Специфика критичности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью (умственно отсталых и с ЗПР)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дефектология
  • 35 35 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 25.11.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава I. Проблема индивидуально-психологических особенностей мышления 5
1.1. Мышление как психологический процесс 5
1.2. Индивидуально-психологические качества мышления: гибкость, критичность, самостоятельность 7
1.3. Особенности критичности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью 11
Выводы к 1 главе 15
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей критического мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью 17
2.1. Цель, задачи, методики исследования критичности 17
2.2. Анализ экспериментальных материалов по изучению критичности детей-олигофренов в сравнении с ЗПР 22
2.3. Рекомендации по формированию и развитию критического мышления детей с интеллектуальной недостаточностью 28
Выводы ко 2 главе 33
Заключение 34
Список используемых источников 36

Фрагмент для ознакомления

Основные причины недостаточности мыслительной деятельности кроются, как правило, в незрелости мозговых структур, слабости интеллектуальных предпосылок, а также в типологических особенностях эмоционально-потребностной сферы, специфических чертах характера, неблагоприятных социальных условиях развития и т.д. Дети с задержкой психического развития, как правило, могут понять и принять общую цель задания, но испытывают известные трудности при реализации способа действия, при установлении скрытых отношений между предметами и явлениями окружающего мира.Согласно исследованиям Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, С.Г. Шевченко в числе основных закономерностей мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития, отмечается отсутствие умения самостоятельно ставить задач, а также низкий уровень готовности к решению поставленной задачи, в связи с недостаточной познавательной активностью. Т.В. Егорова подчеркивает, что недостаточный уровень сформированности мыслительной деятельности отчетливо проявляется на ориентировочном этапе. Неумение ориентироваться в задании, анализировать его, обдумывать и планировать предстоящую работу приводит к многочисленным ошибкам.Задержка психического развития встречается значительно чаще, чем олигофрения. Здесь речь идет не о стойком психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще проявляется при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целеустремленности, преобладании игровых интересов, быстрой перегруженности в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены несильно. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.Умственная отсталость в отличие от задержки психического развития, носит необратимый характер, так как в этом случае стойкое нарушение познавательной деятельности обусловлено органическим поражением или недоразвитием коры головного мозга.Стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. Понятие умственная отсталость включает в себя такие формы нарушений, как олигофрения и деменция. УО в зависимости от выраженности нарушений традиционно подразделяется на такие степени как – дебильности, имбецильности, идиотии.2.3. Рекомендации по формированию и развитию критического мышления детей с интеллектуальной недостаточностьюКритическое мышление – это процесс обдумывания мыслей и причин возникновения определенной точки зрения, предусматривающий последовательную цепочку операций мышления: Что? Как? Почему? Для чего?Формирование критического мышления – это деятельность, направленная на исследование проблем и ситуаций на основе самостоятельного выбора, оценки и определения степени полезности информации, учитывая личностные потребности и цели.