Психологическое консультирование по вопросам взаимоотношений в семье.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 95 95 страниц
  • 55 + 55 источников
  • Добавлена 23.02.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ 6
1.1 Семья как малая социальная группа 6
1.2 Психологическое исследование семьи и семейных отношений 12
1.3 Особенности психологического консультирования по вопросам взаимоотношений в семье 29
Выводы по главе 1 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ 37
2.1. Организация исследования 37
2.2. Результаты констатирующего этапа исследования 42
2.3. Организация психологического консультирования по вопросам взаимоотношений в семье 50
2.4. Результаты контрольного этапа исследования 55
Выводы по главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71

Фрагмент для ознакомления

ЗАКЛЮЧЕНИЕДанное исследование было предпринято с целью изучения возможностей психологического консультирования по вопросам взаимоотношений в семье. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач. В ходе теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования было отмечено, что семейные отношения – это комплекс взаимосвязей, которые выстраиваются между членами семьи. Основными подсистемами семейных отношений являются супружеские и детско-родительские отношения. Супружеские отношения – это межличностные отношения супругов, одной из функций которых является удовлетворение потребностей друг в друге субъектов супружеских отношений, а также выполнение ролей семейной подсистемы в зависимости от ожиданий партнера по супружеским отношениям. Взаимодействие ребенка и родителей понимается как процесс взаимного влияния родителей и детей друг на друга, протекающий в рамках совместной деятельности и эмоционального общения. Психологическая модель семейного консультирования предполагает, что причины определенных проблем или неурядиц в семье кроются либо во внутрисемейном взаимодействии, либо в личностных особенностях членов семьи. Помощь в решении семейных проблем напрямую связана с той теоретической концепцией, которой придерживается семейный психолог.В зависимости от предмета консультирования оно может касаться: сферы жизнеобеспечения, организации быта, семейного здоровья, воспитания детей, внутренних и внешних коммуникаций семьи.Результаты эмпирического исследования показали, что самыми конфликтными зонами у супругов являются проблемы проявления стремления к автономии, расхождения в отношении к деньгам и проблемы отношений с родственниками и друзьями. Менее конфликтными, но с негативной окраской являются сферы проявления доминирования одним из супругов и ревности. В семье респонденты удовлетворены некоторыми аспектами семейной жизни, но некоторыми – не удовлетворены, испытывают некоторую озабоченность, напряженность, имеют сомнения, опасения, касающимися некоторых сторон семейной жизни. Многие хотели бы изменить некоторые аспекты своей семейной жизни, но считают это невозможным. У большинства испытуемых выражен умеренный стресс, который может быть компенсирован. Большинство испытуемых имеют высокий уровень тревожности, многие фрустрированы, имеют низкую самооценку, агрессивны, имеют трудности в общении с людьми.Результаты корреляционного анализа показали, что, чем выше конфликтность взаимодействия супругов, тем выше их неудовлетворенность в семейной жизни, браком, нервно-психическое напряжение, уровень тревоги в семье. Чем конфликтнее семья, тем выше тревожность, эмоциональное напряжение, коммуникативные трудности, и ниже самооценка ее членов.На основе результатов исследования было организовано психологическое консультирование по вопросам взаимоотношений в семье в форме групповой работы для супружеских пар. Цель является формирование ответственной позиции в личностных взаимоотношениях, повышение доверия к партнеру, коррекция самооценки и эмоционального состояния. После проведения группового консультирования у супругов значительно снизилась конфликтность, проблемы во всех сферах супруги стали решать более конструктивно. У супругов значительно улучшилась атмосфера в семье, снизилась семейная напряженность, тревожность, неудовлетворенность отношениями в семье,неудовлетворенность браком, степень подверженности стрессам. Также у испытуемых после проведения группового консультирования снизилась личностная тревожность, агрессивность, ригидность, они стали более уверенными в себе. Таким образом, групповое психологическое консультирование по вопросам взаимоотношений в семье является эффективным. Данные подтверждены статистически.Также испытуемые отметили, что несмотря на то, что индивидуальные консультации позволяют обсуждать дискретные проблемы каждого супруга, именно работа в группе оказала наиболее положительное влияние на взаимоотношения супругов.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. В проблемных семьях отмечается повышенная тревожность, эмоциональное напряжение, коммуникативные трудности, сниженная самооценка ее членов. Семейное психологическое консультирование в групповой форме является эффективным в решении проблем семей.Значимость проведенного исследования состоит в том, что в работе выявлена связь конфликтности взаимодействия супругов с неудовлетворенностью в семейной жизни, нервно-психическим напряжением, тревожностью, коммуникативными трудностями, самооценкой, разработана программа психологического консультирования по вопросам взаимоотношений в семье в групповой форме , которая оказалась эффективной.Результаты проведенного исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении взаимоотношений в семье и дальнейшей разработке эффективных форм и методов семейного консультирования.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбрамова Г.С. Практическая психология Учебник для студентов вузов и ссузов. – М.: Прометей, 2018. – 538 с.Адмиральская И.С. Отношение супругов к себе и друг к другу и удовлетворенность браком // Психологическая наука и образование. – 2008. – №5. – С. 5–11.Айвазова Д.Г. Возможности Q-метода в изучении факторов благополучия супружеских отношений и устойчивости семейной системы// Вестник МГОУ. – 2016. – № 1. – С. 6-15.Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – Изд. 2-е. – М.: Класс, 2004. – 204 с.Андреева Т.В. Социальная психология семьи. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. – 210с.Аптикиева Л.Р. Дистанционные методы психологического консультирования: учебное пособие. – Оренбург: ОГУ, 2019. – 177 с.Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова. – М.: ИЦ Академия, 2019. – 192 с.Белоус В.В. Интегральная индивидуальность в системе семейных отношений: монография / В.В. Белоус, Е.Е. Басанова. – М.: DirectMEDIA, 2014. – 158 с.БеркЛ.Е.Развитиеребенка.– 8-еизд.– СПб.:Питер,2016.–1052с.БоулбиДж.Созданиеиразрушениеэмоциональныхсвязей.Руководствопрактическогопсихолога.–М.:Канон+,2014.–270с.ВаргаА.Я.Введениевсистемнуюсемейнуюпсихотерапию.–М.:Когито-центр,2015.– 182с.Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система // Московская психологическая школа: История и современность: в 4 т. Т. 4 / Под общ. ред. действ. чл. РАО, проф. В. В. Рубцова. – М.: МГППУ, 2013. – С. 45–61.Волкова А.Н. Методические приемы диагностики супружеских отношений / А.Н.Волкова, Т.