Популяризация науки в познавательной литературе для детей (на примере серий «Пифагоровы штаны», «Научные развлечения» - «Издательский Дом Мещерякова»;).
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 07.12.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1 Особенности популяризации науки5
1.1 Основные цели, задачи, принципы и функции популяризации науки 5
1.2 Новые формы и методы популяризации науки 9
Глава 2 Детская аудитория как целевая аудитория популяризации науки13
2.1 Научно-познавательная литература для детей 13
2.2 «Издательский Дом Мещерякова» – один из лидеров в выпуске познавательной литературы для детей 16
Заключение 21
Список литературы 22
Издательство «Издательский Дом Мещерякова» издает много серий научно-познавательной литературы для детей, абсолютно правильно полагая, что яркими картинками, интересными текстами, загадками можно привлечь детей к науке с самого раннего возраста. Вот только несколько серий научно-познавательной литературы, выпускающейся в издательстве: «Мои веселые словари», «Научные развлечения», «Пифагоровы штаны», «Пифагоровы штаны. Варшамов», «Смотрю. Играю. Узнаю».Серия «Смотрю. Играю. Узнаю» рассчитана на детей дошкольного возраста с рождения до семи лет и представляет собой нескучные познавательные пособия. В основе развивающие игры и задания, которые не требуютособой подготовки от родителей. Для удобства все карточки и книги промаркированы разным цветом, чтобы взрослые легче понимали на какой возраст рассчитан тот или иной материал: 0–3 года – желтая полоска, 3–5 лет – зеленая полоска, 5–7 лет – синяя полоска.Среди заданий в серии – пальчиковая гимнастика, игры на развитие мелкой моторики, задания на определение цвета, геометрической формы, на сравнение и поиски сходств и отличий, упражнения для развития внимания, логического мышления и памяти, формирования представления о временах года, распорядке дня и многое другое. Это еще не в чистом виде научно-познавательная литература, т.к. не дает описания научных открытий или явлений природы, но книги побуждают детей узнавать новые слова и выражения и заранее готовят дошкольников к первому году обучения в школе.Один из самых ярких примеров научно-познавательной литературы для детей является серия «Большая академия Пифагоровых штанов». В самом издательстве эту серию относят к золотому фонду знаний для всестороннего развития ребенка, его логики, внимательности, эрудированности и других качеств.В каждом томе собраны лучшие произведения отечественных авторов, занимающих популяризацией науки. Например, в серии «Книги о животных» зоолог Николай Сладков простым и понятным языком рассказывает детям об обитателях суши и моря. Книги выпущены на мелованной бумаге, имеют удобный формат для детей – чуть больше А4, на каждом развороте очень красочные иллюстрации, при этом максимально отражающие действительность. Шрифт тоже прекрасно подобран для детей младшего школьного возраста: крупные буквы с большими расстояниями между строчками. Само содержание заинтересует ребенка любого возраста, заглавия разделов придуманы максимально интересно: «Как рыбы движутся?», «Рыбьи разговоры», «Что рыбы едят и как рыбы охотятся?», «Лягушачий концерт», «Смена одежки птиц» и т.д. Эти книги не оставят равнодушным никого, они прекрасно побуждают детей изучать окружающий мир, исследуя по страницам книг тайны животных, рыб, насекомых. Подойдут книги и как дополнительный материал для уроков «Окружающий мир» в начальной школе. Основываясь на них можно готовить инстересные выступления, подробно и красочно раскрывая в увлекательной форме живую природу. Еще одна серия, которая вызывает восхищение детей и взрослых – серия книг «Научные развлечения». Книга составлена из наиболее интересных опытов француза Тома Тита, которые он проделывал вместе с сыном еще 130 лет назад и описал в трех томах «Занимательной науки». Предложенные автором простые опыты, для которых потребуютсятолько подручные материалы, были популярны и в нашей стране: в конце ХIХ – начале ХХ вв. вышло несколько книжек с опытами Тома Тита. Последний раз главы «Занимательной науки» издавались в России почти 70 лет назад. «Издательский Дом Мещерякова» переиздал научно-популярную классику. Серия «Научные развлечения»рассчитана на детей среднего школьного возраста и имеет уже чуть меньше картинок, но текста при этом немного. Он лаконичен и краток, описывается только самое основное.