Организованная преступность в транспортной сфере

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Право
  • 72 72 страницы
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 22.11.2022
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Криминологическая характеристика организованной преступности в транспортной сфере 5
1.1. Состояние и тенденции развития организованной преступности на объектах транспортной инфраструктуры 5
1.2. Факторы организованной преступности в транспортной сфере 12
1.3. Личность преступника-участника организованной преступности на объектах транспортной инфраструктуры 27
Глава 2. Предупреждение организованной преступности на объектах транспортной инфраструктуры 34
2.1. Основные направления борьбы с организованной преступностью на транспорте 34
2.2. Взаимодействие органов в борьбе с организованной преступностью на транспорте 42
2.3. Опыт международного взаимодействия России и зарубежных стран по борьбе с организованной преступностью на объектах транспортной инфраструктуры 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66

Фрагмент для ознакомления

Следует отметить, что на сегодняшний день основным нормативным актом, который регламентирует взаимодействие оперативной и следственной служб в работе с организованной преступностью является «Положение об организации межведомственного взаимодействия по противодействию преступлениям, совершаемым организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями) от 16.01.2012г. №7. Также, в данном случае следует указать и «Инструкцию по организации совместной оперативно – служебной деятельности подразделений ОВД при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел», утвержденную Приказом МВД России от 09.01.2018г. №1.Анализ данных нормативно – правовых актов установил их достаточно декларативный характер, т.е. содержат в себе общие положения без какой либо конкретизации. Таким образом, можно сделать справедливый вывод о необходимости совершенствования нормативной базы для более эффективной работы рассматриваемых выше подразделений. Данная нормативная база должна подразумевать под собой создание межрегиональной службы, которая бы регулировала порядок расследования организованной преступности в транспортной сфере, так как в настоящее время органы, которые специализируются в борьбе с данной категорией преступлений, отсутствуют.Логичным является вопрос, почему данные подразделения не были созданы ранее? Так как еще в 2016 году в Приказе МВД России «Об осуществлении научно – исследовательской деятельности в органах внутренних дел РФ» №155 особое внимание отдавалось научному обеспечению деятельности МВД России. Также, следует отметить и то, что в транспортной полиции имеется такое подразделение, как ОБППГ, которое осуществляет борьбу с преступными посягательствами на грузы, перевозимые по средствам железнодорожного транспорта.В завершении данного параграфа следует отметить то, что разработка управленческих решений МВД России в направлении сотрудничества различных подразделений по предупреждению и раскрытию организованных преступлений в транспортной сфере, несомненно, повысит эффективность и результативность их работы.2.3. Опыт международного взаимодействия России и зарубежных стран по борьбе с организованной преступностью на объектах транспортной инфраструктурыБольшинство исследований отечественных и зарубежных криминологов говорят нам о том, что организованная преступность в любой из сфер по степени наносимых ее последствий является одной из глобальных угроз всему человечеству. Борьба против нее – это общенациональная проблема из-за транснациональной природы данной категории преступлений. Деяния, которые осуществляются организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями) приобретают значительный размах и несут крайне негативные тенденции своего развития.В настоящее время мы видим тенденции к расширению и углублению в международном сотрудничестве правоохранительных органов различных стран в борьбе с организованной преступностью. Данный факт обусловлен стремительным развитием различных интеграционных процессов, социальных, экономических и культурных взаимоотношений, совершенствованием системы транспортной связи, развитием более упрощенного порядка въезда и выезда в отдельные государства, пограничными и таможенными международными отношениями.Объективная сторона в таком сотрудничестве различных государств обусловлена качественным изменением самой преступности, например, осуществлением преступными сообществами своей деятельности на территории различных стран, незаконный сбыт наркотических веществ и попытки преступников скрыться от правосудия в другом государстве. Список совершаемых международных преступлений с каждым годом только возрастает. Даже во время применения жестких ограничений в отношении нашего государства и прекращении взаимосвязи по различным вопросам, международное сотрудничество в данной сфере продолжает свою работу.Основные направления международного сотрудничества выражаются в следующем:В обмене различной правовой, оперативной и криминалистической информацией;В исполнении поручений и запросов по оперативно – розыскным мероприятиям;Экстрадиция лиц, которые подлежат ответственности того или иного государства;Разработка, заключение и реализация различных международно – правовых соглашений, договоров и т.д;Разработка обязательных и рекомендательных мер по осуществлению охраны международного правопорядка;Совместная научно – исследовательская работа по проблемам борьбы с организованной преступностью, в том числе и на транспорте;В оказании материальной, экспертной и технической помощи, например, повышение квалификации определенных сотрудников.Взаимодействие правоохранительных органов в международной сфере осуществляется в двух формах:Путем разработки и подписания договоров и конвенций;Сотрудничество посредством международных организаций таких, как Интерпол, ООН, СНГ, между Россией и ЕС, ОБСЕ, Совет Европы, России и НАТО и др.МВД России уделяется значительное внимание развитию своеговзаимодействия в рамках международного сотрудничества. Для достижения цели более системного сотрудничества была принято «Положение об управлении международного сотрудничества МВД РФ» приказом от 18.01.2019г. №15. Указанное Управление выполняет функцию главного подразделения всей системы МВД России по организации, координации и контролю в сфере международного сотрудничества. Основная же задача – это координация деятельности представителей МВД России за рубежом и международное сотрудничество.Если рассматривать международное сотрудничество в рамках СНГ, то оно представлено следующими органами: Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ (БКБОП), Совет министров внутренних дел государств – участников СНГ (СМВД); Объединённая коллегия министерств внутренних дел государств – участников Союза Беларуси и России. Подробнее остановимся на БКБОП, так как именно данное бюро является постоянно действующим органом, который осуществляет свою деятельность с целью обеспечения эффективного взаимодействия между государственными структурами стран – участников СНГ в борьбе с такими категориями преступлений, как организованная преступность во всех сферах ее проявления, терроризм, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Сотрудниками данного бюро оказывается содействие в работе оперативно – розыскных служб, при проведении ими различных комплексных мероприятий, при проведении международного розыска и выдачи лиц, совершивших преступление, проводит значительную работу по формированию банка данных о лица, занимающих высшую ступень иерархии в организованной преступности. Еще одной немаловажной функцией данного бюро является подготовка и реализация решений, принятых странами – участниками СНГ на союзных съездах, которые направлены на борьбу с указанными абзацем выше преступлениями.Для более эффективной работы и сотрудничества участниками СНГ еще в 2000 году был создан Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований (КСОНР). Основной задачей данного совета является эффективная работа по предупреждению и борьбе с организованной преступностью в сфере теневой международной экономики, а именно перекрытие финансовых потоков, направляемых для деятельности террористических организаций.В 2004 году по инициативе нашего государства была создана Евразийская группа, которая в своей работе преследует такие же цели, что и КСОНР.