Законодательный процесс в Российской Федерации: актуальные проблемы.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 27 27 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 25.11.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты законодательного процесса 5
1.1 Сущность правотворческого процесса 5
1.2 Определение законодательного процесса 9
Глава 2. Анализ законодательного процесса в Российской Федерации 14
2.1 Актуальные вопросы экспертно-правового обеспечения законодательного процесса 14
2.2 Проблемы законотворческой деятельности в РФ 19
Заключение 24
Список использованных источников 26

Фрагмент для ознакомления

В частности, вместо решения проблем путем внесения изменений и дополнений в соответствующие законы Российской Федерации с усилением государственного контроля за их исполнением законодатель пытается решить их путем принятия новых законов. Такие действия только расширяют сферу действия законодательства, но сомнительно, что они способствуют достижению поставленных целей.Приоритеты развития законодательства, безусловно, зависят от стадии, на которой находится национальное законодательство. В частности, во времена глобальной реконструкции огромные пробелы в законодательстве должны быть быстро заполнены. Поэтому, пожалуй, важно принимать как можно больше необходимых законодательных актов в единицу времени, а вопрос о качестве закона и юридическом совершенстве его норм часто отходит на второй план. Однако необходимость обеспечения надлежащего качества закона не снимается с повестки дня.В настоящее время, на наш взгляд, гораздо более важным становится вопрос о качестве действующих законов, в частности о правильности изложенных в них нормативных правовых предписаний, их полноте, ясности, ясности и непротиворечивости.Но в то же время, если законодателю предлагается внести в него многочисленные изменения в первые годы после принятия закона и эти предложения принимаются, то это свидетельствует о низком юридическом качестве такого закона, поскольку при тщательной подготовке и принято, нет необходимости в его немедленном изменении.В тех случаях, когда частые изменения в действующий закон становятся обыденностью в течение нескольких лет, следует признать, что и «корректирующая» законотворческая работа проводится на низком профессиональном уровне, поскольку разумный способ улучшения содержания действующих законов состоит в том, чтобы не повторять их повторно. «вытягивать» тот же основной закон, но с полным анализом его недостатков и внесением всех необходимых изменений один, пять, семь или десять раз.- область взаимодействия законодательной политики и законодательных технологий остается актуальной. Народные депутаты должны решить вопрос с позиций законодательной политики, а профессиональные юристы с помощью кодификационных и законодательных приемов должны технико-правовым, грамотно и адекватно реализовать замысел законодателя реализовать мнение законодателя к отдельным положениям законодательного акта.Законодательная политика должна отвечать на вопрос: какие отношения требуют регулирования и как именно? И законодательная техника должна найти способ сделать это технически и юридически, с помощью имеющихся в ее арсенале средств. Подготовка законов – это вид юридической деятельности, осуществляемой уполномоченными органами, обладающими соответствующими специальными знаниями и практикой.Главной задачей автора проекта должен стать перевод научной концепции в план единой системы нормативных правил. В течение этого времени законодатель должен действовать таким образом, чтобы законопроект соответствовал другим законодательным текстам, был понятен и прост в применении. Однако отсутствие юридического образования (особенно профильного в сфере нормативной (законодательной) деятельности) у подавляющего большинства разработчиков законопроектов приводит к большому количеству ошибок, которые встречаются не только в законопроектах, но и в действующих законах.Поэтому законопроекты часто содержат положения, не носящие нормативного характера, что не соответствует природе закона как нормативного акта, стремящегося регулировать важнейшие общественные отношения путем установления прав и конкретных обязанностей их участников.Сложность парламентских процедур и законотворческой деятельности в целом требует значительного повышения уровня профессионализма как со стороны депутатов различных представительных органов, так и со стороны практиков Парламента, Правительства, администрации Президента и иных органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, имеющие непосредственное отношение к процессу выработки тех или иных законодательных решений.Законопроекты часто смешивают определенные правовые понятия или даже намеренно заменяют их. Следует помнить, что недостатки каждого законопроекта впоследствии могут стать дополнительной проблемой, а не средством решения проблем, ради которых законопроект был принят.Это связано не только с низким уровнем общей и правовой культуры и информированности субъектов правотворчества, но и с отсутствием целенаправленной и эффективной государственной политики, направленной на их совершенствование и повышение профессиональной подготовки специалистов-правоведов. - деятельность парламента по систематизации законодательства, в том числе кодификационная работа, является важным направлением, которое сегодня нельзя признать удовлетворительным. Кодификация является одним из основных средств совершенствования российского законодательства, а кодекс представляет собой крупный систематизированный законодательный акт, регулирующий отношения, составляющие предмет конкретной отрасли права или многое из этого, и которые должны быть непосредственно применены.Это лучший способ обобщить и систематизировать законодательство в ту или иную сторону, действенный способ устранить множественность актов по одному и тому же вопросу. Проблемы кодификации парламента заключаются в отсутствии научного осмысления и непоследовательности в кодификации национального законодательства. До сих пор нет общей концепции национальной кодификации. В частности, нет общих методологических подходов к его реализации, и не существует каких-либо ограничений по времени. Все это предопределяет ситуацию, при которой в сфере законотворчества законодатель вынужден действовать чисто эмпирически - в зависимости от того, подготовлен ли к рассмотрению тот или иной законопроект.