Технические средства судовождения
Заказать уникальную курсовую работу- 20 20 страниц
- 2 + 2 источника
- Добавлена 02.12.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОПРАВКИ ЗА НЕ ВЫСТАВКУ В ДП СУДНА ОТСЧЁТНОГО ИНДЕКСА ПЕЛЕНГАТОРНОГО РЕПИТЕРА ГИРОКОМПАСА 4
1.1 Порядок выполнения проверки выставки пеленгаторного репитера гирокомпаса в диаметральной плоскости судна 6
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И АНАЛИЗ МГНОВЕННОЙ ПОПРАВКИ ГИРОКОМПАСА 10
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТОЯННОЙ ПОПРАВКИ ГИРОКОМПАСА 13
3.1 Обоснование необходимости определения и анализа постоянной поправки гирокомпаса 13
3.2 Порядок определения постоянной поправки гирокомпаса при стоянке судна в порту 15
4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОПРАВКИ ЭХОЛОТА ПУТЁМ СЛИЧЕНИЯ ПОКАЗАНИЙ ЭХОЛОТА И РУЧНОГО ЛАГА 19
4.1 Обоснование необходимости определения поправки эхолота 19
4.2 Порядок определения поправки эхолота 19
5 РАСЧЁТ ТАБЛИЦЫ ОСТАТОЧНОЙ ДЕВИАЦИИ МАГНИТНОГО КОМПАСА ПО СЛИЧЕНИЮ ЕГО ПОКАЗАНИЙ С ПОКАЗАНИЯМИ ГИРОКОМПАСА НА 8 МАГНИТНЫХ КУРСАХ 21
5.1 Определение девиации по сличению с гирокомпасным курсом 22
5.2 Определение девиации по пеленгам створов, магнитное направление которых известно 22
5.3 Определение девиации по пеленгам створов, магнитное направление которых неизвестно, или по пеленгу отдаленного предмета 23
6 Определение поправки относительного лага по результатам испытаний на мерной линии 26
6.2 Погрешности индукционных лагов 26
6.3 Определение погрешности относительного лага на визуальной мерной линии 27
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 31
Задание 1 31
Задание 2 32
Задание 3 34
Задание 4 37
Задание 5 38
Задание 6 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Анализ достоверности работы гирокомпаса производится путём сравнения рассчитанного значения мгновенной поправки гирокомпаса, определённой одним из доступных способов со значением его динамической погрешности в данных условиях плавания, взятой с вероятностью Р=0,95.ΔГКi0,3 > mкдин 0,15 (7)Гирокомпас работает с погрешностью,превышающейеё допустимое значение по его техническим характеристикам, и он уже не соответствует статусу основного курсоуказателя.Необходимо перейти на управление судном по магнитному компасу и выяснять причину низкой точности работы гирокомпаса и, по возможности, устранить эту причину.Таблица 2.2Результаты выполненных расчётов по заданию №2вариант №13Результат расчётов и анализΔГКi = 0,3погрешность превышает допустимое значениеЗадание №3Определение постоянной поправки гирокомпасаТребуется на исходные вычислить постоянную поправку гирокомпаса, а по величине наблюдаемой статической погрешности выходного курса гирокомпаса принять решение о достоверности показаний гирокомпасаНа каждый момент измерений гирокомпасного пеленга на выбранный береговой ориентир рассчитываются значения мгновенных поправок ΔГКjгирокомпаса:ΔГКj = ИП – (ГКПj + ΔДП) (8)где ΔДП – поправка на невыставку в диаметральной плоскости судна пеленгаторного репитера с которого производилось пеленгование берегового ориентира.ΔГКj = ИП – (ГКПj + ΔДП) (9)ΔДП – не данаΔГКj = ИП – ГКПj (10)ΔГК1 = 025,7 – 026,2 = -0,5 (11)ΔГК2 = 025,7 – 025,8 = -0,1(12)ΔГК3 = 025,7 – 025,5 = 0,2 (13)ΔГК4 = 025,7 – 025,2 = 0,5 (14)ΔГК5 = 025,7 – 026,0 = -0,3 (15)ΔГК6= 025,7 – 025,9 = -0,2 (16)ΔГК7 = 025,7 – 026,2 = -0,5(17)ΔГК8 = 025,7 – 026,5 = -0,8(18)ΔГК9 = 025,7 – 026,7 = -1,0(19)ΔГК10 = 025,7 – 026,4 = -0,7(20)ΔГК11 = 025,7 – 026,2 = -0,5(21)ΔГК12 = 025,7 – 026,1 = -0,4(22)ΔГК13 = 025,7 – 025,9 = -0,2(23)Постоянная поправка ΔГКП гирокомпаса может быть определена и аналитически по формуле:(24)где N – количество мгновенных поправок, принятых к вычислению постоянной поправки гирокомпаса.