М.Трапезникова // Вопросы психологии. – 2011. – № 5. – С.110-116.Голод С.И. Семья и брак: историко – социологический анализ. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2011. – 271с.Гурко Т.А. Трансформация брачно-семейных отношений // Россия: трансформирующееся общество: Сб. трудов сотрудников Института социологии РАН / Под ред. В. А. Ядова. – М.: КАНОН-пресс-Ц, 2001. – С.272-283.Денисова Е.А. Сравнительный анализ супружеской удовлетворенности в молодых и зрелых семьях /Е.А.Денисова, К.А Агаян //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 7 (июль). – С. 1 – 5.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения:книгадляучителейиродителей.– М.: Просвещение,1987.–207с.Добрович А.Б. Милые бранятся… / АБ.. Добрович, О. Ясицкая. – М.: Московский Рабочий, 1988. – 172 с.Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога (Психологический практикум); Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 320с.Елисеева А.С. Детерминирующее влияние поощрения и наказания надетско-родительские отношения: на примере подросткового возраста:дис.канд. психол.наук.–Тамбов,2009.–211 с.КалининаЕ.А.Феноменологияродительстваиособенностиродительскогоотношениякдетям.– М.:Академия,2009.–237с.Карабанова О.А. Семейное психологическое консультирование – теория, практика, образование // Национальный психологический журнал. – 2010. – № 1(3). – С. 104-107. Клюева Н. В. Консультационная психология: методические указания. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. – 60 с.КолотилинаВ.В.Оролиродительскойлюбвивпроцессеразвитияличностиребенка//Сборник тезисов5-ойМеждународнойнаучнойконференции«Психологияижизнь:психологическиепроблемысовременнойсемьи».–Минск,2011.–С.119–122.Котельникова Ю.С. Психологические факторы удовлетворенности браком в молодых семьях // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 4 (16). – C. 60-63. Кочнев В.А. Роль конструкта "маскулинность - фемининность" в полоролевом поведении личности: на примере супружеских пар: автореферат дис. ... кан. пс. н. – Москва, 2018. – 23 с.Левкова Т.В. Базисные роли выживания ребенка в контексте детскогосемейного опыта // Психолого-педагогические особенности семьи XXIвека/отв.ред.А.Ю. Нагорнова.–Ульяновск:Зебра,2016. – С. 312 – 321.Линде Н.Д. Психологическое консультирование. Теория и практика. – М.: «Аспект Пресс», 2018. – 270с.Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. – М.: Академический проект, 2011. – 416 с. МарковскаяИ.М.Психологиядетско-родительскихотношений:монография.– Челябинск:Изд-воЮУрГУ,2007.– 91с.Мельникова Д.А. Психологические факторы удовлетворенности браком супругов в молодой семье /Д.А.Мельникова, С.В. Ильинским // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология», – 2016. – № 2(20). – С.112-125.Меновщиков В.Ю. Этические вопросы консультирования онлайн // Культурно-историческая психология. – 2010. – № 3. – С. 78– 84.Мерзлякова С.В. Семья в системе ценностных ориентаций современной молодежи: монография. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2011. – 116 с. Молодая семья: проблемы и перспективы социальной поддержки / под обшей редакцией Е.В. Жижко, С.Д. Чигановой. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2011. – 300 с.МоховиковА.Н. Телефонное консультирование. – М.: Смысл, 1999. – 140с.Осохеева Б.Р. К вопросу об изменении социально-экономического статуса современной молодой семьи. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2014. – С. 280-284.Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. – М.:Московскийпсихолого-социальныйинститут,2015. –288 с.Прохорова О.Г. Семьеведение: теория и практика: учебник для академического бакалавриата / О. Г. Прохорова, Е. И. Холостова; под ред. О. Г. Прохоровой, Е. И. Холостовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 379 с.Прохорова Э.М. Городская молодая семья: состояние, традиции, проблемы: монография / Э.М.Прохорова, Ю.В.Фадеева, А.Ю. Фодоря / под ред. П.Д.Павленка, ФГОУВПО «РГУТИ». – М.: РГУТи, 2010. – 226 с.Семья и личность / Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев:МГУим. А.А. Кулешова, 2015.– 101 с.Сироткин Ю.Л. Распределение власти в современной семье // Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2013.– № 3(13). – С. 82 – 87.СмирноваЕ.О.Детскаяпсихология:учебник.–М.:Кнорус,2016.–280 с.Смирнова Е.О., Соколова М.В. Структура и динамика родительскогоотношениявонтогенезеребенка//Вопросыпсихологии.–2007.–№2.-С.4-8.Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений: практ. рук. –СПб.: Речь, 2002. –95 с.СоловьеваЕ.А.Психологиясемьиисемейноевоспитание.–М.:Юрайт,2018.– 800с.СтолинВ.В.Самосознаниеличности.–М.:ИздательствоМГУ,2009.– 284с.Терехин В.А. Психологические аспекты качества семейно-брачных отношений / В.А.Терехин, Е.В. Криченко // РЭГ. – 2010. – №12 (42). – С. 23-29.ТорохтийВ.С.,ПрохороваО.Г.Психологическоездоровьесемье.Уч.метод.пособие.–СПб.:КАРО,2008.–124 с.Фещенко Е.М. Ролевые ожидания и притязания супругов на разных этапах развития семьи // Вестник Брянского государственного университета. – 2012. – № 1(2). – С. 172-175.ФилипповаГ.Г.Психологияматеринства:Учебноепособие.–М.:Изд-воИнститута Психотерапии,2002.–240с.Шелехов И.Л. Идеальный образ партнёра противоположного пола у современной студенческой молодёжи различных этнических групп / Шелехов И.Л., Гребенникова Е.В., Берестнева О.Г. // Психологические науки. Фундаментальные исследования. – 2013. – №10. – С. 886 – 889.Ширшков И.А. К вопросу о супружеской адаптации // Сборники конференций НИЦ Социосфера. –2010. –№ 6. –С. 32-34. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи/ Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2018. – 668 с.Cliquet R. Major trends affecting families in the new millennium: West-ern Europe and North America. – N.Y., 2004. – 26р.Tannen D. You just don 'l understand: Women and men in conversation. – New York: Morrow, 1990. – 197 p.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Результаты диагностики на констатирующем этапе исследованияТаблица 2.1Результаты диагностики по опроснику «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»№Ф.И.Возраст Пол Проблемы с родственниками и друзьямиВоспитаниедетейСтремление к автономииНарушение ролевых ожиданийРассогласование норм поведенияДоминирование одного из супруговПроявление ревностиОтношение к деньгамОбщая конфликтность1А.П.27Ж-0,50-1,001,501,750,251,75-0,251,000,562А.Н.29М-1,000,750,75-1,000,75-0,25-1,751,25-0,063В.Г.30Ж-0,25-0,50-1,250,75-0,50-0,50-0,25-0,50-0,384К.О.29М-0,75-0,750,50-0,25-0,50-1,500,500,75-0,255Д.Л.20Ж-1,500,750,00-0,251,75-0,500,001,250,196Д.Д.23М0,251,75-0,501,751,50-0,250,000,750,667К.Ю.30Ж1,25-1,500,251,75-0,25-0,501,000,750,348О.Т.34М-1,25-0,250,50-0,25-0,75-0,250,001,50-0,099Л.И.22Ж-1,00-0,500,000,250,25-0,75-1,00-1,00-0,4710Л.М.25М1,00-1,00-1,500,001,25-1,00-1,250,25-0,2811Н.А.25Ж1,751,750,251,001,00-1,251,001,000,8112Г.С.41М-1,000,00-0,75-1,251,000,50-0,25-0,25-0,2513П.В.29Ж1,000,25-0,250,500,750,25-1,75-1,50-0,0914Т.Е.29М0,250,00-0,251,001,750,251,75-1,500,4115Р.К.19Ж1,000,750,501,501,000,00-0,25-1,500,3816Р.А.25М1,501,50-0,501,000,75-1,750,75-1,750,1917С.В.21Ж-1,50-1,50-0,251,250,75-1,50-1,75-0,50-0,6318Е.Я.30М-1,500,751,501,50-0,500,25-1,75-0,50-0,0319Т.