Информационно-коммуникационные технологии в активизации познавательного интереса детей
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 24 + 24 источника
- Добавлена 13.12.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы активизации познавательного интереса детей 5-8 лет 6
1.1. Проблема активизации познавательного интереса детей в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Педагогические условия активизации познавательного интереса детей. Роль ИКТ в обучении 11
Глава 2. Методические возможности использования информационно-коммуникационных технологий в активизации познавательного интереса детей 17
2.1. Приемы активизации познавательного интереса детей 5-8 лет 17
2.2. Разработка комплекса дидактических компьютерных игр для детей 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
На этапе введения в тему учитель демонстрирует Слайды 1–3 презентации, дает комментарии к ним в соответствиис подстрочным текстом и ведите диалог с учащимися.С помощью интерактивной игры-теста проверяет, хорошо ли учащиеся различают понятияпогоды и климата. Читает фразы, по которым ребятам нужно будет определить, о чем идетречь. С помощью Слайда 3 рассказывает, в чем проявляются необычные изменения климата, наблюдаемые учеными в последние десятилетия, и почему знания о климате важны для людей, а также вместе с ребятами выясняет, к кому лучше всего обратиться, чтобы тщательноразобраться в теме и получить достоверную информацию.На этапе усвоения новых знаний учитель знакомит учащихся с персонажем урока — ученым- климатологом Михаилом Ивановичем. (Имя персонажа выбрано в честь одного из самых авторитетных климатологов ХХ векаМихаила Ивановича Будыко.) С помощью Слайдов 4 и 5 рассказывает об изменчивости климата и о том, как ученые узнают, каким был климат на Земле сотни тысяч лет назад.Слайд 6 содержит интерактивное задание, в ходе которого ребята по изображенным силуэтам попробуют разгадать, какие естественные факторы влияют на климат. Учитель показывает разгадку, запустив анимацию слайда нажатием клавиши Enter, и рассказывает, как Солнце,вулканы и орбита Земли могут менять климат.С помощью Слайда 7 объясняет, как деятельность людей влияет на климат и становитсяпричиной быстрых изменений, которые ученые наблюдают в последние десятилетия. Можно порассуждать вместе с ребятами, какие наши действия в повседневной жизни связаны с выбросами углекислого газа.Во время демонстрации Слайда 8 учитель обсуждает с ребятами простые способы экономии ресурсови энергии в быту, отталкиваясь от их опыта и знаний, и постройте причинно-следственныесвязи, чтобы дети поняли, как эти действия влияют на климат. В ходе демонстрации Слайда 9 рассказывает, где изменения климата сейчас ощущаются гораздо сильнее, чем в других уголках Земли, и в чем они выражаются. Предлагает ребятамвспомнить, происходили ли с ними, их знакомыми или людьми, которые живут недалеко,какие-то истории из-за аномалий погоды, и поделиться этими историями с классом.Далее – игровое задание, которое демонстрирует актуальные для области последствия изменения климата - «Взгляд в будущее». Учитель демонстрирует Слайд 10 и предлагает учащимся внимательно рассмотреть егои запомнить все, что на нем изображено. Ребята рассматривают слайд. Учитель может датьпояснения, если ребята не узнают животное или объект (гренландский тюлень, клещ, лось,кабан, барсук).Затем учитель нажимает клавишу Enter для анимации слайда и просит ребят по памяти найтиразличия с предыдущей картинкой. Далее учитель предлагает провести небольшое расследование, чтобы узнать, что могло случиться с тюленями, лесами, зданиями и дорогой,почему появились клещи и животные в лесу.Учащиеся выполняют задание в группах. Необходимо разделить класс на три или шестьгрупп. Учитель раздает группам распечатанные и разрезанные материалы: бланки с текстами, в которых пропущены слова, а также набор картинок, которыенужно расставить в тексте. Если разделить учащихся на три группы, то каждой достанется по две темы, а если на шесть — по одной. Ребята восстанавливают текст, после чегогруппы обмениваются информацией, то есть представители групп рассказывают классу, чтоони выяснили и какие выводы из этого сделали.На этапе рефлексии учитель включает Слайд 11 и предлагает ребятам вспомнить, что они сегодня узнали с помощьюМихаила Ивановича. Ребята отвечают, глядя на слайд. Учитель при необходимости дополняет ответы. Затем учитель предлагает ребятам поделиться впечатлениями от урока, спрашивая, что им больше всего запомнилось, понравилось, удивило и т. п. Также учитель можетпровести рефлексию в любой удобной для себя форме.