ΔГКп = (-0,5-0,1+0,2+0,5-0,3-0,2-0,5-0,8-1,0-0,7-0,5-0,4-0,2)/13= -0,35 (25)Рис.3.1.График мгновенных поправок гирокомпаса при определенииего постоянной поправки.Наблюдается промах в единичном измерении. ΔГК5 = 025,7 – 026,0 = -0,3 (26)Данное значение мгновенной поправки гирокомпаса не принимается в расчёт постоянной поправки. Расчёт постоянной поправки производится без данного измерения.В масштабе графика максимальное отклонение ломанной линии графика от его осредняющей линии = 1,0-0,35=0,65Измеренную с графика величину статической погрешности выходного курса гирокомпаса необходимо сравнить с указанной в технических характеристиках гирокомпаса данной погрешностью для вероятности Р=0,95.0,650,5Измеренная на графике статическая погрешность выходного курса равна или превышает её допустимое значение, указанное для Р=0,95. Значит гирокомпас работает с погрешностью превышающей допустимое значение и не может быть использован в качестве основного курсоуказателя на судне. Таблица 3.1Исходные данные для выполнения расчётов по определению постоянной поправки гирокомпаса и анализу его работы.№ варИПОперативное время измерения ГКПЗначение статической погрешности по техническим характеристикам mк(Р=0,95)000.00000.10000.20000.30000.40000.50001.00001.10001.20001.30001.40001.50002.00Значение ГКП на береговой ориентир113225,7226,2225,8225,5225,2226225,9226,2226,5226,7226,4226,2226,1225,90,5Таблица 3.2Результаты выполненных расчётов к заданию №3вариант № 13Результат расчётов и анализ ΔГКп =-0,35Измеренная на графике статическая погрешность выходного курса равна или превышает её допустимое значение, указанное для Р=0,95. Значит гирокомпас работает с погрешностью превышающей допустимое значение и не может быть использован в качестве основного курсоуказателя на судне. Задание №4Определение поправки эхолота путём сличения показаний эхолота и ручного лагаТребуется рассчитать поправку эхолота. Таблица 4.1Исходные данные для выполнения расчётов по определению поправки эхолота по сличению с данными ручного лота.№ вариантаL(метры)l(метры)hн(метры)hк(метры)Нэх(метры)Нр.л. (метры)13116,524,56,37,713,118,9Таблица 4.2Результаты выполненных расчётов№ вариантаhв(метры)ΔНэх(метры)06,42-0,62(27)(28)Поправка эхолота:ΔНэх = (Нр.л. - hв) - Нэх(29)ΔНэх = (18,9 – 6,42) - 13,1=-0,62 (30)Задание №5Расчёт таблицы остаточной девиации магнитного компаса по сличению его показаний с показаниями гирокомпаса на 8 магнитных курсах.(30)Таблица 5.1Исходные данные(рассчитать значения наблюденной девиации Н при сличении курсов гирокомпаса и магнитного компаса)Курс магнитного компасаККМК04590135180225270315№ вар.d,град∆ГК,градКомпасный курс гирокомпаса ККгк, градусы137,40,58,052,295,8140,3186,0231,7277,9323,6Рассчитали 8 наблюденных девиаций магнитного компаса:н = (8,0 + 0,5 - 7,4) – 0 = 0,9 (31)н = (52,2 + 0,5 - 7,4) – 45 = 0,3 (32)н = (95,8 + 0,5 - 7,4) – 90 = -1,1 (33)н = (140,3 + 0,5 - 7,4) – 135 = -1,6 (34)н = (186,0 + 0,5 - 7,4) – 180 = -0,9 (35)н = (231,7 + 0,5 - 7,4) – 225 = -0,2 (36)н = (277,9 + 0,5 - 7,4) – 270 = 1,0 (37)н = (323,6 + 0,5 - 7,4) – 315 = 1,7 (38)Используя таблицу 1 рассчитать значения коэффициентов остаточной девиации магнитного компаса.