Система стратегического планирования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Стратегический менеджмент
  • 44 44 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 16.11.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического планирования 5
1.1 Инструменты стратегического менеджмента 5
1.2 Сущность стратегического планирования 11
Глава 2. Анализ системы стратегического планирования РФ 15
2.1 Система стратегического планирования в РФ 15
2.2 Принципы разработки долгосрочной стратегии социально-экономического развития РФ 21
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения 38

Фрагмент для ознакомления

Прежде всего, целесообразно изменить название Закона, переименовав его в Федеральный закон «О стратегическом управлении в Российской Федерации».Это повлечет за собой изменения в перечне и содержании документов, необходимых для стратегического планирования государства, для которых ведется единый реестр. В этот реестр должны быть включены «Стратегия социально-экономического развития России» и «Порядок ее разработки». В Законе также должны быть введены такие понятия, как «Стратегическое управление», «Система сбалансированных показателей (ССП)», «Стратегическая карта», «Ключевые показатели эффективности (КПЭ)», «Государственная цифровая платформа» и др. Стратегия должна быть обучена с использованием современных цифровых технологий.технологии.Прежде всего, это технология «блокчейн», использующая принцип распределенных сетей для накопления информации, и технология «больших данных» для анализа больших объемов данных. Это позволит анализировать и управлять большими объемами статистической, экономической и аналитической информации.В системе государственного управления России необходимо создать и внедрить «уникальную архитектуру платформы цифрового государства» на основе единой базы данных, которая позволит преодолеть фрагментацию министерских систем. Подходы к решению этой проблемы изложены в утвержденной в 2018 году государственной программе «Цифровая экономика» (рисунок 6) (приложение 5).Центру цифровой трансформации необходимо разработать правила разработки перспективных систем в цифровой экономике и поэтапного отказа от устаревших систем, которые могут быть заменены новыми платформенными решениями. Большинство функций стратегического управления могут быть переданы цифровой платформе не напрямую властями, а на основании решений цифровой платформы.Таким образом, долгосрочная стратегия развития России должна стать основой деятельности электронного правительства. Создание системы стратегического управления на разных уровнях предполагает более широкое использование механизмов проектного и сетевого методов управления.В случае реализации этих предложений система стратегического планирования и управления в России сможет полноценно функционировать, поскольку все документы стратегического планирования будут разработаны и приведены в соответствие с федеральным законодательством.В краткосрочной перспективе за счет создания автоматизированной цифровой платформы для поддержки принятия решений в области стратегического управления будет создана среда сотрудничества между участниками стратегического управления и реализации документов стратегического планирования.Формирование этой платформы повысит эффективность системы стратегического планирования на всех уровнях и обеспечит переход к стратегической цифровой системе государственного управления.ЗаключениеТаким образом, необходимо обеспечить коренное изменение в сфере управления - переход от «среды документов» к «среде цифровых данных». Формирование цифровой платформы сотрудничества в области стратегического управления ради координации действий участников на всех уровнях государственной власти по достижению целей национального развития будет основано на:- гармонизация управленческих документов и документов стратегического планирования с точки зрения структуры, терминов, концепций и концепций; используемые показатели и оцифровка этих документов;- согласованности и сбалансированности системы для обеспечения согласованности между целями, задачами и показателями, финансовыми и другими ресурсами, включая создание единой методологии декомпозиции и агрегирование целей, задач и показателей.Таким образом, будет сформирована система взаимоотношений между участниками стратегического управления и планирования в цифровом пространстве и в реальном времени, которая будет координировать деятельность участников стратегического планирования в различных секторах экономики и субъектах и ​​контролировать достижение результатов.цели национального развития.Система оперативного мониторинга и контроля целей национального развития будет реализована посредством интеллектуального цифрового мониторинга, основанного на периодических отчетах о достижении целей, включая информацию и анализ динамики целей и факторов, которые ими движут. Влияние, а также на комплексный интеллектуальный анализ данных из различных источников информации.Оперативное цифровое наблюдение должно стать эффективным механизмом корректировки документов стратегического планирования с учетом меняющихся внешних условий. Такой механизм позволит оценивать результативность и результативность реализации документов стратегического планирования, включая инструменты, а также оценивать результативность деятельности органов стратегического управления и управления.