В завершение урока учитель раздает макеты, и ребята с помощью схемы на Слайде 12 складывают книжечку- памятку, которая поможет им ничего не забыть и поделиться полученными на уроке знаниями с семьей и друзьями.Учитель произносит завершающие слова в соответствии с подстрочным текстом и добавляет подходящие слова от себя.Так же можнопровести внеклассное занятие «Приключение электроники». Цель — научить младших школьников бережному отношению к бытовой технике и электронике и грамотному обращению с электронными отходами. Оборудования занятия - оборудование для демонстрации презентации в Microsoft PowerPoint (презентация, подстрочный текст к презентации для озвучивания учителем); распечатанные на цветном принтере материалы для проведения игрового задания. В блоке открытия новых знаний учитель помогает учащимся при разработке ими плана по спасению электроники от свалки. Можно сыграть в игру «Вредные советы», чтобы выяснить, как продлить жизнь приборам. Учитель читает советы, а ребята будут определять, вредные они или полезные, топая ногами, если совет вредный и так нельзя поступать с техникой, и хлопая в ладоши, если совет полезный и ребята с ним согласны. (Учитель может выбрать другие символы согласия и несогласия по своему усмотрению, если предложенный вариант по каким-то причинам не подходит ученикам.) С помощью слайда 7 можно обобщить прозвучавшие в ходе игры советы. Учитель комментирует слайд 8, чтобы объяснить, как следует поступать с ненужными или сломанными приборами. Мини-игра на слайде 9 поможет выяснить, из каких материалов сделаны различные части бытовой техники и электроники. С помощью схемы на слайде 10 можно показать преимущества переработки электронных отходов.Как показывает опыт, дети с удовольствием играют в компьютерные игры. Мы отметили огромный познавательный интерес к этим играм. Ребятам очень понравилось, что они смогут узнать что-то новое в игре или убедиться, что они уже многое знают. У детей повышается уверенность в себе, повышается самооценка, стимулируется интерес к изучению нового.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. Практический анализ педагогического опыта позволили нам сформулировать следующие выводы.1.Компьютерная игра очень интересна детям, она вызывает огромный познавательный интерес у дошкольников, открывает перед детьми огромные возможности для разностороннего развития, познания окружающего мира.2.Прохождение некоторых игр не вызывает трудностей у детей, а некоторые игры сложны, но интерес к компьютерной игре не уменьшается, и дети с удовольствием начинают играть снова, при этом они уверены, что обязательно справятся с этой игрой. Например, во время игры "Разложи картинки" у детей могут возникнуть трудности с разделением предметов на две одинаковые группы, но после небольшого объяснения дети справляются со всеми заданиями и проходят эту игру без ошибок (Гушлевская, Г.С). 3.Игры способствуют неформальному общению детей, они позволяют им видеть не только процесс, но и динамику своего творчества в деятельности, что приводит к формированию умения оценивать результаты, открывает путь к осознанию своей деятельности. Однако их использование должно регулироваться определенными правилами.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате анализа теоретического материала по исследуемой проблеме мы выяснили, что старший дошкольный и младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития познавательных потребностей. Поэтому очень важно своевременно и адекватно выявлять познавательные интересы, их стимулирование и развитие во всех сферах детской деятельности. Интерес к знаниям выступает гарантией успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес охватывает все три функции процесса обучения, традиционно выделяемые в дидактике: обучающую, развивающую и воспитательную. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте детей начинают привлекать компьютерные игры, в которых учебный материал подается в более открытой форме, он как бы меньше скрыт в игровых заданиях. Такие игры формируют познавательную направленность, способствуют плавному переходу в школу. Компьютерные игры обладают уникальными техническими возможностями, которые обогащают педагогический процесс в образовательном учреждении. Благодаря их использованию усвоение учебного материала происходит незаметно для ребенка, он играет с энтузиазмом, мобилизуя при этом свой жизненный опыт, максимум внимания, проявляя при этом креативность и инициативу.