Используя таблицу 2 рассчитать значение остаточной девиации магнитного компаса через 15º компасного курса.Из основной формулы девиации можно получить восемь уравнений, выражающих зависимость девиации от каждого компасного курса. Решив эти уравнения, получим следующие выражения для вычисления приближенных коэффициентов девиации: (38)А = (0,9 + 0,3 – 1,1 – 1,6 -0,9 – 0,2 + 1,0 + 1,7)/8 = 0,013 (39) (40)В = ((-1,1 – 1,0)+(0,3-1,6+0,2-1,7) * sin45)/4 = -1,02 (41) (42)С = ((0.9+0.9)+(0,3+1,6+0,2+1,7)*sin45)/4 = 1,13 (43) (44)D= (0,3+1,6-0,2-1,7)/4=0 (45) (46)Е = (0,9-0,9+1,1-1,0)/4 = 0,025 (47)где девиации, определенные на главных и четвертных компасных курсах. Все коэффициенты рассчитываются с точностью до 0,01.Вычисление приближенных коэффициентов А, В, С, D, Eпо девиациям, наблюденным на 8 равноотстоящих (главных и четвертных) компасных курсах, производится по вышеуказанным формулам или по схеме, приведенной в таблице 1.Вычисление таблицы девиацииПосле вычисления коэффициентов девиации рассчитывается таблица девиации для 24 или 36 курсов.Вычисление таблицы девиации производится по основной формуле девиации или по схеме, приведенной в табл. 2 (на примере для 24 курсов).В таблице римскими цифрами обозначены произведения и слагаемые. В верхней части таблицы записать коэффициенты девиации, округленные до 0,01, затем вычислить значения Dsin2KK, т. е. в I столбце записать произведения коэффициента на множители (Мн.): 0(sin0), S30(sin30) и т.д. Определить значения Ecos2KK, т. е. во II столбце записать произведения коэффициента Е на эти же множители.Сумму произведений I и II столбца записать в III столбец, данные которого в сумме с постоянным коэффициентом А дают значения IV столбца. В V и VI столбцах определить произведения BsinKK и CcosKK, а в VII столбце – их сумму. В VIII и IX столбцах рассчитывается таблица девиации через 15 курса, причем для первой половины окружности значения IV и VII столбцов складываются, а для второй половины окружности, когда синус компасного курса меняет свой знак на обратный, из данных IV столбца вычитаются данные VII столбца. Расчет таблицы девиации ведется с точностьюдо0,1.Вычисленные значения получились довольно мелкие , поэтому точность до 0,1 не применяется. Округление до 4 знака для большей точности.Таблица 5.1Вычисление таблицы девиации через 150 по коэффициентам А, В, С, D и Е (до 0,10)D = 00Е = +0,0250(IV)В = -1,020С = +1,130VIIККККМн.IМн.IIIIIA=+0,0330Мн.VМн.VIV+VIIV+VIIIVVIID×Мн.E×Мн.I+IIIII+AB×Мн.С×Мн.00,001+0,0250+0,0250+0,05800,001+1,130+1,1300+1,18801800-1,0720S300,00S60+0,0210+0,0210+0,054S15-0,263S75+1,09+0,82715+0,8810195-0,7730S600,00S30+0,01250+0,01250+0,0455S30-0,51S60+0,978+0,46830+0,5135210-0,422510,0000,000,00+0,033S45-0,721S45+0,799+0,07845+0,1110225-0,0450S600,00S30-0,01250-0,01250+0,0205S60-0,883S30+0,565-0,31860-0,2975240+0,3385S300,00S60-0,0210-0,0210+0,012S75-0,985S15+0,292-0,69375-0,6810255+0,705000,001-0,0250-0,0250+0,0081-1,0200-1,0290-1,0120270+1,0280S300,00S60-0,0210-0,0210+0,012S75+0,985S15-0,292+0,693105+0,7050285-0,6810S600,00S30-0,01250-0,01250+0,0205S60+0,883S30-0,565+0,318120+0,3385300-0,297510,0000,00,0+0,033S45+0,721S45-0,799-0,078135-0,0450315+0,1110S600,00S30+0,01250+0,01250+0,0455S30+0,51S60-0,978-0,468150-0,4225330+0,5135S300,00S60+0,0210+0,0210+0,054S15+0,263S75-1,09-0,827165-0,7730345+0,8810Вычисление коэффициентов девиацииВ I и II столбцы таблицы записать наблюденные девиации.В III столбце записать вычисленные полусуммы по строкам I и II столбцов.