Следовательно, роль ситуационных центров, ответственных за мониторинг реализации стратегии, должна быть изменена. Создание масштабной системы стратегического управления в России потребует радикального реформирования структуры исполнительной власти с точки зрения оптимизации и повышения эффективности государственного управления.Мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 годов положил конец давнему спору между кейнсианством и монетаризмом о роли государства в регулировании экономических процессов. Текущий глобальный кризис, вызванный пандемией, подтвердил эту ситуацию. Стала очевидна необходимость усиления государственного регулирования практически во всех сферах экономики. В то же время в России, учитывая формирование ее социально-экономической системы «сверху вниз», важно, чтобы иерархический принцип государственного управления дополнялся принципами сетевого управления и управления проектами и стратегическим управлением, которые может привести к радикальному изменению существующей структуры государственного управления.Список литературыНормативные правовые акты1. Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс2.Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ Документ утрачивает силу с 1 января 2023 года в связи с принятием Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". //Консультант Плюс3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу//Консультант Плюс4. "Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России) //Консультант ПлюсНаучная литература5. Агафонов В.А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры: Монография / В.А. Агафонов. - М.: Инфра-М, 2019. - 350 c.6. Андрианов В.Д. Взаимодействие государственного и рыночного регулирования в экономической подсистеме // Российская социально-экономическая Система: реалии и векторы развития. 4-изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2020. – С. 977. Баринов В.А. Стратегический менеджмент. / В.А. Баринов, В. Л. Харченко. - М.: Инфра-М, 2017. - 289 c.8. Бритикова Е.А. Постсоветская модернизация России: значение властного ресурса // Almamater (Вестник высшей школы). 2017. - №11. - С. 121. 9. Власюк Л.И. Региональная проекция системы стратегического планирования и прогнозирования в Российской Федерации // Экономика в промышленности. 2017. - Т. 10. - № 2. - С. 107-113. 10. Гвоздкова В.С., Бубин М.Н. Современный подход к стратегическому планированию // Современные исследования. 2018. - № 1 (05). - С. 10-12.11. Литвиненко Е.В., Устюжанина И.А., Литвиненко М.С. Развитие системы государственного стратегического планирования РФ // Актуальные проблемы экономики и управления. 2017. - № 3 (15). - С. 45-48.12. Савченко А.Б. Стратегический менеджмент. / А.Б. Савченко. - М.: Риор, 2019. - 440 c.13. Сергеева Н.М. Стратегическое планирование: сущность, этапы и подходы в России и в развитых странах // Иннов: электронный научный журнал. 2018. - № 3 (36). - С. 24. 14. Скрипник А.Д. Анализ проблем стратегического планирования РФ // Международный академический вестник. 2018. - № 4 (24). - С. 38-41. 15. Соляник М.Н. Стратегическое планирование // Economics. 2018. - № 2 (34). - С. 34-38.16. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент / М.Б. Шифрин. - СПб.: Питер, 2017. - 320 c.Электронные ресурсы17. Андрианов В.Д. Стратегия социально-экономического развития – выбор цели и целевых показателей. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-razrabotki-dolgosrochnoy (дата обращения 14.10.2022)17. Краснюкова М.Б. Система стратегического планирования в Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-strategicheskogo-planirovaniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения 14.10.2022)19. Соляник М.Н. Стратегическое планирование. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-planirovanie-1 (дата обращения 14.10.2022)20. Федеральная служба государственной статистики (Госкомстат) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 14.10.2022)Приложения Приложение 1Рисунок 3 - Преимущества системы государственного стратегического управленияРисунок 4 - Проблемы стратегического планирования в современной Российской Федерации Приложение 2Таблица 1 Ключевые показатели эффективности устойчивого развития экономики России на период до 2030 г.ЗадачиНазвание показателяЕд. изм.2020г. 2030г. Целевые показателиОтветственный ФОИВМакроэкономическая и финансовая устойчивостьТемп прироста ВВП%4,04,0–5,0МЭР др. ФОИВТемп прироста производ. труда%3,04,0–5,0МЭР др. ФОИВУровень инфляции%6,04,0–5,0Минфин, ЦБПределы колебания курса рубля% 4,02,0–3,0Минфин, ЦБПредельный размер дефицита федерального бюджета% ВВП3,0не более 3,0МинфинРазмер государственного долга% ВВП30,0не более 30,0МинфинОбъем международных резервов% ВВП20,030,0Минфин, ЦБУровень монетизации экономики% ВВП80,090,0–100,0Минфин, ЦБДиверсификация и модернизация экономики на инновационной основеДоля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП% ВВП9,010,0–15,0МЭР МинпромторгДоля машино-технической продукции в общем объеме экспорта%8,010,0–15,0МЭР МинпромторгИндекс инновационной экономикииндекс40,045,0–50,0Минпромторг, МЭР, Минобрнаукиместо в рейтинге6040-30Количество созданных высокопроизводительных рабочих местмлн. человек3.04,0-.0Минпромторг, Минсоцтруд МЭРДоля расходов на НИОКР в ВВП (открытая часть бюджета)% ВВП3,03,5–4,0Минфин, Минпромторг МЭРУровень конкурентоспособности национальной