Разница отношений разновозрастных людей к периоду СССР

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Отечества
  • 15 15 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 06.12.2022
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1. Общий анализ отношения различных возрастных групп к периоду СССР
2. Отношение постсоветской молодёжи к периоду СССР
3. Старшее поколение о СССР
Фрагмент для ознакомления

Мне было 16 лет, но стало исключительно противно. Конечно осознание глубины проблемы пришло позже, уже в МГУ, куда я поступил в 69-м. Сам курс, а тем более общение со сверстниками, думавшими также, помогли понять всю бесчеловечность этой идеологии. Продвигаясь по истории становилось предельно ясно, что эта доктрина ошибочна и опасна. А уж курс Истории партии поставил окончательную точку. Конечно мы не могли противопоставить этой жуткой машине ничего, кроме разговоров и надежд её неминуемого краха. Но чтобы быть честным, понимая диалектику исторических процессов и расстановку сил в мире, 91-й год стал неожиданностью, и не для одного меня. Так глубоко въелась эта зараза во все области жизни, что казалось конца ей нет. Оказалось: немного подковёрной борьбы, чуть митингов и глиняный колосс разрушится». [А. Соловьёв, историк, 80 лет]«В 81-м. 12 лет мне было. Увидел цифры производства сельхозпродукции и разделил на население страны (взял в справочнике).Тогда мне стало ясно, что несмотря на все успехи комбайнеров по телевизору, сами себя мы не кормим». [Е. Пугачёв, инженер, 65 лет]«Я 1962 года рождения. Моё детство пришлось на оттепель... Опьянение свободой, равенством, справедливостью.... Молодые родители, заслушивающиеся стихами Евтушенко! Очень по-советски правильные, гуманистичные, гражданственные.Но родители мои работали в бывшей "шарашке" военного ракетостроения. И мне уже с детства привили привычку - что где с кем и о чём можно говорить о их работе. Что телефон - это средство передачи селекционируемой информации, а не средство общения.И вот из этой информационной двоякости - у меня очень быстро выросло ощущение - что не всё в порядке "в датском королевстве"...А потом начались школьные годы. И, начиная со «звёздочек»- началось идеологическое воспитание. И мне оно очень нравилось. Оно много дало для социализации, формирования индивидуальной и коллективной ответственности. Это я, а не классный руководитель должна была знать - почему не пришёл на занятия мой одноклассник из звена... И это я (как и другие члены звёздочки) отвечала за то, чтобы он догнал материал пропущенных уроков, сделал все положенные домашние задания. И я ответственно пёрлась к заболевшему другу - и тоже подхватывала грипп, а то и свинку... Но я при этом была хорошим и ответственным октябрёнком!Пионер - повышал свою социальную ответственность... Он уже не должен был равнодушно проходить мимо творимого зла - за пределами личного мирка...Но пионер старше... Он уже видит - как у взрослых - слово расходится с делом... Хотя при социализме это случалось много реже, чем сейчас... Поскольку элитные страты не были так надёжно изолированы от народных масс». [Е. Мамаева, биолог, 60 лет]Первая по популярности среди респондентов старшего поколения отрицательная коннотация, связанная с Советским Союзом, — это перегибы в идеологическом воспитании, цензура, дефицит товаров, очереди в магазинах, талоны. Второй по популярности ответ— ассоциация СССР с обманом людей, ограничением свободы, застоем и бедностью населения.У учёных и деятелей культуры СССР часто связан с красным террором, репрессиями, расстрелами и ГУЛАГом. Также 1% респондентов вспомнил про железный занавес — барьер между СССР и капиталистическими государствами. В начале нашей работы мы обращались к данным современного опроса, где огромный процент респондентов среди старшего поколения всё же положительно отзывается о советском прошлом, почему же так? Почему отрицательные явления не всегда имеют первостепенное значение у опрошенных?Возвращаясь к данным таблицы, которую мы рассматривали в начале, стоит сказать, что старшее поколение (возрастные группы 40 – 54 и 55+) относятся к периоду брежневского «застоя» - достаточно стабильного времени, периода без открытых для общества экономических проблем, следовательно, не удивительно, что эти респонденты положительно отзываются о советском прошлом. Группа респондентов, чья жизнь пришлась на годы до 1964, тоже в большинстве положительно оценивают жизнь в СССР, возможно потому, что многие из них вложили огромный вклад в развитие страны, в её послевоенное восстановление и в них очень силён дух патриотизма и коллективизма, привитый тем сложным временем. ВыводМы рассмотрели отношение разных возрастных групп к образу СССР. Определили, что большинство граждан действительно чувствуют эмпатию к СССР.В то же время наиболее важно, что романтизация советского прошлогоне согласуется с желанием восстановить советский строй. Этого не желает ни поколение СССР, ни постсоветская молодежь. Анализисследования позволяет утверждать, что ознакомление с информацией о советской эпохе носит прежде всего характер бытового мифа. В основе данного представления лежит «уважение к предкам» как великим людям, создавшим мировуюдержаву. Вместе с этим основным ядром национального самосознания сегодняявляется победа в Великой Отечественной войне.Таким образом, в том числе через различные мероприятия, вроде Бессмертного полка, происходит совмещение семейной истории и государственной. Необходимо заметить, что наибольшая тоска по советскому прошлому и вместе с темвоспоминания о различных положительных деталях быта советского обществарастут вместе с ухудшением социально-экономической ситуации в стране, т. е. наблюдается корреляция роста с годами снижения экономического благосостояния.Многие граждане в современном обществе полагают, что на сегодняшний день в стране отсутствует правовая и бытовая справедливость, нет солидарности, чувстваединения, которые наличествовали в советском обществе. Современность с ее постоянной непредсказуемостью со множеством явных и неявных угроз кажетсямногим временем неспокойным и неприятным. Из чего появляется ностальгия попотерянному «золотому веку», спокойствию и стабильности, которые старшие поколения связываютс развалившейся страной.Использованная литература:1. Головашина О.В.Образ Советского Союза в социальной памяти современныхроссиян (на материалах эмпирического исследования) // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 11(57). С. 193–198.2. Долгов А.Ю.От ностальгии к осмыслению настоящего: СССР в представлениях разных поколений / А.Ю. Долгов, Е.Ю. Мелешкина, О.А. Толпыгина //Политическая наука. 2021. № 1. С. 245–273.3. Дубин Б. Сталин и другие. Фигуры высшей власти в общественном мнении современной России (I-II), 2003, 2 (63), 13—25, (II) 2003, 2 (64), 26-40.4. Емельянова Т.П. Коллективная память о событиях Отечественной истории: социально-психологический подход. М.: Институт психологии РАН, 2019. 299 с.5. Елишев С.О. Особенности манипулятивного воздействия на молодежьв СССР // Труд и социальные отношения. 2017. № 6. С. 102–122.6. Зоркая Н. А. «Ностальгия по прошлому», или какие уроки могла усвоить и усвоила молодежь? // Вестник общественного мнения. № 3. С. 35–467. Смирнова Ю.В. Память и политика в истории и образовательном пространстве // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2020. № 6. С. 19–25.8. Смолина Н.С. «Советское» в постсоветском пространстве: анализ ностальгических сообществ // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 17 (346). С. 133–136.9.Райкова И.Н. Детство до Интернета как популярная тема интернет-фольклора // Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 18: Детская культура и фольклор в социокультурном пространстве России / Сост.:В.Е. Добровольская, А.Б. Ипполитова; отв. ред. М.Г. Матлин. М.: Ульяновск, 2020. С. 327–336.10. ПитияВ.И. Структура и воспроизводство памяти о Советском Союзев российском общественном мнении. М.: Левада-центр.11.Ядова М.А. «Не по прошлому ностольгия, ностальгия по-настоящему»: постсоветская молодёжь о распаде СССР. URL: https://www.ogt-journal.com/jour/article/view/866 (дата обращения: 03.11.22).