И.31Ж0,751,75-0,25-0,75-0,250,50-0,25-1,75-0,0320Р.Т.28М-1,50-0,50-1,500,25-0,50-0,251,250,25-0,3121Ф.Ю.34Ж-1,25-0,25-1,751,25-0,751,00-1,75-1,75-0,6622Ф.Б.30М-1,000,501,000,500,751,501,25-0,750,4723Ч.Л.26Ж1,751,00-0,750,25-0,750,250,250,250,2824Ч.Г.28М-1,500,75-1,250,50-0,750,000,500,75-0,1325Я.Н.31Ж-0,50-0,75-1,500,25-0,251,750,25-1,00-0,2226С.Р.32М1,750,25-1,750,751,751,001,50-1,250,50Среднее значение, М-0,140,15-0,280,540,37-0,05-0,09-0,220,03Станд. отклонение, σ1,190,970,950,840,870,951,091,080,4Примечание: Отрицательное значение индекса говорит о негативной реакции в конфликтных ситуациях, положительные – о позитивных реакциях.Таблица 2.2Результаты по методике «Типовое семейное состояние» в группе испытуемых№Ф.И.Возраст Пол НеудовлетворенностьНапряжениеТревожность1А.П.27Ж1115102А.Н.29М1818183В.Г.30Ж2519254К.О.29М2422175Д.Л.20Ж1215146Д.Д.23М1012167К.Ю.30Ж171198О.Т.34М2027169Л.И.22Ж24272310Л.М.25М20282611Н.А.25Ж871112Г.С.41М25252613П.В.29Ж17192514Т.Е.29М8101215Р.К.19Ж13191116Р.А.25М1418817С.В.21Ж27281918Е.Я.30М16241719Т.И.31Ж22211620Р.Т.28М26192721Ф.Ю.34Ж27272322Ф.Б.30М1191823Ч.Л.26Ж23161524Ч.Г.28М14181425Я.Н.31Ж24212726С.Р.32М1598Среднее значение, М18,118,617,3Стандартное отклонение, σ6,26,46,2Таблица 2.3Результаты теста удовлетворенности браком№Ф.И.Возраст Пол УУБ№Ф.И.Возраст Пол УУБ1А.П.27Ж3614Т.Е.29М392А.Н.29М2915Р.К.19Ж283В.Г.30Ж1716Р.А.25М384К.О.29М2217С.В.21Ж155Д.Л.20Ж2318Е.Я.30М256Д.Д.23М3419Т.И.31Ж157К.Ю.30Ж2420Р.Т.28М58О.Т.34М2521Ф.Ю.34Ж189Л.И.22Ж2322Ф.Б.30М3810Л.М.25М3423Ч.Л.26Ж2011Н.А.25Ж3824Ч.Г.28М2712Г.С.41М3225Я.Н.31Ж2313П.В.29Ж3826С.Р.32М31Среднее значение, М26,8Стандартное отклонение, σ8,8Таблица 2.4Результаты по методикевыявления степени подверженности стрессам№Ф.И.Возраст Пол Балл№Ф.И.Возраст Пол Балл1А.П.27Ж2414Т.Е.29М642А.Н.29М6515Р.К.19Ж523В.Г.30Ж3116Р.А.25М284К.О.29М3517С.В.21Ж495Д.Л.20Ж4918Е.Я.30М416Д.Д.23М3219Т.И.31Ж367К.Ю.30Ж3820Р.Т.28М598О.Т.34М6821Ф.Ю.34Ж509Л.И.22Ж2422Ф.Б.30М2610Л.М.25М7623Ч.Л.26Ж3111Н.А.25Ж3624Ч.Г.28М4512Г.С.41М6025Я.Н.31Ж6013П.В.29Ж5326С.Р.32М45Среднее значение, М45,3Стандартное отклонение, σ14,8Таблица 2.5Результаты диагностики по опроснику«Самооценка психических состояний»№Ф.И.Возраст Пол ТревожностьФрустрацияАгрессивностьРигидность1А.П.27Ж151411132А.Н.29М14148143В.Г.30Ж151318154К.О.29М15166165Д.Л.20Ж111216116Д.Д.23М791667К.Ю.30Ж61311158О.Т.34М19181169Л.И.22Ж1112171110Л.М.25М161119911Н.А.25Ж1076412Г.С.41М1816131313П.В.29Ж131612914Т.Е.29М1113121315Р.К.19Ж910131516Р.А.25М161371117С.В.21Ж131318518Е.Я.30М1111161819Т.И.31Ж1615181620Р.Т.28М161611621Ф.Ю.34Ж1219121022Ф.Б.30М171481123Ч.Л.26Ж1811131424Ч.Г.28М151517725Я.Н.31Ж1718111426С.Р.32М1191017Среднее значение, М13,513,412,711,5Стандартное отклонение, σ3,43,03,94,0Таблица 2.6Результаты корреляционного анализа (r Спирмена)ШкалыНеудовлетворенностьНапряжениеСемейная тревожностьУдовлетворенность бракомПодверженность стрессамТревожностьФрустрацияАгрессивностьРигидностьПроблемы с родственниками 0,320,43*0,43*-0,40*-0,210,150,46*0,240,24Воспитание детей0,49*0,41*0,370,27-0,180,110,360,050,00Стремление к автономии0,42*0,160,320,25-0,240,200,110,270,16Нарушение ролевых ожиданий0,380,320,44*0,23-0,350,61**0,40*0,020,04Рассогласование норм поведения0,52**0,370,23-0,59**0,160,41*0,53**0,020,08Доминирование одного из супругов0,080,170,070,110,080,22-0,310,06-0,31Проявление ревности0,40*0,67**0,44*0,22-0,17-0,030,110,51**-0,02Отношение к деньгам0,170,170,100,000,07-0,020,070,150,26Общая конфликтность0,88**0,84**0,75**-0,61**-0,290,330,53**0,39*-0,14Примечание: * - значимость на уровне р≤0,05; ** - значимость на уровне р≤0,01.Приложение 2Упражнения для 1-го занятия с женщинамиУпражнение «Ожидания и страхи»Цель – знакомство.Ход выполнения упражнения. Психолог: Я прошу вас, используя рабочие тетради, ответить на следующие вопросы:- Каковы ваши ожидания от занятий?- Что вас беспокоит?- Как вы себя сейчас чувствуете?Упражнение «Постройтесь по росту!»Цель – преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепощение.Ход выполнения упражнения. Участники становятся в тесный круг и закрывают глаза. Их задача - выстроиться в ряд по высоте с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, нужно дать команду открыть глаза и посмотреть, что произошло. После выполнения упражнения можно обсудить, было ли трудно выполнить это задание (как чувствовали себя участники) или нет.В игре есть несколько вариантов. Можно дать задание выстроиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, конечно, не закрывая глаз), по цвету волос, по теплоте рук и т.д.Обсуждение: Удалось ли группе это сделать? Что помогло? Какие эмоции вы испытали во время упражнения?Упражнение «Комиссионный магазин»Цель – формирование навыков самопонимания и самокритики.Ход выполнения упражнения. Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товар – это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточке свои черты характера, как положительные, так и отрицательные. Затем происходит процесс торгов, в ходе которого каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества или его части и приобрести что-то необходимое.Упражнение «Ода о себе»Цель – развитие самопознания, самоуважения и уверенности в себе.Ход выполнения упражнения. Психолог: Возьмите лист бумаги. Успокойтесь, расслабьтесь, посмотрите на себя в зеркало. Напишите себе хвалебную оду. Хвалите себя, пожелайте себе добра, здоровья, успехов, любви и т.д. Форма изложения – небольшие предложения из 5-10 слов в прозе или стихах. Напиши себе несколько од. Выберите самую лучшую на ваш взгляд. Красиво перепишите, вставьте в рамку и повесьте (поставьте) на видное место. Читайте эту оду вслух или мысленно каждое утро. Почувствуйте, как при чтении оды повышается ваше настроение и жизненный тонус, как вы наполняетесь жизненной силой, а мир вокруг вас становится ярким и радостным.Упражнение «Формула любви к себе»Цель – повысить самооценку.Ход выполнения упражнения. Психолог: Помните знаменитый мультфильм о маленьком сером ослике, которому надоело быть ослом? И он стал сначала бочонком, потом, птицей, потом кем-то еще... пока, наконец, не понял, что было бы лучше для него самого и для всех остальных, если бы он остался маленьким серым осликом.Поэтому я прошу вас, не забывайте каждый день подходить к зеркалу, смотреть в свои глаза, улыбаться и говорить: "Я люблю тебя (свое имя) и принимаю тебя такой, какая ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду драться с тобой, и у меня нет абсолютно никаких причин бить тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться, наслаждаться жизнью и приносить радость в жизни других".Упражнения для 2-го занятия с женщинамиУпражнение «Подарок»Цель – определить представление о себе.Ход выполнения упражнения. Психолог: Давайте подумаем, что бы вы хотели получить в подарок? Только для себя? Это могут быть и не материальные вещи, а черты характера, образ жизни, то, чего вам не хватает.Затем каждый из участников высказывает, что он хотел бы получить в подарок и почему.Упражнение «Как у меня это здорово получается»Цель – развитие самопознания.