В IV столбце записать полуразность тех же чисел.В V и VI столбцах записать произведения из постоянных множителей (Мн.) на числа IV столбца.Вычислить полусумму чисел V столбца, которая дает значение коэффициента В, и полусумму чисел VI столбца, которая дает значение коэффициента C.В VII и VIII столбцы переписать числа из III столбца, в IX столбце записать полусумму этих столбцов, а в Х столбце полуразность, что дает значение коэффициентов Е и D, а полусумма чисел IX столбца дает значение коэффициента А.По окончании вычисления коэффициентов необходимо тщательно проверить правильность вычисления или произвести контроль, например сумма чисел III и IV столбцов должна давать числа I столбца, а сумма чисел X и IX столбцов должна давать числа VII столбца. Таблица 5.2ККIККIIIIIIVМн.VМн.VIVIIVIIIIXXМн.IVМн.IVВерхняя половина ст. IIIНижняяполовинаст. III0+0,91800,90+0,901+0,90-0,05-0,025+0,025= Е45+0,3225-0,2+0,05+0,25S45+0,18S45+0,18+0,05+0,05+0,050= D90-1,1270+1,0-0,05-1,051-1,050+0,0751351,6315+1,7+0,05-1,65S45-1,17S45+1,17+0,033= А+0,18+2,25Контроль III + IV = I2,22Контроль Х+ IX = VII-2,04+2,25В =-1,02+1,13= СЗадание №6Определение поправки относительного лага по результатам испытаний на мерной линииПорядок выполнения:Расчеты выполняются последовательно на трех режимах хода малом, среднем и полном ходах.По результатам замеров наблюдателей № 1, 2, 3 определить среднее истинное время на каждом пробеге. По результатам замеров наблюдателей № 4 и № 5 определить среднее лаговое время на каждом пробеге. По формуле определить частоту вращения вала движителя на каждом пробеге.По формулам рассчитать истинную и лаговую скорости на режиме и частоту вращения вала двигателя на режиме.По формулам рассчитать абсолютную поправку и относительную погрешность лага на режиме.Построить график зависимости скорости от частоты вращения движителей.Таблица 6.1№ ВариантаРежим хода№ пробегаИнтервал времени между створами по данным наблюдателей (мин. сек)Расстояние между створами(мили)Время изменения отсчета лага на величину РОЛ(мин. сек)Контроль оборотов вала на пробеге№ 1№ 2№ 3№ 4№5N (об.)АТ13МХ107.5007.5307.572,007.4507.42136807.41207.3007.3307.3707.2507.22135907.34307.4307.4607.5007.3807.35139107.47СХ105.1705.1005.112,005.0004.59125005.15204.5104.5904.5504.4504.48116504.52305.0404.5804.5904.5104.54120205.03ПХ105.5305.5706.013,005.4505.50177605.54205.3805.4205.4605.3105.34170805.41305.4705.5105.5505.3905.44174005.51(48)(49)(50)где:Sэ - расстояние между секущими створами, [мили];п1, п2 - показания счетчика суммарных оборотов вала движителя на момент начала и окончания пробега соответственно [об]; п2 - n=п - количество оборотов вала за время пробега [об];ΔTср- средние интервалы времени, полученные каждой из групп наблюдения, [мин].по результатам трех пробегов определить значение скоростей на режиме по формулам. В той же таблице приведены формулы для расчета частоты вращения движителей на режиме;построить график зависимости скорости от частоты вращения движителей. График должен быть представлен прямой или иметь незначительную кривизну;- рассчитать абсолютную поправку лага на режиме по формуле: (51)или относительную погрешность: (52)Аналогичные действия выполнить на каждом из режимов.Таблица 6.2Гидрологические условияЧисло пробеговФормула для расчета средней скорости на режимеТечение отсутствует2Имеется стабильное течение, мало изменяющееся во времени3Имеется течение, значительно изменяющееся во времени в период испытаний4где:Ni- частота вращения вала движителя на i-ом пробеге [об/мин];Vi- скорость на i-ом пробеге [узл].