1. Головашина О.В. Образ Советского Союза в социальной памяти современных россиян (на материалах эмпирического исследования) // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 11(57). С. 193–198.
2. Долгов А.Ю. От ностальгии к осмыслению настоящего: СССР в представлениях разных поколений / А.Ю. Долгов, Е.Ю. Мелешкина, О.А. Толпыгина // Политическая наука. 2021. № 1. С. 245–273.
3. Дубин Б. Сталин и другие. Фигуры высшей власти в общественном мнении современной России (I-II), 2003, 2 (63), 13—25, (II) 2003, 2 (64), 26-40.
4. Емельянова Т.П. Коллективная память о событиях Отечественной истории: социально-психологический подход. М.: Институт психологии РАН, 2019. 299 с.
5. Елишев С.О. Особенности манипулятивного воздействия на молодежь
в СССР // Труд и социальные отношения. 2017. № 6. С. 102–122.
6. Зоркая Н. А. «Ностальгия по прошлому», или какие уроки могла усвоить и усвоила молодежь? // Вестник общественного мнения. № 3. С. 35–46
7. Смирнова Ю.В. Память и политика в истории и образовательном пространстве // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2020. № 6. С. 19–25.
8. Смолина Н.С. «Советское» в постсоветском пространстве: анализ ностальгических сообществ // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 17 (346). С. 133–136.
9. Райкова И.Н. Детство до Интернета как популярная тема интернет-фольклора // Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 18: Детская культура и фольклор в социокультурном пространстве России / Сост.:
В.Е. Добровольская, А.Б. Ипполитова; отв. ред. М.Г. Матлин. М.: Ульяновск, 2020. С. 327–336.
10. Пития В.И. Структура и воспроизводство памяти о Советском Союзе в российском общественном мнении. М.: Левада-центр.
11. Ядова М.А. «Не по прошлому ностольгия, ностальгия по-настоящему»: постсоветская молодёжь о распаде СССР. URL: https://www.ogt-journal.com/jour/article/view/866 (дата обращения: 03.11.22).