Еще одним важным направление сотрудничества стран – участников СНГ является подготовка квалифицированных кадров. Так, Академии экономической безопасности МВД России и Академии финансовой полиции Агентства Казахстана присвоены статусы координационных центров.Сотрудничество по борьбе с транснациональной преступностью и терроризмом между Россией и Евросоюзом происходит на основании Соглашения о сотрудничестве между РФ и Европейской полицейской организацией (Европолом), которое было подписано в Риме 06.11.2003г.Со стороны нашего государства взаимное сотрудничество осуществляют Управление международного сотрудничества МВД России, ФСБ, Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по финансовому мониторингу. Рассматриваемое сотрудничество ведется по восьми различным категориям правонарушений:Направленных против жизни и здоровья человека;Связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;Незаконный оборот культурных ценностей;Незаконный оборот различных видов оружия и боеприпасов;В отношении имущественных отношений: мошенничество, хищение и незаконный оборот автотранспортных средств;Отмывание доходов;Незаконная миграция, торговля людьми и проституция.Каждое из вышеуказанных правонарушений, особенно в международном масштабе, не может быть совершено без специальной тщательной подготовки и участия нескольких лиц – организованных групп и преступных сообществ.28.01.2014г. в ходе саммита между Россией и Европейским Союзом была принята обновленная форма Совместного заявления по борьбе с терроризмом, посредством которого была продолжена деятельность в указанном направлении, которая основывалась на нормах и принципах международного права.При осуществлении диалога между Россией и Европейским Союзом проводится регулярный обмен консультациями по антитеррористическому вопросу. 13.07.2017г. в Брюсселе прошли консультации от российских и европейских экспертов по вопросам контртерроризма. По вопросам координации борьбы с организованной международной преступностью со стороны нашего государства выступает Генеральная прокуратура РФ. Так, вопросы контрабанды на различных видах транспорта, включая автотранспорт, находятся в ведении транспортных прокуроров.Основным же документом, который лежит в основе большинства международных договоров, соглашений и нормативно – правовых актов, является Конвенция ООН. На основании данного документа, направленного против транснациональной организованной преступности, который былпринят 15.11.2000г., к серьезным преступлениям можно отнести те, которые носят транснациональный характер и совершаются организованными преступными группами. Данный документ также ратифицирован Российской Федерацией.Следует отметить, что Конвенция ООН содержит в себе достаточно широкий понятийный список, который раскрывает, например, что такое «защита суверенитета», «серьезное преступление», «имущество» и т.д. Данные понятия и их толкование лежит в основе международных договоров и соглашений. Особое место в сотрудничестве нашего государства и ОНН занимает борьба с этнической организованной преступностью, которая действует и в транспортной сфере. Это следует из того, чтоположения указаннойКонвенции, носят универсальный характер и направлены против развития организованной преступности в целом.Хотелось бы отметить, что международные нормы, которые были приняты ОНН, влияют на работу всех международных содружеств и институтов, которые ведут борьбу с организованной преступностью, в том числе и в транспортной сфере. Положения Конвенции являются основой многих разработанных мер по борьбе с рассматриваемой категорией преступлений, в том числе методов оперативно – розыскной деятельности.Проводя анализ международных документов, регламентирующих работу международных содружеств и объединений, в которых принимает участие Российская Федерация, было обнаружено, что основная часть соглашений и международных договоров были заключены еще во времена СССР либо в первое десятилетие после распада Советского Союза. Таким образом, справедливо сделать вывод о том, что существующая международная нормативная база, которая лежит в основе международных отношений отстает от современного развития транснациональной организованной преступности.Более того, при анализе научной литературы и международных соглашений, установлено отсутствие четко разработанных стратегий по борьбе с организованной преступностью именно в транспортной сфере. Несмотря на то, что основные преступления организованной преступности такие, как контрабанда, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, терроризм, происходят либо с использованием транспортных средств либо непосредственно на объектах транспортной инфраструктуры.Анализируя информацию данного параграфа, можно сделать вывод об основных формах международного сотрудничества нашего государства:Разработка, принятие и участие в международных договорах и соглашениях, а также следование нормам и правилам, установленным в международных нормативно – правовых актах:Работа по обмену опытом и информацией между подразделениями, а также решение кадрового вопроса;Выдача лиц, совершивших преступления и скрывающихся от ответственности на территории нашего государства.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе выполнения данной дипломной работы сделан целый ряд выводов по вопросам организованной преступности в транспортной сфере.Безопасность на различных видах транспорта и транспортной инфраструктуры является одной из приоритетных задач, стоящих перед Российской Федерацией. Данное положение закреплено в ФЗ от 09.02.2007г. № 16 – ФЗ «О транспортной безопасности». Чтобы данная цель была достигнута, от государственного аппарата и правоохранительных органов требуется обеспечение определенного уровня их работы.Для оценки состояния организованной преступности в транспортной сфере проанализированы официальныеотчеты МВД России за период с 2018 года по 2021 год. Анализируя данные, представленные МВД России, мы можем заметить, как уменьшается число совершенных преступлений на объектах транспортной инфраструктуры, что не может не радовать. Однако данный показатель может также говорить и слабой работе правоохранительных органов по установлению совершенных правонарушений. По состоянию на первый квартал текущего 2022 года из информации, опубликованной МВД России, наблюдается снижение более чем на 5% число зарегистрированных преступных деяний на транспорте, и на 12% по тяжким и особо тяжким преступлениям.Проанализировав все представленные статистические данные, справедливо сделать вывод о том, что применяемые правоохранительными органами меры предупреждения и профилактики организованной преступности в транспортной сфере недостаточно эффективны. Снижение некоторых показателей, таких как число зарегистрированных преступлений, может свидетельствовать высокой результативностью работы правоохранительных органов, а также высокой степенью латентности преступлений. Государственному аппарату и правоохранительным органам следует уделить большее внимание изучению преступности на объектах транспортной инфраструктуры, так как данный вопрос является одним из самых актуальных в современном мире. В обострившихся социально – экономических отношениях, периодически нарастающим недовольством своей жизнь большого количества населения нашего государства, а также большим притоком иностранных граждан и лиц без гражданства, негативным образом влияет на показатели организованной преступности на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры.Анализируя факторы организованной преступности в транспортной сфере, можно сделать вывод о том, что при расследовании данной категории преступлений правоохранительные органы встречают на своем пути определенные специфические сложности, такие как:Высокая замкнутость и закрытость этнических сообществ и групп, как основной признак вызовет несомненные трудности в работе специальных служб и правоохранительных органов;Религиозная составляющая этнических групп, которая зачастую играет роль в возникновении межнациональных конфликтов;Языковой барьер, который зачастую мешает получить достаточную доказательную базу, вызывая сложности при допросах подозреваемых и обвиняемых лиц;Расширение межрегиональных и международных связей преступных сообществ за счет протяженности транспортной системы;Более сложные механизмы и способы совершения преступлений, которые существенно затрудняют процесс работы правоохранительных органов.