Самоорганизация – основа профессионально-личностного развития»

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология личности
  • 27 27 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 05.12.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1 Личность, структура личности и особенности ее становления в трудах древнегреческих философов: Сократа, Платона, Аристотеля. 5
Глава 2 Личность, структура личности и особенности ее становления в трудах психологов, социологов и философов XVII-XX веков 8
2.1Теория развития личности Зигмунда Фрейда 8
2.2Теория личности и ее типов Ганса Айзенка 10
2.3 Психосоциальная теория личности Эрика Эриксона 11
Глава 3 Проблема самоорганизации в трудах зарубежных ученых. 11
3.1 Проблема самоорганизации в трудах греческого философа Аристотеля 13
3.2 Проблема самоорганизации в трудах французского философа Рене Декарта 14
3.3 Проблема самоорганизации в трудах австрийского психолога Зигмунда Фрейда 14
Глава 4 Проблема самоорганизации в трудах отечественных ученых 16
4.1 Проблема самоорганизации личности воспитанника в трудах Василия Александровича Сухомлинского 16
4.2 Проблема самоорганизации в трудах Евгения Павловича Ильина 17
4.3Проблема самоорганизации в трудах Николая Александровича Бердяева. 18
Глава 5 Самоорганизация личности – синергетический подход. 19
Глава 6 Биологическая самоорганизация человека. 20
Глава 7 Социальная самоорганизации личности. 22
Глава 8 Творческая самореализация личности. 24
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Фрагмент для ознакомления

