Экономическая безопасность и проблема внутренней и внешней задолжности государства

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Экономика
  • 26 26 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 15.03.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
1. Экономическая безопасность государства
1.1. Геоэкономические интересы России как основные направления возможных внешних угроз экономической безопасности
1.2. Оценка актуальных внешних угроз экономической безопасности РФ
2. Анализ проблем государственной политики в области формирования и управления государственным долгом
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Рис. 5. – Динамика объема и структуры государственного долга РФ за 2008-2011 г.г. (млрд. руб.)

Показатели государственного долга Российской Федерации и их динамика в 2009 – 2011 годах соответствуют Основным направлениям бюджетной и налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, предусматривающим уменьшение относительных размеров государственного внешнего долга, развитие национального рынка государственных ценных бумаг, обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой долговой устойчивости.
Анализ динамики показывает, что объем государственного долга будет иметь тенденцию к росту и увеличится с начала 2009 года по конец 2011 года с 2 801,4 млрд. рублей до 4 848,4 млрд. рублей, или на 2 047 млрд. рублей (в 1,7 раза), относительно ВВП увеличится с 6,4 % в 2009 году до 7,2 % в конце 2011 года. Показатели объема государственного долга на 2009 и 2010 годы, представленные в материалах к законопроекту, меньше аналогичных ранее прогнозируемых показателей, что свидетельствует о менее значительном росте внутреннего долга, чем прогнозировалось.


Рис. 6. – Динамика расходов на обслуживание государственного долга РФ за 2008-2011 г.г. (млрд. руб.)

Россия в 2009-2011 годах откажется от заимствований на международных рынках капитала. Как отмечается, в сфере внешних заимствований основными принципами долговой политики в 2009-2011 годах являются отказ от заимствований на международных рынках капитала, завершение и ускоренная реализация большинства действующих проектов с международными финансовыми организациями с отказом от принятия обязательств по новым займам, полный отказ от привлечения новых кредитов правительств иностранных государств.


Рис. 10. – Структура государственного внутреннего долга РФ за 2008-2011 г.г. (млрд. руб.)


Рис. 11. – Динамика государственного внутреннего долга РФ и расходов на его обслуживание за 2008-2011 г.г. (млрд. руб.)
В результате проводимой долговой политики совокупный объем государственного долга Российской Федерации составит 7,98% ВВП на конец 2011 года, при этом к концу 2011 года доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга достигнет 76,8% при соответствующем снижении доли внешнего долга. Соответственно, процентные расходы федерального бюджета в 2009, 2010, 2011 годах составят 0,42, 0,43, 0,48% ВВП.



Рис. 12. – Структура государственного внешнего долга РФ за 2008-2011 г.г. (млрд. руб.)


Рис. 13 – Динамика государственного консолидированного внешнего долга РФ за 2008-2011 г.г. (млрд. руб.)

По данным Минфина, внешний госдолг РФ на 1 апреля 2009 года составил 44,1 миллиарда долларов. В том числе задолженность перед странами-участницами Парижского клуба составила на 1 апреля 2009 года 1,6 миллиарда долларов, перед странами, не вошедшими в Парижский клуб - 2,2 миллиарда долларов, бывшими странами СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) - 1,5 миллиарда долларов. Коммерческая задолженность бывшего СССР на 1 апреля текущего года составила 0,7 миллиарда долларов, долги перед международными финансовыми организациями - 5,0 миллиарда долларов. Обязательства РФ по еврооблигационным займам оцениваются в 28,6 миллиарда долларов, по облигациям внутреннего государственного валютного займам (ОВГВЗ) - 4,5 миллиарда долларов. Предоставление гарантий РФ в иностранной валюте на 1 апреля 2009 года составило 0,6 миллиарда долларов.
Заключение

