Статистический анализ правонарушений и преступлений в Российской Федерации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Статистика
  • 35 35 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 05.01.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ЗАДАЧИ И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ В ОЦЕНКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1 Нормативно - правовая база, источники, виды правонарушений и преступлений в Российской Федерации 5
2 Краткие сведения из истории правовой статистики 9
3 Влияние правонарушений и преступлений на экономическую безопасность государства 11
ГЛАВА 2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
1 Методы статистики в оценке правонарушений и преступлений в Российской Федерации 19
2 Практическое применение методов статистики в оценке правонарушений и преступлений в Российской Федерации 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Фрагмент для ознакомления

При этом единообразие методических подходов в судебной статистике наиболее наглядно прослеживается в общей структуре государственной статистики, поскольку для всех судов общей юрисдикции действуют универсальные требования, в отличие от органов исполнительной власти, где значение имеют территориальные и ведомственные особенности. Общие и специальные показатели в структуре судебной статистики необходимы, прежде всего, при оценке эффективности самой судебной системы. Они в определённой мере демонстрируют её состояние и отдельные тенденции, влияющие на функционирование как судов общей юрисдикции, так и правоохранительных органов. Например, статистика судимости за коррупционные преступления выступает совокупным результатом рассмотрения соответствующих уголовных дел, что позволяет считать её неотъемлемым элементом государственной системы, направленной на учёт коррупционных преступлений и осуждённых за них граждан. Если сравнивать судебную статистику 2020 и 2012 годов, то можно выявить тренд на снижение количества осуждённых по коррупционным преступлениям: эта цифра составила в 2020 г. 6 948 человек. При этом судебная система демонстрирует стремительный рост ценовых показателей в части коррупционных сделок. Так, в 2012 г. за взятку, превысившую 1 млн руб., были осуждены 76 граждан, а в 2020 г. — 944. Тем самым динамика увеличения подобной категории лиц, осуждённых за значительный коррупционный ущерб, достигла более чем 12-кратного значения. Безопасность, по мнению доктора юридических наук, профессора Университета прокуратуры Российской Федерации И. Л. Честнова, всегда была одной из базовых универсальных ценностей человечества. Особую роль безопасность начинает играть в современном обществе. Она традиционно трактуется в классической науке, а также в законодательстве как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечивается реализация консультационных прав и свобод граждан, достойные качества и уровень сохранности жизни, суверенитет, независимость государственной и территориальной целостности, устойчивое социально-экономическое развитие государства. Экономическая безопасность — это фундаментальная основа экономически эффективного государства в целом. Учеными исследователями установлено, что на экономическую преступность оказывают влияние абсолютно разные причины, в том числе экономические, правовые, технические и другие. Что касается экономических причин, то здесь следует отметить следующее — экономический кризис, переход ряда предпринимателей в так называемый «теневой» сектор экономики, резкое разделение населения по уровню доходов, инфляция, безработица и в какой-то степени избыточное налогообложение. Что касается политических причин, то к ним следует отнести многочисленные проблемы и серьезные противоречия в действующем законодательстве, в том числе заниженный размер наказания за целый ряд экономических преступлений. Что касается технических причин, то к ним следует отнести несовершенство технических средств предупреждения и пресечения экономических преступлений, отсутствие специальной на уровне федерации автоматической базы данных об экономических преступлениях, кране низкий уровень информационно-технического обеспечения взаимодействия российских и иностранных правоохранительных органов в выявлении и расследовании транснациональных экономических преступлений. Развитие и распространение цифровых технологий естественно внесло вполне ощутимые изменения в деятельность хозяйствующих субъектов, что несет новые угрозы экономической безопасности государства. Здесь необходимо отметить увеличение числа экономических преступлений в киберпространстве, из-за чего предприятия вынуждены нести потери, причем несвойственные традиционной, в том числе мировой экономике с элементами недобросовестной конкуренции. Экономические преступления порождают инфляционные процессы, нарушают принципы социальной справедливости, значительно подрывают силы и значимость законов государства и способствуют серьезному ущемлению прав и законных интересов хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций) и обычных граждан. Приведем некоторые статистически данные экономических преступлений. Так, например, в 2005 году зарегистрировано 491 тысяча преступлений, в 2010 году — 276 тысяч преступлений, в 2015 году — 112 тысяч преступлений, в 2020 году — 108 тысяч преступлений. Анализируя приведенные выше данные, можно сделать вывод, что в 2005 году наблюдался рост экономических преступлений. В остальные года отмечалось снижение динамики числа экономических преступлений, причем наибольшее сокращение числа экономических преступлений произошло в 