Ход выполнения упражнения. Психолог: Пожалуйста, встаньте со своего стула и расскажите группе о любом занятии, в котором вы особенно преуспели. Расскажите нам, когда вы начали понимать это, о своих чувствах по этому поводу. Что вы чувствовали, когда говорили сами и когда слушали других? Чья история особенно повлияла на вас? Почему?Обычно участники начинают говорить о каких-либо "существенных" успехах - в приготовлении пищи, ремонте и т.д. Психолог может специально подкреплять рассказы о навыках межличностного общения.Упражнение «Перевоплощение»Цель – развитие самопознания.Упражнение выполняется в парах. Пара готовит и показывает группе сцену, в которой участники разыгрывают семейную сцену. Разыгрывается ситуация, которая приводит к раскрытию характера участника. Затем партнеры анализируют специфику ситуации. Остальные члены группы обсуждают характеристики персонажей и ситуаций.Упражнение «Я – Алла Пугачева»Цель – развитие навыков уверенного поведения в конкретных ситуациях, повышение самооценки.Ход выполнения упражнения. Упражнение выполняется по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль человека, который значим для него и в то же время известен присутствующим (известная певица, актриса, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он изображает выбранного персонажа вербально или (что сложнее) невербально: произносит фразу, показывает жест, который характеризует его героя. Остальные участники пытаются угадать имя "кумира". В конце упражнения обсуждается: каждый участник вербализует чувства, возникшие во время его самоидентификации с выбранным персонажем.Упражнение «Зубы дареного коня»Цель – развитие навыков социального восприятия.Ход выполнения упражнения. Группа делится на подгруппы, и каждая подгруппа образует свой собственный маленький круг. Каждый член подгруппы получает номер от одного до шести.Психолог: Давайте представим, что сегодня у всех нас праздник, у каждого день рождения. Принято дарить подарки имениннику в день его рождения. Пусть сегодня это будут такие подарки, которые действительно помогут человеку измениться, которые ему действительно нужны и ценны для него. Дарить можно все.На данный момент первые номера - это именинники. Внимательно посмотрите на этого человека. Подумайте о том, какой жизненный опыт есть у этого человека? Чему он научился и понял в своей жизни? Что он ценит больше всего на свете? Кого он любит? О чем он мечтает? Надо попытаться понять, что ему действительно, по-настоящему нужно. Что бы он хотел получить от вас в подарок. Теперь вы волшебники, и вы способны дать этому человеку то, что он хочет.А теперь внимание, именинники! В обычный день рождения любые подарки принимаются без критики – независимо от того, понравились они или нет. Люди говорят, что дареному коню в зубы не смотрят. Но сегодня особый случай. Попробуйте повнимательнее присмотреться к "зубам дареного коня", прислушайтесь к себе, оцените необходимость каждого подарка для вас и честно скажите дарителю, насколько он "попал в точку" своим подарком. Четко объясните свое мнение. Если вы не хотите принимать преподнесенный вам подарок, объясните, стараясь не обидеть дарителя, почему вы это делаете.Упражнение «Пессимист, Оптимист, Шут»Цель – сформировать целостное отношение к проблемной ситуации, приобрести опыт рассмотрения проблемы с разных точек зрения.Ход выполнения упражнения. Психолог предлагает каждому участнику описать на отдельных листах в нескольких предложениях ситуацию, которая вызывает у него стрессовое состояние или сильные негативные эмоции, или ситуацию, которую участнику трудно принять. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний, только факты и действия. Далее участникам предлагается передать свои листы с написанными историями психологу для дальнейшей работы. Психолог зачитывает все варианты стрессовых ситуаций в группе, и группа выбирает 2-3 наиболее типичных, которые актуальны для всех.Психолог предлагает разделить группу на три подгруппы и рассказывает каждой подгруппе по одной истории. Задание для подгрупп заключается в следующем: необходимо наполнить каждую историю эмоциональным содержанием – пессимистическим (для 1-й подгруппы), оптимистичным (для 2-й подгруппы) и шутовским (для 3-й подгруппы). То есть закончить предложенный рассказ и дополнить его деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту, или Шуту. Затем от имени предложенных персонажей каждая группа зачитывает свою эмоциональную версию стрессовых событий. После того, как все ситуации были зачитаны и высказаны все возможные варианты своего отношения, психолог предлагает обсудить результаты игры и реальную помощь, которую каждый участник получил для себя.Упражнения для 1-го занятия с мужчинамиУпражнение «Привет»Цель – приветствие.Ход выполнения упражнения. Психолог: Известно, что слово "привет" можно произносить самыми разными способами. Постарайтесь определить свой потенциал для использования приветствия. Пусть каждый произнесет слово "привет" по кругу по-своему.Обсуждение: оценка участниками подтекста, который каждый вложил в приветствие.Упражнение «Ты знаешь, я...»Цель – самопрезентация.Ход выполнения упражнения. Предлагается каждому участнику по очереди повторить фразу "Ты знаешь, я...", что-то, что кажется человеку важным.Упражнение «Рыцарь на распутье»Цель – развитие презентационных навыков, умения убеждать.Ход выполнения упражнения. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, за исключением одного участника, который сыграет роль рыцаря.Психолог рассказывает группе свою версию сказки, в которой рыцарь видит на перекрестке камень, на котором написано: "Если пойдешь налево, потеряешь коня, если пойдешь направо, потеряешь голову, если пойдешь прямо – быть тебе женатым." В этом упражнении каждой команде нужно будет убедить рыцаря в том, что необходимо идти в ее направлении. Первая команда уговорит пойти налево, вторая – направо, а третья – прямо. У каждого направления есть свои преимущества, ведь даже в версии "ты потеряешь голову" можно вспомнить приключения, которые ждали героя, или объяснить, что на самом деле он потеряет голову от любви. Командам нужно точно показать свое направление в наиболее выгодном свете.Группам дается 10 минут на подготовку, после чего по одному представителю от каждой группы обращается к рыцарю. Тот решает, куда он пойдет, и дает обратную связь о том, что ему понравилось, а что нет в каждом выступлении.Упражнение «Автопортрет»Цель – привлечь внимание участников к уникальности каждого человека.Ход выполнения упражнения. Каждый рисует автопортрет. При этом самые яркие черты лица (длинные ресницы, курносый нос, пухлые губы) намеренно преувеличены. Выполнение этой части задания занимает 5 минут.Далее все рисунки собирают в большую коробку. Участникам предлагается взять один лист, не глядя. Каждый должен угадать, чей автопортрет ему достался. Все по очереди показывают рисунки и высказывают предположения о том, кто их автор, делятся личными впечатлениями.Дискуссия почти всегда проходит оживленно. Большую симпатию обычно вызывают те "художники", которые изображали себя без прикрас.Упражнение «Я в образе животного»Цель – развитие самопознания.Ход выполнения упражнения. Психолог: Представьте себя в образе какого-нибудь животного или растения.