Стоит отметить, что научиться критически мыслить самому и учить учеников критически мыслить – совсем не просто. Это не является такой задачей, которая выполняется на определенном этапе и дальше забывается. Не существует четкого перечня шагов, сделав которые, можно научиться критическому мышлению. У учителя трудового обучения (как и у других учителей-предметников) должно быть не просто желание мыслить критически и учить этому учеников, а просто необходимость этим заниматься. Учитель, создавая определенные условия во время урока, может успешно привлечь учеников к процессу критического мышления, формированию умений критического мышления. С. Терно определяет методику формирования и развития критического мышления как организацию учебного процесса, когда:цели и содержание обучения формулируют путем создания проблемных ситуаций и подают в виде проблемных задач;используют средство обучения (дидактические материалы), которые знакомят учеников принципами, стратегиями и процедурами критического мышления;используют проблемные методы обучения, создающие ситуации выбора;проводят интерактивные занятия, которые предусматривают диалог в процессе решения проблемных задач;применяют метод контроля, который обеспечивает письменное изложение решения с последующей рефлексией;преподавание осуществляют в демократическом стиле, который предоставляет ученикам право на ошибку и моделирует ситуации исправления ошибок.При таких условиях обучения мышление учеников будет приобретать осознанность, самостоятельность, рефлексивность, обоснованность, контролируемость и самоорганизованность, то есть будет развиваться мышление второго порядка (или высокого порядка), которое называют критическим мышлением.Критически мыслить – значит уметь:анализировать;интерпретировать и синтезировать;сравнивать;оценивать и высказывать собственные суждения.Методика развития критического мышления основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, направлена на определение проблемы и поиск ее решения, на развитие у учащихся аналитического подхода к любому материалу, а не на запоминание материала.Технология проведения урока по развитию критического мышления зависит от его предметного наполнения и дидактических задач, от типа урока (это приобретение новых знаний или формирование умений), от собственно учебного предмета.С чего следует начать урок? В начале урока ученики должны определить:что они уже об этом знают;что им следует изучить;какие вопросы возникают перед нами в связи с темой урока.Далее учебный процесс учитель должен организовывать так, чтобы ученики свободно выявляли факты, рассматривали варианты решения проблемы, а в конце пришли к подкрепленному фактами осмыслению собственной позиции по поставленным вопросам.На что обращать внимание? Во время исследования учебного материала учитель должен особое внимание уделять анализу информации с точки зрения достоверности источников, из которых она поступает. Кроме того, информацию можно анализировать с учетом предубеждений, предрассудков – как самого ученика, так и других учеников. Все это создает основу для выработки у учеников собственных суждений и, как результат – развития критического мышления.Учитель может удачно сочетать работу над предметным материалом с развитием критического мышления учеников. Однако построение такого урока требует многих знаний и умений от самого учителя. Так, он должен создавать атмосферу позитивного взаимодействия учеников, разбираться в том, какие формы и методы обучения эффективнее на определенном этапе урока, а еще – и это принципиально важно – самому мыслить критически.Базовая техника формирования критического мышления может применяться педагогом ежедневно.Ее ключевые этапы:1. Вступительная часть занятия, во время которой педагог должен предлагать ученикам методы и задания, позволяющие им:освежить имеющиеся знания, представления, умения, связанные с темой урока;провести «инвентаризацию» этих знаний и представлений, выявить пробелы;сосредоточить внимание на новой теме;создать контекст для восприятия новых идей;сформировать позитивное отношение, заинтересованность в процессе обучения.Во время вступительной части урока ученики должны овладеть несколькими важными способами познавательной деятельности или усовершенствовать имеющиеся умения. Процесс активного вспоминания того, что они знают по прорабатываемой теме, заставляет их анализировать собственные знания и представления. Это позволяет определить уровень этих знаний и приобщить к ним новые.Для того чтобы решить эту задачу, педагог должен задавать наводящие вопросы, а также использовать такие методы как кластер, ассоциативный куст, мозговой штурм и т.