Адресованная подросткам книга призвана приобщать их к интереснейшим урокам геометрии, химии,физики, вызывая интерес к точным и естественным наукам. При этом издатели предлагают детям проводить опыты вместе с родителями. Это прекрасное семейное развлечение, которые позволит сблизить детей и родителей. Все опыты можно проделать дома без особых приготовлений: коробок спичек, палка от швабры, кусочек сахара и т.д. наверняка есть в каждом доме. Книги построены на интересных вопросах, на которые детям предлагается самостоятельно найти ответы. Тем самым детей побуждают к мыслительной деятельности, к сопоставлению фактов и анализу.Таким образом, рассмотрев научно-познавательную литературу, выпускаемую в издательстве «Издательский Дом Мещерякова», можно отметить, что издательство по праву считается одним из лидеров в популяризации науки для детей. Книги, подготавливаемые в данном издательстве, рассчитаны на самую разную детскую аудиторию: с рождения до подросткового и старшего школьного возраста. Книги издаются с учетом психологических особенностей детейкаждой возрастной группы. Если для малышей – это развивающие занятия и простейшие объяснения времен года и распорядка дня, которые они могут изучать с родителями, то для подростков уже химические и физические опыты, которые дети могут выполнять самостоятельно. С учетом каждого возраста подобрано и оформление книг: начиная от обложек, заканчивая шрифтом и картинками. Т.к. дети младшего возраста ориентируются в основном на картинки, то для них художники создают красочные иллюстрации. Для старших школьников упор делается на текст.Научно-познавательные книги издательства «Издательский Дом Мещерякова» прекрасный способ привить детямлюбовь к науке и начать хорошо разбираться в сложных определениях, формулах и понятиях.ЗаключениеУченые и общественники уже несколько столетий считают, что популяризация науки – одна из важнейших задач в обществе. Искоренить лженауку, рассказать доступным языком сложные законы, открытия и явления, и показать, как их можно применять в обыденной жизни – сегодня, как и во все времена существования науки, важно и актуально. Особенно важно привлечь к науке детей и подростков. Ведь с детства понимая как устроен окружающий мир, почему в природе происходят те или иные явления, дети не только развивают логическое мышление, любознательность и интеллект, но и в будущим способны будут совершить важные научные открытия и принести пользу обществу.Проанализировав особенности популяризации науки в познавательной литературе для детей, мы пришли к выводу, что детская литература должна отличаться красочностью, яркими сюжетными линиями, повествование лучше вести от имени героя – ровесника ребенка, и важно предлагать детям увлекательные загадки, интересные вопросы, на которые они в ходе прочтения книги или проведения опытов смогут найти ответы. Все эти требования соблюдаются в книгах, изданных в «Издательском Доме Мещерякова». Уже 17 лет данное издательство выпускает занимательные серии для детей всех возрастов. Книги написаны простым и понятным каждому ребенку языком. А полностью окунуться в мир науки помогают иллюстрации художников-профессионалов.Среди других особых достоинств книг данного издательства –большой формат книги, комфортный макет и высокое качество печати. Именно это позволяет им становиться настольной энциклопедией школьника и популяризировать науку.Список литературы1. Антонова С.Г. /Ред./ Редакторская подготовка изданий. Редакторская подготовка изданий: Учебник / Антонова С.Г., Васильев В.И., Жарков И.А., Коланькова О.В., Ленский Б.В., Рябинина Н.З., Соловьев В.И.; Под общ. ред. Антоновой С.Г., д.ф.н. М.: Издательство МГУП, 2002. - 468 с.2. Божкова А.