Обсуждение. Необходимо, чтобы каждый человек научился любить себя и восхищаться тем, какой он есть снаружи и внутри. Если раздражает какая-то деталь вашей собственной внешности, нужно спросить себя, почему это происходит. Каким стандартам человек стремится соответствовать? Психолог: Животному все равно, во что вы одеты, молодые вы или старые, сколько денег вы заработали сегодня. Все, что для него важно, - это то, что ты рядом. Относитесь к себе так же. Радуйтесь, что вы живы. Вы должны прожить всю свою жизнь с самим собой. Наслаждайтесь отношениями с самим собой. Пусть они будут прекрасны и полны любви. Если вы хотите что-то изменить в своей собственной личности, измените это. Делайте это с любовью, с улыбкой и больше смейтесь. Упражнения для 2-го занятия с мужчинамиУпражнение «Девиз»Цель – развитие самопознания.Ход выполнения упражнения. Психолог: Каждому нужно выбрать фразу, которая ему нравится, ту, от которой "сердце екнуло". Напишите это на отдельном листе крупными буквами. Пусть это станет вашим жизненным девизом на ближайшее будущее и поможет вам достичь вашей цели. Вы можете сконструировать позитивное убеждение в форме утверждения. Главное, чтобы оно было сформулировано позитивно, включало вас, не содержало частицы "не", было кратким, конкретным, эмоционально привлекательным, в настоящем времени, как уже существующее, говорило об изменении вас, а не других.Упражнение «Масти»Цель – познакомиться с проблемами самопознания и познания других.Необходимые материалы: колода карт.Ход выполнения упражнения. Участникам упражнения выдаются карты, по одной на человека. После этого участники делятся на мини-группы в соответствии с мастью полученной карты. В результате должно получиться четыре мини-группы: группа участников с картами червовой масти, группа участников с картами пиковой масти, группа участников с картами бубновой масти и трефовой масти.После этого мини-группы с картами проводят дискуссию:1. Участники мини-группы с картами червовой масти делятся друг с другом тем, что им больше всего нравится в обсуждаемой теме (семья, муж, мужчина).2. Участники мини-группы с картами пиковой масти рассказывают друг другу о том, что им не нравится.3. Участники мини-группы с картами бубновой масти рассказывают о том, что у них получается лучше всего.4. Члены группы с картами трефовой масти говорят о том, чего они не могут сделать.Упражнение «Ищу друга»Цель – развитие коммуникативных навыков.Ход выполнения упражнения. Психолог: Наверное, каждый человек мечтает иметь настоящего друга. Некоторым из вас, вероятно, уже повезло, и у вас есть такой друг. У кого-то много знакомых и друзей, но трудно выбрать из них человека, которого можно было бы с гордостью назвать другом. Но в любом случае настоящий друг никому не причинит вреда.С этого момента я становлюсь редактором специальной газеты бесплатных объявлений "Ищу друга". Каждый из вас может разместить объявление в нашей газете о поиске друга. В этом объявлении нет никаких ограничений на количество слов или размер букв. Принимается любая форма. Вы можете изложить весь список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми он должен обладать, а можете нарисовать его портрет. Вы можете рассказать нам о себе. Одним словом, делайте объявление так, как вам заблагорассудится.Объявления размещаются на доску. Участники группы молча читают объявления. Каждый имеет право нарисовать красный круг на объявлении, которое привлекло его внимание, и он готов связаться с его носителем.Какова характеристика объявления, получившего наибольшее количество заинтересованных откликов? Что помешало вам ответить на другие объявления? (Мы говорим о объявлениях, которые не получили ни одного выбора, если таковые имеются.)Упражнение «Взаимные презентации»Цель – развитие самопознания, снятие психологических барьеров.Ход выполнения упражнения. Психолог: Сейчас вы разбиваетесь на пары. Вам дается 10 минут, чтобы рассказать друг другу о себе как можно подробнее – в конце концов, вы должны представить своего партнера группе. Постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о вашем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили следующие важные вопросы в своей самопрезентации:- чего я ожидаю -;- что я ценю в себе;- предмет моей гордости;- что я умею делать лучше всего.После этого идет работа в парах. Через 10 мин. психолог дает дополнительные инструкции: Презентации будут проходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй стоит позади него, положив руки на плечи первого. Человек, стоящий, будет говорить от имени человека, сидящего, называя себя по имени своего партнера. В течение одной минуты, не больше и не меньше! Ровно через минуту я прерву монолог; если кто-то закончит раньше, мы будем хранить молчание до тех пор, пока не истечет отведенная на выступление минута. Итак, ваша задача - построить свою презентацию так, чтобы она длилась ровно 60 секунд. После этого любой член группы, включая меня, имеет право задать докладчику любые вопросы, на которые он также должен ответить от имени сидящего. Понятно, что вы можете не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнер.Вопросы, которые члены группы и ведущий задают докладчику, начинаются с обращения к нему по игровому имени представляемого лица и могут касаться различных тем, например:-Какие качества вы больше всего цените в людях?- Что, по-вашему, самое отвратительное?- Есть ли человек, который оказал сильное влияние на вашу жизнь? Кто он такой?- Назовите свое самое заветное желание?- Чего бы вы хотели достичь в жизни?Обратите внимание на умение учитывать время презентации; умение точно и лаконично передавать полученную от партнера информацию о нем и умение "вчувствоваться" в другого человека настолько, чтобы угадать недостающую информацию. Вы можете использовать следующие вопросы:- Что вы почувствовали, когда ваш партнер не уложился в отведенное время (замолчал до истечения минуты)?- Удалось ли вашему партнеру правильно изложить информацию о вас?- Удалось ли вашему партнеру стать вашим двойником?- Правильно ли он угадал ответы, которые дал от вашего имени?Упражнение «Пессимист, Оптимист, Шут»Аналогично проведению в группе женщин.Упражнения для 1-го занятия с парамиУпражнение «Портрет нашей семьи»Цель – познакомить супружеские пары друг с другом.Ход выполнения упражнения. Психолог: нарисуйте и представьте семейный портрет. Выделите особенности вашей семьи. Участники задают вопросы.Упражнение «Я в твоих глазах»Цель – способствовать созданию благоприятной атмосферы в группе.Ход выполнения упражнения. Исполняется в супружеских парах. Предлагается нарисовать портрет супруга, акцентировать внимание на каких-либо внешних чертах, чертах характера. Психолог: Обменивайтесь портретами, обсуждайте.Упражнение «Мне это не нравится»Цель – предотвращение конфликтных ситуаций, развитие доверия друг к другу, развитие рефлексии.Ход выполнения упражнения. Каждый из супругов пишет, что ему не нравятся в отношениях. Какие пути преодоления он видит. Другой партнер отвечает, почему это происходит и какие пути преодоления он видит. Главная задача - привести к конструктивному диалогу, к умению открыто обсуждать возникающую проблему.Упражнение «Ты и я – мы оба правы»Цель – сформировать навыки построения эффективного общения супругов, развитие эмпатии, рефлексии.