При раскрытии вышеуказанных факторов следует определить следующие рекомендации: уделить внимание тщательному подбору и обучению персонала специализированных охранных организаций и правоохранительных органов, которые действуют в транспортной сфере. Работу лиц, осуществляющие охрану правопорядка на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры в последующем должна находиться под контролем надзорных органов, которым необходимо проводить периодические внеплановые проверки Указанные рекомендации, несомненно, благоприятно отразятся не только на состоянии преступности в сфере транспортных перевозок граждан и грузов, а также на общем имидже и рейтинге Российской Федерации.При изучении вопроса личности преступника, учитывая каждый характерный её элемент, можно утверждать о важности развития антикоррупционного законодательства РФ, так как большинство организованных преступлений в транспортной сфере так или иначе совершаются с подкупом и при участии должностных лиц. Об этом говорит также и статистика преступлений в транспортной сфере коррупционной направленности, указанная в настоящей работе.На наш взгляд целесообразным будет развитие в правоохранительных органах IT-структур, учитывая в настоящее время значительную интеграцию данной сферы в преступный мир. А также, представляется необходимым создание определенных структур, которые вели бы независимую разведовательную деятельность в рамках борьбы с организованными группами и преступными сообществами (организациями), специализируясь при этом в различных сферах транспорта и транспортной инфраструктуры.При анализе основных направлений по борьбе с организованной преступностью на транспорте, сделан справедливый вывод о том, что существует необходимость в формировании единого подразделения, которое бы осуществляло охрану транспортной безопасности. Данное подразделение должно состоять из сотрудников правоохранительных органов и быть подведомственно МВД России. А одним из наиболее важных направлений на сегодняшний день является международное сотрудничество по профилактике организованной преступности в транспортной сфере, так как именно она обеспечивает коммуникацию между различными регионами и странами. Данное направление следует раскрыть в рамках следующих параграфов.Анализ данных нормативно – правовых актов, которые регламентируют вопрос сотрудничества оперативно – розыскных и следственных отделов установил их достаточно декларативный характер, т.е. содержат в себе общие положения без какой либо конкретизации. Таким образом, можно сделать справедливый вывод о необходимости совершенствования нормативной базы для более эффективной работы рассматриваемых выше подразделений. Данная нормативная база должна подразумевать под собой создание межрегиональной службы, которая бы регулировала порядок расследования организованной преступности в транспортной сфере, так как в настоящее время органы, которые специализируются в борьбе с данной категорией преступлений, отсутствуют. Проводя анализ международных документов, регламентирующих работу международных содружеств и объединений, в которых принимает участие Российская Федерация, было обнаружено, что основная часть соглашений и международных договоров были заключены еще во времена СССР либо в первое десятилетие после распада Советского Союза. Таким образом, справедливо сделать вывод о том, что существующая международная нормативная база, которая лежит в основе международных отношений отстает от современного развития транснациональной организованной преступности.Более того, при анализе научной литературы и международных соглашений, установлено отсутствие четко разработанных стратегий по борьбе с организованной преступностью именно в транспортной сфере. Несмотря на то, что основные преступления организованной преступности такие, как контрабанда, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, терроризм, происходят либо с использованием транспортных средств либо непосредственно на объектах транспортной инфраструктуры.Анализируя информацию данного параграфа, можно сделать вывод об основных формах международного сотрудничества нашего государства:Разработка, принятие и участие в международных договорах и соглашениях, а также следование нормам и правилам, установленным в международных нормативно – правовых актах:Работа по обмену опытом и информацией между подразделениями, а также решение кадрового вопроса;Выдача лиц, совершивших преступления и скрывающихся от ответственности на территории нашего государства.На основании всего вышеизложенного, необходимо определить следующие рекомендации для более эффективной борьбы с организованной преступностью в транспортной сфере:Во-первых, государственному аппарату совместно с правоохранительными органами разработать план – стратегию на ближайшие годы по предупреждению, контролю и борьбе с организованной преступностью в транспортной сфере, учитывая её стратегическое и социальное значение, а также рост в мировой практике преступлений террористической и экстремистской направленности.Во-вторых, обязательно ведение МВД России более подробной статистики организованных преступлений в транспортной сфере, особенно этнических организованных групп и преступных сообществ. Данная статистика поможет лучше изучить основные и специфические характеристики данных преступных формирований. В данную статистику должна быть в обязательном порядке включена соответствующая судебная практика. В-третьих, на основании подробных статистических данных, разработать методические рекомендации для эффективной работы и сотрудничества оперативно – розыскной службы и следственных органов. Данные действия необходимы для устранения недочетов в работе органов дознания при проведении неотложных следственных действий.В-четвертых, провести централизацию подразделений, осуществляющих охрану безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и передать данные полномочия в ведение МВД России, полностью сняв обязанность по обеспечению безопасности с собственников данных объектов. В-пятых, целесообразным будет разработка и принятие комплексного закона по борьбе с организованной преступностью, часть которого будет затрагивать именно транспортную сферу. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫНормативно – правовые акты и материалы судебной практикиКонституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г; (с изм., одобр. в ходе общерос. голосования 1 июля 2020 г.) // СПС КонсультантПлюс.Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. № 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022г.) // СПС КонсультантПлюс.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации с постатейными комментариями: федер. закон : принят Гос. Думой 22 нояб. 2001 г. :одобр. Советом Федерации 5 декабря 2001 г. // СПС КонсультантПлюс.Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1// СПС КонсультантПлюс.Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности // СЗ РФ. 2004. № 40.// СПС КонсультантПлюс.Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля"// ГАРАНТ.РУ (Дата обращения 16.10.2022г.).Приказ МВД России от 18.01.2019 N 15 (ред. от 28.12.2021) "Об утверждении Положения об Управлении международного сотрудничества Министерства внутренних дел Российской Федерации"// Электронный ресурс: https://legalacts.ru/doc/prikaz-mvd-rossii-ot-18012019-n-15-ob-utverzhdenii/ (Дата обращения: 22.10.2022г.).Приказ Минтранса от 23.07.2014г. №196 «Перечень объектов транспортной инфраструктуры неподлежащих категорированию. Электронный ресурс: ГАРАНТ.РУ (Дата обращения 20.10.2022г.).Приговор Дюблинскоро районного суда г. Москвы от 11.02.2016г. № 01-0029\2016 // СПС КонсультантПлюс.Научная, учебная и специальная литератураАнкоси М.М. Зарубежный опыт и международное сотрудничество в сфере противодействия этнической организованной преступности. Вестник Московского университета МВД России. 2020(8):91-7 // Электронный доступ:file:///C:/Users/ppk/Downloads/zarubezhnyyopytimezhdunarodnoesotrudnchestvovsfereprotivodeystviyaetnicheskoyorganizovannoyprestupnosti%20(1).pdf. (Дата обращения: 22.10.2022г.).Баских Е.И. Особенности преступлений, совершаемых организованными преступными группами, созданными на этнической основе// Вестник ИрГТУ.-2019. Электронный доступ: https://cyberleninka.ru/ 9 (Дата обращения: 15.10.2022г.).Богаевская А.Н. Китайская миграция на Дальний Восток России.-2017. Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/ 9 (Дата обращения: 15.10.2022г.)Геворгян Г.В. Криминологические проблемы борьбы с организованными этническими преступными формированиями в России: Автореферат. Дис. М. 2000. Электронный доступ: https://cyberleninka.ru/ 9 (Дата обращения: 15.10.2022г.)Грибунов О.П. Баских Е.