Методология изучения русского искусства: культура языческой Руси

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История искусств
  • 18 18 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 18.11.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-методологические основания
культурологического исследования…………………………………………5
Глава 2. Особенности исследований языческой культуры
дохристианской Руси…………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………17
Список использованной литературы………………………………………..18
Фрагмент для ознакомления

Здесь ученый отметил, что все сюжеты сказок строятся по одной схожей схеме: разные персонажи, разные мотивы, но развитие проходит через одни и те же этапы. Другими словами, структура сказок одинакова. Исследователь развивает эту идею дальше в своей следующей книге «Исторические корни волшебной сказки». Здесь Пропп прослеживает генетические корни схемы сказок. Изучив этнографические данные о первобытных африканских и австралийских племенах, он пришел к выводу, что обряд инициации лежит в основе большинства сказок, в том числе русских. Именно инициация объясняет приключения главного героя в истории. Но стоит отметить, что слабой стороной работ Проппа является как раз-таки опора на неславянские этнографические данные. Пусть это и было сделано по объективным причинам: данных о славянских культурах первобытнообщинного периода просто нет. А отделение славян от общего индоевропейских ядра произошло задолго после каменного века.Таким образом, в работах В. Я. Проппа можно увидеть возврат к дореволюционным взглядам о простоте и примитивности религиозной системы восточных славян. Но это положение с точки зрения современной методологии не может быть верным, поскольку (используя метод аналогии) можно утверждать: высокоразвитая материальная культура порождает (или обуславливает) столь же высокое развитие культуры духовной. Археология располагает достаточным количеством данных о том, что материальная культура восточнославянских племёнбыла не менее развита, чем у их современников – кельтов или германцев. Следовательно, следует ожидать и уровень развития духовной культуры, в т. ч. верований, на уровне германской «Эдды» или кельтской «Мабиногион».Вторым направлением структурализма стала концепция лингвистов В. В. Иванова и В. Н. Топорова, которую они разрабатывали в 60-е и 70-е гг. XX в. Опираясь на индоарийский миф о борьбе бога Индры со змеем Вритрой, похитившим у людей воду и скот, исследователи нашли соответствия этому сюжету в балтской мифологии. Далее они сделали предположение, что этот миф, ввиду архаичности индоарийской и балтской мифологии, скорее всего, исконно индоевропейский. А раз так, то отголоски его непременно должны существовать и в славянской мифологии. В середине 1970-х и в 1980-х гг. оформилась ещё одна школа (направление) в исследовании восточнославянского язычества – этнографическая концепция Н. И. Толстого. Опирается она на методологию, предложенную ещё в начале ХХ в. Д. К. Зелениным. Однако, как уже отмечалось выше, ретроспективный метод и опора на фольклорные сведения значительно ограничивают возможности научной реконструкции мифологической системы – Божества почти не отражены в песнях и обрядах, зафиксированных этнографами. На постсоветском этапе интерес к язычеству, как таковому, и к развитию методологии его исследований стал возрастать. Вероятно, это следует коррелировать с ослаблением православной Церкви. В советское время благодаря особой политике, интерес общества к истории значительно возрос. Это обусловило рост патриотических настроений, а также интенсивность процессов поиска новой национальной идеи. Уже в 60-е – 70-е гг. ХХ в. возникают исторические общества, общества охраны памятников культуры и архитектуры. Тематика национального возрождения и патриотизма присутствует в художественных произведениях этого времени. Тогда же появились первые публикации «Велесовой книги». Всё перечисленное стало благодатной почвой, на которой с началом перестройки бурно расцвела языческая тематика. После 1991 г. произошёл настоящий языческий бум, как в обществе, так и в научной среде.Однако, несмотря на все достижения исторической науки, до полной реконструкции язычества восточных славян, возможно, еще далеко. Многие представители так называемого родноверчества самостоятельно рассуждают и домысливают о том, каким могло бы быть язычество сегодня. По сути, неоязыческие литераторы создают нечто новое на основе незавершенной научной реконструкции древнего и средневекового язычества. Недостающие элементы чисто механически заимствуют из германских, индийских и других индоевропейских мифов. Ещё одним характерным элементом неоязыческой литературы является вера в истинность «Велесовой книги» и наличие значительного числа вероустанавливающих работ (речений, пророчеств, учений и пр.) предводителей неоязыческих общин или писателей: «Славяно-арийские Веды», «Славянские Веды», «Книга Коляды» и пр. Но то, что «Велесова книга» на самом деле подделка, было убедительно показано в ряде серьезных научных исследований.За последние четверть века появилось множество работ, посвященных русской языческой культуре. Историков, культурологов, философов и религиоведов интересовала эта тема. Постсоветские исследователи изучали такие вопросы, как структура языческих святилищ и храмов, славянская космология, периодизация развития славянского язычества, языческий календарь и годовые ритуалы, мифологические компоненты восточнославянского язычества, языческий кризис в восточнославянском обществе в VII-X веках и многие другие вопросы.Среди современных исследователей, опирающихся, в основном, на фольклорный и этнографический материал, стоит отметить Н. А. Криничную. Огромный интерес представляет её книга «Русская мифология: Мир образов фольклора» – итог многолетних исследований, предпринятых в области русской мифологии. Работа выполнена на стыке различных дисциплин: фольклористики, литературоведения, лингвистики, этнографии, искусствознания, истории, с привлечением мифологических аспектов народной ботаники, медицины, географии. Посредством комплексного анализа, в своей книге исследовательница раскрывает истоки и полисемантизм образов, выявленных в быличках, бывалыцинах, легендах, поверьях, в произведениях других жанров и разновидностей фольклора, не только вербального, но и изобразительного. ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены особенности культурологии как научной дисциплины, систематизированы и проанализированы основные методы культурологического исследования на примере изучения языческой культуры Древней Руси.Таким образом, представленное исследование, позволяет заключить, что в целом тема восточнославянского язычества изучена довольно хорошо благодаря достаточному количеству эффективных научных методов. Культурология объединяет различные уровни и явления культуры, находит в них общее ценностное содержание. Для этого культурология должна использовать специальные методы и подходы, формировать такой методологический инструментарий, при котором это объединение было бы возможно и способствовало бы закономерному развитию науки.Список используемой литературы1) БагроваН.В. Теоретико-методологические основания культурологического исследования // Идеи и идеалы № 4(10), т. 2, 2011. – С. 115 – 124.2) Балакирева Т.А. Основные исследовательские ориентации культурологии в контексте современного уровня методологии научного исследования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2007. – С. 254 – 256.3) Гадамер Х.Г.Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем. / Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н.Бессонова. – М.: Прогресс, 1988. – 704 с.4) Завьялова М.П. Методы научного исследования: учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – 160 с.5) Козлов М.Н. Жизненный уклад древнерусских языческих общин (конец x - начало XII вв.) // Новые исторические перспективы: от Балтики до Тихого океана. – 2019. – С. 6 - 22.6) Коловрат-Бутенко Ю.А. Краткая история изучения язычества восточных славян // Змиевское краеведение, 2015. – С. 46 – 64.7) Луков В.А. Культурология объектная и субъектная. Гуманитарные науки: теория и методология. Знание, понимание, умение. – М., 2008. –№ 1. – С. 72–79.8) Мурзина И.Я. Прикладные культурологические исследования: проблемные поля // Человек в мире культуры, 2012. – С. 3 – 12.9) Попов Е.А. Методология исследования искусства: социология, культурология, искусствоведение // Философия и культура. – 2021. – № 4. – С. 45 - 53.10) Сукина Л. Б. Визуальные источники русского Средневековья в историческом исследовании: некоторые методологические наблюдения // Философия. Журнал Высшей школыэкономики. – 2020. – Т. 4, № 4. – С. 113 –132.