Вопрос-ответ:

Какие отношения различных возрастных групп были к периоду СССР?

Отношение различных возрастных групп к периоду СССР было разным. Некоторые люди из старшего поколения испытывали ностальгию по тем временам, вспоминая о социальной безопасности и стабильности. Молодежь же, особенно после распада СССР, относилась к этому периоду с большой критикой, видя недостатки и ограничения режима.

Как молодежь относится к периоду СССР?

Постсоветская молодежь относится к периоду СССР в основном критически. Они видят множество негативных сторон системы, таких как ограничение свободы слова и выбора, недостаток товаров и возможностей, а также коррупцию и недостатки в системе здравоохранения и образования.

Как старшее поколение относится к СССР?

Старшее поколение, в основном, относится к СССР с ностальгией и положительными воспоминаниями. Они видят в этом периоде много плюсов, таких как социальная защищенность, бесплатное образование и медицина, а также стабильность и отсутствие хаоса, который был после распада СССР.

Какое отношение автор статьи имеет к периоду СССР?

Автор статьи относится к периоду СССР с негативными чувствами. В молодости ему стало исключительно противно и жутко осознавать глубину проблем этой идеологии. Он понял все ее недостатки и бесчеловечность, осознание которых пришло позже, особенно в университете, где общение со сверстниками помогло ему лучше понять проблемы этого периода.

Как автор статьи относится к СССР после дальнейшего изучения истории?

Постепенно продвигаясь по истории, автор становится все более уверенным в своем отрицательном отношении к периоду СССР. Он понимает полным образом все негативные стороны этой идеологии и видит еще больше проблем, которые были прежде незаметны. Его отношение становится еще более критическим.

Как различается отношение разных возрастных групп к периоду СССР?

Отношение разных возрастных групп к периоду СССР может различаться. Некоторые люди, особенно из старшего поколения, могут смотреть на этот период с ностальгией и положительными эмоциями. Другие, особенно молодые люди, могут относиться к СССР с недоверием или даже отрицанием, осознавая его проблемы и несовершенства.

Какое отношение к периоду СССР имеет постсоветская молодежь?

Отношение постсоветской молодежи к периоду СССР может быть разнообразным. Одни молодые люди могут относиться к нему с ностальгией и интересом, другие - с недоверием и критикой. Возможно, многие из них осознают как позитивные моменты этого периода, так и его отрицательные стороны.

Какое отношение к СССР имеет старшее поколение?

Отношение старшего поколения к СССР может быть различным. Некоторые из них могут ощущать ностальгию и воспоминать о СССР с теплотой, вспоминая о стабильности, обеспеченности и определенных достижениях этого периода. Другие, однако, могут осознавать проблемы и несовершенства системы, их отношение может быть более критическим и отрицательным.

Чему противно чувствовалось автору статьи в период СССР?

Автору статьи в период СССР чувствовалась противность. Он ощущал недовольство по отношению к идеологии СССР и осознавал ее бесчеловечность. Поступив в МГУ и общаясь с одногодками, которые думали подобным образом, он понял всю глубину проблем этого периода.

Когда автор статьи начал осознавать глубину проблемы СССР?

Автор статьи начал осознавать глубину проблемы СССР позже, уже в МГУ, куда он поступил в 1969 году. Взаимодействие с одногодками, которые разделяли его негативное отношение к идеологии СССР, помогло ему понять всю бесчеловечность этой системы. Постепенно, изучая историю, он пришел к ясному пониманию проблем, связанных с СССР.