И. Эволюция представлений о научно-познавательной литературе для детей в дореволюционной России и СССР // Культурная жизнь юга России. 2018. – №2 (69). – С.120-125.3. Бударина С. Современный нон-фикшн, что это: одноразовое чтиво или серьезная литература? [Электронный ресурс] / С. Бударина // FB.ru. - Режим доступа: http://fb.ru/article/175857/sovremennyiy-non-fikshn-chto-eto-odnorazovoe-chtivo-ili-sereznaya-literatura (дата обращения: 03.11.2022).4. Васильева Е.А. Научно-познавательная литература для детей // Учебно-методический материал. Электронный ресурс https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2019/10/29/nauchno-poznavatelnaya-literatura-dlya-detey (дата обращения 03.11.2022).5. Васильева Т.Ю. Задачи популяризации науки, инновационного и технологического развития, программы продвижения экспертных знаний в средства массовой информации // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Том Вып. 10. Часть II. ИНИОН РАН. Москва, 2015. – С.458-461.6. ИвановаВ.К. Способы популяризации науки / В. К. Иванова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 22 (364). – С. 509-511. – URL: https://moluch.ru/archive/364/81780/ (дата обращения: 03.11.2022).7. Макарова Е.Е. Популяризация науки в Интернете: содержание, формы, тенденции развития // Вестник Московского университета. Серия10. Журналистика. 2013. - №2. – С 98-104.8. Медведева С.М. От научного творчества к популяризации науки: теоретическая модель // Вестник МГИМО. 2014 – № 4(37). – С. 278 – 286.9. Об издательстве // Издательский Дом Мещерякова. [Электронный ресурс] Режим доступа https://idmkniga.ru/page/o-kompanii/ (дата обращения 03.11.2022).10. Писарев Д.И. Реалисты // http://religion.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st009.shtml (дата обращения 01.11.2022).11. Популяризация // Исторический словарь галлицизмов русского языка http://rus-yaz.niv.ru/doc/gallism-dictionary/fc/slovar-207-24.htm#zag-30630 (дата обращения 01.11.2022).12. Сетин Ф.И. История русской детской литературы, конец Х – первая половина XIX века. М., 1990.13. Теплицкая А.А. Пропаганда научных знаний в детских научно-популярных изданиях // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. – №4 – С.264-270.14. Холодяева В.Е. Популяризация науки в российском сегменте Интернета // Сборник научных статей ежегодной конференции Студенческого научного общества МГЛУ. Редколлегия: И.А. Гусейнова [и др.]. Москва, 2021. – С.652-659.15. Эйнштейн А. Собр. научных трудов. Т. 4 Предисловие к книге Л. Барнетта«Вселенная и д-р Эйнштейн» [Текст] – М.: Наука, 1967.
1. Антонова С.Г. /Ред./ Редакторская подготовка изданий. Редакторская подготовка изданий: Учебник / Антонова С.Г., Васильев В.И., Жарков И.А., Коланькова О.В., Ленский Б.В., Рябинина Н.З., Соловьев В.И.; Под общ. ред. Антоновой С.Г., д.ф.н. М.: Издательство МГУП, 2002. - 468 с.
2. Божкова А.И. Эволюция представлений о научно-познавательной литературе для детей в дореволюционной России и СССР // Культурная жизнь юга России. 2018. – №2 (69). – С.120-125.
3. Бударина С. Современный нон-фикшн, что это: одноразовое чтиво или серьезная литература? [Электронный ресурс] / С. Бударина // FB.ru. - Режим доступа: http://fb.ru/article/175857/sovremennyiy-non-fikshn-chto-eto-odnorazovoe-chtivo-ili-sereznaya-literatura (дата обращения: 03.11.2022).
4. Васильева Е.А. Научно-познавательная литература для детей // Учебно-методический материал. Электронный ресурс https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2019/10/29/nauchno-poznavatelnaya-literatura-dlya-detey (дата обращения 03.11.2022).
5. Васильева Т.Ю. Задачи популяризации науки, инновационного и технологического развития, программы продвижения экспертных знаний в средства массовой информации // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Том Вып. 10. Часть II. ИНИОН РАН. Москва, 2015. – С.458-461.
6. Иванова В.К. Способы популяризации науки / В. К. Иванова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 22 (364). – С. 509-511. – URL: https://moluch.ru/archive/364/81780/ (дата обращения: 03.11.2022).