В ходе исторического развития общества характер процесса самореализации человека постоянно изменялся. От античной калокагатии и христианского единения с Богом акцент сместился на раскрытие и реализацию творческого потенциала человека, на конструктивное движение в направлении духовно-социального роста его личности. В условиях информационного общества, на первый план выходит самореализация человека в области коммуникации, накопления различных знаний, чтобы в итоге стать экспертом в различных сферах общественной жизни для дальнейшего самосозидания и самотворчества.Процесс самореализации определяется социальным развитием человека в границах его онтогенеза, т.е. адаптацией, индивидуализацией и интеграцией. Адаптация понимается как адаптивно-адаптирующая деятельность, в результате которой человек изменяет и себя и условия окружающего мира. Адаптируясь к нестабильным условиям и хаотическим воздействиям общества, человек актуализирует свой потенциал, сохраняя свою внутреннюю динамику за счёт приобретения новых качеств и реализации старых. В результате такой деятельности человек формирует и развивает свою личность, создавая различные стратегии жизнедеятельности, направленные на его самореализацию в различных условиях.В процессе индивидуализации человек познаёт мир и себя, переходя от идентификации к самоидентификации, от познания к самопознанию, от оценки к самооценке, совокупность которых является детерминантой его самосозидания и самореализации. В процессе индивидуализации человек интегрирует представления о себе в единый целостный образ, который регулирует активность человека и сохраняет устойчивость его личности. А личность сохраняет и развивает свою индивидуальность в процессе овладения культурой, которая является как источником развития, так и способом самореализации, определяя наиболее её перспективные пути.Процесс жизнедеятельности человека, выраженный в социальном общении и самореализации имеет интегративный характер, сущностью которого является совокупность процессов организации и самоорганизации. Общение, в своём духовно-информационном аспекте, создаёт предпосылки к  нестабильности сложноорганизованной системы, каковой является личность человека, а значит, является инициатором процесса её самоорганизации, служащей источником поиска новых способов деятельности, то есть самореализации человека. Самореализация и обретение идентичности человеком вносят в его личностное формирование и развитие организационный, управляющий момент, который корректирует тенденции самоорганизации и общения человека.Глава 7 Социальная самоорганизации личностиСамореализация выступает в качестве системообразующего принципа жизнедеятельности человека, стремление к самопроявлению является основным рычагом его активности в современном обществе. Поэтому под понятием «человек» понимается динамически развивающаяся система, стремящаяся к самоактуализации, самореализации, самопроявлению всех своих потенций и возможностей, в которой представлены различные уровни организации (материальные, социальные, духовные).В ходе исторического развития общества характер процесса самореализации человека постоянно изменялся. От античной калокагатии и христианского единения с Богом акцент сместился на раскрытие и реализацию творческого потенциала человека, на конструктивное движение в направлении духовно-социального роста его личности. В условиях информационного общества, на первый план выходит самореализация человека в области коммуникации, накопления различных знаний, чтобы в итоге стать экспертом в различных сферах общественной жизни для дальнейшего самосозидания и самотворчества.Процесс самореализации определяется социальным развитием человека в границах его онтогенеза, т.е. адаптацией, индивидуализацией и интеграцией. Адаптация понимается как адаптивно-адаптирующая деятельность, в результате которой человек изменяет и себя и условия окружающего мира. Адаптируясь к нестабильным условиям и хаотическим воздействиям общества, человек актуализирует свой потенциал, сохраняя свою внутреннюю динамику за счёт приобретения новых качеств и реализации старых. В процессе индивидуализации человек познаёт мир и себя, переходя от идентификации к самоидентификации, от познания к самопознанию, от оценки к самооценке, совокупность которых является детерминантой его самосозидания и самореализации. В процессе индивидуализации человек интегрирует представления о себе в единый целостный образ, который регулирует активность человека и сохраняет устойчивость его личности. А личность сохраняет и развивает свою индивидуальность в процессе овладения культурой, которая является как источником развития, так и способом самореализации, определяя наиболее её перспективные пути.Процесс жизнедеятельности, выраженный в социальном общении и самореализации имеет интегративный характер, сущностью которого является совокупность процессов организации и самоорганизации. Общение, в своём духовно-информационном аспекте, предпосылки создает к неравновесности, нестабильности сложноорганизованной системы, каковой является личность человека, значит, инициатором процесса является её самоорганизация, служащая источником поиска новых способов деятельности, то есть самореализации человека. Самореализация и обретение идентичности человеком вносят в его личностное формирование и развитие организационный, управляющий момент, который корректирует тенденции самоорганизации и общения человека.Глава 8 Творческая самореализация личности.В профессиональной деятельности, самореализацию творческой личности в самых общих чертах можно определить, как раскрытие через определенные результаты данной деятельности творческих способностей личности. Складывается она из совокупности осознанных действий личности, которые направлены на удовлетворение потребности в самовыражении, представляет собой определенную форму социального поведения, также отражающую особенности управления самим собой человеком в данной области. При кажущейся достаточности такого определения оно тем не менее ставит вопросы об уточнении понятий «личность», «творчество», «творческие способности», на которые ответы являются исходными для раскрытия понятия самореализация творческой личности в профессиональной деятельности. При освещении вопросов самореализации творческой личности точным представляется использование понятия «самореализация творческого потенциала личности», под которым обычно понимается совокупность ее творческих способностей.В профессионально-творческой, не сама личность реализуется, а только ее определенные способности: физические, психологические, творческие, умственные.Выступают инновации с этой точки зренияпрежде всего, как результат реализации творческого потенциала личности, группы лиц или организации.Отличается двунаправленностьюпроцесса самореализации творческого потенциала личности, ориентацией на внешнее и внутреннее самовыражение.Психологические процессы сопровождающие его отличаются многогранностью.Важное место среди них занимают процессы формирования, закрепления в сознании и корректировки человеком собственного образа «Я-творец». Во многом, самореализация творческого потенциала работника зависит от типа личности, установок, воли и мотивации человека.Что побуждает к творческой деятельности, только ли потребности в самовыражении? Слава, любовь, деньги, удовлетворение от выполненной работы, стремление достичь высот, доказать свою значимость, исключительность, обратить на себя внимание, полу-осознаваемый страх лишения чего-либо и т. д. Мотивы могут иметь экономическую, социальную, биологическую и психологическую природу и не всегда хорошо осознаваться творческой личностью. ЗаключениеТаким образом, мы рассмотрели самоорганизацию как способность контролировать и планировать собственное время, постановку цели.Люди должны ставить цели и достигать их каждый день. Каждодневное выполнение своих целей затрачивает серьезные усилия над собой и терпение. Но именно эти упорные усилия даст свой результат. Каждый человек может развивать в себе качества самоорганизованного человека. Достаточно начать планировать свой день и ставить цели, не опаздывать, не лениться и хвалить себя за достижения. Все действия и мысли нужно оценивать самостоятельно.С научной точки зрения проблема самоорганизации личности является одной из ключевых проблем теории педагогики – саморазвитие и самоорганизация личности обучающегося. Основной задачей самоорганизации обучающихся является направление личности обучающегося на успех. Именно в детстве и юношестве формируется самоорганизация личности. Это помогает в дальнейшей взрослой жизни рационально строить свою профессиональную деятельность и добиваться успехов в работе.И тогда успех будет зависеть только от уровня самоорганизации человека.В результате самоорганизации человек формирует и развивает свою личность, создавая различные стратегии жизнедеятельности, направленные на его самореализацию в различных условиях.В рамках реферата мы выполнилизадачи: изучили структуру личности и особенности ее становления в трудах древнегреческих философов: Сократа, Платона, Аристотеля; рассмотрели структуру личности и особенности ее становления в трудах Зигмунда Фрейда, Ганса Айзенка, Эрика Эриксона; исследовали проблему самоорганизации в трудах зарубежных ученых: Аристотеля, Рене Декарта, Зигмунда Фрейда; исследовали проблему самоорганизации в трудах отечественных ученых: В.А. Сухомлинского, Е.П. Ильина, Н.А. Бердяева; рассмотрели самоорганизацию личности как синергетический подход; изучили биологическую самоорганизацию человека; исследовали социальную самоорганизацию личности и творческую самореализацию личности.Список использованной литературыАмбарцумов И.Д. Статья Самовоспитание по учению В.А. СухомлинскогоURL:https://ruroditel.ru/konsultatsiya-i-sovety-roditelyam/materialy-dlya-semeynogo-vospitaniya-dukhovno-nravstvennogo-patrioticheskogo-kraevedcheskogo-soderzh/samovospitanie-po-ucheniyu-v-a-sukhomlinskogo/Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Издательство политической литературы, 1973 г. – 272 с.Уваров Е.А. Статья «Самоорганизация субъекта в современной реальности» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoorganizatsiya-subekta-v-sovremennoy-realnostiБердяев Н.А. Самопознание – URL: https://www.litres.ru/nikolay-berdyaev/samopoznanie/chitat-onlayn/Шадрина О.Н. Воля как фактор самоорганизации человека - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/volya-kak-faktor-samoorganizatsii-chelovekaУваров Е.А. Статья «Психология самоорганизации личности как субъекта двигательной деятельности» - URL:https://www.dissercat.com/content/psikhologiya-samoorganizatsii-lichnosti-kak-subekta-dvigatelnoi-deyatelnosti