д.2. Осмысление, или основная часть занятия. В это время учитель организует активную деятельность учащихся, в частности побуждает их исследовать, осмысливать материал, отвечать на ранее поставленные вопросы, ставить свои и искать на них ответы и тому подобное.Главная задача учащихся – «конструировать» знания и навыки, формировать собственное отношение к теме. Для этого они с помощью учителя:сравнивают свои ожидания с тем, что им реально предлагают изучить;задают вопросы относительно нового учебного материала;экспериментируют, пробуют применить новый материал на практике с помощью имеющихся у них представлений, знаний, умений независимо от того, являются ли они достаточными;анализируют полученный опыт;пересматривают свои ожидания и высказывают новые;выявляют главное, осмысливают теоретические идеи, концепции;отслеживают ход собственных мыслей;делают выводы относительно содержания материала;связывают содержание урока с личным опытом;отрабатывают умения и стратегии мышленияДальнейшая отработка и закрепление учеником новых знаний происходит с помощью различных методов и приемов организации активной самостоятельной работы.Обязательные элементы развития критического мышления у учеников – индивидуальный поиск и обмен идеями в группах или общем кругу. Очень важна последовательность этих элементов – поиск должен непременно предшествовать обмену мнениями.3. Рефлексия, или подведение итоговЭтот этап самый важный для развития критического мышления у учеников, поскольку его основными задачами являются обобщение, систематизация (но не воспроизведение!) изученного и рефлексия относительно процесса и результатов учебной деятельности. Необходимо, чтобы ученики вспомнили и осознали цели деятельности и процесс ее проведения (способы, проблемы, пути их решения), подумали о том, что они узнали, чему научились, спросили себя, что это для них означает, как это меняет их видение, сравнили и соотнесли полученные результаты с запланированными и откорректировали цели и направления следующей деятельности. Во время подведения итогов ученики совершенствуют важное умение - резюмировать информацию, излагать сложные идеи, передавать чувства и представления в нескольких словах, соотносить новую информацию со своими устойчивыми представлениями, то есть сознательно связывать новое с давно известным.Выводы ко2 главеОсновываясь на вышесказанном во второй главе, можно сделать вывод о том, что у детей с интеллектуальной недостаточностью существуют проблемы не только с критичностью мышления в связи со слабой заинтересованностью, но и с мышлением в целом. Очень важно уметь заинтересовать такого ребенка, поощрять за самостоятельную творческую деятельность, давать возможность оценить собственные суждения и проблему в целом. Благодаря полному погружению в познавательный процесс, возможности потрогать, ощутить, стать частью процесса решения задачи, ребенок способен задействовать критическое мышление и справиться с решением проблемы самостоятельно и с интересом.ЗаключениеКритическое мышление опирается на получение информации, осознанное восприятие собственной умственной деятельности в окружающей интеллектуальной среде. Технологии развития критического мышления помогают воспитывать детей нового поколения, которые умеют размышлять, общаться, слушать и слышать других. Особенно это необходимо для детей с интеллектуальной недостаточностью, которым трудно самостоятельно развить в себе критичность мышления.Ребенок включается в процесс критического мышления, когда задает себе вопрос: «Что это сообщение значит для меня?», «Как я могу использовать эти знания?», «Как эта информация соотносится с тем, что я уже знаю?», «Является ли эта информация полезной?», «Какими могут быть последствия использования этой информации для меня и для других?».В данной работе была рассмотрена специфика критичности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью, определено значение мышления, в том числе и критического в развитии ребенка, а также составлен ряд рекомендаций, направленных на развитие критического мышления умственно отсталых детей.