. Ярославль, 2020. – С. 185-187.
Вопрос-ответ:
Что такое психологический климат в образовательной организации?
Психологический климат в образовательной организации - это общая атмосфера и взаимоотношения между людьми в коллективе, которые оказывают влияние на эмоциональное состояние и поведение всех его участников. Он может быть благоприятным или неблагоприятным и сильно влиять на результаты работы и обучения.
Каковы особенности формирования благоприятного психологического климата в образовательной организации?
Формирование благоприятного психологического климата в образовательной организации требует участия всех участников коллектива, включая руководителя. Важно создать доверие, уважение и поддержку среди всех членов коллектива. Руководитель должен быть гибким и открытым для обратной связи, уметь эффективно коммуницировать и регулировать конфликты, а также способствовать развитию профессиональных навыков и самореализации своих подчиненных.
Какова роль руководителя в формировании благоприятного психологического климата?
Роль руководителя в формировании благоприятного психологического климата в образовательной организации крайне важна. Он должен быть лидером, создавать атмосферу доверия, уважения и поддержки в коллективе. Руководитель должен проявлять эмпатию, быть внимательным к потребностям своих подчиненных, активно коммуницировать и быть готовым к конструктивному решению проблем и конфликтов. Он также должен стимулировать развитие и саморазвитие своих сотрудников, помогая им достигать лучших результатов в работе и обучении.
Какие основные характеристики имеет оптимальный психологический климат в образовательной организации?
Оптимальный психологический климат в образовательной организации характеризуется высоким уровнем взаимодействия между участниками коллектива. В нем царит доверие, уважение и открытость. Взаимоотношения в коллективе основаны на сотрудничестве и поддержке, а не на конфликтах и соперничестве. Коллектив ощущает себя единым целым и стремится к общим целям и результатам.
Что такое психологический климат в образовательной организации?
Психологический климат в образовательной организации - это совокупность эмоциональных, мотивационных, социальных и психологических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Он влияет на взаимоотношения между руководителем и подчиненными, а также на самоэффективность и душевное состояние всех участников образовательного процесса.
Какой психологический климат является оптимальным для образовательной организации?
Оптимальный психологический климат в образовательной организации характеризуется открытостью, взаимопониманием, уважением, доверием и поддержкой между руководителем и подчиненными. Такой климат способствует эффективному обучению, профессиональному росту и развитию всех участников образовательного процесса.
Каким образом происходит формирование оптимального психологического климата в образовательной организации?
Формирование оптимального психологического климата в образовательной организации происходит путем установления конструктивного взаимодействия между руководителем и подчиненными, создания дружественной и комфортной атмосферы, активного включения всех участников процесса в принятие решений и реализацию общих целей.
Какова роль руководителя в формировании морально-психологического климата в коллективе образовательной организации?
Руководитель образовательной организации играет важную роль в формировании морально-психологического климата в коллективе. Он должен быть примером для подчиненных, создавать условия для развития и саморазвития, поддерживать коммуникацию и сотрудничество, и способствовать эмоциональному благополучию всех участников коллектива.
Какие особенности существуют при формировании оптимального психологического климата в образовательной организации?
При формировании оптимального психологического климата в образовательной организации необходимо учитывать различия в возрасте и профессиональной подготовке участников коллектива, создавать условия для реализации их потенциала, применять разнообразные методы мотивации и стимулирования, осуществлять систематическую поддержку и обратную связь.
Какова роль руководителя в формировании морально-психологического климата в коллективе образовательной организации?
Руководитель играет ключевую роль в формировании морально-психологического климата в коллективе образовательной организации. Он должен быть лидером, способным создать атмосферу взаимопонимания, доверия и сотрудничества. Руководитель должен уметь мотивировать и вести своих подчиненных к достижению общих целей, а также уметь эффективно решать конфликты и разрешать проблемы.
Что такое психологический климат в образовательной организации?
Психологический климат в образовательной организации - это обстановка, атмосфера, которая складывается в коллективе и определяет взаимоотношения между руководителем, педагогами, администрацией и учащимися. Он включает в себя такие аспекты, как уровень коммуникации, взаимопонимание, доверие, сотрудничество, взаимодействие и общие ценности и цели.
Каким должен быть оптимальный психологический климат в образовательной организации?
Оптимальный психологический климат в образовательной организации должен быть открытым, доверительным и поддерживающим. В нем должна быть возможность свободной коммуникации и выражения своих мнений, а также уважение и принятие различий. Оптимальный психологический климат способствует развитию и реализации потенциала каждого члена коллектива, а также формированию позитивной образовательной среды.