Расчет ведется без учета течения.Истинная скорость на пробегеМХ:1 V = S/T = 2,0 / 7,88 (мин) = 2,0 / 0,132(ч) = 15,15 (миль/час) (53)2 V = S/T = 2,0 / 7,55 (мин) = 2,0 / 0,126(ч) = 15,87 (миль/час) (54)3 V = S/T = 2,0 / 7,76 (мин) = 2,0 / 0,129(ч) = 15,50 (миль/час) (55)Средняя скорость на режиме (56) (56)Истинная скорость на пробеге СХ:1 V = S/T = 2,0 / 5,20 (мин) = 2,0 / 0,086(ч) = 23,25 (миль/час)(57)2 V = S/T = 2,0 / 4,91 (мин) = 2,0 / 0,081(ч) = 24,69 (миль/час) (58)3 V = S/T = 2,0 / 5,0 (мин) = 2,0 / 0,083(ч) = 24,09 (миль/час) (59)Средняя скорость на режиме (60) (61)Истинная скорость на пробеге ПХ:1 V = S/T = 3,0 / 5,95 (мин) = 3,0 / 0,099(ч) = 30,30 (миль/час) (62)2 V = S/T = 3,0 / 5,7 (мин) = 3,0 / 0,095(ч) = 31,57 (миль/час) (63)3 V = S/T = 3,0 / 5,85 (мин) = 3,0 / 0,097(ч) = 30,92 (миль/час) (64)Средняя скорость на режиме (65) (66)Лаговая скорость МХ1 V = S/T=2,0/7,43 = 2,0/0,123=16,26 (67)2 V = S/T=2,0/7,23= 2,0/0,120=16,66 (68)3 V = S/T=2,0/7,36=2,0/0,122=16,39 (69) (70) (71)Лаговая скорость СХ1 V = S/T=2,0/5,0 = 2,0/0,083=24,09 (миль/час) (72)2 V = S/T=2,0/4,76= 2,0/0,079=25,31 (миль/час) (73)3 V = S/T=2,0/4,52=2,0/0,081=24,69 (миль/час) (74) (75) (миль/час) (76)Лаговая скорость ПХ1 V = S/T=3,0/5,76 = 3,0/0,096=31,25 (миль/час) (77)2 V = S/T=3,0/5,53= 3,0/0,092=32,60 (миль/час) (78)3 V = S/T=3,0/5,7=3,0/0,095=31,57 (миль/час) (79) (80) (81)Абсолютная поправка лага МХ (82)Относительная погрешность МХ (83)Абсолютная поправка лага СХ (84)Относительная погрешность МХ (85)Абсолютная поправка лага ПХ (86)Относительная погрешность ПХ (87)Частота вращения двигателя средняя МХ (88)Частота вращения двигателя средняя СХ (89)Частота вращения двигателя средняя ПХ (89)ЗАКЛЮЧЕНИЕПосле проведения расчетов поправки за не выставку в ДП судна отчетного индекса пеленгаторных репитеров компаса, было определно, что требуется выставка репитеров в ДП.Результат расчётов и анализ ΔГКi в следующем задании показал, что погрешность превышает допустимое значение В 3 задании измеренная на графике статическая погрешность выходного курса равна или превышает её допустимое значение, указанное для Р=0,95. Значит гирокомпас работает с погрешностью превышающей допустимое значение и не может быть использован в качестве основного курсоуказателя на судне. Для определения поправки эхолота возникают погрешности, кторые надлежит учитывать при расчетах.Вычисление приближенных коэффициентов А, В, С, D, Eпо девиациям, наблюденным на 8 равноотстоящих (главных и четвертных) компасных курсах, производилось по формулам и по схеме, приведенной в таблице для вычислений. Полученные результаты совпали и можно сделать, что можно оба способа с одинаковой эффективностью.В 6м задании по результатам пробегов произведен расчет средней скорости и вращения двигателя, построен график зависимости, который показывает нарастающую тенденцию.Полученные навыки расчета пригодятся в повседневной работе судоводителя при проведение ежедневных проверок и заполнения чек-листов.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫСмирнов Е. Л., Яловенко А. В., Якущенков А. А. Технические средства судовождения: Теория: Учебник для вузов / Под ред Е. Л. Смирнова. — М.: Транспорт, 1988. — 376 с.Рекомендации по организации штурманской службы на судах (РШС-89)
2. Рекомендации по организации штурманской службы на судах (РШС-89)
Вопрос-ответ:
Как определить поправку за не выставку в диаметральной плоскости судна?