Государственный долг влияет на важные макроэкономические показатели развития страны. Здесь обнаруживается тесная взаимосвязь между этими показателями и проводимой государством денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и валютной политикой. Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства носят антиципированный характер и являются не чем иным, как изъятыми вперед налогами.
В макроэкономическом аспекте госкредит может иметь весьма неблагоприятные последствия в случае неверно выбранной стратегии и тактики его использования как финансового инструмента управления экономикой страны. В этом случае неизбежен мультипликативный эффект роста финансово-кредитной зависимости государства от кредиторов (как внутренних, так и внешних).
Государственный кредит способствует правильной организации сбережений, является источником увеличения денежных доходов держателей государственных ценных бумаг и вкладчиков банков, создает условия для большей сбалансированности доходов и расходов населения, организаций, предприятий и государственного бюджета, является одним из решающих факторов стабилизации денежного обращения и проведения эффективной кредитно-эмиссионной и валютной политики.
Эффективная система обеспечения экономической безопасности — вопрос жизни любого государства. Тем более это важно для сегодняшней России, стремящейся занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве.
Главным направление противодействия внешним угроза экономической безопасности РФ является то, что сырьевая составляющая должна уменьшиться в структуре отечественной экономики, машиностроительная же продукция, наоборот, увеличит свой удельный вес с нынешних 6 до 14 процентов. РФ намерена создать многостороннюю систему поддержки экспорта, особенно это коснется конкурентных отраслей: космическая и атомная промышленность, авиа- и судостроение. Предусматривается продолжить оптимизацию таможенных тарифов, имея в виду расширение переработки сырья на российской территории, стимулирование экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости. С другой стороны, таможенные тарифы не должны сдерживать техническое перевооружение отрасли.
Очевидно, что обеспечение внешней экономической безопасности РФ не возможно, если не создать для нее подобающую инфраструктуру: увеличиваются мощности морских портов, открываются новые маршруты транспортировки российских углеводородов, среди которых трубопроводы БТС, "Голубой поток", а целый ряд аналогичных проектов сейчас воплощаются в жизнь - ВСТО, Северо-Европейский газопровод, труба "Южный поток". Кстати, вчера правительство попутно ратифицировало соглашение между Россией, Казахстаном и Туркменистаном о строительстве Прикаспийского газопровода и т.д.
Анализ тенденций развития мирохозяйственных связей, научно-технических преобразований в экономике, мировых интеграционных процессов и воздействия этих факторов на экономические основы национальной безопасности государств мирового сообщества позволяет наметить основные направления обеспечения экономической безопасности государства. При этом очевидно, что оценка эффективности обеспечения безопасности национального хозяйства страны немыслима без определения ретроспективных, текущих и предполагаемых уровней экономической безопасности государства.
Таким образом, экономическая безопасность выступает как динамическая концепция сбалансированного и устойчивого экономического развития.

Список литературы

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"
Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2008. - N 2. - С.26-35.
Борисов С.М. Новое о внешнем долге России // Деньги и кредит. - 2010. - N 2. - С.15-21.
Вавилов А.С.. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. — М.: Городециздат, 2009
Востриков С.В. Россия в мире грядущего: прогнозы и перспективы // Социально-гуманитарные знания 2010. №4. - с. 32-35
Глобализация и регионализация: факторы формирования геополитического пространства. / Под ред. Широков Г.К., Володин А.Г., Лунев С.И., Салицкий А.И. М.: ИМЭМО РАН, 2009. – 487 с.
Деменцев В. Внешний долг России в системе международной задолженности // Финансы. - 2009. - N 12. - С.18-20.
Дмитриев В.А. Внешний долг и методы его урегулирования (мировой опыт и российские проблемы). — М.: Моск. гос. ун-т печати, 2010.
Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством. - М.: Арктогея, 2009. - 320 с.
Ивашов Л.Г. Россия или Московия?: геополитическое измерение национальной безопасности России - М.: Эксмо : Алгоритм-Книга, 2008. - 416 с.
Игнатова Т.В., Миронова О.А., Солодков Г.П. Современные мирохозяйственные процессы: глобализация, интеграция, регионализация. -. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2008. с. 249 с.
Кефели И.Ф. Философия геополитики в контексте современного теоретического знания [Электронный ресурс] // ПОЛИТЭКС.– URL: http://politex.info/content/view/142/40/.
Международный бизнес и его развитие в России /Под общ. ред Г.П.Солодкова . Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2007. – с. 347
Най Дж. «Мягкая сила» и американо-европейские отношения // Свободная мысль. № 10. 2008. – с.16-18
Селезнев А. Совокупный государственный долг, его регулирование // Экономист. - 2009. - N 8. - С.13-26.
Симония Н. Глобализация и неравномерность мирового развития // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 3. с. 41-46
Страны и регионы мира 2008: Экономико-политический справочник / Под ред. А.С.Булатова –М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 624 с.
http://www.budgetrf.ru официальный сайт федерального бюджета РФ.
http://www.info.debt.ru/ официальный сайт по внешнему долгу России.
http://cbr.ru официальный сайт ЦБ РФ.