Компьютерная игра очень интересна детям, она вызывает огромный познавательный интерес у дошкольников, открывает перед детьми огромные возможности для разностороннего развития, познания окружающего мира. Прохождение некоторых игр не вызывает трудностей у детей, а некоторые игры сложны, но интерес к компьютерной игре не уменьшается, и дети с удовольствием начинают играть снова, при этом они уверены, что обязательно справятся с этой игрой. Например, во время игры "Раздели сокровища" у детей могут возникнуть трудности с разделением предметов на две одинаковые группы, но после небольшого объяснения дети справляются со всеми заданиями и проходят эту игру без ошибок. Игры способствуют неформальному общению детей, они позволяют им видеть не только процесс, но и динамику своего творчества в деятельности, что приводит к формированию умения оценивать результаты, открывает путь к осознанию своей деятельности. Однако их использование должно регулироваться определенными правилами.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАверин, В.А., Реан, А.А.Психология детства / В.А. Аверин, А.А. Реан. – СПб: Прайм ЕВРО-ЗНАК, 2003. – 218 с.Антошин, М.К. Учимся работать на компьютере. / М.К, Антошин. – М.: Айрис Пресс, 2007. – 128 с.Балабанова, Л.К. Компьютерные игры в обучении детей 4-7лет: программа, развернутое планирование модели занятий / авт.-сост. Л.К. Балабанова. – Волгоград; Учитель,2012. – 175с. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. / Э.А. Баранова. - СПб.: Речь, 2015. — 128 с.Бороздин, Г.В. Основы психологии и педагогики. / Г.В. Бороздин. - М.: Издательство Гревцова, 2011. – 251 с.Булгакова, Н.Н. Знакомство с компьютером в детском саду. // Информатика. – 2001. – №18. – С.16-17.Виноградова, Н.А, Микляева Н.В, Микляева Ю.В. Дошкольная педа-гогика. / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2012.Возрастная психология: И. В. Шаповаленко — Санкт-Петербург, Гардарики, 2007. – 279 с.Голдобина, О.А., Рыбалко М.И. Внимание, память: виды, характеристика и свойства; нарушения и их значение в клинической практике. / О.А. Голдобина, М.И. Рыбалко. – Барнаул. – 2005. – 306 с.Горвиц, Ю.М. Зачем малышам компьютер?// Детский сад от А до Я. –2003. – №1. – С.126-130.Гуляева, Е.В., Соловьева, Ю.А. Компьютерные игры в жизни дошкольников // Психологическая наука и образование. – 2012. - №2. –С. 5-10.Гушлевская, Г.С. Организация работы компьютерно-игрового комплекса дошкольного учреждения. // Детский сад от А до Я. – 2003. – №1Зылевич, И. А. Рабочая программа по компьютерному обучению в детском саду «Игровая информатика» для детей старшего дошкольного возраста // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 30-38Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельность дошкольников : из опыта работы Ирины Васильевны Кочековой, воспитателя МКДОУ ≪Детский сад № 4 г. Облучье≫. ‒ Биробиджан :ОблИПКПР, 2013.Ивакина, И. О педагогических условиях развития интеллектуальной активности дошкольников в компьютерных играх // Дошкольное воспитание. – 1995. – №12. — С. 28 – 30.Калинина, Т.В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». / Т.В. Калинина. - М.: Сфера, 2008. – 289 с.Клопотова, Е. Компьютерные игры в жизни современных дошкольников / Е.Клопотова, Ю.Романова //Дошкольное воспитание –2014. - №7. – с.97-104.Комарова, И.И., А.В. Туликов, А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. / И.И. Комарова, А.В. Туликов. - Москва, 2013Пасечник, Л.В. Диагностика психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. / Л.В. Пасечник. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 112 с.Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практич. пособие / Е. И. Рогов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2012.Стожарова, М.Ю. мотивационной готовности к школе у старших дошкольников. // Начальная школа плюс до и после. – 2012. - №2. – С. 45 – 47Тягина, Т. Е., Дятлова, Л. С. мотивации и познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 9. Урунтаева, Г.А. Детская психология : учебник для студ. сред. учеб. Заведений/ Г. А. Урунтаева. — 6-е изд, перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с. Физиолого-гигиенические условия подготовки дошкольников к занятиям с применением компьютеров: Методические рекомендации для методистов и воспитателей детских садов, студентов факультета начальных классов / Сост. Е.А. Каралашвили (Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г.Белинского). – Пенза, 2006. – 28 сФрантасова, О. Готовность детей к школьному обучению. // Дошкольное воспитание. – 2014. - №7. – С. 48 – 51.
2. Антошин, М.К. Учимся работать на компьютере. / М.К, Антошин. – М.: Айрис Пресс, 2007. – 128 с.
