Метод решения ситуационных задач в обучении базовым мировоззренческим понятиям информатики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания технических дисциплин
  • 40 40 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 14.06.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Теоретические основы преподавания информатики................. 5
1.1. Основы и теория..............................................................................................5
1.2. Методы к проектному подходу обучения, ситуационные факторы ..........6
1.3. Практическое обучение информатике………………..............................….8
1.4. Анализ методик проектного обучения информатики………….................12
Выводы по 1 главе ................................................................................................17
ГЛАВА 2. Рекомендации учителям информатики в обучении учащихся проектной и ситуационной информатике..................................................... 18
2.1. Теоретический анализ документации..........................................................18
2.2. Изучение темы «Информационные процессы» для учащихся 7-ого класса.....................................................................................................................21
2.3 Поддержка при изучении информатики на основе электронных ресурсов с использованием ситуационных факторов ……………………………………..35
Выводы по 2 главе…………………………………………………………….....37
Заключение……………………………………………………………………...38
Список использованной литературы………………………………………..40
Фрагмент для ознакомления

Это символические, текстовые и графические сообщения, жесты и т.д. Часто информация представляется в различных формах. Например, географическая карта содержит информацию в виде графики, текста и символов. Как вы думаете, какие формы исходные данные наиболее часто используются при работе с компьютером? Символьная, текстовая и графическая информация являются наиболее распространенными формами информации, используемыми при работе с компьютером [17].Как вы думаете, почему она имеет именно такие формы? Потому что люди пользуются компьютерами, а это самые важные формы информации. Символическая информация основана на использовании символов: букв, знаков и т.д. Он является самым простым и используется в любых ситуационных задачах для передачи простых сигналов о различных событиях. Например, зеленый сигнал светофора означает, что людям и транспортным средствам разрешено двигаться в определенных направлениях, а красный сигнал запрещает движение.Указатели также являются символическими посланиями. Порядок между символами не работает. Приведите примеры символических сообщений.Текстовая информация представляет собой более сложную форму. Как и предыдущая форма, она использует символы: буквы, цифры, математические знаки. Однако информация существует не только в символах, но и в их комбинациях.Таким образом, слова "кот" и "ток" состоят из одних и тех же букв, но содержат разные сообщения. Изобразительная информация является наиболее объемной и сложной формой и может быть представлена в виде фотографий, рисунков, диаграмм, графиков и т.д. Можно попросить учащихся объяснить словами, как отличить собаку от кошки. Они будут убеждены, что это очень сложно. А по внешнему виду животного (например, на картинке) мы можем четко и безошибочно отличить собак от кошек. Учащиеся должны записать в своих тетрадях, что одна и та же информация может быть представлена в разных формах. Формы представления информации: аудио (слуховая), текст, символы, графика и т.д.Практико-ориентированные задания (задания на решение ситуаций).1. Представлять все арифметические операции в обычной нотации.2. Используя картинку, составьте рассказ об описываемом времени года.3. рассказать, из чего состоит компьютер.Задачи и упражнения.1. перечислить основные проявления информации.2. приведите примеры представления одной и той же исходные данные в разных формах.3. Какие наиболее распространенные формы представления исходные данные используются в компьютерах?4. В чем разница между символической и текстовой информацией?5. Петя хочет дать однокласснику домашнее задание на завтра. В какой форме он может это сделать?6. в учебниках биологии, в математике, на географических картах, на телевидении и в фильмах в какой форме представлена информация?Тема: Свойства информации.Цель. Ознакомить учащихся со свойствами информации. Учащиеся должны уметь перечислить свойства информации, указать каждое свойство и привести примеры исходные данные с каждым свойством или без него. Рассматривая информацию, можно выделить такие атрибуты, как достоверность, полнота, ценность, ясность и актуальность [17].Описав характеристики каждого атрибута, студенты должны привести примеры того, какая информация обладает этим атрибутом, а какая нет. Информация может считаться достоверной, если она соответствует реальному положению дел. Недостоверная информация может привести к недоразм или неверным решениям. Информация является полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения. Неполная информация может помешать принятию решений или привести к ошибкам. Ценность исходные данные иногда называют ее полезностью. Ценность исходные данные зависит от того, для решения каких задач мы можем ее использовать. Кроме того, одна и та же информация может быть интересна одному человеку, но не иметь ценности для другого. Информация может менять свою ценность с течением времени. Например, информация в газете может быстро устареть. Следовательно, речь идет о релевантности (новизне) информации.Актуальная информация важна в постоянно меняющихся условиях. Ясность исходные данные характеризуется тем, насколько ее можно понять. Даже если ценная или актуальная информация выражена непонятными нам словами или на незнакомом нам языке, эта информация может стать бесполезной. Представьте, что вам дали книгу, которую вы ищете, но она на китайском языке. Возможно, вы будете не слишком рады этому. Следует отметить, что для надежного восприятия исходные данные часто требуется предварительная информация. Например, чтобы понять теорему Пифагора, нужно знать, по крайней мере, что такое правильный треугольник, гипотенуза и гипотенуза. Затем, чтобы обеспечить целостность восприятия, информация часто является избыточной, то есть одна и та же информация повторяется несколько раз в попытке воздействовать на различные органы чувств.