Востриков С.В. Россия в мире грядущего: прогнозы и перспективы // Социально-гуманитарные знания 2010. №4. - с. 32-35
Кефели И.Ф. Философия геополитики в контексте современного теоретического знания [Электронный ресурс] // ПОЛИТЭКС.– URL: http://politex.info/content/view/142/40/.
Глобализация и регионализация: факторы формирования геополитического пространства. / Под ред. Широков Г.К., Володин А.Г., Лунев С.И., Салицкий А.И. М.: ИМЭМО РАН, 2009. – с. 421
Симония Н. Глобализация и неравномерность мирового развития // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 3. с. 41-46
Дмитриев В.А. Внешний долг и методы его урегулирования (мировой опыт и российские проблемы). — М.: Моск. гос. ун-т печати, 2010. с. 102
Деменцев В. Внешний долг России в системе международной задолженности // Финансы. - 2009. - N 12. - С.18-20.
Деменцев В. Внешний долг России в системе международной задолженности // Финансы. - 2009. - N 12. - С.18-20.
Селезнев А. Совокупный государственный долг, его регулирование // Экономист. - 2009. - N 8. - С.13-26.
Вавилов А.С.. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. — М.: Городециздат, 2009 с. 155
Вавилов А.С.. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. — М.: Городециздат, 2009 с. 157
Сайт Министерства финансов РФ: http://www.minfin.ru/ru/
Селезнев А. Совокупный государственный долг, его регулирование // Экономист. - 2009. - N 8. - С.13-26.
Вавилов А.С.. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. — М.: Городециздат, 2009 с. 157
Селезнев А. Совокупный государственный долг, его регулирование // Экономист. - 2009. - N 8. - С.13-26.
Селезнев А. Совокупный государственный долг, его регулирование // Экономист. - 2009. - N 8. - С.13-26.
http://www.info.debt.ru/ официальный сайт по внешнему долгу России.
http://www.info.debt.ru/ официальный сайт по внешнему долгу России.













