Особенности воспитания детей-инвалидов
Заказать уникальную курсовую работу- 44 44 страницы
- 35 + 35 источников
- Добавлена 17.06.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
1.1. Анализ различных точек зрения по вопросам воспитания детей-инвалидов
1.2. Особенности воспитания детей-инвалидов в семье
1.3. Подходы к организации образовательно-воспитательного процесса детей-инвалидов в государственных образовательных учреждениях
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
2.1. Условия и пути развития государственной поддержки в области организации образовательно-воспитательного процесса детей-инвалидов
2.2. Развитие системы социально-психологической помощи в воспитании детей-инвалидов
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В то же время, ставка учителя-логопеда вводится в ДОУ только при наличии логопедических групп, а ставка педагога-психолога - на 200 детей, большой охват детей не может дать положительный результат в работе [11, с.70].
Кроме того, и законодательная база, определяющая деятельность органов местного самоуправления, не соответствует задачам защиты прав детей.
В то же время совершенствование законов само по себе не решает проблему, поскольку сегодня остро стоит вопрос о неудовлетворительном исполнении действующего законодательства органами государственной власти Российской Федерации, и это является основной причиной массовых нарушений прав детей-инвалидов. Помимо этого, в законах часто отсутствуют механизмы их реализации.
Требуется законодательно отладить эффективные механизмы обеспечения помощи детям-инвалидам и в негосударственном секторе.
Еще в 2000-2004 гг. Минобразованием России при участии НПО были разработаны и направлены в субъекты Федерации инструктивно-методические письма, разъясняющие порядок обучения детей с отклонениями в развитии, включая детей-инвалидов с отклонением в умственном развитии. Однако администрации субъектов Федерации реализуют предложенные Минобразованием меры в недостаточной степени. В связи с этим в 2003-2004 гг. Минобразованием России были направлены в Правительство РФ предложения (письмо от 22.01.2004 №01-50-6/32-05 и др.), подготовленные при участии «Ассоциации Даун синдром» по решению проблемы реализации права на образование детей-инвалидов с отклонением в умственном развитии [7]. Однако Правительством РФ до настоящего времени не были приняты решения по указанным предложениям.
Неприспособленность системы образования подкрепляется региональными (противозаконными) актами, отказывающими детям с серьезными нарушениями развития в праве на обучение. Зачастую медико-психолого-педагогические комиссии (МППК) выносят заключения, препятствующие осуществлению конституционного права детей- инвалидов на образование и вместо организации обучения ребенка рекомендующие помещение его в детские дома интернаты для детей с умственной отсталостью системы социальной защиты (психоневрологические интернаты - ПНИ) Министерства здравоохранения и социального развития, игнорируя при этом тот очевидный факт, что у всех ПНИ отсутствует лицензия на реализацию специальных коррекционных образовательных программ дошкольного и основного общего образования.
В настоящее время существует настоятельная необходимость изменить и дополнить нормы федерального законодательства, регламентирующего права детей-инвалидов, выработать механизмы неукоснительного исполнения уже принятых законов и в целом скорректировать государственную политику в отношении детства. В частности:
- «Федеральный закон от 24.04.2008 №48-Ф3 об опеке и попечительстве» не должен применяться к родителям детей-инвалидов.
- Существующие законы должны реально работать в интересах детей-инвалидов и их семей. Продумать методики и законодательные документы, позволяющие реабилитировать детей-инвалидов максимально эффективно.
- Ввести изменения в Административный Кодекс пункт о личной ответственности за несоблюдение законов, защищающих права детей-инвалидов, всех ответственных лиц, вплоть до губернаторов.
- Призвать СМИ к этичной социальной пропаганде, не унижающей детей-инвалидов и их родителей. Воспитывать в людях гуманное и терпимое отношение к болезням и недостаткам других людей, не унижать жалостью, а учить видеть в них таких же граждан нашего общества.