2020 году. Таким образом в ходе проведенного анализа можно сделать следующие выводы: 1) за рассматриваемый период снизилось число экономических преступлений; 2) снижению уровня экономических преступлений способствовало усиление роли контролирующих государственных органов в хозяйствующих субъектах, в том числе усовершенствование систем, предназначенных для выявления противоправных действий; 3) повысилась роль финансового менеджмента. В этой связи по мнению автора необходимо выделить следующие меры по предупреждению и противодействию экономической преступности в современной России: — совершенствование российского законодательства с учетом выявленных явных пробелов регулирования экономических отношений; — координация усилий органов управления и контроля по обеспечению законности в деятельности хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций); — разработка и внедрение системы дополнительных материальных санкций как к юридическим, так и к физическим лицам за нарушения действующего законодательства, причиняющий значительный ущерб гражданам и государству; — разработка и внедрение более совершенных средств транспортировки товаров, сырья, исключающих возможность постороннего вмешательства; — внедрение экспресс-методов обнаружения фальсифицированных продуктов и товаров; — разработка и внедрение в практику контролирующих и правоохранительных методов обнаружения подложных или дефектных документов, которые позволяют изымать товары; — разработка и внедрение стратегии информационной безопасности для финансовых менеджеров; — поддержка стратегии расходов на экономическую безопасность. Можно сделать вывод, что предупреждение экономических преступлений представляет собой неотъемлемую часть социальноэкономического управления государством и предполагает осуществление системы экономических, организационно-производственных, технических, правовых мер, направленных на нейтрализацию и снижению обстоятельств, которые способствуют совершению экономических преступлений. К такому основному уголовному наказанию, как штраф за коррупционные преступления, рассмотренные судами общей юрисдикции в 2020 г., были осуждены 46%. На данном фоне приговоры к лишению свободы (не считая приговоров с условным сроком) составили  15% от общего числа. Исследователи отмечают незначительность объёмов данного уголовного наказания, поскольку не превышают трёхлетнего диапазона лишения свободы 57% случаев осуждения, а больше восьмилетнего периода в 2020 г. получили лишь 3% осуждённых лиц. Особое значение судебно-статистической информации для антикоррупционного мониторинга заключается в распределении коррупционных преступлений по составам, предусмотренным статьями УК РФ. В данном направлении прослеживаются тенденции коррупционной преступности, наличие доли специальных субъектов подобных преступлений и подход судов к уголовно-правовой квалификации коррупционных деяний. Так, за 2019 г. наибольшее число составила квалификация коррупционных преступлений по мелкому взяточничеству (ст. 291.2 УК РФ) — 2 671 осуждённый. Исследователи констатируют, что введение данного состава преступления в 2016 г. привело к значительному снижению числа уголовных дел, ранее возбуждаемых по ст. 290 УК РФ (дача взятки). Тем самым для аналитических показателей, используемых при административном планировании антикоррупционной деятельности, подобные дела представляют меньший интерес, как это происходит в отношении административных дел по коррупционным проступкам. Число осуждённых по составу получения взятки как таковому в 2019 г. составило 1742 человека. Из них на 1023 осуждённых пришлись такие квалифицирующие признаки, как совершение коррупционного преступления группой лиц по предварительному сговору, с использованием вымогательства и крупный размер взятки. Виновными в посредничестве во взяточничестве оказались 418 граждан. На фоне коррупционных преступлений, связанных с государственной службой, примечательна судебная статистика по делам о коррупции в негосударственном секторе. По составу, образующему коммерческий подкуп, в 2019 г. были осуждены лишь 8 граждан, причём все по такому квалифицирующему признаку, как значительный размер подкупа. Особо квалифицирующие признаки (предварительный сговор, организованная группа, подкуп за незаконные действия/бездействие) легли в основу обвинительных приговоров за коммерческий подкуп для осуждённых. При этом мелкий подкуп (по аналогии с мелким взяточничеством) также демонстрирует статистический подъём — 286 осуждённых. В специальной литературе подчёркивается, что динамика отмеченной судебно-статистической информации демонстрирует очевидные противоречия между данными, формируемыми судебной системой, и показателями, которые обнародуются правоохранительными органами. В частности, обобщённая статистика Генеральной прокуратуры, Следственного комитета и МВД РФ свидетельствует о высокой эффективности выявления коррупционных преступлений. Вместе с тем указанный тезис не получает своего подтверждения по судебно-статистическим сведениям. Другой негативной динамикой, фиксируемой специалистами в области судебной статистики, являются основополагающие доказательства, на основании которых выносятся обвинительные приговоры. Они же предопределяют движение уголовных дел по коррупционным преступлениям, в частности, их прекращение без передачи в суд. Во многом и обвинение, и судебное следствие строятся на факте признания подсудимым своей вины. Это обстоятельство свидетельствует о снижении профессионализма сотрудников следственных органов, что, в свою очередь, провоцирует увеличение числа дел о коррупционных