Коммуникативный аспект культуры речи
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 02.11.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Понятие культуры речи и ее аспектов 4
2.О коммуникативном аспекте культуры речи как высшей степени владения культурой речи 7
Заключение 16
Список литературы 17
– стремиться к упрощению изложения, популяризации, использовать только те способы толкования понятий, которые уместны: демонстрация, контекст, примеры, подбор синонимов и антонимов;– выстраивать собственные высказывания, учитывая требования устной формы речи, то есть, предпочтение следует отдать простым конструкциям, – сделать акцент на использовании паралингвистических каналов воздействия на аудиторию: это дикция, голосовые модуляции, интонация, темп речи, мелодика и ритм;– добиваться разнообразия в использовании номинативных средств (если требуется повторить мысль, то нужно использовать для этого более новую и оригинальную форму), – добиваться индивидуализации и выразительности речи, соблюдения правил культуры и искусства речи (безграмотная, невыразительная речь не приводит к коммуникативной успешности).Проявление смыслового барьера возможно в том числе и посредством неприятия информации, например, если информация не соответствует внутренней позиции, мнению и установкам участников общения. Возможно проявление познавательного барьера в виде сложностей, которые обусловлены различиями в концептосферахкоммуникантов. Изменения в общественной жизни влияют на мировоззрение и менталитет, таким образом, может складываться ситуация, при которой люди начинают «говорить на разных языках», т. е. в одни и те же понятия вкладывать разный смысл [5]. Структурно-логический барьер возникает, если отсутствует четкое планирование, нарушены законы логики, например, педагог рассуждает непоследовательно, противоречиво, позволяет себе непонятные отступления. Смысловая разобщённость нередко оказывается результатом аргументативного барьера, который возникает вследствие нарушения требований к аргументации, предъявляемых законом достаточного основания. Злоупотребление некорректными доводами («к публике», «к личности», «к авторитету», «к силе», «к жалости», «к выгоде», «к невежеству» и др.); использование морализаторства вместо обоснования (модель «Это важно знать, потому что…» подменяется моделью «Стыдно этого не знать…») [5]; категоричность суждений – все это подрывает доверие, заставляет усомниться в истинности новой информации, лишает возможности ведения конструктивного диалога. Таким образом, важно грамотно выстроить разговор, вводить риторические и уточняющие вопросы, устранять стереотипность изложения, выработать терпение к инакомыслию, проявлять гибкость. Вторая группа коммуникативных барьеров представлена барьерами этико-психологическими. Они связаны с категорией этоса и могут относиться и к содержанию, и к форме речи. Психологический дискомфорт в общении является часто результатом риторической и педагогической безграмотности коммуникантов, когда люди игнорируют правила этикета, не желая слушать студентов.Культурный барьер возникает, если есть национальные, религиозные, образовательные различия. Это частая проблема в современных вузах, где обучаются студенты со всего мира. Этический барьер возникает, если нарушаются правила этикета. Лучше придерживаться делового этикета в общении, не допускать замечаний в грубой форме, категоричных требований и возражений, фамильярного обращения. Безусловно, важен и фактор внешности – внешность должна соответствовать коммуникативной ситуации. Ролевой барьер может быть вызван либо несоответствием роли коммуникативной ситуации, либо неумением сменить роль при изменении условий общения.Личностный барьер обусловлен особенностями человека, как характерологическими (определяемыми темпераментом), так и ситуационными (связанными с настроением, физическим и эмоциональным состоянием). Безусловно, культура общения не предполагает проявлений сарказма, раздражительности, нетерпеливости. Барьеры третьей группы – эмоционально-эстетические – имеют отношение к форме речи и представляют собой реакцию на деформацию категории пафоса.Языковой барьер возникает, если участники общения не соблюдают языковые нормы. Такую речь сложно воспринимать, она невольно вызывает дискомфорт. Технический барьер неизбежен при наличии проблем с техникой речи. Плохая дикция, вялая артикуляция, слабая звучность голоса, монотонность, недостатки тембра (хрипота, резкость, гортанность, гнусавость) – такие недочеты говорящего всегда вызывают раздражение. Барьер тональности – это проблемы в коммуникации, вызванные неадекватным ситуации паралингвистическим контекстом общения. Здесь важно уметь грамотно оценивать коммуникативную обстановку (камерная, деловая, торжественная, дружеская и т. д.) и подбирать соответствующие ей средства общения. Следует помнить, что безразличие всегда источник скуки аудитории, а ложный пафос вызывает, в лучшем случае, – недоумение, в худшем – комический эффект. ЗаключениеВладение всеми аспектами культуры речи очень важно, если человек хочет достичь успеха в жизни и профессиональной деятельности. Коммуникативный аспект можно считать вершиной этого «айсберга».