Государство должно принять меры по повышению жизненного уровня семей с детьми-инвалидами. Необходима адекватная компенсация затрат на реабилитацию и образование ребенка-инвалида. Средства на образование и достойное воспитание детей в России распределяются только через государственные учреждения: на здорового ребенка или ребенка с небольшими нарушениями здоровья соответствующие средства выделяются в виде бюджетов детских садов, школ, учреждений профессионального образования, вспомогательных школ, государственных социальных центров. Но, поскольку государство не создает условий для обучения в образовательных учреждениях детей с серьезными проблемами развития, живущих в семье, то до них так и не доходят деньги налогоплательщиков, которые государство обязано выделять на их реабилитацию, воспитание и образование.
Законодатель отчасти учел это противоречие и предусмотрел возможность компенсации родителям детей-инвалидов расходов по их реабилитации и обучению, организованных родителями самостоятельно в семье либо в альтернативных негосударственных учреждениях (о праве на альтернативное образование говорится в пп. 253-254 ГПД-3) - в размерах, определенных государственными или муниципальными спецификациями расходов по реабилитации и образованию ребенка в государственных или муниципальных учреждениях [7]. К сожалению, положения законодательства о компенсациях на практике реализуются в ограниченной степени.
По сути устанавливаемый Правительством РФ «Федеральный перечень…» должен быть тем самым документом, который призван создать правовую базу для выплат родителям детей-инвалидов, в том числе обучающихся в семье, компенсаций по расходам, связанным с их реабилитацией и образованием. «Федеральный перечень», утвержденный Правительством в октябре 2004 года, не позволит осуществлять эти выплаты.
Кроме того, особенности обучения детей-инвалидов как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и в системе общего образования требуют внесения существенных изменений в учебные планы не только факультетов коррекционной педагогики и специальной психологии (дефектологических), но и ряда других (прежде всего, факультетов дошкольного воспитания и учителей начальных классов).
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время существует настоятельная необходимость изменить и дополнить нормы федерального законодательства, регламентирующего права детей-инвалидов, выработать механизмы неукоснительного исполнения уже принятых законов и в целом скорректировать государственную политику в отношении детей-инвалидов.
2.2. Развитие системы социально-психологической помощи в воспитании детей-инвалидов
Условиями развития образовательно-воспитательного процесса детей-инвалидов представляется учет и реализация в практической работе закономерностей между субъектами и объектами социальной работы:
- общая заинтересованность социального работника и семьи детей-инвалидов, самих инвалидов в конкретных результатах их взаимодействия (оба субъекта должны быть активны в решении проблем);
- соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе;
- соответствие общего уровня развития специалиста по социальной работе.
Модели социальной работы в исследуемом направлении:
- психолого-ориентированные (помощь должна иметь психолого-педагогическую окраску; возможность регулирования ресурсов, имеющихся у детей-инвалидов и их родителей);
- социолого-ориентированные (объект социальной работы – система общественных отношений, порождающих проблемы детей-инвалидов и их родителей);
- комплексно–ориентированные (ориентируются на процесс взаимодействия индивида с обществом).
Предлагаемые социальные технологии реабилиации детей-инвалидов и воспитательной работы следующие:
1. Общество должно подходить к решению проблемы «инвалид-личность» не с позиции жалости к некому явлению вне общества, а с позиции содружества, соучастия, содействия, сотворчества. У детей-инвалидов должны быть равные возможности в получении образования, полноценного развития, возможности (не только на законодательном уровне, но и на практическом) попробовать себя во всех областях деятельности, включая творчество, иметь возможность выбора реализации собственных потенций.
2. В решении проблем инвалидов важная роль принадлежит социальным работникам - они выступают посредниками между конкретным человеком, нуждающимся в каком-либо виде помощи, его семьей и отдельными специалистами. Они соединяют в своей работе функции адвоката, социального терапевта и координатора всего комплекса услуг, необходимых клиенту.
3. При работе с детьми-инвалидами и их семьями социальный работник должен знать правовые, ведомственные документы, определяющие статус инвалидов.