2

1.Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"
2.Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2008. - N 2. - С.26-35.
3.Борисов С.М. Новое о внешнем долге России // Деньги и кредит. - 2010. - N 2. - С.15-21.
4.Вавилов А.С.. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. — М.: Городециздат, 2009
5.Востриков С.В. Россия в мире грядущего: прогнозы и перспективы // Социально-гуманитарные знания 2010. №4. - с. 32-35
6.Глобализация и регионализация: факторы формирования геополитического пространства. / Под ред. Широков Г.К., Володин А.Г., Лунев С.И., Салицкий А.И. М.: ИМЭМО РАН, 2009. – 487 с.
7.Деменцев В. Внешний долг России в системе международной задолженности // Финансы. - 2009. - N 12. - С.18-20.
8.Дмитриев В.А. Внешний долг и методы его урегулирования (мировой опыт и российские проблемы). — М.: Моск. гос. ун-т печати, 2010.
9.Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством. - М.: Арктогея, 2009. - 320 с.
10.Ивашов Л.Г. Россия или Московия?: геополитическое измерение национальной безопасности России - М.: Эксмо : Алгоритм-Книга, 2008. - 416 с.
11.Игнатова Т.В., Миронова О.А., Солодков Г.П. Современные мирохозяйственные процессы: глобализация, интеграция, регионализация. -. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2008. с. 249 с.
12.Кефели И.Ф. Философия геополитики в контексте современного теоретического знания [Электронный ресурс] // ПОЛИТЭКС.– URL: http://politex.info/content/view/142/40/.
13.Международный бизнес и его развитие в России /Под общ. ред Г.П.Солодкова . Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2007. – с. 347
14.Най Дж. «Мягкая сила» и американо-европейские отношения // Свободная мысль. № 10. 2008. – с.16-18
15.Селезнев А. Совокупный государственный долг, его регулирование // Экономист. - 2009. - N 8. - С.13-26.
16.Симония Н. Глобализация и неравномерность мирового развития // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 3. с. 41-46
17.Страны и регионы мира 2008: Экономико-политический справочник / Под ред. А.С.Булатова –М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 624 с.
18.http://www.budgetrf.ru официальный сайт федерального бюджета РФ.
19.http://www.info.debt.ru/ официальный сайт по внешнему долгу России.
20. http://cbr.ru официальный сайт ЦБ РФ.



Вопрос-ответ:

Какие геоэкономические интересы России могут стать направлениями внешних угроз экономической безопасности?

Геоэкономические интересы России могут быть разными и зависят от конкретных обстоятельств. Однако, возможными направлениями внешних угроз экономической безопасности могут быть контроль над энергетическими ресурсами, ограничение доступа к важным рынкам, экономическое давление через санкции или блокировку финансовых потоков и другие подобные действия.

Каким образом можно оценить актуальность внешних угроз экономической безопасности РФ?

Для оценки актуальности внешних угроз экономической безопасности РФ необходимо провести анализ международной обстановки, политических отношений с другими странами, проводимых экономических санкций и ограничений, а также прогнозировать возможные развития событий. Также стоит изучить и анализировать экономические показатели, такие как уровень внешней торговли, объем и структуру государственного долга, инвестиционные потоки и другие факторы, которые могут повлиять на экономическую безопасность страны.

Какие проблемы связаны с государственной политикой в области формирования и управления государственным долгом?

Государственный долг является одной из проблем, с которыми сталкиваются государства. Неконтролируемый рост долга может привести к экономическим проблемам, таким как увеличение выплат по процентам, сокращение инвестиций в другие сферы, рост инфляции и дефицит бюджета. Важно разработать эффективную политику по управлению государственным долгом, которая предусматривает контроль за его объемом и структурой, поиска источников финансирования и сроков погашения.

Какие могут быть внешние угрозы экономической безопасности России?

Внешние угрозы экономической безопасности России могут включать экономическую зависимость от других стран, санкции, внешнюю конкуренцию, изменение мировых рынков и т.д.

Какие направления возможных внешних угроз экономической безопасности России были указаны в статье?

В статье указывается, что основными направлениями возможных внешних угроз экономической безопасности России являются геоэкономические интересы России, такие как контроль над энергетическим рынком, влияние на транзит товаров и ресурсов и т.д.

Как можно оценить актуальные внешние угрозы экономической безопасности России?

Оценка актуальных внешних угроз экономической безопасности России может проводиться через анализ текущих международных политических и экономических процессов, мониторинг экономических показателей и трендов, а также анализ позиций и действий других государств в отношении России.

Какие проблемы существуют в государственной политике России в области формирования и управления государственным долгом?

В статье не приводятся конкретные проблемы в государственной политике России в области формирования и управления государственным долгом. Однако, можно предположить, что такие проблемы могут включать неэффективное использование заемных средств, рост общей суммы государственного долга, нестабильность экономической ситуации и т.д.

Как изменился объем и структура государственного долга России за период с 2008 по 2020 год?

Из статьи можно узнать, что в период с 2008 по 2020 год объем и структура государственного долга России выросли. Однако, подробной информации о конкретных изменениях объема и структуры долга за каждый год не предоставлено.