преступлениях, которые после поступления в суд подвергаются переквалификации на другие статьи УК РФ. Аналогичные детерминирующие связи можно обнаружить в аспекте возвращения судами материалов таких уголовных дел прокурорам в рамках ст. 237 УПК РФ. Указанные проблемы соотношения судебно-статистической и следственно-статистической информации о коррупционных преступлениях вызваны разницей оценок эффективности деятельности судов и следственных органов. Так, основным показателем результативности любого правоохранительного органа выступает доля раскрытых им преступлений и административных правонарушений. Применительно к следственно-дознавательской работе она выражена в количестве уголовных дел, которые по итогам предварительного расследования были направлены в суды. Помимо тяжких и особо тяжких преступлений, учёными фиксируется тенденция к увеличению числа возбуждённых уголовных дел по коррупционным составам УК РФ. Это обстоятельство в целом объясняет указанную нами диспропорцию между статистикой предварительного расследования и судебной системы, которую признают высшие должностные лица российских правоохранительных органов. Таким образом, судебная статистика по коррупционным преступлениям способствует, но не предопределяет установление эффективности деятельности правоохранительных органов. В обобщённом виде показатели, из которых формируется статистическая отчётность российских судов, свидетельствуют о количественном и качественном применении норм процессуального и материального права. ЗАКЛЮЧЕНИЕПоступающая для обработки информация о статистике происшествий в различных регионах Российской Федерации за определенный срок представляется в числовом виде. Ручное или полуавтоматическое структурирование таких данных, их подготовка к анализу и визуализации являются очень сложными и трудоемкими процессами, ошибка в которых может привести к неправильной интерпретации собранной информации и, как следствие, к неверным прогнозам. Поиск таких ошибок является еще более сложным процессом, что налагает особые требования на квалификацию сотрудников, выполняющих работу по обработке данных, что ведет к дополнительным затратам на поддержание правопорядка. Использование специальных программных средств, предназначенных для анализа и визуализации поступающей информации в разы уменьшает вероятность ошибки при подготовке и обработке данных, так как их работа полностью тестируется во время разработки этих средств и конфигурирования их под конкретные нужды. Они уменьшают нагрузку на операторов, имеют высокую скорость работы и предлагают широкий спектр возможностей для автоматического анализа информации. Из-за особенностей человеческого восприятия, информация, поступающая в числовом виде, не всегда дает нам полную картину происходящего. Более наглядным будет отображение информации в виде различных графических элементов, таких как сводные графики или диаграммы. Привлечение к визуализации специальных программных средств дает возможность преобразовывать любую числовую информацию в наиболее подходящий для нее тип отображения.Главное удобство использования специальных программных средств для визуального представления информации состоит в отсутствии необходимости вручную или полуавтоматически, с использованием ПО общего назначения, выделять моменты, требующие особого внимания, в упрощении работы с большим количеством данных, а также в представлении полученных результатов исследования в удобном для восприятия формате. За последние 20 лет, в том числе и благодаря использованию новых методов анализа, прогнозирования и визуализации, удалось снизить кол-во совершаемых преступлений на 30%. Таким образом, информационно-аналитические программы доказывают свою эффективность в деятельности правоохра-нительных органовСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫНормативно-правовые актыТрудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 07.10.2022)//Консультант ПлюсУголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022)//Консультант ПлюсПриговор Центрального районного суда г. Волгограда от 22.11.2012 № 1-376/2012//Консультант ПлюсНаучная литератураАндрюшечкина И. Н., Ковалев Е. А., Савюк Л. К., Бикбулатов Ю. А. Правовая статистика. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2017. 410 с.Дедкова И. А. Правовая статистика: учебное пособие / И. А. Дедкова. — Томск: Эль Контент, 2021.Лукьянов Д.Б. Правовая статистика: учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — Белгород: Белгород. ЮИ МВД России, 2021.Лунеев В.В. Юридическая статистика. Учебник. – М.: Норма, 2018.Попаденко Е.В. Правовая статистика. Учебник. — М.: Юрлитинформ, 2021.Правовая статистика. М.: Юнити-Дана, 2019. 256 с.Правовая статистика. Учебник для вузов / Под ред. В.С. Лялина, А.В. Симоненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана : Закон и право, 2022.Правовая статистика. Учебник. М.: Закон и право, Юнити-Дана, 2018. 376 с.Правовая статистика. Учебное пособие. / Под ред. С.Я. Лебедева. М., 2022.Савченко А.И. Комментарий к Федеральному закону "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (постатейный). М.: Деловой двор, 2022. 136 с.Савюк Л. К. Правовая статистика. Учебник. М. : Юристъ, 2022.Сторубленкова Е.Г. Сводка формул по учебной дисциплине «Правовая статистика». – М.: Московский университет МВД России, 2021.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 07.10.2022)//Консультант Плюс
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022)//Консультант Плюс
3. Приговор Центрального районного суда г. Волгограда от 22.11.2012 № 1-376/2012//Консультант Плюс