Наш естественный язык также имеет избыточность. Одна и та же информация может быть выражена разными словами. В то же время не стоит забывать, что слишком много повторяющейся исходные данные часто не воспринимается, либо к ней существует негативное ментальное отношение. Помните о своем отношении к слоганам и призывам, которые повторяются слишком много раз. В тетрадях учащихся необходимо сделать записи.1. Достоверность. Информация является достоверной, если она совпадает с истинным положением дел.2. полнота. Информация является полной, если она достаточна для понимания и принятия решения.3. ценность (полезность). Ценность исходные данные зависит от задач, которые мы можем решить с ее помощью.4. актуальность. Важно иметь актуальную информацию в постоянно меняющейся среде.5. Ясность исходные данные характеризуется степенью ее понимания.Практико-ориентированные задания.1. напишите мини-сочинение на тему "Кем я хочу стать в будущем", используя все атрибуты информации.Задачи и упражнения.1. Перечислите атрибуты информации.2. Опишите характеристики каждого атрибута.3. Почему информация сокращается?Для того чтобы передавать и получать информацию, должны существовать источник и приемник. Источник исходные данные иногда называют отправителем или передатчиком, а получателя - получателем. Отношения между источником и получателем исходные данные можно изобразить в виде диаграммы (Рис. 2).Учащиеся должны оставить записи в своих тетрадях: (Рис. 3).Получение, хранение, передача и обработкаисходные данные известны как информационный процесс. Информатика - это наука об исходные данные и информационных процессах.Помехи при передаче информации.- Добавление информации.-Потеря информации.-Замена информации.Практико-ориентированные задания (задания на решение ситуаций).1. приведите примеры ситуаций, в которых вы являетесь источником информации, получателем информации. Какую роль вы чаще играете сегодня?Задачи и упражнения.1. Перечислите информационные процессы.Определите следующие информационные процессы и укажите тип информационного процесса.- Машинное производство.- Измерение длины отрезка.-Пересчет длины из миллиметров в сантиметры.- Движение земли вокруг солнца; источник информации, приемник исходные данные Помехи- Выплавка стали.- Переведите текст с русского на английский.- Разработайте план диссертации.- Решать задачи по математике.3. Приведите примеры передачи и приема информации.Выберите источник и получателя исходные данные в приведенных примерах.4. Почему передача и приемисходные данные является информационным процессом?5. перечень максимально возможного количества способов передачи исходные данные от одного человека к другому.6. приведите примеры хранения информации. Определите носитель исходные данные в приведенных примерах.7. приведите примеры различных типов помех, которые могут возникнуть при передаче исходные данные (добавление, потеря, замена информации).8. что называется носителем информации?9. Приведите примеры обработки информации.10. В каких информационных процессах может быть получена новая информация?Тема: Кодирование информации.Цели: Познакомить студентов с понятиями кодирования и шифрования информации. Студенты должны.знать, что такое кодирование информации; понимать, что информация всегда хранится и передается в виде кода и что язык используется для кодирования исходные данные и знать, что такое кодирование информации. Кодированная информация - это информация, которая представлена в некоторой стандартной форме. Информация всегда хранится и передается в закодированном виде. В разговоре информация кодируется с помощью звуков, комбинации которых составляют слова, а также с помощью жестов и мимики [17].При записи слов они могут быть закодированы буквами и закодированы цифрами. Здесь можно повторить, что одна и та же информация может быть закодирована (представлена) разными способами. Количество учеников в классе может быть закодировано с помощью картинки, диаграммы, буквы или цифры. Сама информация не меняется, меняется только способ ее кодирования. Выбор способа кодирования (представления) исходные данные зависит от цели кодирования. Если мы хотим найти общее количество учеников в школе, проще закодировать количество учеников в каждом классе в виде числа. Если же мы хотим провести сравнительный анализ количества учеников в каждом классе, то удобно представить информацию в виде графика. В то же время совершенно разная информация может быть представлена в аналогичном формате. Например, различная информация может быть закодирована с помощью азбуки Морзе (точки и тире). Для кодирования исходные данные используются различные языки. В своей практике общения люди используют множество различных языков. Учеников можно попросить привести примеры различных языков, и они должны прийти к выводу, что существует не только разговорный язык.Как таковые, они являются устным и письменным языком. Это язык жестов и мимики. Они являются языком различных знаков, например, дорожных указателей или пиктограмм олимпийских видов спорта. Кроме того, люди используют множество специализированных языков. К ним относятся язык математических формул, электроника и т.д. Ряд языков возник в результате необходимости использования технических средств для передачи информации. Примером такого языка является азбука Морзе, которая была изобретена для передачи телеграфных сообщений. Он кодирует каждый символ обычного алфавита (соответствующий передаче коротких и длинных электромагнитных импульсов) набором точек и тире.Мы уже говорили, что существует четыре информационных процесса (повторим их). Какой информационный процесс вы считаете кодированием информации? Обработка информации, конечно же. Перекодирование, т.