Особенности нормирования и регулирования физической нагрузки на занятиях физической культуры в старшем школьном возрасте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 30 30 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 22.12.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы подачи физических нагрузок на уроках физической культуры 6
1.1. Важность физической культуры в развитии школьников старшего возраста. 6
1.2. Теоретические аспекты нормализации физической активности в процессе физического воспитания школьников. 12
1.3. Регулирование физических нагрузок в процессе физического воспитания школьников 15
1.4. Признаки утомления школьников на уроках физической культуры 20
Глава 2. Особенности нормирования физической нагрузки на уроках физической культуры школьников старшего возраста. 21
Глава 3. Проведение контрольного исследования 25
3.1 Методы исследования 25
3.1.1 Анализ научной и методической литературы 25
3.1.2 Педагогическое наблюдение 25
3.1.3 Педагогический эксперимент 25
3.1.4 Методы графической обработки результатов 26
Заключение 28
Список используемой литературы 31

Фрагмент для ознакомления

Если во время урока используется несколько упражнений, оценка величины и направленности срочного воздействия каждого из них позволяет определить их стоимость нагрузки и оптимизировать последовательность выполнения.[13]Текущий контроль предусматривает запись нагрузок и их воздействия на организм в течение нескольких занятий (5-10). Текущий контроль основан на данных регистрации показателей каждого урока, их сопоставлении с результатами контрольных занятий и с показателями текущего функционального состояния школьников. Анализ данных текущего контроля проводится на основе оценки восстановления основных функций организма в зависимости от объема выполняемой нагрузки. Полученные данные об особенностях восстановительных процессов служат основой для планирования нагрузки на предстоящие занятия, с обязательным учетом гетерохроничности восстановления различных функций. Поэтому подбор упражнений следует проводить таким образом, чтобы нагрузки одинаковой направленности фиксировались с интервалами, достаточными для восстановления основных функций организма.Пошаговый контроль нагрузки заключается в регистрации ее параметров и их анализе в течение нескольких месяцев или даже всего учебного года. Количество этапов зависит от возраста, пола, подготовленности учащихся и педагогических задач урока. Основными задачами сценического контроля являются оценка спортивных результатов, физического развития, функционального состояния и определение наиболее эффективных нагрузок с выраженным влиянием на развитие. После расчета соотношения нагрузок разных направлений необходимо сравнить полученные результаты с показателями кумулятивного эффекта нагрузки. Достоверность полученных данных в данном случае зависит, прежде всего, от информативности контрольных сценических тестов, которые включают в себя энергопотребление организма и показатели физической работоспособности школьников. Косвенные критерии эффективности включают различные клинико-физиологические, биохимические и психофизиологические показатели, которые характеризуют изменения функций организма во время родов. Другими словами, косвенные критерии эффективности представляют реакции организма на определенную нагрузку и указывают, какой физиологической ценой обходится человеку эта работа, то есть сколько, например, организм спортсмена платит за секунды, метры, килограммы и т. д. достичь. Кроме того, было установлено, что косвенные показатели работоспособности в процессе работы ухудшаются гораздо раньше, чем ее прямые критерии. Это позволяет использовать различные физиологические методы для прогнозирования работоспособности человека, а также для выявления механизмов адаптации к конкретной профессиональной деятельности, оценки развития утомляемости и анализа других функциональных состояний организма.[14]Доступными и достаточно информативными показателями, характеризующими влияние нагрузок на организм школьников и эффективность восстановительных процессов, являются частота сердечных сокращений и артериальное давление, в частности пульс. Более достоверные данные о динамике восстановительных процессов в организме школьников дают два показателя восстановления пульса после окончания урока (ИВП1 и ИВП2), которые рассчитываются по следующим формулам:Чем выше значения ИВП1 и ИВП2, тем быстрее восстанавливается сердечно-сосудистая система и тем экономичнее ученик выполняет физические нагрузки в классе.Большую информативную ценность имеют константы, характеризующие потребление кислорода, кислородный долг, уровень молочной кислоты в крови, кислотно-щелочное состояние и порог анаэробного метаболизма. Однако для их определения требуются соответствующие специалисты, необходимые условия и оборудование, и обычно они проводятся в целях научных исследований.[12]ГЛАВА 3. ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ3.1 Методы исследованияМетоды, которые были определены для решения поставленных задач.3.1.1 Анализ научной и методической литературыИзучение методической литературы позволило нам изучить особенности физического развития школьников старшего возраста (12-16 лет), узнать способы и методы нормирования физических нагрузок, понять суть методологии. 3.1.2 АнкетированиеМетод анкетирования использовался следующим путем: до педагогического эксперимента и после среди детей было проведено анкетирование, а также ряд функциональных тестов.3.1.3 Педагогический экспериментЭксперимент проводился с целью определить влияние нормирования нагрузок на уроках физкультуры для детей старшего школьного возраста на их самочувствие и работоспособность.Исследование проводилось на базе МБОУ-СОШ №1. Эксперимент заключался в регулярном нормировании физической нагрузки на уроках физической культуры, исходя из самочувствия и ЧСС; также дети были обучены способам самостоятельного нормирования физической нагрузки во внеурочное время. 3.1.4 Методы графической обработки результатовМетод графической обработки: результаты исследования были подвергнуты математической и графической обработке на персональном компьютере с использованием пакета прикладных программ используемых в операционной системе Windows. 3.2. Результаты исследованияНа каждый вопрос предполагается выбрать один ответ, по шкале от 1 до 5. В анкету были включены следующие вопросы1) Опишите свое самочувствие на протяжении большей части дня:1 – очень плохое2 – преимущественно плохое3 – среднее4 – преимущественно хорошее5 – очень хорошее2) Опишите свое отношение к урокам физкультуры:1 – очень плохое2 – преимущественно плохое3 – среднее4 – преимущественно хорошее5 – очень хорошее3)Опишите ваше самочувствие непосредственно после физической нагрузки:1 – очень плохое2 – преимущественно плохое3 – среднее4 – преимущественно хорошее5 – очень хорошее4) Считаете ли вы, что физическая нагрузка на уроках чрезмерна для вас?1 – да2 – преимущественно да3 – преимущественно нет4 – нет5) Чувствуете ли сниженную работоспособность в вечернее время? 1 – да2 – преимущественно да3 – преимущественно нет4 – нет 6) Чувствуете ли вы ощущение собственного сердцебиения после физической нагрузки?1 – всегда2 – часто3 – иногда4 – редко5 - никогда7) Чувствуете ли вы нехватку воздуха после физической нагрузки?1 – всегда2 – часто3 – иногда4 – редко5 - никогдаИнтерпретация результатов:7-14 – низкая переносимость физических нагрузок15-24 - средняя переносимость физических нагрузок25-32 – удовлетворительная переносимость физических нагрузокТесты для определения функциональных возможностей организма:одномоментная проба ортостатическая пробапроба Штангепроба ГенчиТаблица 1. Результаты обследования учащихся до экспериментаАнкетирование19,3 балловОдномоментная проба 62,50%Ортостатическая проба18,1 ударовПроба Штанге40,8 секундПроба Генчи30,7 секундНа протяжении полугода во время уроков физической культуры проводилось индивидуальное нормирование, исходя из самочувствия и уровня ЧСС. Также были даны рекомендации по самонормированию физической нагрузки во внеурочное время:Таблица 2. Результаты обследования учащихся после экспериментаАнкетирование26,1 балловОдномоментная проба 39,80%Ортостатическая проба12,1 ударовПроба Штанге56,5 секундПроба Генчи40,1 секундПо результатам повторного анкетирования можно заметить, как улучшения субъективного самочувствия испытуемых, так и улучшение показателей обучающихся в функциональных тестах.ЗАКЛЮЧЕНИЕВо время работы была изучена научно-методическая литература по теме нормирования физической нагрузки на уроках физической культуры, изучены процессы утомления и его последствия. Исходя из этого, было определено, что одной из важнейших задач любого вида контроля физического воспитания является оценка выраженности функциональных изменений и особенностей восстановительных процессов у школьников. Во время мышечной активности в организме учащихся происходят взаимосвязанные анаболические и метаболические процессы, при этом диссимиляция преобладает над ассимиляцией. После окончания занятий в организме активизируются процессы усвоения, когда восполняются затраченные энергетические ресурсы, устраняется кислородный долг, выводятся продукты распада, нормализуется работа нейроэндокринной, животной и вегетативной систем, стабилизируется гомеостаз.Характеризуя восстановительные процессы, следует исходить из учения И. П. Павлова о том, что процессы истощения и восстановления в организме (активном органе) тесно связаны друг с другом и с процессами возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Специальные исследования последних лет показали, что чем выше расход энергии во время родов, тем интенсивнее процесс восстановления. Однако, если истощение функциональных потенциалов во время работы превышает оптимальный уровень, полного восстановления не происходит. В этом случае физическая активность вызывает дальнейшее подавление клеточного анаболизма.