Феномен лидерства в коллективе

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 37 37 страниц
  • 57 + 57 источников
  • Добавлена 17.11.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Фрагмент для ознакомления

п.Инструкция «Уважаемые студенты, Вам предлагается ответить на вопросы об особенностях Вашего умения организовывать различные дела и особенностях Вашей личности. Я буду читать номер утверждения и самоутверждение, а вы должны записать номер и напротив него свой ответ.Ответ выбирается по шкале возможных ответов.Полностью согласен — 4скорее согласен, чем не согласен — 3трудно сказать — 2скорее не согласен, чем согласен — 1полностью не согласен — 0»2.2 Результаты исследованияДля исследования лидерских качеств личности студентов была использована методика «Я лидер». На рисунке 1 представлены средние значения показателей лидерских качеств по данной методике.Рис.1 Выраженность качества умение управлять собойНа рисунке 1 видно, что по шкале «умение управлять собой» студенты 4 курса показали более высокие баллы - 15,6 балла, это свидетельствует об определении средств достижения цели, способности контролировать отрицательные эмоции, достаточном развитии волевых усилий по преодоление внутренних препятствий. У первокурсников по этой же шкале 10,1 балла, что является низким показателем. Таким учащимся сложнее определить средства достижения цели, контролировать отрицательные эмоции, недостаточны волевые усилия для преодоления внутренних препятствий. В трудных жизненных ситуациях они могут растеряться, особенно если необходимо принять решение при отсутствии достаточной информации. Не всегда удается скрыть свои негативные эмоции от окружающих. Если на пути к достижению цели встречаются препятствия, они могут опустить руки и перестать что-либо делать.Рис.2 Показатели качества «осознание цели»По шкале «осознание цели» мы видим довольно высокие показатели на 4 курсе - 15,4 балла.это свидетельствует о том, что испытуемые хорошо осознают свои жизненно важные и ценнотсно-ориентационные цели, им важно их достижение, получение подтверждения своих действий от значимого другого человека. Для достижения цели юношам важно понимать ее смысл и актуальность. Цель должна быть ясной. У них есть хорошее представление о том, как завоевать доверие других людей. 1 курс имеет низкие оценки - 9,9 балла, то есть это качество развито слабо.Рис.3 Способность решать возникающие проблемыУчаствующие в исследовании студенты старшего курса по шкале «умение решать проблемы» продемонстрировали баллы высокого уровня лидерских качеств – 14,1. Это говорит нам о том, что эти студенты, готовы к профессиональной деятельности и легко могут выйти из сложившейся ситуации, не боятся трудностей. Младший курс набрали 10,9 б., что может свидетельствовать нам о том, что дети не хотят справляться со своими проблемами, следовательно – брать на себя ответственность. Рис. 4 Показатели наличия творческого подходаПо шкале «наличие творческого подхода» студенты 4 курса показали следующие результаты – 12,1 б. Данные баллы говорят нам, что испытуемые многие жизненные трудности решают, используя творческий подход, их поведение отличается гибкостью, хорошими адаптивными способностями. У 1 курса этот показатель находится на среднем уровне – 11,9 б. У всех студентов по данной шкале средние показатели, поэтому вышесказанное применительно ко всем студентам. Рис. 5 показатели способности «влиять на окружающих»По шкале «влияние на окружающих» мы видим значения – 14,7 б. у студентов 4 курса. Респонденты знают средства мотивирования, при принятии решений учитывают мнение других людей, могут правильно 36 определить роли и поручения в учебном коллективе. 