е. перевод исходные данные с одного языка на другой, также является обработкой информации. Иногда необходимо закодировать информацию так, чтобы она не могла быть расшифрована человеком, не знакомым с ней. Постарайтесь привести примеры, когда это необходимо. Например, во время военных действий, при передаче исходные данные о передвижении войск, о начале атаки. Или при защите исходные данные на компьютерных дисках от несанкционированного копирования.Этот тип кодирования известен как шифрование. Существует даже наука, которая занимается шифрованием и дешифрованием информации. Это наука криптография". Слово "криптография" происходит от греческих слов kriptos - тайный, скрытый и grapho - писать, поэтому слово "криптография" можно перевести как "секретный метод письма, понятный только посвященным, тайное письмо".Это одна из самых увлекательных областей современной науки, поскольку люди придумывают все более сложные способы шифрования, а другие пытаются найти способы их расшифровки.Где вы сталкивались с закодированными сообщениями? Какие способы шифрования вы можете предложить? Если есть достаточно времени, попробуйте закодировать и расшифровать текст. В качестве домашнего задания можно попросить студентов придумать собственные способы шифрования сообщений, зашифровать некоторые из них и попытаться заставить других студентов расшифровать эти сообщения на следующем уроке. Ученики должны оставить в своих тетрадях записи о том, что кодирование исходные данные - это представление исходные данные в некоторой стандартной форме. Язык - это средство кодирования информации.Шифрование - это способ кодирования исходные данные таким образом, чтобы она была скрыта от тех, кто с ней не знаком. Криптография - это наука о том, как информация шифруется и дешифруется.Практико-ориентированные задания.1. закодировать слова "информатика", "информация" и "криптография" в азбуке Морзе.Задачи и упражнения.1. что такое кодирование информации?2. Приведите примеры на разных языках.3. Какие технологические изобретения привели к созданию специальных языков?4. Что такое шифрование?5. приведите примеры, когда необходимо шифровать информацию.6. Что представляет собой научное исследование криптографии?7. расшифровка текста.а) 180602332001, 05010301112006 08102030 051821081516!б) Gatirvasranzoteyukavai. 8. придумайте свой собственный метод шифрования и зашифруйте таким образом некоторую информацию.9. зашифруйте слова, переставляя в них буквы в соответствии с теми же правилами. Слова расшифровываются путем выявления правил перестановки.-терминал- Анекдоты-auchcr-год tdt-агшуркиИспользуйте это правило для расшифровки слова "информация".10. расшифровывать слова и находить лишние слова.- trba, navcchu, atm, tesars, urdg, ceot;- Ctor, shmy, ozeka, ucham;- термин, муид, сетав, нофт;- Гравий, руяг, плиот, колв.2.3. Поддержка при изучении информатики на основе электронных ресурсов с использованием ситуационных факторовСайт "Практическое и ситуационное вырабатывание навыков в школьной учебной программе по информатике" был разработан с использованием бесплатного редактора сайтов Wix в качестве электронной поддержки учебной программы. Сайт предоставляет учителям информацию о практико-ориентированном обучении на школьных уроках информатики. Сайт расположен по адресу https://alina1742010.wixsite.com/saitychitela, а на рисунке 4 показана главная страница сайта.На сайте вы можете найти страницу "Практическое и ситуационное вырабатывание навыков в информатике" (рис. 5).Страница "Руководство" (рис. 6) содержит руководство для учителя по изучению темы "Информация и информационные процессы" в 7 классе.На рисунке 7 показана страница "Учебное пособие", которая содержит методическое руководство к шести урокам по теме "Информация и информационные процессы".Выводы по второй главеВ этой главе представлен анализ нормативных документов. Подготовлена примерная программа основного общего образования по информатике, основанная на требованиях ФГОС. Описаны рекомендации по практико-ориентированному подходу для учителей в преподавании информатики и подчеркнута важность практико-ориентированных методов обучения. Учебник представляет собой конспект курса, в котором с помощью практико-ориентированных заданий вводится новый материал по теме "Информация и информационные процессы". Этот учебник был разработан с использованием принципы действия Wix.ЗаключениеПодводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что цель исследования достигнута, а именно: разработать методические рекомендации для учителей по ситуационно-ориентированному формированию навыков и умений информатике по теме "Информация и информационные процессы". Практическое и ситуационное и ситуационное вырабатывание навыков направлено на развитие познавательных потребностей, функционирование мышления, организацию поиска новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса, формирование и актуальный рост практического опыта и практико-ориентированных средств выполнения заданий, соответствующих окружающей действительности. Он должен использоваться для решения важных ситуаций и проблем. Для лучшего развития практического и ситуационного подхода в преподавании информатики наиболее эффективно.В ходе исследования была проведена следующая работа.1. изучить теоретические основы практического и ситуационного подхода к преподаванию информатики.2. изучить концепцию практического и ситуационного обучения.3. Задачи для практического и ситуационного преподавания информатики.4. Обзор практического и ситуационного подхода к преподаванию информатики.5. разработать методические предложения по изучению темы "Информация и информационные процессы" в 7 классе.6. утверждение по теме "информация и информационные процессы".7. разработана электронная поддержка по теме "Практическое и ситуационное вырабатывание навыков в учебной программе по информатике в школах". Если при обучении используются практико-ориентированные ситуации, информация будет усваиваться лучше, потому что задания основаны на реальности, они отражают конкретные действия и события, которые могут происходить в повседневной жизни с реальными условиями. Студентам интереснее выполнять такие задания. Они способствуют развитию творческой личности, мышления, интеллекта и воображения.