Анализ литературных источников показал недостаточную изученность проблемы нарушений критичности в целом, а также высокую значимость исследований нарушений критичности для диагностики детей с интеллектуальной недостаточностью. А также стоит отметитьналичие сложностей диагностики критичности мышления, поскольку до сих пор не существует методик, прицельно направленных на диагностику именно этого феномена. Критическое мышление формируется постепенно, оно является результатом ежедневной кропотливой работы с мышлением умственно отсталого ребенка. Мыслительные навыки можно развивать так же, как и тело – с помощью тренировок. Ежедневно необходимо развивать у детей с интеллектуальной недостаточностью базовые навыки, необходимые для критического мышления: наблюдательность; склонность к интерпретации, анализу, способность делать выводы; свойство давать оценки, задавать вопросы и т.д.Список используемых источниковАксенова, Л. И. Специальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др. – Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.Баряева, Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова. – Санкт-Петербург : Издательство «СОЮЗ», 2003. –320 с.Блонский, П.П. Память и мышление / П. П. Блонский. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 288 с.Бородулина, С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников/ С. Ю. Бородулин. – Ростов Н/Д: Феникс, 2004. – 352сВиноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2111 «Дефектология»/А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов, И. П. Ушакова; Сост. А. Д. Виноградова. – Москва : Просвещение, 1985. – 144 с.Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский – Издательство АСТ, Москва, 2021. – 576 с.Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский –Издательство «Юрайт», Москва, 2022. – 332 с.Дорофеева, Т. А. Особенности словесно-логического мышления у умственно отсталых детей / Т. А. Дорофеева, К. Н. Чащина// Научный электронный журнал Меридиан. 2021. – № 1 (54). – С. 63-65.Дульнев, Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе : Психол.-пед. исследование / Акад. пед. наук СССР. Науч.-исслед. ин-т дефектологии. – Москва : Педагогика, 1969. – 215 сДьякова, В. М. Особенности психического развития у детей с умственной отсталостью. Характеристика инвалидности вследствие умственной отсталости Дьякова В.М., Хабарова Т.Ю. Центральный научный вестник. – 2017. – Т. 2. № 3 (20). – С. 17-20.Емельянова, И. Д.Развитие познавательной активности у старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью средствами дидактической игры / И. Д. Емелянова, А. С. Кирюхина // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2018. – № 4 (281). – С. 28-34.Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Т. Б. Епифанцева. – 2-е изд. –Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486сЕфимьева, Е. В. Коррекционно-педагогическая технология формирования речевой коммуникации у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Е. В. Ефимьева// Вопросы педагогики. – 2022. – № 3-2. – С. 80-83.Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С. Д. Забрамная.– 2-е изд., перераб. – Москва : Просвещение: Владос, 1995. – 112 с.Касаткина, Н. С. Формирование критического мышления студентов вуза / Н. С. Касаткина. – Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет: Южно-Уральский научный центр РАО, 2020. – 152 с.Каширская, Т.И. Методы коррекции мышления и речи учащихся с легкой умственной отсталостью / Т. И. Каширская //Перспективы науки и образования. – 2017. – № 2 (26). – С. 52-54.Магомедова, А. Н. Изучение психологических особенностей эмоциональных состояний детей с интеллектуальной недостаточностью / А. Н. Магомедова, Р. Р. Бутаев// Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 50-8. – С. 57-59.Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития : пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина. –Москва : Владос, 2003. – 128 с.Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – Москва: Академия, 2002. – 160 с.Чатфилд, Т.Критическое мышление: анализируй, сомневайся, формируй свое мнение / Т. Чатфилд. – Москва: Альпина Паблишер, 2019. – 560 с.Шпек, О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание / О. Шпек.– Москва: Издательский центр «Академия», 2003. – 432 с.