1 курс набрали менее низкие баллы – 11,1 б. Недостаточно владеют умением убеждать других, влиять на их позиции, не всегда умеют производить хорошее впечатление на других людей. Рис.6 Показатели наличия знаний правил организаторской работыСредние значения 13,8 б. и 14,2 б. по шкале «знание правил организаторской работы» указывают нам на то, что студенты хорошо ориентируются в управлении мотивацией других людей, умеют использовать свое преимущество для достижения общих целей. Они не испытывают трудностей при организации совместной деятельности, умеют использовать власть. Хорошо ориентируются в общих настроениях группы. Рис.7 Организаторские способности студентовПо шкале «организаторские способности» студенты показали средние значения – 13,7 б. и 14,3 б. Такие студенты хорошо управляют другими людьми, владеют знаниями в области управления, используют творческий подход к решению управленческих задач. Это связанно с предрасположенностью к организаторской деятельности, что привело к педагогической деятельности. Рис.8 Умение студентов работать с группойПо шкале «умение работать с группой»: 1 курс – 10,3 б.,4 курс– 15,9 б. Эти данные свидетельствуют о том, что это качество больше развито у студентов 4 курса, так как в ходе обучения у них сформировались методические качества при управлении учебной группой. Студенты 4 курса умеют создавать определенное настроение в группе, стремятся к взаимопониманию. У 1 курса показатели значительно ниже. Они умеют создавать общий благоприятный эмоциональный фон для деятельности. Они считают, что для достижения общих целей в группе важна взаимовыручка, моральная поддержка членами коллектива друг друга. Как мы видим, вне зависимости от возраста и курса обучения развиты на одном уровне такие лидерские качества как наличие творческого подхода, знание правил организаторской работы, организаторские способности. По итогам всех шкал мы можем утверждать, что студенты 4 курса больше проявляют лидерские качества личности, чем младший курс.В ходе проведения исследования нами были выявлены социально – психологические особенности лидерских качеств студентов-будущих педагогов по физической культуре и спорту среди студентов 1 и 4 курсов. По итогам проведения методики «Я лидер» и анализа всех шкал мы можем утверждать, что студенты 4 курса больше проявляют лидерские качества личности, чем младший курс. Тем самым мы можем утверждать, что социально-психологические условия и процесс профессиональной социализации, которой подвержены студенты при прохождении обучения в ВУЗе способствует формированию лидерских качеств.ЗАКЛЮЧЕНИЕВследствие, теоретического анализа проблемы лидерских качеств можно сделать следующие выводы: операциоанализируемым понятием лидера в исследовании понимается личность, способная объединять людей ради достижения конкретных целей деятельности; в свою очередь в том числе и педагогическая деятельность требует наличия комплекса определенных лидерских качеств, то есть, совокупности существенных признаков, особенностей и свойств личности, придающих ей способность объединять людей ради достижения конкретных целей деятельности.Формальное руководство осуществляется в соответствии с должностными обязанностями руководителя коллектива, однако в каждом коллективе существуют свои небольшие сообщества, микро-группы, и в каждой существует свой лидер, свой человек, который может представить интересы небольшой группы в каком-либо вопросе. Неформальные лидеры, как правило, пользуются довольно большим авторитетом у большинства членов группы, обладают уважаемыми обществом личностными особенностями, организаторскими способностями. Это необходимо учитывать при организации деятельности коллективов.Наиболее значимыми лидерскими и организаторскими качествами профессиональной социализации являются наличие творческого подхода, организаторские способности и влияние на окружающих; менее значимы умение решать проблемы и знание организаторской работы. В ходе эмпирического исследования мы выявили динамику особенностей лидерских и организаторских качеств . Динамика лидерских организаторских качеств позволила выявить, что в процессе обучения у студентов происходит повышение следующих умений:- умение управлять собой;- умение решать проблемы;- наличие творческого подхода;- влияние на окружающих;- знание правил организаторской способности;- организаторские способности;- умение работать с группой.