Поправку за не выставку в диаметральной плоскости судна можно определить, проверив выставку пеленгаторного репитера гирокомпаса. Для этого нужно выполнить определенный порядок проверки выставки в данной плоскости.
Как определить мгновенную поправку гирокомпаса?
Определение и анализ мгновенной поправки гирокомпаса осуществляется с помощью соответствующих технических средств судовождения. Это позволяет определить мгновенную поправку и проанализировать ее значение для корректного определения курса судна.
Почему необходимо определить и проанализировать постоянную поправку гирокомпаса?
Определение и анализ постоянной поправки гирокомпаса необходимо для обеспечения точности и надежности определения курса судна. Это позволяет компенсировать систематическую ошибку гирокомпаса и получать более точные данные о курсе судна.
Как определить постоянную поправку гирокомпаса?
Определение постоянной поправки гирокомпаса производится путем выполнения определенного порядка действий. Важным этапом является проведение серии измерений на разных курсах и анализ полученных данных. Постоянная поправка определяется как среднее значение измерений.
Как обосновать необходимость определения и анализа постоянной поправки гирокомпаса?
Определение и анализ постоянной поправки гирокомпаса следует проводить для обеспечения безопасной навигации и предотвращения возможных ошибок при определении курса судна. Точность определения курса важна для безопасности плавания и предотвращения аварийных ситуаций.
1. Как определить поправку за не выставку в диаметральной плоскости судна?
Для определения поправки за не выставку в диаметральной плоскости судна необходимо выполнить проверку выставки пеленгаторного репитера гирокомпаса в этой плоскости. Подробный порядок выполнения проверки указан в инструкции к техническим средствам судовождения.
2. Что такое мгновенная поправка гирокомпаса и как ее определить?
Мгновенная поправка гирокомпаса - это поправка, которая необходима для исправления показаний гирокомпаса в зависимости от текущего положения судна. Определение мгновенной поправки проводится на основании сравнения показаний гирокомпаса с показаниями других навигационных приборов или с учетом дополнительных данных, указанных в инструкции.
3. Зачем определять и анализировать постоянную поправку гирокомпаса?
Определение и анализ постоянной поправки гирокомпаса необходимы для коррекции показаний гирокомпаса с учетом его постоянного смещения. Это позволяет получить более точные данные о направлении судна и повысить навигационную точность.
4. Как определить постоянную поправку гирокомпаса?
Для определения постоянной поправки гирокомпаса следует выполнить определенный порядок действий, указанный в инструкции к техническим средствам судовождения. Он может включать сравнение показаний гирокомпаса с показаниями других навигационных приборов и проведение специальных испытаний.
5. Как проверить выставку пеленгаторного репитера гирокомпаса в диаметральной плоскости судна?
Для проверки выставки пеленгаторного репитера гирокомпаса в диаметральной плоскости судна необходимо следовать определенному порядку, указанному в инструкции к техническим средствам судовождения. Этот порядок может включать установку судна в определенном положении и сравнение показаний гирокомпаса с показаниями других навигационных приборов.
Как определить поправку за не выставку в диаметральной плоскости судна?
Для определения поправки за не выставку в диаметральной плоскости судна необходимо выполнить проверку выставки пеленгаторного репитера гирокомпаса в данной плоскости судна.
Как определить мгновенную поправку гирокомпаса?
Мгновенная поправка гирокомпаса определяется путем анализа данных, полученных от гирокомпаса во время его работы. Эта поправка требуется для коррекции показаний гирокомпаса на текущее время и условия плавания.