И. Этническая организованная преступность в транспортной сфере. – 2018г. Электронный доступ: https://cyberleninka.ru/ 9 (Дата обращения: 15.10.2022г.)Грибунов О.П. « Теоретические основы и прикладные аспекты раскрытия, расследования и предупреждения преступлений против собственности, совершаемые на транспорте».// Электронный доступ: https://рюи.мвд.рф/upload/site138/document_file/Gribunov_O.P_Avtoreferat_d.yu.n..pdf. (Дата обращения: 21.10.2022г.)Гуров А.И. профессиональная преступность: прошлое и современность. М., 1990г // Электронный доступ: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 19.10.2022г.).Диканова Т.А. О состоянии преступности на железнодорожном, водном и воздушном транспорте в 2015-2019 годах.//Транспортное право и безопасность. – 2020. - № 2 (34)//http://trans-safety.ru/tpb/articles/2020 (Дата обращения 14.10.2022г.).Журавлева К.А. Правовой статус и полномочия транспортного прокурора. //Инновационная наука. №11-2. – 2021. Электронный доступ: https://cyberleninka.ru (Дата обращения: 21.10.2022г.)Иваненко, К. В. Состояние и правовое регулирование транспортной безопасности в Российской Федерации, роль органов прокуратуры в данной сфере / К. В. Иваненко. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 24 (262). Электронный доступ: https://cyberleninka.ru (Дата обращения: 21.10.2022г.)Личность организованного преступника: криминологическое исследование: монография / под ред. Долговой А.И. М.: Норма, НИЦ ИПФРА-М, 2020. // Электронный доступ: https://search.rsl.ru/ru/record/01005506457 (Дата обращения: 19.10.2022г.)Лугинец Э.Ф. Актуальные вопросы взаимодействия оперативных и следственных подразделений при противодействии организованным группам (преступным сообществам), действующим в сфере криминального автобизнеса.//Юристъ-Правоведъ, 2021, №4 (99). Электронный доступ: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-vzaimodeystviya-operativnyh-i-sledstvennyh-podrazdeleniy-pri-protivodeystvii-organizovannym-gruppam-prestupnym/viewer. (Дата обращения 21.10.2022г.).Семенцова И.А., Фёдорова Е.А. Преступления в сфере транспорта: криминологический аспект и специфика уголовно – правовой оценки/ Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. – 2021. Т.7 (73). № 1. Электронный доступ: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения 14.10.2022г.)Суденко В.Е. Транспортные преступления: особенности квалификации // Транспортное право и безопасность. 2016. № 11 (11). Электронный доступ: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения 14.10.2022г.)Филин Э.С. Об актуальности разработки методики расследования разбоев, совершаемых этническими группами // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2018. № 2 (40). Электронный доступ: https://cyberleninka.ru/ 9 (Дата обращения: 15.10.2022г.).Халандачев Н.П. Анализ механизмов реализации транспортной стратегии РФ / Н.П. Халандачев. – Текст: непосредственный. // Синергия Наук. – 2019. - № 33.Электронный доступ: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения 14.10.2022г.).Чеченов А.М. Характеристика личности членов организованных групп. // Теория и практика общественного развития. – 2015. №19. Электронный доступ: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 16.10.2022г.).Усова Г.М. Чененов Е.В. Факторы, определяющие специфику расследования уголовных дел о контрабанде наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, перемещаемых на железнодорожном транспорте // Безопасность на транспорте. – 2020. Электронный доступ: https://cyberleninka.ru/ 9 (Дата обращения: 15.10.2022г.).Интернет – ресурсыРоссийское уголовное право: курс лекций. В. 8 т. Т. 5/ под редакцией Коробеева А.И. Владивосток, 2001. С. 459.// Электронный ресурс: https://search.rsl.ru/ru/record/01002446690. (Дата обращения: 14.10.2022г.).Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь – декабрь 2018 года (Эл.ресурс) // Официальный сайт МВД Росси. https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/28021552 ( дата обращения 14.10.2022г.).Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь – декабрь 2019 года. Электронный доступ // Официальный сайт МВД Росси. https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/28021552( дата обращения 14.10.2022г.).Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь – декабрь 2020 года (Эл.ресурс) // Официальный сайт МВД Росси. https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/28021552 ( дата обращения 14.10.2022г.).Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь – декабрь 2021 года (Эл.ресурс) // Официальный сайт МВД Росси. https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/28021552 (дата обращения 14.10.2022г.). Отчет за I квартал 2022г.Электронный ресурс: mvdmedia.ru (Дата обращения 14.10.2022г.).Сумма причиненного ущерба от хищения грузов за 2021 год.// Электронный ресурс: https://www.rzd-partner.ru (Дата обращения 14.10.2022г.).Госавтоинспекция провела анализ деятельности рег. Подразделений. 20.03.2018г.//(Электронный ресурс) https://xnb1aew.xnp1ai/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/Glavnoe_upavlenie_po_obespecheniju_bezo/Publikacii_i_vistuplenija/item/12567367?year=209&month=10&day=28 (Дата обращения 14.10.2022г.). Электронный ресурс: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (Дата обращения: 14.10.2022г.).Уголовно-правовые, криминологические и криминалистические аспекты преступлений, связанных с использованием транспортных средств: монография / Д. В. Иванов, О. Г. Карнаухова, Е. В. Кузбагарова (и др.); отв. ред. А. В. Табаков ; Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. – Санкт-Петербург :СПбГАСУ, 2020. Электронный ресурс: https://www.spbgasu.ru/upload-files/nauchinnovaz/sbornik_trudov/ (Дата обращения 14.10.2022г.). Теракт в Петербуржском метро. Электронный ресурс: https://tass.ru/info/7309843 (Дата обращения: 14.10.2022г.). Электронный ресурс: https://xn--b1aew.xn--p1ai/dejatelnost/statistics. (Дата обращения: 14.10.2022г.).В МВД заявили о существенной роли нелегальной миграции при трансграничных преступлениях. Электронный ресурс: https://news.rambler.ru/crime/48833299-v-mvd-zayavili-o-suschestvennoy-roli-nelegalnoy-migratsii-pri-transgranichnyh-prestupleniyah/. (Дата обращения: 15.10.2022г.). Юрий Жданов: Организованная преступность оказывает услуги онлай.// Электронный ресурс: https://rg.ru/2021/10/14/organizovannaia-prestupnost-okazyvaet-uslugi-onlajn.html. (Дата обращения 19.10.2022г.).Контрабанда леса в Иркутской области. Электронный ресурс: https://irkutskmedia.ru/news/1236341 (Дата обращения: 16.10.2022г.). Сайт Генеральной Прокуратуры РФ // Электронный ресурс: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/crimestat?r=global (Дата обращения 17.10.2022г.). Распределение преступников в России в 2021 году по полу и возрасту // Электронный ресурс: https://translated.turbopages.org/proxy_u/enru.ru.38cbef3963504bb6a43fdc5f74722d776562/https/www.statista.com/statistics/1045087/russia-share-of-criminals-by-age-and-gender/ (Дата обращения 19.10.2022г.).Об антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры. Электронный ресурс: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_27/activity/legaleducation/explain?item=62546969 (Дата обращения 20.10.2022г.). Количество преступлений, связанных с терроризмом, зарегистрированное в России с 2010 по 2021 годы. Электронный ресурс: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.38cbef39-63504bb6-a43fdc5f-74722d776562/https/www.statista.com/statistics/1044909/russia-number-of-terrorist-related-crimes/. (Дата обращения 20.10.2022г.). Результаты правоохранительной деятельности подразделений Федеральной таможенной службы за I квартал 2021 года // Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ: https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-glavnogo-upravleniya-po-bor-be-s-kontrabandoj/document/278903. (Дата обращения: 2022г.). «Оперативная статистическая информация о состоянии преступности и результатах выявления и раскрытия преступлений за период январь – декабрь 2016-2020гг.»// Офиц.сайт МВД России. (Дата обращения 21.10.2022г.).Международное сотрудничество МВД России. // Электронный ресурс: https://xnb1aew.xnp1ai/mvd/structure1/Departamenti/Dogovorno_pravovoj_departament/Publikacii_i_vistuplenija/item/156697. (Дата обращения 22.10.2022г.). Борьба с транснациональной преступностью и терроризмом. // Электронный ресурс: Оф. Сайт Постоянного правительства РФ при Европейском союзе: https://russiaeu.ru/ru/borba-s-transnatsionalnoi-prestupnostyu-i-terrorizmom (Дата обращения 22.10.2022г.).