Таким образом, по итогам проведения методики «Я лидер» и анализа всех шкал мы можем утверждать, что студенты 4 курса больше проявляют лидерские качества личности, чем младший курс. Тем самым мы можем утверждать, что социально-психологические условия и процесс профессиональной социализации, которой подвержены студенты при прохождении обучения в ВУЗе способствует формированию лидерских качеств. Считаю цели дипломной работы достигнуты, а гипотеза доказана.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:Адаир Д. Эффективное лидерство. Как развивать и применять лидер.навыки / Д. Адаир Д. – М. : Эксмо , 2003. – 318 с.Ананьев, Б. Г. Очерки психологии [Текст] : АН СССР, Ин-т философии / Б. Г. Ананьев. – Л. :Лениздат, 1945. – 160 с. – (Серия популярная). – Библиогр.: в конце кнАнаньев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст] : В 2 т. под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой – М. : Педагогика, 2009. – 268 сБендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии, – М. :Эксмо , 2003. – 295 с.Берн Э. Лидер и группа: О структуре и динамике организаций и групп / Э. Берн. – Екатеринбург: Литур , 2000. – 178 с.Богданов В.А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987.Бодалев А.А., Руткевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися. – М.: Квант, 2017. – 352 с.Галеева, Н. Формирование организаторских способностей у школьников [Текст] / Н. Галеева // Воспитание школьников. – 2008. –№ 3. – С. 20-28.Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. – М.: Альпина, 2004. –265 с.Дмитриев, Д.В. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] : словарь / под редакцией Д. В. Дмитриева. – . – Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dmitriev/ , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англДоценко В. Психология конфликта. Профилактика и пути разрешения, СПб. -2010.Зуб А.Т., Смирнов С.Г. Лидерство в менеджменте. – М., 2016. – 143 с.Интернет источник: https://minakov.com.ru/metodika-ya-lider/Карделл Ф. Д. Из тени в свет: обретение лидерства и судьбы / Ф. Д. Карделл. – СПб. : Невский проспект , 2001. – 180 с.Карпова, А.Л. Формирование организаторских качеств педагога в процессе профессиональной подготовки [Текст] / А.Л. Карпова; дис. канд. пед. наук. – М., 2004. –230 с.КенджемиДж.П. Использование лидером власти личного авторитета или власти законных полномочий // Психологический журнал. – 1996. – № 7. –82 c.Кови С. Лидерство, основанное на принципах / С. Р. Кови. – М. : Альпина Бизнес Букс , 2008. – 300 с.Кови С. Семь навыков лидера. – Минск: Вегапринт, 2016. – 448 с.  Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.Кудряшова, Е.В. Лидерство как предмет социально-философского анализа: Дис….канд. филос. наук: 09.00.11\Кудряшова Елена Владимировна; Моск. пед. Гос. Ун-т имени Ленина. - Москва, 1996.-359 с.Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. 173 с.Кузьмина, Н. В. Формирование педагогических способностей [Текст] / Н. В. Кузьмина. – Л. : Ленинградский университет, 1961. – 98 с. – ISBN 373043Ландсберг М. Лидерство. Видение, вдохновение и энергия / М. Ландсберг. – М. : ЭКСМО , 2004. – 215 с.Лапин Н.И. Образец профессиональной культуры//Наумова Н.Ф. Философия и социология личности/М., Канон +РООИ «Реабилитация», 2006.Лоскутникова В. И. Психологические аспекты развития потенциала лидерства в юношеском возрасте. –М. : ЭКСМО , 2004. – 340 с.Лоуб М., Киндел С. Лидерство для «чайников» / Перевод с англ. – М.: Диалектика, 2005. – 385 с.Макаренко, А.С. Педагогические сочинения [Текст] : в 8-ми т. Т.1. / А.С. Макаренко. – М. : Изд. АПН РСФСР, 1950-1952, т.2 – 237 с.Менегетти А. Психология лидера. – М.: Онтопсихология, 2002. – 208 с.