Основополагающий принцип гигиенического нормирования физических нагрузок школьников при занятиях физической культурой — соответствие мощности и объема выполняемых физических нагрузок возрастно-половым функциональным возможностям растущего организма.Прежде всего учитываются половые и возрастные функциональные возможности и особенности школьников, в частности характер возрастного развития ведущих адаптивных систем организма и отдельных физических качеств, их сенситивные периоды.В настоящее время большинство исследователей сводят основные физиологические закономерности восстановительных процессов к следующему: их нерегулярность, гетерохрония, фазовый характер восстановления работоспособности, избирательность восстановления и его пригодность для тренировок. Как и во всех системах обратной связи, процессы восстановления из-за морфофункциональных перестроек приводят к супер-восстановлению. Это явление является одной из важнейших физиологических основ физического воспитания, которая, расширяя функциональные резервы организма, обеспечивает силу, скорость и выносливость.Знание биомедицинских особенностей изменений функций организма и процессов восстановления, его внедрение в практику физической культуры будет способствовать улучшению физического и функционального развития и, прежде всего, сохранению здоровья учащихся.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:Касперсен С, Пауэлл К, Кристенсон Г. Физическая активность, физические упражнения и физическая подготовленность: определения и различия для исследований, связанных со здоровьем. Отчеты общественного здравоохранения. 1985;100(2):126-131. Глобальные Рекомендации по Физической Активности для Здоровья. ВОЗ: Женева, 2010. Гроффик Д. Структура физической активности подростков 15-17 лет в Верхней Силезии [Электронный ресурс]. Катовице: AWF; 2015. Польша. Касперчик Т. Уровень физической подготовки и активности и здоровье / Т. Касперчик. Новая медицина. 2000;108(12):88–90. Польша.Мазур Дж., Клещевска Д. Поведение в отношении здоровья у детей школьного возраста) [Физическая активность школьников в возрасте 10-19 лет в свете исследования HBSC (Поведение в отношении здоровья у детей школьного возраста)]. Автор: Фиялковска А, редактор. Актуальная оценка физической активности детей и молодежи в Польше [Электронный ресурс]. Варшава: Институт матери и ребенка; 2018. Польша.Мазур Я. Физическая активность школьников в возрасте 9-17 лет. Текущие показатели, тенденции их изменения, а также внешние и внутренние условия. [Physicalactivityofschoolchildrenaged 9-17. Currentindicators, trendsoftheirchangesandselectedexternalandinternalconditions. Варшава: Институт матери и ребенка; 2013.Польша.TheLancet Здоровье детей и подростков: Большинство подростков во всем мире недостаточно физически активны, что ставит под угрозу их нынешнее и будущее здоровье. Пресс-релиз. 21 ноября 2019 года https:// www.eurekalert.org/pub_releases/2019-11/tl-pss111919.php Томачковский Л., Клоновска Я. Физическая активность школьников и молодежи. Закон о физическом здоровье Балта Дж.. 2020;12(2):83-87. doi: 10.29359/BJHPA.12.2.09Тюдор-Локк К., Ли С., Морган С, Бигл А, Пангрази Р. Физическая активность детей, определяемая с помощью шагомера, в течение сегментированного школьного дня. MedSciSportExerc. 2006;38:10. https://doi.org/10.1249/01 . mss.0000230212.55119.98 Больше активных людей для более здорового мира. Глобальный план действий по физической активности на 2018 – 2030 годы. https://www.who.int/ncds/prevention/physical-activity/gappaГутольд Р., Стивенс А.Г., Райли Л.М., Булл ФК. Глобальные тенденции недостаточной физической активности среди подростков, TheLancetChild & TeenageHealth. 2019;1:23-35. https://doi.org/10.1016/S2352 - 4642(19)30323-2Бишаева А.А. Физическая культура: Учебник для учреждений сред. проф. образования / А.А. Бишаева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 304 cКоляго Петр Владимирович Регулирование физических нагрузок в процессе физического воспитания студентов // Вестник КРУ МВД России. 2014. №4 (26). Косилов С. А. Теоретические подходы к нормированию ациклических упражнений: Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников / под ред. Л. Е. Любомирского. М.: Педагогика, 2001. 212 c.Матвеев Л. П., Новиков А. Д. Теория и методика физического воспитания. 4-е изд., исп. и доп. М.: Физкультура и спорт, 2006. Т. 2. С. 49Муллер А.Б. Физическая культура: Учебник для вузов / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. - М.: Юрайт, 2013. - 424 c.Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. -/Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. – 2-е изд., исир. и доп.– М.: Академия, 2003г. – 480сЦинкер Виталий Михайлович, Чебунин Константин Сергеевич Использование индивидуального подхода в процессе развития скоростных способностей школьников // Проблемы Науки. 2018. №3 (123).