Ход выполнения упражнения. Супружеская пара разыгрывает семейный, бытовой конфликт. Каждый доказывает, что он прав. Группа обсуждает конструктивные пути выхода из конфликта. Вывод: оба правы, но возможен компромисс.Упражнения для 2-го занятия с парамиУпражнение «Общение»Цель – поэкспериментировать с вербальным и невербальным общением, развить способность слышать, чувствовать друг друга.Ход выполнения упражнения. Выполняется в парах. Спина к спине. Психолог: Сядьте на пол спиной к спине. Попытайтесь завести разговор. Через несколько минут повернитесь и поделитесь своими чувствами.Сидя и стоя. Один из партнеров сидит, другой стоит. Попробуйте вести разговор в таком положении. Через несколько минут поменяйтесь позами так, чтобы каждый из вас испытал ощущение "верха" и "низа". Еще через несколько минут поделитесь своими чувствами.Только глаза. Посмотрите друг другу в глаза. Установите зрительный контакт, не используя слов. Через несколько минут устно поделитесь своими чувствами.Осмотр лица. Сядьте лицом к лицу и исследуйте лицо вашего партнера руками. Затем позвольте вашему партнеру изучить ваше лицо.Поделитесь своими чувствами и опытом.Упражнение «Я тебя понимаю»Цель – формирование умения давать обратную связь, развитие навыков считывания состояния другого по невербальным проявлениям.Ход выполнения упражнения. Супруг в течение 3-4 минут устно описывает состояние супруга, настроение, чувства, желания на данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен либо подтвердить правильность предположений, либо опровергнуть их невербально.Упражнение «Я согласен»Цель – развитие рефлексии, развитие навыков супругов действовать согласованно.Ход выполнения упражнения. Психолог предлагает ситуацию. Например, с какого возраста ребенок должен ходить в детский сад, кто должен быть с ребенком, если оба родителя хотят строить карьеру. Каждая пара должна представить аргументы в пользу своей позиции. Второй может возразить, но обязательно скажите: я согласен (и укажите, с чем он согласен), а затем выскажите свою позицию. Опять же, первый супруг начинает ответ с фразы: я согласен.Упражнение «Семейные заповеди»Цель – сплочение семьи.Ход выполнения упражнения. Участникам предлагается составить список семейных заповедей (обычаев, правил, установок, запретов, привычек, взглядов, которых придерживаются все члены семьи). Затем происходит обмен написанным по кругу. Опыт показывает, что участникам интересно знать, на что похожа семейная жизнь других людей. Это позволяет сравнить свои представления о ней с представлениями других.Приложение 3Результаты повторной диагностикиТаблица 2.14Результаты повторной диагностики по опроснику «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»№Ф.И.Возраст Пол Проблемы с родственниками и друзьямиВоспитание детейСтремление к автономииНарушение ролевых ожиданийРассогласование норм поведенияДоминирование одного из супруговПроявление ревностиОтношение к деньгамОбщая конфликтность1А.П.27Ж-0,5-0,750,751,75-0,250,75-0,751,750,342А.Н.29М-0,2511,75-0,751,50,25-0,751,50,533В.Г.30Ж10,501,75000,50,750,564К.О.29М00,251,501,5-0,50,51,250,565Д.Л.20Ж0,250,750-0,251,500,751,750,596Д.Д.23М-0,511,51,50,250010,597К.Ю.30Ж0,25-0,7501,750-0,50,500,168О.Т.34М-10,251,251,250,750,75-0,2510,509Л.И.22Ж-0,750,500,50,50,25-0,2510,2210Л.М.25М1,5-0,75-0,750,251,7500,250,250,3111Н.А.25Ж1,751,750,501,501,250,750,9412Г.С.41М010,25-0,51,7510,750,750,6313П.В.29Ж1,250,50,50,750,51,25-1,5-1,750,1914Т.Е.29М0,25-0,5-0,751,752,250,51,7500,6615Р.К.19Ж1,50,5-0,251,250,7510,5-0,250,6316Р.А.25М1,751,7501,250,75-0,751-0,250,6917С.В.21Ж0-1,50,51,751,75-0,25-0,5-0,750,1318Е.Я.30М-11,51,751,51,51,75-0,750,250,8119Т.И.31Ж1,51,50,50,250,5-0,750,25-0,250,4420Р.Т.28М-0,50,5-0,50-0,75-0,51,5-0,5-0,0921Ф.Ю.34Ж-1,75-0,750,251,501,25-0,2500,0322Ф.Б.30М01,251,250,7501,51,7500,8123Ч.Л.26Ж1,51,25-0,250,250,251,750,251,750,8424Ч.Г.28М-11-0,51,50,51,7510,250,5625Я.Н.31Ж-0,5-0,50,2500,752,50,5-0,50,3126С.Р.32М0,75101,51,750,751,5-0,250,88Среднее значение, М0,210,470,370,820,820,530,370,370,49Станд. отклонение, σ1,000,890,740,810,780,880,840,870,27Примечание: Отрицательное значение индекса говорит о негативной реакции в конфликтных ситуациях, положительные – о позитивных реакциях.Таблица 2.15Результаты повторной диагностики по методике «Типовое семейное состояние» в группе испытуемых№Ф.И.Возраст Пол НеудовлетворенностьНапряжениеТревожность1А.П.27Ж8972А.Н.29М1415163В.Г.30Ж1816214К.О.29М1513155Д.Л.20Ж1115146Д.Д.23М1213157К.Ю.30Ж181188О.Т.34М1919139Л.И.22Ж16212010Л.М.25М18192211Н.А.25Ж891112Г.С.41М16201813П.В.29Ж11191914Т.Е.29М9121015Р.К.19Ж11161016Р.А.25М1418917С.В.21Ж22171718Е.Я.30М17191719Т.И.31Ж15151620Р.Т.28М18131921Ф.Ю.34Ж19201622Ф.Б.30М8111823Ч.Л.26Ж16161524Ч.Г.28М11141025Я.Н.31Ж16161926С.Р.32М1458Среднее значение, М14,415,014,7Стандартное отклонение, σ3,94,04,4Таблица 2.16Результаты повторной диагностики по тесту удовлетворенности браком№Ф.И.Возраст Пол УУБ№Ф.И.Возраст Пол УУБ1А.П.27Ж3614Т.Е.29М392А.Н.29М3015Р.К.19Ж313В.Г.30Ж2116Р.А.25М384К.О.29М2417С.В.21Ж195Д.Л.20Ж2318Е.Я.30М256Д.Д.23М3419Т.И.31Ж207К.Ю.30Ж2720Р.Т.28М148О.Т.34М2821Ф.Ю.34Ж209Л.И.22Ж2622Ф.Б.30М3810Л.М.25М3323Ч.Л.26Ж2211Н.А.25Ж3824Ч.Г.28М2812Г.С.41М3425Я.Н.31Ж2813П.В.29Ж4026С.Р.32М33Среднее значение, М28,8Стандартное отклонение, σ7,2Таблица 2.17Результаты повторной диагностикивыявления степени подверженности стрессам№Ф.И.Возраст Пол Балл№Ф.И.Возраст Пол Балл1А.П.27Ж2414Т.Е.29М502А.Н.29М4915Р.К.19Ж463В.Г.30Ж3216Р.А.25М274К.О.29М3317С.В.21Ж405Д.Л.20Ж4218Е.Я.30М356Д.Д.23М3019Т.И.31Ж337К.Ю.30Ж3620Р.Т.28М478О.Т.34М5121Ф.Ю.34Ж449Л.И.22Ж2522Ф.Б.30М2710Л.М.25М5423Ч.Л.26Ж3011Н.А.25Ж3224Ч.Г.28М3412Г.С.41М3925Я.Н.31Ж5313П.В.29Ж5026С.Р.32М42Среднее значение, М38,7Стандартное отклонение, σ9,3Таблица 2.18Результаты повторной диагностики по опроснику«Самооценка психических состояний»№Ф.И.Возраст Пол ТревожностьФрустрацияАгрессивностьРигидность1А.П.27Ж1087122А.Н.29М12129123В.Г.30Ж81612154К.О.29М1197145Д.Л.20Ж10111196Д.Д.23М10121277К.Ю.30Ж6910148О.Т.34М15141189Л.И.22Ж6714910Л.М.25М7915611Н.А.25Ж967312Г.С.41М16139913П.В.29Ж10710714Т.Е.29М710111415Р.К.19Ж1011101216Р.А.25М14127817С.В.21Ж111013618Е.Я.30М9791419Т.И.31Ж1615101220Р.Т.28М131212721Ф.Ю.34Ж151610922Ф.Б.30М14871023Ч.Л.26Ж15981524Ч.Г.28М71111625Я.Н.31Ж1310101426С.Р.32М117914Среднее значение, М11,010,410,010,2Стандартное отклонение, σ3,12,82,23,4Таблица 2.19Результаты сравнительного анализа показателей взаимоотношений испытуемых в семье на разных этапах исследования (Т-критерий Вилкоксона)ПараметрыТрПроблемы с родственниками и друзьями56,50,02Воспитание детей57,50,01Стремление к автономии30,00,00Нарушение ролевых ожиданий43,00,01Рассогласование норм поведения60,00,01Доминирование одного из супругов36,00,00Проявление ревности23,50,00Отношение к деньгам54,50,00Общая конфликтность8,00,00Неудовлетворенность18,50,00Напряжение в семье10,00,00Семейная тревожность2,50,00Удовлетворенность браком2,00,00Подверженность стрессам9,00,00Тревожность25,00,00Фрустрация25,50,00Агрессивность20,00,00Ригидность44,50,00Выпускная квалификационная работа выполнена мной совершенно самостоятельно.Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.«____» _____________ 2023 г.Ковылова Александра Юрьевна ____________________ (фамилия, имя, отчество) (подпись)