экономики*индекс4,54,7–4,5МЭР др. ФОИВместо в рейтинге5030–40Институциональное развитиеИндекс экономической свободыиндекс57,659,6МЭР, ФАС Россииместо в рейтинге11090 – 100Уровень развития конкурентной средыместо в рейтинге3020–25МЭР, ФАС РоссииУсловия комфортности ведения бизнесаместо в рейтинге5550–40МЭР, др. ФОИВИндекс качества и эффективности государственного управления Рейтинг по уровню развития электронного правительстваперсентиль50не менее 60МЭР, др. ФОИВ Минкомсвязи, МЭРместо в рейтинге2510–15Уровень восприятия коррупциибалл4040–50МЭР, др. ФОИВместо в рейтинге0,37090–100Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума%9,06,0–7,0Минсоцтруд др. ФОИВДифференциация доходов населения**коэфф. Джинни0,3700,330–0,340Минсоцтруд др. ФОИВ,Социальная трансформацияКДФ16,514,0–15,0Уровень общей безработицы%5,03,0–4,0Минсоцтруд, др. ФОИВУровень качества жизни (Индекс человеческого развития)индекс0,8170,840Минсоцтруд, Минздравместо в рейтинге5030–40Экологическая ответственность и энергоэффективность экономикиИндекс экологической эффективностиудалено5030–40Минприроды, Минэнерго,место в рейтинге3015–20Индекс загрязнения окружающей среды Энергоемкость экономикибалл снижение (% )70 13,550–60 10–12Минприроды, Минэнерго Минэнерго МЭР,* Индекс глобальной конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума (ВЭФ)** Индекс концентрации доходов (коэффициент Джинни); Коэффициент дифференциации доходов (КДФ – Децильный коэффициент фондовПриложение 3Рисунок 5 - Рисунок 1. Стратегическая карта развития экономики России на период до 2030 г.. Приложение 4Таблица 2 Государственные программы и Федеральные целевые программы, реализация которых призвана обеспечить достижение КПЭ устойчивого развитияФедеральные органы исполнительной властиКПЭ устойчивого развитияПрограммыМЭР, совместно с другими ФОИВТемп прироста ВВПЭкономическое развитие и инновационная экономика Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности Развитие авиационной промышленности Развитие судостроительной промышленности Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности Космическая деятельность РоссииТемп прироста производительности трудаРазвитие науки и технологийУдельный вес обрабатывающих отраслей в ВВПРазвитие промышленности и повышение её конкурентоспособности Развитие авиационной промышленности Развитие судостроительной промышленности Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Космическая деятельность России Развитие атомного энергопромышленного комплексаУровень конкурентоспособности национальной экономикиРазвитие науки и технологий Развитие авиационной промышленности Развитие судостроительной промышленности Космическая деятельность России Развитие атомного энергопромышленного комплексаМЭР, совместно с другими ФОИВИндекс качества развития институтовИнформационное общество (2011–2020 годы) Региональная политика и федеративные отношения Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской ФедерацииУровень развития конкурентной средыРазвитие внешнеэкономической деятельности Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра Внешнеполитическая деятельностьУсловия ведения бизнесаИнформационное общество (2011–2020 годы) Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской ФедерацииИндекс качества и эффективности государственного управленияИнформационное общество (2011–2020 годы)Региональная политика и федеративные отношенияСоздание условий для эффективного и ответственного управлениярегиональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской ФедерацииИндекс восприятия коррупцииИнформационное общество (2011–2020 годы) Управление федеральным имуществом Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской ФедерацииМинпромторг РоссииДоля высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВПРазвитие науки и технологий Развитие авиационной промышленности Развитие судостроительной промышленности Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Космическая деятельность России Развитие атомного энергопромышленного комплексаУвеличение высокопроизводительных рабочих местРазвитие науки и технологийМинпромторг России, МЭР, МинобрнаукиИндекс инновационной экономикиЭкономическое развитие и инновационная экономика Внешнеполитическая деятельность Развитие науки и технологийМинфин РоссииПредельный размер дефицита федерального бюджетаУправление государственными финансами и государственным долгомРазмер государственного долгаМинфин России, ЦБУровень инфляцииПределы колебания курса рубля, в месяцРазвитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра Внешнеполитическая деятельностьОбъем международных резервовРазвитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центраУровень монетизации экономикиМинсоцтруд РоссииДоля населения с доходами ниже прожиточного минимумаСоциальная поддержка гражданСодействие занятости населенияСтепень неравенства доходов населенияУровень общей безработицыУровень качества жизниРазвитие здравоохранения Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности Культура России Охрана окружающей средыМинприроды России, Минэнерго России,Уровень экологической устойчивостиОхрана окружающей среды Воспроизводство и использование природных ресурсов Энергоэффективность и развитие энергетикиСтепень успешности проведения экологической политикиПриложение 5Рисунок 6 - Схема организации системы стратегического управления экономикой России