1. Амбарцумов И.Д. Статья Самовоспитание по учению В.А. СухомлинскогоURL:https://ruroditel.ru/konsultatsiya-i-sovety-roditelyam/materialy-dlya-semeynogo-vospitaniya-dukhovno-nravstvennogo-patrioticheskogo-kraevedcheskogo-soderzh/samovospitanie-po-ucheniyu-v-a-sukhomlinskogo/
2. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Издательство политической литературы, 1973 г. – 272 с.
3. Уваров Е.А. Статья «Самоорганизация субъекта в современной реальности» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoorganizatsiya-subekta-v-sovremennoy-realnosti
4. Бердяев Н.А. Самопознание – URL: https://www.litres.ru/nikolay-berdyaev/samopoznanie/chitat-onlayn/
5. Шадрина О.Н. Воля как фактор самоорганизации человека - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/volya-kak-faktor-samoorganizatsii-cheloveka
6. Уваров Е.А. Статья «Психология самоорганизации личности как субъекта двигательной деятельности» - URL:https://www.dissercat.com/content/psikhologiya-samoorganizatsii-lichnosti-kak-subekta-dvigatelnoi-deyatelnosti

Вопрос-ответ:

Какую роль играет самоорганизация в профессионально-личностном развитии?

Самоорганизация играет основополагающую роль в профессионально-личностном развитии. Это процесс, в котором личность сознательно и активно стремится к саморазвитию и саморегуляции, определяя свои цели, задачи и методы достижения успеха.

Какие теории личности предлагали древнегреческие философы?

Древнегреческие философы, такие как Сократ, Платон и Аристотель, предлагали свои теории о становлении и структуре личности. Например, Сократ различал разум, душу и тело как три составляющие личности, а Платон говорил о разделении души на разум, дух и страсти. Аристотель же считал, что личность формируется благодаря образованию и воспитанию.

В чем основные идеи теории развития личности Зигмунда Фрейда?

Основные идеи теории развития личности Зигмунда Фрейда заключаются в утверждении существования бессознательного и подсознательного уровней психики, а также в описании психоаналитического метода работы с пациентом. Фрейд разделял личность на три структурные компоненты: эго, суперэго и это.

Какие типы личности были описаны Гансом Айзенком?

Ганс Айзенк разделил личность на три основных типа: экстравертный, интровертный и стабильный. Экстраверты активны, общительны и энергичны, интроверты, наоборот, предпочитают уединение и концентрацию, а стабильные личности характеризуются уравновешенностью и эмоциональной стойкостью.

Какую теорию личности разработал Эрик Эриксон?

Эрик Эриксон разработал психосоциальную теорию личности, в которой он выделил восемь стадий развития, каждая из которых связана с определенным кризисом и задачей. Он подчеркивал важность социальной среды в становлении и развитии личности, а также уделял внимание взаимодействию личности и общества.

Какие философы древней Греции занимались исследованием структуры личности?

Сократ, Платон и Аристотель занимались исследованием структуры личности в своих трудах.

Какие теории развития личности существуют и какими идеями они отличаются?

Существует несколько теорий развития личности, таких как теория Зигмунда Фрейда, которая уделяет внимание психосексуальной стадии развития, или теория Ганса Айзенка, основанная на типологии личности. Есть также психосоциальная теория личности Эрика Эриксона, которая сосредотачивается на взаимодействии с окружающей средой.

Какая теория личности считается одной из самых известных и значимых?

Теория личности Зигмунда Фрейда считается одной из самых известных и значимых. Зигмунд Фрейд разработал психоаналитическую модель личности и психосексуальную стадию развития, которая основывается на понятии эго, суперэго и инстинктах.