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Касперсен С, Пауэлл К, Кристенсон Г. Физическая активность, физические упражнения и физическая подготовленность: определения и различия для исследований, связанных со здоровьем. Отчеты общественного здравоохранения. 1985;100(2):126-131.
2. Глобальные Рекомендации по Физической Активности для Здоровья. ВОЗ: Женева, 2010.
3. Гроффик Д. Структура физической активности подростков 15-17 лет в Верхней Силезии [Электронный ресурс]. Катовице: AWF; 2015. Польша.
4. Касперчик Т. Уровень физической подготовки и активности и здоровье / Т. Касперчик. Новая медицина. 2000;108(12):88–90. Польша.
5. Мазур Дж., Клещевска Д. Поведение в отношении здоровья у детей школьного возраста) [Физическая активность школьников в возрасте 10-19 лет в свете исследования HBSC (Поведение в отношении здоровья у детей школьного возраста)]. Автор: Фиялковска А, редактор. Актуальная оценка физической активности детей и молодежи в Польше [Электронный ресурс]. Варшава: Институт матери и ребенка; 2018. Польша.
6. Мазур Я. Физическая активность школьников в возрасте 9-17 лет. Текущие показатели, тенденции их изменения, а также внешние и внутренние условия. [Physical activity of schoolchildren aged 9-17. Current indicators, trends of their changes and selected external and internal conditions. Варшава: Институт матери и ребенка; 2013. Польша.
7. The Lancet Здоровье детей и подростков: Большинство подростков во всем мире недостаточно физически активны, что ставит под угрозу их нынешнее и будущее здоровье. Пресс-релиз. 21 ноября 2019 года https:// www.eurekalert.org/pub_releases/2019-11/tl-pss111919.php
8. Томачковский Л., Клоновска Я. Физическая активность школьников и молодежи. Закон о физическом здоровье Балта Дж.. 2020;12(2):83-87. doi: 10.29359/BJHPA.12.2.09
9. Тюдор-Локк К., Ли С., Морган С, Бигл А, Пангрази Р. Физическая активность детей, определяемая с помощью шагомера, в течение сегментированного школьного дня. Med Sci Sport Exerc. 2006;38:10. https://doi.org/10.1249/01 . mss.0000230212.55119.98
10. Больше активных людей для более здорового мира. Глобальный план действий по физической активности на 2018 – 2030 годы. https://www.who.int/ncds/prevention/physical-activity/gappa
11. Гутольд Р., Стивенс А.Г., Райли Л.М., Булл ФК. Глобальные тенденции недостаточной физической активности среди подростков, The Lancet Child & Teenage Health. 2019;1:23-35. https://doi.org/10.1016/S2352 - 4642(19)30323-2
12. Бишаева А.А. Физическая культура: Учебник для учреждений сред. проф. образования / А.А. Бишаева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 304 c
13. Коляго Петр Владимирович Регулирование физических нагрузок в процессе физического воспитания студентов // Вестник КРУ МВД России. 2014. №4 (26).
14. Косилов С. А. Теоретические подходы к нормированию ациклических упражнений: Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников / под ред. Л. Е. Любомирского. М.: Педагогика, 2001. 212 c.
15. Матвеев Л. П., Новиков А. Д. Теория и методика физического воспитания. 4-е изд., исп. и доп. М.: Физкультура и спорт, 2006. Т. 2. С. 49
16. Муллер А.Б. Физическая культура: Учебник для вузов / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. - М.: Юрайт, 2013. - 424 c.
17. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. -/Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. – 2-е изд., исир. и доп.– М.: Академия, 2003г. – 480с
18. Цинкер Виталий Михайлович, Чебунин Константин Сергеевич Использование индивидуального подхода в процессе развития скоростных способностей школьников // Проблемы Науки. 2018. №3 (123).