Необходимы коренные изменения в отношении детей-инвалидов. Не отрывая их от семьи, следует создавать условия для полноценного развития ребенка. Необходима прочная инфраструктура социальной службы в городах и районах, сеть социальных учреждений, максимально приближенных к нуждам человека. Их цель - создать максимально благоприятные условия для развития детей с различными отклонениями без отрыва от семьи.
Необходима по возможности ранняя психолого-педагогическая помощь. Применяемые во всем мире программы психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии могут существенно улучшить развитие ребенка и оказывают решающее влияние на всю его дальнейшую жизнь. Осуществление права на образование и других социальных прав детей с отклонениями в развитии непосредственно связано с предоставлением им психолого-педагогической помощи в раннем возрасте, которую следует считать началом их дошкольного образования.
В настоящее время в России практически отсутствует единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста, консультирования семей в целях проведения своевременной коррекции, абилитации и реабилитации.
Одним из основных направлений совершенствования системы специального образования может быть создание на основе учреждений детского здравоохранения и психолого-медико-педагогических комиссий единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства и консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии; развитие системы коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Это обеспечит стране в дальнейшем получение значительного социально-экономического эффекта, поскольку многие из детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи смогут обучаться в образовательных учреждениях общего назначения, а не в специальных (коррекционных), стоимость которых значительно дороже.
Психологическая поддержка детей-инвалидов и их семей должна предусматривать психо-педагогическое обследование детей и особенностей взаимодействия родителей и ребенка.
В зависимости от возраста и результатов обследования предлагается проводить психологическую поддержку детей:
- формирование предпосылок учебной деятельности дошкольного возраста в процессе развивающих занятий и специально организованных игр;
- помощь в личностном и социальном развитии детей младшего и среднего школьного возраста;
- оказание психологической поддержки подросткам в форме индивидуального консультирования и психологической помощи в группах сверстников, имеющих аналогичные трудности.
Для родителей предлагается проводить:
- информирование родителей о результатах обследования, оказание помощи в понимании сущности имеющихся у ребенка проблем, уровне его развития;
- психологическое консультирование родителей в вопросе адаптации семьи к инвалидности, помощь в снятии тревоги, депрессивного состояния, связанных с возникающими при воспитании ребенка-инвалида трудностями;
- помощь в нормализации отношений родителей с детьми, а также в формировании у членов семьи активной жизненной позиции в вопросах воспитания и поддержки ребенка;
- информационная поддержка родителей – помощь в подборе литературы по вопросам развития и воспитания ребенка с особыми нуждами, предоставление информации о других организациях, оказывающих помощь детям-инвалидам.
Все консультации и услуги должны оказываться детям и их родителям на бесплатной основе.
Суть психологической реабилитации детей-инвалидов может состоять в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности и ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.
Методами психологической реабилитации могут быть беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическая помощь, ролевые игры, психологические тренинги, группы психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей-инвалидов, так и для членов их семей.
Следует создавать группы взаимопомощи и взаимной поддержки семей детей-инвалидов. Группа взаимопомощи - это коллектив людей, объединенных общей жизненной проблемой или ситуацией. В группы взаимопомощи могут объединяться либо непосредственно инвалиды, либо их близкие - родные и друзья.
Инвалидность сама по себе не является психологической проблемой. Проблемой является процесс социальной и психологической адаптации подрастающего человека. Под социальной адаптацией мы понимаем способность мирно сосуществовать с людьми, умение ставить цели, достигать их, решать текущие бытовые задачи. Под психологической - способность восстанавливать внутреннее равновесие и состояние любви к себе и людям после нервных потрясений и разного рода фрустраций.