1) Багрова Н.В. Теоретико-методологические основания культурологического исследования // Идеи и идеалы № 4 (10), т. 2, 2011. – С. 115 – 124.
2) Балакирева Т.А. Основные исследовательские ориентации культурологии в контексте современного уровня методологии научного исследования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2007. – С. 254 – 256.
3) Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем. / Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. – М.: Прогресс, 1988. – 704 с.
4) Завьялова М.П. Методы научного исследования: учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – 160 с.
5) Козлов М.Н. Жизненный уклад древнерусских языческих общин (конец x - начало XII вв.) // Новые исторические перспективы: от Балтики до Тихого океана. – 2019. – С. 6 - 22.
6) Коловрат-Бутенко Ю.А. Краткая история изучения язычества восточных славян // Змиевское краеведение, 2015. – С. 46 – 64.
7) Луков В.А. Культурология объектная и субъектная. Гуманитарные науки: теория и методология. Знание, понимание, умение. – М., 2008. – № 1. – С. 72–79.
8) Мурзина И.Я. Прикладные культурологические исследования: проблемные поля // Человек в мире культуры, 2012. – С. 3 – 12.
9) Попов Е.А. Методология исследования искусства: социология, культурология, искусствоведение // Философия и культура. – 2021. – № 4. – С. 45 - 53.
10) Сукина Л. Б. Визуальные источники русского Средневековья в историческом исследовании: некоторые методологические наблюдения // Философия. Журнал Высшей школы экономики. – 2020. – Т. 4, № 4. – С. 113 –132.