1. Абрамова Г.С. Практическая психология Учебник для студентов вузов и ссузов. – М.: Прометей, 2018. – 538 с.
2. Адмиральская И.С. Отношение супругов к себе и друг к другу и удовлетворенность браком // Психологическая наука и образование. – 2008. – №5. – С. 5–11.
3. Айвазова Д.Г. Возможности Q-метода в изучении факторов благополучия супружеских отношений и устойчивости семейной системы// Вестник МГОУ. – 2016. – № 1. – С. 6-15.
4. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – Изд. 2-е. – М.: Класс, 2004. – 204 с.
5. Андреева Т.В. Социальная психология семьи. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. – 210с.
6. Аптикиева Л.Р. Дистанционные методы психологического консультирования: учебное пособие. – Оренбург: ОГУ, 2019. – 177 с.
7. Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова. – М.: ИЦ Академия, 2019. – 192 с.
8. Белоус В.В. Интегральная индивидуальность в системе семейных отношений: монография / В.В. Белоус, Е.Е. Басанова. – М.: DirectMEDIA, 2014. – 158 с.
9. Берк Л.Е. Развитие ребенка. – 8-е изд. – СПб.: Питер, 2016. – 1052 с.
10. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. Руководство практического психолога. – М.: Канон+, 2014. – 270с.
11. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. – М.: Когито-центр, 2015. – 182с.
12. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система // Московская психологическая школа: История и современность: в 4 т. Т. 4 / Под общ. ред. действ. чл. РАО, проф. В. В. Рубцова. – М.: МГППУ, 2013. – С. 45–61.
13. Волкова А.Н. Методические приемы диагностики супружеских отношений / А.Н.Волкова, Т.М.Трапезникова // Вопросы психологии. – 2011. – № 5. – С.110-116.
14. Голод С.И. Семья и брак: историко – социологический анализ. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2011. – 271с.
15. Гурко Т.А. Трансформация брачно-семейных отношений // Россия: трансформирующееся общество: Сб. трудов сотрудников Института социологии РАН / Под ред. В. А. Ядова. – М.: КАНОН-пресс-Ц, 2001. – С.272-283.
16. Денисова Е.А. Сравнительный анализ супружеской удовлетворенности в молодых и зрелых семьях / Е.А. Денисова, К.А Агаян // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 7 (июль). – С. 1 – 5.
17. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.
18. Добрович А.Б. Милые бранятся… / АБ.. Добрович, О. Ясицкая. – М.: Московский Рабочий, 1988. – 172 с.
19. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога (Психологический практикум); Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 320с.
20. Елисеева А.С. Детерминирующее влияние поощрения и наказания на детско-родительские отношения: на примере подросткового возраста: дис. канд. психол. наук. – Тамбов, 2009. – 211 с.
21. Калинина Е.А. Феноменология родительства и особенности родительского отношения к детям. – М.: Академия, 2009. – 237 с.
22. Карабанова О.А. Семейное психологическое консультирование – теория, практика, образование // Национальный психологический журнал. – 2010. – № 1(3). – С. 104-107.
23. Клюева Н. В. Консультационная психология: методические указания. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. – 60 с.
24. Колотилина В.В. О роли родительской любви в процессе развития личности ребенка // Сборник тезисов 5-ой Международной научной конференции «Психология и жизнь: психологические проблемы современной семьи». – Минск, 2011. – С. 119–122.
25. Котельникова Ю.С. Психологические факторы удовлетворенности браком в молодых семьях // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 4 (16). – C. 60-63.
26. Кочнев В.А. Роль конструкта "маскулинность - фемининность" в полоролевом поведении личности: на примере супружеских пар: автореферат дис. ... кан. пс. н. – Москва, 2018. – 23 с.
27. Левкова Т.В. Базисные роли выживания ребенка в контексте детского семейного опыта // Психолого-педагогические особенности семьи XXI века/ отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2016. – С. 312 – 321.
28. Линде Н.Д. Психологическое консультирование. Теория и практика. – М.: «Аспект Пресс», 2018. – 270с.
29. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. – М.: Академический проект, 2011. – 416 с.
30. Марковская И.М. Психология детско-родительских отношений: монография. – Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 91 с.
31. Мельникова Д.А. Психологические факторы удовлетворенности браком супругов в молодой семье / Д.А. Мельникова, С.В. Ильинским // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология», – 2016. – № 2(20). – С.112-125.
32. Меновщиков В.Ю. Этические вопросы консультирования онлайн // Культурно-историческая психология. – 2010. – № 3. – С. 78 – 84.
33. Мерзлякова С.В. Семья в системе ценностных ориентаций современной молодежи: монография. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2011. – 116 с.
34. Молодая семья: проблемы и перспективы социальной поддержки / под обшей редакцией Е.В. Жижко, С.Д. Чигановой. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2011. – 300 с.
35. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М.: Смысл, 1999. – 140с.
36. Осохеева Б.Р. К вопросу об изменении социально-экономического статуса современной молодой семьи. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2014. – С. 280-284.
37. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2015. – 288 с.
38. Прохорова О.Г. Семьеведение: теория и практика: учебник для академического бакалавриата / О. Г. Прохорова, Е. И. Холостова; под ред. О. Г. Прохоровой, Е. И. Холостовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 379 с.
39. Прохорова Э.М. Городская молодая семья: состояние, традиции, проблемы: монография / Э.М. Прохорова, Ю.В. Фадеева, А.Ю. Фодоря / под ред. П.Д. Павленка, ФГОУВПО «РГУТИ». – М.: РГУТи, 2010. – 226 с.
40. Семья и личность / Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2015. – 101 с.
41. Сироткин Ю.Л. Распределение власти в современной семье // Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2013. – № 3(13). – С. 82 – 87.
42. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник. – М.: Кнорус, 2016. – 280 с.
43. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. - С. 4-8.
44. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений: практ. рук. – СПб.: Речь, 2002. – 95 с.
45. Соловьева Е.А. Психология семьи и семейное воспитание. – М.: Юрайт, 2018. – 800 с.
46. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Издательство МГУ, 2009. – 284 с.
47. Терехин В.А. Психологические аспекты качества семейно-брачных отношений / В.А.Терехин, Е.В. Криченко // РЭГ. – 2010. – №12 (42). – С. 23-29.
48. Торохтий В.С., Прохорова О.Г. Психологическое здоровье семье. Уч. метод. пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 124 с.
49. Фещенко Е.М. Ролевые ожидания и притязания супругов на разных этапах развития семьи // Вестник Брянского государственного университета. – 2012. – № 1(2). – С. 172-175.
50. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
51. Шелехов И.Л. Идеальный образ партнёра противоположного пола у современной студенческой молодёжи различных этнических групп / Шелехов И.Л., Гребенникова Е.В., Берестнева О.Г. // Психологические науки. Фундаментальные исследования. – 2013. – №10. – С. 886 – 889.
52. Ширшков И.А. К вопросу о супружеской адаптации // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2010. – № 6. – С. 32-34.
53. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи/ Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2018. – 668 с.
54. Cliquet R. Major trends affecting families in the new millennium: West-ern Europe and North America. – N.Y., 2004. – 26р.
55. Tannen D. You just don 'l understand: Women and men in conversation. – New York: Morrow, 1990. – 197 p.