Сегодня при сходном подходе к пониманию кодификации, обозначению видов кодифицируемых актов наблюдаются явные разночтения в решении проблем соотношения кодекса с другими законами в рамках отраслевого законодательства, кодексов разных отрасли промышленности в регулировании родственных или однородных отношений, сочетание норм кодексов с нормами статутных законов. Как отмечает С. В. Бошно, согласование вновь принимаемых актов и Кодекса на стадии принятия этих актов способствует единству норм и институтов соответствующей отрасли права. Меняющиеся социально-экономические условия развития общества требуют переосмысления места кодекса в российской правовой системе.Таким образом, сложившаяся в современной России законотворческая практика свидетельствует о недостаточной регулярности, непротиворечивости и устойчивости правовой системы, причинами чего являются: поспешность в принятии законов, их несистемность и несоблюдение общих правил.нормативной концепции, недостаточный уровень правовой культуры лиц, участвующих в законотворческом процессе. Это требует унификации и систематизации законодательства, повышения уровня обоснованности правового регулирования, реализации существующей системы правовых норм с учетом одной из основных функций государства - законотворческой деятельности.ЗаключениеТаким образом, основное отличие правотворчества от правотворчества заключается в предмете регулирования, т.е. результатом законодательного процесса, в отличие от правотворчества, является не нормативный акт, а лишь закон, регулирующий важнейшие общественные отношения посредством установление обязательных правил поведения субъектов этих отношений.На основе анализа теоретических подходов можно сделать вывод, что законотворческая деятельность - это деятельность, направленная на создание актов высшей юридической силы - законов, занимающих видное место среди других нормативных правовых актов. Как важная и основополагающая юридическая деятельность развитие законодательства в Российской Федерации осуществляется в соответствии с определенными правовыми нормами и процедурами.Современную законотворческую деятельность в Российской Федерации отличает направленность на формирование качественного права, которое должно отвечать объективным потребностям общества и ориентироваться на реализацию законодательной и правотворческой функций.В современное время несовершенство законодательной базы в Российской Федерации негативно сказывается на решении задач в экономике, государственном управлении и других сферах общественной жизни. Среди множества факторов, влияющих на формирование несовершенной законодательной системы в России, выделяется законодательный процесс, в котором правовыми основами национального законодательства являются законодательные акты.Сегодня курс на ускорение реформ вынуждает законодателя добиваться быстрого охвата правовых норм, регулирования новых общественных отношений. Это влияет на качество закона, его систему, устойчивость правовой системы, уровень правовой защищенности граждан. Вот почему законодательный процесс должен играть роль обобщения и ориентация, поскольку важны другие факторы.Поэтому возникает необходимость системных изменений политических, экономических, социальных, административных и иных отношений в контексте правотворчества, при реформировании этого процесса, без чего невозможно добиться целенаправленного воздействия на повышение качества законодательства.Список использованных источниковНормативные правовые акты1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Консультант Плюс2. Определение Верховного суда РФ от 29.05.2001 по делу № 83-Г01-08: «Неправомерной является и ссылка суда в решении на учебник теории государства и права под редакцией доктора юридических наук Алексеева С.С. и на комментарий к статье 116 ГПК РСФСР (под редакцией Сергеева Д.А. и Рыжакова А.П.), поскольку учебники и комментарии к законодательству не являются источниками права и в силу ст. 10 ГПК РСФСР не могут применяться судом непосредственно в качестве обоснования судебного решения» // Консультант Плюс.Научная литература3. Андриченко, Л. В. Концепции развития российского законодательства / Л.В. Андриченко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 128 с.4. Бекетова С. М. Законодательный процесс в Российской Федерации. / С. М. Бекетова Воронежский гос. ун-т. – Воронеж: Изд. дом ВГУ, 2018. – 475 с.5. Морозова А.С. Некоторые аспекты реализации права законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 1. С. 49–52.6. Осипов М.Ю. Понятие и соотношение правового регулирования и правотворчества: монография / М.Ю. Осипов. - М.: РИОР, 2017. - 219 с 7. Пискунова Е. А. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации: монография / Е. А. Пискунова. – М.: Юриспруденция, 2017. – 156 с.8. Придворов, Н. А. Правообразование и правообразующие факторы в праве: Монография / Н.А. Придворов - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 400 с9. Рассказов, Л. П. Теория государства и права./Рассказов Л. П. - М.: РИОР, ИЦ РИОР, 2019. - 560 с.Электронные ресурсы10.Авакьян С.А. Конституционное право России. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007518553 (дата обращения 23.10.2022)11. Арзамасов Ю.Г. Теория и практика ведомственного нормотворчества в России: монография. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006579593(дата обращения 23.10.2022)12.Бошно С.В. Правоведение. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000907539 (дата обращения 23.10.2022)13.Бялт В.С. Законотворчество как вид правотворчества: теоретико-правовая характеристика. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonotvorchestvo (дата обращения 23.10.2022)14.Золотухина Т.А. О структуре законотворческого процесса в России: стадии и этапы. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-strukture-zakonotvorcheskogo (дата обращения 23.10.2022)15.Лазарев В.В.Теория государства и права : учеб.для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002488665(дата обращения 23.10.2022)16.Панков В.А. Стадии законодательного процесса и их содержание в современной России. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stadii-zakonodatelnogo-protsessa (дата обращения 23.10.2022)17.Филимонова А.В. Специфика современного законодательного процесса. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika (дата обращения 23.10.2022)