Мескон, М. Основы менеджмента [Текст] : учебник : пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури ; ред. Л. И. Евенко. – М : Дело, 1997. - 701 с. : табл. ; 26х17х4 см. - (Зарубежный экономический учебник). - Библиогр. в конце глав. - Глоссарий: с. 681-699. – ISBN 5-7749-0047-9.Михайлов Г. Прфессиональное самосознание руководителя // Прикладная психология и психоанализ. – 2004. – 243 с.Морозова Ю. А. Лидерство и самореализация личности // Вестн. Волгоградского гос. архитектурно- технического инст.,– Волгоград, 2007. – 104 с. Н. С. Жеребова Лидерство в малых группах: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — Л.,1969Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения// Наумова Н.Ф. Философия и социология личности/М.,Канон +РООИ «Реабилитация», 2006.Нефф Т.Д. Уроки лидеров / Т. Д. Нефф. –М. : АСТ , 2003. – 492 с.Нзабонимпа Ж. Психологические особенности формирования политического лидерства в Руанде дис. канд. психолог. наук / Нзабонимпа Ж. – СПб., 2004. – 155 с.  Оганян К.К. Социальные технологии формирования лидерских качеств у будущих руководителей в вузовской среде. М.: ИНФРА-М, 2014.Оськина, С.В. Педагогические условия формирования организаторских умений у старших подростков в процессе школьного ученического коллектива [Текст] : спец.: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат дис. на соиск. учен. степ. к. пед. н. / С.В. Оськина ; науч.рук. А.А. Орлов ; Тульский гсударственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. – Тула, 2010. – 25 с. Парыгин Б.Д. Общественное настроение. М., 1966, С. 31-32; Основы социально-психологической теории. М., 1971, С. 137-154. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: СПбГУП, 2003.Первитская А. М. Лидерство как особый вид деятельности // Аспирант и соискатель. – 2006. – 204 с.Петровский А.В. Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью [Текст] / А.В. Петровский, В.А. Петровский. Вопросы философии. №3. – М., 1982. – С. 44-53. Петровский, А.В. Быть личностью [Текст] / А.В. Петровский. – М.: Педагогика, 1990. – 112с.Пишулин Н., Сокол С. Политическое лидерство: теоретические и методологические основы исследования. Часть 1. – М., 2002. – 198 с.Попов Б. Психологическая подготовка лидера // Кадры предприятия. – 2004. –N 12. – 399 с.Рогов Е. И. Психология группы / Рогов Е. И. – М.: ВЛАДОС , 2007. – 430 с.Розанова В.А. Психология управления. - М.,2000.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: В 2 тт. – М. : Педагогика, 1989. – Т.1. – 488 с.Сердюк И.И., Кривцова М.А. Проблемы формирования лидерских способностей // Концепт. – 2014. – Спец выпуск No 30. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 сСоциальная психология. Практикум: учеб.пособие для студентов вузов. Под ред. Т.В. Фоломеевой . – М.: Аспект Пресс, 2006. – 480 с.Уманский, Л. И. Организаторские способности и их развитие. [Текст] : ученые записки. – Курский педагогический институт, 1967 – . – вып. 21. – 4-160 сУманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьника [Текст] / Л.И. Уманский. – М.: Просвещение, 1980. – 126 сШарипов, Ф.В. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие / Ф.В. Шарипов. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2006. – 328 с.Шестопал Е.Б. Политическая психология: учебник для вузов по специальности «Политология»/Шестопал Е.Б. - Москва: ИНФА-М, 2002-448 с. - (Серия «Высшее образование)Ярославцева, П. В. Понятие и виды педагогических способностей [Текст] / П. В. Ярославцева // Непрерывное педагогическое образование: результаты учебно-исследовательской работы студентов : сб. студен.ст. / Междунар. акад. наук пед. образования, Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : ШГПИ, 2008. – С. 175-180 . – ISBN 978-5-7142-1047-1.Forsyth D.R. Group Dynamics. 4-th edition. -Belmont, CA: Thomson Wadsworth, 2006.Lewin K. Field theory in social science; selected theoretical papers / D. Cartwright (ed.). -New York: Harper & Row, 1951.