Вопрос-ответ:

Почему физическая культура важна для школьников старшего возраста?

Физическая культура имеет ряд положительных эффектов на развитие школьников старшего возраста, включая укрепление здоровья, развитие физических качеств, формирование позитивного отношения к физической активности и социализацию.

Какие теоретические аспекты важны при нормализации физической активности школьников?

При нормализации физической активности школьников необходимо учитывать их возрастные особенности, уровень физической подготовки, индивидуальные особенности и цели, которые ставят перед собой в процессе занятий физической культурой.

Как осуществляется регулирование физических нагрузок в процессе физического воспитания?

Регулирование физических нагрузок в процессе физического воспитания осуществляется путем выбора соответствующих комплексов упражнений, интенсивности тренировок, периодичности и длительности занятий, а также учета индивидуальных особенностей каждого школьника.

Какие теоретические основы подачи физических нагрузок на уроках физической культуры важно учитывать?

Важно учитывать принципы системности, постепенности, индивидуализации и прогрессивности в подаче физических нагрузок на уроках физической культуры. Также необходимо учесть возрастные особенности и цели, которые ставятся перед школьниками.

Какие положительные эффекты оказывает физическая культура на развитие школьников старшего возраста?

Физическая культура способствует улучшению общего физического состояния, развитию координации, гибкости, силы и выносливости, улучшению работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также формированию здорового образа жизни и социальных навыков.

Какую роль играет физическая культура в развитии школьников старшего возраста?

Физическая культура играет важную роль в развитии школьников старшего возраста. Она способствует укреплению здоровья, формированию физического и психического здоровья, развитию физических качеств и навыков, улучшению координации движений и общей физической подготовленности.

Какие теоретические аспекты нормализации физической активности в процессе физического воспитания школьников можно выделить?

Существуют различные аспекты нормализации физической активности в процессе физического воспитания. Это включает определение нормативных требований к физической активности, разработку программ физического воспитания, учет индивидуальных особенностей школьников, контроль и оценку физической нагрузки, а также соблюдение принципов безопасности.

Как регулируются физические нагрузки в процессе физического воспитания школьников?

Физические нагрузки регулируются с учетом возрастных особенностей, физической подготовленности и интересов школьников. Они могут варьироваться по интенсивности, длительности, объему и характеру. Также важно обеспечить сбалансированное сочетание различных видов физической активности, уделять внимание потребностям и целям каждого школьника.

Что такое физическая активность и как она нормируется?

Физическая активность - это нагрузка, которая вызывает физиологические изменения в организме человека. Нормирование физической активности включает разработку определенных стандартов и рекомендаций по ее уровню и интенсивности для разных возрастных групп. Это помогает поддерживать оптимальные условия для здоровья и развития школьников.

Каким образом следует контролировать и оценивать физическую нагрузку на занятиях физической культуры?

Контроль и оценка физической нагрузки на занятиях физической культуры осуществляются с помощью различных методов и инструментов. Это может быть мониторинг пульса и дыхания, оценка самочувствия и состояния школьников, а также проведение тестов и измерений физической работоспособности. Это позволяет определить эффективность тренировки, а также предотвратить возможные перегрузки и травмы.

Какая роль физической культуры в развитии школьников старшего возраста?

Физическая культура играет важную роль в развитии школьников старшего возраста. Она способствует укреплению здоровья, формированию моторных навыков и умений, развитию физических качеств (силы, выносливости, гибкости и т. д.), а также развитию координации движений и улучшению психоэмоционального состояния учеников.

Какие теоретические аспекты нормализации физической активности в процессе физического воспитания школьников существуют?

В процессе нормализации физической активности школьников учитываются такие теоретические аспекты, как возрастные особенности развития организма, индивидуальные особенности учеников, нагрузка по системам и органам организма, динамика физического развития, цели и задачи урока физической культуры, а также соблюдение принципа постепенности и прогрессии нагрузки.