Сопоставительный анализ А. Моруа и Сент-Бев: очерк Гюго и Олимпио или жизнь Гюго

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Литература
  • 9 9 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 12.11.2022
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Его страсть к политике остыла. В «Последнем дне заключенного» он с поразительным красноречием, но в тоне несколько более раздраженном, чем это подобает, когда речь идет о милосердии, провозгласил уважение к человеческой жизни – даже в том случае, если человек обагрил свои руки кровью. Он многое передумал, он исследовал, убеждал, спорил – он жил. Его талант и характер обрели зрелость – хотя бы относительную. Только тогда смог он создать настоящий роман – не такой, разумеется, что рождается из будничного опыта жизни, из наблюдений над обыденными человеческими страстями и пороками, не такой, какие пишутся обычно, а свой собственный – по-прежнему немного фантастический, угловатый, весь, так сказать, устремленный ввысь, живописный во всех частях своих и в то же время – умный, ироничный и трезвый: пробил час «Собора Парижской богоматери»» [4].Сент-Бёв обладал широким образованием и был одним из самых проницательных умов своего времени, как его характеризует Моруа. «Серьёзный и умный» журнал «Глобус» избирательно относился к литераторам. И было большой победой, что в нём 2 января 1827 года о книге Гюго появился похвальный отзыв, написанный Сент-Бёвом.Критик восхищался «пламенным стилем Гюго, его красочными образами, нежданными их переходами, гармонией его стиха» [4].Но особенно Сент-Бёв отметил некоторые стихи Гюго о любви. Надо сказать, что у образованного молодого критика был, выражаясь современным языком, пунктик: он мечтал о любви и счастье, но почему-то считал, что не способен внушить женщине любовь.В статье он написал:«Постарайтесь вообразить себе самые чистые часы любви, самую целомудренную нежность в браке, самое священное слияние душ перед взором господа, – словом, вообразите в мечтах наслаждения страсти, похищенной с небес, слетевшие к нам на крылах молитвы, и все ваши мечты осуществит, да ещё и превзойдёт поэт Гюго в стихотворениях, которым он дал прелестные названия: «Ещё раз о тебе» и «Её имя». Цитировать их – это значит омрачить их целомудренную тонкость чувства»[4].    Конечно, они были разными – Виктор Гюго и Сент-Бёв: и по стилю творчества, и по характеру, и по отношению к окружающему миру.  Один был – пламя, другой – если не лёд, то холодная вода.Но, познакомившись, они поняли, что каждый может взять для себя что-то полезное от другого. В ту пору Сент-Бёв работал над обзором поэзии ХVI века. И ему были внове размышления Гюго «о рифме, о колорите, о фантазии, о ритме, о своей поэтике». А поэт любил поговорить, и был в восторге, когда его слушали.Конечно, соседи быстро подружились. Тихому и очень «правильному» Сент-Бёву были интересны не только размышления Виктора; он видел внутренним своим оком блестящее литературное будущее Гюго и, не признаваясь, возможно, в этом – гордился знакомством с ним, причастностью к этой незаурядной личности.Кроме того, благодаря поэту, молодой критик окунулся в новое для него – шумное общество «отряда романтиков»; Гюго был вожаком молодой поросли писателей, поэтов, драматургов».Таким образом, мы видим, какими разными могут быть литературные портреты, казалось бы, одной и той же значительной фигуры. В портрете Моруа присутствует огромное количество различных подробностей жизни автора, которые он узнает на протяжении долгого времени, анализируя архивные записи и письма, общаюсь с людьми, знающими его героя и т.д. После сбора информации происходит его тщательная переработка и только после этого Моруа выпускает в свет своё творение. Сент-Бев же придерживается краткости и лаконичности при описании биографии своих героев, в случае с В. Гюго мы практически не видим фактографической информации, а лишь сталкиваемся с анализом его внутреннего мира через его произведения, а также анализируем сюжет через сопоставление с жизнью автора. Он предлагает нам свои убеждения по поводу собранной информации, а также заставляет нас задуматься над тем, какой смысл несет тот или иной фрагмент и как он соотносится с жизнью автора. Моруа не только продолжает традицию Сент-Бёва, написав цикл «Литературных портретов», но и создает на основе существующей формы биографический роман – «Олимпио, или жизнь Гюго», «Прометей, или Жизнь Бальзака». Вслед за Сент-Бёвом, Андре Моруа проводит мысль о том, что «жанр биографии тем и хорош, что позволяет показать, как из обыденной на первый взгляд жизни может возникнуть возвышенное произведение».