Вопрос-ответ:

Какие основания лежат в основе культурологического исследования?

Основаниями культурологического исследования являются теоретико-методологические аспекты, которые определяют подходы и методы изучения культуры. Они включают в себя философские, социологические, антропологические и иные научные концепции, которые помогают анализировать и понимать различные аспекты культуры и ее развития.

Какие особенности исследований языческой культуры дохристианской Руси?

Исследования языческой культуры дохристианской Руси имеют свои особенности. Во-первых, это сложность получения достоверных источников, так как она практически полностью утрачена. Во-вторых, исследования требуют комплексного подхода, включающего археологические, лингвистические, этнографические и другие методы. Также необходимо учитывать культурные и социальные контексты, в которых развивались языческие верования.

Какие этапы присутствуют при развитии сюжетов сказок?

Ученый отмечает, что все сюжеты сказок строятся по одной схожей схеме, их развитие проходит через одни и те же этапы. Хотя разные сказки имеют разных персонажей и разные мотивы, они все проходят через этапы вступления, развития сюжета, конфликта и разрешения.

Какие научные концепции помогают анализировать и понимать культуру?

Для анализа и понимания культуры используются различные научные концепции, такие как философия, социология, антропология и другие. Философская концепция помогает исследовать ценности, идеи и мировоззрение культуры. Социологическая концепция позволяет анализировать социальные отношения, группы и институты в рамках культуры. Антропологическая концепция исследует культуру в контексте ее выражения в материальных и символических формах.

В чем заключается методология изучения русского искусства на примере культуры языческой Руси?

Методология изучения русского искусства на примере культуры языческой Руси заключается в анализе теоретико-методологических оснований исследования, а также особенностей изучения языческой культуры дохристианской Руси.

Какие основания лежат в основе культурологического исследования русского искусства?

Основаниями культурологического исследования русского искусства являются теоретико-методологические принципы, которые позволяют оценить и проанализировать особенности и характеристики этого искусства.

Какие особенности исследований языческой культуры дохристианской Руси были отмечены в статье?

В статье были отмечены особенности исследования языческой культуры дохристианской Руси, такие как анализ различных сюжетов и мотивов, но с одинаковым развитием на разных этапах.

Какие этапы развития прослеживаются в сюжетах сказок языческой Руси?

В сюжетах сказок языческой Руси прослеживается развитие через различные этапы, хотя сюжеты и разные. Эти этапы могут быть разными в каждой конкретной истории.

Какие научные методы исследования используются при изучении русского искусства?

При изучении русского искусства используются различные научные методы, такие как анализ источников, археологические раскопки, сравнительный анализ и т.д. Важно также использовать интердисциплинарный подход для получения полной картины искусства и его значений.

Какие особенности исследований языческой культуры дохристианской Руси были отмечены в статье?

В статье были отмечены следующие особенности исследований языческой культуры дохристианской Руси: во-первых, все сюжеты сказок строятся по одной схожей схеме, хотя разные персонажи и разные мотивы присутствуют; во-вторых, развитие проходит через одни и те же этапы.

Какой подход предлагается использовать при изучении русского искусства?

В статье предлагается использовать культурологический подход при изучении русского искусства.

Какие теоретико-методологические основания лежат в основе культурологического исследования?

Культурологическое исследование основывается на следующих теоретико-методологических основаниях: генетический, исторический, сравнительный, системный и аксиологический.