1. Акулова О.А., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентностей учащихся [Текст] / Учебнометодическое пособие для педагогов школ. – СПб.: КАРО, 2013. – 96 с.
2. Бабанский Ю.К. Развитие познавательного интереса школьников // Дополнительное образование. 2003. № 3. – 39 с.
3. Белкин A.C. Основы возрастной педагогики [Текст] / Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ин-та, 2012. – Кн. 1. – 74 е., Кн.2. – 86 с.
4. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики [Текст] / Воронеж– НПО МОДЭК, 2016. – 318 с.
5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения[Текст] / М.: Педагогика, 2015. – 336 с.
6. Бородин М. Н. Информатика. УМК для основной школы [Текст]: 5–6 классы. 7 – 9 классы. Методическое пособие / Автор-составитель: – М.: БИНОМ. Лаборатория М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 108 с.
7. Выготский Л.C. Педагогическая психология [Текст] / М.: Педагогика – Пресс, 2015. – 534 с.
8. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика [Текст] / Киев: Изд-во Вшца. шк., 2011. – 197 с.
9. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности [Текст] / М.: Дом Педагогики, 2016. – 204 с. 10. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии [Текст] /М.:Мурманск, 2016. – 147 с.
11. Орлов, В.И. Активность и самостоятельность учащихся в обучении [Текст] /В.И. Орлов–Специалист. – 5-е изд. – 2002.– 98 с.
12. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 53000 слов [Текст] / под общ.ред. проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М: Оникс, Мир и образование, 2012. – 1200 с.
13. Павлова Л. В. Практико-ориентированное обучение (из опыта стажировки в Швейцарии) // Социосфера. – 4-е изд. –2013.– 92с.
14. Панюкова, С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий [Текст] / – М.: Прогресс, 2013. – 128 с.
15. Поляков К. Ю., Еремин Е. А. Информатика [Текст] 7-9 классы: методическое пособие / М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 80 с.
16. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya programmaosnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/.
17. Примерная программа по информатике – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rosfgos.ru/fgos-po-predmetam, свободный.
18. Семакин И. Г., Цветкова М. С. Информатика: методическое пособие [Текст] для 7–9 классов / – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 160 с.
19. Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике [Текст] / М.: Высшая школа, 2010. – 263 с.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2009 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/938.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304/ , свободный
22. Угринович Н.Д. Пояснительная записка к завершённой предметной линии учебников «Информатика» для 7–9 классов общеобразовательных организаций / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lbz.ru/metodist/iumk/informatics/files/ugrinovich-7-9-pz.pdf, свободный.
23. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя [Текст] / М.: Педагогика, 2011. – 288 с.