Действительно, как и Сент-Бев, Моруа не разделяет писателя на человека и творца, для него бытие человека и бытие писателя едины. Но вместе с тем, биографический метод Андре Моруа значительно глубже, чем метод Сент-Бева. Моруа признает, что произведение бесконечно глубже и шире биографии самого писателя. Художественное произведение, по его мнению, зависит от личного опыта писателя, но не напрямую, а опосредованно. Как и для Сент-Бева, для Моруа была важна правдивость при создании биографии героя. Сам он утверждал, что в основе его произведений лежат только точные факты, взятые из документов, писем, газет, воспоминаний. «Я придерживаюсь фактов так же строго, как авторы университетских диссертаций и профессиональные эрудиты», – объясняет Андре Моруа. К точности документалиста он добавляет «романический» элемент человеческой жизни. При этом он понимает «романическое» как стремление выявить развитие изображаемой личности, придать жизненным фактам некий внутренний сюжет, говоря его словами, передать «неизбежный разрыв между тем преходящим образом мира и людей, который возникает у каждого подростка, и той более точной картиной, которую мало-помалу разворачивает перед ним время». В результате должна получиться картина человеческих взаимоотношений, познавая которую читатель будет постигать мир, жить вместе с великим человеком, понимать его, им восхищаться. Такова позиция создателя портретов. В своем «уважении» к факту Моруа идет дальше Сент-Бева. Он расширяет список факторов, воздействовавших на личность писателя, выявляя все возможные влияния и творческие связи[3]. Ситуации в художественных созданиях изображаемых личностей порой позволяют Моруа сделать выводы, касающиеся их самих. Одним словом, разнообразные подробности жизни своих знаменитых героев автор использует для того, чтобы выстроить целостный образ, объяснить личностные и творческие особенности изображаемого лица.А. Моруа сочетает биографию, эссеизм и «морализм» в жанре литературного портрета. А. Моруа восстанавливает научно-документальную основу литературного портрета, отрицая субъективность портретистов-импрессионистов, их неприятие документального и аналитического. Биографический сюжет у него часто сочетается с элементами критико-литературного анализа, с личными воспоминаниями и мыслями автора о том или ином писателе; поэтика аналогий и подобия усиливает парадигматические связи истории и т. д. «Морализм» литературных портретов А. Моруа, стремление автора сформировать у современников «потребность действовать и судить», во многом определяет выбор материалов (современных писателей и соотечественников) и ракурс своего изображения («актерское искусство»). Еще одной задачей моралиста А. Моруа является формирование логического, диалектического мышления читателя, портретист использует разные формы диалога (столкновение точек зрения на изображение, споры и диалоги персонажей, способ постановки вопросов и ответов на материал и др.), парадокс, аналогии (поиск историко-культурных параллелей).Поэтика литературных портретов А. Моруа тесно связана с идеей творческой личности в эстетике писателя. А. Моруа также были близки идеям Платина о двойственности человеческой природы и характерны для начала 20 века. Идея неизменной двойственности человеческой природы не мешает портрету А. Моруа видеть изменчивость, текучесть данной человеческой личности на протяжении жизни (изменение видения героя и рассказчика о мире, о себе, что А. Моруа называет «романтическим элементом» биографического произведения). Представление о целостности отчетливо человеческой личности обусловлено кольцевой композицией многих портретов А. Моруа, поэтикой лейтмотивов.Жанр литературного портрета идеально подходил для того, чтобы и рассказать современникам об интересных и значимых личностях, преподать на их примере нравственный урок, и выразить свои эстетические взгляды.Список использованной литературы и источников:Грищенко, М. А. «Благородная и всесторонняя картина нашего времени»: эстетическая позиция Андре Моруа / М. А. Грищенко. – Текст : электронный // Воронеж : Вестник ВГУ, 2007. – №2. – С. 24-29. – URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2007/02/2007-02-05.pdf (дата обращения: 12.10.2022)Моруа, А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго/ А. Моруа. – Текст : электронный // Москва : Азбука-Аттикус, 1956. – 730 с. – URL: https://www.litres.ru/andre-morua/olimpio-ili-zhizn-viktora-gugo/ (дата обращения: 12.10.2022)Прошина, Л. Искусители. Гюго - Адель - Сент-Бёв/ Л. Прошина. – Текст : электронный // Проза.ру, 2013. – URL: https://proza.ru/2013/07/14/1217 (дата обращения: 12.10.2022)Сент-Бев, Ш. Литературные портреты. Критические очерки / Ш. Сент-Бев. – Текст : электронный // Москва : Художественная литература, 1970. – 585с. – URL: https://imwerden.de/pdf/sent-bev_literaturnye_portrety_1970.pdf (дата обращения: 12.10.2022)Трыков, В. П. Сент-Бёв и жанр литературного портрета/ В. П. Трыков. – Текст : электронный //Французская литература от истоков до начала новейшего периода, 2004. – URL: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/francuzskaya-literatura-lukov-19-vek/sent-bev-i-zhanr-literaturnogo-portreta.htm (дата обращения: 12.10.2022)