Научная литература

1. Андрюшечкина И. Н., Ковалев Е. А., Савюк Л. К., Бикбулатов Ю. А. Правовая статистика. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2017. 410 с.
2. Дедкова И. А. Правовая статистика: учебное пособие / И. А. Дедкова. — Томск: Эль Контент, 2021.
3. Лукьянов Д.Б. Правовая статистика: учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — Белгород: Белгород. ЮИ МВД России, 2021.
4. Лунеев В.В. Юридическая статистика. Учебник. – М.: Норма, 2018.
5. Попаденко Е.В. Правовая статистика. Учебник. — М.: Юрлитинформ, 2021.
6. Правовая статистика. М.: Юнити-Дана, 2019. 256 с.
7. Правовая статистика. Учебник для вузов / Под ред. В.С. Лялина, А.В. Симоненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана : Закон и право, 2022.
8. Правовая статистика. Учебник. М.: Закон и право, Юнити-Дана, 2018. 376 с.
9. Правовая статистика. Учебное пособие. / Под ред. С.Я. Лебедева. М., 2022.
10. Савченко А.И. Комментарий к Федеральному закону "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (постатейный). М.: Деловой двор, 2022. 136 с.
11. Савюк Л. К. Правовая статистика. Учебник. М. : Юристъ, 2022.
12. Сторубленкова Е.Г. Сводка формул по учебной дисциплине «Правовая статистика». – М.: Московский университет МВД России, 2021

Вопрос-ответ:

Какие основные показатели используются при анализе правонарушений и преступлений в России?

Основными показателями, используемыми при анализе правонарушений и преступлений в России, являются количество зарегистрированных правонарушений, количество расследуемых преступлений, количество осужденных лиц и уровень преступности.

Какие источники информации используются при оценке правонарушений и преступлений в России?