Нормативные правовые акты
1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Консультант Плюс
2. Определение Верховного суда РФ от 29.05.2001 по делу № 83-Г01-08: «Неправомерной является и ссылка суда в решении на учебник теории государства и права под редакцией доктора юридических наук Алексеева С.С. и на комментарий к статье 116 ГПК РСФСР (под редакцией Сергеева Д.А. и Рыжакова А.П.), поскольку учебники и комментарии к законодательству не являются источниками права и в силу ст. 10 ГПК РСФСР не могут применяться судом непосредственно в качестве обоснования судебного решения» // Консультант Плюс.
Научная литература
3. Андриченко, Л. В. Концепции развития российского законодательства / Л.В. Андриченко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 128 с.
4. Бекетова С. М. Законодательный процесс в Российской Федерации. / С. М. Бекетова Воронежский гос. ун-т. – Воронеж: Изд. дом ВГУ, 2018. – 475 с.
5. Морозова А.С. Некоторые аспекты реализации права законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 1. С. 49–52.
6. Осипов М.Ю. Понятие и соотношение правового регулирования и правотворчества: монография / М.Ю. Осипов. - М.: РИОР, 2017. - 219 с
7. Пискунова Е. А. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации: монография / Е. А. Пискунова. – М.: Юриспруденция, 2017. – 156 с.
8. Придворов, Н. А. Правообразование и правообразующие факторы в праве: Монография / Н.А. Придворов - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 400 с
9. Рассказов, Л. П. Теория государства и права./Рассказов Л. П. - М.: РИОР, ИЦ РИОР, 2019. - 560 с.
Электронные ресурсы
10.Авакьян С.А. Конституционное право России. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007518553 (дата обращения 23.10.2022)
11. Арзамасов Ю.Г. Теория и практика ведомственного нормотворчества в России: монография. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006579593(дата обращения 23.10.2022)
12.Бошно С.В. Правоведение. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000907539 (дата обращения 23.10.2022)
13.Бялт В.С. Законотворчество как вид правотворчества: теоретико-правовая характеристика. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonotvorchestvo (дата обращения 23.10.2022)
14.Золотухина Т.А. О структуре законотворческого процесса в России: стадии и этапы. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-strukture-zakonotvorcheskogo (дата обращения 23.10.2022)
15.Лазарев В.В.Теория государства и права : учеб. для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002488665(дата обращения 23.10.2022)
16.Панков В.А. Стадии законодательного процесса и их содержание в современной России. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stadii-zakonodatelnogo-protsessa (дата обращения 23.10.2022)
17.Филимонова А.В. Специфика современного законодательного процесса. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika (дата обращения 23.10.2022)