3. Балабанова, Л.К. Компьютерные игры в обучении детей 4-7лет: программа, развернутое планирование модели занятий / авт.-сост. Л.К. Балабанова. – Волгоград; Учитель,2012. – 175с.
4. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. / Э.А. Баранова. - СПб.: Речь, 2015. — 128 с.
5. Бороздин, Г.В. Основы психологии и педагогики. / Г.В. Бороздин. - М.: Издательство Гревцова, 2011. – 251 с.
6. Булгакова, Н.Н. Знакомство с компьютером в детском саду. // Информатика. – 2001. – №18. – С.16-17.
7. Виноградова, Н.А, Микляева Н.В, Микляева Ю.В. Дошкольная педа-гогика. / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2012.Возрастная психология: И. В. Шаповаленко — Санкт-Петербург, Гардарики, 2007. – 279 с.
8. Голдобина, О.А., Рыбалко М.И. Внимание, память: виды, характеристика и свойства; нарушения и их значение в клинической практике. / О.А. Голдобина, М.И. Рыбалко. – Барнаул. – 2005. – 306 с.
9. Горвиц, Ю.М. Зачем малышам компьютер?// Детский сад от А до Я. –2003. – №1. – С.126-130.
10. Гуляева, Е.В., Соловьева, Ю.А. Компьютерные игры в жизни дошкольников // Психологическая наука и образование. – 2012. - №2. –С. 5-10.
11. Гушлевская, Г.С. Организация работы компьютерно-игрового комплекса дошкольного учреждения. // Детский сад от А до Я. – 2003. – №1
12. Зылевич, И. А. Рабочая программа по компьютерному обучению в детском саду «Игровая информатика» для детей старшего дошкольного возраста // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 30-38
13. Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельность дошкольников : из опыта работы Ирины Васильевны Кочековой, воспитателя МКДОУ ≪Детский сад № 4 г. Облучье≫. ‒ Биробиджан :ОблИПКПР, 2013.
14. Ивакина, И. О педагогических условиях развития интеллектуальной активности дошкольников в компьютерных играх // Дошкольное воспитание. – 1995. – №12. — С. 28 – 30.
15. Калинина, Т.В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». / Т.В. Калинина. - М.: Сфера, 2008. – 289 с.
16. Клопотова, Е. Компьютерные игры в жизни современных дошкольников / Е.Клопотова, Ю.Романова //Дошкольное воспитание –2014. - №7. – с.97-104.
17. Комарова, И.И., А.В. Туликов, А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. / И.И. Комарова, А.В. Туликов. - Москва, 2013
18. Пасечник, Л.В. Диагностика психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. / Л.В. Пасечник. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 112 с.
19. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практич. пособие / Е. И. Рогов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2012.
20. Стожарова, М.Ю. мотивационной готовности к школе у старших дошкольников. // Начальная школа плюс до и после. – 2012. - №2. – С. 45 – 47
21. Тягина, Т. Е., Дятлова, Л. С. мотивации и познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 9.
22. Урунтаева, Г.А. Детская психология : учебник для студ. сред. учеб. Заведений/ Г. А. Урунтаева. — 6-е изд, перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.
23. Физиолого-гигиенические условия подготовки дошкольников к занятиям с применением компьютеров: Методические рекомендации для методистов и воспитателей детских садов, студентов факультета начальных классов / Сост. Е.А. Каралашвили (Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г.Белинского). – Пенза, 2006. – 28 с
24. Франтасова, О. Готовность детей к школьному обучению. // Дошкольное воспитание. – 2014. - №7. – С. 48 – 51.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы активизации познавательного интереса детей рассматриваются в психолого-педагогической литературе?
В психолого-педагогической литературе рассматриваются проблемы, связанные с отсутствием интереса детей к обучению, недостаточной мотивацией и вовлеченностью в учебный процесс, а также понимание того, как можно активизировать познавательный интерес у детей.
Какие педагогические условия могут способствовать активизации познавательного интереса детей?
Педагогические условия, которые могут способствовать активизации познавательного интереса детей, включают создание интересной и разнообразной учебной среды, использование игровых и экспериментальных методов обучения, активное использование информационно-коммуникационных технологий, адаптация учебного материала к индивидуальным потребностям и интересам каждого ребенка.
Какую роль играют информационно-коммуникационные технологии в активизации познавательного интереса детей?