1. Грищенко, М. А. «Благородная и всесторонняя картина нашего времени»: эстетическая позиция Андре Моруа / М. А. Грищенко. – Текст : электронный // Воронеж : Вестник ВГУ, 2007. – №2. – С. 24-29. – URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2007/02/2007-02-05.pdf (дата обращения: 12.10.2022)
2. Моруа, А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго / А. Моруа. – Текст : электронный // Москва : Азбука-Аттикус, 1956. – 730 с. – URL: https://www.litres.ru/andre-morua/olimpio-ili-zhizn-viktora-gugo/ (дата обращения: 12.10.2022)
3. Прошина, Л. Искусители. Гюго - Адель - Сент-Бёв / Л. Прошина. – Текст : электронный // Проза.ру, 2013. – URL: https://proza.ru/2013/07/14/1217 (дата обращения: 12.10.2022)
4. Сент-Бев, Ш. Литературные портреты. Критические очерки / Ш. Сент-Бев. – Текст : электронный // Москва : Художественная литература, 1970. – 585с. – URL: https://imwerden.de/pdf/sent-bev_literaturnye_portrety_1970.pdf (дата обращения: 12.10.2022)
5. Трыков, В. П. Сент-Бёв и жанр литературного портрета / В. П. Трыков. – Текст : электронный // Французская литература от истоков до начала новейшего периода, 2004. – URL: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/francuzskaya-literatura-lukov-19-vek/sent-bev-i-zhanr-literaturnogo-portreta.htm (дата обращения: 12.10.2022)

Вопрос-ответ:

Какой жанр литературы рассматривается в статье?

В статье рассматривается жанр сопоставительного анализа литературных произведений А. Моруа и Сент-Бев.

О чем говорится в статье про Гюго и Олимпио?

Статья рассказывает о жизни и политической деятельности Гюго, а также о его страсти к политике и ее постепенном охлаждении.

Какое мнение высказывает Гюго в "Последнем дне заключенного"?

В "Последнем дне заключенного" Гюго с эмоциональным выражением высказывает свое уважение к человеческой жизни, даже если она покрыта кровью, и призывает сохранять эту жизнь.

Что Гюго сделал после этого?

После этого Гюго переосмыслил многие вещи, провел исследования, убеждал и спорил, находился в постоянном движении и развитии. Его талант и характер достигли зрелости.

Какое значение имеет сопоставительный анализ литературных произведений в данном контексте?

Сопоставительный анализ литературных произведений А. Моруа и Сент-Бев позволяет выделить общие темы и мотивы, а также сравнить разные точки зрения и подходы к образу Гюго и его жизни.

Какой сюжет освещает статья?

Статья освещает сопоставительный анализ двух авторов "Андре Моруа" и "Сент-Бев" и их работы "Очерк Гюго и Олимпио или жизнь Гюго".

Каким образом изменились взгляды Гюго на политику?

В статье говорится, что страсть Гюго к политике остыла. Он стал выражать уважение к человеческой жизни даже тогда, когда она окрашена в крови.

Какие качества приобрел Гюго со временем?

Статья указывает, что талант и характер Гюго обрели зрелость, хотя бы относительную.

Какие работы изучались авторами на сопоставительном анализе?

В статье упоминаются работы "Очерк Гюго и Олимпио или жизнь Гюго" авторов Андре Моруа и Сент-Бев.