Психическое и физическое здоровье ребенка-инвалида и его родителей сильнейшим образом зависит от его настроения и душевного состояния. Чувство собственной ценности, ответственности за свою жизнь и ощущение своей способности достигать целей помогают человеку легче преодолевать неизбежные жизненные трудности. Группы взаимопомощи - динамичная среда для воспитания высокой самооценки, чувства самодостаточности и умения достигать своих целей. В этих группах люди, объединенные общей заботой, могут обмениваться опытом, информацией, эмоциональной поддержкой и ресурсами. Ведущими групп взаимной поддержки являются в основном работники социальных служб, либо психологи.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что условиями развития образовательно-воспитательного процесса детей-инвалидов являются общая заинтересованность социального работника и семьи детей-инвалидов, самих инвалидов в конкретных результатах их взаимодействия, соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе, соответствие общего уровня развития специалиста по социальной работе.
Выводы по 2 главе
Условиями развития государственной поддержки в области организации образовательно-воспитательного процесса детей-инвалидов является учет и реализация в практической работе закономерностей функционирования и развития субъекта социальной работы. Следует совершенствовать законодательную базу в области оказания помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям. При этом у детей-инвалидов должны быть равные возможности в получении образования и полноценного развития не только на законодательном уровне, но и на практическом уровне.
Система реабилитации детей – инвалидов должна охватывать все сферы жизнедеятельности. При этом особое внимание уделяется социальной и профессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение для воспитания у ребенка навыков независимой самостоятельной жизни.
Развитие как личности и воспитание ребенка-инвалида возможно лишь в благоприятных условиях открытости и интегративности.
Заключение
В результате данной работы решены задачи исследования и достигнута цель исследования.
Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть, что проблема воспитания ребенка-инвалида имеет как бы два плана: с одной стороны - семья ребенка-инвалида, как комплекс взаимосвязанных проблем выживания, социальной защиты, образования; а с другой - сам ребенок-инвалид: его проблема как личности заключается не только в отсутствии слуха, зрения, способности передвигаться, а в том, что он лишен обычного мира детства, отделен от своего здорового сверстника, от круга его дел, интересов, забот. Это во многом определяет особенности воспитания детей-инвалидов.
Тема исследования представляется весьма перспективной. Исследование особенностей воспитания детей-инвалидов чрезвычайно важно. Ребенок-инвалид вступает в жизнь с изначально пониженным уровнем адаптационных и интеграционных возможностей. Тип заболевания и отклонения в развитии, характер и выраженность дефекта определяют характер и уровень снижения адаптационных и интеграционных возможностей.
Для того чтобы ребенок мог приспособиться к жизни и найти в обществе свою нишу, ему необходимы определенные не только знания, умения и навыки, но и соответствующее воспитание.
Проблема лечения и воспитания детей-инвалидов в целом рассматривается с точки зрения медицинской, психологической и педагогической коррекции, ориентированной на компенсацию дефекта и приспособление к жизни в обществе. Необходимой является развитие государственной поддержки в области организации образовательно-воспитательного процесса детей-инвалидов, совершенствование законодательной базы в области оказания помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям.
Список использованной литературы
Федеральный Закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (с изменениями на 22 августа 2004 года, редакция, действующая с 1 января 2005 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗРФ, 2004, № 2, ст. 232.
Федеральный Закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном обеспечении в Российской Федерации» // СЗРФ, 2001, № 4, ст. 192.
Приказ Минздрава СССР № 1265 от 14 декабря 1979 года «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р «Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
Проблемы законодательного обеспечения социальной защиты инвалидов в Российской Федерации / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004. -№ 4 (197)
Социальная защита детей-инвалидов в Российской Федерации //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 7 (324), 2007 г.
Специальный доклад «О соблюдении прав детей-инвалидов в российской федерации». 10 мая 2006 г. // ombudsman.gov.ru
Азбука для родителей. Движение, игра и спорт вместе с детьми, страдающими умственной отсталостью. — Минск: БелАПДИ, 1996. - 188 с.
Андреева И.Н. Очерки истории социальной помощи в России (Х - начало ХХ века). - М., 1996.
Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в РФ: Правовое регулирование: учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
Вдовина М. В. Социальная работа с семьей: подготовка специалистов // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 4. — С. 63-68.
Волков Ю.Г. Социология: Учебник / Ю.Г.Волков, В.И Добреньков., В.Н.Нечипуренко, А.В.Попов; под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – М.: Гардарики, 2000. - 426 с.
Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2001. - 424 с.
Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. – СПб.: Речь, 2001. - 264 с.
Гулина М. А. Психология социальной работы: Учебник для вузов. 2-е издание. – СПб: Питер, 2009. - 384 с.
Кизима А.В. Интеграция детей-инвалидов в массовую школу: преодоление психологических барьеров и особенности обучения и воспитания // Директор школы. — 2008 — № 3. — С. 68—73.
Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М: Академический проект, 1999. - 282 с
Кривошей Б. ПНИ на дороге в никуда. // «Нева», 2002, № 12. - С.21-22.
Лашко С.И.Социальные аспекты экономических процессов в России // Тез. докл. и выступлений на региональной научно-практической конференции 27-30 января 2005 г.- Краснодар-Сочи, 2005. - С.35-37.
Леонтьев А.Н. Психология познавательной деятельности. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1978. - 242 с.
Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии./ Е.М.Мастюкова, А. Г.Московкина. – М., 2003. - 214 с.
Мухина В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста. / Возрастная и педагогическая психология. Под редакцией А.В. Петровского. - М.1973. - 364с.
Немов Р.С. Психология: Учебник:В 3-х кн. Кн.2 Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998.
Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М: РПА, 1996. - 396 с.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Для студ. Высш. и средн.пед. учеб. заведений / Под ред С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. - 372 с.
Свенцицкий АЛ. Социальная психология. СПб., Проспект, 2004. – 336 с.
Семья. Сборник / Сост.: И.С.Андреева, А.В.Гулыга. – М.: Просвещение, 2003. - 274 с.
Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова; под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: «Академия», 2002. - 312 с.
Тащева А.И. Психологическая реабилитация семей с детьми-инвалидами //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Москва, 1998, №3. - С.18-21.
Тащева А.И. Особенности психологической коррекции деструктивных взаимоотношений в семье // Личность в деятельности и общении. Ростов-на-Дону, 1997. – С. 248-252.
Финни Н. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие (книга для родителей). – М.: Теревинф, 2001. - 194 с
Харламов И.Ф. Педагогика: Уч. пособие. - 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Гардарика, 2008.-519с.
Холостова Е.И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2008. - 212 с.
Хромова А.П. Цветик-семицветик. // Школьный психолог, № 33, 2006. - С.19-20.
Чеканова О. Интегративное воспитание детей-инвалидов с особенностями развития.// «Особенные дети», www.o-deti.ru.
3
Участие детей в общих мероприятиях школы, интеграция их в общество
Организация различных форм общения и приобретения социального опыта
Освоение образовательной программы
Консультации со службой сопровождения: специалисты
Сбор данных о ребенке:
наблюдение (карта наблюдения)
рекомендации учителей (карты диагностического отслеживания)
1.Федеральный Закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (с изменениями на 22 августа 2004 года, редакция, действующая с 1 января 2005 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗРФ, 2004, № 2, ст. 232.
2.Федеральный Закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном обеспечении в Российской Федерации» // СЗРФ, 2001, № 4, ст. 192.
3.Приказ Минздрава СССР № 1265 от 14 декабря 1979 года «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет».
4.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р «Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
5.Проблемы законодательного обеспечения социальной защиты инвалидов в Российской Федерации / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004. -№ 4 (197)
6.Социальная защита детей-инвалидов в Российской Федерации //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 7 (324), 2007 г.
7.Специальный доклад «О соблюдении прав детей-инвалидов в российской федерации». 10 мая 2006 г. // ombudsman.gov.ru
8.Азбука для родителей. Движение, игра и спорт вместе с детьми, страдающими умственной отсталостью. — Минск: БелАПДИ, 1996. - 188 с.
9.Андреева И.Н. Очерки истории социальной помощи в России (Х - начало ХХ века). - М., 1996.
10.Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в РФ: Правовое регулирование: учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
11.Вдовина М. В. Социальная работа с семьей: подготовка специалистов // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 4. — С. 63-68.