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г; (с изм., одобр. в ходе общерос. голосования 1 июля 2020 г.) // СПС КонсультантПлюс.
2. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. № 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022г.) // СПС КонсультантПлюс.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации с постатейными комментариями: федер. закон : принят Гос. Думой 22 нояб. 2001 г. : одобр. Советом Федерации 5 декабря 2001 г. // СПС КонсультантПлюс.
4. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1// СПС КонсультантПлюс.
5. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности // СЗ РФ. 2004. № 40.// СПС КонсультантПлюс.
6. Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля"// ГАРАНТ.РУ (Дата обращения 16.10.2022г.).
7. Приказ МВД России от 18.01.2019 N 15 (ред. от 28.12.2021) "Об утверждении Положения об Управлении международного сотрудничества Министерства внутренних дел Российской Федерации"// Электронный ресурс: https://legalacts.ru/doc/prikaz-mvd-rossii-ot-18012019-n-15-ob-utverzhdenii/ (Дата обращения: 22.10.2022г.).
8. Приказ Минтранса от 23.07.2014г. №196 «Перечень объектов транспортной инфраструктуры неподлежащих категорированию. Электронный ресурс: ГАРАНТ.РУ (Дата обращения 20.10.2022г.).
9. Приговор Дюблинскоро районного суда г. Москвы от 11.02.2016г. № 01-0029\2016 // СПС КонсультантПлюс.