Вопрос-ответ:

Какие проблемы существуют в законодательном процессе в Российской Федерации?

Проблемы в законодательном процессе в России включают отсутствие системности и последовательности в правотворческой деятельности, недостаточную оперативность и эффективность процесса принятия законов, а также недостаточную прозрачность и общественную открытость в этом процессе.

Что представляет собой законодательный процесс в Российской Федерации?

Законодательный процесс в России - это комплекс действий и процедур, направленных на формирование, изменение или отмену нормативных правовых актов. Он включает в себя такие этапы, как инициирование законопроекта, его подготовка, рассмотрение в правительстве и на парламентских слушаниях, принятие, подписание и опубликование закона.

Какие актуальные проблемы экспертно-правового обеспечения законодательного процесса?

Актуальные проблемы в экспертно-правовом обеспечении законодательного процесса включают недостаток квалифицированных экспертов, непрозрачные и субъективные процедуры оценки законопроектов, недостаточную учетность мнения общественности, а также ограниченный доступ к информации о законопроектах.

Какие проблемы существуют в законотворческой деятельности в РФ?

В законотворческой деятельности в России существуют проблемы связанные с недостаточной учетностью общественного мнения, несбалансированностью представительства различных интересов при принятии законов, а также отсутствием эффективной системы контроля и исправления ошибок в законах.

Какие изменения в законодательном процессе могут помочь решить его проблемы в России?

Для решения проблем в законодательном процессе в России можно предложить внести следующие изменения: повысить прозрачность и общественную открытость процесса принятия законов, совершенствовать экспертное и правовое обеспечение законодательного процесса, обеспечить равенство интересов всех сторон при разработке законов и улучшить механизмы контроля и исправления ошибок в законах.

Какова суть правотворческого процесса в Российской Федерации?

Суть правотворческого процесса в Российской Федерации заключается в создании, изменении и отмене законов и нормативных актов, которые регулируют жизнь общества. Этот процесс включает в себя подготовку проектов законов, обсуждение их в различных органах власти, принятие окончательного решения о принятии закона и его последующую публикацию.

Как определяется законодательный процесс в Российской Федерации?

Законодательный процесс в Российской Федерации определяется как система действий и процедур, направленных на создание новых законов или изменение существующих. Он включает в себя различные этапы, такие как инициация законопроекта, его обсуждение и принятие, а также последующее внесение поправок и отмена недействующих законов.

Какие проблемы существуют в законотворческой деятельности РФ?

Существуют различные проблемы в законотворческой деятельности в Российской Федерации. Некоторые из них включают отсутствие прозрачности и открытости процесса принятия законов, недостаточное использование экспертного мнения при разработке законопроектов, частую смену и изменение законодательства, что создает правовую неопределенность, а также недостаточную координацию и согласованность действий между различными органами законодательной власти.

Какие актуальные вопросы существуют в экспертно-правовом обеспечении законодательного процесса в Российской Федерации?

В экспертно-правовом обеспечении законодательного процесса в Российской Федерации существуют такие актуальные вопросы, как недостаточная компетентность экспертов, недостаточное участие общественных организаций и граждан в обсуждении законопроектов, а также недостаточное использование международного опыта и стандартов при разработке новых законов.

Какие источники были использованы при написании статьи?

При написании статьи были использованы различные источники, включая законы и конституционные акты Российской Федерации, научные статьи и публикации, а также международные договоры и сравнительное право других стран. Полный список использованных источников можно найти в конце статьи.

Какова сущность правотворческого процесса в России?

Сущность правотворческого процесса в России заключается в создании, принятии и введении в действие законов, предписаний, нормативных актов и регулятивных документов, которые регулируют публичные отношения в обществе.