Список литературы

Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
2.Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ Документ утрачивает силу с 1 января 2023 года в связи с принятием Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". //Консультант Плюс
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу//Консультант Плюс
4. "Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России) //Консультант Плюс
Научная литература
5. Агафонов В.А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры: Монография / В.А. Агафонов. - М.: Инфра-М, 2019. - 350 c.
6. Андрианов В.Д. Взаимодействие государственного и рыночного регулирования в экономической подсистеме // Российская социально-экономическая Система: реалии и векторы развития. 4-изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2020. – С. 97
7. Баринов В.А. Стратегический менеджмент. / В.А. Баринов, В. Л. Харченко. - М.: Инфра-М, 2017. - 289 c.
8. Бритикова Е.А. Постсоветская модернизация России: значение властного ресурса // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. - №11. - С. 121.
9. Власюк Л.И. Региональная проекция системы стратегического планирования и прогнозирования в Российской Федерации // Экономика в промышленности. 2017. - Т. 10. - № 2. - С. 107-113.
10. Гвоздкова В.С., Бубин М.Н. Современный подход к стратегическому планированию // Современные исследования. 2018. - № 1 (05). - С. 10-12.
11. Литвиненко Е.В., Устюжанина И.А., Литвиненко М.С. Развитие системы государственного стратегического планирования РФ // Актуальные проблемы экономики и управления. 2017. - № 3 (15). - С. 45-48.
12. Савченко А.Б. Стратегический менеджмент. / А.Б. Савченко. - М.: Риор, 2019. - 440 c.
13. Сергеева Н.М. Стратегическое планирование: сущность, этапы и подходы в России и в развитых странах // Иннов: электронный научный журнал. 2018. - № 3 (36). - С. 24.
14. Скрипник А.Д. Анализ проблем стратегического планирования РФ // Международный академический вестник. 2018. - № 4 (24). - С. 38-41.
15. Соляник М.Н. Стратегическое планирование // Economics. 2018. - № 2 (34). - С. 34-38.
16. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент / М.Б. Шифрин. - СПб.: Питер, 2017. - 320 c.
Электронные ресурсы
17. Андрианов В.Д. Стратегия социально-экономического развития – выбор цели и целевых показателей. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-razrabotki-dolgosrochnoy (дата обращения 14.10.2022)
17. Краснюкова М.Б. Система стратегического планирования в Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-strategicheskogo-planirovaniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения 14.10.2022)
19. Соляник М.Н. Стратегическое планирование. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-planirovanie-1 (дата обращения 14.10.2022)
20. Федеральная служба государственной статистики (Госкомстат) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 14.10.2022) 

Вопрос-ответ:

Что такое система стратегического планирования?

Система стратегического планирования – это совокупность методов, инструментов и процессов, которые позволяют организации определить свои цели, разработать стратегию и спланировать пути достижения этих целей.

Какие инструменты используются в стратегическом менеджменте?

В стратегическом менеджменте используются различные инструменты, такие как анализ внутренней и внешней среды организации, SWOT-анализ, баланс преимуществ и недостатков, анализ конкурентов, анализ рынка, анализ потребителей и др.

Что такое сущность стратегического планирования?

Сущность стратегического планирования заключается в определении долгосрочных целей организации, выборе стратегии для их достижения, а также разработке плана действий и контроля за их реализацией.

Какая система стратегического планирования используется в РФ?

В РФ используется система стратегического планирования, которая включает разработку долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны. Эта система основана на принципах учета интересов различных социальных групп, целенаправленного развития экономики и создания благоприятных условий для жизни граждан.

Какие принципы используются при разработке долгосрочной стратегии социально-экономического развития РФ?

При разработке долгосрочной стратегии социально-экономического развития РФ используются принципы учета интересов всех социальных групп, целостности и устойчивости стратегии, ее адаптации к изменяющейся среде, а также прозрачности и открытости процесса разработки.

Какие инструменты входят в систему стратегического менеджмента?

В систему стратегического менеджмента входят такие инструменты как SWOT-анализ, анализ PESTEL, анализ конкурентной среды, маркетинговые исследования, бизнес-планирование и другие.

Что такое стратегическое планирование и какова его сущность?

Стратегическое планирование - это процесс определения основных целей и путей достижения этих целей для организации. Его сущность заключается в разработке долгосрочной стратегии, определении ключевых приоритетов и выборе наилучших путей развития.

Какова система стратегического планирования в РФ?

Система стратегического планирования в РФ включает разработку долгосрочной стратегии социально-экономического развития, принятие целевых программ и планов, мониторинг и оценку достижения стратегических целей.