Вопрос-ответ:

Какие основы психологического исследования взаимоотношений в семье рассматриваются в 3 главе?

В 3 главе рассматриваются психологические основы исследования взаимоотношений в семье, включающие изучение семьи как малой социальной группы, особенности психологического консультирования по вопросам взаимоотношений в семье и психологическое исследование семьи и семейных отношений.

Какие особенности психологического консультирования по вопросам взаимоотношений в семье рассматриваются в 3 главе?

В 3 главе рассматриваются особенности психологического консультирования по вопросам взаимоотношений в семье, где подробно описываются принципы, цели и методы работы психолога при консультировании семейных пар и членов семей.

Какие выводы можно сделать по главе о психологическом консультировании по вопросам взаимоотношений в семье?

По главе можно сделать вывод, что психологическое консультирование по вопросам взаимоотношений в семье является важным инструментом для улучшения семейной динамики, разрешения конфликтов и достижения гармонии в отношениях. Консультации помогают семейным парам и членам семей развить навыки эффективного общения, конструктивного решения проблем и создать поддерживающую среду в семье.

Как организовано эмпирическое исследование психологического консультирования по вопросам взаимоотношений в семье?

Эмпирическое исследование психологического консультирования по вопросам взаимоотношений в семье организовано с помощью определенных методов сбора и анализа данных. В исследовании могут быть использованы различные методы, такие как анкетирование, интервьюирование, наблюдение или анализ документов для получения информации о эффективности консультирования и его влиянии на семейные отношения.

Какие основные темы исследования взаимоотношений в семье?

В главе I рассматриваются психологические основы исследования взаимоотношений в семье. Основными темами исследования являются семья как малая социальная группа, психологическое исследование семьи и семейных отношений, а также особенности психологического консультирования по вопросам взаимоотношений в семье.

Что такое психологическое консультирование по вопросам взаимоотношений в семье?

Психологическое консультирование по вопросам взаимоотношений в семье - это специальная форма помощи, которая направлена на решение проблем и конфликтов, возникающих в семейных отношениях. В рамках консультирования психолог работает с семьей, помогая ей разобраться в причинах проблемных ситуаций, находить способы их решения и улучшать взаимоотношения между членами семьи.

Как происходит психологическое исследование семьи и семейных отношений?

Психологическое исследование семьи и семейных отношений включает в себя различные методы и техники, такие как наблюдение, беседы с членами семьи, анкетирование, тестирование и другие. Целью исследования является выявление особенностей взаимоотношений в семье, их причин и динамики, а также определение возможных путей решения проблемных ситуаций.

Какие особенности имеет психологическое консультирование по вопросам взаимоотношений в семье?

Особенностью психологического консультирования по вопросам взаимоотношений в семье является работа с несколькими членами семьи одновременно. Психолог помогает всем участникам семьи выразить свои чувства и потребности, находить компромиссы и разрабатывать стратегии взаимодействия. Также важным аспектом является учет индивидуальных особенностей каждого члена семьи и их взаимосвязи.

Что представляет собой психологическое консультирование по вопросам взаимоотношений в семье?

Психологическое консультирование по вопросам взаимоотношений в семье – это процесс помощи семье в решении проблем, связанных с взаимодействием между ее членами. Оно направлено на поддержку семейного благополучия, улучшение коммуникации и урегулирование конфликтов.