12.Волков Ю.Г. Социология: Учебник / Ю.Г.Волков, В.И Добреньков., В.Н.Нечипуренко, А.В.Попов; под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – М.: Гардарики, 2000. - 426 с.
13.Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2001. - 424 с.
14.Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. – СПб.: Речь, 2001. - 264 с.
15.Гулина М. А. Психология социальной работы: Учебник для вузов. 2-е издание. – СПб: Питер, 2009. - 384 с.
16.Кизима А.В. Интеграция детей-инвалидов в массовую школу: преодоление психологических барьеров и особенности обучения и воспитания // Директор школы. — 2008 — № 3. — С. 68—73.
17.Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М: Академический проект, 1999. - 282 с
18.Кривошей Б. ПНИ на дороге в никуда. // «Нева», 2002, № 12. - С.21-22.
19.Лашко С.И.Социальные аспекты экономических процессов в России // Тез. докл. и выступлений на региональной научно-практической конференции 27-30 января 2005 г.- Краснодар-Сочи, 2005. - С.35-37.
20.Леонтьев А.Н. Психология познавательной деятельности. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1978. - 242 с.
21.Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии./ Е.М.Мастюкова, А. Г.Московкина. – М., 2003. - 214 с.
22.Мухина В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста. / Возрастная и педагогическая психология. Под редакцией А.В. Петровского. - М.1973. - 364с.
23.Немов Р.С. Психология: Учебник:В 3-х кн. Кн.2 Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998.
24.Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М: РПА, 1996. - 396 с.
25.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Для студ. Высш. и средн.пед. учеб. заведений / Под ред С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. - 372 с.
26.Свенцицкий АЛ. Социальная психология. СПб., Проспект, 2004. – 336 с.
27.Семья. Сборник / Сост.: И.С.Андреева, А.В.Гулыга. – М.: Просвещение, 2003. - 274 с.
28.Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова; под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: «Академия», 2002. - 312 с.
29.Тащева А.И. Психологическая реабилитация семей с детьми-инвалидами //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Москва, 1998, №3. - С.18-21.
30.Тащева А.И. Особенности психологической коррекции деструктивных взаимоотношений в семье // Личность в деятельности и общении. Ростов-на-Дону, 1997. – С. 248-252.
31.Финни Н. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие (книга для родителей). – М.: Теревинф, 2001. - 194 с
32.Харламов И.Ф. Педагогика: Уч. пособие. - 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Гардарика, 2008.-519с.
33.Холостова Е.И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2008. - 212 с.
34.Хромова А.П. Цветик-семицветик. // Школьный психолог, № 33, 2006. - С.19-20.
35.Чеканова О. Интегративное воспитание детей-инвалидов с особенностями развития.// «Особенные дети», www.o-deti.ru.
Вопрос-ответ:
Какие особенности и проблемы возникают при воспитании детей инвалидов?
Особенности и проблемы воспитания детей инвалидов связаны с их физическими или психическими ограничениями, которые могут затруднить обычные процессы развития и обучения. Это может включать проблемы в общении, моторики, а также умственные или эмоциональные трудности. Воспитание инвалидных детей также может столкнуться с недостатками в доступе к образованию и ресурсам, а также социальной изоляцией и стигматизацией.
Какие особенности воспитания детей инвалидов в семье?
Воспитание детей инвалидов в семье требует особого внимания и заботы. Родители могут столкнуться со сложностями в уходе за ребенком, обеспечении его медицинскими и реабилитационными потребностями. Важно создать поддерживающую и включающую семейную среду, где ребенок будет чувствовать себя любимым и принятым. Семье также может потребоваться профессиональная помощь и поддержка, чтобы справиться с особыми потребностями ребенка.
Как организуется образовательно-воспитательный процесс для детей инвалидов в государственных учреждениях?