Научная, учебная и специальная литература

10. Анкоси М.М. Зарубежный опыт и международное сотрудничество в сфере противодействия этнической организованной преступности. Вестник Московского университета МВД России. 2020(8):91-7 // Электронный доступ:file:///C:/Users/ppk/Downloads/zarubezhnyyopytimezhdunarodnoesotrudnchestvovsfereprotivodeystviyaetnicheskoyorganizovannoyprestupnosti%20(1).pdf. (Дата обращения: 22.10.2022г.).
11. Баских Е.И. Особенности преступлений, совершаемых организованными преступными группами, созданными на этнической основе// Вестник ИрГТУ.-2019. Электронный доступ: https://cyberleninka.ru/ 9 (Дата обращения: 15.10.2022г.).
12. Богаевская А.Н. Китайская миграция на Дальний Восток России.-2017. Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/ 9 (Дата обращения: 15.10.2022г.)
13. Геворгян Г.В. Криминологические проблемы борьбы с организованными этническими преступными формированиями в России: Автореферат. Дис. М. 2000. Электронный доступ: https://cyberleninka.ru/ 9 (Дата обращения: 15.10.2022г.)
14. Грибунов О.П. Баских Е.И. Этническая организованная преступность в транспортной сфере. – 2018г. Электронный доступ: https://cyberleninka.ru/ 9 (Дата обращения: 15.10.2022г.)
15. Грибунов О.П. « Теоретические основы и прикладные аспекты раскрытия, расследования и предупреждения преступлений против собственности, совершаемые на транспорте».// Электронный доступ: https://рюи.мвд.рф/upload/site138/document_file/Gribunov_O.P_Avtoreferat_d.yu.n..pdf. (Дата обращения: 21.10.2022г.)
16. Гуров А.И. профессиональная преступность: прошлое и современность. М., 1990г // Электронный доступ: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 19.10.2022г.).
17. Диканова Т.А. О состоянии преступности на железнодорожном, водном и воздушном транспорте в 2015-2019 годах.//Транспортное право и безопасность. – 2020. - № 2 (34)// http://trans-safety.ru/tpb/articles/2020 (Дата обращения 14.10.2022г.).
18. Журавлева К.А. Правовой статус и полномочия транспортного прокурора. //Инновационная наука. №11-2. – 2021. Электронный доступ: https://cyberleninka.ru (Дата обращения: 21.10.2022г.)
19. Иваненко, К. В. Состояние и правовое регулирование транспортной безопасности в Российской Федерации, роль органов прокуратуры в данной сфере / К. В. Иваненко. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 24 (262). Электронный доступ: https://cyberleninka.ru (Дата обращения: 21.10.2022г.)
20. Личность организованного преступника: криминологическое исследование: монография / под ред. Долговой А.И. М.: Норма, НИЦ ИПФРА-М, 2020. // Электронный доступ: https://search.rsl.ru/ru/record/01005506457 (Дата обращения: 19.10.2022г.)
21. Лугинец Э.Ф. Актуальные вопросы взаимодействия оперативных и следственных подразделений при противодействии организованным группам (преступным сообществам), действующим в сфере криминального автобизнеса. // Юристъ-Правоведъ, 2021, №4 (99). Электронный доступ: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-vzaimodeystviya-operativnyh-i-sledstvennyh-podrazdeleniy-pri-protivodeystvii-organizovannym-gruppam-prestupnym/viewer. (Дата обращения 21.10.2022г.).
22. Семенцова И.А., Фёдорова Е.А. Преступления в сфере транспорта: криминологический аспект и специфика уголовно – правовой оценки/ Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. – 2021. Т.7 (73). № 1. Электронный доступ: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения 14.10.2022г.)
23. Суденко В.Е. Транспортные преступления: особенности квалификации // Транспортное право и безопасность. 2016. № 11 (11). Электронный доступ: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения 14.10.2022г.)
24. Филин Э.С. Об актуальности разработки методики расследования разбоев, совершаемых этническими группами // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2018. № 2 (40). Электронный доступ: https://cyberleninka.ru/ 9 (Дата обращения: 15.10.2022г.).
25. Халандачев Н.П. Анализ механизмов реализации транспортной стратегии РФ / Н.П. Халандачев. – Текст: непосредственный. // Синергия Наук. – 2019. - № 33.Электронный доступ: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения 14.10.2022г.).
26. Чеченов А.М. Характеристика личности членов организованных групп. // Теория и практика общественного развития. – 2015. № 19. Электронный доступ: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 16.10.2022г.).
27. Усова Г.М. Чененов Е.В. Факторы, определяющие специфику расследования уголовных дел о контрабанде наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, перемещаемых на железнодорожном транспорте // Безопасность на транспорте. – 2020. Электронный доступ: https://cyberleninka.ru/ 9 (Дата обращения: 15.10.2022г.).