1. Адаир Д. Эффективное лидерство. Как развивать и применять лидер.навыки / Д. Адаир Д. – М. : Эксмо , 2003. – 318 с.
2. Ананьев, Б. Г. Очерки психологии [Текст] : АН СССР, Ин-т философии / Б. Г. Ананьев. – Л. : Лениздат, 1945. – 160 с. – (Серия популярная). – Библиогр.: в конце кн
3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст] : В 2 т. под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой – М. : Педагогика, 2009. – 268 с
4. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии, – М. :Эксмо , 2003. – 295 с.
5. Берн Э. Лидер и группа: О структуре и динамике организаций и групп / Э. Берн. – Екатеринбург: Литур , 2000. – 178 с.
6. Богданов В.А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987.
7. Бодалев А.А., Руткевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися. – М.: Квант, 2017. – 352 с.
8. Галеева, Н. Формирование организаторских способностей у школьников [Текст] / Н. Галеева // Воспитание школьников. – 2008. –№ 3. – С. 20-28.
9. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. – М.: Альпина, 2004. –265 с.
10. Дмитриев, Д.В. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] : словарь / под редакцией Д. В. Дмитриева. – . – Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dmitriev/ , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ
11. Доценко В. Психология конфликта. Профилактика и пути разрешения, СПб. -2010.
12. Зуб А.Т., Смирнов С.Г. Лидерство в менеджменте. – М., 2016. – 143 с.
13. Интернет источник: https://minakov.com.ru/metodika-ya-lider/
14. Карделл Ф. Д. Из тени в свет: обретение лидерства и судьбы / Ф. Д. Карделл. – СПб. : Невский проспект , 2001. – 180 с.
15. Карпова, А.Л. Формирование организаторских качеств педагога в процессе профессиональной подготовки [Текст] / А.Л. Карпова; дис. канд. пед. наук. – М., 2004. –230 с.
16. КенджемиДж.П. Использование лидером власти личного авторитета или власти законных полномочий // Психологический журнал. – 1996. – № 7. –82 c.
17. Кови С. Лидерство, основанное на принципах / С. Р. Кови. – М. : Альпина Бизнес Букс , 2008. – 300 с.
18. Кови С. Семь навыков лидера. – Минск: Вегапринт, 2016. – 448 с.
19. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.
20. Кудряшова, Е.В. Лидерство как предмет социально-философского анализа: Дис….канд. филос. наук: 09.00.11\Кудряшова Елена Владимировна; Моск. пед. Гос. Ун-т имени Ленина. - Москва, 1996.-359 с.
21. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. 173 с.
22. Кузьмина, Н. В. Формирование педагогических способностей [Текст] / Н. В. Кузьмина. – Л. : Ленинградский университет, 1961. – 98 с. – ISBN 373043
23. Ландсберг М. Лидерство. Видение, вдохновение и энергия / М. Ландсберг. – М. : ЭКСМО , 2004. – 215 с.
24. Лапин Н.И. Образец профессиональной культуры//Наумова Н.Ф. Философия и социология личности/М., Канон +РООИ «Реабилитация», 2006.
25. Лоскутникова В. И. Психологические аспекты развития потенциала лидерства в юношеском возрасте. –М. : ЭКСМО , 2004. – 340 с.
26. Лоуб М., Киндел С. Лидерство для «чайников» / Перевод с англ. – М.: Диалектика, 2005. – 385 с.
27. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения [Текст] : в 8-ми т. Т.1. / А.С. Макаренко. – М. : Изд. АПН РСФСР, 1950-1952, т.2 – 237 с.
28. Менегетти А. Психология лидера. – М.: Онтопсихология, 2002. – 208 с.
29. Мескон, М. Основы менеджмента [Текст] : учебник : пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури ; ред. Л. И. Евенко. – М : Дело, 1997. - 701 с. : табл. ; 26х17х4 см. - (Зарубежный экономический учебник). - Библиогр. в конце глав. - Глоссарий: с. 681-699. – ISBN 5-7749-0047-9.
30. Михайлов Г. Прфессиональное самосознание руководителя // Прикладная психология и психоанализ. – 2004. – 243 с.