Источниками информации при оценке правонарушений и преступлений в России являются данные статистических отчетов правоохранительных органов, таких как МВД и СК РФ, а также данные судебных органов.

Какие виды правонарушений и преступлений существуют в России?

В России существуют различные виды правонарушений и преступлений, включая уголовные, административные и гражданские правонарушения. Уголовные преступления включают преступления против жизни и здоровья, имущества, общественной безопасности и другие. Административные правонарушения включают нарушения в области дорожного движения, гражданства и миграции, трудового законодательства и другие. Гражданские правонарушения связаны с нарушением гражданских прав и свобод.

Какое влияние правонарушений и преступлений оказывают на экономическую безопасность государства?

Правонарушения и преступления оказывают негативное влияние на экономическую безопасность государства. В результате преступной деятельности происходит ущерб имуществу, снижается уровень инвестиций, возникают проблемы в бизнес-среде, а также возрастает коррупция. Все это влияет на развитие экономики и уровень жизни населения.

Какую информацию можно найти в истории правовой статистики России?

В истории правовой статистики России можно найти краткие сведения о развитии системы правовой статистики, о создании статистических отчетов и об организации сбора данных о правонарушениях и преступлениях. Также в истории правовой статистики можно найти информацию о методологии анализа и интерпретации статистических данных.

Что такое основные показатели в задаче статистического анализа правонарушений и преступлений в Российской Федерации?

Основные показатели в данной задаче включают в себя данные о количестве и структуре правонарушений и преступлений, их распределении по регионам и времени, а также общую динамику их изменения. Эти показатели позволяют делать выводы о состоянии правовой ситуации в стране и принимать соответствующие меры для предотвращения и борьбы с преступностью.

Какие источники информации используются при оценке правонарушений и преступлений в Российской Федерации?

При оценке правонарушений и преступлений в России используются различные источники информации. Основными из них являются данные оперативной учетной статистики, полученные от органов внутренних дел и других правоохранительных органов. Также используются данные судебной статистики, статистика прокуратуры и другие источники, такие как опросы населения и экспертные оценки.

Что можно сказать о влиянии правонарушений и преступлений на экономическую безопасность государства?

Правонарушения и преступления оказывают негативное влияние на экономическую безопасность государства. В результате преступной деятельности возникают значительные экономические потери, связанные с ущербом имуществу, потерей доходов и инвестиций, коррупцией и теневой экономикой. Кроме того, правонарушения и преступления могут вызывать снижение инвестиционной активности, страх у бизнеса и населения, что негативно сказывается на развитии экономики страны.

Какие исторические данные о правовой статистике можно найти в данной статье?

В данной статье можно найти краткие сведения из истории правовой статистики, которые позволяют понять развитие этой области на протяжении истории России. Данные охватывают период времени прошлых веков и некоторые основные этапы развития системы статистического учета правонарушений и преступлений в стране.

Какие сведения рассматриваются в истории правовой статистики?

В истории правовой статистики рассматриваются краткие сведения о развитии сбора и анализа информации о правонарушениях и преступлениях в Российской Федерации. Это включает исторические этапы формирования статистической базы данных, методы и подходы к сбору и анализу информации, а также организационные и правовые аспекты этой деятельности.

Какие правонарушения и преступления учитываются в статистическом анализе в Российской Федерации?

В статистическом анализе в Российской Федерации учитываются различные виды правонарушений и преступлений. Это включает преступления против личности (убийство, изнасилование), имущественные преступления (кражи, грабежи), экономические преступления (взяточничество, мошенничество), наркотические правонарушения и многое другое. Все эти данные помогают проводить анализ состояния правопорядка в стране и определять тенденции их развития.

Как правонарушения и преступления влияют на экономическую безопасность государства?

Правонарушения и преступления оказывают негативное влияние на экономическую безопасность государства. Они приводят к экономическим потерям в форме ущерба имуществу и бюджету, сокращению инвестиций и развитию честной конкуренции, а также создают негативный бизнес-климат. Кроме того, правонарушения и преступления могут способствовать распространению коррупции и снижению доверия иностранных инвесторов к российской экономике.