Интернет – ресурсы

28. Российское уголовное право: курс лекций. В. 8 т. Т. 5/ под редакцией Коробеева А.И. Владивосток, 2001. С. 459.// Электронный ресурс: https://search.rsl.ru/ru/record/01002446690. (Дата обращения: 14.10.2022г.).
29. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь – декабрь 2018 года (Эл. ресурс) // Официальный сайт МВД Росси. https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/28021552 ( дата обращения 14.10.2022г.).
30. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь – декабрь 2019 года. Электронный доступ // Официальный сайт МВД Росси. https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/28021552 ( дата обращения 14.10.2022г.).
31. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь – декабрь 2020 года (Эл. ресурс) // Официальный сайт МВД Росси. https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/28021552 ( дата обращения 14.10.2022г.).
32. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь – декабрь 2021 года (Эл. ресурс) // Официальный сайт МВД Росси. https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/28021552 (дата обращения 14.10.2022г.).
33. Отчет за I квартал 2022г. Электронный ресурс: mvdmedia.ru (Дата обращения 14.10.2022г.).
34. Сумма причиненного ущерба от хищения грузов за 2021 год.// Электронный ресурс: https://www.rzd-partner.ru (Дата обращения 14.10.2022г.).
35. Госавтоинспекция провела анализ деятельности рег. Подразделений. 20.03.2018г.//(Электронный ресурс) https://xnb1aew.xnp1ai/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/Glavnoe_upavlenie_po_obespecheniju_bezo/Publikacii_i_vistuplenija/item/12567367?year=209&month=10&day=28 (Дата обращения 14.10.2022г.).
36. Электронный ресурс: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (Дата обращения: 14.10.2022г.).
37. Уголовно-правовые, криминологические и криминалистические аспекты преступлений, связанных с использованием транспортных средств: монография / Д. В. Иванов, О. Г. Карнаухова, Е. В. Кузбагарова (и др.); отв. ред. А. В. Табаков ; Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. – Санкт-Петербург : СПбГАСУ, 2020. Электронный ресурс: https://www.spbgasu.ru/upload-files/nauchinnovaz/sbornik_trudov/ (Дата обращения 14.10.2022г.).
38. Теракт в Петербуржском метро. Электронный ресурс: https://tass.ru/info/7309843 (Дата обращения: 14.10.2022г.).
39. Электронный ресурс: https://xn--b1aew.xn--p1ai/dejatelnost/statistics. (Дата обращения: 14.10.2022г.).
40. В МВД заявили о существенной роли нелегальной миграции при трансграничных преступлениях. Электронный ресурс: https://news.rambler.ru/crime/48833299-v-mvd-zayavili-o-suschestvennoy-roli-nelegalnoy-migratsii-pri-transgranichnyh-prestupleniyah/. (Дата обращения: 15.10.2022г.).
41. Юрий Жданов: Организованная преступность оказывает услуги онлай.// Электронный ресурс: https://rg.ru/2021/10/14/organizovannaia-prestupnost-okazyvaet-uslugi-onlajn.html. (Дата обращения 19.10.2022г.).
42. Контрабанда леса в Иркутской области. Электронный ресурс: https://irkutskmedia.ru/news/1236341 (Дата обращения: 16.10.2022г.).
43. Сайт Генеральной Прокуратуры РФ // Электронный ресурс: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/crimestat?r=global (Дата обращения 17.10.2022г.).
44. Распределение преступников в России в 2021 году по полу и возрасту // Электронный ресурс: https://translated.turbopages.org/proxy_u/enru.ru.38cbef3963504bb6a43fdc5f74722d776562/https/www.statista.com/statistics/1045087/russia-share-of-criminals-by-age-and-gender/ (Дата обращения 19.10.2022г.).
45. Об антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры. Электронный ресурс: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_27/activity/legaleducation/explain?item=62546969 (Дата обращения 20.10.2022г.).
46. Количество преступлений, связанных с терроризмом, зарегистрированное в России с 2010 по 2021 годы. Электронный ресурс: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.38cbef39-63504bb6-a43fdc5f-74722d776562/https/www.statista.com/statistics/1044909/russia-number-of-terrorist-related-crimes/. (Дата обращения 20.10.2022г.).
47. Результаты правоохранительной деятельности подразделений Федеральной таможенной службы за I квартал 2021 года // Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ: https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-glavnogo-upravleniya-po-bor-be-s-kontrabandoj/document/278903. (Дата обращения: 2022г.).
48. «Оперативная статистическая информация о состоянии преступности и результатах выявления и раскрытия преступлений за период январь – декабрь 2016-2020гг.»// Офиц.сайт МВД России. (Дата обращения 21.10.2022г.).
49. Международное сотрудничество МВД России. // Электронный ресурс: https://xnb1aew.xnp1ai/mvd/structure1/Departamenti/Dogovorno_pravovoj_departament/Publikacii_i_vistuplenija/item/156697. (Дата обращения 22.10.2022г.).
50. Борьба с транснациональной преступностью и терроризмом. // Электронный ресурс: Оф. Сайт Постоянного правительства РФ при Европейском союзе: https://russiaeu.ru/ru/borba-s-transnatsionalnoi-prestupnostyu-i-terrorizmom (Дата обращения 22.10.2022г.).