31. Морозова Ю. А. Лидерство и самореализация личности // Вестн. Волгоградского гос. архитектурно- технического инст.,– Волгоград, 2007. – 104 с.
32. Н. С. Жеребова Лидерство в малых группах: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — Л.,1969
33. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения// Наумова Н.Ф. Философия и социология личности/М.,Канон +РООИ «Реабилитация», 2006.
34. Нефф Т.Д. Уроки лидеров / Т. Д. Нефф. –М. : АСТ , 2003. – 492 с.
35. Нзабонимпа Ж. Психологические особенности формирования политического лидерства в Руанде дис. канд. психолог. наук / Нзабонимпа Ж. – СПб., 2004. – 155 с.
36. Оганян К.К. Социальные технологии формирования лидерских качеств у будущих руководителей в вузовской среде. М.: ИНФРА-М, 2014.
37. Оськина, С.В. Педагогические условия формирования организаторских умений у старших подростков в процессе школьного ученического коллектива [Текст] : спец.: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат дис. на соиск. учен. степ. к. пед. н. / С.В. Оськина ; науч.рук. А.А. Орлов ; Тульский гсударственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. – Тула, 2010. – 25 с.
38. Парыгин Б.Д. Общественное настроение. М., 1966, С. 31-32; Основы социально-психологической теории. М., 1971, С. 137-154.
39. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: СПбГУП, 2003.
40. Первитская А. М. Лидерство как особый вид деятельности // Аспирант и соискатель. – 2006. – 204 с.
41. Петровский А.В. Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью [Текст] / А.В. Петровский, В.А. Петровский. Вопросы философии. №3. – М., 1982. – С. 44-53.
42. Петровский, А.В. Быть личностью [Текст] / А.В. Петровский. – М.: Педагогика, 1990. – 112с.
43. Пишулин Н., Сокол С. Политическое лидерство: теоретические и методологические основы исследования. Часть 1. – М., 2002. – 198 с.
44. Попов Б. Психологическая подготовка лидера // Кадры предприятия. – 2004. –N 12. – 399 с.
45. Рогов Е. И. Психология группы / Рогов Е. И. – М.: ВЛАДОС , 2007. – 430 с.
46. Розанова В.А. Психология управления. - М.,2000.
47. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: В 2 тт. – М. : Педагогика, 1989. – Т.1. – 488 с.
48. Сердюк И.И., Кривцова М.А. Проблемы формирования лидерских способностей // Концепт. – 2014. – Спец выпуск No 30.
49. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с
50. Социальная психология. Практикум: учеб. пособие для студентов вузов. Под ред. Т.В. Фоломеевой . – М.: Аспект Пресс, 2006. – 480 с.
51. Уманский, Л. И. Организаторские способности и их развитие. [Текст] : ученые записки. – Курский педагогический институт, 1967 – . – вып. 21. – 4-160 с
52. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьника [Текст] / Л.И. Уманский. – М.: Просвещение, 1980. – 126 с
53. Шарипов, Ф.В. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие / Ф.В. Шарипов. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2006. – 328 с.
54. Шестопал Е.Б. Политическая психология: учебник для вузов по специальности «Политология»/Шестопал Е.Б. - Москва: ИНФА-М, 2002-448 с. - (Серия «Высшее образование)
55. Ярославцева, П. В. Понятие и виды педагогических способностей [Текст] / П. В. Ярославцева // Непрерывное педагогическое образование: результаты учебно-исследовательской работы студентов : сб. студен. ст. / Междунар. акад. наук пед. образования, Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : ШГПИ, 2008. – С. 175-180 . – ISBN 978-5-7142-1047-1.
56. Forsyth D.R. Group Dynamics. 4-th edition. -Belmont, CA: Thomson Wadsworth, 2006.
57. Lewin K. Field theory in social science; selected theoretical papers / D. Cartwright (ed.). -New York: Harper & Row, 1951.