Организация образовательно-воспитательного процесса для детей инвалидов в государственных учреждениях зависит от типа инвалидности и индивидуальных потребностей ребенка. Могут быть предоставлены специальные классы или группы, адаптированные учебные планы и программы, а также ресурсные помощники и специалисты. Целью такой организации является обеспечение полноценного образования и развития ребенка, учитывая его особые потребности и способности.
Какие особенности и проблемы существуют при воспитании детей-инвалидов?
Особенности воспитания детей-инвалидов включают в себя ограничения в физической и психической активности, постоянную потребность в медицинском обслуживании и поддержке, а также социальную изоляцию и недостаток доступа к образованию и культурным мероприятиям. Проблемы включают в себя ограниченные возможности для развития и самоопределения, дискриминацию и стигматизацию, а также недостаточное оснащение и поддержку со стороны государства и общества в целом.
Какие особенности есть в воспитании детей-инвалидов в семье?
В воспитании детей-инвалидов в семье существуют особенности, связанные с уходом за ребенком и обеспечением его специальными потребностями. Это может включать постоянную заботу о здоровье и безопасности ребенка, адаптацию среды и предметов к его потребностям, а также оказание эмоциональной поддержки и постоянное содействие в общении и социальной интеграции.
Как организуется образовательно-воспитательный процесс для детей-инвалидов в государственных учреждениях?
Образовательно-воспитательный процесс для детей-инвалидов в государственных образовательных учреждениях организуется с учетом их специфических потребностей и возможностей. Это может включать адаптацию учебных программ и методик, разработку индивидуальных образовательных планов, организацию специальных классов или групп, а также доступность и доступные адаптивные средства обучения.
Какие рекомендации и предложения существуют по повышению эффективности воспитания детей-инвалидов?
Для повышения эффективности воспитания детей-инвалидов рекомендуется создание условий и путей для их полноценного развития и самоопределения, включая доступ к медицинской помощи, образованию и социальной поддержке. Также важно оказывать индивидуальную поддержку и адаптацию в семье и образовательных учреждениях, а также обеспечивать доступность и доступные адаптивные средства обучения.
Какие особенности и проблемы сопровождают воспитание детей-инвалидов?
Воспитание детей-инвалидов сопровождается рядом особенностей и проблем. Во-первых, родители и близкие люди, занимающиеся воспитанием, сталкиваются с физическими и психологическими трудностями, поскольку инвалидные дети требуют особого ухода и внимания. Во-вторых, такие дети могут испытывать проблемы с социализацией и адаптацией в обществе, из-за своих физических или психических особенностей. Кроме того, они могут столкнуться с дискриминацией и недоступностью некоторых услуг и сфер жизни.
Какие особенности воспитания детей-инвалидов в семье?
Воспитание детей-инвалидов в семье имеет свои особенности. Во-первых, родители инвалидного ребенка играют особую роль, так как они являются главными опекунами и заботятся о его физическом и эмоциональном благополучии. Они также должны уметь преодолевать свои собственные эмоциональные и психологические трудности. Во-вторых, семья инвалидного ребенка может столкнуться с финансовыми трудностями и ограничениями в доступе к определенным услугам и ресурсам, что требует дополнительных усилий для обеспечения необходимого уровня заботы и воспитания.
Как организован образовательно-воспитательный процесс для детей-инвалидов в государственных образовательных учреждениях?
Образовательно-воспитательный процесс для детей-инвалидов в государственных образовательных учреждениях организован с учетом их особенностей и потребностей. Для этого используются различные подходы и методы, направленные на обеспечение равных возможностей и инклюзивности. В школах и детских садах создаются специальные условия для обучения и развития детей-инвалидов, которые включают адаптированные программы обучения, специальные классы или группы, поддержку специалистов, ресурсные центры и другие ресурсы. Организация такого процесса требует сотрудничества и координации разных специалистов и служб, а также взаимодействия с родителями и обществом в целом.
Какие анализируются различные точки зрения по вопросам воспитания детей инвалидов?
В статье рассматриваются различные точки зрения по вопросам воспитания детей инвалидов, включая точку зрения семьи, государственных образовательных учреждений и специалистов в этой области.