Вопрос-ответ:

Каковы основные факторы, способствующие развитию организованной преступности в транспортной сфере?

Основными факторами, способствующими развитию организованной преступности в транспортной сфере, являются высокая доходность этой деятельности, недостаточная эффективность и контроль со стороны правоохранительных органов, слабость законодательства, возможности для коррупции, отсутствие сотрудничества между различными органами и службами, и другие.

Каковы основные территориальные объекты транспортной инфраструктуры, на которых происходит организованная преступность?

Организованная преступность активно действует на объектах транспортной инфраструктуры, таких как аэропорты, железнодорожные вокзалы, автовокзалы, порты, границы, автосалоны, автомобильные стоянки, остановочные пункты общественного транспорта и другие.

Каковы основные меры предупреждения организованной преступности в транспортной сфере?

Основными мерами предупреждения организованной преступности в транспортной сфере являются усиление контроля и наблюдения на объектах транспортной инфраструктуры, внедрение технических средств безопасности, повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов и служб безопасности, улучшение сотрудничества между различными органами и службами, разработка эффективных правовых механизмов, создание программ профилактики и т.д.

Какие тенденции развития организованной преступности на объектах транспортной инфраструктуры можно наблюдать сейчас?

В настоящее время наблюдается увеличение числа случаев организованной преступности на объектах транспортной инфраструктуры. Возрастает уровень профессионализма преступников, усиливаются связи с международными организациями и сетями, появляются новые виды преступлений, связанные с использованием современных технологий и т.д.

Какое состояние и какие тенденции развития организованной преступности на объектах транспортной инфраструктуры?

Состояние организованной преступности на объектах транспортной инфраструктуры можно охарактеризовать как опасное и неблагополучное. В последние годы наблюдается рост таких видов преступлений, как угон и кража транспортных средств, контрабанда, незаконная перевозка оружия и наркотиков, а также различные виды мошенничества. Организованные преступные группировки все более активно используют транспорт для совершения преступлений и легализации незаконно полученных доходов.

Какие факторы способствуют организованной преступности в транспортной сфере?

Организованная преступность в транспортной сфере имеет множество факторов, способствующих ее развитию. Среди них можно выделить недостаточную охрану и контроль со стороны правоохранительных органов, слабую координацию между различными службами и структурами, неэффективную работу системы видеонаблюдения и контроля, а также коррупцию и непрозрачность процессов в транспортной сфере. Кроме того, фактором может быть и нерадивость со стороны работников транспортных предприятий, которые могут участвовать в совершении преступлений или умышленно создавать уязвимые места для преступников.

Какова характеристика личности преступника-участника организованной преступности на объектах транспортной инфраструктуры?

Личности преступников-участников организованной преступности на объектах транспортной инфраструктуры обладают определенными характеристиками. Это, как правило, люди с противоречивыми чертами характера, имеющие высокую степень агрессивности, склонные к рискованию и обладающие криминальной интуицией. Они отличаются хитростью, хорошо знают правовые нормы и умеют находить лазейки в системе контроля. Часто такие преступники имеют связи с организованными преступными группировками и обладают опытом в совершении преступлений в транспортной сфере.

Как можно охарактеризовать организованную преступность в транспортной сфере?

Организованная преступность в транспортной сфере - это сложное и хорошо организованное преступное объединение, которое занимается различными видами преступной деятельности в транспортной индустрии.

Какие факторы влияют на организованную преступность в транспортной сфере?

Организованная преступность в транспортной сфере зависит от таких факторов, как отсутствие эффективной правовой базы, недостаточное контрольное воздействие со стороны государства, наличие коррупции, нестабильность экономической ситуации и другие.

Какая информация о состоянии и тенденциях развития организованной преступности в транспортной сфере имеется?

Согласно исследованиям, организованная преступность в транспортной сфере имеет тенденцию к увеличению. Это связано с развитием технологий и возможностей преступников, а также с ростом спроса на нелегальные услуги

Какими особенностями обладает личность преступника участника организованной преступности на объектах транспортной инфраструктуры?

Личность преступника участника организованной преступности на объектах транспортной инфраструктуры характеризуется высокой степенью организованности и профессионализма, а также умением оперативно адаптироваться к изменяющейся ситуации. Они часто обладают хорошей физической подготовкой и владеют различными навыками, необходимыми для осуществления преступных действий.