Вопрос-ответ:

Какие основы и теория лежат в основе обучения информатике?

Основы и теория обучения информатике включают в себя понятия базовых мировоззренческих концепций, таких как алгоритмы, структуры данных, абстракции и др. Эти понятия помогают учащимся понять принципы работы компьютерных систем и развивать аналитическое мышление.

Какими методами можно применить проектный подход к обучению информатике?

Для применения проектного подхода в обучении информатике можно использовать ситуационные факторы, которые позволяют учащимся решать реальные задачи, связанные с информационными технологиями. Это может быть создание веб-сайта, разработка программного обеспечения или анализ данных.

Каким образом практическое обучение информатике помогает учащимся?

Практическое обучение информатике позволяет учащимся применять теоретические знания на практике. Они могут разрабатывать и тестировать программы, создавать веб-сайты и работать с базами данных. Это помогает им лучше понять принципы работы компьютерных систем и развивает навыки решения проблем.

Какие понятия информатики являются базовыми мировоззренческими концепциями?

Базовыми мировоззренческими концепциями информатики являются алгоритмы, структуры данных, абстракции, моделирование, компьютерные сети, информационная безопасность и др. Эти понятия помогают учащимся понять принципы работы информационных технологий и развивать критическое мышление.

Какие практические задачи можно решать в обучении информатике?

В обучении информатике можно решать такие практические задачи, как разработка программного обеспечения, создание веб-сайтов, анализ и обработка данных, проектирование компьютерных систем и др. Это помогает учащимся применять свои знания на практике и развивать навыки решения проблем.

Какие теоретические основы лежат в основе преподавания информатики?

Основой преподавания информатики являются базовые мировоззренческие понятия, которые позволяют учащимся понять сути информационного процесса и его роли в современном обществе. Эти понятия включают в себя понятия информации, данные, алгоритмы, программы и компьютеры.

Какие ситуационные факторы влияют на процесс обучения информатике?

Ситуационные факторы включают в себя такие аспекты, как уровень подготовки учащихся, доступ к ресурсам, качество обучения, мотивация и интерес учащихся к предмету, а также социокультурные и экономические условия, в которых происходит обучение.

Какими методами можно осуществлять обучение информатике с использованием проектного подхода?

Для обучения информатике с использованием проектного подхода применяются различные методы. Например, это может быть метод анализа и проектирования систем, метод моделирования и имитационного моделирования, метод проблемного обучения, метод сетевых моделей, метод обратного моделирования и др.

Что включает в себя практическое обучение информатике?

Практическое обучение информатике включает в себя работу с компьютерными программами и системами, разработку и реализацию информационных проектов, решение ситуационных задач, а также проведение экспериментов и исследований в области информатики.

Каким образом метод решения ситуационных задач помогает учащимся усвоить базовые мировоззренческие понятия информатики?

Метод решения ситуационных задач позволяет учащимся не просто узнать о базовых мировоззренческих понятиях информатики, но и применить их на практике. Решение ситуационных задач требует умения анализировать и синтезировать информацию, применять алгоритмическое мышление и оценивать результаты своей работы. Таким образом, метод решения ситуационных задач позволяет учащимся усвоить базовые мировоззренческие понятия информатики более глубоко и эффективно.

Какие основные теоретические основы лежат в основе преподавания информатики?

Основные теоретические основы преподавания информатики включают в себя базовые мировоззренческие понятия, методы к проектному подходу обучения, а также практическое обучение информатике. Базовые мировоззренческие понятия позволяют развивать у учащихся системное и алгоритмическое мышление, а также формировать информационную грамотность.