Речевое поведение и общение должны базироваться на вежливости и корректности. Вежливость немыслима без соблюдения этикета, использования этикетных форм речи. Кроме того, вежливость предполагает уважительное отношение к другим людям, проявления терпения и доброжелательности. Также культура речи немыслима без соблюдения языковых норм. Не следует в процессе коммуникации чрезмерно перегружать речь речевыми оборотами, средствами выразительности – все должно быть уместно и лаконично. Итак, специалисты выделили следующие коммуникативные качества речи: 1. Правильность. 2. Разнообразие (богатство). 3. Чистота. 4. Точность. 5. Логичность. 6. Выразительность. 7. Уместность. 8. Доступность (понятность). 9. Действенность. Выразительность (красота) речи - это многоплановое понятие, это те особенности речи, которые способствуют поддержанию внимания и интереса у слушателей.Воспитание культуры речи – это достаточно длительный процесс, сопряженный с многочисленными трудностями и постоянной работой над собой. В частности, следует читать больше хорошей литературы, постоянно изучать русский язык, следить за изменением языковых норм. В случае, если есть сомнения в правильности слова, важно использовать нормативные словари и справочники. Такая углубленная работа будет способствовать выработке внимательного и чуткого отношения к собственной речи. Конечно же, постоянно важно следить за собственной этической, морально-нравственной позицией, так как это сказывает положительно на коммуникативном аспекте культуры речи.Список литературыГраудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи и эффективность общения. – М.: Наука, 1996. Гутник, Е. П. Современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях / Е. П. Гутник, Е. В. Шереметьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 774-778.Колесников Н.П. Культура речи. Web: http://sbiblio.com/biblio/archive/kulturologia/7.aspxКрысин Л. Современная литературная норма и её кодификация./Л Крысин//Гуманитарное образование в школе: теория, практика. № 6, 2004. С. 37.Скребнев Ю.С. Исследования русской разговорной речи // Вопросы языкознания. 2007. №4.
2. Гутник, Е. П. Современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях / Е. П. Гутник, Е. В. Шереметьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 774-778.
3. Колесников Н.П. Культура речи. Web: http://sbiblio.com/biblio/archive/kulturologia/7.aspx
4. Крысин Л. Современная литературная норма и её кодификация./Л Крысин//Гуманитарное образование в школе: теория, практика. № 6, 2004. С. 37.
5. Скребнев Ю.С. Исследования русской разговорной речи // Вопросы языкознания. 2007. №4.
Вопрос-ответ:
Что такое культура речи?
Культура речи - это систематизированный набор знаний и навыков, позволяющих правильно и грамотно выражать свои мысли и идеи в устной форме. Культура речи включает в себя знание правил грамматики, орфографии и пунктуации, умение выбирать подходящие слова и выражения, а также умение строить связные и логичные высказывания.
Какие аспекты включает коммуникативный аспект культуры речи?
Коммуникативный аспект культуры речи включает в себя не только знание языковых правил, но и умение адекватно использовать язык в различных ситуациях общения. Это включает умение подбирать подходящий стиль и тон коммуникации, учитывать контекст и аудиторию, умение эффективно передавать свои мысли и понимать собеседника.
Почему коммуникативный аспект культуры речи считается высшей степенью владения культурой речи?
Коммуникативный аспект культуры речи считается высшей степенью владения культурой речи, потому что он предполагает не только знание языка и его правил, но и умение грамотно и эффективно использовать язык в коммуникации. Это означает умение адаптироваться к разным ситуациям общения, быть внимательным к контексту и аудитории, а также умение передать свои мысли ясно и понятно собеседнику.
Какие способы можно использовать для толкования понятий коммуникативного аспекта культуры речи?
Для толкования понятий коммуникативного аспекта культуры речи можно использовать различные способы. Например, можно дать определение понятия, привести примеры использования в конкретных ситуациях, подобрать синонимы и антонимы, а также выстраивать свои собственные высказывания, учитывая требования устной формы речи.
Каким образом можно развивать коммуникативный аспект культуры речи?
Для развития коммуникативного аспекта культуры речи можно заниматься чтением и анализом различных текстов, обращать внимание на стиль и тон коммуникации в различных ситуациях, участвовать в дискуссиях и общении на разных языках, а также практиковаться в составлении и выступлении с аргументированными высказываниями.
Что такое культура речи и какие аспекты она имеет?
Культура речи - это система норм, правил и конвенций, которые регулируют использование и восприятие языка. Она имеет такие аспекты, как лексический, фонетический, графический, грамматический и коммуникативный.
Что такое коммуникативный аспект культуры речи и какую роль он играет?
Коммуникативный аспект культуры речи - это способность говорящего выразить свои мысли, передать информацию и эмоции с помощью языка. Он играет роль в установлении и поддержании коммуникации между людьми, а также в формировании успешного общения.
Что означает высшая степень владения культурой речи и почему она является коммуникативным аспектом?
Высшая степень владения культурой речи означает умение говорить и понимать язык на высоком уровне, с учетом всех нюансов и перспектив коммуникации. Она является коммуникативным аспектом, так как позволяет достичь максимальной эффективности в общении, улучшить взаимодействие и понимание.