7. Макарова Е.Е. Популяризация науки в Интернете: содержание, формы, тенденции развития // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2013. - №2. – С 98-104.
8. Медведева С.М. От научного творчества к популяризации науки: теоретическая модель // Вестник МГИМО. 2014 – № 4(37). – С. 278 – 286.
9. Об издательстве // Издательский Дом Мещерякова. [Электронный ресурс] Режим доступа https://idmkniga.ru/page/o-kompanii/ (дата обращения 03.11.2022).
10. Писарев Д.И. Реалисты // http://religion.historic.ru/books/item/f00 /s00/z0000017/st009.shtml (дата обращения 01.11.2022).
11. Популяризация // Исторический словарь галлицизмов русского языка http://rus-yaz.niv.ru/doc/gallism-dictionary/fc/slovar-207-24.htm #zag- 30630 (дата обращения 01.11.2022).
12. Сетин Ф.И. История русской детской литературы, конец Х – первая половина XIX века. М., 1990.
13. Теплицкая А.А. Пропаганда научных знаний в детских научно-популярных изданиях // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. – №4 – С.264-270.
14. Холодяева В.Е. Популяризация науки в российском сегменте Интернета // Сборник научных статей ежегодной конференции Студенческого научного общества МГЛУ. Редколлегия: И.А. Гусейнова [и др.]. Москва, 2021. – С.652-659.
15. Эйнштейн А. Собр. научных трудов. Т. 4 Предисловие к книге Л. Барнетта «Вселенная и д-р Эйнштейн» [Текст] – М.: Наука, 1967.
Вопрос-ответ:
Какие цели и задачи ставит перед собой популяризация науки в познавательной литературе для детей?
Основными целями и задачами популяризации науки в детской литературе являются знакомство детей с основными научными понятиями, развитие научного мышления, привлечение их к изучению наук и формирование интереса к научно-познавательным исследованиям.
Какие принципы лежат в основе популяризации науки в познавательной литературе для детей?
Основными принципами популяризации науки в литературе для детей являются доступность материала, интересность и увлекательность изложения, использование понятного языка, опора на реальные факты и эксперименты, а также учет возрастных особенностей детей.
Какие новые формы и методы популяризации науки появились в современной детской литературе?
В современной детской литературе появились новые формы и методы популяризации науки, такие как интерактивные книги с заданиями и экспериментами, использование визуальных эффектов, мультимедийных материалов, создание дополнительных ресурсов в виде веб-сайтов или мобильных приложений.
Какую роль играет детская аудитория в популяризации науки?
Детская аудитория является целевой аудиторией популяризации науки, так как дети имеют врожденный интерес к миру, активное воображение и желание познавать новое. Поэтому, популяризация науки среди детей может способствовать их дальнейшему развитию и выбору научной карьеры.
Почему Издательский Дом Мещерякова является одним из лидеров в популяризации науки для детей?
Издательский Дом Мещерякова является лидером в популяризации науки для детей благодаря своему богатому опыту, высокому качеству изданий, использованию новых форм и методов популяризации, а также сотрудничеству с ведущими учеными и экспертами в разных областях науки.
Что представляет собой серия "Пифагоровы штаны"?
Серия "Пифагоровы штаны" - это познавательная литература для детей, которая популяризует науку через интересные и увлекательные истории.
Какие цели и задачи ставит перед собой популяризация науки в познавательной литературе для детей?
Цель популяризации науки в познавательной литературе для детей - заинтересовать их наукообразовательными материалами, вызвать желание получать новые знания, развить познавательные способности и воображение. Задачи популяризации науки включают в себя расширение кругозора детей, стимулирование их интереса к науке, формирование научного мышления и умений решать проблемы.
Какие новые формы и методы используются в популяризации науки для детей?
В популяризации науки для детей используются различные новые формы и методы, такие как использование интерактивных заданий, научных экспериментов, игрового подхода, визуальных эффектов, использование современных технологий, создание интересных историй и персонажей.