Информационно-коммуникационные технологии играют важную роль в активизации познавательного интереса детей, так как они предоставляют доступ к разнообразной и интересной информации, позволяют использовать интерактивные методы обучения, создавать учебную среду с элементами игры, развивают творческое мышление и самостоятельность у детей.
Какие методические возможности предоставляют информационно-коммуникационные технологии для активизации познавательного интереса детей?
Информационно-коммуникационные технологии предоставляют множество методических возможностей для активизации познавательного интереса детей. Это включает интерактивные учебники и образовательные игры, использование аудио и видеоматериалов, создание виртуальных экскурсий и тренировочных заданий, работу с онлайн-платформами и дистанционным обучением, а также возможность общения и сотрудничества с другими учениками и преподавателями.
Какие теоретические основы используются для активизации познавательного интереса детей с помощью информационно-коммуникационных технологий?
Для активизации познавательного интереса детей с помощью информационно-коммуникационных технологий можно использовать такие теоретические основы, как теория активного и проектного обучения, теория развивающего обучения, концепция личностно-ориентированного обучения. Все эти подходы помогают создать условия, в которых дети становятся активными участниками образовательного процесса и проявляют интерес к познанию.
Какие педагогические условия способствуют активизации познавательного интереса детей с помощью информационно-коммуникационных технологий?
Для активизации познавательного интереса детей с помощью информационно-коммуникационных технологий необходимо создать такие педагогические условия, как использование разнообразных интерактивных методов и приемов обучения, организация коллективной и индивидуальной работы, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Также важно создать стимулирующую образовательную среду, в которой дети могут свободно проявлять свои интересы и исследовать мир с помощью ИКТ.
Какую роль играют информационно-коммуникационные технологии в обучении детей?
Информационно-коммуникационные технологии играют важную роль в обучении детей, так как позволяют им активно взаимодействовать с информацией, развивать творческое мышление, учиться самостоятельно решать проблемы и задачи, коммуницировать и сотрудничать с другими. ИКТ могут быть использованы как вспомогательное средство в образовательном процессе, так и основное средство обучения, в зависимости от целей и задач обучения.
Какие методические возможности предоставляют информационно-коммуникационные технологии для активизации познавательного интереса детей?
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать интерактивные занятия, игры, викторины, создать интерактивные учебники, симуляции, видеоматериалы, которые привлекают внимание и активизируют познавательный интерес детей. Также с помощью ИКТ можно предоставить доступ к большому количеству информации и ресурсов, которые расширяют пределы обучения и дают возможность учиться в интерактивном режиме.
Какие проблемы активизации познавательного интереса детей встречаются в психолого-педагогической литературе?
В психолого-педагогической литературе выделяются различные проблемы активизации познавательного интереса детей. Например, одной из них является отсутствие мотивации у детей к обучению. Другой проблемой является недостаточное внимание к индивидуальным особенностям каждого ребенка при планировании образовательного процесса. Также встречается проблема ограниченного доступа детей к разнообразным и качественным образовательным ресурсам.
Какие педагогические условия способствуют активизации познавательного интереса детей?
Для активизации познавательного интереса детей важно создать следующие педагогические условия. Во-первых, необходимо предлагать увлекательные и интересные задания, которые будут стимулировать детей к активной познавательной деятельности. Во-вторых, важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать условия, способствующие его развитию. Например, разнообразие методов и форм работы, а также использование различных образовательных технологий. В-третьих, необходимо обеспечить доступ детей к информационным ресурсам, в том числе информационно-коммуникационным технологиям.
Какую роль играют информационно-коммуникационные технологии в активизации познавательного интереса детей?
Информационно-коммуникационные технологии играют важную роль в активизации познавательного интереса детей. Они позволяют представить обучающий материал в интересной и увлекательной форме, что способствует повышению мотивации ребенка к обучению. Также ИКТ предоставляют возможность индивидуализации образовательного процесса, учитывая особенности каждого ребенка. Благодаря ИКТ дети получают доступ к разнообразным образовательным ресурсам, что позволяет им более полно и эффективно усваивать новые знания и навыки.
Какие теоретические основы активизации познавательного интереса детей рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются проблемы активизации познавательного интереса детей в психолого-педагогической литературе и педагогические условия для активизации познавательного интереса детей. Основной акцент статьи связан с использованием информационно-коммуникационных технологий в этом процессе.