Вопрос-ответ:

Какие особенности в личности влияют на возможность лидерства в коллективе?

Личности, обладающие такими качествами как уверенность, эмоциональный интеллект и энергичность, могут быть успешными лидерами в коллективе. Также важными чертами личности лидера являются умение слушать и общаться с людьми, умение мотивировать и вдохновлять их. Факторы также включают чувство ответственности, решительность, толерантность и способность принимать решения в сложных ситуациях.

Какие особенности в организации дел способствуют развитию лидерских качеств?

Организация дел требует таких навыков, как умение планировать и принимать решения, умение эффективно распределять ресурсы и управлять временем. Лидер должен уметь устанавливать приоритеты и координировать деятельность команды. Важным аспектом являются также коммуникационные навыки и способность работать в команде. Лидер должен быть организованным и ответственным.

Что такое эмоциональный интеллект и как он связан с лидерством?

Эмоциональный интеллект - это способность человека распознавать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей. Лидер, обладающий высоким уровнем эмоционального интеллекта, может успешно управлять группой, умеет слышать и понимать своих подчиненных, а также вдохновлять их. Такие лидеры эффективно решают конфликты, умеют находить компромиссы и добиваются успеха в коллективе.

Какова роль коммуникации в успешном лидерстве?

Коммуникация играет ключевую роль в успешном лидерстве. Лидер должен иметь хорошие навыки общения, уметь выразить свои мысли и идеи четко и ясно. Важно уметь asхватывать и интерпретировать мнения и идеи других людей. Хороший лидер создает открытую и доверительную обстановку для общения, что способствует эффективному сотрудничеству и достижению общих целей.

Какие особенности лидерского поведения можно выделить в коллективе?

В коллективе можно выделить следующие особенности лидерского поведения: способность вести людей, принимать решения, показывать пример, обладать харизмой и умением мотивировать команду к достижению общих целей.

Как влияет лидер на коллектив и его результативность?

Лидер, который обладает необходимыми навыками и компетенциями, влияет на коллектив, создавая позитивную атмосферу и мотивируя сотрудников к достижению результатов. Такой лидер способен объединить команду и повысить ее эффективность.

Какие личностные качества должен обладать лидер?

Лидер должен обладать такими личностными качествами, как уверенность в себе, коммуникабельность, эмоциональная устойчивость, ответственность, честность, умение слушать и понимать других, умение принимать решения и быть готовым к переменам.

Какова роль лидера в развитии команды?

Лидер играет важную роль в развитии команды, он должен создать условия для роста и развития каждого члена команды, определить общие цели и задачи, распределить роли и ответственность, обеспечить команду необходимыми ресурсами и поддержкой.

Какие преимущества может принести хороший лидер коллективу?

Хороший лидер может принести коллективу множество преимуществ, таких как улучшение коммуникации, повышение мотивации и эффективности работы, развитие творческого потенциала и лидерских навыков у сотрудников, укрепление командного духа и повышение уровня доверия в коллективе.

Какие особенности необходимы для эффективного лидерства в коллективе?

Для эффективного лидерства в коллективе необходимо обладать такими особенностями, как навыки коммуникации, умение вдохновлять и мотивировать людей, способность принимать решения и решать конфликты, лидерский авторитет, эмоциональная интеллектуальность, адаптивность и гибкость, развитое эмпатическое мышление, способность к саморефлексии и развитие инициативы.

Каким образом развить навыки лидерства?

Навыки лидерства можно развить путем осознанного и целенаправленного развития таких компетенций, как коммуникация, управление временем, делегирование, умение находить компромиссы и решать конфликты, способность к самоанализу и развитию эмоционального интеллекта. Также полезно обучаться у успешных лидеров, читать книги по лидерству, посещать тренинги и семинары, а также получать обратную связь от своих коллег и подчиненных.