Список используемых источников

1. Аксенова, Л. И. Специальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др. – Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Баряева, Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова. – Санкт-Петербург : Издатель¬ство «СОЮЗ», 2003. – 320 с.
3. Блонский, П. П. Память и мышление / П. П. Блонский. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 288 с.
4. Бородулина, С. Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников / С. Ю. Бородулин. – Ростов Н/Д: Феникс, 2004. – 352с
5. Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2111 «Дефектология» / А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов, И. П. Ушакова; Сост. А. Д. Виноградова. – Москва : Просвещение, 1985. – 144 с.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский – Издательство АСТ, Москва, 2021. – 576 с.
7. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский –Издательство «Юрайт», Москва, 2022. – 332 с.
8. Дорофеева, Т. А. Особенности словесно-логического мышления у умственно отсталых детей / Т. А. Дорофеева, К. Н. Чащина // Научный электронный журнал Меридиан. 2021. – № 1 (54). – С. 63-65.
9. Дульнев, Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе : Психол.-пед. исследование / Акад. пед. наук СССР. Науч.-исслед. ин-т дефектологии. – Москва : Педагогика, 1969. – 215 с
10. Дьякова, В. М. Особенности психического развития у детей с умственной отсталостью. Характеристика инвалидности вследствие умственной отсталости Дьякова В.М., Хабарова Т.Ю. Центральный научный вестник. – 2017. – Т. 2. № 3 (20). – С. 17-20.
11. Емельянова, И. Д. Развитие познавательной активности у старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью средствами дидактической игры / И. Д. Емелянова, А. С. Кирюхина // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2018. – № 4 (281). – С. 28-34.
12. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с
13. Ефимьева, Е. В. Коррекционно-педагогическая технология формирования речевой коммуникации у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Е. В. Ефимьева // Вопросы педагогики. – 2022. – № 3-2. – С. 80-83.
14. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С. Д. Забрамная. – 2-е изд., перераб. – Москва : Просвещение: Владос, 1995. – 112 с.
15. Касаткина, Н. С. Формирование критического мышления студентов вуза / Н. С. Касаткина. – Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет: Южно-Уральский научный центр РАО, 2020. – 152 с.
16. Каширская, Т. И. Методы коррекции мышления и речи учащихся с легкой умственной отсталостью / Т. И. Каширская // Перспективы науки и образования. – 2017. – № 2 (26). – С. 52-54.
17. Магомедова, А. Н. Изучение психологических особенностей эмоциональных состояний детей с интеллектуальной недостаточностью / А. Н. Магомедова, Р. Р. Бутаев // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 50-8. – С. 57-59.
18. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития : пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина. – Москва : Владос, 2003. – 128 с.
19. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – Москва: Академия, 2002. – 160 с.
20. Чатфилд, Т. Критическое мышление: анализируй, сомневайся, формируй свое мнение / Т. Чатфилд. – Москва : Альпина Паблишер, 2019. – 560 с.
21. Шпек, О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание / О. Шпек. – Москва : Издательский центр «Академия», 2003. – 432

Вопрос-ответ:

Какова специфика критичности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью?

Специфика критичности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью проявляется в их ограниченной способности анализировать информацию, задавать вопросы и сомневаться. Они могут иметь трудности в выявлении ошибок в логике или аргументации, а также в оценке достоверности источников информации.

Какие индивидуально-психологические качества мышления свойственны детям с интеллектуальной недостаточностью?

У детей с интеллектуальной недостаточностью могут быть проблемы с гибкостью мышления, что ограничивает их способность к адаптации и изменению своих мыслительных моделей. Также они могут испытывать трудности с критическим мышлением, что затрудняет им анализ и оценку информации, а также принятие осознанных решений.

Какие особенности критичности мышления наблюдаются у детей с интеллектуальной недостаточностью?

Особенности критичности мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью заключаются в их ограниченных возможностях применять аналитические стратегии и внимательно анализировать предоставленную информацию. Они могут иметь трудности в различении фактов от мнений и оценок, а также в определении недостатков в аргументации и логике.

Какие исследования проводились по изучению особенностей критического мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью?

На данный момент проводились экспериментальные исследования, направленные на выявление специфики критического мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью. Одно из таких исследований показало, что дети с интеллектуальной недостаточностью имеют трудности в выявлении логических ошибок и слабую способность к аргументированию.

Каковы выводы исследования по проблеме критичности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью?

Одним из основных выводов исследования является то, что дети с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в дополнительной поддержке и тренировке в области критического мышления. Такая поддержка может помочь им развить навыки анализа информации, выявления ошибок и принятия осознанных решений.

Какие индивидуально-психологические особенности рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются индивидуально-психологические особенности гибкости, критичности и самостоятельности мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Каковы основные особенности критичности мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью?

Основные особенности критичности мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью заключаются в их ограниченной способности к анализу информации, суждения и оценке ситуаций, а также в слабой развитости навыков самостоятельного мышления.

Какие выводы можно сделать по результатам экспериментального исследования?

По результатам экспериментального исследования было обнаружено, что дети с интеллектуальной недостаточностью обладают ограниченной способностью к критическому мышлению. Они испытывают трудности в анализе и оценке информации, а также в принятии собственных решений. Необходима дальнейшая работа по развитию критического мышления у данной категории детей.